Мальцева И.С
к.э.н., Институт социально -экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г.
Сыктывкар
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ
СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: модернизация, сельская экономика, сельскохозяйственный потребительский кооператив, малые форм хозяйствования, северный регион, государственная поддержка.
Keywords: modernization, rural economy, agricultural cooperative, small farms, Northern region, state support.
Реализация целей модернизации сельского хозяйства России началась с принятия приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который позволил частично преодолеть негативные тенденции в функционировании отрасли. С 2006 г. сельское хозяйство стало одним из четырех национальных проектов, который в 2008 г. перешел в государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», а затем и госпрограмму на 2013-2020 гг. Доктрина продовольственной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 21.01.2020 г. № 20 определила модернизацию и устойчивое развитие сельской экономики в качестве одного из двенадцати национальных интересов государства в сфере продовольственной безопасности.
Модернизация - это современный термин, используемый для характеристики давно уже идущего в мире процесса - процесса социальных изменений, посредством которых менее развитые общества приобретают характеристики, отличающие большинство развитых обществ
Теория модернизации рассматривает развитие как единый эволюционный путь, которым следуют все общества -от аграрных, сельских и традиционных обществ до постиндустриальных, городских и современных форм. Другими словами, все общества, однажды вовлеченные в процесс модернизации, следуют заранее определенной последовательности стадий развития: традиционная экономика, переход к взлету, сам взлет, стремление к зрелости, возраст высокого потребления и постиндустриальное общество. Теория модернизации делает акцент на внутренних силах и источниках социально -экономического развития - таких как образование, рыночная экономика, демократические и светские политические структуры.
Модернизация включает в себя урбанизацию, применение науки и техники, быстрое увеличение профессиональной специализации, рост бюрократизации и повышение уровня образования, но ядром этого процесса является индустриализация, которая позволяет избежать нищеты и беспомощности натурального сельского хозяйства. С помощью индустриализации общество может избавиться от голода, приобрести новые технологии, и достичь гораздо более высокой продолжительности жизни, чем это было возможно в доиндустриальном обществе. Принятие этой цели становится чрезвычайно привлекательным с точки зрения общества с низкими доходами, как только будет доказано, что она может быть достигнута. Сегодня почти каждое общество на Земле находится на той или иной стадии процесса индустриализации.
В развитых индустриальных (или «постмодернистских») обществах престиж рациональности, науки и техники падает. Постиндустриальные ценности отдают больший приоритет самовыражению, чем экономической эффективности: люди становятся менее склонными принимать издержки, связанные с бюрократией и жесткими социальными нормами. Постмодернистское общество характеризуется упадком иерархических институтов и расширением сферы индивидуального выбора и массового участия. Более того, появление постиндустриального общества благоприятствует демократическим институтам, отчасти потому, что эти общества требуют высокообразованных и инновационных работников, которые привыкают думать самостоятельно в повседневной трудовой жизни2.
Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации является одним из инструментов модернизации сельской экономики (обеспечивая совершенствование технической и технологической оснащенности всех производственных процессов, особенно в малом и среднем бизнесе) и способствует становлению постмодернистских тенденций (являясь демократическим институтом).
Сельскохозяйственная потребительская кооперация служит важным элементом развития сельской экономики, при этом и российские и зарубежные исследователи отмечают значимую роль кооперативов в реализации как эконо-
1 Lerner D., Coleman J., Dore R. Modernization // International Encyclopedia of the Social Sciences. 1968. Vol. 10. - https://archive. org/details/encyclopaediaoft030658mbp/page/n7/mode/2up
2
Inglehart R. Modernization, Sociological Theories of // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2001. -P. 9965-9971. - https://doi.org/10.1016/B0-08-043076-7/01921-5
мических, так и социальных функций. Сельскохозяйственные кооперативы реализуют цели своей деятельности в следующих сферах
- в производственной: обеспечение потребителей безопасными и здоровыми, качественными пищевыми и непродовольственными товарами и развитие своей конкурентной позиции на мировом рынке, основанные на методах устойчивого производства;
- в территориальной: защита и укрепление сельской местности и предоставление экологических услуг, оцениваемые общественностью в целом; поддержка инфраструктуры, экономики и занятости в огромном количестве деревень на всей территории и для предотвращения депопуляции и опустынивания - в отдаленных и труднодоступных районах;
- в социальной: содействие укреплению экономической и социальной сплоченности между группами сельхозпроизводителей и регионами - сокращение диспропорциональности между богатыми и бедными регионами1.
Западная методика анализа функционирования кооперативов предлагает осуществлять его с использованием экономических показателей - их ресурсов, результатов деятельности, производственного процесса (включая воздействие на окружающую среду), клиентов/бенефициаров, членов кооператива/работников, социальных сетей, заинтересованных сторон. Также предлагает исследовать социальные показатели (то есть те, которые помогают оценить «построение лучшего общества»)2. К сожалению, в российской статистике социальные показатели не отражаются, поэтому анализ производится на основании экономических показателей, без оценки социального эффекта кооперации. В данной статье будут использованы только экономические показатели деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов на материалах северного региона - Республики Коми.
