\ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ \
На примерах учимся
Дмитрий СИМОНОВ, Ольга КАМЕНЕВА
Национальная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» — уникальный в истории новой России проект, который Церковь реализует при поддержке государства. Председателем Попечительского совета программы стала супруга Президента России Светлана Медведева. Наши корреспонденты встретились с руководителем дирекции Программы игуменом Киприаном (Ященко)
Работа над ошибками
— Ваше Высокопреподобие, вы многие годы занимаетесь проблемами образования, будучи деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ректором Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. Скажите, пожалуйста, почему, на ваш взгляд, сегодня дети теряют интерес к знаниям, не делают уроков, прогуливают занятия?
— Здесь несколько причин. Само веяние времени таково, что у каждого из нас постоянно расширяется информационное пространство, теоретически мы имеем доступ к фондам крупнейших библиотек, к тем источникам, которые раньше были недосягаемы. Но практически это всего лишь технические достижения, которые не могут заменить человека. В нашем российском образовании идут очень сложные процессы. Уходит старое поколение учителей-подвижников. Я тоже в свое время закончил педагогический
институт. И я помню, сколько было замечательных преподавателей, которых мы слушали открыв рот, ловили каждое слово. Они дали нам путевку в жизнь, сформировали круг наших познавательных интересов и во многом наше мировоззрение. Таких учителей, которые были нравственными творческими личностями, в современной школе, к сожалению, значительно поубавилось.
Нашу российскую образовательную систему в последнее время потрясла идея, что школа должна только обучать, но не воспитывать, а воспитывать должны родители. Сегодня мы имеем отрыжку десятилетних экспериментов, когда обучение было сведено к чисто утилитарной передаче знаний.
Но мы не компьютеры, которые нужно накачать определенной информацией. Здесь всегда есть личностный, мировоззренческий, ценностный момент. То, что школа отказалась от воспитания личности, — это был крайне неосмотрительный шаг. Это было прямо прописано в задачах образования, проводилась огромная разрушительная
работа по упразднению традиционной системы воспитания, и она дала сегодня пагубные плоды.
Эта линия, нужно сказать, до сих пор продолжается. Мы видим внедрение ЕГЭ, когда все знания сводятся к тестовым проверкам. Сами создатели ЕГЭ попадают в глупейшую ситуацию: почти в каждом тесте множество ошибок. И для того, чтобы правильно ответить на тест, нужно совершить такое же количество ошибок, как у авторов тестов.
Как и ожидалось, ЕГЭ не стало большим препятствием для коррупции при поступлении в вуз. Похоже, что Россия крепко держит первое место в мире по взяточничеству и подкупу. Это более погибельно для страны, чем самый лютый мировой кризис или катастрофа.
— Недавно Дмитрий Анатольевич Медведев в Санкт-Петербурге перед журналистами зачитал ответы теста на вопрос «Что повлияло на перелом в ходе Великой Отечественной войны?». В ряду других был и такой ответ: «Всех пленных немцев расстреляли». «Это что, — спросил президент, — провокация?»
— Можно привести очень много подобных примеров.
А ведь ЕГЭ сдают не только школьники, но и студенты, по этим результатам происходит аккредитация вузов. Когда наш институт аккредитовывался и нам дали эти материалы, мы нашли практически в каждом тесте большое количество грубейших ошибок, так что стало понятно, что эти тесты составляли людци, далекие от педагогики. Когда мы стали выяснять, кто их составлял, оказалось — Университет печати. Почему Университет печати создает тесты для педагогов, а педагоги должны составлять тесты для печати? Эта путаница отражает чисто информационный подход.
Допустим, заложили некую систему знаний, однако человек не может быть сведен к такому сундуку, в который складывается любая информация.
Позвольте спросить: кого вы возьмете на работу — эрудированного специалиста, который много знает, или того, который стремится знать, у которого есть мотивация трудиться? Добросовестного труженика, который и для отечества и для фирмы будет работать не покладая рук? Если у него каких-то знаний не достает, то он, конечно, их восполнит — через подражание лучшим, через курсы повышения квалификации.
У нас группа предпринимателей однажды арендовала теплоход, и мы поплыли на остров Валаам. Множество детей было на этом теплоходе, и меня попросили позаниматься с ребятами. Мы в кают-компании с детишками собрались, и один ребенок просто начал срывать занятия. Я задаю вопрос, он тянет руку и все время правильно отвечает.
