Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы налогообложения субъектов электронной экономической деятельности в российской Федерации'

Проблемы и перспективы налогообложения субъектов электронной экономической деятельности в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
616
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Наталья Александровна

Основу сегодняшней экономики, использующей современные технологии, составляют предприятия, переводящие свой бизнес в Интернет. Электронная коммерция стала реальностью, которой необходимо соответствующее государственное и налогово-правовое регулирование. В мировой практике нет единого общепризнанного теоретического и практического подхода к налогообложению субъектов электронной коммерции. Автором предложен качественно иной подход к разрешению указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы налогообложения субъектов электронной экономической деятельности в российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.А. Романенко (Ростовский государственный экономический университет) Научный руководитель - к.э.н., доцент Н.И. Чернышева (Ростовский государственный экономический университет)

Основу сегодняшней экономики, использующей современные технологии, составляют предприятия, переводящие свой бизнес в Интернет. Электронная коммерция стала реальностью, которой необходимо соответствующее государственное и налогово-правовое регулирование. В мировой практике нет единого общепризнанного теоретического и практического подхода к налогообложению субъектов электронной коммерции. Автором предложен качественно иной подход к разрешению указанных проблем.

Введение

В современных условиях развития информационных технологий, увеличения роли глобальной сети Интернет и комплексной автоматизации отраслей экономики сформировалось новое, чрезвычайно динамично развивающееся явление - электронная коммерция, использование которой для предприятий особенно актуально не только для сохранения, но и для расширения позиций на рынке. Использование сети Интернет не только актуально, но и просто необходимо для компаний в сегодняшних условиях, поскольку позволяет открывать новый канал сбыта, увеличивать конкурентоспособность, расширять рынок сбыта, снижать издержки и увеличивать прибыльность. Благодаря сети Интернет организация может выйти на глобальный уровень бизнеса с минимальными вложениями.

Проблема налогообложения субъектов электронной экономической деятельности становится все более актуальной как для фискальных органов государства, так и для производителей различных услуг, оказываемых с использованием сети Интернет. Едва ли не первоочередное значение имеет разработка теоретических основ электронной коммерции и выработка единого механизма ее налогообложения.

Для устранения пробела в сфере налогообложения субъектов электронной экономической (хозяйственной) деятельности представляется необходимым проанализировать основные проблемы налогового регулирования субъектов электронной экономической (хозяйственной) деятельности и зарубежный опыт в этой сфере. Этому посвящены первый и второй раздел работы. В третьем разделе автором предлагается принципиально новый подход к налогообложению субъектов электронной коммерции в Российской Федерации.

Цель работы - изучение механизма налогообложения субъектов электронной коммерции и предложение практических подходов к решению существующих проблем. Основными задачами работы являются анализ проблем налогообложения электронной коммерции и изучение зарубежного опыт в этой сфере. Предметом анализа в работе являются экономические отношения, складывающиеся в результате электронной экономической деятельности. Теоретическая значимость работы заключается в определении подходов к разрешению проблем эффективного налогообложения субъектов электронной коммерции. Практическая значимость состоит в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке проблем в сфере эффективного налогообложения электронной экономической деятельности.

Проблемы налогообложения субъектов электронной экономической деятельности

Электронная коммерция - очень широкое понятие, в которое включают любые коммерческие транзакции, полностью или частично происходящие путем удаленного

доступа к компьютеру (как правило, через Интернет). Операцией, положившей начало современной электронной коммерции, стала оплата приобретения музыкального компакт-диска с альбомом «Ten Summoner's Tales» певца Стинга, которая была проведена с использованием сети Интернет в конце 1994 г. компанией NetMarket, купленной позже фирмой Cendant [1].

Согласно исследованиям, доля международных поставок товаров через каналы электронной торговли составила в 2007 г. до 10% мирового экспорта против 2-3% в 1995— 1998 гг. [2]. По оценкам eMarketer, в 2008 г. объем рынка В2В е-коммерции в мире достигнет более $2,7 трлн. Совокупный доход от электронной коммерции в Восточной Европе, Африке, и на Ближнем Востоке составил около 68 млрд. долл. [3]. В таблице показана динамика показателей розничной электронной торговли в Европе за 2002—2007 гг.

