Научная статья на тему 'Перспективы развития аграрного туризма Чкаловского района'

Перспективы развития аграрного туризма Чкаловского района Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
357
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРПРОДУКТ / РЕКРЕАНТЫ / ГОСУДАРСТЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАБОЧИЕ МЕСТА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / РАЗВИТИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОЛОГИЯ / AGRARIAN TOURISM / TOURPRODUCT / RECREANTS / STATE REGULATION / WORKPLACES / RURAL TERRITORIES / PROGRESS / AN INFRASTRUCTURE / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мордовченков Николай Васильевич, Агафонова А. В.

В статье рассматриваются возможности и перспективы аграрного туризма в Чкаловском районе Нижегородского региона. Источниковедческий анализ и концептуальный подход авторов позволяет классифицировать аграрный туризм как один из эффективных видов в инфраструктуре туризма на мезоуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF PROGRESS AGRARIAN TOURISM OF CHKALOVSK AREA

In article possibilities and prospects of agrarian tourism in Chkalovsk area of the Nizhniy Novgorod region are considered. The source study analysis and the conceptual approach of authors allow classifying agrarian tourism as one of effective types in tourism infrastructure on mesolevel.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития аграрного туризма Чкаловского района»

АГРАРНЫЙ туризм

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ТУРИЗМА ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА

Н. В. Мордовченков, д.э.н., профессор, зам. директора по научной работе филиала ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела» в г. Нижний Новгород;

А. В. Агафонова, соискатель Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, менеджер-логист, фирма «Поволжье Фарм» г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и перспективы аграрного туризма в Чкаловском районе Нижегородского региона. Источниковедческий анализ и концептуальный подход авторов позволяет классифицировать аграрный туризм как один из эффективных видов в инфраструктуре туризма на мезоуровне.

Ключевые слова: аграрный туризм, турпродукт, рекреанты, государстенное регулирование, рабочие места, сельские территории, развитие, инфраструктура, экология.

Реформирование агропромышленного комплекса на современном этапе вызывает глубокие трансформационные процессы в социальной сфере сельских территорий, основными проявлениями которых являются бедность и высокий уровень безработицы сельского населения. Так, уровень безработицы в сельской местности в 2009 г. составил 20,0 %. В критической зоне (уровень безработицы свыше 19 %) находятся 48 % регионов. В 10 регионах уровень безработицы более 20 %. За чертой бедности (по де-

нежным доходам) проживают 29,5 млн. сельчан (75,6 %), из них в крайней бедности пребывает более половины сельского населения [1, С.6].

Оптимизация агрорекреационной среды требует больших затрат ресурсов, которыми в настоящее время государство не располагает. В связи с этим на начальном этапе развития необходимо использовать ресурсы, которые не требуют больших затрат. Наиболее приемлемый путь решения проблемы - это использование лесного потенциала сельских территорий. Возможность выполнения лесными насаждениями рекреационных функций, обусловленных их природными свойствами, не требует существенных затрат и труда по организации зон отдыха. Наиболее привлекательными для отдыха являются сельские территории с их лесистыми побережьями озер, рек и других водоемов, лесными насаждениями разновозрастной структуры и разнообразного состава, мозаично расположенными между полей массивами с богатым растительным и животным миром. Известно, что между отдыхом и социально-экономи-ческим развитием существует тесная связь: полноценный отдых на природе укрепляет здоровье, повышает активность человека, способствует росту производительности труда на 5-7 %, формированию его экологической культуры, развитию личности. Потребность в отдыхе населения возрастает с повышением благосостояния людей, увеличением продолжительности отпуска. Эти потребности не всегда удовлетворяются урбанизированными городскими территориями. Сельские территории в максимальной степени способны сбалансировать адаптивную и эстетическую форму взаимоотношений человека и природы. Они обеспечивают свободу действий и почти полный контакт с природной обстановкой и социальной средой населенного пункта возможностью отдыхающему менять род занятий или сочетать одно занятие с другими.

