5. Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 марта 2007 г., № 265 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - 5/24853 (13.03.2007).
6. Жук, А. И. Программные средства педагогического назначения в преподавании математики / А. И. Жук // Информатизация обучения математике и информатике: педагогические аспекты = Informatization of teaching mathematics and informatics: pedagogical aspects / редкол.: И. А. Новик [и др.]. - Минск : БГУ, 2006. - С. 121-124.
7. Программированное обучение и кибернетические обучающие машины : сб. ст. / под ред. А. И. Шестакова. - М. : Сов. радио, 1963. - 247 с.
8. Коутс, Р. Интерфейс «человек-компьютер»: пер. с англ. / Р. Коутс, И. Влейминк. - М. : Мир, 1990. - 501 с.
9. Аль-Вахиши, Гамаль Салем. Дидактическая эффективность применения мультимедийных технологий в условиях варьирования проблемности обучения на уроках естественно-математического цикла : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Аль-Вахиши Гамаль Салем. - Казань, 2004. - 152 л.
10. Вычислительная техника как средство обучения. Тексты лекций / А. И. Павловский [и др.]. -Минск, 1993. - 64 с.
11. Педагогика высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - С. 53.
Summary
The article contains analyses of practical application of the computer training programms while studying foreign languages. The advantages of using computers are determined. The stages of its introduction in the curriculum are described. Here is given the classification of computer training programms and there are different examples of its application in practice.
Поступила в редакцию 15.09.08.
УДК 371.111
П. А. Рябцев
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА-КОМПЛЕКС - СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы социального обучения и воспитания сельских школьников в условиях сельской школы-комплекса, организующей и направляющей деятельность сельского социума по совместному воспитанию и обучению учащихся в период реформирования сельского хозяйства РБ.
Статья предназначена для директоров школ, учителей и воспитателей, а также ученых и студентов педагогических учебных заведений.
Введение
В ходе реформирования сельского хозяйства Республики Беларусь особое значение приобретает проблема социализации молодежи, сочетания социальной адаптированности, интегрированности растущего человека в обществе и одновременного выхода на возможности преобразовательной деятельности. Актуальность данной проблемы обусловливается общественной потребностью формирования творческой, социально ответственной личности будущего труженика обновленного села. Как показывают исследования, наиболее успешно решают эти проблемы сельские школы-комплексы (СШК), организующие и направляющие работу всего сельского социума по обучению и воспитанию молодежи в своем микрорайоне.
Диалектика воспитания в СШК рассматривает этот процесс в его неразрывных взаимосвязях с сельским социумом, со всеми явлениями, факторами, влияющими на воспитание и формирование личности учащегося, воздействием на него совокупности всех условий жизни. Духовное богатство отдельного учащегося находится в непосредственной зависимости от богатства его отношений в социуме, где он живет. Изучая различные воспитательные факторы, программируя их, школа должна стимулировать соответствующую деятельность окружающего социума. При этом педагогическая
теория, раскрывая условия и механизмы взаимосвязи окружающей среды и личности, характер регуляции всего комплекса выполняемых личностью социальных функций как объективного основания развития ее сознания, самосознания, мотивационно-потребностной сферы, опирается на кардинальные философско-социологические (Б. Г. Афанасьев, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, Г. Л. Смирнов, В. Г. Спиркин, Г. Н. Филонов, А. Г. Харчев), психологические (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. А. Деркач, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин) идеи и положения.
Результаты исследования и их обсуждение
В собственно педагогическом аспекте рассматриваемой проблемы СШК как социальной организации обобщенно выделяются три основных направления: изучение воспитательного потенциала социума - исследование тенденций развития воспитательных функций различных сельских институтов социализации, особенностей воспитательного влияния каждого из них; разработка современных форм их взаимодействия в комплексном осуществлении воспитательных задач; исследование деятельности и общения учащихся в условиях микросоциума, специфики влияния этой деятельности на личностное развитие детей. Определению функций школы как динамичного социально-педагогического организма посвящены труды Ю. К. Бабанского, Б. П. Битинаса, О. С. Богдановой, Б. 3. Вульфова, Р. Г. Гуровой, А. Т. Куракина, М. И. Кондакова, В. М. Коротова, Э. Г. Костяшкина, А. М. Низовой, Л. И. Новиковой, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Э. Й. Моносзона, А. В. Мудрика, В. И. Петровой, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, Ю. П. Сокольникова, М. М. Ященко и других.
