Научная статья на тему 'Экзистенциальные модели деятельности человека'

Экзистенциальные модели деятельности человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
511
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВАРИОЛОГИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕЛФМЕЙДМЕН / ДАУНШИФТИНГ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЭСКАПИЗМ / ЧЕЛОВЕК ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ / «ФАКТОР ИКС» / NOOSPHERE STUDIES (AQUARIOLOGY) / EXISTENTIAL CULTURE / PERSONAL VALUES / SELF-MADE / DOWNSHIFTING / EXISTENTIAL ESCAPISM / A HUMAN OF THE THIRD MILLENNIUM / X-FACTOR

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тарасова Оксана Валериевна, Яцевич Ольга Евгеньевна

Реализовать свои таланты, раскрыть новые и актуализировать имеющиеся идеи необходимое условие выживания в современной цивилизации экзистенциальной личности. Экзистенциальная культура деятельности как новый синтезированный концепт может быть ключом к решению насущных проблем человечества: нахождению своего предназначения на данный исторический момент, созданию собственного мира в виде ценностных ориентаций, служащих важным фактором регуляции поведения индивида и социальных взаимоотношений людей. Завтрашний день создаст новые типы деятельности, формирование третьей волны будет сопровождаться феноменальным ростом деятельности, активности личности, требующим времени и энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL MODELS OF HUMAN ACTIVITIES

Fulfillment of one’s talents, discovering of new ideas and updating of existing ones are necessary prerequisites for survival of an existential individual in the modern civilization. The existential culture of activity, as a new synthesized concept, may be the key for solving the urgent problems of the mankind: finding the mission for the current moment of the historical development, creating own world in the form of value orientations, which is an important factor in the regulation of individual behavior and social relationships of people. The future will form new types of activities; the formation of the third wave will be accompanied by the phenomenal growth of performance, the activity of a person, which requires time and energy.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальные модели деятельности человека»

УДК 141.32:111.6 Тарасова Оксана Валериевна

доцент кафедры экономики, организации и управления производством Тюменского государственного нефтегазового университета

Яцевич Ольга Евгеньевна

Tarasova Oksana Valerievna

Assistant Professor, Economics, Organization and Production Management Department, Tyumen State Oil and Gas University

Yatsevich Olga Evgenyevna

Assistant, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

ассистент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация:

Реализовать свои таланты, раскрыть новые и актуализировать имеющиеся идеи - необходимое условие выживания в современной цивилизации экзистенциальной личности. Экзистенциальная культура деятельности как новый синтезированный концепт может быть ключом к решению насущных проблем человечества: нахождению своего предназначения на данный исторический момент, созданию собственного мира в виде ценностных ориентаций, служащих важным фактором регуляции поведения индивида и социальных взаимоотношений людей. Завтрашний день создаст новые типы деятельности, формирование третьей волны будет сопровождаться феноменальным ростом деятельности, активности личности, требующим времени и энергии.

Ключевые слова:

аквариология, экзистенциальная культура, личностные ценности, селфмейдмен, дауншифтинг, экзистенциальный эскапизм, человек третьего тысячелетия, «фактор икс».

EXISTENTIAL MODELS OF HUMAN ACTIVITIES

Summary:

Fulfillment of one's talents, discovering of new ideas and updating of existing ones are necessary prerequisites for survival of an existential individual in the modern civilization. The existential culture of activity, as a new synthesized concept, may be the key for solving the urgent problems of the mankind: finding the mission for the current moment of the historical development, creating own world in the form of value orientations, which is an important factor in the regulation of individual behavior and social relationships of people. The future will form new types of activities; the formation of the third wave will be accompanied by the phenomenal growth of performance, the activity of a person, which requires time and energy.

Keywords:

noosphere studies (aquariology), existential culture, personal values, self-made, downshifting, existential escapism, a human of the third millennium, X-factor.