Важное место в развитии рекреационной деятельности на сельских территориях отводится категории отдаленных поселений с убывающим населением (количество отдаленных поселений с числом жителей до 50 человек составляет 55,8 % от общего числа сельских поселений) и с пригодными условиями для отдыха [1, 10].

Социальные исследования показали, что развитие агрорекреации позволяет организовать для сельских жителей около 500 тыс. дополнительных рабочих мест (для обслуживания одного отдыхающего требуется организация 3 рабочих мест различных специальностей) и увеличить доходы сельской семьи на 5 - 8 тыс. руб. (доход хозяина дома от размещения одного отдыхающего в течение недели может составить в среднем более 2 тыс. руб.).

В связи с тем, что рекреационная деятельность позволяет осваивать территории в любых природных зонах как в благоприятный, так и в неблагоприятный периоды года, она может способствовать сбалансированному использованию трудовых ресурсов сельской местности, особенно с преобладанием сезонного труда: высвобождается часть трудовых ресурсов, приобщаясь к рекреационному хозяйству; решается проблема круглогодичной занятости.

Сельское хозяйство на территориях с высоким рекреационным потенциалом может стать неотъемлемой частью хозяйства рекреационного типа для создания продовольственной базы. Оно должно быть ориентировано на массовое производство малотранспортабельных и скоропортящихся продуктов в объемах, достаточных для удовлетворения спроса отдыхающих в продуктах питания. Реализация экологически чистой, натуральной сельскохозяйственной продукции позволит увеличить прибыль сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и семейных хозяйств за счет прямой по-

ставки отдыхающим продуктов питания (цены в 2-3 раза выше оптовых).

Разумеется, точек соприкосновения сельскохозяйственной и рекреационной деятельности при решении социальных проблем на селе немало, но основным в сочетании сельскохозяйственного производства с рекреацией может стать формирование аграрно-рекреационных комплексов - хозяйственных образований, создаваемых на основе территориальной, экологической и организационной общности одного или нескольких сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств с лесо-рекреационным потенциалом.

Рекреационные ресурсы характеризуются численной оценкой аттрактивности, временем осмотра (воздействия), площадью (объемом), занимаемой (ым) ресурсом, его качеством, условиями освоения и эксплуатации, количеством рекреантов, которые могут воспользоваться этим ресурсом в единицу времени и без его истощения и нарушения экологического равновесия.

Основу рекреационного потенциала сельских территорий составляют его природные ресурсы, важной составляющей которых являются лесные насаждения и создаваемые ими совокупности факторов среды - микроклимат, фитонциды, красота, звуки, тишина, а также разнообразие растительного и животного мира; естественные возможности для занятий спортом, охотой, рыбной ловлей, сбором грибов и ягод, лекарственных трав [2, С. 100].

Управление агротуристическим комплексом (АТК) начинается с организации государственных унитарных предприятий, учредителями которых выступают администрации районов и субъектов Российской Федерации. Повышение уровня контроллинговых функций на этих предприятиях проходит в три этапа.

I этап (наиболее простой) - кооперирование дачных поселков, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения с туристическими учреждениями. Одной из его прогрессивных форм являются предприятия, организующие таймшерный отдых и покупающие право на определенный период проживания. Агротуристическое кооперирование позволяет разнообразить перечень предлагаемых услуг. Кроме традиционных бани, рыбалки, сбора грибов и ягод осуществляются экскурсионные программы для детей и взрослых, спортивно-развлекательные мероприятия, расширяются торговая сеть и система предприятий общественного питания.

II этап предполагает кооперирование аграрного и туристического секторов экономики, направленное на увеличение сельхозпроизводства в 1,3—1,5 раза. Дело в том, что последние 10-15 лет земли сельскохозяйственного и не сельскохозяйственного назначения используются нерационально. Для их восстановления необходимы дополнительный трудовой потенциал и финансовые ресурсы.

Привлечение капитала в виде сырья, материалов и оборудования - основа делового туризма. Расчеты за поставленные средства производства осуществляются при реализации сельхозпродукции на отечественном рынке.