Вопросы повышения активности самой личности как субъекта воспитания, включения каждого школьника, школьных коллективов в активную социальную деятельность, воспитания в каждом растущем человеке чувства гражданина своего села, района, общества нашли отражение в работах Ю. К. Васильева, В. А. Сухомлинского, Ю. П. Сокольникова, М. Г. Тайчинова (аспекты активной социально значимой деятельности); М. Г. Бушканца, Л. А. Каракулевой (формирование социально значимых мотивов); Г. М. Пикаловой (развернутые взаимоотношения подростков и взрослых); Н. П. Аникеевой, И. Я. Ивановой, Т. Н. Козинцевой, В. В. Лебединского (активная жизненная позиция человека в социуме); Г. В. Винниковой, Н. Д. Хмель, Ю. В. Шарова (формирование разносторонних интересов в процессе деятельности учащихся).
Вместе с тем, в большинстве имеющихся психолого-педагогических работ рассматривается институциональная сфера деятельности и общения детей, подростков, молодежи в условиях сельского уклада жизнедеятельности. Вопросы эффективности взаимодействия школы и среды, педагогического управления этим процессом, взаимосвязи системы воспитания учащихся по месту жительства с воспитанием всего населения микрорайона рассматривают В. И. Беляев, Ф. В. Кадол, Н. П. Курапова, В. Г. Кузь, Л. Е. Никитина, М. П. Трофанова, В. В. Чечет; изучают деятельность детско-юношеских разновозрастных объединений в микрорайоне А. Н. Дашкина, З. И. Звягинцева, Б. В. Крамаренко, М. П. Кузьминова, П. С. Мочалов, Н. Д. Соколова; выясняют воспитательные функции трудовых коллективов, общественности Ф. А. Мустаева, О. О. Озгамбаев, Н. Ф. Шмакова, исследуют возможности микросоциума как средства профилактики правонарушений В. Н. Гуров, Е. М. Данилин, М. В. Захаров, М. Г. Рассоха.
Однако следует отметить, что остаются недостаточно разработанными научные основы целостной системы социального воспитания сельских детей, обеспечивающей комплексное использование возможностей воспитательных учреждений различных ведомств, семьи как уникального воспитательного института, широкой общественности.
Педагогика сельского социума в последнее десятилетие не обогатилась новыми фундаментальными исследованиями, раскрывающими методологию изучения ее важнейших проблем, а также научно обоснованных путей их успешного разрешения в современных условиях. Однако на практике наиболее успешно решают данную проблему сельские школы-комплексы (СШК), организующие работу социума с ребенком с первых лет жизни и до окончания школы.
Работа современной СШК как основного института воспитательно-образовательной системы в сельском социуме, эффективность учебно-воспитательного процесса не могут быть точно оценены, проанализированы без соответствующей оценки и анализа ее взаимосвязей со средой. Окружающий сельский социум характеризуется многосферностью. Можно выделить следующие его основные сферы: сфера личностных отношений в семье (с родителями, другими близкими людьми); сфера личностных отношений вне школы и семьи (со сверстниками,
обучающимися в той же школе, иных учебных заведениях, с дошкольниками, взрослыми); сфера неличностного общения (влияние средств массовой информации, наблюдения, идеалы, примеры, общение с книгой, искусством, природой, миром животных и растений, явлений, вещей).
Воспитание в условиях СШК предполагает устранение разобщенности в деятельности воспитателей социума, прежде всего, на личностном уровне. Это обязывает каждого участника воспитания: а) исходить из единого представления о ребенке, адекватном тому, каков он есть на самом деле (на основе диагностики личности и ее окружения), не подходить к нему с узковедомственных позиций, соответствующих профессиональной компетенции каждого; б) строить воспитательную деятельность на основе единых целей для всех организаций сельского социума, поэтапно выработанных конкретных совместных задач социального воспитания и полноценной реализации каждым субъектом своих специфических функций; в) основываться на конкретной (применительно к личности растущего человека), объединяющей всех программе воспитания - программе целенаправленной совместной деятельности всего социума по оказанию помощи в формировании личности; г) руководствоваться единым критериальным подходом в определении результатов согласованной воспитательной деятельности (на каждом возрастном этапе развития личности сельского школьника и во взаимосвязи всех сфер ее деятельности) с тем, чтобы более точно (приближенно к конкретной личности) определять воспитательные задачи на предстоящий период.
Создание СШК приводит к усложнению задач управления и появлению новых научно -обоснованных способов их решения. Она часть сельского социума и является социальной организацией, значит, в управлении необходимо использовать все достижения науки об управлении социальными организациями [1].
