Научная статья на тему 'Восприятие детского сексуального опыта как составляющая социально-психологической адаптации у молодых взрослых'

Восприятие детского сексуального опыта как составляющая социально-психологической адаптации у молодых взрослых Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1246
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / АДАПТАЦИЯ / СЕКСУАЛЬНОСТЬ / SEXUALITY / ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ / CHILDHOOD SEXUALITY / РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / EARLY ADULTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова Ольга Владимировна, Баркова София Михайловна

В статье рассматривается взаимосвязь опыта собственной детской сексуальности, полового воспитания и отношения к детской сексуальности с показателями социально-психологической адаптации у мужчин и женщин в ранней взрослости. Длительное время психологическая наука недооценивала роль сексуальности в социально-психологической адаптации. Отечественная психология до сих пор испытывает влияние советского периода, когда «половой вопрос» полностью игнорировался. Хотя в настоящее время сексуальность и в нашей стране и за рубежом рассматривается как составляющая психического здоровья человека, недостаточное внимание уделяется детской сексуальности. Между тем восприятие личного детского сексуального опыта является важной частью сексуальной и, следовательно, социально-психологической адаптации. В работе показано, что принятие своей собственной детской сексуальности обусловлено соотношением личного опыта и касающихся его родительских посланий и взаимосвязано с рядом показателей социально-психологической адаптации личности во взрослом возрасте. Библиогр. 26 назв. Табл. 1. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF ONE’S CHILDHOOD SEXUAL EXPERIENCE AS A PART OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN THE EARLY ADULTHOOD

In this paper we consider the interrelation between one’s own experience of childhood sexuality, sexual education, an attitude towards childhood sexuality and indicators of social and psychological adaptation of men and women in early adulthood. For a long time the role of sexuality in social and psychological adjustment was underestimated in psychology. Russian psychology is still being influenced by soviet period views when sexuality was ignored completely. However, at the moment sexual well-being is considered to be a part of mental health in Russia like in Europe and in the US. An attention towards childhood sexuality is not sufficient, while perception of one’s childhood sexual experience is a part of sexual and so social-psychological adaptation. Our paper explores perception of one’s childhood sexual experience as a part of social-psychological adjustment of the person. The data show that the acceptance of childhood sexuality is determined by the interrelation of personal experience, parental messages about sexuality and is related with several indicators of social-psychological adaptation in early adulthood. Refs 26. Tables 1. Fig 1.

Текст научной работы на тему «Восприятие детского сексуального опыта как составляющая социально-психологической адаптации у молодых взрослых»

УДК 159.923.2

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2015. Вып. 4

О. В. Александрова, С. М. Баркова

ВОСПРИЯТИЕ ДЕТСКОГО СЕКСУАЛЬНОГО ОПЫТА

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ*

В статье рассматривается взаимосвязь опыта собственной детской сексуальности, полового воспитания и отношения к детской сексуальности с показателями социально-психологической адаптации у мужчин и женщин в ранней взрослости. Длительное время психологическая наука недооценивала роль сексуальности в социально-психологической адаптации. Отечественная психология до сих пор испытывает влияние советского периода, когда «половой вопрос» полностью игнорировался. Хотя в настоящее время сексуальность и в нашей стране и за рубежом рассматривается как составляющая психического здоровья человека, недостаточное внимание уделяется детской сексуальности. Между тем восприятие личного детского сексуального опыта является важной частью сексуальной и, следовательно, социально-психологической адаптации. В работе показано, что принятие своей собственной детской сексуальности обусловлено соотношением личного опыта и касающихся его родительских посланий и взаимосвязано с рядом показателей социально-психологической адаптации личности во взрослом возрасте. Библиогр. 26 назв. Табл. 1. Ил. 1.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптированность, адаптация, сексуальность, детская сексуальность, ранняя взрослость

O. V. Aleksandrova, S. M. Barkova

PERCEPTION OF ONE'S CHILDHOOD SEXUAL EXPERIENCE AS A PART OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN THE EARLY ADULTHOOD

In this paper we consider the interrelation between one's own experience of childhood sexuality, sexual education, an attitude towards childhood sexuality and indicators of social and psychological adaptation of men and women in early adulthood. For a long time the role of sexuality in social and psychological adjustment was underestimated in psychology. Russian psychology is still being influenced by soviet period views when sexuality was ignored completely. However, at the moment sexual well-being is considered to be a part of mental health in Russia like in Europe and in the US. An attention towards childhood sexuality is not sufficient, while perception of one's childhood sexual experience is a part of sexual and so social-psychological adaptation. Our paper explores perception of one's childhood sexual experience as a part of social-psychological adjustment of the person. The data show that the acceptance of childhood sexuality is determined by the interrelation of personal experience, parental messages about sexuality and is related with several indicators of social-psychological adaptation in early adulthood. Refs 26. Tables 1. Fig 1.

