Научная статья на тему 'Уточнение понятийного аппарата в развитии теории и практики регионального сельского туризма'

Уточнение понятийного аппарата в развитии теории и практики регионального сельского туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
673
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / АГРОТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / RURAL TOURISM / AGRO-TOURISM / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL TOURISM / ADDITIONAL EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никитина Ольга Александровна, Кушнаренко Екатерина Петровна

Проанализированы основные элементы в системе дефиниций зарубежного и российского сельского туризма, предложена авторская концепция «сельского туризма», раскрывающая новую территориальную и экономическую сущность агротуристского сегмента в регионе, что позволяет формировать теоретическую базу для разработки методологии совершенствования социально-экономических механизмов сельского туризма в рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Никитина Ольга Александровна, Кушнаренко Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFINEMENT OF THE CONCEPTUAL IN PROMOTION THEORY AND PRACTICE OF REGIONAL RURAL TOURISM

The article analyzes the main elements in the definitions of foreign and Russian rural tourism, the author introduces the concept of «rural tourism», reveals a new territorial and economic substance of a segment of rural tourism in the region, which allows you to create a theoretical basis for the development of a methodology for improving the socio-economic mechanisms of rural tourism in market conditions.

Текст научной работы на тему «Уточнение понятийного аппарата в развитии теории и практики регионального сельского туризма»

УДК 338.48 (075.8)

O.A. НИКИТИНА, Е.П. КУШНАРЕНКО

УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА*

Ключевые слова: сельский туризм, агротуризм, региональное развитие, региональный туризм, дополнительная занятость населения.

Проанализированы основные элементы в системе дефиниций зарубежного и российского сельского туризма, предложена авторская концепция «сельского туризма», раскрывающая новую территориальную и экономическую сущность агротуристского сегмента в регионе, что позволяет формировать теоретическую базу для разработки методологии совершенствования социально-экономических механизмов сельского туризма в рыночных условиях.

О A. NIKITINA, Е.Р. KUSHNARENKO REFINEMENT OF THE CONCEPTUAL IN PROMOTION THEORY AND PRACTICE OF REGIONAL RURAL TOURISM

Key words: rural tourism, agro-tourism, regional development, regional tourism, additional employment.

The article analyzes the main elements In the definitions of foreign and Russian rural tourism, the author Introduces the concept of «rural tourism», reveals a new territorial and economic substance of a segment of rural tourism in the region, which allows you to create a theoretical basis for the development of a methodology for improving the socio-economic mechanisms of rural tourism In market conditions.

Сельское хозяйство становится все более и более наукоемким, в результате чего наблюдается резкое сокращение рабочих мест, повышается безработица в сельской местности, возрастает опасность возникновения кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции, усиливается социальная напряженность, растет миграция в города. В процессе модернизации сельскохозяйственного производства и дальнейшего его развития необходимы устойчивые источники финансирования, которые можно получить, развивая сельские подсобные производства инновационным способом, т.е. сельские подсобные хозяйства необходимо реформировать и развивать новые виды деятельности, сглаживающие сезонность сельскохозяйственного производства, обеспечивающие дополнительные источники финансирования и занятости, например сельский туризм.

Принимая во внимание устойчивое развитие туризма во всем мире, было бы справедливо предположить, что развитие сельского туристического сектора должно идти нога в ногу с общим развитием туризма. Однако трудности исследования трендов по развитию сельского туризма в мире и России связаны с тем, что на современном этапе отсутствует общая концепция термина «сельский туризм».

Понятие сельского туризма (агротуризма) в настоящее время в зарубежной практике является синтезом различных определений, которые разнообразны, широки, порой противоречивы, что отражает трудности в исследовании, сравнительном анализе данных по этому виду туризма.

Мы разделяем позицию исследователя D. Kovâcs (2002 г.), в работе которого дана структуризация основных элементов в системе дефиниций зарубежного сельского туризма по двум направлениям: агротуризм как направление диверсификации туристской деятельности и агротуризм как основа устойчивого развития сельских территорий [6] (рис. 1).

Сельский туризм географически привязан к определенным территориям, поэтому выработка теоретико-методологических основ для его развития связана с разработкой понятийной концепции «сельского туризма» в соответствии с региональными условиями и социально-экономическими предпосылками.

’ Работа выполнена при финансовой поддержке, полученной по гранту РГНФ и Кабинета Министров Чувашской Республики (Проект № 10-02-22201 а/В).

