Научная статья на тему 'Рынок агрострахования РФ на современном этапе и приоритетные направления его развития'

Рынок агрострахования РФ на современном этапе и приоритетные направления его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СТРАХОВОЙ ТАРИФ / СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ / КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ РИСКИ / СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виноходова Ирина Геннадьевна

2017 г. стал непростым для системы агрострахования в России. Резкий пересмотр принципов планирования и организации господдержки АПК на федеральном уровне привел к так называемой «проблеме единой субсидии», когда субъекты РФ получили полномочия самостоятельно управлять финансированием программ развития АПК, задача субсидирования агрострахования оказалась для них в тени текущих производственных вопросов. Вопрос агрострахования стал особенно важен сегодня, когда наша страна вышла на лидирующие позиции в мире по развитию АПК. Основные конкуренты России на данном рынке США, Китай, Индия, страны ЕС за последние 15 лет совершили прорывы в развитии своих систем страховой защиты сельского хозяйства. По данным Международной ассоциации агростраховщиков, за 10 лет мировой рынок агрострахования вырос в 4 раза и превысил 30 млрд долларов. Не менее 70% мирового агрострахования приходится на страхование с господдержкой, которое в 2017 г. обеспечивало охват от 30 до 85% посевов. Россия тоже не осталась в стороне от мировых процессов. Принятие в 2011 г. закона о господдержке агрострахования (после засухи, нанесшей растениеводству убыток свыше 40 млрд руб.) позволило получить первый в постсоветской России опыт организации агрострахования на системной основе. За 6 лет система агрострахования, обслужившая более 30 тыс. договоров страхования агробизнеса, полностью выстроена и может стать инструментом для решения новых задач. С 2018 г. начинается процесс пересмотра всей сельскохозяйственной стратегии нашей страны. Субсидируемое агрострахование должно стать составляющей частью всей системы предупреждения и защиты от рисков в агропромышленном комплексе, а страховой рынок, уже доказавший способность к системной долгосрочной работе, сможет взять на себя организацию защиты даже от крупных рисков в партнерстве с государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок агрострахования РФ на современном этапе и приоритетные направления его развития»

УДК 368.5

РЫНОК АГРОСТРАХОВАНИЯ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

Ирина Геннадьевна Виноходова, к. экон. н., доцент

ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки

2017 г. стал непростым для системы агрострахования в России. Резкий пересмотр принципов планирования и организации господдержки АПК на федеральном уровне привел к так называемой «проблеме единой субсидии», когда субъекты РФ получили полномочия самостоятельно управлять финансированием программ развития АПК, задача субсидирования агрострахования оказалась для них в тени текущих производственных вопросов.

Вопрос агрострахования стал особенно важен сегодня, когда наша страна вышла на лидирующие позиции в мире по развитию АПК. Основные конкуренты России на данном рынке - США, Китай, Индия, страны ЕС - за последние 15 лет совершили прорывы в развитии своих систем страховой защиты сельского хозяйства. По данным Международной ассоциации агростраховщиков, за 10 лет мировой рынок агрострахования вырос в 4 раза и превысил 30 млрд долларов. Не менее 70% мирового агрострахования приходится на страхование с господдержкой, которое в 2017 г. обеспечивало охват от 30 до 85% посевов.

Россия тоже не осталась в стороне от мировых процессов. Принятие в 2011 г. закона о господдержке агрострахования (после засухи, нанесшей растениеводству убыток свыше 40 млрд руб.) позволило получить первый в постсоветской России опыт организации агрострахования на системной основе. За 6 лет система агрострахования, обслужившая более 30 тыс. договоров страхования агробизнеса, полностью выстроена и может стать инструментом для решения новых задач.

С 2018 г. начинается процесс пересмотра всей сельскохозяйственной стратегии нашей страны. Субсидируемое агрострахование должно стать составляющей частью всей системы предупреждения и защиты от рисков в агропромышленном комплексе, а страховой рынок, уже доказавший способность к системной долгосрочной работе, сможет взять на себя организацию защиты даже от крупных рисков в партнерстве с государством.