Keywords: social-psychological adaptation, sexuality, childhood sexuality, early adulthood.

Социальная адаптация и сексуальность человека. Значительный изъян в понимании социальной адаптации, который в современной психологии постепенно

Александрова Ольга Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; [email protected]

Баркова София Михайловна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; [email protected] Aleksandrova Olga V. — PhD, Associate Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]

Barkova Sofia M. — postgraduate student, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]

* Исследование выполнено в рамках гранта «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка», грант Правительства РФ №14.Z50.31.0027.

142

исправляется, связан с тем, что долгое время сексуальность человека игнорировалась психологической наукой [1, гл. 1, 7, 8; 2, гл. 9]. Рассматривая социальную адаптацию, ученые не принимали во внимание сексуальность, хотя в сфере отношений с внешним миром социально-психологическая адаптированность подразумевает установление интимных, эмоционально насыщенных контактов с другими людьми [3, с. 17-18], что непременно включает и аспект сексуальности. В отечественной психологии рассмотрение социальной адаптации без интеграции сексуальности в структуру личности — это пережитки периода СССР, когда сексуальность рассматривалась исключительно как предмет психопатологии [4, с. 6; 5, с. 4-15]. Сегодня ситуация изменилась и сексуальность признается одной из составляющих психического здоровья [6, с. 65, 265, 292]. Необходимость пересмотреть понимание социальной адаптации с учетом интимной составляющей взаимоотношений стала актуальной в последние десятилетия. Научное сообщество пришло к пониманию того, что человек не является бесполым существом, а сексуальность — это часть жизни среди людей.

Ранний период полового развития долгое время оставался вне научного рассмотрения в силу особенностей отношения к нему. При обсуждении детской сексуальности в Х1Х-ХХ вв. доминировал защитный дискурс, и его ключевые темы (регуляция, управление и защита) не создавали условий для изучения или поддержки детского сексуального развития [7]. Прошлое оказывает влияние и на текущую ситуацию: в обществе изучение детской сексуальности вызывает тревогу. Несмотря на значительное продвижение в изучении этой важной составляющей детского развития, по-прежнему есть немало людей, в том числе ученых, которым детство видится периодом асексуальной невинности [8]. Существует ряд значительных публикаций по детскому развитию, в которых тема сексуальности пропущена полностью [9, р. 632].

Современные представления о социально-психологической адаптации во взрослом возрасте включают здоровое сексуальное поведение. Для того чтобы оно установилось, необходимо адекватное сопровождение сексуального развития в детстве [10]. На основании совокупности представленных данных мы утверждаем, что отношение к детской сексуальности может служить индикатором сексуальной адаптированности взрослого человека и является составляющей общей социально-психологической адаптации.

Поведенческие проявления детской сексуальности. Детскую сексуальность рассматривают как первую стадию сексуального развития человека, которая начинается в перинатальный период и завершается с наступлением пубертата [11]. Детские сексуальные игры — широко распространенная и сравнительно легко фиксируемая форма проявления развивающейся сексуальности. Согласно данным исследований, детские сексуальные игры широко распространены среди детей, растущих в европейской и американской культуре. Об участии в таких играх сообщают от 60% до 80% взрослых [11-13]. Наибольшая доля детских сексуальных игр приходится на возраст 3-7 лет. Разнообразие подобных игр велико: это и сексуальные действия с куклами, и взаимная демонстрация половых органов, и так называемый детский секс [1, с. 203]. Участие детей в таких играх подтверждается как наблюдениями, так и данными ретроспективных исследований [2, с. 280-287; 14; 15]. Считается, что сексуальные игры с другими детьми являются частью социализации и продолжением игры со своими гениталиями.

143

Дети проявляют интерес к теме сексуальности, который меняется по мере того, как они взрослеют [16]. Одновременно у детей, с учетом их наблюдений за взрослыми, начинают формироваться представления о сексуальных отношениях. Исследования показывают, что знания, относящиеся к сфере сексуальности, появляются достаточно рано, еще в дошкольном возрасте [17]. При этом взгляды на данную форму детского опыта разнятся: не все взрослые, сообщившие об участии в детских сексуальных играх, находят их нормальными [18]. Согласно нашим представлениям, такое рассогласование может свидетельствовать о внутриличностном конфликте, усложняющем сексуальную и социально-психологическую адаптацию человека, и выражаться в низком самопринятии.

