Научная статья на тему 'Представления о детской сексуальности у молодых взрослых: диагностика и гендерные различия'

Представления о детской сексуальности у молодых взрослых: диагностика и гендерные различия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
689
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ / CHILDHOOD SEXUALITY / ПСИХОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGY OF SEXUALITY / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕТСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ / IMAGE OF CHILDHOOD SEXUALITY / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / GENDER DIFFERENCES / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / SEXUAL EDUCATION / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGY OF PERSONALITY / ОТНОШЕНИЕ К СЕКСУАЛЬНОСТИ / ATTITUDE TO SEXUALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баркова С.М.

В статье рассматриваются ранее не исследованные в России представления молодых взрослых о детской сексуальности. Выявлены гендерные особенности этих представлений. Рассмотрены социальные характеристики и их влияние; высшее образование оказалось фактором, снижающим частоту негативных чувств по отношению к данному феномену. Эмоциональный компонент представлений о детской сексуальности наряду с признанием ее существования определяет их структуру для представителей обоих полов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баркова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The young adults' image of childhood sexuality: diagnostics and gender differences

The article deals with young adults ideas of childhood sexuality that havent been studied yet. The gender differences of such ideas are revealed. The author considers social factors influencing the image of childhood sexuality; the higher education appeared to be related to having less negative feelings toward the childhood sexuality. Acknowledgment that the childhood sexuality exists, together with the emotional aspect of the childhood sexuality image define its structure for both sexes.

Текст научной работы на тему «Представления о детской сексуальности у молодых взрослых: диагностика и гендерные различия»

УДК 159.9.072.59

Баркова София Михайловна

Barkova Sofia Mikhailovna

аспирант кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕТСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ: ДИАГНОСТИКА И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

PhD student, Child and Parent Mental Health and Early Intervention Department, Saint-Petersburg State University

THE YOUNG ADULTS' IMAGE OF CHILDHOOD SEXUALITY: DIAGNOSTICS AND GENDER DIFFERENCES

Аннотация:

В статье рассматриваются ранее не исследованные в России представления молодых взрослых о детской сексуальности. Выявлены гендерные особенности этих представлений. Рассмотрены социальные характеристики и их влияние; высшее образование оказалось фактором, снижающим частоту негативных чувств по отношению к данному феномену. Эмоциональный компонент представлений о детской сексуальности наряду с признанием ее существования определяет их структуру для представителей обоих полов.

Ключевые слова:

детская сексуальность, психология сексуальности, представления о детской сексуальности, гендерные особенности, половое воспитание, сексуальность, психология личности, отношение к сексуальности.

Summary:

The article deals with young adults' ideas of childhood sexuality that haven't been studied yet. The gender differences of such ideas are revealed. The author considers social factors influencing the image of childhood sexuality; the higher education appeared to be related to having less negative feelings toward the childhood sexuality. Acknowledgment that the childhood sexuality exists, together with the emotional aspect of the childhood sexuality image define its structure for both sexes.

Keywords:

childhood sexuality, psychology of sexuality, image of childhood sexuality, gender differences, sexual education, sexuality, psychology of personality, attitude to sexuality.

Необходимость изучения структуры и особенностей представлений о детской сексуальности продиктована рядом причин, как свойственных времени, так и методологических. Предпосылки для исследования детской сексуальности в психологии развития включают:

- изменение отношения к детству (разрушение концепции невинности) [1; 2],

- появление психоаналитической теории [3],

- требования практики (защита детей от сексуального насилия) [4],

- сексуальную революцию, глобализацию и разрушение массовых представлений о норме (аномию), сексуализацию медиа [5].

С середины 80-х гг. в разных странах проведен ряд исследований детской сексуальности, что позволило выявить существующие методологические сложности ее изучения [6; 7; 8]. Постепенно исследователи в этой области пришли к мнению, что представления о детской сексуальности взрослых, участвующих в процедуре наблюдения или эксперимента, оказывают значительное влияние на результаты [9; 10; 11].

По данным исследований, социальные характеристики респондента и его образовательный уровень могут ограничивать как обнаружение, так и отчет о наблюдаемом сексуальном поведении ребенка. Так, высокий образовательный уровень матери и ее мнение, что сексуальные чувства и поступки детей - это нормально, увеличивает количество отчетов о сексуальном поведении ребенка [12]. Представления матери о детской сексуальности существенно влияют на ее видение ситуации и на данные, которые она сообщает исследователям. Кроме того, отношение родителей к детской сексуальности и представление о ней формирует их воспитательное поведение, а оно в свою очередь оказывает влияние на будущее рискованное сексуальное поведение их детей. Социальные особенности представлений о детской сексуальности на российской выборке не были изучены ранее. Мало изученными также остаются гендерные особенности этих представлений.

По ряду вышеперечисленных причин исследование представлений о детской сексуальности у молодых взрослых с целью выявления структуры этих представлений, а также гендерных и социальных различий является актуальным.

