Научная статья на тему 'Гендер и сексуальность программа спецкурса'

Гендер и сексуальность программа спецкурса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1892
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иоффе Е. В.

Основная учебная цель спецкурса «Гендер и сексуальность» ознакомление с механизмами и технологиями cоциального регулирования сексуальности в системе гендерных отношений. Содержание спецкурса опирается на основные концепции сексуальности в гендерной и феминистской теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендер и сексуальность программа спецкурса»

Е. В. Иоффе

ГЕНДЕР И СЕКСУАЛЬНОСТЬ Программа спецкурса

Учебный курс ставит целью познакомить студентов с теоретико-методологическими подходами к изучению проблем сексуальности в психологии гендерных отношений; показать механизмы и технологии социального регулирования сексуальности в рамках системы гендерных отношений; обучить навыкам гендерного анализа социальных проектов и деятельности СМИ, непосредственно или косвенно выполняющих функцию социальной регуляции сексуальности.

Содержание курса опирается на основные концепции сексуальности в гендерной и феминистской теории. Материал курса отражает различные уровни анализа феномена сексуальности в системе гендерных отношений: макросоциальный, межгрупповой, межличностный, внутриличностный. Знакомство с материалом курса способствует расширению квалификации специалиста-эксперта по психологии гендерных отношений.

Учебный материал курса ориентирован на подготовку психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов гуманитарного профиля. Содержательная часть модуля построена с опорой на знания, полученные студентами в курсах «Психология гендерных отношений», «Психология развития», «Социальная психология», «Социология», «Психология семьи», «Психологические основы сексуальности».

Лекционная форма работы сопровождается заданиями для самостоятельного исполнения. Курс рассчитан на 10 часов.

Тема 1

Социоисторический анализ дискурса сексуальности (2 часа)

История сексуальности в работах М. Фуко. Механизмы социальной регуляции сексуальности: публичность дискурса сексуальности в СМИ; сексуальное образование; ответственное родительство; сексологическая и правовая оценка форм сексуальной активности; специализированная медицинская помощь и т. д.

Деятельность Всемирной лиги сексуальных реформ (1928 г.) по обеспечению гендерного равенства, секуляризации брака и развода, развитию системы полового просвещения и т. д. Движение флэпперов 20-х гг.

Идеологические основы сексуальной революции 60-х гг. (В. Райх, Г. Маркузе). «Пластичная сексуальность» и феномен «чистых отношений» (Э. Гидденс).

Трансформации стандартов телесности в ХХ веке: культуризм, диеты, фитнес, пластические операции; унисекс; метросексуальность.

Рационализация сексуальности (А. Бежен).

Вопросы для обсуждения

• Какие события макросоциального порядка могут оказывать влияние на трансформации в сфере сексуальных отношений? Приведите примеры.

• Как общество осуществляет социальный контроль за сексуальностью?

• Назовите основные черты современной сексуальной культуры.

Задание для самостоятельной работы

© Иоффе Е. В., 2006

• На основе анализа литературы выделите социальные факторы, которые оказали влияние на изменения в сексуальной культуре досоветского, советского и постсоветского периодов.

Рекомендуемая литература

1. Голод С. И. Изучение половой морали в 20-е годы // СОЦИС. 1986. № 2.

2. Голод С. И. Российские сексуальные стандарты и их трансформация (вторая половина ХХ столетия) // Журн. социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 2.

3. Здравомыслова Е., Темкина А. Российская трансформация и сексуальная жизнь: (Вместо введения) // В поисках сексуальности: Сб. ст. / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб., 2002.

4. Осипович Т. Н. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов // Обществ. науки и современность. 1994. № 1.

5. Роткирх А. Советские культуры сексуальности // В поисках сексуальности.

Тема 2

Понятие «сексуальность» в гендерной и феминистской теории (2 часа)

Трактовка сексуальности в философии постструктурализма / постмодернизма (М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар). Понимание сексуальности как «феномена желания (desire) как такового», не сведенного исключительно к сфере сексуальных практик.

Автономная теория сексуальности и категории миноритарных групп, нарушающих границы гендера и гендерных отношений в работах Гейл Рубин.

Теория квир-идентичности как идентичности субъектов негетеросексуальной ориентации (Джудит Батлер).

