Научная статья на тему 'Селфмейд: от истории к современности'

Селфмейд: от истории к современности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2109
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МОТИВИРОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭНЕРГИЯ / САМОСТЬ / ТРУДОЛЮБИЕ / НАСТОЙЧИВОСТЬ / ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА / Ф. ДУГЛАС / Б. ФРАНКЛИН / F. DOUGLAS / B. FRANKLIN / PERSONALITY / MOTIVATED PERSON / ACTIVITY / ENERGY / SELF / DILIGENCE / PERSEVERANCE / PERSONAL RESPONSIBILITY / COURAGE / AMERICAN DREAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасова Оксана Валериевна, Яцевич Ольга Евгеньевна

В статье предпринята попытка исторического анализа происхождения явления селфмейдинга как экзистенциальной модели деятельности человека. Для подробной характеристики селфмейд-личности были выбраны жизнеописания Ф. Дугласа и Б. Франклина, являющих собой классические примеры философии селфмейда. Авторы обращают внимание на основные качества, присущие селфмейдмену: мужественность, мотивированность, активность, настойчивость, личную ответственность и трудолюбие. Отрицается роль удачи, везения как основополагающего фактора в практике селфмейда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article carries out a historical analysis of the selfmade phenomenon as an existential model of human activity. The authors study in detail biographies of F. Douglas and B. Franklin as classic examples of selfmade philosophy. The basic qualities of a self-made man are emphasized, such as: courage, motivation, activity, perseverance, hard work and personal responsibility. The authors deny the role of luck as a fundamental factor in the practice of self-made.

Текст научной работы на тему «Селфмейд: от истории к современности»

УДК 141.32:111.6 Тарасова Оксана Валериевна

доцент кафедры экономики, организации и управления производством Тюменского государственного нефтегазового университета

Яцевич Ольга Евгеньевна

ассистент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

СЕЛФМЕЙД: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Tarasova Oksana Valerievna

Assistant Professor, Production Economy, Organization and Management Department, Tyumen State Oil and Gas University

Yatsevich Olga Evgenyevna

Assistant, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

SELF-MADE: FROM HISTORY TO MODERNITY

Аннотация:

В статье предпринята попытка исторического анализа происхождения явления селфмейдинга как экзистенциальной модели деятельности человека. Для подробной характеристики селфмейд-личности были выбраны жизнеописания Ф. Дугласа и Б. Франклина, являющих собой классические примеры философии селфмейда. Авторы обращают внимание на основные качества, присущие селфмейдмену: мужественность, мотивированность, активность, настойчивость, личную ответственность и трудолюбие. Отрицается роль удачи, везения как основополагающего фактора в практике селфмейда.

Summary:

The article carries out a historical analysis of the self-made phenomenon as an existential model of human activity. The authors study in detail biographies of F. Douglas and B. Franklin as classic examples of self-made philosophy. The basic qualities of a self-made man are emphasized, such as: courage, motivation, activity, perseverance, hard work and personal responsibility. The authors deny the role of luck as a fundamental factor in the practice of self-made.

Ключевые слова:

личность, мотивированный человек, деятельность, энергия, самость, трудолюбие, настойчивость, личная ответственность, мужественность, американская мечта, Ф. Дуглас, Б. Франклин.

Keywords:

personality, motivated person, activity, energy, self, diligence, perseverance, personal responsibility, courage, American dream, F. Douglas, B. Franklin.

На рубеже XIX-XX вв. в современной философии возникло новое философское течение -экзистенциализм. Ранее нами уже были описаны некоторые экзистенциальные модели деятельности человека [1], в продолжение предлагаем рассмотреть становление еще одного бизнес-явления - селфмейд, что в переводе означает «селф» (англ. self) - сам, самость, собственная личность и «мейд» (англ. made) - изготовленный, сборный, сделанный.

