Научная статья на тему '\ культурное событие \ духовный совет - любителям кино'

\ культурное событие \ духовный совет - любителям кино Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ культурное событие \ духовный совет - любителям кино»

Духовный совет любителям кино

Дмитрий

Симонов,

Ольга

Каменева, иван якубов

268 фильмов — игровых, документальных, анимационных — было представлено на суд Духовного экспертного совета VI Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Мы беседуем с председателем Совета, настоятелем храма Софии-Премудрости Божией в Средних Садовниках протоиереем Владимиром Волгиным.

лигенция. Поэтому мы осуществляли цензуру — чтобы у тех людей, которые будут смотреть фильмы, в сознании не появилось какого-то уклонения от духа православия. Потому что все-таки Россия, русский народ, как говорил Федор Михайлович Достоевский, определяется не по национальному признаку, а по духовному. Русский — это значит православный, вне зависимости от своей национальности.

— Расскажите, пожалуйста, о тех «спорных» фильмах, которые вы посмотрели?

— Это, например, «Царское дело» режиссера Бориса Лизнева, где Иоанн Грозный представлен как государственный деятель с чистыми помыслами, радеющий о государстве Российском.

В непрекращающемся споре о личности царя, Борис Лизнев предлагает высказаться самому ивану Васильевичу. Фильм построен на текстах посланий и наставлений иоанна IV. Автор картины утверждает, что в результате правления иоанна грозного Россия превратилась в мировую сверхдержаву — Православную империю. За время царствования иоанна территория государства увеличилась вдвое, прирост населения составил 50%, Ред. было построено 155 новых городов и крепостей.

Два царя в голове

— Отец Владимир, вы уже несколько лет возглавляете Духовный экспертный совет фестиваля «Лучезарный Ангел», который имеет и другое название — «Доброе кино возвращается». Как происходил отбор фильмов для фестиваля?

— В Совет кроме меня входят десять человек. Это священники, которые преподают в Московской духовной академии, в Свято-Тихоновском богословском университете, других духовных заведениях.

Каждый из членов Совета получил на просмотр какое-то количество фильмов. Мне также пришлось посмотреть несколько картин, потому что они были спорными.

В нашу задачу не входило отбирать фильмы по принципу их художественности. Мы анализировали картины с точки зрения христианских норм нравственности — отслеживали и отсматри-вали, чтобы не было много крови, неприличных сцен, старались не пропускать пустое кино. Сейчас время очень смутное в духовном отношении, и многие люди, которые ищут Бога и веры, прибегают к оккультизму или каким-то другим отрицательным духовным проявлениям. Тем же увлекаются режиссеры и художники, интел-

Протоиерей Владимир

Волгин,

настоятель храма Софии-Премудрости Божией в Средних Садовниках

Иоанн Грозный — безусловно, сильная личность, но со всеми своими, может быть, аномальными проявлениями в жизни, до семи раз женившийся и учредивший опричнину. В этой связи интересен совершенно противоположный по содержанию фильм Павла Лунгина «Царь». Я думаю, что картина может служить некоторым противовесом «Царскому делу». По этим двум произведениям возможно достаточно объективно представить себе фигуру Иоанна Грозного.

— Картина «Царь» в итоге не участвовала в конкурсном показе, тем не менее Павел Лунгин снимал ее под влиянием организаторов фестиваля. Фильм произвел на вас впечатление?

— «Царь» — фильм, наводящий ужас на людей. Павел Лунгин говорил, что при создании сценария картины он основывался на книге

Александра Леонидовича Дворкина. Мне кажется, что там царь Иоанн показан в основном с двух сторон — проливающий кровь и иногда кающийся и молящийся. Но фигура Иоанна Грозного намного более многогранная, сложная, и, безусловно, в его биографии есть достаточное количество светлых моментов. Конечно, полотно Лунгина замечательно само по себе — я думаю,

ОЛЕГ ВЛАСОВ

РИА-НОВОСТИ

Министр культуры РФ Александр Авдеев (справа) и архиепископ Верейский-Евгений на церемонии награждения лауреатов фестиваля «Лучезарный Ангел».