Дизайн исследования

Исследование проводилось в два этапа. На первом, предварительном этапе, было проведено глубинное интервью о детской сексуальности, которое затем обрабатывалось качествен-

ными методами. С использованием полученных данных был разработан опросник из высказываний, выявляющих структуру представлений о детской сексуальности. На третьем, основном, этапе с помощью этого опросника были обследованы молодые мужчины и женщины. Затем сырые данные были преобразованы с помощью программы MS Excel, из выборки были исключены респонденты с завышенными показателями социальной приемлемости.

Выборка основного этапа исследования составила 438 мужчин и женщин, проживающих на территории РФ, от 20 до 35 лет. Этот возрастной промежуток выбран, поскольку в современной России средний возраст родительства приходится именно на него.

Полученные данные обрабатывались на предварительном этапе с помощью контент-анализа, на основном этапе использован ряд математико-статистических процедур в программах MS Excel и IBM SPSS Statistic 20.0.0.2.

Результаты предварительного этапа исследования

Для формирования опросника представлений о детской сексуальности и половом воспитании было проведено глубинное интервью (длительностью от 1,5 до 2,5 часа) с молодыми женщинами (n = 30). Все женщины имели высшее либо незаконченное высшее образование. В ходе глубинного интервью происходил отбор утверждений для исследования представлений о детской сексуальности.

В ходе интервью респонденткам было сложно идентифицировать и обозначить свои чувства по отношению к детской сексуальности. Частыми были ответы, содержащие скорее интеллектуальные и оценочные характеристики, чем эмоциональное отношение. В связи с воображаемой ситуацией столкновения с сексуальной активностью своего ребенка (сексуальная игра или самостимуляция) в большинстве транскриптов обнаружены следующие чувства: страх, тревога, а также стыд разной степени выраженности. Наиболее часто звучали переживания негативного спектра. Позитивные переживания, радость и интерес, были упомянуты только двумя из 30 респондентов что составило семь процентов выборки.

Глубинное интервью позволило сформулировать и отобрать утверждения, которые наиболее явно выражают отношение респонденток к детской сексуальности. Таким образом, выбор утверждений был основан на теоретическом анализе и связан с проделанной практической работой. Опросник построен по принципу семантического дифференциала (необходимо определить свое отношение в поле между двумя противоположными высказываниями) и включает 20 пар утверждений, из которых наиболее диагностически важные будут приведены далее, при обсуждении структуры представлений.

Результаты основного этапа исследования

Проведен письменный опрос респондентов с помощью приведенных утверждений, затем математический анализ данных с использованием дисперсионного анализа ANOVA.

Структура представлений о детской сексуальности изучалась отдельно у мужчин и женщин с помощью двухэтапного кластерного анализа, затем результаты для обеих выборок были объединены в таблицу, включившую 11 наиболее релевантных утверждений. Согласно данным кластерного анализа (максимальная важность предиктора), для обоих полов наиболее диагностически важные утверждения касаются признания существования детской сексуальности (пара утверждений «Детская сексуальность - необоснованная выдумка | Детская сексуальность безусловно существует»), а также наличия / отсутствия осознаваемых негативных чувств по отношению к ней («Я не испытываю неприятных чувств при мысли о детской сексуальности; может быть, только легкую неловкость | Мне неприятно думать о сексуальности у детей»). Кроме того, факт признания существования такого явления связан с возникновением рефлексии о половом воспитании, причем у женщин эта взаимосвязь более выражена, чем у мужчин.

Взаимосвязь представлений о детской сексуальности с социальными характеристиками для женщин мала, только на уровне статистической тенденции обнаружена взаимосвязь с уровнем образования (чем он выше, тем реже упоминание об отрицательных чувствах). Для мужчин, согласно таблицам сопряженности, такие социальные характеристики, как образование и семейное положение, оказались связанными с отсутствием / наличием негативных чувств по отношению к детской сексуальности. Не состоящие в браке или отношениях мужчины чаще сообщали о наличии негативных чувств по отношению к детской сексуальности, то же и мужчины со средним или средним специальным образованием. По остальным социальным характеристикам (возраст, наличие детей, уровень дохода) различий в представлениях о детской сексуальности не обнаружено.

Выводы

В ходе контент-анализа была выявлена важность чувств по отношению к детской сексуальности, их преимущественно негативная окрашенность и существенная затруднительность в формулировании. Был разработан опросник, включающий двадцать утверждений, построенных по принципу семантического дифференциала.

Выявлены статистически значимые тендерные различия в воспитательном аспекте представлений о детской сексуальности. Женщины чаще, чем мужчины, доверяют экспертизе разработчиков полового воспитания, а также больше размышляют о половом воспитании. Почти половина опрошенных женщин сообщают, что думали о половом воспитании, тогда как для мужчин этот показатель едва переходит за 30 %. На уровне тенденции выявлены и другие закономерности. Мужчины демонстрировали несколько большую безоценочность по отношению к феномену детской сексуальности. Женщины в несколько большей степени, чем мужчины, тяготеют к принятию детской сексуальности, размышлениям о половом воспитании и признанию детских сексуальных проявлений нормальными.