Ключевые слова: сельскохозяйственное страхование, государственная поддержка, страховой тариф, страховое возмещение, катастрофические риски, страховая защита.

Построение в России системы агрострахования с государственной поддержкой на основе специализированного законодательства совпало с периодом активного роста АПК. В 2017 г. объем производства продукции АПК достиг 5,6 трлн руб., из которых 3,0 трлн - продукция растениеводства, 2,6 трлн. - продукция

животноводства. Четвертый год подряд был получен выдающийся урожай (в том числе в 2017 г. валовой сбор зерна впервые в истории стр аны превысил 135,4 млн т, что на 12,2% выше уровня 2016 г.). По отношению к 2012 г. прирост производства составил: +69% в целом по АПК РФ; +85% в

_

растениеводстве; +60% в животноводстве.

Ведение растениеводства и животноводства в России сопряжено с рисками целого ряда опасных явлений, приводящих к гибели посевов и сельскохозяйственных животных. По данным Минсельхоза РФ, в период с 2012 по 2017 г. от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера пострадали более 23,2 тыс. хозяйств, в которых гибель сельхозкультур произошла на площади более 12 млн га. Прямой ущерб от этих бедствий достиг 41,21 млрд руб.

По данным Минсельхоза РФ, за период 2012-2017 гг. до пострадавших от ЧС сельхозтоваропроизводителей в порядке компенсации понесенных затрат было доведено 16,93 млрд руб. ассигнований федерального бюджета. За этот же период страховщики выплатили аграриям по договорам страхования сельскохозяйственных рисков

27,2 млрд руб. страхового возмещения, что на 61% больше осуществленного участия государства в возмещении убытков аграриев.

Практика агрострахования 2012-2017 гг. показала, что основные риски, ведущие к страховым выплатам в растениеводстве, в России связаны с явлениями недостатка влаги -почвенной и атмосферной засухой, а также суховеем. Согласно статистике выплат, накопленной Национальным советом агростраховщиков (НСА), за указанный период на убытки из данной категории приходилось 65,1% выплат членов НСА по страхованию посевов. Третье место с долей 8,6% занимали риски, отно-

сящиеся к периоду зимовки посевов - вымерзание (основной риск для озимых - доля в выплатах составляет 8,1%), выпревание, ледяная корка. На четвертом месте стояли риски переувлажнения почвы и наводнений (15,8% выплат). Значимыми рисками являлись градобитие и сильный ветер (5% выплат), а также заморозки (4,3% выплат). Кроме того, к потерям застрахованных посевов в указанный период приводили пыльные бури, распространение вредных организмов, природные пожары.

В страховании животных практически все выплаты совершены по риску заразных болезней. Были также отмечены единичные случаи гибели застрахованного поголовья из-за нарушения электроснабжения в результате природных явлен ий, схода лавин и природных пожаров [3].

По данным Комиссии по мо-н иторингу ЧС НСА, в 2017 г. в связи с неблагоприятными для сельского хозяйства погодными условиями режим ЧС объявлялся на региональном уровне в 32 субъектах РФ. Предварительная оценка ущерба аграриев составила свыше 4 млрд руб. Согласно данным Национального доклада Минсельхоза РФ о реализации сельскохозяйственной Госпрограммы, после проведения экспертной оценки представленных субъектами документов ущерб был установлен на территории 20 регионов и оценен в 3,64 млрд руб. Основную часть убытка (3,60 млрд руб.) составила гибель сельхозкультур, которая произошла на общей площади 489,4 тыс. га. На компенсацию

убытков Правительство РФ направило в 2017 г. бюджетам пострадавших субъектов РФ ассигнования в размере 1,82 млрд руб.

Кроме того, в 2017 г. в целях оказания финансовой поддержки аграриям, пострадавшим в ряде регионов в результате ЧС природного характера в 2016 г., в соответствии с распоряжениями Правительства РФ были направлены средства федерального бюджета в размере 1,98 млрд руб. Таким образом, общий объем бюджетных ассигнований, направленных в 2017 г. на компенсацию ущерба аграриев от ЧС в 2016-2017 гг., составил 3,80 млрд руб. (в том числе 1,07 млрд руб. из средств резервного фонда Правительства РФ).