Социальные факторы и отношение к детской сексуальности. Говоря о социально-психологической адаптации человека, нужно принимать во внимание его социально-демографические характеристики. Такие показатели, как гендер, возраст, уровень образования и дохода, семейное положение, наличие детей, могут служить как индикаторами адаптированности субъекта, так и факторами, которые помогают или препятствуют его успешной интеграции в общество.

Многие современные исследователи обращались к социальным факторам, которые могут влиять на представления взрослых о детской сексуальности и их отчеты о сексуальном поведении детей [14; 19; 20]. Известно, что на представления о детской сексуальности в той или иной степени влияют культуральные и тендерные, а также возрастные и экономические различия [15; 21]. Роль и гендер влияют на отношение взрослых к детской сексуальности и на оценку ее нормальности [19]. Гражданский статус и образовательный уровень информанта могут ограничивать его в возможности обнаружения сексуального поведения ребенка и отчета о таком поведении. Более высокий образовательный уровень матери увеличивает количество отчетов о сексуальном поведении ребенка [14; 20; 22]. Однако уровень образования матери также коррелирует с социоэкономическим статусом семьи, а этот фактор связан с большим количеством проблем у ребенка, включая сексуальные. Профессиональная принадлежность и опыт также могут влиять на представления о детской сексуальности. Так, специалисты, работающие с детьми, пережившими сексуальное насилие, склонны оценивать сексуальное поведение как менее нормальное, чем взрослые, проходящие обучение, посвященное человеческой сексуальности [19].

Несмотря на выявление в ряде исследований взаимосвязи между отношением к детской сексуальности и различными социальными характеристиками, лишь немногие из этих взаимосвязей подтверждались в нескольких работах сразу. По этой причине мы считаем оправданным внимание не только к социально-психологическим, но и к социально-демографическим характеристикам респондентов.

Метод. Характеристики выборки. В исследовании приняли участие 302 человека, половина из них — мужчины, половина — женщины, в возрасте от 20 до 35 лет (средний возраст — 28 лет). Детально социально-демографические характеристики выборки, включая город проживания, уровень образования и дохода, тип текущей профессиональной деятельности (ответы классифицировались по типологии Дж. Голланда), семейное положение и наличие детей, представлены в таблице 1. Обнаружены статистически значимые различия между мужчинами и женщинами в уровне образования (у женщин в нашей выборке он выше, чем у мужчин) и в типе

144

профессиональной деятельности (у мужчин это чаще реалистический, интеллектуальный и художественный типы, у женщин — социальный и конвенциональный).

Таблица 1. Социально-демографические характеристики выборки

Мужчины (N=151) Женщины (N=151)

Возраст Средний (лет) 28,1 27,9

SD 4,6 4,4

Количество респондентов, чел. (%)

Город Санкт-Петербург 105 (70%) 103 (68%)

Москва 23 (15%) 29 (19%)

Другой город 23 (15%) 19 (13%)

Образование* Среднее 7 (5%) 4 (3%)

Среднее специальное 14 (9%) 4 (3%)

Незаконченное высшее 30 (20%) 22 (14%)

Высшее 100 (66%) 121 (80%)

Доход Высокий 37 (24%) 33 (22%)

Средне-высокий 59 (39%) 56 (37%)

Средне-низкий 39 (26%) 44 (29%)

Низкий 16 (11%) 18 (12%)

Тип профессии (типология Дж. Голлан-да)* Реалистический 32 (21%) 7 (5%)

Интеллектуальный 40 (26%) 29 (19%)

Социальный 27 (18%) 48 (32%)

Конвенциональный 2 (1%) 21 (14%)

Предпринимательский 30 (29%) 32 (21%)

Художественный 18 (12%) 9 (6%)

Безработный(-ая) 2 (1%) 5 (3%)

Семейное положение Свободен 58 (38%) 56 (37%)

В отношениях 40 (27%) 37 (25%)

В браке 45 (30%) 52 (34%)

В разводе 8 (5%) 6 (4%)

Дети Нет 122 (81%) 113 (75%)

Есть 29 (19%) 38 (25%)

* Звездочкой отмечены показатели, значимо различающиеся в зависимости от пола (р<0,05)

Инструменты. Использовались следующие психодиагностические методики: Вопросник социально-демографических характеристик (С. М. Баркова, Н. Л. Васильева); Методика диагностики социально-психологической адаптации личности (СПА) (К. Роджерс, Р. Даймонд); Опросник на эмоциональный интеллект «ЭмИн» (Д. В. Люсин); Тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут); Вопросы на исследование восприятия собственного опыта детской сексуальности и полового

145

воспитания (С. М. Баркова, Н. Л. Васильева); Опросник представлений о детской сексуальности и половом воспитании (С. М. Баркова, Н. Л. Васильева).