III этап развития агротуристического бизнеса предполагает его функционирование в составе территориально-хозяйственных комплексов. Кооперирование осуществляется с ресторанно-гостиничным хозяйством регионов, домами отдыха, пансионатами в целях их снабжения продуктами питания и расселения всех нуждающихся в отдыхе.

Основа формирования агротуристических комплексов - выделение агротуристского обслуживания в отдельную отрасль. Услуги этого вида будут составной частью социальной сферы наряду с здравоохранением, куль-

турой, жилищно-коммунальным хозяйством, торговлей, транспортом, образованием. Развитие туризма в сельской местности сопряжено также с сохранением и восстановлением лесных и земельных угодий, водоемов, памятников истории и культуры.

Экономика переходного периода любой страны, в том числе и России, характеризуется дефицитом финансовых ресурсов. Одним из путей его преодоления служит организация наиболее эффективных, быстроокупаемых отраслей. Аграрный туризм может быть рассмотрен как своеобразный ключевой элемент агропромышленной структуры. В отличие от других направлений туризма для него характерна минимизация издержек, прежде всего на питание и проживание, поскольку продукты в сельской местности обходятся в 2-2,5 раза дешевле (минуя посредников), чем в городе. Невысоки здесь расценки и за проживание, особенно в летний период. Это, как минимум, вдвое снижает стоимость путевок.

Культурный потенциал туристской программы пребывания в той или иной местности или стране может быть реализован путем локальных заездов в свободное от трудовой деятельности время. В этой связи агротуризм рассматривается как разновидность социального туризма.

Значительная часть культурного наследия России, а также ее экзотических уголков принадлежит или может потенциально принадлежать агропромышленному комплексу. Вот почему агротуризм непосредственно связан с восстановлением и развитием сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей.

Эффективность аграрного туризма обусловлена доходом, получаемым с 1 га земли. Льготное кредитование предприятий АПК, создание коммерческих структур в их составе (например, коммандитных товариществ), привлекающих льготные заемные средства государства, коммер-

ческих банков, частных лиц и иностранных инвесторов, способствуют эффективности не только агротуризма, но и АПК в целом. Развитие туризма в сельской местности предполагает обязательность улучшения экологической обстановки, создание благополучной среды, что в итоге позволяет производить экологически чистую продукцию.

Таким образом, развитие аграрного туризма, создание новых потребительных стоимостей формируют условия для дополнительной реализации больших объемов продовольствия, освоения прогрессивных технологий, прироста оборотных средств и ускорения их оборачиваемости. Так, содержание пяти семей иностранцев из трех человек, при среднем уровне оплаты проживания и питания, обеспечивает агротуристическому подразделению более 100 тыс. долл. выручки за летний сезон.

Льготные условия кредитования и развития нетрадиционных форм обслуживания туристов (организация охоты, рыболовства, водный, конный туризм), присущих лишь агросектору, создают некоторые конкурентные преимущества в туристическом бизнесе по сравнению с монопольными домами отдыха и пансионатами. В будущем этому могут способствовать гибкая ценовая политика (снижение вдвое цен на путевки на внутреннем рынке ту-руслуг), а также в немалой степени научные проработки (создание проектов развития туризма для отдельных местностей) и подготовка кадров. Конкурентные преимущества аграрного туризма формируют, в свою очередь, экономическую базу для снижения цен на внутреннем рынке в целом.

Сельский (аграрный) туризм можно рассматривать в узком и широком значении. В первом случае под агротуризмом следует понимать проведение мероприятий (спортивных, оздоровительных, культурно-развлекательных), направленных на создание благоприятных социальных ус-

ловий в сельском хозяйстве (прежде всего рост занятости местного населения), повышение эффективности производства (за счет притока капитала) и, наконец, обеспечение оптимальной конкурентной среды на туристическом рынке.

В широком значении аграрный туризм может представлять собой доминирующую отрасль в регионе, а дорожное хозяйство и транспорт, снабжение продовольствием, торговля, народные ремесла и культура подстраиваются технологически под соответствующую природнорекреационную среду. Это одна точка зрения.

