Научная статья на тему 'Сельский трудовой потенциал и инновационная экономика'

Сельский трудовой потенциал и инновационная экономика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL TERRITORIES / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOR POTENTIAL / АГРОСФЕРА / AGROSPHERE / ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHY / АГЛОМЕРАЦИИ / РЕСУРСНЫЙ ДЕФИЦИТ / RESOURCE DEFICIENCY / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / INNOVATIVE APPROACH / AGGLOMERATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Владимир Геннадьевич

В статье автор обосновывает необходи-мость принципиально иного взгляда на сущность, направления и механизмы регулирования трудового потенциала села в ус-ловиях ориентации на инновационные механизмы экономиче-ского развития страны.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author proves necessity essentially a different view on essence, directions and mechanisms of regulation of labor potential of village in the conditions of orientation to innovative mechanisms of economic development of the country.

Текст научной работы на тему «Сельский трудовой потенциал и инновационная экономика»

В.Г. НОВИКОВ профессор, проректор по научной работе Российского государственного аграрного заочного университета, Заслуженный деятель науки Московской области*

Сельский трудовой потенциал и инновационная

экономика

Создание благоприятных условий для формирования, устойчивого развития и воспроизводства трудового потенциала громадных сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики России, достижение которой наряду с решением других задач экономического и социального развития агросферы позволит обеспечить продовольственную безопасность страны, существенно повысить конкурентоспособность аграрной экономики и благосостояния сельских территорий.

Предпринятые в последние годы меры по стимулированию рождаемости, повышению уровня занятости, оплаты труда и доходов сельских жителей в рамках реализации государственной Концепции демографического развития Российской Федерации, Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы развития сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия на 20082010 гг., Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и ряда других актов дали определенный импульс и надежду на стабилизацию трудового потенциала сельских территорий. Однако они не смогли в целом переломить негативную ситуацию с воспроизводством трудового потенциала села, большинство трудовых и кадровых проблем сельского хозяйства еще далеки от решения, а некоторые их них даже обострились.

Дальнейшее сохранение деструктивных процессов в воспроизводстве трудового потенциала сельских территорий на

Новиков Владимир Геннадьевич, e-mail: Novikov_rgazu@mail.ru

длительный срок и усиление тенденций ассоциального поведения работников ставит под угрозу обеспечение устойчивого развития не только агропродовольственного сектора, его модернизации и перехода на инновационный путь развития, но и всех сельских территорий, что ведет к их дальнейшему запустению, разрушению поселенческой сети, потере культурных традиций и возникновению различных геополитических рисков.

Нельзя не отметить, что в последние годы геополитический аспект дальнейшего развития сельских территорий и воспроизводства их трудового потенциала стал весьма значимым. Дело в том, что в различных сценариях дальнейшей глобализации мировой экономики российское вымирающее, слабозаселенное село (если по площади пригодной для постоянного проживания людей Россия занимает пятое место в мире, то по удельному весу сельского населения в общей численности мирового сельского населения лишь 0,014%) стало рассматриваться как один из возможных вариантов демонтажа государства'.

Видимо не случайно в Интернете в последнее время широкое распространение получила «новая концепция» преимущественного развития на территории России 20 крупных городских агломераций, согласно которой сельские территории, «освобожденные от лишних людей», будут в перспективе обслуживаться дешевой рабочей силой гастарбайтеров.

К сожалению, в настоящее время есть достаточно веские основания прогнозировать дальнейшее ухудшение ситуации с воспроизводством трудового потенциала сельских территорий. Село вплотную подошло к черте, за которой деградация трудового и кадрового потенциала может принять характер самоподдерживающегося процесса.

См. геополитические проекты запада: концепция «Heartland» Директива 20/1 СНБ США, №SSM 200 и №SSM 3/4, «Гарвардский» и «Хьюстонский» проект, «Новый мировой порядок», Якунин В.И. Новые технологии борьбы с российской государственностью / В.И. Якунин, В.Э. Багдесорян, С.С. Сулашкин. М., 2009, с. 47; Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2005.

В этой связи перед наукой и практикой остро стоят задачи совершенствования и создания новых инновационных механизмов воспроизводства сельского трудового потенциала и направлений его регулирования, выявления потенциальных резервов и возможностей приращения человеческого капитала во всех без исключения трудовых сферах жизнедеятельности сельского социума.