Я был удивлен его познаниями, у нас в Духовной семинарии мало кто из студентов так хорошо знает Священное Писание, как этот мальчик. После занятий я остался с ним и спрашиваю:
— Сашенька, откуда ты так хорошо знаешь тексты Священного Писания?
Он отвечает:
— Мне папа пообещал мотоцикл, и я в первый год занял третье место на Всемирной олимпиаде по Библии, а потом поднатужился и занял первое.
— Саша, а ты в какой храм-то ходишь? — спрашиваю я.
— Никуда не хожу.
— Почему?
Игумен Киприан: — Я не крещеный.
«У ребеночка - — Как же ты в Бога-то веришь?
в каком бы — А я в Бога не верю.
возрасте он Вот так, можно хорошо знать Библию, победить на Все-
ни находился — мирной олимпиаде и быть неверующим. Также и в любом есть врожденная другом деле. Можно развить интеллект, запомнить какие-потребность то вещи и даже их воспроизводить, научиться творчески
быть хорошим, применять эти знания, но при этом оставаться человеком быть любимым без совести.
и быть Нас всех сегодня радует, что в последнем Законе об
счастливым» образовании мы увидели наконец слова о том, что одна
из главных задач современного образования — духовно-нравственное развитие личности.
Это дает надежду, что, разрабатывая стандарты образования нового поколения, не будут применять чисто информационный подход. В них должны быть и социальная практика, и система воспитательной работы, и конечно, главное внимание должно быть уделено формированию у ребенка нравственных основ.
\ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ \
Когда мама не слушается
— Но как известно — и в этом наши реформаторы правы — нравственные основы всегда закладывались в семье.
— Вторая причина нежелания детей учиться, действительно, кроется в семье. К нам часто приходят мамы и жалуются: «Ребенок совсем не слушается, я ему говорю, что надо учиться, а он не учится». Я таким мамашам задаю вопрос: «А ты мужа своего слушаешься?». Они обычно удивляются: «Ну, при чем здесь муж? Муж, он вообще в этом деле ничего не соображает, чего ж его слушаться?»
В этом-то все и дело. Ничего хорошего не получится: кто-то должен быть главным, а кто-то под него подстраиваться — даже если начальник не очень удачный, и не всегда удачное решение принимает.
На глазах ребенка разворачивается такая картина. Папа говорит маме сделать так-то, а мама отвечает: «Я этого делать не буду, давай лучше сделаем так». Ребенок постоянно наблюдает действие непослушания и усваивает это.
Меня спрашивают: «А что ж делать?». Отвечаю: «Давайте поиграем в театр, который называется «Послушание».
Программа
«Духовно-
нравственная
культура
подрастающего
поколения
России»
сформирована
по благословению
Святейшего
Патриарха
Московского
и всея Руси
Алексия II.
Главная цель
Программы —
духовное
возрождение
молодежи
России.
Вниманию благотворителей
Приоритетные проекты Национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006-2010 гг.)» на 2009 год
НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
• Разработка теории и методологии исследования деятельности по приобщению подрастающего поколения к традиционным отечественным ценностям
• Разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
• Социологический мониторинг духовно-нравственного состояния подрастающего поколения
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
• Высшие богословские курсы
при Московской православной духовной академии
• Курсы повышения квалификации преподавателей предмета «Духовно-нравственная культура»
• Выездные курсы повышения квалификации преподавателей предмета «Духовно-нравственная культура»
• Научно-образовательный Центр духовно-нравственной культуры по подготовке специалистов в области образования, культуры и социальной сферы
• Центр дистанционного образования
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
• Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел»
• Акции «Эхо кинофестиваля Лучезарный Ангел» в регионах России и за рубежом
• Международная передвижная выставка детского художественного творчества «Божий мир глазами ребенка»
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
• Молодежно-семейные центры духовно-нравственной культуры
• Всероссийские военно-патриотические, историко-культурные и спортивно-туристические детско-юношеские сборы
• Киноклуб «Доброе кино»
• Международный проект «Россия — Греция: единство православной цивилизации»
ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
• «Воскресная газета Покров»
• Сборник «Духовно-нравственная культура России в школе»
• Сайт Программы: www.dnkrus.ru
• Сайт Высших богословских курсов при Московской православной духовной академии: www.kursmda.ru
Полное наименование управляющей компании Программы: Негосударственное образовательное учреждение Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.