Методы математической обработки данных. Статистический анализ данных проводился с помощью программы IBM. SPSS. Statistics Amos.v22.0 для Windows. Использовались следующие статистические инструменты: описательные статистики, критерий Хи-квадрат Пирсона (таблицы сопряженности), а также метод моделирования структурными уравнениями.

Результаты и обсуждение. Частота проявлений детской сексуальности. С целью изучения опыта детской сексуальности респондентам были заданы вопросы, касавшиеся их участия в детских сексуальных играх, возраста появления первого интереса к сексуальности и наличия в детстве знания о том, что рождение детей возможно благодаря сексуальным отношениям. Кроме того, с респондентами проводилась беседа об их видении идеального результата полового воспитания. Вопросы были подготовлены на основании данных предварительного этапа исследования (см. подробнее: [23]).

Среди участников исследования 73% сообщили об участии в той или иной детской сексуальной игре; также 73% участников вспомнили, что в детстве знали о связи между сексуальными отношениями и деторождением; появление у себя интереса к сексуальности приписали возрасту до 12 лет 89% респондентов. Мужчины в обследованной выборке сообщали о проявлениях детской сексуальности реже, чем женщины, однако только в случае участия в детских сексуальных играх эта различие достигает уровня статистической значимости (р=0,02). Такой результат может отражать различия в законах социализации мальчиков и девочек, т. е. то, что первым не удается реализовать свой интерес к сексуальности во взаимодействии с другими детьми из-за более жестких стереотипов и требований. В то же время этот результат может быть связан с известной исследователям склонностью к искажению отчетов о сексуальном опыте [24], а не с реальными различиями в частоте участия в детских сексуальных играх у лиц разного пола.

В большинстве своем молодые взрослые располагают тем или иным опытом проявления детской сексуальности, о котором они помнят и сообщают. В целом эти результаты согласуются с зарубежными данными [17; 18] и говорят о широкой распространенности как поведенческой (игры), так и когнитивной (знание) и эмоциональной (интерес) составляющих детской сексуальности среди респондентов в детском возрасте, согласно их воспоминаниям. Далее необходимо было прояснить, каким образом данный опыт воспринимается в зависимости от социальных характеристик респондентов.

Социальные характеристики и отношение к детской сексуальности. Прежде всего следует упомянуть, что в исследуемой выборке отношение к детской сексуальности оказалось гендерно обусловлено (таблицы сопряженности, Хи-квадрат Пирсона, р=0,026): женщины на 10% чаще, чем мужчины, демонстрировали принимающее отношение к детской сексуальности. Это может быть связано с гендерны-ми особенностями и более жесткими стереотипами относительно сексуальности, распространяющимися в нашей культуре на мужчин, а также спецификой данной конкретной выборки.

Что касается социальных характеристик, обнаружены статистически значимые различия в отношении к детской сексуальности, связанные с семейным положением, уровнем дохода и образования.

146

Среди сомневающихся в детской сексуальности значимо больше одиноких людей, тогда как среди принимающих детскую сексуальность больше тех, кто состоит в браке или отношениях (таблицы сопряженности, Хи-квадрат Пирсона, р=0,014). Это косвенно подтверждает предположение о том, что принятие детской сексуальности — один из маркеров принятия собственной сексуальности, самопринятия и социально-психологической адаптированности, которая означает в том числе возможность и способность создать и поддерживать близкие интимно-личностные отношения с партнером.

Детскую сексуальность значимо чаще принимают респонденты, сообщившие о высоком или средне-высоком уровне дохода, тогда как сомневаются в ней сообщившие о низком или средне-низком уровне дохода, причем особенно ярко это различие для групп с выраженно высоким или низким доходом (таблицы сопряженности, Хи-квадрат Пирсона, р=0,006). При этом нет значимых взаимосвязей между семейным положением, доходом и полом.

Среди сомневающихся в детской сексуальности значимо больше респондентов со средним, средним специальным, незаконченным высшим образованием, тогда как среди принимающих детскую сексуальность — с высшим образованием (таблицы сопряженности, Хи-квадрат Пирсона, р=0,014). Однако аналогичная взаимосвязь с образованием прослеживается для переменной «Пол» (р=0,22): женщины в нашей выборке значимо чаще сообщали о наличии высшего образования. Таким образом, различия в отношении к детской сексуальности, связанные с уровнем образования, могут быть обусловлены в большей степени полом.