Сельская школа-комплекс - это организация односельчан (детей и взрослых); система их совместной деятельности и общения (с учетом специфики жизненного уклада региона); среда общения, среда жизнедеятельности членов сообщества, максимально связанная с природой и народными традициями. Извне СШК представляет собой социальный институт, взаимодействующий с другими учреждениями села и отдельными людьми. Создание СШК имеет цель создать единую управляемую систему для повышения эффективности совместной работы детского сада, музыкальной и спортивной школ, общеобразовательной школы, сельского дома культуры, библиотеки, колхоза, фермерских хозяйств и др. для получения лучшего, качественного, эффективного образования и воспитания.
В СШК успешно решаются вопросы: учета в воспитании школьников особенностей жизнедеятельности региона (образа жизни людей данной местности, ее ментальности, культуры и основных факторов профессиональной идентификации молодёжи, политики и идеологии государственных органов власти); профориентации и территориального самоопределения [2].
Исследование проблемы территориального самоопределения учащихся сельских школ. Территориальное самоопределение рассматривается нами как мера включённости учащихся в данное социально-культурное пространство, как относительная завершенность их самореализации. Удовлетворение своих потребностей, решение личных и общественных проблем в своём сельском социуме является основой жизненного самоопределения. Главная задача реформы сельского хозяйства - создать условия для жизни и деятельности выпускников школ в своём регионе. Это путь к новому осознанию патриотизма, путь к лучшей жизни народа. Поэтому одной из задач СШК является выявление факторов, с помощью которых возможно территориальное самоопределение учащихся и ориентация в социально необходимом направлении. Этот процесс протекает по-разному в зависимости от экономической ситуации, условий жизнедеятельности, культуры, традиций региона и т. д.
Главная проблема молодёжи села - трудоустройство после окончания учебного заведения. От решения данной проблемы во многом зависит, останется выпускник дома или уедет в поисках «лучшей доли» в другой регион. Так, проведенное нами в 2007 году исследование, которым было охвачено 650 учащихся, их родителей и учителей из пяти областей республики, показало, что только 5,1% учащихся уверены, что найдут работу в своём районе, 32% думают, что смогут это сделать. Остальные 62,9% ответили, что не знают. Оценки учителей и родителей на эти вопросы были близкими к ответам учащихся. Таким образом, эта проблема остро стоит в сельских регионах и требует разрешения на региональном и государственном уровнях.
В школах необходимо создать условия для психологической подготовки к труду в условиях рынка труда. При ответе на вопрос «Кто хочет остаться в своём районе?» 14,2% респондентов собираются остаться дома. Остальные попытаются уехать (49%) или не решили для себя этот
вопрос (36,8%). Родители высказали желание, чтобы дети остались дома - 26,5%, 12,5% - в городе, 51% - где пожелают дети, 10% - не имеют на этот счёт твердого мнения. Полученные результаты имеют тревожную тенденцию. Экстенсивные социально-психологические надежды учеников не связаны со своим районом. Какие же факторы влияют на профессиональный выбор учащихся? Опрос показал, что желание перемены места проживания вызвано невозможностью получить желаемую профессию (51,3%) и неудовлетворенностью существующим образом жизни (50%). Особое место занимает фактор невозможности заняться личным делом. По нашему мнению, этот фактор в свете идущих перемен должен формировать образ жизни и поведения молодежи села.
На выбор местожительства большое влияние оказывают следующие факторы: любовь к родным местам, к природе (55%); необходимость заботы о родителях (40,7%); образ жизни, характерный для этих мест (15,1%); кризис в экономике, из-за чего трудно будет найти работу в другом месте (15,9%).
Как видно из исследования, территориальное самоопределение учащихся сельских школ главным образом осуществляется под воздействием духовных факторов и в меньшей степени экономических, по причине невозможности реализации профессиональных и бытовых потребностей на данной территории. Закрепление выпускников в своём районе зависит от условий их жизни. На селе всегда ярче проявляется любовь к родине, своей земле, к родной природе, которая начинается с раннего приобщения к совместному с родителями труду в подсобном хозяйстве, с уважения сохранившихся традиций, обрядов, с любви к своему дому и всему тому, что с ним связано. Как же оценивают респонденты социум, который является тем «полигоном», где происходит формирование и испытание личности учащегося? Анализ исследования показывает, что чаще выделяются следующие ценности: очень выгодное для работы и отдыха место (70%), трудолюбие людей (70,1%), религиозность родителей (51%), традиционность сельского уклада жизнедеятельности населения (38%). Учащиеся негативно оценивают уровень образования и культуры населения. Каждый пятый считает материальное положение своей семьи «хорошим», остальные (около 75%) разместились в диапазоне от «в общем неплохого» до «плохого».
