Тедеев А. А.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
12.6. СЕГМЕНТНЫЙ ПОДХОД К ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ
А.А. Тедеев, к.ю.н., к.э.н., профессор проректор Международной академии предпринимательства Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В широком смысле электронная коммерция (или -электронная экономическая деятельность), представляет собой совокупность процессов, направленных на перераспределение товаров (работ, услуг), формирующихся в ходе осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а так же процессов, направленных на обеспечение такого перераспределения, формирующихся в ходе осуществления хозяйствующими субъектами не предпринимательской деятельности, тесно связанной с обеспечением предпринимательской деятельности, в электронной форме с использованием современных информационных технологий. При этом в качестве экономического инструмента осуществления названных процессов выступает глобальная компьютерная сеть Интернет.
Анализируя различные виды экономической деятельностью, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет по субъектному составу участников отношений современные зарубежные 1 и российские 2 авторы - экономисты различают электронную экономическую деятельность в пяти сегментах:
1) B2B (от анг. “Business-to-Business” (бизнес -бизнес));
2) B2C (от анг. “Business-to-Consumer” (бизнес -потребитель));
3) B2A (от анг. “Business-to-Administration” (бизнес -администрация));
4) C2A (от анг. “Consumer-to- Administration” (потребитель - администрация));
5) C2C (от анг. “Consumer-to- Consumer” (потребитель - потребитель)).
При этом, на сегодняшний день, первые два сегмента являются наиболее освоенными, и представляют собой соответственно сферу заключения электронных предпринимательских сделок между хозяйствующими субъектами, в первую очередь заключение договоров купли-продажи (поставки, контрактации, продажи недвижимости) (сегмент B2B), и осуществления предпринимателем (индивидуальным предпринимателем либо организацией) электронной розничной реализа-
1 См. напр.: Rob Klements. Electronic Commerce., Accounting Report, # 2.5. P. 27.; David Kosiur. Understanding Electronic Commerce. - Wash., Microsoft Press. 1998. P. 91 - 125.;
2 См. напр.: Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В.М.Попов, Р.А.Маршавин, С.И.Ляпунов; Под ред. В.М.Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001. С. 59.
ции потребителям товаров, работ либо услуг (например, торговля через размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет на специальных сайтах интерактивные витрины с образцами товаров, именуемые Интернет - магазинами, позволяющие заказывать те или иные товары и оплачивать заказ в режиме реального времени с помощью банковской карты либо системы электронных денег, или предоставление потребителям электронных банковских услуг (открытие и ведение счетов с использованием размещенного на специальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет интерактивного операционного окна) (сегмент В2С).
Таким образом, под правоотношениями, формирующимися в сегменте В2В (“ВизтеБз^о-ВизтезБ”) следует понимать правоотношения, в которых на обеих сторонах участвуют предприниматели (бизнесмены, коммерсанты). В свою очередь под правоотношениями, формирующимися в сегменте рынка В2С (“Виэ1-пезэ-Ь-Сопэитег”), следует понимать правоотношения, в которых на одной стороне выступает предприниматель (бизнесмен, коммерсант), а на другой не предприниматель - потребитель товаров, работ, услуг.
Под отношениями в сегменте В2А могут пониматься с одной стороны, отношения, формирующиеся в процессе осуществления государственного регулирования предпринимательской, и в целом - экономической, деятельности в глобальной сети Интернет, а с другой - отношения, формирующиеся в процессе заключение в электронной форме государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд.
В свою очередь, формирование отношений в сегментах С2А (от анг. “Сопзитег-Ь-АСтптБ^айоп” (потребитель - администрация)), С2С (от анг. “СопБитег-1о-СопБитег” (потребитель - потребитель)) еще только предстоит. Представляется, что в сегменте С2А должны формироваться, например, отношения между пользователями (потребителями) услуг и работ, а так же приобретателями товаров, перераспределяемых в процессе осуществления хозяйствующими субъектами (организациями и индивидуальными предпринимателями) электронной экономической деятельности и государством в лице соответствующих его органов по поводу защиты государством прав потребителей электронных товаров (работ, услуг). В свою очередь к отношениям сегмента С2С относят аналогичную деятельность различных ассоциаций и иных неправительственных (негосударственных) объединений потребителей электронных товаров (работ, услуг), направленную на представление и защиту членов таких объединений.