Как часть представлений о детской сексуальности рассмотрены характеристики образа человека, получившего идеальное половое воспитание. Выявленные тенденции получили название предпочитаемых стратегий полового воспитания, изучены их связи с социальными характеристиками. Не обнаружено связи социальных характеристик с интегральными показателями (либеральная и консервативная стратегии полового воспитания); в то же время по отдельным шкалам взаимосвязи выявлены. В представлениях о половом воспитании не обнаружено связи с городом проживания, уровнем образования, профессией. Выявлена взаимосвязь с уровнем дохода: ограничения в сексуальной сфере и мужчины, и женщины предпочитают тем больше, чем ниже их доход (р=0,001). Выявлены различия в зависимости от гендера по шкале «Гедонистическое отношение к сексуальности» (женщины на четверть реже воспринимали получение удовольствия как важную составляющую здоровой сексуальности, чем мужчины; р=0,003); а также по шкале «Доверительные отношения между родителем и ребенком» (важность таких отношений для корректного полового воспитания женщины признавали чаще, чем мужчины; р=0,003).

Восприятие собственного детского сексуального опыта как составляющая социально-психологической адаптации. С помощью метода структурного моделирования проверялось предположение о взаимосвязи восприятия детского опыта, связанного с сексуальностью, опыта полового воспитания и социально-психологической адаптации в ранней взрослости у мужчин и женщин. Согласованная модель включала ряд переменных, представленных на рисунке:

• гендер (рассматривался в качестве фиксированного параметра);

• опыт детской сексуальности (включал отмеченное респондентом количество детских сексуальных игр, возраст появления интереса к сексуальности

147

и знание взаимосвязи между сексуальными отношениями и рождением детей);

опыт полового воспитания (включал оценку полученного полового воспитания; возможность поговорить на темы, связанные с сексуальностью, с матерью или другим взрослым; количество родительских запретов в сфере сексуальности);

представления о детской сексуальности рассматривались как сочетание принятия детской сексуальности (определялось по результату двухэтап-ного кластерного анализа 20 утверждений) и предпочтения либеральной либо консервативной стратегии полового воспитания; социально-психологическая адаптация в первоначальной модели включала ряд показателей: социальная адаптация; принятие себя; принятие других; эмоциональный комфорт; интернальность; стремление к доминированию; межличностный эмоциональный интеллект; внутриличностный эмоциональный интеллект; понимание эмоций; управление эмоциями; агрессивность. В ходе тестирования модели многие из показателей были исключены в силу высоких показателей уровня значимости (р>0,05). Конечная модель социально-психологической адаптации в ранней взрослости включала понимание своих эмоций, внутриличностный эмоциональный интеллект, адаптацию и самопринятие.

Рисунок. Структурная модель: взаимосвязи раннего опыта, представлений о детской сексуальности и социально-психологической адаптации у молодых взрослых

По данным структурной модели, гендер взаимосвязан с самоотчетом о полученном в детстве половом воспитании. При этом женщины сообщили о более благополучном опыте, они чаще имели возможность поговорить о сексуальности

148

с близкими взрослыми, реже узнавали о сексе из порнографии или разговоров со сверстниками, сообщали о меньшем количестве запретов, связанных с сексуальностью в детстве и в целом выше оценивали полученное половое воспитание. Это согласуется с обнаруженным в ряде исследований фактом: в общении детей и родителей на темы, связанные с сексуальностью, девочки пользуются большим вниманием родителей [25; 26]. Как уже говорилось, с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона мы выявили гендерно обусловленные различия в отношении к детской сексуальности; в структурной же модели различие установлено только в части предпочтения либеральной стратегии полового воспитания (у мужчин этот показатель выше). Из показателей социально-психологической адаптированности, оставшихся в согласованной модели, связь с гендером обнаруживает только понимание своих эмоций (выше у женщин).

Восприятие собственного опыта детской сексуальности связано с опытом полового воспитания, принятием детской сексуальности, предпочтением либеральной стратегии полового воспитания, а также с самопринятием.

Предпочтение либеральной стратегии полового воспитания составило единый блок с принятием детской сексуальности. Обнаружено, что обе эти характеристики взаимосвязаны с уровнем общей личностной адаптации и самопринятия, а предпочтение либеральной стратегии полового воспитания также взаимосвязано с высоким внутриличностным эмоциональным интеллектом.

Предпочтение консервативной стратегии полового воспитания имеет обратную связь с принятием детской сексуальности и предпочтением либеральной стратегии полового воспитания. Таким образом, люди, которые предпочитают консервативную стратегию (фокусирующуюся на ограничениях, связанных с сексуальностью, и традиционных ценностях), реже предпочитают либеральную стратегию полового воспитания (ориентированную на практическую безопасность, спокойное открытое отношение к сексу и удовольствие в сексуальной жизни) и в меньшей степени принимают детскую сексуальность.