На изломе веков появилась новая наука - ноосферное (интегральное) человековедение, которая занимается изучением человека нового тысячелетия, или аквариология, как ее называют некоторые ученые, например К. Сельчёнок, - учение, гармонизирующее бытие человека, природы и общества. В основе этого учения лежат идеи В.И. Вернадского, которые он обозначил следующим образом: «Биосфера переходит в ноосферу» [1, с. 373].

Идеи В.И. Вернадского позже подхватили его последователи: В.П. Казначеев, Б.Л. Личков, Н.Н. Моисеев и т. д. Идеологи ноосферизма считают, что в обществе должен царствовать «синтез нравственного и разумного». Если нравственное и разумное находятся в гармонии, то человек сможет выжить в современном обществе. Безнравственное существование индивида ведет к деградации человека как личности. Как писал А.И. Субетто, «чтобы цивилизационно выжить в исторической перспективе XXI в., человек должен преодолеть отчуждение от своей истории, раскрыть свои родовые силы, что означает реализовать себя, свои способности, потенциал саморазвития» [2, с. 135].

Реализовать свои таланты, раскрыть новые, актуализовать свои идеи - вот к чему должна стремиться экзистенциальная личность. Сейчас, когда мы живем в эпоху высоких технологий, казалось бы, воплотить свои идеи в реальность не составит никакого труда, но это всего лишь мнимое видение. Личность должна квалитативно подойти к осмыслению своего внутреннего мира, пересмотреть ценности, научиться спрашивать себя о насущных проблемах в данной ситуации и уметь отвечать на эти вопросы.

Экзистенциальная культура деятельности как новый синтезированный концепт, по мнению О.Е. Яцевич [3], может быть ключом к решению насущных проблем человечества, потому что служит для человека «выражением, посредством которого он сам опирается на себя» [4, с. 388].

Человек, согласно К. Ясперсу, «может стать экзистенцией, способной обрести во временном явлении свой вечный смысл» [5, с. 224]. Человек пытается найти свое предназначение в данный исторический момент, создавая для себя свой собственный миф. Опираясь на мифы, человек получает видимость смысла жизни, создавая мир новых, актуальных ценностей. По мнению современных авторов Л.Н. Шабатура и О.В. Тарасовой, «для личностных ценностей характерна высокая сознательность. В сознании они отражаются в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором регуляции поведения индивида и социальных взаимоотношений людей» [6, с. 27].

Homo Aquarius - личность нового тысячелетия, хотя зачатки об этом учении можно найти в учениях древних мужей. Еще Фалес Милетский как представитель натурфилософии говорил, что все в природе состоит из воды, Земля плавает в воде, а Солнце питается испарениями воды. Учение Фалеса Милетского было оценено и развито другими учеными, в частности В.И. Вернадским, который рассматривал воду как минерал и подчеркивал ту огромную роль воды, которую она играет в истории человечества. Сам ученый писал: «Все земное вещество - под влиянием свойственных воде частичных сил, ее парообразного состояния, ее вездесущности в верхней части планеты - ею проникнуто и охвачено» [7, с. 9]. Понимая значимость гидроресурсов и их недостаток, ученые решили назвать человека третьего тысячелетия Homo Aquarius, а науку -ноосферное человековедение (аквариология).

Ученые выдвигают антропологические модели человека третьего тысячелетия, видят его «бытийно изменяющимся, динамичным» [8, с. 111]. Появилось очень много терминов, применяемых в современном обществе для характеристики динамичной личности. Это и селфмейдмен (человек, выбившийся наверх и всем обязанный только самому себе), и дауншифтер (человек, некогда успешный, но отказавшийся от восхождения по карьерной лестнице). Последние живут по принципу «или деньги, или что-то другое».

Первоначально «дауншифтинг» обозначал переключение двигателя на пониженную передачу, в последнее время используется в бизнес-контексте и может быть выигрышным для большинства европейских стран, имеющих большие внешние долги и, как следствие, проблемы с экономикой. Данный термин больше используется в Австралии и США и означает постепенное изменение уровня жизни.

