Научная статья на тему 'Секреты мастера (интервью с Владимиром Асмирко)'

Секреты мастера (интервью с Владимиром Асмирко) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Секреты мастера (интервью с Владимиром Асмирко)»

Е. А. Мироненко

доцент кафедры литературы Кемеровский государственный университет культуры и искусств

СЕКРЕТЫ МАСТЕРА (интервью с Владимиром Асмирко)

23-24 апреля 2007 года в Кемеровском государственном университете культуры и искусств состоялась презентация фотовыставки «Горсть песка», а также мастер-класс и творческие встречи с известным фотохудожником и видеооператором, художественным руководителем продюсерского центра «Светлояр» Владимиром Асмирко (г. Москва).

Операторские и фотоработы Владимира Асмирко отмечены высокими оценками на российских и международных фестивалях: фотовыставка «Храм по имени Россия» - лауреат Всероссийского фестиваля православной культуры «Царские дни» (г. Екатеринбург, 2005 год), документальный фильм «В Японию на поиски России» («Дальтелефильм») -дважды номинант XIII Международного кинофорума «Золотой витязь» (2003 год). Документальный фильм «Академия у Троицы» снят по заказу Московской патриархии к юбилею Московской Духовной академии (2004 год), видеофильм «Жизнь иконы» (2006 год) выполнен для Федерального телевизионного канала «Russia today» (иностранное вещание). Фотовыставки «Сказки старого замка» (музей-заповедник г. Мукачево, Украина, 2001 год) и «Хризантемы из страны Ямато» (Япония, 2002 год) получили заслуженное признание в России и странах ближнего зарубежья.

Предлагаем вашему вниманию авторскую концепцию выставки и интервью Владимира Асмирко.

ГОРСТЬ ПЕСКА

В трех-четырех сотнях метров от пирамиды я наклонился, набрал горсть песка, через несколько шагов молча высыпал его на землю и чуть слышно произнес: «Я изменил Сахару». Случившееся было ничтожно, но бесхитростные слова говорили правду, и я подумал: для того, чтобы их произнести, понадобилась вся жизнь. Память о той минуте - среди самых важных вещей, которые я вывез из Египта (Хорхе Луис Борхес, «Пустыня», из книги «Атлас»).

В трех-четырех сотнях метров от пирамиды ветер уносит песчинки с моей ладони. Горсть песка... Я вспоминаю Борхеса, делаю несколько шагов и высыпаю песок на землю. И понимаю, что прилететь в Египет, добраться до пирамид оказалось проще, чем повторить простые слова писателя.

Горсть песка. Человечество... Веками, песчинка за песчинкой, люди меняют пустыню. Пустыня огромна. Иногда кажется - бесконечна. Изменить бесконечность -возможно ли?

Великий Аргентинец не солгал: он изменил пустыню. Правда и то, что, меняя пустыню, мы создаем себя. Не этим ли смыслом живет мир?

- Не секрет, что каждый художник творит свой собственный мир. Какова вселенная Владимира Асмирко, что в ней является центральным?

- У меня есть правило, которому я стараюсь следовать всегда. Если перефразировать известное изречение, то это звучит так: «Творите не всяко, но в Духе». Таким должен быть подход каждого человека к тому, что он делает, независимо от масштаба работы. Много лет назад, когда мною делались первые шаги, вдруг пришло осознание 166

ответственности творческого человека за то, что он делает. Потому что любой продукт творчества получает выход на массовую аудиторию, на массовое сознание. Творческий человек визуализирует, материализует нечто из своего внутреннего пространства, из своего взаимодействия с миром, и это становится зримым и осязаемым для десятков, сотен, тысяч людей. Не зря говорят, что зло в какой-то мере должно присутствовать в мире, потому что, преодолевая зло, человек становится совершеннее, но горе тому, через кого зло приходит в мир. Поэтому бережное отношение к творчеству, конечно, должно быть.

То, что сегодня происходит в искусстве, в культуре (я беру массовые коммуникации), очень печально. Вот и приходится делать пояснения: фестиваль православной культуры, фестиваль духовной культуры. Как будто культура может быть бездуховной! А нас в эти рамки загоняют, причем под знаком того, что люди хотят этого! Люди исстрадались, истосковались по нормальному творческому продукту, по фильмам, где говорят нормальным языком, где нравственные, духовные проблемы стоят на первом месте, и с интересом зрителей надо считаться. Поэтому ответственность художников, всех творческих людей выходит сегодня на первое место.

