денной до рыночной стоимости, а не до справедливой) отражать через деловую репутацию, уменьшая ее стоимость, а не стоимость активов.
Для отражения справедливой стоимости организации международные стандарты не оценивают на предмет обесценения гудвилл как отдельный нематериальный актив, взамен его оценивают с подкреплением его к активам генерирующих единиц. Такая необходимость вызвана тем, что возмещаемая стоимость деловой репутации как отдельного актива не может быть определена вследствие того, что деловую репутацию невозможно определить отдельно, и она не генерирует потоки денежных средств независимо от других активов или групп активов. Поэтому при дооценке активов гудвилл не меняет своей стоимости, а при уценке вся уцененная стоимость приходится на гудвилл, оставшаяся часть уценки распределяется пропорционально стоимости активов. В последующем убыток от обесценения гудвилла нельзя восстановить. Такой учет данного актива разумен, ведь так раскрывается основная сущность деловой репутации.
При потери конкурентоспособности или при других факторах, понижающие его деловую активность в первую очередь страдает его деловая репутация как фактор «доброго имени» на рынке и только в последующем имущество организации. В таком случае гудвилл приносит экономическую выгоду как «подушка безопасности» при кризисных явлениях экономики, рынка или самого предприятия. Поэтому по сравнению с российскими стандартами бухгалтерского учета международные стандарты понятие деловой репутации раскрывают, оценивают и учитывают не как нематериальный актив, а как особый вид активов, что говорит о достаточных пробелах отечественного бухгалтерского учета в отражении правдивой информации пользователям отчетности.
Список литературы:
1. Положение по бухгалтерскому учету 14/2007 «Нематериальные активы».
2. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: МСФО (IRFS) 3 «Объединение бизнеса», IAS 38 «Нематериальные активы», IAS 36 «Обесценение активов» // Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2012. -Режим доступа: www.minfin.ru.
3. Соколов В.Я. Оценка по справедливой стоимости // Бухгалтерский учет. - 2006. - № 1.
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
© Муртаева А.В.*
Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа
В данной статье сельский туризм как альтернативная форма хозяйствования в сфере сельского хозяйства.
* Ассистент кафедры «Бухгалтерский учет и анализ».
В настоящее время на фоне спада сельскохозяйственного производства и роста безработицы на селе развитие сельского туризма имеет особое важное значение.
Понятие аграрного (сельского) туризма можно трактовать двояко. В узком смысле под аграрным туризмом понимают отдых городских жителей в сельской местности, предполагающий более или менее длительную аренду загородного жилья [1]. В широком смысле аграрный туризм включает все виды время препровождения городских жителей в сельской местности, то есть элементы отдыха и оздоровительных мероприятий. В частности, в данном случае речь может идти о сочетании отдыха с трудом на приусадебном участке, об этнографических экскурсиях с акцентом на сельскую составляющую, о добровольном временном участии в агро - производстве в рамках рекреационных мероприятий.
В настоящее время существуют две модели сельского туризма [2] (рис. 1).
Рис. 1. Модель формирования сельского туризма
Первая модель - туристический бизнес на базе малого семейного гостиничного хозяйства. Небольшие сельскохозяйственные предприятия - личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы - на свой страх и риск начинают заниматься предпринимательской деятельностью с туристическим уклоном. В этом случае аграрный туризм развивается за счет собственных ресурсов без привлечения необходимых инвестиций извне. Однако рассчитывать на значительный приток туристов в сельскую местность при таких условиях финансирования не приходится. Если усилия предприятий-предпринимателей дополняются деятельностью туроператоров (разрабатывающих туры) и тура-гентов (продающих путевки), то результат будет чуть лучше. Однако без кардинального повышения степени комфорта для потенциальных отдыхающих спрос на услуги сельского туризма так и останется на низком уровне, формируясь лишь за счет немногочисленных любителей: рыболовов, специалистов-этнографов и др. Семейные же туристы по-прежнему будут игнорировать эту сферу, потому что им требуется совершенно иное качество услуг.
Вторая модель - строительство крупных и средних частных туристических объектов в сельской местности. Сельский туризм рассматривается не как подсобное производство, а как основной бизнес, обеспечивающий максимальный набор рекреационных услуг, нацеленных на использование всех
привлекательных для туристов аспектов сельской жизни. К числу таких аспектов можно отнести, например, наличие благоприятных экологических и эстетических условий, возможность приобщиться к сельскому образу жизни и его развлечениям (конные прогулки, сбор грибов и ягод, рыбалка и пр.), доступ к недорогим продуктам питания местного производства, знакомство с этнографическими особенностями.