Исследование роли социально-региональных факторов профессиональной ориентации учащихся сельских школ показало, что закрепление сельской молодёжи на селе очень сложный и во многом противоречивый процесс [3]. За прошедшие годы реформирования сельской школы в этом вопросе существенных изменений не произошло в силу сложной социально -экономической ситуации на селе. Сильное влияние оказывают внутренние факторы: существующий уклад жизнедеятельности, традиции, состояние экономики и культуры, образованность и религиозность населения, и внешние социальные: кризис в сельском хозяйстве, в экономике страны в целом, процессы миграции, урбанизации населения, смена общественных отношений и т. д. Один из путей решения проблемы заключается в создании условий для закрепления молодёжи в своём регионе. Причём необходимо учитывать тот факт, что сельские выпускники должны, при желании, иметь возможность реализовать себя и в городских условиях. Для этого нужно в образовательном процессе сельской школы максимально использовать богатство возможностей материального и духовного опыта, местной истории, культуры, языка и др.
Социально-педагогически ориентированная инфраструктура сельского социума предполагает такую модель взаимодействия субъектов системы воспитания, которая обеспечивает: активную субъектную позицию, развитие социальной инициативы самой личности каждого ребенка, разнообразных детских, подростковых объединений, коллективов в социуме; педагогическую направленность инфраструктуры сельского социума не только на самих детей, но и на их ближайшее окружение (прежде всего в семье), на отношения детей и взрослых, формирование разновозрастных семейно-соседских общностей, общественного мнения в социуме, воспитывающей среды; адекватность содержания, форм и методов воспитательного воздействия возрастным и индивидуальным особенностям детей и взрослых, специфике социальной ситуации развития личности в этом социуме и своеобразию ее социально-психологической позиции; реализацию концепции социально-педагогической помощи детям.
СШК активно взаимодействует с внешней средой. Как отдельное образовательное учреждение СШК является частью региональной системы образования. Одновременно она является частью сельского социума и ее деятельность обусловлена воздействием, порождаемым сельским окружением. Используя свои возможности, она оказывает влияние на ближайшую среду, однако социум определяет направленность деятельности СШК, формирует мнение, создаёт возможности, ограничивает деятельность, может стать фактором разрушающим и т. д. [2].
Основа внутреннего строения СШК, характер ее жизнедеятельности определяется внутренней средой, укладом жизнедеятельности, организационной культурой, которые связаны со всей жизнью СШК и оказывают влияние на всё, что в ней происходит.
Проведенное исследование выделило ряд проблем в наполнении базового и школьного компонентов учебного плана сельских школ. На лицо сохраняющаяся проблема большого количества знаний, не влияющих на развитие ребёнка и не определяющих его будущее. Школе следует ориентироваться не на предметные критерии образования, а на потребности сельского ученика и социума, ибо только при таких условиях образование на селе станет источником его нового развития. Профильность и вариативность образования призваны обеспечить соответствие профессиональной структуры потребностям регионов, социальную защиту, конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда. Многие сельские выпускники хотят получить профессию и жить в городе. Появляется необходимость поиска разумного баланса и согласованного планирования профильной ориентации трудового обучения. Профессиональные устремления сельских школьников, в целом, отвечают тенденциям развития общества. Поэтому сельской школе надо ориентироваться на жизненные приоритеты и перспективные потребности общества и отходить от традиционных представлений о профориентации сельских школьников (на селе, как показывает опыт развитых стран, грядёт сокращение рабочей силы). Отсюда зависимость специфики проектирования образовательного процесса в сельской школе от социального опыта региона [4]. Однако социокультурное наполнение учебного плана сельской школы остаётся вне влияния педагогической науки, не изучено его соотношение с новой образовательной парадигмой.