Рис. 1. Структуризация основных элементов в системе дефиниций зарубежного сельского туризма

В связи с этим очевидно, что концепции «сельского туризма» могут значительно отличаться в разных странах в зависимости от подходов специалистов к этому виду деятельности. В качестве общей тенденции рассматривается отдых в сельской местности.

В Дании под сельским туризмом (или деревенским) понимаются услуги обслуживания отдыхающих в деревне, благодаря которым сельские жители получают дополнительный источник дохода [2].

В Испании сельский туризм, а в Швейцарии фермерский туризм - это отдых на фермах, в сельских домах, небольших деревенских гостиницах, а также в старинных замках, реконструированных под высококлассные гостиницы с полным комплексом услуг для отдыха [7].

На Кипре под сельским туризмом понимают отдых в национальной деревне или сельскохозяйственном парке-музее под открытым небом [3].

В Польше под сельским туризмом подразумевают максимально возможное использование ресурсов аграрного сектора для удовлетворения всех потребностей туриста и используют следующий термин «экологическая деревня», т.е. «социально ориентированная территория, обеспечивающая отдых в естественной среде с использованием традиционных средств размещения и питания» [4].

В Германии под натуральным (сельским, мягким) туризмом понимается сегмент туристического рынка, отличительной чертой которого являются рекреационные виды деятельности на природе в привлекательных сельских местностях, на охраняемых природных территориях. Этот сегмент включает ряд различных видов деятельности: от научного туризма, наблюдения за дикой природой и фотографирования, до потребительской деятельности (рыбалка и охота), а также спорт и приключенческий туризм [5].

В Белоруссии под сельским туризмом понимаются «целенаправленные путешествия на сельские территории с относительно ненарушенными экосистемами и этнокультурными комплексами, обеспечивающими непосредственный вклад в решение проблем сельского населения и подлежащими адекватному режиму управления на основе устойчивого развития» [7].

В США под «зеленым туризмом» понимается полноценный отдых в сельской местности, при котором туристы некоторое время ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной культурой, обычаями, народными промыслами, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях [7].

Таким образом, с геодемографической точки зрения сельский туризм - это туризм за пределами городской черты на территории с низкой плотностью населения. С рекреационной точки зрения (организации производства туристского продукта) - это набор разнообразных услуг, начиная с проживания в сельском доме, природоориентированных видов досуга, приключенческих походов и заканчивая непосредственным участием туристов в занятиях местного населения. Поэтому будет правомерным понятия «агротуризм» и «сельский, деревенский, фермерский, зеленый, натуральный туризм» считать синонимами.

Краткий обзор дефиниций сельского туризма показал нижеследующее:

- сельский туризм: вид туризма, при котором основной мотивацией является отдых в сельской местности, приобщение к традиционным культурам, преобладающим на природных сельских территориях;

- сельский туризм подразумевает обязательное размещение в сельской местности, преимущественно в фермерских, личных подсобных хозяйствах или гостиничных комплексах, сохраняющих национальную самобытность регионов, сохраняя самосознание местного населения от «всеобщего окультуривания» и глобализации гостиничного хозяйства;

- сельский туризм обеспечивает экономические выгоды для принимающих сообществ посредством создания рабочих мест и возможностей получения дохода для местных сообществ;

- сельский туризм обеспечивает поддержку природоохранной деятельности и включает те аспекты туризма, которые обычно называют «устойчивым туризмом»: сведение к минимуму негативного воздействия на людей и природную среду и в то же время обеспечение адекватной экономической прибыли;

- сельский туризм повышает осведомленность среди туристов и местного населения о необходимости сохранения культурных, этнографических, природных и других видов ресурсов в регионе.

Наиболее часто встречающееся определение агротуризма в российской литературе составлено Ассоциацией развития агротуризма (Россия) [1], которое нами было использовано в качестве базового определения сельского туризма в проведении социологического исследования: «Агротуризм (аграрный или сельский туризм) - это вид деятельности, организуемый в сельской местности, предполагающий формирование и предоставление приезжим гостям комплексных услуг по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, рыбалки и охоты, приобретению знаний и навыков, а также возможности занятий активными видами туризма».