Впервые термин «селфмейдмен» появился в 1895 г., его в своей лекции использовал Фредерик Дуглас. В автобиографическом описании Ф. Дуглас описывает свой путь развития: из бедняков - в высокоуважаемые члены общества. Теорию становления селфмейд-личности поддерживал и Бенджамин Франклин, создав архетип поднявшегося из низов человека, опровергнув при этом мнение о наследовании социальной позиции. Ни Ф. Дуглас, ни Б. Франклин не верили в теорию везения, подчеркивая необходимость усердного труда для достижения успеха. Ф. Дуглас считал, что успех может быть объяснен одним единственным словом - «работа». Существует иерархия людей, как полагал Ф. Дуглас, которая зависит от мотивированности и активности человека. Амбициозный, мотивированный человек будет карабкаться по социальной лестнице, в то время как немотивированный не станет улучшать своего положения [2, с. 97].

Фредерик Дуглас, основоположник селфмейдинга, сказал однажды, что явление селф-мейда следует рассматривать в тесной связи с такой чертой характера, как мужественность, в самом широком и известном смысле этого слова. Дуглас твердо верил, что становление селфмейд - это история становления в первую очередь мужественности, персонифицирующей личность. Селфмейд использует энергию и самые важные качества: трудолюбие, настойчивость и прежде всего личную ответственность.

Идея селфмейдинга неразделимо связана с американской мечтой, которая была сформулирована известными «американскими отцами-основателями». Впервые такое словосочетание было введено в обиход Д. Адамсом в годы Великой депрессии. Образ этой мечты притягивал к берегам Америки сотни и тысячи новых иммигрантов, которые надеялись превратить ничто в

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

огромное состояние. Селфмейд (личность, добившаяся всего самостоятельно) зарождается в не обещающих ничего хорошего обстоятельствах; он рожден, не обладая ни привилегиями, ни богатствами, но благодаря своим собственным усилиям, без посторонней помощи добивается огромного успеха в жизни и карьере.

Селфмейд можно ассоциировать с русской пословицей «из грязи да в князи» (имеющей, кстати, сильный пренебрежительный оттенок), так как селфмейдмен - это тот, кто достигает наивысшего успеха, не имея ни связей, ни благородного происхождения. Ему очень часто приходится преодолевать сложнейшие препятствия для достижения своих целей. Человек, являясь частью социума, постоянно находится под влиянием внешних факторов. Удача в данном контексте не является решающим фактором, несмотря на то что общество «обожает» истории о людях, к которым успех пришел случайно. Такие легенды позволяют неудачникам оправдывать свое невезение или недостатки других, подсчитывая свои случайные успехи. К сожалению, сегодня очень много людей, которые, лежа на диване и ничего не делая, пребывают в ожидании чуда, которое обеспечило бы им стремительное восхождение по карьерной лестнице.

Исторически все складывалось по-другому: селфмейдмен на протяжении своего становления сам прокладывает жизненный путь, строит свою собственную судьбу. Хотя существует определенное количество факторов, способствующих успеху, неизменным среди них остается титанический труд, являющийся, по мнению селфмейдов, ключевым условием для обретения успеха.

Доподлинно известны факты из жизни ярчайших представителей селфмейда. Один из таких людей - Бенджамин Франклин, чей портрет украшает стодолларовую купюру. Нам Франклин известен как дипломат, ученый, издатель и политик. Он сыграл ключевую роль в становлении независимости США, скрепив своей подписью важные исторические документы. Будучи сыном свечника, он постепенно становился легендой, живущей среди людей, и впоследствии стал символом селфмейдинга.

Концепция селфмейдинга стала наиболее популярной в американской культуре после окончания Гражданской войны (1861-1865). Так называемая вторая промышленная революция была в самом разгаре: новые изобретения делали людей богатыми и известными, казалось, что новые заводы возводятся в одночасье. В те времена людям долго и упорно внушали, что их судьба предрешена с рождения - сын должен был следовать по стопам отца. Молодому человеку, который имел непреодолимое желание работать и опережать других, казалось, что его национальная принадлежность предоставляет ему множество возможностей для того, чтобы разбогатеть. В 1920-е г. Америка пережила страстную влюбленность в евгенику (учение о человеке и способах улучшения его наследственных свойств) и идею о том, что судьба человека и его характер полностью предопределены кодами ДНК.