Квартал Объем реализации розничной торговли (млн долл.) Объем реализации электронной коммерции в % к общему объему

Всего Электронная коммерция

2007 г. 3-й квартал 916,5 17,6 1,9

2-й квартал 904,1 16,8 1,9

1-ый квартал 889,0 16,0 1,8

2006 г. 4-й квартал 868,0 15,0 1,7

3-й квартал 862,7 14,5 1,7

2-ой квартал 839,6 13,6 1,6

1-ый квартал 827,4 12,5 1,5

2005 г. 4-й квартал 817,0 12,0 1,5

3-й квартал 814,0 11,4 1,4

2-ой квартал 804,8 10,7 1,3

1-ый квартал 795,0 9,9 1,2

2004г. 4-й квартал 808,0 9,3 1,1

3-й квартал 781,1 9,3 1,1

2-ой квартал 788,7 8,2 1,1

1-ый квартал 773,1 8,3 1,1

2003 г. 4-й квартал 769,0 8,2 1,0

3-й квартал 762,3 7,8 1,0

2-ой квартал 762,1 7,4 0,9

1-ый квартал 762,3 6,6 0,8

2002 г. 4-й квартал 743,0 4,6 0,6

Таблица. Динамика показателей розничной электронной торговли в % к общему объему розничной торговли в Европе (2002-2007 гг.)

Из таблицы видно, что к 2007 г. электронная коммерция превратилась в относительно небольшой, но быстро растущий сектор мировой экономики. Согласно данным, в третьем квартале 2007 г. на долю электронной коммерции пришлось 1,9% всех продаж потребительских товаров и услуг в Европе. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2006 г. объем российского рынка элек-

тронной коммерции составил 3,2 млрд. долл., из них на сегмент B2B пришлось 442 млн. долл. Исследование, проведенное Brunswick Warburg, показало, что ежегодный рост российского рынка электронной коммерции (ЭК) составляет 245%, а 90% крупнейших предприятий России имеют доступ в Интернет.

Однако быстрое развитие электронных форм коммерческой деятельности порождает множество вопросов как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Проблема налогообложения субъектов электронной экономической (хозяйственной) деятельности становится все более актуальной как для производителей, так и для потребителей различных услуг, оказываемых с использованием сети Интернет. Остро стоит вопрос о государственной налогово-правовой защите субъектов электронной коммерции. Предприятия, переносящие свой бизнес в виртуальную среду, должны иметь соответствующие правовые гарантии и государственную защиту своих интересов.

Едва ли не первоочередное значение имеет разработка теоретических основ электронной коммерции и выработка единого механизма ее налогообложения. Налогообложение виртуального сектора ставит перед его разработчиками ряд проблем:

• продавец может не знать статуса покупателя: является ли покупатель резидентом или нерезидентом, юридическим или физическим лицом и т.п.;

• очень часто бывает сложно выявить, где находится место реализации товара, так как электронная коммерция по своей природе экстерриториальна;

• обостряется серьезная проблема признания сделок через Интернет недействительными, если покупатель отказывается принять товар;

• компания иногда использует серверы, расположенные в других государствах, чтобы уйти от части налогов, но деятельность таких серверов может быть расценена как работа постоянного представительства за рубежом, и компания столкнется с необходимостью уплатить налоги по полной схеме.

Электронная коммерция может вызвать искажение налоговой базы. Налоги на потребление применяются в соответствии с законодательством отдельной страны, а электронная коммерция осложняет возможности применения национального налогового законодательства.

Проблема выбора механизма налогового регулирования электронной экономической деятельности становится все более актуальной. На сегодняшний день не существует признанной в различных странах мира практики регулирования и налогообложения электронной экономической деятельности. Решение проблемы практики налогообложения результатов электронной экономической деятельности осложняется тем, что действующее национальное налоговое законодательство всех стран ориентированно на регулирование традиционных правоотношений. Необходимо решать проблему юрисдикции, которая обусловлена экстерриториальностью сети Интернет.

В отношении налогообложения сделок в области электронной коммерции не существует не только отработанной практики с учетом специфики подобных сделок, но и теории налогообложения в данной области. Для электронного бизнеса следует применять все принципы и положения, которые применимы для неэлектронного сектора экономики.

Зарубежный опыт налогообложения электронной коммерции

В мире существует несколько разрабатываемых концепций государственного регулирования электронной коммерции и налогообложения субъектов электронной коммерции: (1) концепция невмешательства в электронный сегмент экономики; (2) концепция максимального государственного регулирования; (3) подходы к налогообложению международных организаций; (4) альтернативные подходы.