В ноябре 2010 г. Правительством России утверждена Концепция

л

устойчивого развития сельских территорий до 2020 г.1, в которой идея многофункциональности сельского хозяйства выражена наиболее ярко. В концепции подчеркивается, что село как социально-территориальная подсистема общества в настоящее время выполняет ряд важнейших народно-хозяйственных функций - демографическую, социально-культурную, природоохранную, рекреационную и агрорекреационную, жилищную, пространственно-коммуникационную, функцию социального контроля над территориями и т.д.

Такой подход к сельским территориям формировался в науке уже в течение длительного времени, однако, в законодательно-правовом отношении начал практически реализовываться лишь недавно. Этот сдвиг в восприятии села по сравнению с его традиционно сельскохозяйственным обликом отнюдь не дань моде, а новый взгляд, требующий дальнейшего научного и практического исследования и углубления.

Одним из таких важных направлений является проблема воспроизводства трудового потенциала села и кадрового обеспечения сельских территорий, развитие их человеческого капитала. Если сельскохозяйственное производство в значительной мере входит в орбиту научных исследований современных кадроведов, то такие важнейшие отрасли и сферы АПК, как переработка сельскохозяйственной продукции, транспортировка, хранение, упаковка,

http://www.mcx.ru/documents/document/show/14914.142.htm

сбыт, логистика, информационное обслуживание и другие пока практически не охвачены исследованиями, по ним нет ясного представления о настоящей и перспективной картинах трудового и кадрового потенциала.

В условиях постепенного формирования в системе АПК разнообразных объединений кооперационного типа, дальнейшего совершенствования институциональной структуры и многоукладного сельского хозяйства, где наряду с крупными высокотехнологичными и инновационными агохолдингами и агрофирмами будет функционировать громадная масса средних и мелких предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств (в которых преобладает на современном этапе пока еще ручной труд) некая «усредненная» Концепция кадрового обеспечения АПК уже перестает удовлетворять кадровые запросы сельских территорий. Если сюда прибавить проблемы перехода российского АПК к массовому производству экологических и качественных натуральных пищевых продуктов проблема воспроизводства кадров еще более осложняется. Кроме того, надо учитывать, что в ближайшие 15-20 лет сельским территориям придется функционировать в режиме жесточайшего трудоресурсного дефицита, при котором достижение модели обгоняющего (а не догоняющего) развития АПК потребует в условиях мирового продовольственного и финансового кризисов перехода на жесткие мобилизованные кадровые стратегии. Все эти перспективные и насущные требования обусловливают актуализацию кадровой проблематики.

Решение кадровых проблем целесообразно начать с элементарной инвентаризации и прогнозирования имеющегося и перспективного трудового потенциала. В этой связи необходимо в ближайшее время разработать долгосрочную федеральную (и соответствующие региональные) программу, направленную на формирование трудового

потенциала сельских территорий, и в первую очередь в агропромышленном комплексе. Парадокс! Мы относительно точно знаем, сколько в 2020 г. в стране должно быть тракторов, комбайнов и даже свеклоуборочных машин. Однако вряд ли даже ориентировочно кто-то может четко ответить на вопрос, сколько потребуется трудовых ресурсов для выполнения поставленных задач. Важно подчеркнуть, что такие расчеты и прогнозы остро необходимы не только и не столько для сельского хозяйства, сколько для всей перечисленной выше цепочки отраслей АПК и альтернативных сфер деятельности на селе. Только после этого можно говорить собственно о кадровой составляющей сельских территорий и стыковке ее с образовательной системой, включая вопросы профессиональной ориентации, оптимизации пропорций в подготовке рабочих кадров и специалистов, разработки профессиональной мобильности кадров и т.д.

Важно также оценить материальную и финансовую сторону решения трудоресурсного и кадрового вопроса. Без этих расчетов вряд ли можно обоснованно подойти к проблеме «сжатия» количества агрообразовательных учреждений в перспективе, их интеграции, развития системы непрерывного образования.

Ставя столь большие задачи в сфере воспроизводства кадрового и трудоресурсного потенциала села, необходимо учитывать, что для сельской молодежи село является слабо привлекательным для эффективного использования их человеческого потенциала. Пока эта философия в корне не поменяется и мы по-прежнему, в условиях свободного рынка труда, будем оперировать весьма архаичным и неактуальным для модернизационной экономики термином «закрепление кадров», то говорить о необходимости коренных изменений в качестве кадрового потенциала села некорректно.