Полученные данные подтверждают предположение о взаимосвязи между восприятием детского сексуального опыта и социально-психологической адаптиро-ванностью. Эта взаимосвязь опосредована представлениями о детской сексуальности, сформированными в результате интеграции фактов опыта в структуру личности. Принятие собственного детского сексуального опыта выражается в принятии детской сексуальности в целом, а также сказывается на предпочтении либеральной, а не консервативной стратегии полового воспитания.

Заключение. Среди молодых взрослых, рожденных в период с 1979 по 1994 г. и проживающих на территории Российской Федерации, частота сообщений об участии в детских сексуальных играх аналогична обнаруженной в европейских и американских исследованиях [11; 12; 14] и составляет 73%.

Восприятие детского сексуального опыта как элемент социально-психологической адаптированности субъекта в отечественной литературе изучается впервые. Выявлено, что такое восприятие изменяется в зависимости от опыта полового воспитания и выступает предпосылкой формирования представлений о детской сексуальности, которые включают отношение к детской сексуальности и образ человека, получившего идеальное сексуальное воспитание.

С помощью метода структурного моделирования в процессе анализа была получена согласованная модель, позволяющая учитывать взаимовлияния собственного

149

опыта детской сексуальности, воспитательных воздействий взрослых и принимающего отношения к детской сексуальности. Установлено влияние родительских посланий, касающихся сексуальности (возможность говорить о ней с матерью или с доверенным взрослым, наличие связанных с ней запретов), на формирование принимающего отношения к детской сексуальности, установлена также взаимосвязь этого отношения с социально-психологической адаптацией личности. Самопринятие, социальная адаптация, внутриличностный эмоциональный интеллект взаимосвязаны с принятием детской сексуальности и предпочтением либеральной стратегии полового воспитания.

Полученные результаты подтверждают исходное предположение о том, что восприятие собственного детского сексуального опыта влияет на социально-психологическую адаптацию у молодых взрослых. Социальная адаптация взрослого человека взаимосвязана с принятием детской сексуальности, отношение к которой находится в прямой зависимости от восприятия собственного детского сексуального опыта и опыта полового воспитания в семье.

Проведенное нами исследование имеет ряд ограничений: опросник, разработанный специально для целей исследования, затрудняет возможность обобщения результатов на генеральную совокупность; кроме того, за рамками изучения остались вопросы актуальной сексуальной адаптации респондентов, хотя этот параметр может быть значимо взаимосвязан с представлениями о детской сексуальности (как это показано, например, в работе [18]). В то же время данное исследование открывает перспективы для дальнейшего изучения вопросов детской сексуальности, полового воспитания и представлений о них в Российской Федерации.

Литература

1. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии / пер. с англ. Н. Фомина, Ю. Морозов и др. под ред. Н. Фанченко. М.: Мир, 1998. 692 с.

2. Крукс Р., Баур К. Сексуальность / пер. с англ. О. Исакова, А. Кулаков и др. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 480 с.

3. Васильева Н. Л., Иванова В. Ю. Проблема психолого-социального сопровождения развития личности: взаимосвязь потребностей развития и социальной адаптированности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. Вып. 17. С. 16-21.

4. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990. 336 с.

5. Кон И. С. Клубничка на березке. Сексуальная культура в России. М.: Время, 2010. 608 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

7. Egan R. D., Hawkes G. L. Imperiled and Perilous: Exploring the History of Childhood Sexuality // Journal of Historical Sociology. 2008. Vol. 21, iss. 4. P. 355-367.

8. Kehily M. J., Montgomery H. Innocence and experience: a historical approach to childhood and sexuality // M. J. Kehily (ed.). An Introduction to Childhood Studies. Maidenhead: Open University Press; McGraw-Hill, 2004. Р. 57-74.

9. The Continuum Complete International Encyclopedia of Sexuality / eds R. J. Noonan, R. T. Francoeur. New York, NY: Continuum, 2003. 1440 p.

10. Wardle F. The Expected and the Dysfunctional: Dealing with Child-to-Child Sexual Behavior // Earlychildhood NEWS. URL: http://www.earlychildhoodnews.com/earlychildhood/article_ view.aspx?ArticleID=120 (дата обращения: 23.07.2015).

11. Bancroft J. Human sexuality and its problems. 3rd ed. Edinburgh: Churchill Livingstone, 2009. 540 p.

12. Lamb S., Coakley M. Normal childhood sexual play and games — differentiating play from abuse // Child Abuse and Neglect. 1993. Vol. 17, N 4. P. 515-526.