В ходе социологического исследования был проведен опрос 17 специалистов (туроператоров, турагентов, представителей администраций сельских поселений Чувашии), который показал, что, по мнению специалистов, определение не отражает экологический или природный аспект сельского туризма. Специфической категорией турпакетов по сельскому туризму, по мнению опрошенных, должна быть форма природоориентированного путешествия на территории с хорошей экологией, так как основной целью агротуристов является приобщение к природе, региональной истории, культуре народов, проживающих на сельских территориях. Большинство специалистов, участвующих в опросе, подтвердили важность для сельского туризма следующих характеристик: «туризм на открытом воздухе», «потребительская деятельность на отдыхе (рыбалка, охота, сбор грибов и ягод, заготовка и консервирование)», «приключенческий туризм», «отдых, досуг, спорт на

природе», «гастрономия и дегустация», «ремесла и обычаи», огромное значение придают специалисты этнографической и культурологической аттрактивности сельской территории и обучению народным промыслам. Также специалисты отметили категорию - «экономическая выгода для местного населения». Большинство опрошенных специалистов агротуристского сегмента рынка Чувашии отметили неточность предложенного базового определения, которое не отражает сущности специфического сегмента туристского рынка и идентифицируется только с проживанием и рекреацией в сельской местности. Специалистами в ходе дискуссии было отмечено, что движущей силой этого туристского сегмента должна стать «генетическая память» человечества к истокам, стремление городских жителей к приобщению к традициям и быту предков, которые тысячелетиями жили в гармонии с окружающей их природой.

Поэтому в рамках данного исследования предлагается следующее определение агротуризма: сельский туризм (агротуризм) - это вид деятельности, связанный с организацией целенаправленных путешествий на сельские территории, предполагающий формирование и предоставление туристам комплексного туристского продукта (проживание, питание, экскурсионное обслуживание, организация досуга), отражающего и сохраняющего природную и национальную самобытность регионов и обеспечивающего экономические выгоды для принимающих сообществ посредством создания рабочих мест и возможностей получения дохода для местного населения.

В ходе социологического исследования был проведен повторный опрос специалистов и были получены следующие результаты (рис. 2). В 15 анкетах предлагаемое определение экспертами оценивается как соответствующее их представлениям об агротуризме.

11 т

11)-

У-

8-

/-

6-

Ь-

4-

3-

2-

1 -0- —П—П г

Да, Да, Нет, Нет ответа

полностью большей не совсем частью

Рис. 2. Согласие специалистов с определением сельского туризма, предлагаемого в качестве основного определения в данном исследовании

Таким образом, концепция развития сельского туризма в Чувашии, помимо экономического, или коммерческого, аспекта должна нести и идеологическую нагрузку, связанную с решением таких социокультурных задач, как сбережение национального и этно-культурного наследия, сохранение природной и историко-культурной среды обитания, архитектурно-исторического пространства, возрождение и пропаганда традиционных ценностей и уклада жизни сельских районов.

Отметим, что в развитии агротуризма заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, туроператоры и турагенты, администрации сельских поселений, регио-

нальные органы власти и непосредственные потребители агротуристического продукта. Каждая их заинтересованных сторон имеет свои выгоды от развития сельского туризма:

- сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства получают возможность решать свои экономические и социальные проблемы, организовывать за счет туристов дополнительные рынки сбыта сельскохозяйственной продукции, повышать свой уровень дохода и свой уровень жизни на селе, не вкладывая при этом значительных финансовых средств по сравнению с развитием дополнительных производственных перерабатывающих подразделений;

- туроператоры и турагенты получают возможные дополнительные направления развития своей деятельности, а также пока не занятую нишу в сфере внутреннего и въездного туризма в республике;

- администрации сельских поселений решают социально-экономические проблемы села за счет улучшения и развития транспортной и социально-бытовой инфраструктуры, создания новых рабочих мест, оживления торговли, культурно-досуговой жизни на селе, что развивает и другие поддерживающие, вспомогательные и сопутствующие предприятия по принципу «не хуже, чем в городе», отвечающему требованиям современного человека;

- повышаются роль и значимость местного самоуправления;

- повышается социальная удовлетворенность местного населения, возрастает интеллектуальный уровень сельских жителей на основе приобретения новых сервисных профессий, формируется понятие «сельское гостеприимство», растет профессионализм занятых в сфере туризма на базе развития специального образования;

- туристы желают удовлетворить свои потребности, которые во многом индивидуальны. Целью туристов является исполнение ожиданий (получение новых впечатлений, эффективное улучшение психического и физического здоровья на основе приобщения к сельской жизни, близости к природе, удовлетворение познавательных потребностей в культуре, этносе, быте сельского населения);

- выгоды регионального уровня: рост имиджа региона, финансовые поступления от агротуристической деятельности, возможность получения федеральных средств на развитие инфраструктуры.