В целом же представления о детской сексуальности мужчин и женщин схожи. Установлено, что в структуре представлений о детской сексуальности значительную роль играет эмоциональный компонент (наличие либо отсутствие осознаваемых негативных чувств по отношению к данному феномену), для мужчин эта закономерность выражена незначительно слабее. У представителей обоих полов присутствуют сомнения в существовании детской сексуальности как таковой, наличии у детей интереса к теме секса.

Выявлено, что представления о детской сексуальности и социальные характеристики связаны только для мужчин и только по двум параметрам. Мужчины с высшим образованием и имеющие партнершу/супругу реже сообщали о негативных чувствах к детской сексуальности. Для женщин с высшим образованием это тоже может быть верно.

Результаты частично подтверждают предположение о наличии гендерных и социальных различий в представлениях о детской сексуальности, характеризуют особенности этих представлений у российской выборки, а также открывают возможности для дальнейшего изучения данного феномена.

Ссылки:

1. Kehily M.J. and Montgomery H. Innocence and experience: a historical approach to childhood and sexuality, in M.J. Kehily (ed.) An Introduction to Childhood Studies, Maidenhead, 2004.

2. Jackson S., Scott S. Theorising Sexuality (Theorizing Society). Open University Press, 2010.

3. Marcelli D. Sexualite des enfants en age de latence. Entre education et seduction: quell destin pour les pulsions? // Neuropsychiatrie de I'enfance et de I'adolescence. 2010. № 58. P. 60-63.

4. Bullough V.L. Children and adolescents as sexual beings: A historical overview // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2004. № 13. P. 447-459.

5. Singer D.G. and Singer J.L., eds. Handbook of Children and the Media. Los Angeles, CA, 2012.

6. Brilleslijper-Kater S.N., Baartman H.E.M. What do Young Children Know About Sex? Research on the Sexual Knowledge of Children Between the Ages of 2 and 6 Years // Child Abuse Review. 2000. № 9. P. 166-182.

7. De Graaf H., Rademakers J. The psychological measurement of childhood sexual development in Western societies: methodological challenges. // The Journal of Sex Research. 2011. № 48(2). P. 118-129.

8. DeLamater J., Friedrich W. Human Sexual Development // The Journal of Sex Research. Taylor and Francis Publishing. 2002. Vol. 39, № 1. P. 10-14.

9. Normative sexual behavior in children: A contemporary sample / W.N. Friedrich [et al.] // Pediatrics. 1998. № 101 (4). S. 9.

10. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии / пер. с англ. Н. Фомина, Ю. Морозов и др. ; под ред. Н. Фанченко. М., 1998.

11. Langstrom N., Grann M., Lichtenstein P. Genetic and environmental influences on problematic masturbatory behavior in children: A study of same-sex twins // Archives of Sexual Behavior. 2002. № 31 (4). P. 343-350.

12. Normative sexual behavior in children: A contemporary sample.

References:

1. Kehily, MJ (ed.) & Montgomery, H 2004, Innocence and experience: a historical approach to childhood and sexuality, An Introduction to Childhood Studies, Maidenhead.

2. Jackson, S & Scott, S 2010, Theorising Sexuality (Theorizing Society). Open University Press.

3. Marcelli, D 2010, 'Sexualite des enfants en age de latence. Entre education et seduction: quell destin pour les pulsions?', Neuropsychiatrie de l'enfance et de l'adolescence, no. 58, pp. 60-63.

4. Bullough, VL 2004, 'Children and adolescents as sexual beings: A historical overview', Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America, no. 13, pp. 447-459.

5. Singer, DG & Singer, JL (eds.) 2012, Handbook of Children and the Media, Los Angeles, CA.

6. Brilleslijper-Kater, SN & Baartman, HEM 2000, 'What do Young Children Know About Sex? Research on the Sexual Knowledge of Children Between the Ages of 6 and 2 Years', Child Abuse Review, no. 9, pp. 166-182.

7. De Graaf, H & Rademakers, J 2011, 'The psychological measurement of childhood sexual development in Western societies: methodological challenges' The Journal of Sex Research, no. 48 (2), pp. 118-129.

8. DeLamater, J & Friedrich, W 2002, 'Human Sexual Development' The Journal of Sex Research. Taylor and Francis Publishing, vol. 39, no. 1, pp. 10-14.

9. Friedrich, WN 1998, 'Normative sexual behavior in children: A contemporary sample', Pediatrics, no. 101 (4), p. 9.

10. Masters, W, Johnson, B & Kolodniy, R 1998, Fundamentals of Sexology, Moscow.

11. Langstrom, N, Grann, M & Lichtenstein, P 2002, 'Genetic and environmental influences on problematic masturbatory behavior in children: A study of same-sex twins', Archives of Sexual Behavior, no. 31 (4), pp. 343-350.

12. Friedrich, WN 1998, 'Normative sexual behavior in children: A contemporary sample', Pediatrics, no. 101 (4), p. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.