что многие сторонники канонизации Иоанна Грозного после просмотра фильма откажутся от этой идеи. И Церковь в картине представлена очень высоко — радеющая о своем народе, защищающая его, проповедующая высокие нравственные принципы в лице святителя митрополита Филиппа, которого хорошо сыграл покойный Олег Янковский.

— Это последняя роль актера?

— Да, последняя. Жалко, что он, кажется, так и не пришел к Богу. Янковский играл скорее не нутром художника, а как профессионал. Ведь не будучи православным человеком, очень трудно понять образ святителя Филиппа. Но он прекрасно сыграл.

— Какие фильмы из конкурсной программы вам пришлось оценивать?

— Фильм «Чудо» Александра Прошкина — о Зоином стоянии, которое случилось в Куйбышеве в 1950-х годах. Хотя это скорее фантазия на тему чуда.

Фильм основан на событиях, реально произошедших в Самаре (тогда г. Куйбышеве) в 1956 году, известных как «стояние Зои». незадолго до нового года в дом девушки Зои и ее матери пришли гости. молодые люди устроили вечеринку. Жених Зои, николай, задерживался, и девушка осталась без пары. С досады она схватила икону николая Чудотворца и заявила, что будет танцевать с ней. Вскоре веселье обернулось кошмаром — Зоя застыла неподвижно на месте. Прибывшие врачи оказались бессильны — окаменевшую в буквальном смысле девушку невозможно было сдвинуть. По распоряжению местных властей дом был закрыт, а к Зое приставили сотрудников милиции. Стояние продол-Ред. жалось до праздника Пасхи, на третий день которого девушка умерла .

Я не могу сказать, что фильм произвел на меня впечатление, хотя, может быть, зрителю он понравится. В картине много моментов, которые говорят о фантазии художника, а не о реальных событиях. Там, например, откуда ни возьмись, появляется Никита Хрущев, который никогда не был на месте событий... Хотя отчасти Зоино стояние показали.

— Вам запомнились какие-то актерские работы?

— Когда я смотрел «Чудо» Прошкина, мне очень понравилось, как Сергей Маковецкий сыграл роль уполномоченного по делам религии. Но я думаю, у нас много талантливых артистов, и всех их перечислять не имеет смысла.

— Каких фильмов, по вашему мнению, не хватает фестивалю?

— В свое время ко мне обращался мой духовный сын — кинорежиссер Иван Попов, его фильм «Котенок» впоследствии получил премию на «Кинотавре». Он сам — художник по образованию, спрашивал меня о возможности обучения на Высших режиссерских курсах. Я одобрил его выбор и посоветовал экранизировать жития святых, когда появится такая возможность.

Мне кажется, это очень широкая, пространная тема. Здесь можно сделать много полезного, вдохновляя людей через образы святости на тот же путь.

Кроме того, есть интересные исторические темы, связанные с Церковью: можно, например, показать трагический раскол между католиками и православными. Такие картины, на мой взгляд, были бы интересны нашим соотечественникам, которые могли бы не только сопереживать, но и познавать.

«Все начинается с родителей»

— на фестивале представлена обширная анимационная программа. Однако многие священники сегодня говорят о том, что маленьким детям вообще не стоит смотреть телевизор, который замедляет развитие, вызывает зависимость. Как вы думаете, с какого возраста дети могут смотреть мультфильмы?

— Я думаю, что здесь очень трудно, невозможно, установить возрастной ценз. Мне кажется, что когда дети начинают проявлять интерес, тогда и можно показывать им хорошие мультфильмы. Безусловно, родители сами должны выступать цензорами, воспитывая в детях нравственность. Я рос в советское время, у нас телевизора действительно не было, и я от этого не страдал. Дома был фильмоскоп, родители вешали на стену простыню и показывали нам сказки. Это ведь те же фильмы, только не игровые, там никто не двигается. И во время просмотра подключались не только зрение и слух, но и воображение, видение того, как это происходило или могло бы происходить.

Я не считаю вредным воспитание на основе классики. Если мы будем отвергать кинематограф в самом лучшем его проявлении, то значит, мы должны отрицать театр, классическую музыку, живопись, все искусство. И уже воспитывая детей, с одной стороны, достаточно грубыми, непросвещенными людьми, а с другой — готовя их к монашеской жизни.

