Научная статья на тему 'Сексуализация детей как инструмент разрушения семьи как ценности'

Сексуализация детей как инструмент разрушения семьи как ценности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1770
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДЕГРАДАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бельская Ольга Николаевна

В статье содержится теоретический анализ зарубежных и отечественных работ, посвященных детской сексуальности. Раскрываются принципы исследования гендерной психологии. Рассматриваются основные подходы к исследованию сексуализации детей и ее опасные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сексуализация детей как инструмент разрушения семьи как ценности»

4. Донцов И.И., Белокрылова ЛМ.Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии / И.И. Донцов. М., 1999. 234 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2004. 384 с.

6. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности: Моногр. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000. 104 с.

СЕКСУАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРУШЕНИЯ

СЕМЬИ КАК ЦЕННОСТИ Бельская О.Н.

Бельская Ольга Николаевна - аспирант, кафедра психологии, Московский инновационный университет, г. Москва

Аннотация: в статье содержится теоретический анализ зарубежных и отечественных работ, посвященных детской сексуальности. Раскрываются принципы исследования гендерной психологии. Рассматриваются основные подходы к исследованию сексуализации детей и ее опасные последствия.

Ключевые слова: детская сексуальность, семья, ценности, развитие личности, семейно-брачные отношения, мораль, нравственность, деградация.

Детская сексуальность изучена в работах таких авторов как П.П. Блонский, В.Ф. Сазонов, С.М. Баркова, О.В. Александрова, Л.Ф. Обухова, Н.Л. Васильева, Б.Г. Ананьев, П. Сорокин, И.С. Кон, Р.Ж. Мухамедрахимов, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и других. С начала XX века детская сексуальность изучалась как один из разделов психологии, где постепенное развитие всех сфер жизнедеятельности и внутреннего мира человека вело к формированию гармоничной личности, имеющей моральные принципы.

С конца 1930-х до конца 1960-х г.г. возникает перерыв в отечественных исследованиях гендерных проблем, это происходит, прежде всего, по политическим причинам. Но и за рубежом, несмотря на начавшиеся исследования и успехи гендерной психологии, наблюдается перерыв до середины ХХ века. В отечественной науке в конце 1960-х гг. была создана более или менее благоприятная атмосфера для разработки гендерной проблематики. Огромная заслуга принадлежит Б.Г. Ананьеву. Принцип полового диморфизма был объявлен одним из основополагающих принципов психологического исследования. Были выделены глобальные различия женщин и мужчин: более раннее созревание первых, большая стабильность женского организма и психики, большая типичность женщин и оригинальность мужчин.

И.С. Кон начал писать статьи, связанные с темой сексуальности, уже в 60-х годах. Глубокие знания из разных научных областей он сводил вместе, положив начало междисциплинарной сексологии в нашей стране. Кон приводит примеры и проводит параллели в отношении к сексуальности между нынешней эпохой и прошедшими, европейским представлением о сексуальности и ее видением в других точках мира. Детская сексуальность появляется в психологической науке в конце XX столетия.

Р.Ж. Мухамедрахимов, описывая развитие исследований о детях, разделил историю науки на три периода, и это отражает развитие представлений о детской сексуальности в той же мере, как и других сторон детского развития. Период с 1990-х гг. характеризуется бурным развитием гендерной психологии. На новом этапе ученые приступили к более тонкому освоению гендерной проблематики.

Социально-культурные сдвиги, которые первоначально выглядели как сексуальные, очень скоро переросли в революцию гендерную. Сексуальная

революция ХХ в. была по преимуществу женской. Практически все поведенческие и дискурсивные перемены, которые ассоциируются с этим понятием, будь то снижение возраста сексуального дебюта, изменение характера партнерских отношений или отношения к эротике, выражены у женщин значительно сильнее, чем у мужчин. Ослабление гендерной поляризации началось отнюдь не в постели, а в сфере общественного разделения труда [4].

