УДК 141.32:111.6 Яцевич Ольга Евгеньевна
доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета
Тарасова Оксана Валериевна
доцент кафедры экономики, организации и управления производством Тюменского государственного нефтегазового университета
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ
ИНДИВИДУАЦИЯ
КАК ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
(НА ОСНОВЕ СКАЗОК)
Yatsevich Olga Evgenyevna
Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University
Tarasova Oksana Valerievna
Assistant Professor, Production Economy, Organization and Management Department, Tyumen State Oil and Gas University
EXISTENTIAL INDIVIDUATION AS AN ENERGETIC CONDITION OF PERSONAL DEVELOPMENT (CASE STUDY OF THE FAIRY TALES)
Аннотация:
В продолжение исследования экзистенциальных моделей деятельности человека в статье рассмотрены понятие индивидуации, архетипная иерархия, ярко выражающаяся в мифологических и сказочных сюжетах. Охарактеризован процесс индивидуации, заключающийся в гармонизации сознательного и бессознательного через постоянную борьбу двух противоположностей, в результате которого происходит экзистенциальное рождение личности.
Ключевые слова:
индивидуация, энергетический уровень, развитие личности, экзистенциальное рождение личности, ценностный выбор.
Summary:
Continuing the study of existential models of human activity, the article considers the concept of individua-tion, archetypal hierarchy vividly expressed in mythological and fairy-tale plots. The authors discuss the process of individuation that consists in balancing of the conscious and the unconscious via the constant struggle between two opposites, as a result of which a person experiences a new existential birth.
Keywords:
individuation, energetic level, personal development, existential birth of a personality, choice of values.
К.Г. Юнг в своих работах большое внимание уделяет такому понятию, как «индивидуация» (энергетический уровень становления и развития личности, заключающийся в обособлении от коллективной психологии). В процессе индивидуации выделяется архетипная иерархия, ярко выражающаяся в мифологических и сказочных сюжетах. Человек пытается найти свое предназначение в данный исторический момент, создавая для себя свой собственный миф [1, с. 146]. Вот как определил архетип сам К.Г. Юнг: «Понятие архетипа вытекает из многократных наблюдений, в частности над мифами и волшебными сказками, которые содержат устойчивые мотивы, обнаруживающие себя всегда и повсюду» [2, с. 60]. Многие психологи связывают данные архетипы с жизненными процессами. Для Юнга таким процессом является индивидуация, цель которой заключается в гармонизации сознательного и бессознательного через постоянную борьбу этих двух противоположностей, в результате чего происходит экзистенциальное рождение личности [3, с. 284].
Рассмотрим становление экзистенциального энергийного развития личности на примере русской сказки «Терешечка» и немецкой «Гензель и Гретель».
Встреча с Тенью. Тень - архетипический образ, воплощающий неприемлемые, чуждые аспекты личности. В процессе экзистенциальной индивидуации происходит встреча с Тенью, с темной стороной человеческой экзистенции, в результате которой наблюдается интегративное вмешательство в сознание личного бессознательного тех его составляющих, которые вытесняются из-за того, что человек не может их соединить в единое целое с представлениями о самом себе.
В связи с этим в сказках целесообразно использовать символы энергетической реальности, которые были заимствованы из алхимии (альбедо, рубедо, нигредо) - белое, красное, черное. Альбедо указывает на то, что человек интуитивно начинает осознавать реальность бессознательного, что, с одной стороны, раскрывает для него возможность для достижения цели, а с другой - понижает уровень осознания. В такой ситуации герой перед лицом опасности готов на непредсказуемые поступки, что прослеживается практически во всех сказках. Например, в сказке
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
«Терешечка», спасаясь от ведьмы, герой забрался на высокий дуб, а впоследствии посадил ведьмину дочь на лопату и изжарил.
На стадии нигредо происходит ужасная встреча с Тенью. Вход в иной мир, или отсутствие возможности ориентира, или избушка на окраине дремучего мира - все это символы черного мира нигредо. В обеих рассмотренных сказках фигурирует темный лес.
Встреча с Анимой / Анимусом. Анима происходит от латинского «дух, душа». Это женское начало в бессознательном мужчины (анима) и, соответственно, мужское начало в бессознательном женщины (анимус). Анима проецируется на мать, а затем на женщин, затрагивающих чувства мужчины. В психоаналитике данное явление известно как эдипов комплекс. В проанализированных нами сказках образ анимы выражается в образах Бабы-Яги и Хексе. Если анима оказывает негативное влияние на судьбу мужчины, то это может выражаться в раздражительном депрессивном настроении, в чувстве неуверенности и ранимости. Данная особенность известна под штампом «Комплекс Электры». Анимус в своем негативном проявлении может выражаться в женщине в проявлениях жестокости, наличии деструктивных идей и квазипоступков, которые совершенно бесконтрольны. Образ анимуса можно увидеть в персоналиях Кощея Бессмертного и Дракона.