В принципе, эти две модели непротиворечивы, если рассматривать их как последовательные этапы одного и того же процесса. Во всяком случае, именно таким путем развивался аграрный туризм в странах Западной Европы. Первый этап - становление европейского аграрного туризма - длился примерно 20 лет и завершился в 1990-е годы. Изначальные мотивы, обусловленные политикой поддержки европейскими государствами локального аг-ротуризма, имели в основном социальный характер. Не случайно политика поддержки сельского туризма в Европе до сих пор ориентирована на экономически отсталые районы. Как правило, основанием для такой политики являлись потеря рыночной конкурентоспособности местной аграрной продукции и необходимость реструктуризации сельского хозяйства с целью повышения его эффективности. Это неизбежно вело к сокращению числа занятых в основном производстве и создавало проблему дефицита рабочих мест в сельской местности. В этой связи агротуризм стал рассматриваться в качестве альтернативного вида экономической деятельности, способного поддержать доходы отсталых регионов.
Сельский туризм или как его еще называют деревенский или аграрный, давно пользуется широкой популярностью в Европе и Америке. Он подразумевает отдых туристов в сельской местности, проживание в условиях, приближенных к деревенским, и даже участие в сельскохозяйственных работах. Интерес к нему в западных странах объясняется небольшими затратами и близостью к природе. Он великолепен для того, чтобы провести отпуск со всей семьей, предлагает знакомство с крестьянским бытом, питание натуральными продуктами и может сочетаться с разнообразными видами пассивного и активного отдыха.
В России сельский туризм начал развиваться сравнительно недавно - с середины 90-х годов. При этом, по оценкам экспертов, у сельского туризма в России - большие перспективы. Показатель туристского потенциала России составляет 55,8 %, другими словами, чуть более половины территории страны может быть задействовано в туриндустрии. Для сравнения, в Италии этот показатель равен 49 %. К тому же, российские площади сельскохозяйственных угодий, которые являются базой для развития агротуризма, не сравнить с площадями европейских стран. Так что российским предпринимателям есть, где развернуться.
К несомненным преимуществам отдыха туристов в семьях сельских жителей можно отнести пребывание, по сути, в гостях у хозяев, обслуживание не наемным персоналом, питание домашней кухней. Размещение подразуме-
вается в гостевых домах или в отдельных комнатах, в идеале с самостоятельным входом, водопроводом, биотуалетом и бытовой техникой не хуже, чем в малых западных гостиницах. Традиционный набор сельских развлечений включает пляжный отдых на берегу ближайшей реки, охоту и рыбалку, посиделки у костра, сбор дикоросов, деревенскую баню. Программу дополняют велосипедные и конные прогулки, экскурсии по местным достопримечательностям, знакомство с традициями и бытом коренных народов или консультации хозяев по выращиванию сельскохозяйственных культур. При желании можно взять в руки косу или грабли, хорошо размяться.
Однако в России имеются проблемы, мешающие продуктивному развитию сельского туризма, к ним можно отнести:
1. Отсутствие общепринятой национальной концепции по развитию сельского туризма.
2. Отсутствие четко сформулированной государственной политики по сельскому туризму и, соответственно, системы нормативно-право -вого обеспечения этого вида деятельности.
3. Отсутствие специального федерального законодательства, регулирующего деятельность в области сельского туризма в РФ.
4. Отсутствие стандартов и нормативов, применимых в сфере сельского туризма как специального сектора туриндустрии. Следует особо подчеркнуть, что стандарты и нормативы, действующие в РФ в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса, не могут механически переноситься на сектор малого семейного гостиничного бизнеса в силу специфики последнего.
5. Отсутствие квалифицированных кадров.
6. Отсутствие знаний и опыта работы в области обслуживания зарубежных и отечественных туристов.
7. Незнание собственных рекреационных ресурсов.
Республика Башкортостан имеет значительный агротуристский потенциал, основу которого составляют природные, историко-культурные и хозяйственные рекреационные объекты. Неравномерность в размещении различных видов агротуристских объектов может служит основой для определения приоритетных территорий развития тех или иных видов агротурист-ской деятельности в республики
Башкирия характеризуется благоприятным сочетанием условий и ресурсов для лечения, оздоровления, отдыха и познавательной деятельности и потенциал их достаточен для развития агротуризма.