13. Larsson I., Svedin C. G. Sexual behaviour in Swedish preschool children, as observed by their parents // Acta Paediatrica. 2001. Vol. 90, N 4. P. 436-444.

150

14. Friedrich W. N., Fisher J., Broughton D., Houston M., Shafran C. R. Normative sexual behavior in children: A contemporary sample // Pediatrics. 1998. Vol. 101, N 4. P. 9-19.

15. Ryan G. Childhood sexuality: A decade of study. Part I — Research and curriculum development // Child Abuse and Neglect. 2000. Vol. 24, N 1. P. 33-48.

16. Brilleslijper-Kater S. N., Baartman H. E. M. What do Young Children Know About Sex? Research on the Sexual Knowledge of Children Between the Ages of 2 and 6 Years // Child Abuse Review. 2000. Vol. 9. P. 166-182.

17. BlaiseM. Kiss and tell: Gendered narratives and childhood sexuality // Australasian Journal of Early Childhood. 2010. Vol. 35, N 1. P. 1-9.

18. Larsson I., Svedin C. G. Sexual experiences in childhood: Young adults' recollections // Archives of Sexual Behavior. 2002. Vol. 31, N 3. P. 263-273.

19. Heiman, M. L., Leiblum, S., Esquilin Cohen, S., Melendez Pallito, L. A comparative survey of beliefs about «normal» childhoodsexual behaviors // Child Abuse and Neglect. 1998. Vol. 22. P. 289-304.

20. Schoentjes E., Deboutte D., Friedrich W. Child sexual behavior inventory: A Dutch-speaking normative sample // Pediatrics. 1999. Vol. 104, N 4 (1). P. 85-93.

21. Larsson I. B. Child sexuality and sexual behaviour. Expert report. Linkoping: Linkoping University, 2001. 42 p.

22. Gagnon J. H. Attitudes and responses of parents to preadolescent masturbation // Archives of Sexual Behavior. 1985. Vol. 14. Р. 451-466.

23. Баркова С. М. Разработка опросника стратегий полового воспитания на основе контент-анализа серии глубинных интервью // Формирование новых концепций научных исследований психологии и психологии: матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. для студентов, аспирантов и молодых ученых, 30 сентября 2014 г. (Москва). М.: Московский научный центр психологии и педагогики, 2014. С. 32-35.

24. Durant L. E., Carey M. P. Reliability of retrospective self-reports of sexual and nonsexual health behaviors among women // Journal of Sex and Marital Therapy. 2002. Vol. 28. P. 331-338.

25. Wilson E. K., Koo H. P. Mothers, fathers, sons, and daughters: gender differences in factors associated with parent-child communication about sexual topics // Reproductive Health. 2010. Vol. 7:31. URL: http:// www.reproductive-health-journal.com/content/7/1/31 (дата обращения: 25.07.2015).

26. Pluhar E. I., DiIorio C. K., McCarty F. Correlates of sexuality communication among mothers and 6-12-year-old children // Child Care Health Dev. 2008. Vol. 34 (3). P. 283-290.

References

1. Masters U., Dzhonson V., Kolodni R. Osnovy seksologii [Fundamentals of Sexology]. Transl. from Eng. by N. Fomina, Iu. Morozov et al. Ed. by N. Fanchenko. Moscow, Mir Publ., 1998. 692 p. (In Russian)

2. Kruks R., Baur K. Seksual'nost' [Sexuality]. Transl. from Eng. by O. I sakova, A. Kulakov et al. St. Petersburg, Praim-EVROZNAK Publ., 2005. 480 p. (In Russian)

3. Vasil'eva N. L., Ivanova V. Iu. Problema psikhologo-sotsial'nogo soprovozhdeniia razvitiia lichnosti: vzaimosviaz' potrebnostei razvitiia i sotsial'noi adaptirovannosti [Problem of psycho-social support of personality development: the relationship needs of development and social adaptation]. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia) [Bulletin of the University (State University of Management)], 2010, issue 17, pp. 16-21. (In Russian)

4. Kon I. S. Vvedenie v seksologiiu [Introduction to sexology]. Moscow, Meditsina Publ., 1990. 336 p. (In Russian)

5. Kon I. S. Klubnichka na berezke. Seksualnaia kul'tura v Rossii [Strawberry on birch. Sexual culture in Russia]. Moscow, Vremia Publ., 2010. 608 p. (In Russian)

6. Nikiforov G. S. Psikhologiia zdorov'ia: Uchebnik dlia vuzov [Health Psychology: Textbook for universities]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 607 p. (In Russian)

7. Egan R. D., Hawkes G. L. Imperiled and Perilous: Exploring the History of Childhood Sexuality. Journal of Historical Sociology, 2008, vol. 21, iss. 4, pp. 355-367.