Сексуальная политика и понимание сексуальности в бинарных терминах доминации и подчинения. «Неиерархичные» сексуальные отношения в теории неосексуальности (Ив Сэджвик Кософски).

Концепция «трансгрессивного сексуального действия» (экспериментирующего желания) Элизабет Гросс.

Вопросы для обсуждения

• Какой вклад внесли представители французской философской школы в исследование социальной природы сексуальности?

• Какие направления развития дискурса сексуальности были заданы феминистскими исследователями?

• Насколько значимо, по Вашему мнению, понятие «норма» при анализе феноменов сексуальности в гендерной и феминистской теории?

Задание для самостоятельной работы

• Сравните трактовку феномена «желание» в эволюционных (Д. Саймонса, Д. Басса, Л. Милей), психоаналитических (З. Фрейд, Ж. Лакан) и социально-конструкционистских концепциях (Л. Тайфер, Дж. Гэньон, У. Саймон). На основе сравнительного анализа составьте таблицу.

Рекомендуемая литература

1. Бутовская М. Л. Тайны пола: Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино, 2004.

2. Кон И. С. Сексология: Учеб. пособие. М., 2004.

3. Сексология / Под науч. ред. Д. Н. Исаева. СПб., 2001.

4. Теория и история феминизма: Курс лекций / Под ред. И. А. Жеребкиной. 1996.

Тема 3

Феномен сексуальности в системе гендерных отношений (2 часа)

Система гендерных отношений. Гендерная система как система гендерных контрактов. Эгалитарная и патриархатная гендерные конвенции. Сексуальная объективация женщины, мизогиния, гетеросексизм и гомофобия как основные элементы патриархатной гендерной системы.

Механизмы сексуальной объективации: идеология, экспектации и оценки, «нормативное давление», «информационное давление». Технологии сексуальной объективации: конкурсы красоты, индустрия моды, реклама средств совершенствования физической привлекательности и достижений косметологии. Стереотипы сексуальной привлекательности. Образ «pin-up», девушки с обложки, как отражение вкусов и предпочтений городского большинства. Эксплуатация образов сексуальности в СМИ. Женское тело как «тело» рекламы.

Формы сексуальной агрессии как компонент патриархатной гендерной конвенции. Сексуальное домогательство. Категории сексуального домогательства: сексистское поведение, соблазняющее поведение, сексуальная взятка, сексуальное принуждение, сексуальные претензии или нападение. Секс по принуждению. Мифы об изнасиловании. Определение и диагностика сексуального насилия. Виды сексуального насилия. Коллективный сексизм в молодежных группировках как фактор сексуальной виктимизации девушек. Роль порнографии в формировании стереотипов сексуального взаимодействия.

Специфика рынка сексуальных услуг. Социальное положение и психологические особенности людей, занимающихся проституцией. Современные проблемы «трафика».

Вопросы для обсуждения

o Насколько разное значение, по Вашему мнению, имеет сексуальная

привлекательность для мужчин и женщин? o Какие формы проявления сексуальности, по Вашему мнению, допустимы на работе?

• Сформулируйте Вашу позицию по поводу законодательного регулирования проституции.

Задание для самостоятельной работы

• Проанализируйте, как отражается характер соотношения гендерных ролей в сексуальном взаимодействии мужчин и женщин в разных религиозных культурах (христианство, ислам, даосизм, тантризм, иудаизм).

Рекомендуемая литература

1. Гулик Р. ван. Искусство секса в Древнем Китае. М., 2003.

2. Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 1997.

3. Лев-Старович Зб. Секс в культурах мира. М., 1991.

4. Любовь и секс в Исламе: Сб. ст. и фетв. М., 2004.

5. Люкимсон П., КотлярскийМ. Евреи и секс. СПб., 2005.

6. Розин В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание: Учеб. пособие. М., 1999.

7. Русский эрос, или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М., 1991.

8. Секс и эротика в русской традиционной культуре / Сост. А. Л. Топорков. М., 1996.

Тема 4

Сексуальность в структуре субъективности (2 часа)

Основные типы субъективной гендерной репрезентации в современной культуре: фемининный, маскулинный, андрогинный, недифференцированный (С. Бэм); гомосексуальный, гетеросексуальный, бисексуальный, транссексуальный, асексуальный.

