УДК 378.14
М.Ю.Шошина, О.В.Петунин
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кемеровский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
The article is devoted to the upbringing of cognitive values of rural pupils in the educational process. The special role in education of value attitude to the cognitive activity is given to pedagogic system of a rural school of rational-educational or individual orientation.
Понятие «ценности» занимает значительное место в духовной жизни любого человека и играет существенную роль в процессе формирования личности. В современном обществе границы моральных установок и высших потребностей, особенно среди молодежи, претерпели существенные изменения. Не
вызывает сомнения актуальность изучения этой проблемы.
Важным элементом ценностных отношений являются ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным
опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [1]. Под ценностными ориентациями понимают также детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности [2].
Ценностные ориентации воспитываются в процессе усвоения личностью социального опыта и проявляются в интересах, убеждениях, целях и идеалах. Процесс ориентации школьников в мире ценностей может быть представлен как процесс восхождения личности к ценностям общества. Это дает нам основания определить процесс воспитания ценностного отношения к познавательной деятельности как целенаправленное создание условий для усвоения обучающимися общечеловеческого и социально-культурного значения познавательной деятельности, перевода ее в личный опыт с целью стимулирования его саморазвития и личностного самоопределения.
Методика М.Рокича по изучению ценностных ориентаций основана на прямом ранжировании списка ценностей на два класса:
— терминальные ценности — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существа стоит того, чтобы к ней стремиться;
— инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства [3].
В отечественной психологии оригинальный подход к исследованию ценностных ориентаций разработай С.С.Бубновой, он включает в себя:
а) концепцию ценностных ориентаций как системообразующего фактора личности;
б) методологические принципы исследования;
в) методы анализа системы ценностных ориентации;
г) методику ее диагностики [4].
С 2003 по 2006 г. нами проводилась работа по формированию познавательных мотивов сельских школьников на основе воспитания у них ценностного отношения к познавательной деятельности. В эксперименте приняли участие 486 учеников разных ступеней обучения, 87 педагогов из пяти средних общеобразовательных школ Новокузнецкого района Кемеровской области. За время эксперимента учащиеся 4-х классов (194 чел.) окончили 6-й класс, ученики 7-х классов (202 чел.) окончили 9-й класс, а ученики 9-х классов (90 чел.) продолжили обучение на старшей ступени и окончили школу.
Было проведено исследование ценностных ориентаций сельских школьников и педагогов, а также определен уровень развития психологического механизма дифференциации ценностных ориентаций. В исследовании применялась методика по изучению особенностей формирования ценностных ориентаций М.Рокича, адаптированная А.Гоштаутасом, М. А. Семеновым,
В.А.Ядовым [5]. В анкету вошли следующие ценности
(курсивом выделены выявленные ранее ценности познавательной деятельности):
Терминальные ценности (содержание целей, ценностей жизни)
1. Уверенность в себе
2. Материальная обеспеченность
3. Здоровье
4. Удовольствия
5. Интересная работа
6. Любовь
7. Свобода как независимость в поступках
8. Красота
9. Хорошие и верные друзья
10. Познание
11. Счастливая семейная жизнь
12. Творчество
13. Общественное признание
14. Активная, деятельная жизнь
15. Равенство
16. Уважение окружающих
17. Интеллектуальное развитие
18. Духовное совершенствование
19. Продуктивная жизнь
20. Самостоятельность как независимость в суждениях
Инструментальные ценности (основные качества личности)
1. Высокие запросы
2. Чуткость
3. Воспитанность
4. Жизнерадостность
5. Эффективность в делах
6. Смелость в отстаивании своего мнения
7. Исполнительность
8. Непримиримость к недостаткам
9. Широта взглядов, высокая общая культура
10. Честность
11. Образованность
12. Самоконтроль
13. Терпимость
14. Твердая воля
15. Рационализм
16. Ответственность
17. Независимость
18. Изобретательность, находчивость
19. Умение самостоятельно принимать решения
20. Способность принятия обдуманного решения.
Анкетирование проводилось в ноябре 2003 г. среди учащихся 4-х, 7-х и 9-х классов, а также педагогов экспериментальных школ. Респондентам предъявлялись два списка ценностей. В каждом списке испытуемые присваивали каждой ценности ранговый номер по порядку значимости для себя. Причем для учащихся младшей и средней ступеней обучения терминальные и инструментальные ценности были адаптированы в соответствии с их возрастными особенностями. В некоторых случаях допускалось пояснение отдельных абстрактных понятий.