Государства, занимающие лидирующие позиции в области новых информационных технологий (США, Япония, Канада, Южная Корея, Австралия и др.), полагают не-

обходимым установление в мире режима невмешательства (или минимального вмешательства) государств в электронный сегмент (национальных и мировой) экономики (принцип саморегулирования электронной коммерции) и моратория на введение налогообложения субъектов электронной экономической деятельности с целью максимизации выгод от использования экономического потенциала сети для национальных экономик. В США действует мораторий на введение налогообложения субъектов электронной экономической деятельности, который постоянно продлевают. Тем не менее, еще в 1998-99 гг. экспертами Нью-йоркской правительственной рабочей группы по электронной торговле (США) и международной организацией ОЭСР разработаны несколько проектов Международных конвенций по электронным сделкам и Директив по налогообложению электронных сделок. Авторы проектов исходят из привязки «электронных услуг» к фактическому месту нахождения компьютерного сервера, который предлагается признавать постоянным представительством. Так как большая часть существующих в сети веб-сайтов размещена на серверах, физически расположенных на территории США, то при использовании данной правовой конструкции и соответствующее налогообложение будет осуществляться в этом государстве, что будет серьезным образом перераспределять потоки налоговых платежей и противоречить как национальным интересам большинства развитых стран мира, так и общепризнанным принципам международного налогового права.

Государства - члены Европейского Союза заинтересованы в скорейшем устранении пробела налогообложения в сфере электронной экономической деятельности, они строят внутреннюю и внешнюю налоговую политику на основе концепции максимального государственного регулирования электронных экономических отношений, исходя из приоритета бюджетных и налоговых интересов. При этом для достижения поставленных задач предлагаются различные налогово-правовые конструкции. Эксперты Эшмановского института предлагают «ввести так называемый «побитовый налог». Во Франции в июне 2001 г. для целей последующего налогообложения субъектов электронной экономической деятельности рассматривается возможность обязательной государственной сертификации торговых Интернет-компаний. В докладе комиссии по финансам Национального собрания Франции предлагается ввести специальный «опознавательный знак», которым отмечались бы те торговые Интернет-компании, которые предлагают достаточные гарантии налоговой прозрачности и технологической безопасности при осуществлении платежей с использованием банковских карт [4].

В Германии с мая 2000 г. рассматривается возможность дополнения действующей системы налогов новым фискальным платежом - «Налогом на использование сети Интернет в деловых целях». При этом для целей обложения названым налогом сеть Интернет с экономической точки зрения предполагается рассматривать в качестве средства производства. В качестве плательщиков налога (субъектов налогообложения) могут выступать только юридические лица - налоговые резиденты Германии, использующие глобальную сеть Интернет для извлечения прибыли. В этом случае объектом налогообложения будет выступать время, в течение которого компьютер юридического лица был подключен к сети Интернет и использовался для осуществления предпринимательской деятельности. Предполагается, что при составлении соответствующей налоговой декларации сотрудники финансовых подразделений компаний будут дополнительно заполнять графу «Интернет». В названной графе будет указываться время, проведенное в сети (продолжительность работы в Интернет), тематика посещаемых сайтов и т.д. [5]. При этом важнейшим обстоятельством становится неразрешенная пока проблема порядка осуществления соответствующего налогового контроля за достоверностью предоставляемых сведений [6].

Возрастающее значение электронной коммерции и острота проблем, связанных с существующими пробелами налогообложения в этой сфере, становятся предметом пристального внимания международных организаций - Всемирной организации интеллектуальной собственности, Всемирной торговой организации, Комиссии ООН по между-

народному торговому законодательстве (ЮНСИТРАЛ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. Под эгидой Европейского центрального банка в июне 2001 г. в Гааге прошла международная конференция стран ЕС, участники которой попытались определить принципы, налогообложения субъектов электронной коммерции. В соответствии с предложениями участников Гаагской конференции рассмотрение споров, вытекающих из сделок в так называемом секторе В2В, предполагается отнести к подсудности суда любой оговоренной в контракте страны. Если страна юрисдикции не определена, по умолчанию действует законодательство страны местонахождения поставщика товара (услуг). Сделки в секторе В2С предложено относить к юрисдикции суда государства, в котором постоянно (или преимущественно) проживают покупатель. Однако такой подход де-факто признан лишь Европейским Союзом. Против такой правовой конструкции выступают США.

Подходы к налогообложению электронной коммерции, предлагаемые ОЭСР, а также разрабатываемые в ЕС и США, не единственно возможные. Примером альтернативного подхода может служить Индия. В сентябре 2001 г. в Индии авторитетной комиссией с участием правительственных чиновников, предпринимателей и юристов был подготовлен доклад о принципах налогообложения электронного бизнеса. Доклад не является нормативным документом, в нем лишь продемонстрирована попытка предложить новые подходы вопросу [7]. Заложенные в доклад идеи радикально отличаются от того, что предлагает ОЭСР.