Мана-личность (Архетип Духа, Значения Старого Мудреца, Мудрой старухи). Данный архетип обнаруживается как проекция силы, жизненной энергии, магических знаний на определенные объекты. Некоторые исследователи причисляют Бабу-Ягу к данному архетипу, но мы придерживаемся в своей работе мнения К.Г. Юнга, который считает, что мудрость Яги следует подвергнуть сомнению, так как в проанализированных нами сказках главным героям удается обмануть опытных ведьм.
Самость - единство личности как целого, синтез противоположностей (сверхординарная личность). Большинство исследователей полагают, что самость олицетворяет непосредственно главный герой. Его (образ) мы прослеживаем в фигурах Терешечки, Гензеля и Гретель, проявляющих неординарные способности в разных жизненных ситуациях, поэтому, собственно говоря, и сказки названы их именами.
Прототипом Анимы является русская Баба-Яга, немецкая Хексе, карельская Сюоятр, грузинская Еджинка, Holle, Hulda. Баба-Яга в русском фольклоре является не кем иным, как родоначальником, покровительствующим своему роду, и ее почитание свидетельствует о матриархальном устрое общества. В обеих сказках - «Терешечка», «Гензель и Гретель» - образ Бабы Яги был изначально наделен отрицательными чертами, так как на исторической стадии возникновения данных эпических произведений происходила смена матриархата на патриархат.
Культ родоначальницы-предка тесно связан с понятием тотема, что означает «род» (язык племени индейцев оджибве). Тотем нельзя было убивать, употреблять в пищу, потому что он признавался всем племенем как священный символ. Культ женского предка постепенно уступал мужскому предку и уходил в небытие. Некогда почитаемая Яга наделялась отрицательными свойствами, превратившись в ведьму, похитительницу, отравительницу и людоедку.
Очень наглядно этот отрицательный образ отражен в вышеупомянутых сказках. Сказка «Гензель и Гретель» начинается реалистично: родители бедны и ломают голову над тем, как же им избавиться от детей. Сказка выражает в словах и действиях мысли, раскручивающиеся в головах детей. Из разговора родителей брат с сестрой узнают, что их оставят в лесу совершенно одних. Отчаявшиеся родители отводят своих чад в лес и оставляют там на произвол судьбы. К удивлению родителей, дети возвращаются домой, так как они заранее пометили путь камешками.
Во второй раз дети бросают на тропинку крошки и им не удается вернуться, но, к большой своей радости, они замечают красивый пряничный дом, направляются к нему и съедают, будучи мучимы голодом, крышу и окна. Несмотря на предупреждающий их голос, брат с сестрой не останавливаются и продолжают есть дальше. Через какое-то время в окне появляется старуха, заманивающая детей. А заманив, запирает Гензеля в чулан, а Гретель заставляет выполнять непосильную работу. Конец, казалось бы, ясен, но не тут-то было, главным героям удается использовать всю свою умственную энергию и смекалку и перехитрить ведьму. В данной сказке поражает откровенная глупость «мудрой» старухи и изобретательность детей. Пройдя такое большое количество испытаний, дети уже по праву становятся взрослыми личностями, прошедшими инициализацию.
Немаловажными в процессе экзистенциальной индивидуации являются особые символы, которые преобладают в сказках. Одним из важнейших символов проанализированной сказки является хлеб. Именно с помощью хлебных крошек дети находят путь домой. А, как известно, хлеб, разделенный и съеденный с кем-то вместе, - знак дружбы, союза. Брат с сестрой объединились, чтобы вернуться домой.
Второй символ - это камешки, которые Гензель и Гретель кидали, как и хлебные крохи, на дорогу. В отличие от хлеба, камень символизирует постоянство, силу, целостность. Брошенный
камень с древности связывали с жизнью. Как мы видим, символика камня не утратила своего значения в сказке - камни указывают детям путь к дому.
Экзистенциальное энергийное развитие личности на примере сказок подтверждается индивидуалистическими проявлениями главных героев [4], подчеркивает бытие конкретного человека в конкретный период времени, при сложившихся обстоятельствах, здесь и сейчас, идентифицируя каждого человека как уникального, неповторимого, отличного от всех. Личность под воздействием внешних обстоятельств может быть либо интровертной, либо экстравертной, либо флегматичной или сангвинистичной, либо холеричной или меланхоличной, либо скрытной, либо открытой - она становится такой, какой ее обязывает быть осуществленный ею самой же ценностный выбор [5, с. 14].
Ссылки:
1. Тарасова О.В., Яцевич О.Е. Экзистенциальные модели деятельности человека // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 145-148.
2. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / пер. с нем. М., 1995. С. 146.
3. Смирнова Н.П. Психологические особенности русской волшебной сказки // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М., 1988. С. 60.
4. Шабатура Л.Н., Фурман Ф.П. Мифологема «народ» в дискурсивно-идеологическом комплексе народничества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 1. С. 110-112.
5. Тарасова О.В. Личностное самоуправление: социально-философский аспект (на материале предпринимательской деятельности) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2006.