Дауншифтинг как социальное явление в последнее время приобретает огромную популярность. Игра на понижение, скачок вниз, карьерная аскеза - все это синонимы дауншифтинга. Сами же представители этого экзистенциального направления не считают, что они «прыгнули вниз», напротив, они живут в гармонии с самими с собой и называют себя «апшифтерами (тот, кто поднялся вверх), даошифтерами, тайшифтерами, постофисными у-вэями, дао рантье» [9, с. 256].

Во время поиска наилучшего баланса между работой и жизнью дауншифтер может действовать следующим образом: сократить рабочие часы, чтобы иметь больше свободного времени и меньше стресса; уменьшить свои доходы - как один из результатов сокращения рабочего времени; сократить свои расходы и потребительские привычки для компенсации снижения доходов; сократить свои должностные обязанности или изменить карьеру, чтобы уменьшить напряжение и найти работу в среде, которая соответствует личностным ценностям.

Дауншифтинг не означает, что вы должны внезапно отказаться от своей работы и переехать на ферму, особенно в тех случаях, когда вы любите свою работу. Это вовсе не означает, что вы должны избавиться или продать ваши владения, за исключением тех, которые не являются значимыми и полезными для вас. Это также не означает смену карьеры и труда на некоммерческую организацию, несмотря на то что некоторые дауншифтеры именно в этом и видят «переключение». Дауншифтинг это не бегство, это поиск цели, гармонии и счастья, так как многие люди не хотят быть офисными клерками и проводить большую часть времени на работе, они хотят сбалансированного, здорового образа жизни.

Яркими историческими примерами этого новомодного явления стали император Диоклетиан, который вместо трона предпочел сажать капусту, или Гоген, оставивший работу банковского служащего ради живописи. Считается, что потенциальным дауншифтером может стать тот, кто за 10-15 лет работы добился ошеломляющего успеха в своей сфере деятельности. Предпосылки к зарождению дауншифтинга мы находим также в работе Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек».

В современных условиях это очень актуально. Люди, уставшие от повседневной жизни, хождения на работу и зарабатывания денег, спешат сбежать от навязчивой и монотонной реальности. Сначала они испытывают стремление сбежать от этой серости, потому что у них нет совершенно никаких сил, чтобы бороться с повседневным стрессом. Потом они «сбегают» от реальности во вторичный мир, который может быть выражен в экзистенциальном искусстве, литературе, ролевых играх, религии или чем-то другом. Таких людей называют эскапистами (от англ. escape - «сбежать»). В некоторых случаях эскапистов приравнивают к дауншифтерам. Базисным

началом остается их «побег» от реальности. В современной литературе и искусстве можно найти миллионы примеров героев-эскапистов: романы Патрика Зюскинда («Парфюмер»), Артура Мейчена («Холм грез»), Аркадия и Бориса Стругацких («Хищные вещи века»), Льюиса Кэролла («Алиса в стране чудес») и т. д.

В современном обществе можно выделить несколько примеров экзистенциального эскапизма: компьютерные игры (человек полностью захвачен другой реальностью, можно проследить за яркими эмоциями играющего, за поворотами его тела, когда он совершает «виртуальные виражи»); создание произведений искусства (картины, литературные работы); маскарадные вечеринки и переодевание в одежду сказочных героев; избыточный сон, когда человек пытается в сновидениях реализовать свои планы, оттолкнуть реальность.

Фрэнсиса Фукуяму тоже волновали экзистенциальные проблемы будущего человечества, а также вопрос: возможно ли сбежать от них в другую реальность? Он, на наш взгляд, затронул серьезную проблему, которую и вынес в заглавие своего труда. Впервые проблему конца истории постулировали Гегель и К. Маркс, в нем они видели либеральное государство (Гегель) и коммунистическое общество (К. Маркс). «Это не означало, что прервется привычный цикл становления человека, что больше не будут происходить знаменательные события или что не будут выходить новостные блоки о них в газетах. Это означало, что более не будут развиваться институты общественно-социального устройства, поскольку все важные вопросы будут разрешены» [10, с. 9].