Можно выделить следующие природные предпосылки для развития сельского туризма в республике:
- ландшафтное разнообразие территории;
- богатство поверхностными и подземными минеральными водами, использующихся для лечения, водного туризма, транспортной рекреации, рыбалки и др.;
- достаточно мягкий климат;
- большое количество уникальных карстовых объектов (в том числе Капова пещера, занесенная в список Всемирного Наследия Юнеско, Аскинская ледяная пещера);
- значительные по площади природно-заповедные территории - национальные природные парки, заповедники и прилегающие территории.
Большую ценность для развития агротуризма Башкирии представляют имеющиеся на ее территории культурно-исторические объекты, представленные в основном археологическими (стоянки первобытного человека эпохи камня и бронзы, древние поселения и городища) и историческими (мав-золеи-кэшэнэ золотоордынских времен, курганные могильники, исторические населенные пункты) памятниками.
Большая часть природных объектов находится в восточной части Башкирии и приурочена к горным ландшафтам. Природные рекреационные объекты, особенно охраняемые, более удалены от транспортных путей, чем хозяйственные и культурно-исторические объекты, расположенные в основном в западной и центральной частях Башкирии, вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей, речных путей.
Восточная горная часть Башкирии, характеризующаяся наличием уникальных, заповедных природных объектов и слабо освоенная в транспортном и хозяйственном отношении, благоприятна для развития агротуризма, включающего охоту и рыбалку, сбор ягод, грибов, лекарственных растений.
В зоне горного Южного Урала сосредоточены основные природные аг-ротуристские объекты Башкирии: скалы, водопады, пещеры, горные реки, источники минеральных вод, заповедники, заказники, большая часть из которых находится на территории Белорецкого горного рекреационного района (это Белорецкий, Бурзянский, Зилаирский, Кугарчинский, Зианчурин-ский административные районы) и Шиханского рекреационного района (к нему относится территории Кармаскалинского, Аургазинского, Стерлита-макского, Мелеузовского, Миякинского, Федоровского и Кумертауского административных районов).
Все эти интереснейшие места расположены в Башкортостане, а ведь в республике есть еще огромное количество маршрутов, которые впечатлят даже бывалых туристов.
На наш взгляд для Республики Башкортостан наиболее приемлемой и перспективной в настоящее время моделью является развитие туристического бизнеса на базе малого семейного гостиничного хозяйства.
Данная модель будет способствовать развитию малого предпринимательства на селе, а также экологической привлекательности сельской местности; сокращению уровня безработицы, стимулирование создания новых рабочих мест; росту доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах; улучшению благоустройства
усадеб и сел, развитие инженерной и социальной инфраструктуры; расширению ассортимента продукции приусадебного хозяйства; реализации на месте продукции личного подсобного хозяйства, в частности, готовых продуктов питания; стимулированию охраны местных достопримечательностей, сохранение местных обычаев, фольклора, народных промыслов.
Список литературы:
1. Здоров А.Б. Экономические аспекты аграрного туризма // В уч.: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Лученок С.А. Агротуризм - инструмент возрождения села [Текст] / С.А. Лученок // Вестн. Белорус. гос. экон. ун-та. - 2006. - 71 с.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
© Рябченко А.Е.*
Филиал Дальневосточного федерального университета, г. Спасск-Дальний
Проведен анализ современного состояния зернового хозяйства России. Рассмотрены основные проблемы отрасли. Предложены основные направления стабилизации и повышения эффективности производства зерновых культур.
В развитии народного хозяйства России важную роль играет агропромышленный комплекс, от которого зависит общее состояние страны и благополучие населения. Зернопродуктовый подкомплекс традиционно является стратегической и одновременно многоцелевой, многофункциональной и системообразующей отраслью в экономике страны [3]. Состояние зернового хозяйства характеризует надежность хлебофуражного снабжения, экономическую и социально-политическую стабильность в стране, ее продовольственную безопасность, а также служит своеобразным индикатором экономического благополучия государства, его престижа в мире. Поэтому эффективность функционирования зернового хозяйства является не только отраслевой, но и сложной макроэкономической проблемой, так как его динамичное и устойчивое развитие определяется институциональными и структурными преобразованиями, происходящими в экономике страны.
На мировом рынке Россия является одной из основных зернопроизводя-щих стран в мире. Наибольший вес в валовом сборе и экспорте зерна традиционно занимает пшеница, являющаяся важнейшей продовольственной культурой, как в России, так и во всем мире. Ниже представлены данные валового сбора пшеницы ведущих стран-производителей за период 1996-2010 гг.
* Ассистент Школы экономики и менеджмента.