ИНН 7705445107 КПП 770501001
Фактический адрес: РФ, 109028, г. Москва, ул. Солянка, д. 9а, стр. 1.
Тел./факс: (495) 625-93-20, (495) 625-72-26.
Банк:
р\сч 40703810880140742301 ОАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» г. Москва ИНН 7744000912\774401001
БИК 044583119 к\сч 30101810600000000119 ОКПО 58543231 ОКВЭД 80.22.2
ОКАТО 45286560000 ОКФС 49 ОКОПФ 81 Сайт: www.dnkrus.ru
Вы при ребенке не препирайтесь. Попробуйте хотя бы неделю так прожить, специально создавая ситуации послушания. Например, спросите у мужа: «Мы будем ужинать через полчаса или через 15 минут?». Когда он скажет? Пусть он проявит свою волю и ответит определенно. Далее спросите, этот ли шарф надеть или другой, пешком пойти или на машине поехать. Пусть отец принимает решение. У него такая задача в жизни — он предстоятель перед Богом. И он отвечает в семье за все, даже в мелочах».
Есть чудесное произведение Василия Белова, называется «Лад», там как раз показано, что такое семейный уклад. Семейный лад — это очень четкая иерархия: глава семьи — муж, супруга ему подчиняется, дети — как церковный приход, который воспитывается.
— Какую роль бабушки и дедушки должны играть в воспитании внуков?
— Бабушки и дедушки — это вспомогающие. Они не должны играть главную роль. В первую очередь необходимо выстраивать надлежащие отношения между супругами.
Пятая заповедь гласит: почитай отца и мать свою; тогда Бог обещает, что будешь долго и счастливо жить на земле.
Это ведь духовный закон, заповедь с обетованием. Можно все иметь, а жить в несчастье или внезапно умереть, и медицина будет ни при чем. Нужно в первую очередь спросить, а было ли почитание родителей?
— Но ведь в образцовой семье и муж должен быть послушным Богу?
— Считаю, что даже примера матери бывает достаточно. Ребенок по примеру мамы сам подбежит и будет спрашивать разрешение.
Послушание — вопрос краеугольный, и райская педагогика на этом строилась. Один был только запрет: не вкушать с Древа познания добра и зла. В чем состоял грех Евы? Если она захотела вкусить запретный плод, то должна была взять на это разрешение у мужа — он у нее начальник. А он должен был спросить разрешение у Бога, поскольку общался с Ним непосредственно.
Дальше — продолжение райской педагогики: у вас ребенок согрешил, не послушался. Что мы можем сделать, как мы можем на него повлиять? Нам Бог подает пример, Он спрашивает: «Адам, где ты? Ты со Мной? Мы вместе с тобой? Мы с тобой договаривались?» А что делает Адам? Он прячется. Глупое действие — от Бога прятаться. Дальше Бог задает вопрос напрямую: «Адам, ты не ел с Древа добра и зла?» Господь его всеми силами располагал к покаянию, чтобы он свой грех раскрыл и покаялся. Также должны действовать и родители, их задача — помочь своему ребенку, если он не понимает, осознать, в чем пагубность его действий.
У нас недавно сотрудник привел сына студента, совершенно забросившего учебу в университете. Умный парень начал ходить по ночным клубам, вести распутный образ жизни. Мы с ним часа два проговорили, расписали все последствия его действий, его образа жизни. Он еще приходил несколько раз поговорить, потом в храм зашел, помолился. Сейчас у него голова встала на место. Несмотря на то что друзья его тянут к развлечениям, он все-таки осознал, что это не может быть целью его жизни, осознал, что его дело сейчас — получать хорошее образование...
Земля, где мы все вместе спасаемся
— Ко мне недавно приходила студентка ВГИКа. Молодая, красивая актриса, уже снимается в кино. Батюшка, говорит, благословите покончить жизнь самоубийством. Я, честно говоря, порадовался, что хоть разрешение просит. Значит, у человека есть послушание. И вот мы тоже с ней беседовали довольно долгое время. Закончилось тем, что приняли ее на работу к нам на кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Некоторое время она поработала, правда, не очень задержалась, но желание покончить жизнь самоубийством прошло — обрела другой смысл в этой жизни. Несчастная любовь, измены в этом возрасте очень часто толкают человека на крайние поступки.
