ББК 65.9(2)42:681.322
Е. В. Ефимова Кафедра экономики бизнеса и финансов
РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ И ЕЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К «электронной торговле» в широком смысле (к сфере цифрового хозяйства) относятся:
- глобальный электронный маркетинг, в том числе продвижение традиционных товаров и услуг. Интерактивность (способность к диалогу) средств массовой коммуникации уже сегодня изменяет парадигму рекламного дела и исследований рынка [1];
- «электронная коммерция» в узком смысле, предполагающая торговлю «неосязаемыми» товарами, которые могут передаваться в цифровой форме и (или) оплата которых может производиться в цифровой форме. К таким товарам относится информация в текстовой, графической или звуковой форме [2];
- «удаленные услуги». Многие услуги, связанные с консультированием, юридической и бухгалтерской поддержкой и т. д., могут оказываться на расстоянии;
- «дистанционная работа». В сфере нематериального производства становится возможной организация «распределенных офисов», в которых совместно работают люди, находящиеся в различных помещениях, городах и даже странах.
Эти элементы цифрового хозяйства, генерируя все большую часть совокупного всемирного продукта, могут в конце концов привести к значительному изменению существующего делового окружения. Особую роль может сыграть тот факт, что накладные расходы на коммуникацию по каналам современных сетей цифровой связи (прежде всего, сообщества Интернет) очень незначительны, и, как следствие, глобальные рынки открываются для малого и среднего бизнеса, что может радикально повысить конкурентоспособность и разнообразие предложения на ряде рынков [3].
Электронная торговля - явление не новое. В целом электронная торговля может быть определена как осуществление сделок (т. е. покупка и продажа товаров и услуг или переговоры относительно покупки и продажи) с помощью электронных средств через Интернет или через электронные сети [2]. На протяжении многих лет компании обменивались деловой информацией с помощью различных сетей связи, но все они были частными сетями. Интернет дал возможность внедрить электронную торговлю в комплексную сеть коммерческой деятельности, осуществляемой в мировом масштабе между постоянно увеличивающимся количеством участников (как корпоративных, так и частных лиц, известных и неизвестных). Для традиционной электронной торговли сеть является средством
передачи данных; для электронной торговли через Интернет сеть является рынком осуществления сделок [3].
Экономическая деятельность через Интернет осуществляется в основном по четырем направлениям: «Предприятие - Предприятие» (Business to Business, B2B), «Предприятие - Потребитель» (Business to Consumer, В2С), «Потребитель - Потребитель» (Consumer to Consumer, С2С) и «Потребитель - Предприятие» (Consumer to Business, С2В). Такая систематизация позволяет более точно оценить преимущества и сложности электронной торговли.
Схема «Предприятие - Предприятие» (B2B) имеет место, когда сделки через Интернет осуществляют два предприятия. Например, два предприятия могут через Интернет направлять предложения о заключении сделок, получать котировки от своих поставщиков, заключать контракты, получать и оплачивать счета. Данное направление, возможно, является самой перспективной сферой электронной торговли в России. В рамках внутреннего рынка данное направление поможет создать новые коммерческие связи между российскими производителями, а также значительно облегчит процесс приобретения материалов и оборудования российскими предприятиями друг у друга по сравнению с импортированием тех же материалов и оборудования из-за рубежа. На международном уровне это позволит российским производителям более активно участвовать в деятельности мирового рынка [4].
В России уже достаточно хорошо зарекомендовали себя площадки на рынках вычислительной техники и электроники, фармацевтической продукции, тяжелой промышленности. В остальных товарных нишах прогресс электронного бизнеса неочевиден или вовсе отсутствует: площадки, которые уже созданы в неупомянутых сегментах, пока часто не отвечают современным требованиям сервиса.
В России стартовые условия для развития межкорпоративного электронного бизнеса имеют существенные отличия по сравнению с ситуацией, сложившей в Европе и, тем более, в США. На Западе появление электронного бизнеса стало следствием эволюционных процессов, происходящих в стабильной «цивилизованной» экономике, основанных на постепенной компьютеризации компаний (80-е - начало 90-х гг.), внедрении ими систем комплексной автоматизации основных бизнес-процессов (середина 90-х гг.) при параллельном развитии сети Интернет. В этих условиях появление решений В2В стало логическим продолжением этих тенденций. В России же в этот период происходила крайне болезненная адаптация всех субъектов экономики к принципиально новой для них рыночной среде. В этих условиях все усилия компаний в большинстве случаев были направлены не на совершенствование и оптимизацию хозяйственной деятельности, а на поддержание объемов производства, минимально необходимых для сохранения предприятия. Как результат, сложившаяся в настоящее время система экономических взаимоотношений между российскими корпорациями пока далека от практики, принятой в развитых странах.