В период с 2012 по 2016 г. благодаря совместным усилиям органов государственной власти и НСА в России была сформирована и в целом отлажена федеральная система субсидирования агрострахо-вания.

В 2017 г. принципы организации поддержки сельского хозяйства на федеральном уровне были существенно изменены, при этом специфика агрострахования не была учтена. Это повлекло сокращение объема оказанной поддержки агрострахова-ния в 3,5 раза. Дестабилизация субсидирования стала главной угрозой для системы агрострахования в России в 2017 г., на что НСА в течение 2016-2017 гг. неоднократно обращал внимание органов власти.

В соответствии с профильным законодательством (законами

№260-ФЗ и №264-ФЗ) государственную поддержку агропроизво-

дителям должны оказывать субъекты РФ [1]. Каждый регион финансирует АПК согласно собственным нормативно-правовым актам, но с соблюдением федеральных требований. Например, для расчета размера объемов господдержки на каждый конкретный договор страхования органы АПК обязаны использовать ставки субсидирования, установленные для каждого субъекта РФ План о м сельскохозяйственного страхования (утверждается на будущий год Минсельхозом РФ). Средства на господдержку региональных программ развития АПК выделяются из бюджета субъектов РФ. Федераль-н ый бюджет, в свою очередь, перечисляет в адрес регионов субсидии на поддержку осуществления этой деятельности. На практике собственное участие регионов не является существенным. Так, в 20122017 гг. доля федерального субсидирования превысила 90% объема господдержки агрострахования.

Базовым документом в области господдержки на федеральном уровне является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утверждаемая Правительством РФ [2]. Запланированное в Госпрограмме финансирование направлений, в том числе агростра-хования, должно ежегодно учитываться в Законе о федеральном бюджете РФ для субсидирования регионов, которое в свою очередь должно осуществляться в порядке, установленном Законом о бюджете и Правительством РФ.

Принятое 30.12.2016 г. Постановление Правительства №1556 привело к кардинальному пересмотру принципов организации субсидирования сельского хозяйства, в частности, ряд направлений, включая аг-рострахование, был включен в «единую субсидию», в рамках которой регионы получили право перераспределять средства господдержки по своему усмотрению.

На практике с 2017 г. произошло существенное отступление от предусмотренной Законом №260-ФЗ и №264-ФЗ модели организации субсидирования агрострахования, поскольку средства на господдержку данного направления не были в явном виде предусмотрены Законом о федеральном бюджете на 2017 год. Постановлением Правительства от 13.12.2017 г. №1544 Госпрограмма переведена на проектное управление с 2018 г.

Если проанализировать практическую организацию господдержки агрострахования в 2012-2017 гг., то можно выделить следующие периоды:

1) 2012-2015 гг.: годовой объем перечисляемых на господдержку страхования субсидий составлял от 4,5 до 5,4 млрд руб. Субсидирование урожая выросло с 4,5 до 5,0 млрд руб., страхования животных - с 276 до 484 млн руб.

Первый опыт организации субсидирования агрострахования выявил проблему: на уровне субъектов РФ запланированные объемы господдержки не отвечали реальным потребностям аграриев. В связи с этим в конце каждого года Правительство России перераспределяло

средства страховых субсидий, невостребованных в ряде субъектов РФ, в те регионы, где спрос превышал запланированные показатели.

2) 2016 г.: объем фактически выделенных субсидий снизился почти вдвое - до 2,7 млрд руб. (2,5 млрд руб. - по страхованию урожая и 256 млн руб. - по страхованию животных). Распределение сельхозсубсидий между субъектами РФ на этот год впервые было утверждено не Правительством, а напрямую указано в федеральном законе о бюджете. Перераспределение страховых субсидий по итогам года не производилось, при наличии большого числа заявлений на субсидирование уже заключенных страховых договоров часть средств была отнесена к невостребованным и возвращена в бюджет.