Но мы живем в миру. И образовывать душу и ум не считается чем-то плохим. Мы знаем преподобного старца Нектария Оптинского, который не то чтобы увлекался литературой, но системно изучал этот предмет, для того, чтобы общаться с интеллигенцией. Образованные люди, которые к нему во множестве приезжали, часто удивлялись его познаниям, оценкам, взглядам. Это — старец святой жизни, и изучение литературы и поэзии не помешало ему быть святым.

— но по телевизору показывают отнюдь не классику, а детей невозможно оторвать от экрана...

— Все начинается с родителей. Когда-то я задавал вопрос отцу Иоанну Крестьянкину: «А как воспитывать детей?» Я думал, что он сейчас развернет какую-нибудь концепцию, а он ответил очень просто: «Если вы хотите, чтобы дети не пили — не пейте, не курили — не курите, не блудили — не блудите». Воспитывать следует авторитетом своей собственной жизни. У нас не было телевизора на протяжении 20 лет. И у моей дочери, которая имеет два высших образования, сейчас нет желания сидеть перед экраном. Я знаю много семей, где нет телевизора. Не потому, что телевидение — это плохо, а потому что, действительно, эта воронка может затянуть на дно: я включаю новости, но за пять минут обязательно

Фильм «Чудо» основан на событиях, произошедших в Куйбышеве в 1956 году. Танцуя с иконой святителя Николая, девушка Зоя буквально окаменела.

попадется какая-нибудь дрянь. Я думаю, что родителям не обязательно иметь телевизор. Можно приобрести аппарат для просмотра анимационных добрых фильмов, то, что называется домашним кинотеатром. Необходимо ставить электронное «сито» на компьютеры, которое не допускало бы детей к части информации в интернете, к играм, в которых дети становятся потенциальными убийцами, их может привлекать этот процесс, пусть даже воображаемый.

Есть много рычагов воздействия на детей, и здесь родители должны проявить определенную мудрость, а кроме того, вести нравственную жизнь.

Профессия — актер из общества

— Батюшка, вы окормляли многих актеров, в частности из Малого театра. Были такие роли, которые вы не благословляли играть?

— Я подходил всегда очень деликатно к этой профессии, к артистам. Кстати говоря, очень неправильный взгляд складывается у многих православных христиан, о том, что лицедейство — это Богом проклятая профессия. Я в свое время попытался изучить этот вопрос и обратился к Вселенским соборам, к толкованию некоторых постановлений. Я сделал вполне определенный вывод, что Церковь осуждает только тот театр, который уводит от православия, воспитывает, предположим, дух мистерии или язычества, или же безнравственное отношение друг к другу. Другие постановки, которые учат возвышенному, она не отрицает.

Допустим, я долгое время был неверующим человеком, только в 20 лет крестился. Но я был театралом, очень любил художественные фильмы, литературу, и на меня сильно действовали многие постановки. Это и «Лес» Александра Островского, и гениальный фильм Григория Козинцева «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, и произведения Федора Достоевского — «Братья Карамазовы», «Идиот». У меня была любимая пластинка этого спектакля Товстоноговского театра, где Идиота играл тот же Смоктуновский. Все это возвышало разум, душу и дух. В конечном итоге Господь через искусство привел меня к познанию Его.

— но Федор Иванович Шаляпин, который исполнял в опере «Фауст» арию Мефистофеля, мучился от того, что его преследовал этот образ. Великий певец постился и каялся. Бывает такое, что роли отражаются на жизни актеров?

— Конечно, без Мефистофеля или Фауста оперы «Фауст» не будет. Но, тем не менее, очень опасно играть и петь Мефистофеля. Может быть, нужно схематично к этому подходить, не вживаться в роль. Это действительно страшно — вжиться в образ дьявола, без контакта с темной силой тут не обойтись. Видимо, и у Шаля-

пина произошли какие-то нарушения, разрушения душевные и духовные, и великий певец их чувствовал.

— Считаете ли вы, что сознание доброго, духовного кино — это духовный подвиг? Ведь, например, Мэл Гибсон, снявший «Страсти Христовы», подвергся бойкоту Голливуда.