Изменения в содержании и структуре гендерных ролей и идентичностей преломляются в социокультурных стереотипах, представлениях мужчин и женщин друг о друге и о самих себе. Хотя массовому сознанию нормативные мужские и женские свойства часто по-прежнему кажутся альтернативными и взаимно дополнительными, принцип «или/или» уже не является безраздельно господствующим. Многие социально -значимые черты и свойства считаются гендерно-нейтральными или допускающими существенные социально-групповые и индивидуальные вариации. Темпы и глубина этой гендерной деполяризации крайне неравномерны в разных странах, социально-экономических слоях, социально-возрастных группах и среди разных типов мужчин и женщин, но общая тенденция сомнений не вызывает. Темой детской сексуальности с 80-х годов в нашей стране занимались И.С. Кон, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. С целью просвещения родителей и специалистов ученые написали несколько книг о сексуальном развитии в детском возрасте, рассматривая его в рамках медико-психологических аспектов полового воспитания.

Слово «гендер» в буквальном переводе означает «пол». Тем не менее, смысловое наполнение этих двух терминов различно. Это особенно ярко проявляется в таком понятии, как «гендерная политика». Оба понятия - и пол, и гендер - характеризуют разделение людей на мужчин и женщин. Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» - к социальному. Тендером называется социальный пол -поведение человека, связанное с его социальной ролью как мужчины или женщины. Это определяется целой системой представлений о том, как должен вести себя человек определенного пола, а какое поведение для него или для нее под запретом. Гендер, как социальный пол, может и не совпадать с биологическим в результате воспитания. Такие человеческие истории имели место не только в «развращенной» современности. Политика государства, связанная с правами мужчин и женщин, половым различиям, гендерным ролям, именуется гендерной политикой.

В настоящее время разрушаются идеологические основания официального тендерного контракта и официальной политики в отношении женщины. На символическом (культурном) уровне выстраивается новый гендерный порядок. В СМИ, литературе, кинематографе, искусстве появляются разнообразные образцы мужественности и женственности. В обсуждение проблем гендерного устройства общества включаются новые политические силы, общественные и религиозные организации, глобальные информационные агенты, профессиональные сообщества и пр. В отличие от политической революции, которую часто, хоть и неправомерно, отождествляют с захватом власти, социальная революция подразумевает радикальные сдвиги, происходящие относительно быстро, но достаточно длительное время. Это не событие, а процесс. С этим ограничением, можно утверждать, что во второй половине ХХ в. на Западе начались и до сих продолжаются три глобальные революции -сексуальная, гендерная и семейная.

В XXI веке мы сталкиваемся с термином - сексуализация детей, как продолжением сексуальной революции, начавшейся в середине ХХ века. Это явление имеет своей целью подмену ценностей у подрастающего поколения, раннее половое образование и сексуализация ведут к отсутствию того романтического периода влюбленности, который всегда является предшественником осознанного желания иметь семью и детей. А если не будет крепкой семьи, то и сильного государства быть не может.

Задача профилактики психических расстройств настоятельно зовёт нас обратиться к работам Питирима Сорокина [6]. Его книга «Американская сексуальная революция»

135

была издана в 1956 году, когда в Америке никакой сексуальной революции еще не было. Она и в то время Европе началась лишь спустя 12 лет - в 1968 году. Питирим Сорокин приходит к следующему выводу: «Изучив около 200 000 картин и скульптур, мы фактически не нашли эротических изображений тела в период с X по XIII век, но начиная с этого времени и до наших дней их доля постоянно возрастала: 0,4% - в XIV и XV веках, 10,8% - в XVI веке, 21,3% - в XVII, 36,4% - в XVIII, 25,1% - в XIX и 38,1% - в первые 20 лет XX века», а какова доля таких изображений в 21 веке читатель может судить сам.