Были получены следующие результаты.
1. Среди инструментальных ценностей самими популярными оказались ответственность и смелость в
отстаивании своего мнения. Высокий рейтинг также получили жизнерадостность, чуткость и воспитанность. Наименее популярными качествами личности стали высокие запросы и непримиримость к недостаткам. Инструментальные познавательные ценности в целом занимали невысокие места в рейтинге. Так, наибольшее количество баллов набрали такие познавательные ценности, как эффективность в делах и независимость, а наименьшее — широта взглядов и образованность.
2. Самый высокий рейтинг среди терминальных ценностей получили здоровье и свобода как независимость в поступках. Ниже всех были оценены равенство и творчество. Что касается терминальных познавательных ценностей, они также заняли довольно низкие места в рейтинге: познание — 14-е место, уважение окружающих и продуктивная жизнь — 15-е место.
При сравнении полученных результатов у школьников разных возрастных категорий можно сделать вывод о том, что наибольшей популярностью познавательные ценности пользовались у школьников 4-5-х классов, а в 7-9-х классах шло снижение рейтинговых показателей. У старшеклассников популярность познавательных ценностей выросла, но не достигла уровня 4-5-х классов. На наш взгляд, объяснением этому могут служить возрастные особенности школьников. Несмотря на то, что психологи отмечают снижение интереса к учебной деятельности у младших подростков в связи с изменением ведущего вида деятельности, наши многолетние наблюдения показывают, что в условиях сельской школы это снижение происходит на 1-2 года позже. Это связано с особенностями обучения и воспитания в сельской школе, а также условиями жизни детей на селе.
Анкетирование педагогов показало высокий уровень ценностных дифференциаций (97% опрошенных). Те или иные познавательные ценности у всех педагогов входили в первую пятерку терминальных и инструментальных ценностей. Это позволило сделать вывод о возможности проведения экспериментальной работы по формированию мотивов познавательной деятельности сельских школьников.
Полученные эмпирические данные показали, что у большинства школьников не сформирован механизм ценностной дифференциации. Познавательные ценности не являлись значимыми для подавляющего большинства школьников.
Проведенные нами наблюдения, анализ собственного опыта и опыта учителей Новокузнецкого района дают основание полагать, что процесс ориентации представляет собой последовательную смену трех этапов.
1-й этап — присвоение ценностей общества личностью. Этот этап обеспечивает создание ценностного «образа мира». На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, происходит становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Ребенок получает представление о наиболее обобщенных, абстрактных ценностях: духовных, социальных, матери-
альных. Особая роль отводится духовным ценностям, в состав которых входят познавательные ценности.
2-й этап — преобразование личности на основе присвоения ценностей. В этот период процесса ориентации личность ребенка сосредоточивает внимание на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии в процесс развития ценностного отношения к познавательной деятельности вплетается самосознание, процесс приобретает качественно новые характеристики: переоценка ценностей, их большая дифференциация, стабилизация. Ценности познавательной деятельности закрепляются в жизнедеятельности и проявляются как свойства личности: любознательность, активность и т.п.
3-й этап — прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего». На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование, систематизация и выстраивание собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации и самосознание направлены на формирование жизненной перспективы. Вырабатываются наиболее характерные способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей-свойств.
Мы полагаем, что на всех этапах воспитания ценностного отношения функционируют одни и те же ценностные механизмы: поиск — оценка — выбор — проекция. Существует реальная возможность воздействовать на развитие этих личностных механизмов в специально организуемых ситуациях жизнедеятельности школьника. Педагог может целенаправленно способствовать их развитию.
Процесс воспитания ценностного отношения начинался нами с создания условий для того, чтобы ученики овладели знаниями о познавательной деятельности, о ее ценности для человека в ходе освоения мира. В связи с этим возникла необходимость пересмотра целей и содержания воспитательнообразовательного процесса в сторону приоритета ценностного наполнения этих аспектов.
Ведущую роль в воспитании ценностного отношения мы отвели воспитательной системе рационально-образовательной или индивидуально-
личностной ориентации.
Рассмотрим, каждый компонент воспитательной системы с точки зрения воспитания ценностного отношения к познавательной деятельности.
Ценностно-ориентационный компонент: цели и задачи.