— Любое духовное делание, любое добро, как говорил старец архимандрит Иоанн Крестьянкин, вызывает противодействие со стороны духов злобы поднебесной. Всегда существует противостояние.

Что касается фильма Мэла Гибсона, я не смотрел его, хотя много слышал, он у меня лежит, дожидается своего часа. Но мне говорили, что картина вызвала очень большой резонанс в обществе, и многие, посмотрев этот фильм, увидев страсти Христовы, уверовали во Христа. Но мне кажется, здесь было использовано доказательство от противного. Я думаю, что так обнажать страсти Христа, которые мог чувствовать только Он Сам, и так натуралистично их показывать не совсем правильно, не совсем нравственно. Вообще православные актеры высокой жизни всегда отказывались от того, чтобы даже пытаться сыграть святых на экране, а уж тем более Христа. Если актер будет играть Его образ, то, безусловно, привнесет свое человеческое видение, может быть, нейтральное, несостоятельное, но которое заронит в сердца других людей. Это неправильно и опасно.

— Вы несколько раз вспомнили своего духовного отца старца архимандрита иоанна Крестьянкина. Что он говорил о кино? и какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас о старце?

— Вы знаете, он никогда со мной не говорил о кино. Но тем не менее с 8 лет и до 30 я писал стихи, преуспев в этом творчестве. Мне предлагали выпустить книгу, но я не воспользовался этим предложением — то ли от лени, то ли от того, что достаточно было своей аудитории. И когда я в 30 лет, за полгода до священства, сжег все свои стихи и решил больше никогда не возвращаться к творчеству, отец Ионн Крестьянкин сказал мне: «Ну вот, вы, наконец, стали взрослым человеком».

— Батюшка, а вы не помните своих стихов?

— Какие-то помню...

Фильм «Царь» — Можете прочесть?

Павла Лунгина — Я прочитаю одно четверостишье, в далекой юности

(режиссер на написанное:

фото — второй Но вот и осень — на попятную:

слева). Морозом скрученная, в инее,

Многие сторон- Похожа на любовь распятую

ники канони- После гонений и насилия...

зацииИоанна

Грозного после — Но ведь это — духовное стихотворение.

просмотра филь- — Я уже в 18 лет — за два года до крещения — заду-

ма откажутся мался о священстве. Хотел помогать людям и почему-то

от этой идеи. решил, что только через священство можно делать это активно. В 20 лет я крестился, через полтора года ушел в Церковь, стал прислуживать. А в 30 стал священником.

«Проповедовать всегда трудно»

— Возвращаясь к теме фестиваля: очень многие хотели бы посмотреть эти фильмы. Скажите, отец Владимир, что-нибудь делается для того, чтобы доброе кино поступило в прокат?

— В ходе кинофестиваля будут организованы круглые столы, в том числе на тему проката картин. Безусловно, без помощи властных структур многое невозможно сделать в этом мире. Если чиновников убедят доводы компетентных творческих людей, тогда, наверное, все изменится. Хочется в это верить.

Пока доброе кино не имеет рекламы — на это нужны огромные средства. С другой стороны, часто невозможно добиться того, чтобы фильм приняли в прокат: люди, которые владеют кинотеатрами, имеют свои собственные взгляды на мир. Они с большой неохотой берут доброе кино. Потому что сейчас оно действительно не востребовано: молодежь интересуется убийствами, разными безнравственными направлениями жизни. А наши фильмы — это как проповедь прекрасного, доброго, ценного. Проповедовать всегда трудно, это встречает глубокое противодействие. 80 лет Россию вели по пути искусственного расцерковления.

Когда к Святейшему Патриарху Кириллу обратились с просьбой открыть часовню на телевидении, он сказал, что давным-давно надо было построить храм на этом

капище. И это — действительно капище, потому что чему учат сейчас на телевидении нашу молодежь?

— Видимо, было бы целесообразно ввести правила для кинотеатров, когда они имеют право показывать не больше определенного количества иностранных фильмов, остальное — отечественные.

— Я думаю, что ваша точка зрения совершенно правильная. Какая-то концепция будет разработана и представлена. Но все это происходит очень медленно, потому что на местах, безусловно, возникнет сопротивление. По большому счету, мы можем содействовать оздоровлению нации только через опыт личного православия. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть один из нас может спасти вокруг себя не одну тысячу, а тысячи людей. Социологи говорят, что если в государстве 6% населения практикующих верующих, то государство становится православным.

