Список литературы
1. Баркова С.М. Отношение к детской сексуальности у мужчин и женщин в период ранней взрослости. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб, 2015.
2. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. Ленинград: Изд-во центрального института охраны здоровья детей и подростков, 1935.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. № 1. Ленинград, 1979.
4. Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции. // Международная конференция «Российский гендерный порядок: искусство, литература, массовая культура». СПб.: изд-во СПбГУ, 2010.
5. Сазонов В.Ф. Проблемы детской сексуальности. // Научно-практическая конференция «Сексуальная культура и сексуальное здоровье нации». Рязань, 2002.
6. Сорокин П. Американская сексуальная революция. М.: Научно-практический центр коммуникативных исследований «Проект барьер», 2006.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ СПОРТСМЕНА Камилов М.А.
Камилов Магомедкамиль Абдурахманович - аспирант, кафедра психологии, Московский инновационный университет, г. Москва
Аннотация: в статье содержится теоретический анализ психологических ресурсов личности спортсменов. Рассматриваются основные подходы к исследованию личностных качеств, определяющих успешность спортсмена. Выделен ряд личностных черт, свойственных спортсменам, достигающим высоких результатов: высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, самоконтроль, настойчивость, сознательность, стремление к лидерству, инициативность, склонность к риску, общительность, мотивация достижения успеха. Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, личностные качества, психологический ресурс, соревновательная деятельность, спортивные достижения, побуждения, саморегуляция.
Эмоциональная устойчивость, как психологический ресурс личности, выражается в способности личности противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация - как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы. Это обеспечивает возможность сохранения определенной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем самым содействовать профессиональной успешности. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных стрессовых факторов, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Благодаря эмоциональной устойчивости человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциогенных условиях.
Степень эмоциональной устойчивости зависит от таких факторов как, темперамент, ведущее полушарие (левое полушарие отвечает за логику, а правое - за эмоциональную сферу), наличие подавленных потребностей, самооценка.
Эмоциональная устойчивость бывает врождённой и приобретённой: то есть по факту рождения одни обладают определенным набором качеств, который позволяет им сохранять хладнокровие и поддерживать рациональное мышление в тонусе, а другие развивают стрессоустойчивость, усиливать эмоциональную устойчивость путём долгой и усердной работы над собой, физическими тренировками и психологической подготовкой.
Е.П. Ильин [6] и Ю.А. Коломейцев [3] сходятся в том, что можно выделить ряд личностных черт, свойственных всем спортсменам, достигающим высоких результатов: высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, самоконтроль, настойчивость, сознательность, стремление к лидерству, инициативность, склонность к риску, общительность, мотивация достижения успеха.
С накоплением опыта у спортсмена вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Можно также утверждать, что с получением все более богатого и разнообразного соревновательного опыта, спортсмен вырабатывает более удачные способы преодоления трудных ситуаций как в соревновательном периоде, так и в процессе тренировок [3, а 102].
Кроме личностных качеств, которые способствуют достижению высоких результатов, есть и ряд качеств, которые развиваются благодаря спорту. Так, Е.П. Ильин утверждает, что с повышением мастерства, спортсмен становится более уверенным в себе, учится контролировать свою деятельность, проявление эмоций и т.д. [2, с. 108]. Поэтому можно утверждать, что решающим фактором является все же система тренировок, овладение тактико-техническими знаниями, моторными навыками и т.д.
Итак, психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности, поэтому лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте - важнейшее условие выработки качеств личности спортсмена, определяющих успешность его выступлений. Помимо выделения критериев и факторов, способствующих успешности спортивной деятельности, необходимо проанализировать факторы, снижающие результативность деятельности спортсменов.
Реализацию любой деятельности, в том числе и спортивной, снижают нереалистичные и неадекватные стратегии достижения целей и наличие фиксированной установки на конкретный способ решения проблем, чрезмерное честолюбие, потребность в одобрении; неадекватный уровень притязаний и слишком сильно выраженная мотивация достижения; низкая психоэмоциональная устойчивость и плохая саморегуляция.
Необходимо отметить, что как чрезмерный уровень тревожности, так и полное ее отсутствие мешают спортсмену показывать высокие спортивные результаты. Дело в том, что тревожность, как и предсоревновательный стресс средней интенсивности, помогает сосредоточиться, сконцентрироваться на решении краткосрочных и долгосрочных задач. Заниженный уровень тревожности обычно связан с недостаточным уровнем мотивации и в целом с низкой заинтересованностью в достижении результатов.