Поэтому в исследовании предлагается рассматривать агротуризм, во-пер-вых, как территориальный объект управления, а во-вторых, как экономический объект управления (все сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства, независимо от организацион-но-правовых форм, видов собственности, источников финансирования).

Таким образом, разработанная авторская дефиниция «сельского туризма», а именно: сельский туризм - это вид деятельности, связанный с организацией целенаправленных путешествий на сельские территории, предполагающий формирование и предоставление туристам комплексного туристского продукта (проживание, питание, экскурсионное обслуживание, организацию досуга), отражающего и сохраняющего природную и национальную самобытность регионов и обеспечивающего экономические выгоды для принимающих сообществ посредством создания рабочих мест и возможностей получения дохода для местного населения, заключается в раскрытии новой территориальной и экономической сущности агротуристского сегмента в регионе, что выражается специфическими свойствами и характеристиками (региональной аутентичностью, самоорганизацией, мультипликативностью, экономической выгодой для местных сообществ, инструментом

устойчивого развития сельских территорий) и позволяет формировать теоретическую базу для разработки и развития рассматриваемой методологии совершенствования социально-экономических механизмов, форм и технологий сельского туризма в обеспечении занятости на селе в рыночных условиях.

Литература

1 .Астахов Т. Пресс-релиз научно-практической конференции «Сельский туризм как фактор социально-экономического развития Московской области и общественной дипломатии» / Т. Астахов. М., 2009.

2. Биржаков М.Б. Исторические предпосылки деревенского туризма / М.Б. Биржаков, O.A. Новикова //Туристические фирмы. 2002. № 28. С.13-15.

3. Кривцов Н.В. Исторический путеводитель. Кипр-остров богов и святых IH.B. Кривцов. М.: Вече, 2001.217 с.

4. Турковский М. Маркетинг гостиничных услуг: учеб-метод, пособие: пер. с польск. / М. Турковский. М.: Финансы и статистика, 2008. 296 с.

5. Экотурисгический рынок Германии: спец. доклад №10. Всемирная туристская организация. Мадрид, 2001.80 с.

6. Koväcs D. Falusi tunzmus az ätalakulo mezögazdasäg es a videk gazdasägänak egyik diverzifikäcios lehetösege Magyarorszägon. Doktori (Ph.D.) ertekezes, Szent Istvän Egyetem, Gödöllö. 2002.

7. www.agrotour.ru.

НИКИТИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат биологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, филиал Санкт-Петербургского государственного инженер-но-экономического университета в г. Чебоксары, Россия, Чебоксары ([email protected]).

NIKITINA OLGA ALEKSANDROVNA - candidate of biological sciences, assistant professor of Economics and Management in Tourism and Hotel Industry Department, Branch of St. Petersburg State Engineering and Economic University in Cheboksary, Russia, Cheboksary.

КУШНАРЕНКО ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА - кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары, Россия, Чебоксары.

KUSHNARENKO EKATERINA PETROVNA - candidate of economic sciences, professor, Head of Economics and Management in Tourism and Hotel Industry Department, Branch of St. Petersburg State Engineering and Economic University in Cheboksary, Russia, Cheboksary.

УДК 334.78

И.В. НИКИФОРОВ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ В КРУПНОМ ГОРОДЕ

Ключевые слова: гостиничный комплекс, инвестиции.

Проведен анализ экономических показателей эффективности деятельности гостиничных предприятий на уровне крупного города. Предложены подходы по оценке инвестиционной привлекательности гостиничного бизнеса.

I.V. NIKIFOROV

STRATEGIC MANAGEMENT FRAMEWORK HOTEL BUSINESS IN LARGE CITIES

Key words: hotel complex Investments.

The article analyzes the economic efficiency Indicators the activities of the hotel enterprises on the level of a

major city. The approaches to assessing the Investment attractiveness of the hotel business.

В настоящее время для развития мировой гостиничной индустрии характерна централизация и интеграция управления [2], которая подразделяется на:

- вертикальную интеграцию, подразумевающую комбинацию тех видов деятельности, которые составляют технологическую последовательность;

- горизонтальную интеграцию, представляющую объединение предприятий, производящих однотипный продукт.

Практически все гостиничные цепи мира, независимо от их рейтинга, испытывая на себе постоянное давление жесткой конкурентной борьбы, ищут любые возможности для увеличения своего потенциала.

Интеграционные процессы в сфере гостиничного хозяйства вызваны объективной необходимостью:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.