Данный компонент включает в себя цели и задачи воспитания, а также перспективы жизнедеятельности школы или класса. Очевидно, что процесс це-леполагания и отбор задач зависит от этапа работы.
На первом этапе работы по воспитанию ценностного отношения к процессу познания нами была поставлена цель — сформировать у школьников ценностное отношение к явлениям окружающей действительности. Достижение цели осуществлялось через решение следующих задач:
1) создание воспитательной системы класса, способствующей расширению кругозора воспитанни-
ков посредством познавательной деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов;
2) использование методов воспитания, воздействующих на эмоциональную сферу;
3) раскрытие сущности понятия «духовные ценности».
На втором этапе мы поставили цель — закрепление ценностей познавательной деятельности в жизнедеятельности школьников. Основные задачи данного этапа:
1) создание воспитательной системы, позволяющей школьникам проявлять такие личностные качества, как любознательность, познавательная активность и познавательная самостоятельность;
2) в воспитательной работе применение поисковых методов, которые позволяют школьнику проявлять основные свойства личности.
На третьем этапе нашей целью было формирование у школьников жизненной перспективы с учетом непрерывности образования и процесса познания. Потребовалось решить следующие задачи:
1) создание воспитательной системы класса, направленной на формирование жизненной перспективы, на профессиональное самоопределение школьников.
2) осуществление отбора методов воспитания, позволяющих школьникам выработать характерные способы познавательной деятельности.
Индивидно-групповой компонент: общность
людей.
Этот компонент составляют все участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители и другие взрослые.
Результативность процесса воспитания в целом и формирования у школьников системы ценностных ориентаций напрямую зависит от того, какие аспекты воспитания являются актуальными для педагогов и родителей — и насколько они совпадают с потребностями, интересами и склонностями воспитанников. Поэтому в нашем исследовании были определены терминальные и инструментальные ценности познавательной деятельности, актуализированные учениками, их родителями и педагогами. Мы пришли к выводу о том, что эффективность любого педагогического приема повышается настолько, насколько сам педагог соответствует требованиям, предъявляемым ученикам.
Наши наблюдения за воспитательно-
образовательным процессом школ Новокузнецкого района позволили выявить прямую зависимость между количеством и качеством результатов учебноисследовательской работы учащихся, успешностью их выступлений на предметных олимпиадах разного уровня, с одной стороны, и активностью педагогов на научно-практических конференциях, стремлением педагогических коллективов школ работать в инновационном режиме, с другой.
Функционально-деятельностный компонент: деятельность и общение.
Сущность данного компонента заключена в системообразующем виде деятельности, который
обеспечивает сотрудничество детей и взрослых в процессе воспитания ценностного отношения к познавательной деятельности. Очевидно, что для повышения эффективности данного процесса необходимо подобрать соответствующий системообразующий вид деятельности и организовать общение особым образом.
Наиболее распространенной формой воспитательной работы на настоящее время остается коллективное творческое дело. Однако наш опыт показывает, что метод проектов, успешно применяемый Куйбышевской средней школой в качестве системообразующего вида деятельности в воспитательной системе «Мастерская достижений», дает более действенный результат. Приведем в качестве примера проектные работы классов, соответствующие этапам воспитания ценностного отношения к познавательной деятельности.
1-й этап. Ученики 2-го класса провели исследование старинных русских загадок и оформили свой проект в виде сборника «Загадаем вам загадки!», в который включили также загадки собственного сочинения.
2-й этап. Проектная работа «Я и моя семья», выполненный учениками 6-го класса, предполагал изучение своего генеалогического древа, осуществление поисковой работы, изучение быта и нравов в старинных и современных семьях. Продукт проектной деятельности был оформлен в виде индивидуальных семейных альбомов.
3-й этап. Итоговой проектной работой учеников
11-го класса стал практико-ориентированный сборник «Большие интеллектуальные игры». В течение года старшеклассники изучали уровень интеллектуальной подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей, отбирали материал для проведения общешкольных интеллектуальных конкурсов «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон» и «Ученик года», разработали сценарии и провели конкурсы. Разработанные сценарии и вошли в итоговый сборник.
Пространственно-временной компонент: социальная и природная среда.