Описав то, как сексуализация сознания людей ведет к разрушению семьи: росту разводов, возрастающей неспособности к совместной жизни, упадку родительской любви, отказу от деторождения и к увеличению числа брошенных детей, - Питирим Сорокин сделал широкие обобщения. «Поскольку беспорядочная сексуальная жизнь подрывает физическое и психическое здоровье, мораль и творческие возможности её приверженцев, то такое же воздействие она оказывает на общество, значительную часть которого составляют развратные люди. И чем больше их число и чем более развратно поведение, тем тяжелее последствия этого для всего общества. И если сексуальные анархисты составляют значительную часть его членов, то, в конце концов, они разрушают само общество» [6]. Когда правящая группа и общество в целом ослабляют строгость законов, - писал П. Сорокин, - то обычно в течение трех поколений происходит упадок культуры, как это было на последних стадиях вавилонской, персидской, македонской, монгольской, греческой и римской цивилизаций, а также в конце Древнего и Среднего царств, Новой империи и эпохи Птолемеев в Египте.

Возвращаясь в XXI век, рассмотрим данные статьи «Сексуализация», датированной 14.12.2011, из немецкого источника «Kopp Verlag», одного из немногих независимых СМИ в Германии, где мы узнаем, что программу раннего полового воспитания детей внедрили в школы с полной поддержкой государства, то есть на уровне законодательства. Родители, которые не пускают своих детей на уроки полового воспитания, а уроки являются принудительными для всех детей без исключения, облагаются штрафами в размере 250 - 1000 евро. В случае отказа платить штраф, родителей ждет арест сроком от 2 недель до 40 дней.

То, что до сих пор считалось невозможным, произошло и в Швейцарии. По заказу государственного управления здравоохранения, BAG, были организованы компетентные органы по педагогике полового воспитания, которые разработали программу и опубликовали документ под названием «Основы педагогики сексуального развития и школа». Если ознакомиться с этим документом поближе, то можно прийти к выводу, что здесь и речи быть не может о правильном половом воспитании, которое бы хоть как-то соответствовало возрастным категориям детей. На следующие пункты в документе необходимо обратить особое внимание: в возрасте четырех лет: изучение собственных половых органов как источник новых удовольствий; вызывание оргазмоподобных реакций как следствие сознательных и повторяющихся стимулирующих движений по телу, также гениталиям. В возрасте пяти лет: практика ролевых игр, пробуя себя в разных ролях, среди которых семья с двумя мамами и двумя папами; разговаривать о чувстве влюбленности и о половом акте. В дальнейшем, к программе по половому воспитанию подростков должны быть внесены такие изменения: любого рода сексуальные отношения не являются чем-то неестесственным при условии, если задействованные в этом лица не имеют никаких претензий, и любая сексуальная ориентация (гетеро-, гомо-, би- и трансвеститы) является по своей сути равнозначной.

Пропаганда полового воспитания в детском садике проходит с таким же размахом, как и в школе. Среди подростков компетентными органами распространяется специальная литература, своего рода инструкция по развращению. К тому же такие инструкции предлагают много советов на тему анальный и анальный секс, а также

136

содержат советы, как можно уговорить друзей к сексу. Далее разъясняется, что секс без любви - абсолютно нормально. В сексе нет никаких ограничений при условии, если задействованные в нем лица с этим согласны. Такая программа вытесняет морально-нравственные ценности, отводя им роль прошлого [1].

Выше приведенная программа полового образования содержит формулировку, что «ребенок - это сексуальное существо». В системе прав человека появилась категория сексуальных прав, включающих право на сексуальную свободу, автономию, интимность, удовольствие, эмоциональное самовыражение, свободный и ответственный репродуктивный выбор, сексуальную информацию, основанную на научных исследованиях, всеобъемлющее сексуальное образование и охрану сексуального здоровья.

Теперь мы имеем дело с современным определением, где человек, а главное ребенок - сексуальное существо, а значит имеет потребность в сексуальном воспитании. Между тем, в августе 2011 года в городе Базель началось внедрение программы полового воспитания в детских садах. Также, как и в Берлине, каждый ребенок получил так называемый Sexkoffer, чемоданчик с предметами, которые должны ознакомить детей с сексом. К этим предметам относится и «моя первая разъяснительная книжка» (на нем. яз. Auíklarungsbuch). Этот шедевр рассчитан на детей пяти лет. Важно отметить, что введение этой программы не дискутировалась политиками, о ней не говорили в СМИ, она просто явилась на блюдечке от Европейского парламента в готовом виде [5].