Сексуальная ориентация и сексуальная идентичность. Социально-психологические факторы сексуальной социализации. Механизмы сексуальной социализации (социосексуальные игры, тактильные и визуально-эротические практики, медицинские осмотры и т. д.). Специфика формирования гомосексуальной ориентации. Феномен «третьего пола». Гендерная дисфория.

Сексуальная идентичность в структуре социальной идентичности. Конфликт социальных и сексуальных ролей. Сексуальная идентичность как источник маргинальности. Гендерный нонконформизм — источник социальной дезадаптации или средство социальной адаптации? Асексуальность как элемент стиля жизни. Сексуальная жизнь одиноких людей.

Вопросы для обсуждения

о Чем, по Вашему мнению, отличаются мужская и женская сексуальность?

• Какие факторы сексуальной социализации являются наиболее значимыми в процессе становления сексуальной идентичности?

• Какая взаимосвязь существует между сексуальными предпочтениями индивида и его стилем жизни?

Задание для самостоятельной работы

• Проанализируйте описания сексуальных практик в автобиографиях и интервью и выделите специфику отношений в гетеросексуальных парах, гомосексуальных парах и парах с транссексуалами.

Рекомендуемая литература

1. Белкин А. И. Третий пол: Судьбы пасынков Природы. М., 2000.

2. Воронцов Д. В. «Семейная жизнь — это не для нас»: мифы и ценности мужских гомосексуальных пар // Семейные узы: Модели для сборки: Сб. ст. Кн. 1 / Сост. и ред. С. Ушакин. М., 2004.

3. Кон И. С. Лунный свет на заре: Лики и маски однополой любви. М., 1998.

4. Котогонова В. Транссексуалы и организация семейной жизни // Семейные узы.

5. Лацци Е., КантороваМ. Жизнь в розовом свете: Однополая семья о себе и не только... СПб., 2006.

6. Нартова Н. Лесбийские семьи: реальность за стеной молчания // Семейные узы.

7. Роткирх А. «Беспутная жизнь»: секс, семья и социальная мобильность в мужских автобиографиях // Семейные узы.

8. Темкина А. А. Динамика сценариев сексуальности в автобиографиях современных российских женщин: Опыт конструктивистского исследования сексуального удовольствия // Гендерные тетради: Вып. 2. СПб., 1999.

Тема 5

Сексуальные права личности (2 часа)

Сексуальные права как часть фундаментальных и всеобщих прав человека. «Декларация сексуальных прав», принятая Всемирной Сексологической Ассоциацией: право на сексуальную свободу; право на сексуальную автономию; право на сексуальную интимность; право на сексуальную справедливость и равенство, предполагающее свободу от любой дискриминации; право на сексуальное удовольствие; право на эмоциональное самовыражение; право на свободное сексуальное общение, включая вступление в брак, развод и создание других ответственных сексуальных отношений; право на свободный и ответственный репродуктивный выбор; право на сексуальную информацию; право на охрану сексуального здоровья.

Репродуктивные стратегии мужчин и женщин. Репродуктивные права женщин и социальные нормы. Обесценивание в обществе роли матери: женщина с ребенком -социальный инвалид. Безграмотность в области средств контрацепции.

Запрос, аудитория и эффективность сексуального просвещения. Плюсы и минусы существующих программ сексуального просвещения.

Вопросы для обсуждения

• Как, по Вашему мнению, общество способствует реализации сексуальных прав и возможностей инвалидов?

• Какие виды сексуальной активности, по Вашему мнению, должны регулироваться законодательством?

• Какие основные вопросы должны быть освещены в программах сексуального просвещения?

Задание для самостоятельной работы

• Проанализируйте различные виды нетипичного сексуального поведения (парафилий) с точки зрения причинения субъектом вреда себе или другим.

Рекомендуемая литература

1. Келли Г. Основы современной сексологии. СПб., 2000.

2. Кон И. С. Сексология: Учеб. пособие. М., 2004.

3. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. М., 1998.

4. Ткаченко А. А., Введенский Г. Е., Дворянчиков Н. В. Судебная сексология. М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. В поисках сексуальности: Сб. ст. / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб., 2002.

2. Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб., 2004.

3. Голод С. И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб., 1996.