— В программе кинофестиваля заявлено о поддержке мероприятия Министерством культуры. В чем эта поддержка выражается?

— Оно выделило деньги на фестиваль. Мы обращаемся к Министерству культуры, ко многим именитым людям с просьбой пропаганды наших мероприятий. Это сотрудничество подчас носит очень теплый, дружественный характер. Мы благодарны разным ведомствам за то, что они нам помогают, при этом сами они духовно просвещаются, потихоньку становятся православными христианами.

Кроме того, государство, со своей стороны, может целенаправленно, точечно выделять деньги на постановку отдельных добрых фильмов. Такую работу мы ведем и с Минкультуры, и с правительством Москвы, и с Администрацией Президента.

— Супруга президента России Светлана Медведева — председатель попечительского совета программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», в рамках которой проходит фестиваль. Какую помощь оказывает Светлана Владимировна?

— Супруга президента помогает в организации фестиваля, в разработке духовно-нравственных программ, в издании книг. Авторитет Светланы Владимировны очень высок. Когда люди узнают, что она участвует в этой программе, это не проходит бесследно, они тоже начинают задумываться о высоких ценностях человеческой жизни. Так что участие Светланы Владимировны трудно, просто невозможно переоценить.

— Батюшка, а почему вы взялись за столь хлопотное занятие, как кинофестиваль?

— Я не организатор самого кинофестиваля, не стоял у истоков этой замечательной идеи. Она принадлежит игумену Киприану (Ященко), руководителю дирекции программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».

ФОТОБАНК ЛОРИ

От храма Софии-Пр емуд -рости Божией открывается потрясающий вид на Кремль.

Это человек-оркестр, который делает очень многое в разных сферах. Меня пригласили стать председателем Духовного экспертного совета. И я увидел, что участие в программе может быть положительным и для меня, и для кинофестиваля. Поэтому я с радостью согласился, несмотря на то, что это — хлопотная должность, в особенности когда тебе приносят на просмотр сотни фильмов. Но я искренне радуюсь, что участвую в таком созидательном процессе.

— Отец Владимир, у вас своеобразная паства — актеры, власть предержащие. Храм находится в центре столицы, откуда большинство людей сегодня стараются сбежать. Что дает вам силы быть православным христианином?

— Храм находится в удивительном месте — в самом центре «глуши» Москвы. Вокруг нас много административных учреждений, люди приезжают к нам из разных концов Москвы. По милости Божией у нас добрые священники, а не наемники, обширная паства, действительно, разные люди, разных профессий. У нас царят особые миролюбивые отношения в храме. С набережной открывается потрясающий вид на Кремль — те, кто видят эту красоту, уже не могут «сбежать».

С Божией помощью борюсь со своими страстями на основе Божественной Литургии. Именно Божественная Литургия дает нам силы быть православными христианами. Это — стержень жизни, воздух, живительная вода и пища для души христианина. Святые отцы говорили: вне Церкви, вне Божественной Литургии нет спасения.

Будущий протоиерей Владимир Волгин родился в 1949 году в Москве, в семье служащих. Мать по образованию — педагог, отец — специалист в области радиосвязи. Владимир Волгин окончил политехническую школу с физико-математическом уклоном. С 1967 года работал на Всесоюзном телевидении помощником, а потом ассистентом режиссера, режиссером-ассистентом, одновременно учась на курсах при Всесоюзном телецентре. С 1972 года служил алтарником в разных храмах Москвы, занимался издательской деятельностью. В декабре 1979 года рукоположен в сан священника Курско-Белгородской епархии. С 1996 года является настоятелем нескольких храмов г. Москвы. Женат, супруга, нина Юрьевна Волгина — выпускница психологического факультета МГУ. В семье одна дочь.

ОЛЕГ ВЛАСОВ

Протоиерей Владимир Волгин окончил Московскую духовную семинарию, сейчас учится на последнем курсе Московской духовной академии. Окормлялся у старцев Псково-Печерского монастыря, в том числе у архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В разных книгах опубликованы воспоминания отца Владимира о старцах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.