В свою очередь решение этих задач предполагает создание адекватной управленческой структуры в системе социального воспитания и социальной работы, предполагающей: а) научно-обоснованный подход к определению оптимальных параметров ограничения пространства в разнотипных сельских условиях и введение соответствующих нормативов его обеспечения; б) расстановку и полноценное использование потенциала субъектов социально-педагогической инфраструктуры сельского социума в соответствии с их функциями; в) ориентацию на семью как своеобразный фокус концентрации внимания всех государственно-общественных институтов с целью приведения в движение и полноценного использования ее воспитательного потенциала, оказания ей разносторонней помощи (социальной, культурной, правовой, медицинской, психолого-педагогической); г) развитие и правовое обеспечение деятельности разнообразных форм регионального управления в социуме как наиболее приближенного к людям (семье, взрослым и детям) звена демократической системы управления; построение их на развитии самодеятельных общественных формирований, любительских объединений, инициативных ассоциаций, молодежных союзов и прочих формах развития социальных инициатив взрослых и детей; д) обеспечение полновластия и полноправия региональных органов управления в социуме, сельских и районных Советах народных депутатов (с включением в их структуры молодежных объединений и организаций); е) реализацию межведомственного подхода в содержании и организации деятельности государственно учрежденных институтов воспитания; перераспределение материально -технических средств, финансовых средств, кадровых возможностей профессионально -воспитательных учреждений образования, культуры, спорта и др., за счет преодоления ведомственной разобщенности, отказа от устаревших, «не работающих» форм и внедрения в систему социального воспитания нового хозяйственно-экономического механизма.
Выводы
1. Создание сельской школы-комплекса вызвало необходимость систематической работы по поддержанию системы управления с учётом особенностей, возможностей и потребностей сельского социума, потребовало понимания СШК как целеустремленной, динамической системы, тесно связанной с социумом.
2. Социальная среда на селе - источник заказа на образовательные услуги, требований к образовательному процессу, к достижению им определённых результатов; источник благоприятного или неблагоприятного общего фона для СШК, что сказывается в целом на его жизнедеятельности.
3. Внутренняя среда СШК определяется сельским социумом, принятыми им ценностями, философией, которая определяет его миссию и организационную культуру.
4. СШК - это своеобразный антропоморфный организм, который прошел в своей жизни различные режимы жизнедеятельности, самыми важными из них являются развитие и устойчивое функционирование.
5. Потребности учебных заведений такого типа во многом определяются их спецификой, направленной на удовлетворение запросов социума. СШК следует ориентироваться не на предметные критерии образования, а на потребности сельского ученика и социума. Только при таких условиях образование на селе станет источником его нового развития
6. В условиях СШК ответственность за образовательный процесс и жизненное самоопределение учащихся частично делегируется и другим социальным учреждениям села, появляется возможность сконцентрировать усилия на учебном процессе за счет передачи части учебной и воспитательной работы внешкольным учреждениям.
7. Управление СШК проектируется с учетом его типологии и видовой специфики, для управления им необходимо специальное изучение сельской школы как специфического управляемого объекта, относящегося к социальной организации.
Литература
1. Кремень, М. А. Управление коллективом / М. А. Кремень. - Минск : НИО, 1997. - 168 с.
2. Левко, А. И. Теоретико-методологические проблемы образования: социо-культурный анализ / А. И. Левко. - Минск : Бестпринт, 2003. - 340 с.
3. Управление развитием школы : пособие для рук. образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М. : Новая школа, 1995. - 464 с.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса. В вопросах и ответах / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев : 2000. - 260 с.
Summary
The article deals with the problems of social education and upbringing of country pupils in a combined-school which organizes and directs the activity of a country society following the concepts of a combined education within the period of agricultural reformation in the Republic of Belarus.
This article is for headmasters and teachers, as well as for scientists and students of pedagogical educational establishments.
Поступила в редакцию 31.01.08.
УДК 37.015.3 - 057.87
М. З. Яновский, Г. П. Котлинская
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕНЕДЖМЕНТУ
В статье анализируется содержательно-психологический аспект регуляторных процессов контекстной учебной деятельности. Содержательный аспект анализа расширяет и углубляет понимание регуляторно-когнитивных процессов контекстного обучения студентов менеджменту. Показывается единство структурной и содержательной сторон процесса обсуждения конкретной ситуации. Выделяются и анализируются структурные компоненты содержательного аспекта процесса саморегуляции контекстной учебной деятельности.
Введение
В настоящее время в связи с острой постановкой проблемы становления субъекта учения в высшей школе изучение саморегуляции учебной деятельности как фактора субъектогенеза приобретает теоретическое и практическое значение. По О. А. Конопкину [1] структура саморегуляции учебной деятельности представляется набором функциональных звеньев: принятие субъектом цели деятельности; формирование субъектной модели значимых условий деятельности; составление комплекса критериев успешности деятельности; программирование учебных действий; управление собственно исполнительскими действиями; оценка реально достигнутых результатов; принятие решения о корректировке системы. Саморегулируемый обучающийся осознанно строит регуляторный контур учебной деятельности, реализуя его эмоционально-когнитивными процессами - стратегиями решения учебных задач. Стратегия - система определенных