4. Кон И. С. Сексология: Учеб. пособие. М., 2004.

5. Крукс Р., Баур К. Сексуальность. СПб., 2005.

Дополнительная литература

1. Антология тендерных исследований: Сб. пер. / Сост. и комм. Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Мн., 2000.

2. Аусландер Л. Женские + феминистские + мужские + лесбийские-гей + квир исследования = тендерные исследования? // Гендерные исследования. № 5 (2/2000): Харьковский центр тендерных исследований.

3. Баллаева Е. А. Репродуктивные и сексуальные права как проблема тендерных исследований // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2002.

4. Бежен А. Рационализация и демократизация сексуальности // Социология сексуальности: Антология / Под науч. ред. С. И. Голода. СПб., 1997.

5. БодрийярЖ. Соблазн. М., 2000.

6. Борисов С. Б. Механизмы гендерной социализации детей и подростков // Мальчики и девочки: реалии социализации: Сб. ст. Екатеринбург, 2004.

7. Гендерные исследования. № 11 (1/2004): Харьковский центр гендерных исследований.

8. Голод С. И. Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого // Журн. социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. Вып. 2.

9. Голосенко И. А., Голод С. И. Социологические исследования проституции в России: (История и современное состояние вопроса). СПб.

10. Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. М., 2000.

11. ЖеребкинаИ. А. «Прочти мое желание...»: Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000.

12. Клецин А. А. Социологический анализ сексуальных домогательств на работе: (На примере Санкт-Петербурга). СПб., 1998.

13. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб., 2004.

14. Клименкова Т. А. Насилие как основа культуры патриархатного типа: Гендерный подход к проблеме // Гендерный калейдоскоп. М., 2002.

15. Кон И. С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века // Вопр. философии. 2001. № 8.

16. Крукс Р., Баур К. Сексуальность. СПб., 2005.

17. Марков Б. В. Реквием сексуальному // Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000.

18. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К., 1995.

19. О муже(^)ственности: Сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М., 2002.

20. Петров В. П. Философия любви и философия сексуальности в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе // Журн. практ. психолога. 1999. № 7/8.

21. «Розовая психотерапия»: Руководство по работе с сексуальными меньшинствами / Под ред. Д. Дэйвиса, Ч. Нила. СПб., 2001.

22. Рыклин М. Сексуальность и власть: Антирепрессивная гипотеза Мишеля Фуко // Логос. 1994. Вып. 5.

23. Салагаев А. Л., Шашкин А. В. «Развод» по-казански: Гендерные особенности виктимизации девушек членами молодежных уличных группировок // Мальчики и девочки: реалии социализации: Сб. ст. Екатеринбург, 2004.

24. Сексология / Под науч. ред. Д. Н. Исаева. СПб., 2001.

25. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М., 2002.

26. Соколова Е. Т., Ильина С. В. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 5.

27. Сэджвик Ив Кософски. Эпистемология чулана // Гендерные исследования. № 4 (1/2000): Харьковский центр гендерных исследований.

28. Сэджвик Ив Кософски. Эпистемология чулана. М., 2002.

29. Теория и история феминизма: Курс лекций / Под ред. И. А. Жеребкиной. 1996.

30. Тэннэхилл P. Секс в истории. М., 1995.

31. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

32. ФукоМ. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2. СПб., 2004.

33. ФукоМ. История сексуальности-Ш: Забота о себе. Киев; М., 1998.

34. Хайнце Э. Сексуальная ориентация: право человека: Эссе о международном законодательстве о правах человека. М., 2004.

35. Хайт Ш. Мужчина и женщина на работе: целый день вместе. М., 2005.

36. Эрос и логос: Феномен сексуальности в современной культуре / Сост. В. П. Шестаков. M., 2003.

37. Ярская-Смирнова Е. Стигма инвалидной сексуальности // В поисках сексуальности: Сб. ст.

38. Gagnon J. H., Simon W. Sexual conduct: The Social sources of human sexuality. Chicago, 1973.

39. Laumann E. O., Gagnon J. H., Michael R. T. & Michaels S. The social organization of sexuality. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

40. Tiefer L. Historical, scientific, clinical and feminist criticisms of «The Human Sexual Response Cycle» model // Annual Review of Sex Reserch. 1991. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.