Во-первых, при исчислении прямых налогов предлагается вообще отказаться от понятия постоянного представительства и выработать ей какую-то альтернативу.

Во-вторых, анализируя Интернет-транзакции по продаже программного обеспечения, цифровых продуктов, онлайновых услуг и т.д., комиссия предлагает рассматривать соответствующие платежи не как оплату товаров или услуг (второй вариант отстаивает ОЭСР), а как лицензионные выплаты или роялти. Казалось бы, разница чисто техническая. Однако такая интерпретация дает возможность стране-источнику дохода, даже оставаясь в рамках действующих международных правил, облагать данный доход налогом у источника выплаты независимо от наличия постоянного представительства продавца в стране. По мнению комиссии, процесс загрузки по сети, например, той или иной программы, защищенной копирайтом, есть ее копирование, за которое продавец и получает оплату, являющуюся таким образом роялти. Однако, по мнению ОЭСР, такие платежи имеют характер роялти только в том случае, когда покупатель получает право на пользование не просто самим продуктом, а именно копирайтом, т.е. право продавать или сдавать в аренду копии продукта, использовать его для создания производных продуктов, производить его публичную демонстрацию и т.д. Таким образом, ОЭСР считает, что сам факт копирования продукта несущественен для определения характера транзакции. Рассматривая в своем докладе 28 типов транзакций, характерных для электронной коммерции, рабочая группа ОЭСР выделила только один из них как означающий выплату роялти. Индийская же комиссия, рассматривая те же самые транзакции, 13 из типов отнесла к приводящим к выплате роялти. Как и в предыдущем вопросе, несомненно, что расширительное понимание понятия «роялти» не в последнюю очередь мотивировано желанием расширить налоговую базу страны - источника дохода, а конкретно говоря, самой Индии.

Конечно, теоретически подход Индии по данному вопросу небесспорен, но очевиден назревающий конфликт интересов между Интернет-экспортерами и Интернет-импортерами в части налоговой конкуренции - борьбы за налоговую базу. Пока же в мировой практике преобладает точка зрения ОЭСР, вполне разделяемая высокоразвитыми странами (Интернет-экспортерами).

Перспективы налогообложения субъектов электронной экономической деятельности в Российской Федерации

Автором предложен качественно иной подход к налогово-правовому регулированию субъектов электронной экономической деятельности, направленный на защиту экономических интересов российских организаций и индивидуальных предпринимателей.

Действующее российское законодательство, касающееся вопросов электронной коммерции, носит фрагментарный, несистемный характер. В настоящее время существует возможность осуществлять электронный обмен данными, однако отсутствие системы источников не позволяет говорить о наличии правовой базы налогообложения и осуществления электронных сделок в том объеме, который позволяет осуществлять уровень развития технологии. Решение названной проблемы может быть осуществлено путем изменения действующего национального законодательства.

С учетом опыта и рекомендаций, разработанных другими странами при определении порядка налогообложения электронной коммерции, необходимо исходить из «налогообложения на общих основаниях» и «полного налогового моратория». Одним из путей достижения такого качественно иного подхода к регулированию электронной коммерции в сложившихся условиях является разработка концепции государственного регулирования субъектов электронной экономической деятельности.

Основными налогово-правовыми аспектами концепции государственного регулирования электронной экономической деятельности в РФ является совокупность следующих обстоятельств:

(1) для целей налогово-правового регулирования в Российской Федерации электронной экономической деятельности необходимо разработать общую универсальную систему мер по регулированию всех сфер как существующих на сегодняшний момент, так и прогнозируемых видов электронной экономической деятельности, с учетом особенностей неэкономических отношений, формирующихся в среде сети Интернет;

(2) особое внимание должно быть уделено уточнению механизмов правового регулирования как относительно традиционных расчетных инструментов (банковских карт), так и новых для российского права так называемых сетевых расчетных инструментов («электронные деньги»);

(3) для целей эффективности реализации налогово-правовых аспектов концепции государственного регулирования электронной коммерции представляется необходимым системное сочетание двух групп правовых мер - общеорганизационных и на-логово-регулятивных. Первую группу должны составить правовые механизмы организационного характера. Вторую составят правовые меры, направленные на устранение пробела налогообложения в сфере электронной коммерции.