Другая предполагает проведение аналогии между агротуризмом и экологическим комплексом. Разница лишь в том, что экологическая зона рассматривается как база для развития туризма, цель которого - удовлетворение определенных потребностей населения и получение прибыли. Естественно, что в этом случае предприятия, находящиеся в рекреационном районе, в акватории бассейна реки, наращивают производство только до нормативного предела, максимизируется лишь целевая функция - стоимость туристических услуг.

Аграрный туризм - это составная часть агротуру-ристического комплекса. Последний можно представить как объединение агропромышленного и туристического комплексов. АПК в данном случае выступает как продовольственная составляющая нового формирования. Агротуризм является связующим звеном между ними. Туристический комплекс также включает в себя производство средств производства - жилья для туристов, спортивного инвентаря, оборудования, транспорта, то есть I сферу. Особую статью составляет главное средство производства -земля, рекреационный ресурс. II сфера - производство туристического продукта, составление маршрутов, разработка программ пребывания в местности (то есть программ

развития регионального туризма). В III сферу входят освоение туристских маршрутов, проведение пробных туров, инсентив-программ. IV сфера (инфраструктура комплекса)

- продвижение туров на продовольственном рынке, проведение рекламной кампании, участие в выставках и фестивалях.

В состав агротуристического комплекса включается социальная сфера села: жилой фонд, учреждения культуры, образования и др. Именно эта сфера является основой охотничьего, конно-спортивного, водно-спортивного, заготовительно-перерабатывающего и других подкомплексов. Речь идет о выращивании дичи на промышленной основе и проведении охотничьих туров; продуктивном рыбоводстве и предоставлении услуг для любителей рыбной ловли; коневодстве и организации конно-спортивных и развлекательных туров; заготовке грибов, ягод и их переработке [3, С. 59-64].

При наличии необходимых ресурсов в Чкаловском районе существует ряд собственных проблем, решение которых будет способствовать активизации туристского потока и сократит отставание от общероссийских показателей. Положение туристской отрасли в районе также усугубляется дополнительными факторами.

В связи с этим уже на данном этапе можно предложить следующие направления развития туристской отрасли в регионе.

Анализ перспектив развития туристской деятельности в Чкаловском районе может быть проведен исходя из возможных стратегий развития этого сектора экономики. Обычно выделяют следующие направления развития туризма:

1) по сложившимся направлениям туристской деятельности (на основе устоявшегося рынка предоставляемых услуг);

2) за счет новых видов туризма (введение комплексных сфер туристской деятельности, которые ранее не присутствовали на рынке);

3) за счет новой туристской продукции на базе сложившейся отрасли (это касается, прежде всего, расширения географии поездок и продаж за счет новых районов туристского назначения).

Прежде всего, представляется необходимой диверсификация видов туризма в Чкаловском районе, в первую очередь, на наш взгляд: сельский (агротуризм), религиозный и паломнический, этнографический, спортивный, приключенческий и экстремальный туризм. Все данные виды туризма объединяет важнейший фактор: для их развития необходимы относительно незначительные финансовые вложения [5, С. 89].

Чкаловский район обладает значительным количеством особо охраняемых природных территорий. При этом в районе представлены различные типы природных комплексов: хвойный и смешанный лес, луга, ручьи, реки, озера, болота, а также видовое разнообразие орнитофауны, редкие виды растений. Особо охраняемые природные территории занимают около 6 % площади района. Создана нормативно-правовая база, обеспечивающая сохранность и рациональное использование естественных ландшафтов. Все это формирует условия для организации и развития сельского (агротуризма), экологического, этнографического и экстремального видов туризма.

В связи с этим перспективным направлением развития туризма может стать агротуризм - создание специализированных «агротуристических поселений (деревень)», реализуемых как комплексные туристские бизнес-проекты. В агротуризме специфическим является само содержание туристского продукта: предлагаются те услуги, которые знакомят туристов с этносом (народной культурой). В свя-

зи с этим туристический продукт может носить культурноисторический характер, может содержать элементы экологического и спортивного туризма, образует уникальный агротуристский продукт.