Основной особенностью воспитательно-
образовательного процесса в сельской школе является ограниченное социокультурное окружение, в силу чего сельским школам приходится не только осуществлять обучение и воспитание детей, но и выполнять функции социокультурного, информационного и досугового центра на селе. Опыт школ, которые были включены в нашу экспериментальную работу, показал, что наибольший эффект по воспитанию у школьников ценностного отношения к познавательной деятельности был достигнут в тех школах, которые реализуют ту или иную инновационную модель («Общественно активная школа», «Школа — социокультурный центр на селе» и т.п.). На базе Куйбышевской средней школы работает группа кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, заключено соглашение о сотрудничестве с Томским государственным университетом автоматизированных систем управления и радиоэлектроники на проведение курсов информационных технологий.
Уровень развития психологического механизма дифференциации ценностных ориентаций сельских школьников, в % (п = 486)
Дифференциация ценностных ориентаций 4 класс (начало эксперимента) 6 класс (конец эксперимента) 7 класс (начало эксперимента) 9 класс (конец эксперимента) 9 класс (начало эксперимента) 11 класс (конец эксперимента)
Не развита 46 5 35 2 22 —
На начальной стадии развития 52 17 58 14 64 2
Развита 2 78 7 84 14 98
Во всех этих образовательных учреждениях созданы и эффективно работают воспитательные системы школы и классов, осуществляется непрерывность образования на всех ступенях обучения, организовано самоуправление школьников посредством создания детско-юношеских организаций.
Созданные в этих школах краеведческие музеи также положительным образом влияют на успешность воспитания ценностного отношения к познавательной деятельности. Ученики вовлечены в поисковую и исследовательскую деятельность.
Диагностико-аналитический компонент: результативность процесса воспитания ценностного отношения к познавательной деятельности.
В состав данного компонента входят критерии эффективности воспитательной системы и воспитательного процесса в целом, методы и приемы изучения результативности воспитания ценностного отношения к познавательной деятельности, а также способы и формы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Основными критериями сформированности ценностного отношения к познавательной деятельности являются:
— развитый психологический механизм ценностных дифференциаций;
— проявление школьником таких личностных качеств, как любознательность, активность, познавательная самостоятельность, самодеятельность и др.;
— разнообразие способов познавательной деятельности, используемых школьниками в урочное и внеурочное время.
При изучении эффективности воспитания ценностного отношения к познавательной деятельности, на наш взгляд, целесообразно применять не только методы анкетирования и тестирования, но также беседы, наблюдения, интервью и др.
Говоря о результатах работы по воспитанию ценностного отношения сельских школьников к познавательной деятельности, необходимо отметить значительный рост в развитии психологического механизма дифференциации ценностных ориентаций, а также изменение ценностных приоритетов сельских школьников в сторону познавательных ценностей.
Во время контрольного эксперимента в конце 2005/06 учебного года было проведено повторное
анкетирование с целью выявления уровня развития психологического механизма дифференциации ценностных ориентаций у учащихся, которые проходили анкетирование в 2003 г. Сравнительные данные на начало и окончание эксперимента даны в табл.
Выводы
Таким образом, для успешного формирования мотивов познавательной деятельности у сельских школьников необходимо прежде всего сделать эту деятельность ценностно значимой для них, т.е., во-первых, развить психологический механизм ценностных дифференциаций, а во-вторых, воспитать у школьников ценностное отношение к познавательной деятельности. Эта работа требует выполнения следующих обязательных условий.
1. Наличие в сельской школе единой воспитательной системы, объединяющей весь воспитательнообразовательный процесс и подчиняющей его единой цели. Наибольшую эффективность дают воспитательные системы рационально-образовательной или индивидуально-личностной ориентации.
2. Осуществление работы поэтапно, создание воспитательных систем классов с учетом сенситивных возрастных новообразований, уровня сформиро-ванности ценностных ориентаций и механизма ценностных дифференциаций.
3. Открытие на базе сельской школы новых структурных подразделений (группы кратковременного пребывания, детские сады, творческие объединения, центры дополнительного образования и др.).
4. Стремление всего педагогического коллектива к непрерывному самообразованию, активная жизненная позиция, участие в инновационной и исследовательской деятельности.
1. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева. М.: СЭ, 1983. С.764-765.
2. Словарь-справочник по педагогике / Автор-сост. В.А.Ми-жериков; Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. С.422.
3. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С.524.
4. Бубнова С.С. // Психологическое обозрение. 1997. №1. С.17-19.
5. Головей Л.А. Указ. соч.