8. Kehily M. J., Montgomery H. Innocence and experience: a historical approach to childhood and sexuality. An Introduction to Childhood Studies. Ed. by M. J. Kehily. Maidenhead, Open University Press; McGraw-Hill, 2004, pp. 57-74.

9. The Continuum Complete International Encyclopedia of Sexuality. Eds R. J. Noonan, R. T. Francoeur. New York, NY: Continuum, 2003. 1440 p.

10. Wardle F. The Expected and the Dysfunctional: Dealing with Child-to-Child Sexual Behavior. Earlychildhood NEWS. Available at: http://www.earlychildhoodnews.com/earlychildhood/article_view. aspx?ArticleID=120 (accessed 23.07.2015).

151

11. Bancroft J. Human sexuality and its problems. 3rd ed. Edinburgh, Churchill Livingstone, 2009. 540 p.

12. Lamb S., Coakley M. Normal childhood sexual play and games — differentiating play from abuse. Child Abuse and Neglect, 1993, vol. 17, no. 4, pp. 515-526.

13. Larsson I., Svedin C. G. Sexual behaviour in Swedish preschool children, as observed by their parents. Acta Paediatrica, 2001, vol. 90, no. 4, pp. 436-444.

14. Friedrich W. N., Fisher J., Broughton D., Houston M., Shafran C. R. Normative sexual behavior in children: A contemporary sample. Pediatrics, 1998, vol. 101, no. 4, pp. 9-19.

15. Ryan G. Childhood sexuality: A decade of study. Part I — Research and curriculum development. Child Abuse and Neglect, 2000, vol 24, no. 1, pp. 33-48.

16. Brilleslijper-Kater S. N., Baartman H. E. M. What do Young Children Know About Sex? Research on the Sexual Knowledge of Children Between the Ages of 2 and 6 Years. Child Abuse Review, 2000, vol. 9, pp. 166-182.

17. Blaise M. Kiss and tell: Gendered narratives and childhood sexuality. Australasian Journal of Early Childhood, 2010, vol. 35, no. 1, pp. 1-9.

18. Larsson I., Svedin C. G. Sexual experiences in childhood: Young adults' recollections. Archives of Sexual Behavior, 2002, vol. 31, no. 3, pp. 263-273.

19. Heiman, M. L., Leiblum, S., Esquilin Cohen, S., Melendez Pallito, L. A comparative survey of beliefs about «normal» childhoodsexual behaviors. Child Abuse and Neglect, 1998, vol. 22, pp. 289-304.

20. Schoentjes E., Deboutte D., Friedrich W. Child sexual behavior inventory: A Dutch-speaking normative sample. Pediatrics, 1999, vol. 104, no. 4 (1), pp. 85-93.

21. Larsson I. B. Child sexuality and sexual behaviour. Expert report. Linkoping, Linkoping University, 2001. 42 p.

22. Gagnon J. H. Attitudes and responses of parents to preadolescent masturbation. Archives of Sexual Behavior, 1985, vol. 14, pp. 451-466.

23. Barkova S. M. [Development questionnaire strategies sex education based on content analysis of a series of in-depth interviews]. Formirovanie novykh kontseptsii nauchnykh issledovanii psikhologii ipsikhologii: MaterialyXXVmezhdunar. nauchno-prakt. konf. dlia studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, 30 sentiabria 2014 g. (Moskva) [Collection of scientific publications of the Moscow Center of psychology and pedagogy, «Formation of new concepts research psychology and psychology»: a collection of articles]. Moscow, Moskovskii nauchnyi tsentr psikhologii i pedagogiki, 2014, pp. 32-35. (In Russian)

24. Durant L. E., Carey M. P. Reliability of retrospective self-reports of sexual and nonsexual health behaviors among women. Journal of Sex and Marital Therapy, 2002, vol. 28, pp. 331-338.

25. Wilson E. K., Koo H. P. Mothers, fathers, sons, and daughters: gender differences in factors associated with parent-child communication about sexual topics. Reproductive Health, 2010, vol. 7:31. Available at: http://www.reproductive-health-journal.com/content/7/1/31 (accessed 25.07.2015).

26. Pluhar E. I., DiIorio C. K., McCarty F. Correlates of sexuality communication among mothers and 6-12-year-old children. Child Care Health Dev, 2008, vol. 34 (3), pp. 283-290.

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2015 г.

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.