Принципиально важным признаком агротуризма является либо наличие в сельской местности свободных или условно свободных домовладений (усадеб, коттеджей, площадок на территории усадеб для размещения палаточных городков, в некоторых странах - исторических зданий сельских дворцов, монастырей и т.д.), изначально не создававшихся как гостиницы, но пригодных для переоборудования их в средства размещения туристов, либо строительство специальных стилизованных агротуристских объектов («дома охотника / рыбака», «национальные деревни», «исторические деревни», «рыбацкие деревни», «пансион», «кочевое жилище» и т.п.), выполняющих функцию сельских гостиниц. Такого рода туристские объекты могут стать своеобразными «опорными пунктами» и при свободном формировании туристами маршрутов передвижения.

Одним из способов получения такого рода туристского продукта может стать закольцованность туристских маршрутов в области, что позволит в одном путешествии совместить, к примеру, и знакомство с достопримечательностями, и прогулку на теплоходе до следующего корреспондирующего пункта маршрута, и поездку в этнографический музей, и зеленую стоянку для рыбалки, спортивных состязаний, в которых туристы предположительно примут участие.

Индустрия туризма - как раз та самая отрасль непроизводственной сферы, у которой есть возможности развития в сельской местности. Она реально могла бы стать «катализатором» экономического роста села.

Одним из перспективных направлений развития индустрии туризма является сельский туризм. В мире еже-

годно путешествуют около 700 млн. туристов, при этом, по разным данным, 12-30 % из них предпочитают сельский туризм [6, С. 63]. Причем эти цифры характеризуют лишь международную ситуацию, а численность внутренних сельских туристов в разных странах значительно выше. Сельский туризм соединяет широкий спектр различных видов туризма, основанных на использовании природных, исторических и других особенностей ресурсов сельской местности, и развивается быстрыми темпами.

Автор статьи на основании базовой дефиниции предлагает следующее определение современного агротуризма. Агротуризм - это личностно-ориентированные маршруты для посещения сельских агломераций с относительно сохраняемой экологической инфраструктурой, обеспечивающей экономически обоснованные инвестиции в решение инфра-проблем и развития местного самоуправления при условии эффективного государственного регулирования региона. Предлагаемое определение включает в себя два понятия. Во-первых, сельский туризм представляет собой природоориентированный туристический продукт на рынке туристических услуг. Во-вторых, он является инструментом устойчивого развития сельских территорий. Таким образом, агротуризм, с одной стороны, выступает как специфический рыночный сегмент, а с другой, - как набор принципов и методов управления развитием данного района.

Позитивными сторонами сельского туризма являются:

- рост доходов, как местного населения, так и района; возможности по сокращению безработицы, которая будет иметь место по мере углубления реформирования колхозов и совхозов (бывшие специалисты и работники хозяйств, домохозяйки, сельская молодежь и пенсионеры вполне могут реализовать себя в данной сфере, а со-

гласно мировой практике 60 % занятых в этом бизнесе -женщины);

- развитие малого предпринимательства на селе и вывод из тени ряда услуг, которые так или иначе уже имеют место;

- заботливое отношение к природе, развитие социальной сферы села: инфраструктуры и других услуг, повышающих привлекательность местности и стимулирующих спрос (дорог, транспортного сообщения, водоснабжения, торговли, уборки мусора, улучшение внешнего вида деревни и др.).

Таким образом, идея агротуризма достаточно привлекательна для сельских жителей и организаций в аграрной сфере, но ее реализация во многом сдерживается проблемами, объективно существующими в реальной жизни:

- существование большого числа норм и ограничений на деятельность с широким спектром составляющих, лицензирование на многие из которых (как, например, на гостиничную деятельность) создает серьезный барьер для малого предпринимательства, каким в своей основной массе должен стать сельский туризм;

- низкий уровень доходов сельского населения не позволяет произвести даже начальные инвестиции в любой бизнес, а низкий уровень доходов потенциальных отечественных потребителей в свою очередь сдерживает предпринимательские инициативы;

- неразвитость сельской инфраструктуры, сопутствующего сервиса, комфорта отпугивает часть клиентов;

- неразвитость рекламы, да и системы маркетинга в целом, делает невозможным получение информации о возможных клиентах;

- дефицит знаний у сельчан (в области ведения бизнеса, развития туризма, информационных технологий и

др.);

- отсутствие соответствующей системы поддержки этой новой сферы бизнеса, подготовки кадров и консультирования, что, по сути, является сегодня основным и решающим [8, С. 64].

