Научная статья на тему 'Особенности учебной мотивации у студентов первого и третьего курсов'

Особенности учебной мотивации у студентов первого и третьего курсов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
418
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усынина Татьяна Петровна, Костюкова Анастасия Игоревна

Формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту, выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности учебной мотивации у студентов первого и третьего курсов»

Психофармакотерапия в сочетании с психотерапией и психологическим просвещением являются наиболее эффективным средствами защиты подростков от негативных эмоциональных состояний.

Список литературы

1. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М.: Мир, 2004. 87 с.

2. ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия. СПб.: Речь, 2005. 43 с.

3. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004. 480 с.

4. Фрейд З. Детская патология. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. 157 с.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ТРЕТЬЕГО КУРСОВ Усынина Т.П.1, Костюкова А.И.2

1Усынина Татьяна Петровна - кандидат психологических наук, доцент; 2Костюкова Анастасия Игоревна - студент, кафедра общей психологии, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург

Аннотация: формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту, выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность студентов.

Главной проблемой оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий - обучаемый» студент является не объектом управления этой системы, а субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива и т.д. С другой стороны, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является личность [6].

Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося;

в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых - спецификой учебного предмета [4].

Для достижения цели исследования нами было проведено эмпирическое изучение мотивации у студентов первого и третьего курса.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ в 2017 году.

В качестве респондентов выступили студенты 1 и 3 курсов фармацевтического, стоматологического факультетов и факультета клинической психологии юношеского возраста (от 18 до 23 лет). Всего приняло участие 50 респондентов.

Цель эмпирического исследования: исследование профессиональной мотивации студентов медицинского университета.

Для решения поставленных задач была использована методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным.

В результате исследования выявлено, что:

- коммуникативные мотивы являются, наиболее выражены у студентов первого курса. Коммуникативные мотивы это то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения воплощаются или «опредмечиваются» в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих;

- мотивы избегания выражены у студентов первого курса. Данные студенты стремятся во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, - особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми;

- мотивы престижа имею незначительную разницу между студентами первого и третьего курса, но ярче выражены у студентов первого курса. Это говорит о том, что мотивация престижа - тоже стимул для включения в учение, так как в этом случае он получает удовлетворение, выделяясь из среды окружающих его людей, в этом учении не участвующих;

- профессиональные мотивы выражены у студентов третьего курса. Профессиональная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Являясь первым компонентом структуры учебной деятельности, мотивация является существенной характеристикой самого субъекта деятельности;

- учебно-познавательные мотивы ярко выражены у студентов третьего курса. Учебно-познавательные мотивы, это мотивы, которые побуждают студентов к освоению учебной методологии в широком смысле, то есть приемов и методов учения как такового;

- социальные мотивы наиболее выражены у студентов первого курса. Социальные мотивы - это потребность в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, потребность студента занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Вывод: исходя из вышеизложенного материала, мы можем сделать вывод о том, что студенты третьего курса, в отличие от студентов первого курса, более включены в учебную деятельность и у них более выражено стремление к освоению учебной методологии, приемов и методов учения.

Список литературы

1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы

психологии личности. М., 2006. 122 с.

2. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Н., 2011. 191 с.

3. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной

деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе,

2005. № 4. С. 3-28.

4. Донцов И.И., Белокрылова Г.М.Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии / И.И. Донцов. М., 1999. 234 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2004. 384 с.

6. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности: Моногр. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000. 104 с.

СЕКСУАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРУШЕНИЯ

СЕМЬИ КАК ЦЕННОСТИ Бельская О.Н.

Бельская Ольга Николаевна - аспирант, кафедра психологии, Московский инновационный университет, г. Москва

Аннотация: в статье содержится теоретический анализ зарубежных и отечественных работ, посвященных детской сексуальности. Раскрываются принципы исследования гендерной психологии. Рассматриваются основные подходы к исследованию сексуализации детей и ее опасные последствия.

Ключевые слова: детская сексуальность, семья, ценности, развитие личности, семейно-брачные отношения, мораль, нравственность, деградация.

Детская сексуальность изучена в работах таких авторов как П.П. Блонский, В.Ф. Сазонов, С.М. Баркова, О.В. Александрова, Л.Ф. Обухова, Н.Л. Васильева, Б.Г. Ананьев, П. Сорокин, И.С. Кон, Р.Ж. Мухамедрахимов, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и других. С начала XX века детская сексуальность изучалась как один из разделов психологии, где постепенное развитие всех сфер жизнедеятельности и внутреннего мира человека вело к формированию гармоничной личности, имеющей моральные принципы.

С конца 1930-х до конца 1960-х г.г. возникает перерыв в отечественных исследованиях гендерных проблем, это происходит, прежде всего, по политическим причинам. Но и за рубежом, несмотря на начавшиеся исследования и успехи гендерной психологии, наблюдается перерыв до середины ХХ века. В отечественной науке в конце 1960-х гг. была создана более или менее благоприятная атмосфера для разработки гендерной проблематики. Огромная заслуга принадлежит Б.Г. Ананьеву. Принцип полового диморфизма был объявлен одним из основополагающих принципов психологического исследования. Были выделены глобальные различия женщин и мужчин: более раннее созревание первых, большая стабильность женского организма и психики, большая типичность женщин и оригинальность мужчин.

И.С. Кон начал писать статьи, связанные с темой сексуальности, уже в 60-х годах. Глубокие знания из разных научных областей он сводил вместе, положив начало междисциплинарной сексологии в нашей стране. Кон приводит примеры и проводит параллели в отношении к сексуальности между нынешней эпохой и прошедшими, европейским представлением о сексуальности и ее видением в других точках мира. Детская сексуальность появляется в психологической науке в конце XX столетия.

Р.Ж. Мухамедрахимов, описывая развитие исследований о детях, разделил историю науки на три периода, и это отражает развитие представлений о детской сексуальности в той же мере, как и других сторон детского развития. Период с 1990-х гг. характеризуется бурным развитием гендерной психологии. На новом этапе ученые приступили к более тонкому освоению гендерной проблематики.

Социально-культурные сдвиги, которые первоначально выглядели как сексуальные, очень скоро переросли в революцию гендерную. Сексуальная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.