На сегодняшний день можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие В2В в нашей стране. Все факторы, влияющие на развитие В2В,
можно разделить на общеэкономические, инфраструктурные, управленческие и правовые. По каждой группе факторов можно провести оценку влияния, выделив сдерживающие и стимулирующие.
1. Общеэкономические факторы:
а) сдерживающие:
- многолетняя нестабильность экономической ситуации;
- высокая доля «теневого» сектора экономики, часто тесно связанного с легальным бизнесом;
- в целом высокий уровень монополизации промышленности, связи, транспорта;
- большая роль личных отношений и персональной заинтересованности в формировании снабженческо-сбытовых цепочек;
- низкий уровень денежных средств в общей структуре взаиморасчетов;
- множественность подходов к ценообразованию в рамках одного предприятия, обусловленная применением различных схем расчетов;
- неприемлемая для бизнеса налоговая система, побуждающая к массовому «уходу» от налогов;
- неоптимальное использование имеющихся ресурсов;
- приоритетная потребность в обновлении основных фондов при сохраняющемся дефиците собственных средств предприятий «реального» сектора;
- неблагоприятный инвестиционный климат;
б) стимулирующие:
гигантские географические масштабы национального экономического комплекса;
- наметившийся экономический подъем и оживление промышленного производства;
- расширение внутреннего рынка, в том числе и за счет появления новых потребителей;
- повышение уровня «монетаризации» экономики;
- высокий уровень дифференциации цен на однородную продукцию;
- в целом объективная потребность компаний в повышении эффективности снабженческо-сбытовой деятельности;
- улучшение финансового состояния предприятий, прежде всего в экспортно-ориентированных отраслях за счет улучшения конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья;
- появление новых собственников, заинтересованных в повышении эффективности бизнеса;
- появление первых В2В-проектов в России.
2. Инфраструктурные факторы:
а) сдерживающие:
- невысокий (в сравнении с развитыми странами) уровень информационных технологий, особенно на периферии;
- ограниченная Интернет-аудитория, в том числе и в сегменте корпоративных пользователей;
- слабая степень развития телекоммуникаций;
б) стимулирующие:
- высокие темпы роста пользователей Интернет (преимущественно в экономических центрах);
- постепенный процесс компьютеризации компаний;
- высокий интеллектуальный потенциал в сфере развития компьютерных технологий.
3. Управленческие факторы:
а) сдерживающие:
- в целом низкая эффективность корпоративного управления;
- инерционность в восприятии принципиально новых подходов к ведению дел у большинства руководителей «советской» формации;
- недоверие к инструментам ведения бизнеса, не апробированным в России;
б) стимулирующие:
- постепенное повышение уровня менеджмента в компаниях, принадлежащих собственникам, заинтересованным в долгосрочном развитии своего бизнеса.
4. Правовые факторы:
а) сдерживающие:
- отсутствие правового регулирования электронной торговли (в частности, закона об электронной цифровой подписи);
б) стимулирующие:
- осуществляется разработка проектов законов для дальнейшего утверждения законодательными органами.
Наиболее близко к использованию Б2Б-решений подошли крупнейшие компании металлургического комплекса. Сочетание благоприятных экономических, инфраструктурных и управленческих факторов в этой отрасли практически уникально для российской промышленности, при этом ведущие металлургические корпорации уже сейчас серьезно рассматривают возможность организации электронных торговых площадок как в России, так и за рубежом (так, в настоящее время на отечественном рынке функционируют торговые системы E-metex.ru, Metalltorg.ru и др., работают Europe-steel.com и Metal-Russia.com, предназначенные для торговли российской продукцией за рубежом). В ближайшей перспективе можно ожидать, что именно этот сектор сыграет роль «локомотива» в развитии межкорпоративного электронного бизнеса в России.
Современная ситуация на рынке медицинских препаратов делает весьма вероятным скорое возникновение элементов электронного взаимодействия между фармацевтическим компаниями. Инициаторами создания торговых систем в этом сегменте могут стать не непосредственные производители, большинство из которых пока слишком слабы для реализации таких схем, а крупные дистрибьюторские корпорации, оперирующие как с российскими, так и с импортными препаратами, заинтересованные в повышении эффективности бизнеса и обладающие для этого необходимыми ресурсами. Машиностроение, химический комплекс, лесная и пищевая промышленность в целом менее готовы к использованию Б2Б-решений. Их возможности существенно дифференцируются в зависимости от конкретной подотрасли.