На основе проведенных исследований для целей последовательного устранения в Российской Федерации пробела налогообложения субъектов электронной коммерции и пробела в сфере регулирования общественных отношений, формирующихся в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет, предложено осуществление налогово-правовой концепции, заключающейся в комплексной системе двух групп правовых мер:

(а) общеорганизационных;

(б) налогово-регулятивных.

Первоначально нормы, закрепляющие элементы правовой основы осуществления хозяйствующими субъектами электронной коммерции, будут системно размещены в различных актах, а впоследствии могут быть кодифицированы.

Необходимо внесение в действующее законодательство следующих изменений и дополнений.

Во-первых, необходимо официальное распространение налогово-правового режима государственного регулирования экономических отношений и экономической деятельности, установленного нормами российского законодательства, на экономические отношения, формирующиеся в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет. При этом основополагающим принципом концепции государственного регулирования и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности должен стать принцип легальности подлежащего государственной защите интереса.

Во-вторых, в отдельном законе должны быть установлены правовые основы порядка заключения электронных сделок, в том числе путем направления оферты (размещения публичной оферты в сети Интернет) и особенностей ее акцепта, осуществляемых с использованием технологий электронно-цифровой подписи в порядке, предусмотренном ФЗ от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Законом необходимо закрепить основные принципы правового регулирования электронных сделок: юридическое равенство участников электронных сделок, свобода договора, беспрепятственное осуществление электронных сделок, а также гарантия судебной защиты прав участников электронных сделок. Закон должен содержать максимально простой, надежный механизм верификации непосредственно в глобальной компьютерной сети Интернет факта законности электронной деятельности.

В качестве такого механизма предлагается следующая конструкция.

Прямым указанием законодателя должно быть установлено, что в Российской Федерации осуществление электронной коммерческой деятельности в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет допускается только со специального официального веб-сайта (ОВС), зарегистрированного в российском сегменте глобальной компьютерной сети Интернет. Связанные с введением предлагаемой конструкции технические задачи будут возложены на провайдеров услуг.

Такой официальный сайт организации или индивидуального предпринимателя должен содержать определенный, установленный Законом «Об электронной коммерческой деятельности», перечень сведений о его владельце - субъекте электронной коммерции (например, полное и сокращенное фирменное наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, место нахождения юридического лица или место жительства ИП, ИНН, почтовый адрес и адрес электронной почты и т.д.)

Для открытия ОВС предлагается установить порядок, во многом аналогичный порядку открытия банковского счета. Для этого положения п. 2 ст. 23 НК РФ должен быть дополнен обязанностью налогоплательщика письменно сообщить в налоговый орган по месту учета «об открытии или закрытии специального предпринимательского веб-сайта - в 7-дневный срок».

В целях установления правовых основ расчетных инструментов обеспечения электронной предпринимательской деятельности необходимо дальнейшее совершенствование банковского законодательства и (или) расширение регулятивного потенциала гл. 46 ГК РФ «Расчеты». Правовые основы осуществления электронных расчетов с использованием инструментов удаленного управления банковским счетом могут быть установлены путем дополнения гл. 46 ГК РФ и внесения соответствующих изменений и дополнений в банковское законодательство.

На практике реализация указанных мер налогово-регулятивного характера должна осуществляться 2-мя этапами.

Целью первого этапа является разработка и установление налогового контроля в сфере электронной предпринимательской деятельности. Для стимулирования развития электронного сегмента российской экономики на первом этапе целесообразно использование налоговых льгот. Необходимо разрешить проблему определения налогового резидентства субъектов электронной коммерции путем внесения изменений в ст.11 НК

РФ, указанный пункт ст. 11 НК РФ должен быть дополнен абзацем следующего содержания: «Организации, осуществляющие электронную экономическую деятельность, российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие в РФ электронную деятельность через официальные веб-сайты (ОВС)».

На втором этапе, когда экономические отношения в электронном сегменте российской экономики будут сформированы, а сами отношения «выведены из тени», государство сможет перейти к более активному налоговому администрированию с преобладающим использованием инструментов решения фискальных задач. На этом этапе для устранения выявленного пробела в сфере налогообложения представляется возможным использование специального налогового режима. Таким образом, по мнению автора, в результате реализации указанных мер, пробелы налогообложения в сфере электронной экономической деятельности будут устранены.

Заключение

Использование сети Интернет и информационных технологий уже стало важным условием перспективного развития бизнеса. Без электронного документооборота успешное осуществление торгово-экономических операций организациями практически невозможно. Формирующаяся информационная экономика объективно предопределяет создание правовой системы государственной защиты электронных отношений между частными компаниями и между государством и бизнесом.