- Среди ваших работ много фотографий, где небо, храм отражаются в воде. Связано ли это с каким-то особенным видением мира?

- Не зря говорят, что храм - это небо на земле, отражение мира Вышнего в мире земном. И в человеке в храме, во время службы, происходит отражение мира горнего. Всегда интересно исследовать эту грань земного и небесного, потому что соединить их в себе очень сложно, но необходимо. Иногда небесное отражается в глазах ребенка, в глазах старика. Иногда - в руках мастера.

- Один из ваших фильмов называется «Жизнь иконы». Что значит прикосновение к этой теме лично для вас?

- Икона - это какая-то невероятная вещь, потому что, с одной стороны, это окно в Высший мир, но, с другой стороны, она смотрит на нас. Как ведет себя человек перед иконой - это многое значит. Испокон веков иконописцы были каким-то отдельным народом среди священнослужителей, очень строго относящимся к себе - пост, молитва. Слишком многое зависело от того, какая получится икона. Во время съемок фильма мы сделали для себя много открытий, поэтому, надеемся, совершат их и зрители.

- Вы являетесь автором многих фильмов православной тематики. Что для вас значит православие? На что сильнее всего отзывается ваша душа?

- Это очень глубокий вопрос, и коротко на него не ответишь. Можно, конечно, сказать, что православие для меня все, но это будет звучать банально и неточно, потому что есть огромная жизнь... Несколько лет назад я начал проект под названием «Храм по имени России». Он возник от первых ощущений той несуетной радости, которую несет православие. Началось все в Дивеево. Однажды, еще до восхода солнца, я вышел посмотреть, что происходит в природе, и увидел монастырь, возвышающийся в розовом цвете тумана. Было очень красиво! Вот так и родилась серия фоторабот. Поэтому вне этого пространства уже не мыслится, не думается. И в других странах тоже невольно хочется найти храм и посмотреть, как другие люди обращаются к Богу.

Одна из самых интересных поездок была в Японию. Мы снимали фильм по гранту МИД Японии. Название «В Японию на поиски России» родилось уже там, а основной линией фильма была тема православного святителя Николая Японского. Для нашего времени, со всеми вызовами, которые несет глобализация, для взаимопонимания очень важна тема открытия своего в чужом, когда ты приезжаешь, казалось бы, в чужое пространство и находишь там свое. Поэтому, на мой взгляд, люди смогут лучше понять друг друга, находясь, пусть в разных, но религиях. Я имею в виду основные мировые религии.

За многие атеистические годы мы растеряли православную культуру. Во время съемок фильма «Академия у Троицы» по заказу Московской Духовной академии мы попали в эту удивительную атмосферу, «какой-то параллельный мир», как сказал наш ассистент, человек далекий от каких бы то ни было духовных исканий. Этот мир гораздо устойчивее, реальнее того мира, в котором мы живем в наших суетных городах. И, действительно, мы открывали для себя православную иконопись, песнопения и еще много удивительного, что несет в себе православие. Но самое главное - православный взгляд на мир.

- «Храм по имени Россия» - так называется одна из ваших фотовыставок. Так где же, на ваш взгляд, та дорога, которая приведет к Храму по имени Россия?

- Ответ на это вопрос очень простой, как мне кажется. Этот путь лежит через сердце человека. Именно в сердце человек должен начинать строительство своего личного Храма - любви к Богу, любви к своей семье, своим близким, своим соседям, своему городу, своей стране. И через это начнется великое созидание и обретение самих себя, своей страны, своей культуры. Не так давно я снимал фильм о детском фольклорном ансамбле «Веретенце». Ансамблю исполнилось 25 лет, в нем воспиталось не одно поколение, и его воспитанники приводят уже своих детей. Во время фольклорных экспедиций они буквально по крупицам собирают и бережно сохраняют все, что связано с народной культурой. В этом году на пасхальной неделе я снимал концерт, который давал коллектив в Москве в Центральном Доме литераторов. И, может быть, это покажется странным, но именно в Японии мною было сделано очень важное открытие: когда смотришь на свою культуру через призму чужой, то начинаешь понимать ценность каждой культуры. И, естественно, когда каждая культура будет развивать свою индивидуальность, только тогда и будет возможен диалог культур. Потому что люди, обогащаясь в своей культуре, смогут постигать и чужую. Но и понять свою культуру без открытия чужой тоже невозможно. Тот путь сердца, тот путь любви, о котором я говорил, мне кажется основным в наше время.

22 апреля 2007 г.

КемГУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.