— И что можно посоветовать в таких сложных случаях?
— С молодежью нужно разговаривать не морализируя, не подавляя их свободную волю — ребята понимают другой язык. У нас, например, круглый год проходят военно-патриотические сборы: в нашей базе данных около 1000 военно-патриотических объединений, причем всяких направлений, не обязательно церковных или православных.
Мы уже пять лет в палаточном варианте «бьемся» на Куликовом поле. Проект так и называется «Собирание войска Дмитрия Донского». Ребята приезжают на несколько дней, соревнуются друг с другом в стрельбе и беге, преодолевают полосу препятствий, совершают Крестный ход. В Се-бино, на родину Матронушки Московской заходим, там в храме многие дети в первый раз в жизни исповедуются и причащаются. Никто их не заставляет, просто они попадают в другую среду, где им становится понятно, что такое Родину защищать. Что Отечество — это не отдельные политические деятели или партии, которые могут нам нравиться или нет. Отечество — это наша земля, где мы все вместе спасаемся.
Нам местная администрация на Куликовом поле подарила около 10 гектаров. Сейчас мы строим там стационарный федеральный военно-патриотический комплекс. Нам передали несколько зданий, большинство из них в тяжелом состоянии и требуют ремонта и реконструкции, их надо оборудовать под образцовый молодежный центр. У нас есть база под Анапой, на Кавказе под Майкопом, рядом с Афонским Михайловским монастырем, где мы уже пять лет проводим сборы. Ребята там получают уроки послушания — они, как настоящие монахи, молятся и трудятся.
— Даже если юноша из светской семьи?
— Ничего страшного, они очень легко входят в эту среду. Есть множество экстремальных заданий, которые им интересны. Например, в этом году разыгрывалась ситуация с угоном монастырского стада. Надо было найти овец, освободить пастуха. Осваиваем также действия в условиях, близких к боевой обстановке: штурмы, скалолазание, стрельбу, конные выездки. С парашютов только еще не прыгаем. Хотя ребята уже сдавали на «крапленые береты» — есть у нас такая договоренность со спецназом, который нас патронирует. И там были удивлены, насколько ребята хорошо подготовлены.
Подростковый период бури и натиска
— Возвращаясь к вашему вопросу, почему ученик в школе плохо учится, можно добавить, что дело здесь не только в непослушании. Причиной может быть смятение души.
Старец Кирилл (Павлов) говорил: «Если мы сейчас займемся молодежью, если сумеем передать им нашу нравственную традицию, наши отечественные ценности, то у нас будет совсем другой народ, совсем другая страна, совсем другое правительство»
Это, как правило, бывает под влиянием каких-то кумиров, когда падает авторитет и учителей, и родителей. А сам он еще не сориентировался в принятой системе ценностей, и своего мировоззрения у него не сложилось. Часто случается, что школьник учился нормально и вдруг в конце начинает заниматься совсем из рук вон плохо. Это подростковый период «бури и натиска» плоти.
— Как вы думаете, что самое главное для родителей в этот момент?
— Самое главное, что должны сделать родители, — не оборвать ниточку, связывающую их с ребенком. Бывает, все висит на волоске, потому что в этом возрасте ребенок очень обидчив, пребывает в очень сильной гордыне и очень раним. Главная потребность в подростковом возрасте — это желание быть большим, утвердить себя как взрослого. Все искусство воспитания в старших классах, в подростковом возрасте в том, чтобы суметь перестроиться. Относиться к подростку по форме как
к взрослому, понимая, что таковым он долго быть не может. По сути, он, конечно, еще ребенок, но очень сильному внутреннему желанию быть взрослым надо дать возможность реализоваться.
— Каким образом можно это сделать?
— Надо создавать ситуации «Ты уже взрослый». Укреплять ответственность, относиться к нему как к взрослому члену семьи. Можно ввести его в систему семейных ответственных отношений.
Я помню, когда мне исполнилось 14 лет, родители пригласили меня на кухню. Ты, говорят, уже взрослый, мы вводим тебя в семейный совет. Папа положил на стол свою зарплату, мама — свою, и начали планировать: в этом месяце мы столько-то заработали, надо заплатить столько-то за квартиру. Спрашивают: «Как ты думаешь, что мы можем купить: может, из одежды что-то нужно тебе или брату?» Я был сильно поражен, что меня вообще спрашивают. Хотя я ничего не заработал — участвую в распределении семейных средств! Помню, хотел какие-то новые модные ботинки купить, но расхотел, потому что понял: они не вмещаются в бюджет и вообще это — излишество, можно без них обойтись.