Несмотря на все эти проблемы, с экономической точки зрения, следует, что спрос диктует предложение, а спрос и рыночные возможности в этой сфере имеются. Кем они будут заняты - вопрос предпринимательской инициативы, изобретательности и умения. Хотелось бы, чтобы в условиях реформирования аграрного сектора, основными производителями услуг и получателями дохода стали сельские жители и организации, жизненно заинтересованные в том, чтобы их район развивался и сохранялся.

К факторам, сдерживающим развитие аграрного туризма в Чкаловском районе, относятся следующие:

1. Не осуществляется необходимый мониторинг за эффективностью применяемых форм и методов государственной поддержки.

2. Не всегда соответствует современным требованиям качество предоставляемых туристических услуг.

3. Недостаточное количество высококвалифицированных профессионально подготовленных кадров работает в сфере аграрного туризма - менеджеров по туризму.

4. Существуют проблемы информационно-справочного обеспечения туристов.

Для полноценного развития сельского туризма требуется детально проработанная государственная программа, предполагающая всестороннюю поддержку и инвестиции и инициативу на местах. Необходима также заинтересованность областных турфирм в предложении этого вида туризма. Необходимы профессиональные менед-

жеры в конкретных деревнях и селах, готовые разработать соответствующие программы, обеспечить условия приема туристов в российской глубинке при условии требований качества [8, С. 36].

Литература

1. Войтюк, М. М. Развитие рекреации на сельских территориях / М. М. Войтюк // Главный агроном, 2006. -№ 8. - С. 5-12.

2. Деточенко, Л. Возможности и перспективы сельского туризма в России. // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2004. - № 8. - С. 36-37.

3. Едронова, В. Н. Особые экономические туристско-рекреационные зоны как инструмент регионального развития / В. Н. Едронова, А. О. Овчаров // Региональная экономика: теория и практика,2008. - № 22 (79). - С. 8692.

4. Ефременко, Н. Сельский туризм и агробизнес -понятия совместимые. //Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2007. - № 2. - С. 62-64.

5. Здоров А. Формирование и развитие агротури-стических комплексов // А. Здоров // АПК: экономика, 2005. - № 10. - С. 59-64.

6. Лащенко, Н. С. Современная концепция функционирования агротуристского сектора: анализ существующего международного опыта агротуризма и возможность применения в малых городах России // http: // www.rustouns.com/ print.php?id=Q030431 11373.

7. Петриков, А. В. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий // Роль и место агропромышленного комплекса в удвоении валового внутреннего продукта России. Материалы I Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. - М, 2007. - С. 92103.

8. Рохчин, В. Стратегический анализ социальноэкономического развития муниципального образования: методологический аспект // Муниципальная власть, 2003. -№ 4. - С. 25-26.

9. Чайка, В. Сельский туризм в устойчивом развитии сельских территорий / В. Чайка // Экономика сельского хозяйства, 2007. - № 11. - С. 34-32.

PROSPECTS OF PROGRESS AGRARIAN TOURISM OF CHKALOVSK AREA

N. V. Mordavchenkov, the doctor of economic sciences, the professor, deputy director on scientific work of branch GOU VPO «The Sochi state university of tourism and resort business » in Nizhhiy Novgorod;

A. V. Agafonova, the competitor of the Sochi state university of tourism and resort business, the manager-logyst, firm « Volga region Farm » Nizhhiy ^ogg^o

Annotation. In article possibilities and prospects of agrarian tourism in Chkalovsk area of the Nizhniy Novgorod region are considered. The source study analysis and the conceptual approach of authors allow classifying agrarian tourism as one of effective types in tourism infrastructure on mesolevel.

The keywords: agrarian tourism, tourproduct, recreants, state regulation, workplaces, rural territories, progress, an infrastructure, ecology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.