3) 2017 г.: в результате перехода к «единой субсидии» объем оказанной господдержки сократился до 821 млн руб.: 508 млн руб. - по страхованию урожая, 313 млн руб. -по страхованию животных. Начиная со второй половины 2016 г., НСА многократно обращал внимание органов власти на ошибочность р ешения относительно агрострахо-вания. Практика подтвердила опасен ия НСА : в 2017 г. органы АПК субъектов РФ предпочли использовать средства субсидий на иные цели. Из 48 субъектов РФ, при заключении соглашений с Минсель-хозом РФ на 2017 г. принявших на себя обязательства по господдержке страхования рисков растениеводства, 31 субъект (63%) не выполнил целевые показатели по страхованию [5].

В 2017 г. рост рынка агростра-хования, продемонстрированный предшествующим годом (2016 г. к 2015 г.: +25%), прекратился: объем страховой премии в агростраховании сократился более чем в 2 раза (-55% к 2016 г.). Основной причиной, оказавшей негативное влияние на рынок, стало включение государственной поддержки агрострахования в «единую субсидию». Эта мера привела к резкому сокращению объема субсидирования (более чем в 3 раза: с 2,6 млрд руб. до 821 млн руб.), которое отразилось, прежде всего, на страховании в растениеводстве, где господдержка уменьшилась в 5 раз -с 2,27 млрд до 508 млн руб.

В результате рынок агростра-хования уменьшился с 9,8 до 4,4 млрд руб. Одновременно изменилась его структура: если годом ранее страхование с господдержкой занимало 87% страховой премии, то в 2017 г. - только 65%. Впервые за последние годы вырос рынок агро-страхования без господдержки (+246 млн руб. к 2016 г.), однако его рост не может компенсировать потери агрострахования с господдержкой (-5,4 млрд руб. к 2016 г.).

По данным Банка России и НСА, в 2017 г. 34 страховых компании осуществляли агрострахование практически на всей территории России - в 76 субъектах РФ [6].

В 55 регионах аграрии использовали агрострахование на условиях,

позволяющих получить господдержку.

На государственную поддержку при страховании посевов рассчитывали хозяйства в 36 субъектах РФ,

при страховании поголовья животных - в 49. В ряде регионов господдержка была оказана по обоим направлениям.

На условиях господдержки в агростраховании работали 18 страховых компаний-членов НСА. Без господдержки договоры агрострахо-вания заключали 30 страховых компаний, при этом лишь 7% рынка не-субсидируемого агрострахования приходится на страховые компании, не являющиеся членами НСА. Региональные сети страховщиков-членов НСА в течение 2017 г. выступили гарантом присутствия в каждом субъекте РФ не менее трех членов Союза. Таким образом, система аг-рострахования позволяла обеспечить з ащиту аграриев на всей территории страны.

На условиях господдержки аг-ростраховщики заключили в 2017 г. 881 договор, что более чем в два раза меньше, чем годом ранее (1954 договора). Из-за недоступности субсидий премия по страхованию с господдержкой в 2017 г. снизилась до 2,85 с 8,5 млрд руб. годом ранее. Изменилась структура данного рынка. Если в 2016 г. 88% его объема составляло страхование сельхозкультур, то в 2017 г. на этот сегмент пришлось только 60%, доля страхования сельхозживотных выросла с 12 до 40%.

На условиях господдержки страхование сельхозкультур в 2017 г. осуществляли 16 страховщиков. В условиях резкого ограничения субсидирования ими было заключено 494 договора (2016 г. - 1595 договоров), предусматривавших сум-

ИЗВЕСТИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ГСХА

2018 №4

марную страховую сумму свыше 44,8 млрд руб. (2016 г. -129,1 млрд руб. Начисленная страховая премия составила 1,8 млрд руб. (2016 г. -7,5 млрд руб.). Всего было застраховано 1,35 млн га посевных площадей (2016 г. - 3,8 млн га), что составило 1,7% всей посевной (посадочной) площади страны. Основными объектами страхования являлись зерновые, масличные и технические культуры.