Во времена Великой депрессии идея селфмейдинга отошла на задний план, ее влияние ослабло, потому что люди, которые, казалось бы, делали все правильно: усердно работали, голодали, экономили и вкладывали, в итоге наблюдали за тем, как уничтожаются их судьбы и рушатся мечты, а все, что они заработали, превращается в прах. Испытывая огромное влияние внешних сил и факторов, было сложно удержать веру в идею того, что жизнь и судьба остаются подконтрольны человеку.

Новейшее время продолжает штурмовать умы людей идеей селфмейдинга. Социологи и эксперты в области политики подчеркивают влияние бедности и культуры в качестве ключевых векторов, ведущих к успеху. Концепция личной ответственности в наши дни подорвана, так как люди не хотят нести на себе груз, полагая, что являются жертвами обстоятельств. Жизнь, однако, полнится свидетельствами тех, которые отказались довольствоваться предначертанной им участью и выбрали другой путь: работать усердно, пока не достигнут намеченных целей.

Вернемся к Бенджамину Франклину, который являет собой классический пример селфмейдинга. Его продуктивная деятельность, амбиции и бережливость были не только философией, которую он проповедовал, но и кодом, опираясь на который он прожил всю свою жизнь. Ни один из его успехов не пришел к нему по воле случая - они были обусловлены, созданы им самим в результате правильной организации своей деятельности и максимизации полученного эффекта. Такая дисциплина и самоорганизация были просто необходимы и экзистенциально важны, чтобы выбраться из окружавшей его бедности, в которой он родился, рос и должен был состариться.

Б. Франклин был 15-м ребенком из 17, рожденных в семье свечника и мыловара. Получив всего два класса образования, Франклин самообразовывался, черпая знания из книг. Когда юному Франклину было 17 лет, он отправился в Филадельфию, где создал настоящее книгоиздательство, которое позволило ему стать выдающейся личностью эпохи Возрождения. Он сделал очень много - всего и не перечислить, например выступал в роли автора в издаваемых им же «Пенсильванской газете» и «Альманахе бедного Ричарда», написал огромное количество эссе.

Брайан Миллер и Майк Лэпхам приводят современные примеры селфмейд-личностей: Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг [3, с. 197]. Говоря о селфмейдинге, С.Р. Кови подчеркивает влияние нескольких парадигм: контроля, продуктивности, ценностей и независимых достижений [4, с. 17-19]. Современные отечественные ученые О.В. Тарасова и С.В. Вершинина отмечают, что труд и деятельность человека должны наполняться творческим содержанием, основанном на самоконтроле и самодисциплине, где фундаментом выступают совесть, другие моральные качества и ценностные ориентиры личности, традиции [5, с. 41]. В то же время ученые Л.Н. Шабатура и О.В. Тарасова отмечают, что для личностных ценностей характерна высокая сознательность, «каждой личности присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей в зависимости от главной ее идеи сущности и существования» [6, с. 27].

Идея селфмейдинга в современном обществе приковывает к себе все большее внимание. Человеку необходимо планировать свою деятельность, постоянно контролируя время, затраченное на тот или иной вид работы, и таким образом повышая ее продуктивность. Важна работа в команде, где участники постоянно ведут обмен знаниями, так как трансформационная сила корпоративной синергии способна привести совместные усилия к достижению успеха.

Ссылки:

1. Тарасова О.В., Яцевич O.E. Экзистенциальные модели деятельности человека // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 145-148.

2. См.: Douglas F. Narrative of the Life of Frederick Douglas, an American Slave // The Norton Anthology of American Literature. 6th ed. Vol. B. London ; New York, 2003. 97 p.

3. См.: Miller B., Lapham M. The Self-made-myth. San-Francisco, 2012. 197 p.

4. Кови С.Р. Первое прежде всего / пер. с англ. Н. Гриневой. М., 2003. 280 с.

б. Тарасова O^., Вершинина С.В. Личностная энергия как движущая сила инновационного развития общества // Наука

и бизнес: пути развития. 2014. № 4 (34). С. 40-43. 6. Шабатура Л.Н., Тарасова O^. Ценности и их роль в условиях глобальной экономики и управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 15 (269). С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.