К отрицательным факторам, негативно влияющим на результативность спортивной деятельности, по мнению П.В. Трутнева является эмоциональное напряжение и неспособность управлять своим психоэмоциональным состоянием. На фоне предыдущего неуспешного выступления, травмы, или в следствии перетренированности и усталости в сочетании с завышенными притязаниями на успех может возникнуть чрезмерное эмоциональное напряжение, и его следствие -запредельное торможение. Оно проявляется в неспособности сконцентрироваться,
139
вялости, апатичности, замедленных реакциях вплоть до оцепенения. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, и спортсмен стремится использовать все возможные способы и средства для достижения рекордного результата [10, с. 84].
И.П. Волков говорит о том, что психика спортсмена на ответственных этапах подготовки и на соревнованиях испытывает перегрузки, так как человек практически постоянно находится в стрессовом состоянии. Для преодоления этого необходима психологическая устойчивость [7, с. 79].
Низкая эмоциональная устойчивость проявляется в непостоянстве деятельности, в неспособности выносить фрустрацию различных потребностей (в первую очередь - в достижении результата); в пассивности и нежелании принимать решения; в импульсивности и низком самоконтроле [8, с. 140].
И.П. Волков, Н.С. Цикунов, Ю.М Николаев отмечают, что спортсмен может добиться успеха в стрессовых ситуациях только в том случае, если может эффективно управлять своим эмоциональным состоянием, обладает высокой помехоустойчивостью. В целом устойчивость спортсмена складывается из эмоциональной зрелости, высокой самооценки, настойчивости, использовании продуктивных и осознанных стратегий решения задач [9, с. 104].
Устойчивость борца фактически выражается в стабильности деятельности и в постоянном уровне мотивации к достижению поставленной цели, несмотря на трудности. Это имеет большое значение при выполнении требований режима тренировок, что определяет способность выбирать из различных мотивов деятельности не самый приятный, а самый нужный с точки зрения долгосрочной перспективы.
Психологическая устойчивость - это динамика состояний личности, способность идентифицировать и справляться с внешними и внутренними негативными факторами, препятствующими самореализации. Э.В. Галажинский отмечает, что проблема проявления устойчивости не является однозначной, поскольку чрезмерное проявление данного качества (гиперустойчивость) может вызывать неадекватно стереотипные реакции и действия и блокирует возможности самореализации, открывающиеся во взаимодействии человека со средой. Недостаточность устойчивости (гипероткрытость) приводит к различным формам «полевого поведения», которое препятствует реализации появляющихся возможностей самореализации. Э.В. Галажинский указывает, что имеется общесистемное качество, характеризующее одновременно степень открытости и устойчивости системы. Этим качеством является континуум «ригидность-флексибильность» [1, с. 39].
Ядро успешной подготовки спортсменов составляют проявления его личностной и эмоциональной устойчивости, представленной на уровне ресурсной и технико-тактической сфер. Важным компонентом успешности является формирование позитивного самоотношния, формирование «образа Я» успешного спортсмена - профессионала.
Соревновательный период достаточно краткосрочный по времени, но наполнен высоко стрессовыми ситуациями, связанными как с бытовыми сложностями командировок, так и с собственно соревновательной ситуацией.
В период предсоревновательной подготовки, как уже было сказано выше, основным негативным фактором является накопленная усталость, как физическая, так и психологическая. Эти и без того негативные факторы усугубляются приближением соревнований; ожиданиями окружающих; тревогой по поводу дальнейшей карьеры. Можно говорить о том, что тревожность в таком случае принимает форму генерализованной. Повышенная личностная тревожность становится частью характеристики личности в целом. Высокий уровень тревожности порождает стресс, который, накапливаясь, блокирует деятельность, препятствует реализации спортивного мастерства на максимальном уровне. Таким образом, первой является
тревожная модель реагирования на сложные ситуации, связанные с длительными по времени стрессовыми нагрузками [5, с. 214].
Если спортсмен чрезмерно концентрируется на достижении результата, при этом у него низкая самооценка и неуверенность в себе, то такое сочетание может вызывать повышенную тревожность. Принимая решения, он всегда задумывается об их последствиях и о том, что в плане карьеры и рейтинга принесет проигрыш. Тратя психологические и психические ресурсы впустую на переживания о будущих событиях или на анализ прошлых неудач, спортсмен повышает тем самым уровень стресса. Таким образом, концентрация на решении отсроченных задач порождает тревожность, блокирует деятельность в настоящем и является деструктивной. Такая модель личности единоборцев, проходящих подготовку к ответственным соревнованиям, названа «тревожной» и считается деструктивной.