У меня тогда появилось ответственное отношение. Я уже начал соображать, в каких рамках можно тратить деньги и нужно ли это делать.
Секрет педагогики: не надо никогда сразу требовать многого. Выберите что-нибудь одно, что ребенку по силам, и добейтесь, чтобы он это исполнил. А потом — другое, третье, четвертое. Потихонечку.
Дети в порядке
— У меня была одна мама, которая привозила ко мне моего крестника Сережу и просила: «Заберите его, иначе я его прибью». Когда он у нас оставался, мы ему ничего особенно не запрещали. Проходит какое-то время, он появляется весь грязный. Я говорю: «Ну, давай вместе с тобой комбинезон будем стирать: ты — правый рукав, я — левый, ты — правую штанину, я — левую». Когда он так потрудился, попотел, в следующий раз пришел уже почище. Потом я ему говорю: «Сереженька, давай, я свою чашку мою, а ты — свою». Кто лучше? Кто чище? И мы с ним начинаем соревноваться: ты эту комнату убираешь, я другую. Потом говорю: «Может, ты и мою комнату уберешь?»
\ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ \
Мама приезжает через неделю, смотрит: сынок полы драит, ест все подряд. Удивляется, как это так? Я ей объясняю, все просто: я ему объявил: «Завтрак — в восемь, обед — в два часа. Только в это время мы садимся за стол». Он дома привык к деликатесам и порядком избаловался: «Я эту гадость есть не буду». Я говорю: «Ну, как хочешь, ужин у нас будет в 18 часов». Он подумал, что до ужина, наверное, не дотянет, и начал есть.
Через некоторое время он начал употреблять простую пищу в определенное время. Для ребенка это психологически и душевно очень полезно, нервная система приходит в порядок. Лучше подавать не очень много разносолов, нужна простая нормальная пища. А разносолы могут быть по праздникам. Дети должны отличать праздничный день от будничного. Упорядоченный образ жизни на ребенка действует как лекарство.
Через определенное, постепенное увеличение круга его обязанностей он приходит в состояние, когда понимает: действительно, он за это отвечает — перед родителями, перед Богом, и начинает все делать аккуратно, по совести.
Еще искусство воспитания заключается в том, чтобы уметь похвалить, чтобы ребенок порадовался. Не его самого хвалить, а то дело, которое он сделал, тот результат, который у него получился. Даже если он не совсем хорош, следует увидеть его доброе намерение и помочь ему сделать, чтобы результат был хорошим.
Такое доброе расположение даже самого непослушного ребенка подтягивает. Дело в том, что у ребеночка — в каком бы он возрасте ни находился — есть врожденная потребность быть хорошим, быть любимым и быть счастливым.
Эти фундаментальные потребности дают родителям компас: как говорить и что делать.
Одиночество в большом городе
— Есть еще одна проблема. Новое поколение уходит от нас в виртуальный мир, молодые люди часами проводят у компьютера — в интернете, в играх, даже общение у них происходит в основном по телефону, по «аське», с помощью sms. Как вернуть детей в реальный мир, к реальным повседневным обязанностям?
Пятый фестиваль
«Лучезарный
Ангел». Слева
направо: ректор
Московской
духовной
академии
архиепископ
Верейский
Евгений, супруга
Президента
России Светлана
Медведева,
председатель
Госкомитета по
кинематографии
Александр Голутва
— Виртуальный мир, конечно, более разнообразен и очень привлекателен, он дает возможность общаться.
Мне один старец на Афоне говорил, что лет через пять будут такие технологии, когда главным действующим лицом окажется мобильный телефон. Он станет тем мобильным компьютером, с помощью которого можно получить любую информацию и связаться с любым человеком. Будет такая привязанность, своего рода наркотик, что человек окажется его рабом.
Когда этот старец увидел меня на берегу острова Афон с мобильным телефоном, он сказал: «Выброси его в море, я тогда с тобой буду говорить».
— Выбросили, батюшка?