В другой своей работе - «Наше постчеловеческое будущее» - Фрэнсис Фукуяма вводит интересный термин - «фактор икс», под которым он понимает уважение личности другими членами общества. Следуя логике автора, можно прийти к выводу, что человек, не обладающий «фактором икс», обречен быть рабом, униженным. Тот, кто обладает «фактором икс», наделяется не только политическими правами: именно ему позволено жить в демократическом обществе, где признаются и уважаются права человека.

Круг лиц, наделенных «фактором икс», всегда был одним из самых спорных и дискутируемых вопросов на протяжении становления всей истории человечества. Во многих обществах табу на владение «фактором икс» было наложено для женщин, физически неполноценных людей, людей с иными расовыми принадлежностями, а также для тех, кто был отсеян по причине экономической несостоятельности. В нашем обществе зачастую таких людей не приемлют, записывая их в изгои. Но с этим можно и поспорить, так как известны случаи, когда человек стал физически неполноценным, но именно эта «неполноценность» заставила его подарить мировой культуре большое количество шедевров. Мигель Сервантес в сражении потерял левую руку, по этому поводу он шутил, что Бог таким образом заставил усерднее трудиться его правую руку. Людвиг ван Бетховен во время своего творческого пути постепенно терял слух, и два своих шедевральных произведения он написал уже будучи совершенно глухим («Торжественная месса» и «Девятая симфония с хором»). Луи Брайль в трехлетнем возрасте ослеп, и именно он создал объемный шрифт для слепых, которым пользуются по сей день.

Сегодня для последователей свободного равенства «фактор икс» фигурально представляет собой некую окружность, которая включает в свои рамки абсолютно каждого члена общества и требует в равной степени уважения, равенства, признания от каждого. Кто находится за границей этой окружности, обладает более низким уровнем достоинств.

Американец Э. Тоффлер прогнозирует пришествие третьей волны, которое создаст новое поколение людей и будет не неким суперменом, не героической разновидностью, обитающей среди нас, а личностью с трансформированным характером, которым будут обладать все члены общества. Эти черты характера будут нужны как защитная оболочка, порождаемая не только внешним влиянием на человека, но и внутренним напряжением, которое возникает из-за внутренних потребностей человека. И эти черты характера с наибольшей вероятностью будут оценены в социальных кругах завтрашнего дня. Завтрашний день сформирует новые типы деятельности, формирование третьей волны будет сопровождаться «феноменальным ростом деятельности по принципу "помоги себе сам" или "производством для себя"». Это уже не просто хобби, когда человек мастерит для себя, это производство, набирающее экономические обороты и занимающее все больше времени и энергии [11, с. 611].

Ссылки:

1. Вернадский В. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / сост. Г.П. Аксенов ; худож Б.А. Лавров ; фотохудож. Г.Е. Малофеев. М., 1993.

2. Суббето А.И. Сочинения. Ноосферизм. Т. 4. Кн. 1. Ноосферное или неклассическое человековедение: поиск оснований. Кострома, 2006.

3. Яцевич О.Е. Экзистенциальная культура деятельности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 2014.

4. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М., 1991.

5. Там же.

6. Шабатура Л.Н., Тарасова О.В. Ценности и их роль в условиях глобальной экономики и управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 15. С. 27-29.

7. Вернадский В.И. История минералов земной коры. Т. 2. История природных вод. Ч. 1. Вып. 1. Л., 1933.

8. Хоружий С.С. К антропологической модели третьего тысячелетия // Философия науки. Вып. 8. Синергетика человеческой реальности. М., 2002.

9. Макеева С. Дауншифтинг, или Как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется. М., 2011.

10. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М.Б. Левина. М., 2004.

11. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.