В настоящее время в мировой практике не выработано единого общепризнанного подхода к правовому регулированию и налогообложению субъектов электронной экономической деятельности. Автором был проанализирован зарубежный опыт налогово-правового регулирования электронной коммерции, выявлены основные проблемы и описаны существующие концепции: (1) концепция невмешательства в электронный сегмент экономики; (2) концепция максимального государственного регулирования; (3) подходы к налогообложению международных организаций; (4) альтернативные подходы.

В третьем разделе, с учетом опыта и рекомендаций, разработанных другими странами, автором предложен качественно иной подход к налогово-правовому регулированию субъектов электронной экономической деятельности, исходящий из «налогообложения на общих основаниях» и «полного налогового моратория».

Одним из путей достижения такого качественно иного подхода к регулированию электронной коммерции в сложившихся условиях является разработка концепции государственного регулирования субъектов электронной экономической деятельности, заключающейся в комплексной системе двух групп правовых мер: общеорганизационных и налогово-регулятивных.

В качестве такого механизма предлагается следующая конструкция.

Прямым указанием законодателя должно быть установлено, что в Российской Федерации осуществление электронной коммерческой деятельности в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет допускается только со специального официального веб-сайта (ОВС), зарегистрированного в российском сегменте глобальной сети Интернет.

На практике реализация указанных мер налогово-регулятивного характера должна осуществляться двумя этапами. Целью первого этапа является разработка и установление налогового контроля в сфере электронной предпринимательской деятельности. На втором этапе, когда экономические отношения в электронном сегменте российской экономики будут сформированы, а сами отношения «выведены из тени», представляется возможным использование специального налогового режима.

Сформулированные выводы и предложенный автором качественно иной подход

могут быть использованы как для дальнейшего исследования проблем налогообложения субъектов электронной коммерции, так и для их устранения.

Литература

1. Held D., McGrew A., Goldblatt D. and J. Perraton. Global Transformations: Politics, Economics and Culture. - Palo Alto, CA: Stanford University Press, 1999.

2. Interactive Media in Retail Group. October 22, 2006.

3. www.forrester.com

4. Ellinger Е., Lomnicka Е. Modern Banking and Taxation Law. Oxford, 2000. P. 451-457.

5. Kirchgässner G. Probleme der Besteuerung in der E-Economy. Juni 2002 Discussion paper no. 2002-16. University of St. Gallen.

6. Numgard W. World Of Electronic Commerce. - New York, ABC Publishing , 2002. -P. 139.

7. www.roche-duffay.ru

8. Белых В.С. Правовое регулирование электронной коммерции в условиях глобализации, УрГЮА. - Режим доступа: http://bmpravo.ru/stats/2004-2-22.php, свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В.М. Попов, Р. А. Маршавин, С.И. Ляпунов. Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 200 с.

10. Петровский С. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг // Российская юстиция, 2001. № 5.

11. Соловяненко Н.И. Юридическая роль электронной подписи в электронной коммерции // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. - М.: Академический правовой университет при Институте государства и права Российской Академии наук, 2002. С. 71-83.

12. Тедеев А.А. Правовые проблемы регулирования и налогообложения результатов экономической деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет в различных странах мира // Современное право. - 2001. - № 10.

13. Тедеев А. А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый Индекс, 2002. - 100 с.

14. Brown K., Siegl P. The World Economics and Internet. - Sydney., NUS Commerce Press,

1999. - P. 24-25.

15. Brown K., Kaya S. The problems of International Finance Law & Electronic Commerce. - Sydney, NUS Commerce Press. 2000. P. 125.

16. Lejeune Bvanham I., Verlinden I., Verbeken A. Does Cyber - Commerce Necesitate a Revision of International Tax Concepts // European Taxation. - 1998. - Feb. - P. 58.

17. Business Briefing: Global Electronic Commerce. - World Markets Research Centere,

2000. P. 156.

18. Ellinger Е., Lomnicka Е. Modern Banking and Taxation Law. - Oxford, 2000. - P. 451457.

19. Operkent A. The Law Problems of Electronic Economy // Journal of Monetary Economics. 2001. № 12. P. 89-90.

20. Ohmae Kenichi. The Evolving Global Economy. - Boston, MA: Harvard Business School Press, 1995. - P. 12.

21. Kalakota Ravi, Whinston A.B. Frontiers of Electronic Commerce. Reading, MA: Addison - Wesley, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.