— Я хотел было бросить, но потом подумал, что мне трудно будет восстановить всю информацию. Я ему предложил: «А можно, я его завтра выброшу?» Он говорит: «Ладно, выбрасывай завтра». Так все и случилось — по слову старца. Уезжая с Афона, я назавтра поставил телефон на подзарядку в келье и забыл про него. Уже у самолета спохватился, что телефона нет. Так он на подзарядке и остался.
Каково мое отношение к виртуальному миру? У нас недавно был съезд молодежи в Кремлевском дворце съездов, всем его участникам раздали виртуальную игру «Спаси себя — спаси Россию». Довольно интересно. Входишь, там масса выборов, куда пойти, как спасать Россию, какие враги у нее, как с ними бороться. Патриотическая игра, довольно близкая к действительности.
Виртуальность ведь не совсем фантастична, поэтому можно попробовать предложить смоделировать конструктивную деятельность, созидательную, не разрушающую, не убивающую, не возбуждающую низменные инстинкты. Это может быть конструктивное, творческое общение, решение творческих задач. Феномен в интернете — это клуб «Одноклассники».
— Кстати, некоторые фирмы пытаются перекрыть своим сотрудникам выход в «Одноклассники», поскольку люди, попав на сайт, забывают обо всем, в том числе о работе.
— Это реакция человека на одиночество. Расскажу вам о старшем духовнике московской епархии отце Валериане
Л
л
Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел» учрежден в 2003 году Институтом экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. Проводится под патронатом супруги Президента РФ Светланы Медведевой, при поддержке Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, Министерства Культуры РФ, правительства Москвы и Московской области, Дирекции международных программ, Учебного комитета Русской Православной Церкви. В 2008 году жюри конкурса возглавил народный артист России Петр Тодоровский, экспертный совет возглавил настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках протоиерей Владимир Волгин. На кинофестивале было представлено более 50 художественных и документальных кинолент из России и других стран. Внеконкурсная программа фестиваля включала ретроспективный показ фильмов киноконцерна «Мосфильм» и работ итальянского режиссера Витторио Де Сика.
(Кречетове). Приезжаю в Лавру в пять часов вечера, а он все еще с утра исповедует. Я спрашиваю: «Батюшка, чего вы так подолгу исповедуете?» А он: «Вы знаете, этим людям пойти не к кому. Они в этом мире больше никому не нужны. Нет ни одного родственника, который бы взял и просто их выслушал. Это не значит, что я какие-то ценные советы даю, я их просто выслушиваю».
Многие люди идут в храм, потому что могут там излить душу и быть спокойными — ведь мы дали обет не разглашать их тайны. Я не могу перебивать человека, если он у меня на исповеди, я должен, по крайней мере, сотворить милость — выслушать. Это уже в наше время огромная ценность.
Также и здесь. Интернет обладает некоей анонимностью. На самом деле, квазианонимностью. Так же, как и мобильный телефон, который дает полную картину деятельности: где человек находится, что говорит.
Конечно, самый реальный мир — это мир духовный, который в Церкви. Когда человек приходит и искренне кается, переживает, располагается на добрую жизнь.
А виртуальная действительность — как бы параллельный мир — может повредить, потому что его создатели сами по себе греховны и страстны и увлекают человека в страстные занятия играми, общениями.
И все-таки Святейший Патриарх Алексий благословил пользоваться интернетом и различными средствами коммуникации. Не они сами по себе плохи, а плохи некоторые люди, которые либо ими пользуются, либо конструируют. У нас сейчас почти все храмы и монастыри, образовательные духовные учреждения имеют интернет-сайты. Есть формы дистанционного образования, когда, не снимая домашних тапочек, можно получить дополнительное образование. Это большая помощь человеку, который живет в глубинке и не может приехать в Российскую государственную библиотеку или в Московскую духовную академию.
Недавно к нам приходили молодые ребята с предложением сделать виртуальное паломничество по святым местам, например по Троице-Сергиевой Лавре. Человек может выбирать: повернуть направо, налево, зайти в храм, ему дается комментарий. Но я им посоветовал, чтобы
Нравственный фильм может быть кассовым. Это доказала картина «Остров»
Ф
комментарий был не совсем исчерпывающим, чтобы был некий предел, черта. А дальше — приди в храм и виждь. Виртуальное путешествие не заменяет реальное паломничество, а предрасполагает к нему.