В целом по Российской Федерации сельскохозяйственные потребительские кооперативы имеют тенденцию к сокращению: за период 2013-2018 гг. их количество уменьшилось на 23%. Произошло сокращение всех видов кооперативов, в наибольшей степени - кредитных (на 37%), прочих (на 33%) и сбытовых (на 25%). Незначительный рост на 0,4% произошел по перерабатывающим кооперативам.3 Около половины сельскохозяйственных потребительских кооперативов сосредоточены только в 12 субъектах РФ, преимущественно в Липецкой области и Якутии, где наиболее активно осуществляются меры по их поддержке.
Российские экономисты справедливо отмечают, что слабое развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации связано как с внутрикооперативными проблемами, так и с проблемами, носящими макроэкономический характер. На формирование кооперативов влияют уровень первоначальных вложений пайщиков, разный потенциал и взаимное доверие членов кооператива, реальные выгоды и стратегия развития организации; а также государственная политика в отношении кооперации и кооперативное законодательство.
По мнению И.Н. Буздалова, возрождение сельскохозяйственной кооперации связано с преодолением серьезного отставания в разработке ее теоретических основ, формированием адекватной этим основам кооперативной политики с соответствующим радикальным обновлением кооперативного и общего аграрного законодательства. Требуется четкое определение субъектов социальной базы кооперации и условий создания в России их мощной развитой системы4.
Республика Коми является аутсайдером по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации, кооперативные процессы происходят в регионе очень медленно и вяло. По данным Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми в 2018 г. в регионе функционировало семь сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и работал Коми республиканский ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов «Аудит-Информ». На территории республики не работало ни одного кредитного кооператива.
Общий объём реализации продукции, работ и услуг в 2018 г. по сельскохозяйственным потребительским кооперативам Республики Коми составил 78 200 тыс. руб., что в 1,5 раза выше показателя уровня 2013 г. Общий паевой фонд кооперативов увеличился до 311,0 тыс. руб. (рост по сравнению с 2013 г. в 1,9 раза). Средний размер паевого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива на 1 января 2018 г. - 44,4 тыс. руб. За пятилетний период объемы деятельности кооперативов выросли (как и увеличились размеры кооперативов), показатели результативности улучшились, но несмотря на получение чистой прибыли, убыточность продаж сохранилась (табл. 1).
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в 2018 г. имели основные средства на сумму 18,9 млн. руб. (рост за пять лет более чем в шесть раз). Обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов потребовало в 2018 г. 3505 тыс. руб. внешних заимствований (в том числе 2000 тыс. руб. - от членов и от ассоциированных членов кооперативов), из бюджетов всех уровней было получено 8072 тыс. руб. субсидий.
1 Comité des organisations professionnelles agricoles de l'UE. 1999: The European Model OF Agriculture the way ahead, COPA, COGECA. - trade.ec.europa.eu/doclib/html/122241.htm/
2 Lopez A., Marcuello G. Agricultural cooperatives and economic efficiency // New Medit. 2006. - N 3. - P. 16-22. - http://newme dit. iamb.it/share/img_new_medit_articoli/71_16lopez.pdf
3 Комитет Конгресса по развитию сельского хозяйства: сельхозкооперация для экономики поселений // Муниципальная Россия. 2018. - № 5. - С. 31.
4 Буздалов И.Н. ПСХ как субъект базы кооперации в сельском хозяйстве России // Никоновские чтения. 2018. - № 23. -С. 175-182.
Таблица 1
Результаты деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов Республики Коми в 2013-2018 гг. (фактически действующих)
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абсолютное изменение показателей за 2013-2018 гг.
Количество кооперативов, ед. 6 6 8 9 8 7 1,0
Число пайщиков, лиц 39 39 123 128 94 89 50
Паевой фонд, тыс. руб. 163 163 292 314 311 311 148
Выручка, тыс. руб. 53 532 44 486 44 112 45 976 69 952 78 200 24 668
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. -5324 648 -1707 666 6642 1333 6657
Рентабельность (убыточность) продаж, % -9,9 1,5 -3,9 1,4 9,5 -1,7 8
Объем выручки на 1 кооператив, тыс. руб. 8922 7414 5514 5108 8744 11 174 2252
Количество членов на 1 кооператив, лиц 6 6 15 14 11 12 6
Средний размер паевого фонда, тыс. руб. 27,1 27,1 36,5 34,9 38,9 44,4 17
Примечание: Составлено автором по данным отчетности Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми.