Нами неоднократно в публикациях, выступлениях ставился вопрос о насущной необходимости переноса центра тяжести с традиционной

отраслевой кадровой проблематики на территориальную1. Такой подход требует формирования новых инновационных подходов, которые бы позволили рассматривать сельскую местность как целостную систему формирования воспроизводства человеческого и трудоресурсного потенциалов.

Трудовые ресурсы села по сравнению с другими (земельным, инвестиционным) в ближайшие годы станут самым дефицитным, трудновоспроизводимым и «дорогим» ресурсом с учетом перехода сельской экономики на интенсивный инновационный путь развития, вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых земельных (около 30-40 млн. га заброшенных земель сельскохозяйственного назначения), лесных, водных, и рекреационных ресурсов. По нашим расчетам в количественном отношении потребность в труде на селе к 2020 г. возрастет даже по инерционному варианту в 1,2 раза, по инновационному варианту - не менее чем в 1,5 раза.

Учитывая, что демографические факторы роста сельских трудовых ресурсов будут весьма ограниченными, стратегическими направлениями улучшения воспроизводства трудового потенциала сельских территорий должны в первую очередь являться увеличение производительности и мотивации труда, оптимизация перераспределения трудовых ресурсов между городом и селом (разумная деурбанизация и рациональное размещение по регионам), наращивание от всех параметров трудового потенциала и увеличение отдачи от человеческого капитала.

Даже в случае реализации пессимистического варианта развития сельской экономики существующие тренды воспроизводства трудового потенциала будут практически недостаточны для осуществления производственных процессов и тогда широкое привлечение иностранной

1 См.: Новиков В.Г. Подготовка кадров для агросферы России: проблемы и перспективы развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2010, №7; Новиков В.Г. Трудовой потенциал сельских территорий Северного Кавказа // Человек и труд, 2010, 11; Новиков В.Г. Трудовой потенциал сельских территорий: состояние и перспективы развития // Вестник Россельхозакадемии, 2010, №6; Новиков В.Г. Трудовой потенциал сельских территорий: динамика и эволюция воспроизводственных тенденций // Социально-гуманитарные знания, 2011, №1.

рабочей силы может перейти из экономической в политическую (и даже - геополитическую) проблему.

По нашим расчетам рост производительности труда в системе агропродовольственного комплекса должен увеличиться не менее чем в 2,5-3 раза, что даст возможность (при обеспечении адекватной системы оплаты и мотивации труда и улучшении его условий) сократить потребность в трудовых ресурсах АПК примерно на 1-1,5 млн. человек.

Учитывая низкую экономическую эффективность и рентабельность сельскохозяйственного производства и объективные трудности в обеспечении резкого роста оплаты труда и доходов сельских тружеников, целесообразно за счет предоставления им льготных условий для жилищного обустройства (кредиты, бесплатное предоставление земельного участка для застройки и др.) и покупки автотранспорта в определенной степени компенсировать недостаточные темпы роста цены труда. Кроме того путем широкого развития альтернативных сфер занятости на селе (не в ущерб агро-продовольственному производству) обеспечить примерно половину прироста доходов семей сельскохозяйственных работников. За счет проведения такой гибкой политики повышения уровня и качества жизни сельских тружеников необходимо добиться некоторой стабилизации количественных и качественных параметров трудового и кадрового потенциала сельских территорий, не допустить его деградации и перемещения в городскую местность вплоть до начала вступления экономики сельских территорий в период активного роста (после 2015 г.).

В тактическом отношении проблемы регулирования трудового потенциала сельских территорий, учитывая колоссальную инерцию в его воспроизводстве, должны решаться в значительной мере в режиме «ручного управления» за счет постепенного наращивания и накопления предложений их трудового потенциала и отдачи человеческого капитала. В последующий период (2021-2030г.), когда появится и

значительно расширится рыночный спрос на качественный трудовой потенциал и инновационная экономика на сельских территориях будет преобладать (около 60% против 5-8% в настоящее время ), процессы воспроизводства трудового и человеческого капитала могут происходить и в режиме саморегулироавания , хотя и в этом периоде необходимость активного государственного участия в оптимизации территориального переспределения трудовых ресурсов (села и города) в пользу активных «точек» экономического роста на сельских территорий не исключается.