Мы провели исследование в одной из тюрем для малолетних преступников. У ребят спросили: «Кто у вас главный герой, которому вы подражаете? С кого вы хотели бы делать жизнь?». И 96% ребят назвали героев из фильмов-боевиков.
Душа-то детская впечатлительная. Он посмотрел — есть супермен, который убивает, грабит, насилует, все это — в романтичной упаковке, с ореолом привлекательности греха. У пошлости сейчас высокий рейтинг. И этот образ действий входит в него — он подражает тому, что видел.
Новое доброе кино
— Мы начинали в 2005 году кинофестиваль «Лучезарный Ангел» с верой, что у нас в России возможно киноискусство, основанное на духовных началах, главные герои которого должны быть достойными подражания. Наше кино должно показать привлекательность добра, достойной жизни, благородство помыслов и чувств.
— Когда и где проходит фестиваль «Лучезарный Ангел»?
— Обычно в начале ноября, в дни школьных каникул, в Москве. Проведено уже пять кинофестивалей. В 2008 году он проходил в кинотеатре «Художественный».
— Где сейчас можно посмотреть фильмы, показанные на кинофестивале?
— Это сложный вопрос. В Москве в Паломническом центре на Мичуринском проспекте мы открыли киноклуб «Доброе кино». Только сейчас на государственном уровне приходит понимание, что если мы будем в кино сеять зло и щекотать нервы наших зрителей различными видами греха, то получим греховное общество, от которого сами и пострадаем, которое нас же самих может поглотить. Но, к сожалению, заказчиков на доброе кино у нас сегодня не очень-то много. Режиссер Павел Лунгин, как вы знаете, сделал фильм «Остров» — он стал победителем нашего третьего кинофестиваля. Во многом под нашим влиянием Павел решил снимать картину об Иоанне Грозном, взял церковную тематику.
Раньше режиссеры с нами спорили, что если фильм нравственный, то он некассовый. Картина «Остров» как раз и опровергла это мнение. Талантливый высоконравственный фильм может показывать острую борьбу со злом и быть одновременно кассовым.
На последнем кинофестивале мы показывали фильм «Тайна сибирской княжны» режиссера Владимира Грамматикова по произведению Лидии Чарской «Сибирочка». Так получилось, что мы демонстрировали его три раза, и каждый раз был полный зал, и весь зал плакал. Эта первая экранизация Лидии Чарской в России заставила работать сердце, человек сочувствовал, сопереживал героям, сопереживал добру.
Произвести такой фильм, как правило, дорого. Но это еще полдела. Добрый фильм должен найти своего зрителя, попасть к нам на кинорынок, который практически скуплен крупными зарубежными концернами — Columbia Pictures, Sony Pictures.
Выход один — делать альтернативный рынок. Мы пробуем клубы «Доброго кино» при храмах, университетах,
\ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ \
школах. У нас сейчас одна из главных задач — создать централизованный коллектор этих фильмов.
Идея клубов висит в воздухе. Когда я приехал в Кемерово и рассказал об этом, тут же поступили десятки заявок. У них есть, где показывать, есть аппаратура, они каждую неделю готовы брать по два — три фильма. Но тут возникает другая проблема: надо с создателями картин заключить договор, выплатить деньги за прокат. И еще необходимо содержать такой центр проката, куда можно звонить, заказывать и получать фильмы для просмотра. Но если принципиально и широко ставить вопрос, надо делать доступный канал на телевидении, на котором была бы печать «Доброе кино», который никакой грязи не показывает, а все только очень интересное и увлекательное, и который можно спокойно включать и смотреть всей семьей.
— Разве телеканал «Культура» для этих целей не подходит?
— Канал «Культура», может быть, не так современен, он больше работает в стиле ретро. У нас есть концепция нового телеканала, сейчас заканчивается работа по его контенту. Наша главная идея: передачи должны располагать к добру и быть привлекательными для современного зрителя. У нас есть предположение реализовать проект на телеканале «Спас» (НТВ-плюс). Есть другие варианты. Есть телекомпании, которые готовы делать познавательные творческие передачи достаточно недорого, а некоторые даже благотворительно.
Искра Божия
— Еще один наш очень понятный благотворительный проект — издание «Доброй книги» и комплектование библиотек — мы готовы осуществлять вместе с Российской государственной библиотекой.