П.П. Блонский уже в 1935 г. поднимал методологичекие проблемы исследования детской сексуальности, которые обсуждаются в современной зарубежной литературе видными учеными только сейчас, в XXI века. Блонский выдвигает требование к взрослым быть осторожными в своем сексуальном поведении при ребенке, даже маленьком, поскольку основной фактор для него в детском сексуальном развитии -воздействие среды. Здоровое развитие сексуального инстинкта, это «окультуривание» его, приучение ребенка к тому, чтобы себя контролировать [2].

Новое понимание сексуальности обусловлено не только общим расширением сферы свободы, но и новой философией телесности, ослаблением дуализма тела и духа. Цивилизационный процесс раннебуржуазной эпохи означал усиление социального контроля и самоконтроля над телом. Если в начале XIX в. «воспитание чувств» подразумевало, прежде всего, умение владеть собой, то в ХХ в. стали акцентировать умения и способы самораскрытия и самовыражения. То и другое чревато издержками, но они разные [4]. Налицо не столько расширение границ допустимого и ослабление социального контроля, сколько изменение его критериев и методов.

П.П. Блонский под здоровым развитием детей подразумевал пробуждение сексуальности только в подростковом возрасте. Основные препятствия к этому, на его взгляд, представляют собой сексуально нездоровый быт, а также неверное воспитание. П.П. Блонский осуждал как отсутствие полового просвещения детей подросткового возраста, так и чрезмерно свободное воспитание [3].

Говоря о текущем историческом периоде, мы наблюдаем, что грубые психиатрические симптомы - именно те, которые принадлежат настоящей психиатрии, выдаются за эталоны моды и поведения. По убеждению ученых исследователей, происходит искусственное психическое заражение взрослых, в особенности молодого поколения, и даже детей. Иногда это называется «сексуальным просвещением», иногда предлагается что-то иное. В разрушении интимного стыда главным оказывается то, что, рассказывая молодым людям о безопасном сексе, их подталкивают к удовлетворению сексуального интереса, принижая ценность семейно-брачных отношений, которые являются важнейшим элементом в строительстве нормальной психики. При их отсутствии неизбежны различные нарушения, весьма болезненные для психики. Это ведет, в частности, к умственной деградации всего общества, о чем мы говорили выше.

Список литературы

1. Баркова С.М. Отношение к детской сексуальности у мужчин и женщин в период ранней взрослости. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб, 2015.

2. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. Ленинград: Изд-во центрального института охраны здоровья детей и подростков, 1935.

3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. № 1. Ленинград, 1979.

4. Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции. // Международная конференция «Российский гендерный порядок: искусство, литература, массовая культура». СПб.: изд-во СПбГУ, 2010.

5. Сазонов В.Ф. Проблемы детской сексуальности. // Научно-практическая конференция «Сексуальная культура и сексуальное здоровье нации». Рязань, 2002.

6. Сорокин П. Американская сексуальная революция. М.: Научно-практический центр коммуникативных исследований «Проект барьер», 2006.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ СПОРТСМЕНА Камилов М.А.

Камилов Магомедкамиль Абдурахманович - аспирант, кафедра психологии, Московский инновационный университет, г. Москва

Аннотация: в статье содержится теоретический анализ психологических ресурсов личности спортсменов. Рассматриваются основные подходы к исследованию личностных качеств, определяющих успешность спортсмена. Выделен ряд личностных черт, свойственных спортсменам, достигающим высоких результатов: высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, самоконтроль, настойчивость, сознательность, стремление к лидерству, инициативность, склонность к риску, общительность, мотивация достижения успеха. Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, личностные качества, психологический ресурс, соревновательная деятельность, спортивные достижения, побуждения, саморегуляция.

Эмоциональная устойчивость, как психологический ресурс личности, выражается в способности личности противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация - как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы. Это обеспечивает возможность сохранения определенной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем самым содействовать профессиональной успешности. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных стрессовых факторов, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Благодаря эмоциональной устойчивости человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциогенных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.