Инновационная экономика впервые дает определенный исторический шанс «избавиться» от такого неблагоприятного трудоресурсного «наследия» и за счет целенаправленного формирования человеческого потенциала и повышения его отдачи максимально снизить риски попадания сельской экономики в демографическую и трудоресурсную «яму» на длительный период. Однако переход на такую инновационную модель воспроизводства трудового потенциала сельских территорий потребует: значительного расширения спроса на качественный человеческий капитал, высокотехнологичные рабочие места; устранения многочисленных деформаций и перекосов предложения на сельском рынке труда; реформирования системы общеобразовательной и профессиональной подготовки сельской молодежи; формирования и реализации эффективной демографической и трудоресурсной политики, имея в виду миграционные программы, программы снижения смертности, особенно в трудоспособном возрасте, и повышения рождаемости; повышения эффективности использования имеющегося кадрового и трудового потенциала, особенно интеллектуальной его части.

В качестве первоочередных мер можно предложить проведение серьезной инвентаризации и оценки (количественной и качественной) трудового потенциала сельских территорий по регионам страны с использованием для данных целей различных методик (в том числе

балансов трудовых ресурсов). Следует также акцентировать внимание на необходимости разработки в сельских регионах программ создания и сохранения рабочих мест, увязанных с мерами по воспроизводству трудового и кадрового потенциала. Конечно, в условиях сильнейшей разбалансированности сельской и особенно аграрной экономики разработка таких крупных целевых программ нереальна. Кроме того, нужны новые методологические и методические подходы к управлению такими программами с учетом необходимости перехода к занятости инновационного типа, так как прежние наработки устарели. По-нашему мнению, учитывая острую необходимость разработки и реализации данных программ, они должны быть реализованы хотя бы в порядке эксперимента в ряде трудоизбыточных и трудодепрессивных сельских регионов России. Программа может включать следующие направления:

- поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, в том числе товарных личных подсобных хозяйств;

- наращивание и модернизация рабочих мест в социальной сфере, на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции), в сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры;

- стимулирование увеличения рабочих мест и создания льготных условий для их развития в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах;

- повышение самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах потребительского типа, особенно в районах, где сельскохозяйственные организации прекратили деятельность путем кооперирования хозяйств населения между собой с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами;

- содействие созданию новых рабочих мест, в том числе на основе государственного заказа, в депрессивных сельских территориях с высоким уровнем безработицы.

Безусловно, реализация межотраслевых программ потребует одновременной разработки и принятия адекватных целевых программ по совершенствованию кадрового обеспечения сельских территорий, системы агрообразования, а также жесткой увязки данных программ с объемами ввода жилья на селе.

Предпосылкой реализации инновационного подхода к регулированию сельского рынка труда является целенаправленное формирование конкурентных региональных рынков труда и жилья, свободных от монополизма. Такие рынки должны обеспечивать оптимальные условия для высокой территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, повышения качества рабочих мест, стимулирования экономической активности сельского населения. Формирование новой стратегии регулирования сельского рынка труда потребует кардинальных изменений в политике занятости, концепции управления и функциях государства. Государство, оставаясь в рамках рыночной системы, должно оставлять за собой право устанавливать пределы допустимости либерализации на рынке труда, активно направлять его развитие в соответствии с социальными целями и возлагать на себя ответственность за конкретные показатели воспроизводства трудового потенциала и человеческого капитала.

Необходимость в стратегическом прогнозировании и планировании воспроизводства трудового потенциала сельских территорий делает актуальными разработки соответствующих прогнозов занятости сельского населения и создания рабочих мест в средней и долгосрочной перспективе, в которых были бы заложены как сложившиеся инерционные тренды в развитии рабочих мест и диверсификации

отраслевой их структуры, так и инновационные варианты, предложенные и обоснованные.

Безусловно, основным системообразующим ядром для такого прогнозирования должна являться перспективная занятость в системе агропродовольственного комплекса.

Новиков В.Г. Сельский трудовой потенциал и инновационная экономика.

В статье автор обосновывает необходимость принципиально иного взгляда на сущность, направления и механизмы регулирования трудового потенциала села в условиях ориентации на инновационные механизмы экономического развития страны.

Ключевые слова: сельские территории, трудовой потенциал, агросфера, демография, агломерации, ресурсный дефицит, инновационный подход

Novikov V.G. Rural labor potential and innovative economy. In article the author proves necessity essentially a different view on essence, directions and mechanisms of regulation of labor potential of village in the conditions of orientation to innovative mechanisms of economic development of the country.

Key words: rural territories, labor potential, agrosphere, a demography, agglomerations, resource deficiency, the innovative approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.