Отдельно необходимо отметить возможности развития технологий В2В в топливно-энергетическом комплексе. Располагая хорошими стартовыми условиями для развития Интернет-бизнеса, эти отрасли, в силу специфики их структурной организации, в настоящее время обладают ограниченными возможностями для масштабных открытых проектов в области электронного бизнеса в сфере сбыта. Однако вполне вероятно использование ими элементов В2В-решений во внутрикорпоративном взаимодействии в крупных холдингах, а также использование Интернета для закупок материалов и комплектующих. Кроме того, благодаря своему высокому экспортному потенциалу компании нефтяной и газовой промышленности могут быть заинтересованы в организации электронных торговых площадок для экспортных операций. В более отдаленной перспективе, после реализации реформ, намеченных в российской электроэнергетике и в газовой промышленности, возможна организация В2В-площадок и в этих российских отраслях.
В целом перспективы развития межкорпоративного электронного бизнеса в России связаны главным образом с возможностью дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации в стране, что сможет существенно снизить влияние факторов, препятствующих эффективной реализации механизмов В2В отечественными компаниями.
Скорее всего, до 2005 г. российский рынок В2В будет проходить этап структурной организации. В этих условиях использование инструментов электронной торговли между корпорациями хотя и будет идти достаточно высокими темпами, однако стоимостные показатели объема рынка будут невелики. Так, в 2003 г. суммарные межкорпоративные продажи в Интернете оцениваются не более чем в 60 млн долл. (при общем объеме производства промышленной продукции более 160 млрд долл.).
При сохранении существующих темпов развития отечественной экономики и принятии законодательными органами нормативной базы, необходимой для развития В2В-решений, можно ожидать, что российские компании вступят в фазу активного освоения межкорпоративного электронного бизнеса не ранее, чем через три-четыре года, когда будет достигнут серьезный прогресс в сфере развития информационных технологий и инфраструктуры, а взаимоотношения между участниками рынка примут несколько более «цивилизованный» характер.
В целом к 2005 г. общий объем операций между отечественными предприятиями в Интернете может составить 2,8 млрд долл. Однако по этому показателю Россия будет многократно отставать от развитых стран мира и в обозримом будущем.
Состав участников межкорпоративного электронного бизнеса в России в течение ближайших пяти лет вероятно будет подвержен существенной трансформации. Так, если на начальных этапах в 2001-2002 гг. реальное развитие наблюдалось в ограниченном количестве отраслей, среди которых можно выделить металлургию, а также отдельные сегменты фармацевтического рынка, пищевой промышленности и машиностроения, то к 2004-2005 гг. возможно резкое расширение областей применения
В2В-технологий за счет более полного вовлечения компаний из других отраслей промышленности.
Заметные изменения затронут и структуру электронных межкорпора-тивных продаж. Если в краткосрочной перспективе в сегменте В2В будут превалировать интерактивные взаимоотношения непосредственно между компаниями (без посредничества электронных торговых площадок), то по мере развития торговых систем к 2004-2005 гг. их доля существенно возрастет.
В целом российский рынок для межкорпоративного электронного бизнеса можно оценить как потенциально перспективный при ограниченности объемов в кратко- и среднесрочной перспективе. В связи с этим стратегия поставщиков технологических решений и осуществляющих управленческий консалтинг в области информационных технологий консультационных компаний, планирующих расширение операций в России, должна строиться на активном освоении свободных ниш для бизнеса уже в ближайшем будущем.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Белявский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 319 с.
2. РайзбергБ. А., Лозовский А. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь - М.: ИНФРА-М, 2000. - 480 с.
3. Осипова Л. В. Основы коммерческой деятельности: Учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 623 с.
4. Попов Е. В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Финансы и статистика, 1999. - 319 с.
Получено 16.07.04
THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TRADE IN RUSSIA
AND ITS PENETRA TION INTO DIFFERENT SPHERES OF ACTIVITIES
E. V. Efimova
The economic activity through the Internet is realized in general in four directions: «enterprise - enterprise», «enterprise -consumer», «consumer - consumer», and «consumer - enterprise».
In Russia for a long time the electronic trading grounds have already made a good showing in the markets of computer facilities and electronics, pharmaceutical products, heavy industry. But in the other spheres of market the progress of electronic business is inappreciable or doesn’t exist at all. In different branches of economics the perspectives of electronic business development are substantiated. In general, the Russian market for inter-corporation electronic business can be characterized as potentially perspective one, taking into account the insufficiency of volumes in short-term and mid-term perspective.