В Ростове, Омске это выглядит как благотворительные акции, в которых участвуют губернатор, вся образовательная система и церковные библиотеки. Обычно половину суммы на издание книг дает благотворитель, а половину — губернатор. Мы издаем комплект из 10 или 20 книг, приезжаем, рассказываем о них по телевидению, на радио, в местной прессе. Потом вызываем библиотекарей, проводим семинары и в торжественной обстановке преподносим подарочные комплекты.
— Какие книги входят в такие библиотечные комплекты?
— Мы издавали сборники для детей и сказки. Недавно вышла в свет уникальная книжечка для девочек под названием «Искра Божия». Рассказы и стихотворения в ней собраны до революции известным писателем, магистром богословия протоиереем Григорием Дьяченко. В сборник входят произведения Ч. Диккенса, Л. Толстого, К. Ушинско-го, А. Одоевского, С. Аксакова, Жития святых.
— Сколько будет стоить такая библиотечка добрых книг? И где ее можно приобрести?
— Пожалуйста, можно у нас, в издательстве. Телефоны: (495) 625-93-20, 625-72-26. Библиотечка может стоить 3-5 тыс. руб., в нее входит 10-20 книг.
И, наконец, я могу рассказать вам об одном из самых главных наших проектов — создании молодежных культурно-просветительных центров по всей России.
На эту тему в Белгороде в декабре прошлого года прошла конференция. Сегодня в Белгородскую область въезжаешь как совсем в другую страну.
«Наша главная цель сейчас — решать ключевые, сложные задачи, за которые государство просто не берется»
— Губернатор Савченко известен как прекрасный хозяйственник, который, помимо прочего, заботится о нравственности. Например, заставил платить штрафы за нецензурную лексику...
— Губернатор Савченко молодец, конечно, но дело не только в губернаторе. В Белгороде приняли прежде всех Программу духовно-нравственного воспитания. Узаконили ее и профинансировали, чтобы добро и нравственность были не на словах, а на деле. В Белгороде открыли 60 культурно-просветительных центров, куда можно прийти всей семьей — во всех крупных районах и поселках. Это, прежде всего, решение вопроса безнадзорности. Создана система, куда человеку можно пойти и с пользой провести время. Эти центры не просто дома творчества, они объединяют все образовательные, культурные, медицинские, социальные учреждения. Такая же система создается в Самаре.
Сейчас мы предлагаем это сделать в Москве. Здесь, как всегда, не все просто. Но мы говорим: давайте откроем хотя бы один показательный центр. На ограниченной территории создадим модель системы духовно-нравственного воспитания всего общества. Это в комплексе нужно решать. Не может, как когда-то предполагали, один предмет православной культуры вытянуть все образование.
— Кстати, будет ли предмет «Основы православной культуры» введен в обязательную школьную программу с 1 сентября 2009 года?
— Скорее всего, это будет предмет по выбору, это будет предмет «Духовно-нравственная культура».
Соработничество
— Отец Киприан, вы игумен, много лет окормлялись у духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова), у вас много времени занимает преподавательская работа в Московской духовной академии. Почему вы взялись за такое хлопотное занятие? Ведь главное дело монаха — это молитва?
— Нас всех сейчас волнует будущее нашего подрастающего поколения. Какими они станут, таким будет и наше Отечество. Старец Кирилл говорил нам: «Если мы сейчас займемся молодежью, если мы сумеем передать им нашу нравственную традицию, наши отечественные ценности, то у нас будет совсем другой народ, совсем другая страна, совсем другое правительство».
Наша главная цель сейчас — решать ключевые, сложные задачи, за которые государство просто не берется. Главный смысл Национальной программы — соработничество государства и общественных организаций. Церковь должна здесь участвовать как умный пастырь, который дает ненавязчивый совет.
Следует помнить, что наше Отечество называется Святая Русь. Идеалом нашего народа и нашего образования всегда был идеал святости. Если за образец служения мы будем принимать жертвенные подвиги святых отцов и великих сынов России, многие тоже могут расположиться к праведной жизни. И святой жизнью живет не обязательно тот человек, который не грешит, а тот, который видит свой грех и кается. Но для того, чтобы видеть свои пороки, нужно иметь образцы доброй жизни, с которыми можно себя сравнивать. И поэтому мы эти образцы стараемся представить в нашей программе — через образовательные, культурологические и социальные проекты.