Важность развития сельхозкооперации в северном регионе связана с особенностями функционирования и ролью мелкого и среднего сельхозпроизводства в республике, его мелкими масштабами и территориальной рассредото-ченностью. В настоящее время 26% объема производства сельхозпродукции в Республике Коми осуществляют хозяйства населения (ЛПХ), объемы производства в которых сократились с 2013 г. на 23%, при этом объемы производства продукции растениеводства за последние пять лет снизились на 26%, а животноводства - 15%. Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) производят около 90% общереспубликанских объемов картофеля и 80% овощей. С 2014 г. в ЛПХ более чем на треть сократилось производство молока и мяса (табл. 2).
Таблица 2
Производство сельскохозяйственной продукции в Республике Коми по категориям хозяйств
за 2014-2018 гг., тыс. т
Продукция 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 Темпы роста за 2014-2018 гг., %
Всего Удельный вес, %
Картофель 84,4 77,9 63,4 35,5 54,4 100 64,5
В том числе: Сельхозорганизации 6,1 5,3 4,3 1,6 4 7,4 65,6
КФХ 2,7 3,3 3,1 1,6 2,1 3,9 77,8
ЛПХ 75,5 69,3 55,9 32,3 48,2 88,6 63,8
Овощи 19,6 21,4 22,9 16,8 20,1 100 102,6
В том числе: Сельхозорганизации 3,6 4,5 4 3 3,3 16,4 91,7
КФХ 0,6 0,6 0,7 0,2 0,3 1,5 50,0
ЛПХ 15,4 16,3 18,3 13,5 16,5 82,1 107,1
Скот и птица на убой в убойном весе 20,5 22,2 22,9 23,8 24,6 100 120,0
В том числе: Сельхозорганизации 17,9 19,8 20,7 21,8 22,7 92,3 126,8
КФХ 0,5 0,5 0,6 0,5 0,5 2,0 100,0
ЛПХ 2,1 1,9 1,7 1,6 1,4 5,7 66,7
Молоко 56,6 56,5 54,3 54,7 54,8 100 96,8
В том числе: Сельхозорганизации 35,5 36,2 36,2 36,5 37,7 68,8 106,2
КФХ 6,9 7,4 7,7 8,4 8,3 15,1 120,3
ЛПХ 14,2 12,9 10,4 9,7 8,8 16,1 62,0
Примечание: Составлено автором по: Сельское хозяйство в Республике Коми. 2019: стат. сб. // Комистат, 2019.
В последние пять лет в ЛПХ наблюдалось снижение поголовья основных видов скота и посевных площадей сельскохозяйственных культур. Снижение объемов производства в хозяйствах населения не было компенсировано ростом объемов производства сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). При этом производя более четверти сельхозпродукции, хозяйства населения не получают практически никакой государственной поддержки за исключением минимальной денежной помощи в закупке молодняка крупного рогатого скота и при продаже молока.
Доля крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) в республиканском объеме производства продукции сельского хозяйства составляет 5%, за 2013-2018 гг. производство продукции возросло на 27%. Продукция растениеводства увеличилась на 40%, животноводства - на 23%. Преобладающим направлением деятельности фермеров республики является производство животноводческой продукции, на долю которой в 2018 г. приходилось 75%. В целом за пять лет производство скота и птицы на убой незначительно снизилось, валовые надои возросли на 25%. В настоящее время в республике стоит задача замедления темпов падения сельхозпроизводства в ЛПХ и более активного вовлечения в рыночный оборот хозяйств населения и КФХ.
С 2019 г. в России начал работать Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации». В состав проекта входит:
- Доработка и реализация региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации;
- Определение центров компетенций и разработка их стандартов;
- Новые меры финансовой поддержки (37,368 млрд. руб. из федерального бюджета на 6 лет);
- Меры поддержки сельскохозяйственных кооперативов по линии АО Корпорация «МСП»: совершенствование «коробочного продукта», мероприятия по повышению информационной открытости закупок крупнейших заказчиков, обучающие семинары для центров компетенций;
- Мероприятия по изменению нормативной базы.
Без сомнения, реализация проекта даст новый импульс развитию кооперации на селе. Однако этого не достаточно. Как считает А.В. Петриков, мерами по стимулированию сельскохозяйственной потребительской кооперации являются:
- совершенствование кооперативного законодательства;
- приоритетная поддержка малых и средних сельхозорганизаций и фермеров;
- поддержка кооперативных хранилищ и оптово-логистических центров;
- формирование федеральной кооперативной товаропроводящей сети и общероссийской кооперативной торговой марки;
- особое внимание к поддержке производственных кооперативов, а также кредитных кооперативов 1.
Кроме того, данные направления развития (включая Федеральный проект) оставляют в стороне хозяйства населения, что недопустимо, учитывая их экономическую и социальную значимость. Таким образом, необходимо дальнейшее развитие мероприятий в рамках проекта.
1 Петриков А.В. О приоритетных направлениях развития сельскохозяйственной кооперации в России // Доклад на заседании Комитета по развитию сельского хозяйства Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО) 14.06.2019 г. -http://www.viapi.ru/news/detaü.php?ID=227816