Страховую защиту рисков животноводства на субсидируемых условиях предоставляли в 2017 г. 10 страховых компаний, заключивших 387 договоров с суммарной страховой суммой 83,9 млрд руб. (2016 г. - 359 договоров на страховую сумму 83,2 млрд руб.). Начисленная премия существенно не изменилась и осталась на уровне 1,0 млрд руб. Всего в рамках поддержки страхования в области животноводства в 2017 г. было застраховано 4,5 млн условных голов сельхозживотных (2016 г. -4,0 млн), что составило 16,7% от общего поголовья (2016 г. -14,6%) [5].

Основной тенденцией в субсидируемом страховании сельхозжи-вотных стало расширение его использования в свиноводстве и птицеводстве. Если в 2013 г. (год введения господдержки при страховании сельхозживотных) 68,2% премии приходилось на страхование крупного рогатого скота, то уже к 2016 г. более половины данного рынка оказалось за страхованием рисков свиноводства. В 2017 г. по сравнению с

п ери о д о м 2013-2016 гг. резко увеличилась доля страхования птицы - с 1 0% до 17%.

Без господдержки аграрии Р о с сии заключили в 2017 г. 72,8 тыс. договоров агрострахования, из которых 94% составляют договоры страхования сельхозживотных на личных подворьях физических лиц.

Еще 4,2 тыс. договоров по страхованию поголовья без господдержки заключено сельхозпредприятиями, на эту группу приходится основная часть рынка - 54%. Только 202 договора заключено по страхованию рисков растениеводства (33% страховой премии).

Общая сумма страховой премии по несубсидируемым договорам составила 1,54 млрд руб., из которых 15% приходится на физических лиц. В целом объем премии в агрострахо-вании без господдержки вырос на 1 9 % .

З авершение перехода к единой централизованной системе агростра-хования с господдержкой в 2016 г. и повышение прозрачности и надеж-н о сти рынка агрострахования создали предпосылки для дальнейшего развития системы и широкого применения страховых инструментов в сельском хозяйстве.

Основные задачи развития агрострахования:

- включение системы агростра-хования в обновленную структуру Госпрограммы развития сельского хозяйства, основанной на проектном управлении;

- выведение господдержки агро-страхования из «единой субсидии»;

- совершенствование установ-

ленных законом условий агростра-хования с господдержкой;

- дополнительное стимулирование аграриев к страхованию;

- развитие страхования малых форм хозяйствования;

- совершенствование процедур урегулирования убытков;

- развитие информационного взаимодействия основных участников системы агрострахования [4].

В 2017 году вопрос дальнейшего развития системы агрострахования был поставлен на уровне Правительства РФ и Законодательного собрания РФ в ходе 2 совещаний в Совете Федерации, 5 заседаний рабочей группы в Государственной Думе РФ, 2 совещаний в Аппарате Правительства РФ, более 15 совеща-

ний в Банке России, Минсельхозе, Минфине РФ, а также в ходе обсуждения проекта Консультационного доклада Банка России, посвященного развитию агрострахования в рамках презентации научного исследования НИФИ Минфина России.

Ожидаемые изменения в 20182019 гг.:

в Законе № 260-ФЗ: повыше-

ние вариативности программ агро-страхования на условиях господдержки; распространение господдержки на страхование объектов аквакультуры;

- в системе субсидирования: выделение средств на поддержку аг-рострахования из состава «единой субсидии».

Библиографический список

1. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]: ФЗ от 25.07.2011 N 260-ФЗ. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс, по договору. -Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 06.09.2018). - Режим доступа: СПС Консультант Плюс, по договору. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Виноходова И.Г. Роль государственного регулирования в развитии системы сельскохозяйственного страхования / И.Г. Виноходова, Н.В. Крикунова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №12. - С.23-27.

4. Виноходова И.Г. Совершенствование сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в России / И.Г. Виноходова // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - №1.- С.56-61.

5. Агрострахование для России. Годовой отчёт 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.naai.ru/upload/iblock/32b/32b2928fb6bef79b86cc57bb781378df.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Сельхозстрахование с господдержкой [Электронный ресурс]: консультативный доклад Банка России. - Режим доступа: http://www.insur-info.ru/press/131730/, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.

E-mail: [email protected]

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА

Тел.: (81153) 7-17-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.