Противоположный тип - чрезмерная концентрация на решении актуальных задач, на снижении психического и эмоционального напряжения в текущий момент. Это может выражаться в виде агрессивных и импульсивных поступков. Такая модель поведения может препятствовать соблюдению режима тренировок, питания и отдыха в тренировочном процессе. Такая личностная модель личности единоборцев, проходящих подготовку к ответственным соревнованиям, также является деструктивно и названа «импульсивной» [4, с. 298].
Принимая во внимание важность психологического состояния на всех этапах подготовки и участия в соревнованиях, можно утверждать, что для разработки методов повышения успешности спортивной деятельности необходимо определить психологические ресурсы спортсменов. Использование и укрепление психологических ресурсов на уровне субъекта является одним из ключевых факторов успешности спортсменов единоборцев.
Психологические ресурсы выступают в виде системной, интегральной характеристики личности, которая обеспечивает возможность преодолевать личностью сложные жизненные ситуации. Названная характеристика актуализируется и проявляется в процессах самоопределения личности. Поэтому злободневным направлением в исследовании психологических ресурсов является изучение их структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также апробация исследовательских методик, соотносимых с содержанием исследуемой психической реальности.
Список литературы
1. Галажинский Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности / Э.В. Галажинский // Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии: материалы конференции. Караганда: КарГУ, 2001. С. 38-48.
2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2016. 352 с.
3. Коломейцев Ю.А. Социальная психология спорта: учеб.-метод, пособие / Ю.А. Коломейцев. Мн.: БГПУ, 2004. 264 с.
4. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. М.: Просвещение, 2005. 349 с.
5. Попов А.Л. Спортивная психология: учебное пособие для физкультурных вузов / А.Л. Попов. М.: Флинта, 2013. 320 с.
6. Постникова М.И. Особенности жизнестойкости молодежи / М.И. Постникова // Научный диалог, 2016. № 1 (49). С. 298—310.
7. Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
8. Серова Л.Г. Психология спорта / Л.Г. Серова. М.: Lambert Academic Publishing, 2014. 196 с.
9. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / сост. и общая ред. И.П. Волкова, Н.С. Цикуновой, Ю.М Николаев. М.: Советский спорт, 2005. 286 с.
10. Трутнев П.В. Основы теории тренировки в дзюдо / П.В. Трутнев. Красноярск, 2004. 166 с.
ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТОВ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ Магомедов К.Д.
Магомедов Касум Дурпалович - аспирант, кафедра психологии, Московский инновационный университет, г. Москва
Аннотация: в статье содержится теоретический анализ конфликтов в коллективе организации. Рассматриваются основные подходы к исследованию влияния конфликтов на социально-психологической климат коллектива. Выделены функции социально-психологического климата коллектива. Представлены основные причины возникновения конфликтов и факторы, оказывающие влияние на формирование социально-психологического климата в коллективе.
Ключевые слова: конфликт, коллектив, психологический климат, ситуация, стратегия, управление, совместимость, профилактика.
Конфликты в коллективе являются естественным и необходимым явлением, так как представляют собой одно из проявлений закона диалектического развития -единства и борьбы противоположностей.
Работники, оценивая психологическую атмосферу в своем коллективе, часто используют следующие определения: дружественная, доброжелательная, миролюбивая, спокойная, сложная, напряженная, накаленная.
Преобладающее большинство предпочитает работать в коллективе учреждения, характеризующемся положительным социально-психологическим климатом, благоприятной моральной и дружественной атмосферой, чувством долга, ответственности, взаимной требовательности и защищенности ее членов. Именно в такой атмосфере работник может наиболее полно проявить себя, «расцвести» в личностном и профессиональном плане. Независимо от возраста, опыта, статуса все работники испытывают радость от совместного труда, а также находятся в дружеском окружении, где имеет место деловое сотрудничество, взаимопомощь, уважение и поддержка. Особенно это важно для молодых сотрудников.
Выделяются следующие функции социально-психологического климата коллектива [1]:
- консолидирующая, которая заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий для решения рабочих задачи;
- стимулирующая, которая отвечает за задание «эмоциональных потенциалов» коллектива, его жизненной энергии, реализующейся в деятельности;
- стабилизирующая, обеспечивающая устойчивость благоприятного климата внутри коллектива и создающая предпосылки для успешного включения в коллектив новых работников;
- регулирующая, которая проявляется в утверждении и поддержании норма взаимоотношений, этической оценке поведения членов коллектива.
Данные функции при полноценной их реализации обеспечивают характер взаимоотношений в коллективе, близкий по характеру к идеальному. В реальной