Научная статья на тему 'Электронные торговые площадки в России: от первых шагов к реальному развитию и международной интеграции'

Электронные торговые площадки в России: от первых шагов к реальному развитию и международной интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кролли О. А., Парфенов А. В., Проценко О. Д.

Анализ реальной российской хозяйственной практики показывает, что большинство электронных (виртуальных) торговых площадок, созданных отечественными инвесторами, пока не приносят больших доходов своим владельцам, поэтому в настоящее время их операторы ищут пути увеличения масштабов торговли и ее результативности. Многие отечественные эксперты отмечают, что в российской части сети Интернет используются две базовых стратегии развития электронных торговых площадок: диверсификация деятельности и расширение спектра предоставляемых услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные торговые площадки в России: от первых шагов к реальному развитию и международной интеграции»

ах вы сети, мои сети,

электронные мои...

электронные торговые площадки в России:

от первых шагов к реальному развитию

и международной интеграции

Анализ реальной российской хозяйственной практики показывает, что большинство электронных (виртуальных) торговых площадок, созданных отечественными инвесторами, пока не приносят больших доходов своим владельцам, поэтому в настоящее время их оператор ы ищут пути увеличения масштабов торговли и ее результативности. Многие отечественные эксперты отмечают, что в российской части сети Интернет используются две базовых стратегии развития электронных торговых площадок: диверсификация деятельности и расширение спектра предоставляемых услуг.

Окончание. Начало в № 6/2004

Кролли О.А.

докт экон. наук, профессор

иверсификация деятельности электронной торговой площадки (ЭТП) производится с целью увеличения количества ее потенциальных клиентов и, в конечном итоге, повышения прибыльности коммерческих процессов. Это может быть достигнуто путем укрупнения ЭТП, ее межотраслевой диверсификации (охвата различных отраслевых рынков традиционной экономики), интернационализации и изменения первоначальной бизнес-модели.

В настоящее время наблюдается процесс объединения действующих в одном сегменте электронного рынка торговых площадок, что приводит не только к укрупнению ЭТП, но и к увеличению объемов электронных торгов и росту клиентской базы. Так, например, в 2000 г. 50%

Парфенов А.В.

докт экон. наук,

профессор

Санкт-

Петербургский государственный университет экономики и финансов

Проценко О.Д.

докт экон. наук, профессор Академия народного хозяйства при Правительстве РФ

акций независимой металлотрейдинговой системы Rusmet.ru приобрели владельцы аналогичного интернет-ресурса Europe-Steel.com. Неизбежным результатом развития этого направления можно считать трансформацию заключаемых сделок в международную торговлю со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами и осложнениями, преодоление которых является предметом торговой, транспортной и таможенной логистики.

Еще одно направление диверсификации деятельности ЭТП - это изменение первоначальной бизнес-модели их функционирования на электронном рынке и выполнение функций, которые не были им свойственны раньше. В среднесрочной перспективе большинство из существующих в качестве «электронного каталога» Б2Б-площадок, как планируется, приступят к предоставлению клиентам возможности заключать биржевые и аукционные сделки в

_ «виртуальной» среде, что поможет им повысить

эффективность своей деятельности.

_ Другим источником увеличения прибыльности

_ ЭТП может стать предложение участникам тор_ гов дополнительных услуг, сопутствующих куп_ ле-продаже товарно-материальных ценностей:

_ предоставление информации о заказах; осуще-

_ ствление электронных расчетов; оказание логистических услуг; разрешение конфликтов; выполнение заказов в режиме реального времени и др.

_ Совершенствование механизма торговли рос_ сийские ЭТП предполагают осуществлять следу_ ющими способами: развивать стандартный и об_ ратный аукцион, согласовывать цены в режиме

_ on line, предоставлять собственный каталог про__дукции. При этом для

; электронных бирж наиболее электронных бирж наиболее важной проблемой в настоящее время считается формализация емя считается формализация и унификация биржевых

каталогов с целью прове_и унификация биржевых дения торгов по лотам в

строго упорядоченных категориях.

важной проблемой в настоящее

каталогов

Для увеличения степе- российские торговые площадки

ни доверия между уча- _

стниками электронных собираются страховать

торгов российские

торговые площадки со- сделки, производить оценку

бираются осуществ-

лять страхование сде- репутации клиентов, лок, производить оцен-

ку и устанавливать рей- проверять участников торгов

тинг репутации клиен-

тов, сертифицировать на этапе присоединения к ЭТП

качество товаров, проверять участников торгов на этапе присоединения к ЭТП. _

Предполагается, что расширение спектра сервисных услуг и улучшение механизмов торговли позволит отечественным электронным площадкам увеличить свои торговые обороты за счет осуществления большего количества рыночных трансакций, а укрепление механизма доверия осуществить за счет повышения стоимости средней трансакции.

Сравнительный анализ деятельности наиболее _

известных отечественных электронных торго- _

вых площадок позволил определить ряд специфических для нашей страны проблем и установить основные направления дальнейшего развития информационно-коммерческих систем

в корпоративном секторе. _

1. Большинство российских электронных тор- _

говых площадок учреждено производителями

и продавцами продукции и используется ими _

как дополнительный канал ее продвижения на _

внутреннем и внешнем рынках сбыта. При этом наблюдается недостаточное распространение Б2Б-проектов в сфере материально-тех- _

нического обеспечения крупных производственных структур. Отмечаемая большинством _

отечественных специалистов перспективность этих проектов позволяет утверждать о необходимости ускоренного развития в Рунете в сред- _

несрочной перспективе систем е-ргосигешеп^. _

2. В условиях усиления конкуренции на элек- _

тронном рынке лучшие шансы имеют те торговые площадки, которые организованы финансово устойчивыми субъектами традици-

онной экономики - достаточно известными производителями и продавцами различных товаров. Поскольку они могут обеспечить необходимый объем торговли в сети Интернет, и, следовательно, прибыльность и ликвидность собственных ЭТП. Однако при этом, существует опасность, что «электронный монополизм» будет сдерживать увеличение числа потенциальных участников подобных торговых площадок, имеющих одного крупного учредителя, заинтересованного, прежде всего, в продажах собственных товаров.

3. Низкий уровень доверия отечественных партнеров по электронному бизнесу друг к другу. Многие из опрошенных руководителей российских компаний различных отраслей промышленности (например, нефтегазовой, химической и др.) выделяют в качестве сдерживающего фактора развития Б2Б-проектов в России наличие коммерческой тайны на информацию по сбыту продукции, что не позволяет операторам ЭТП формировать полные базы данных по ценам и деловым партнерам. Подобные «информационные ограничения» не только сдерживают применение технологий Ьштебв^о-ЬштезБ в нашей стране, но и противоречат практике функционирования электронных торговых площадок в индустриальных странах. Как известно, западные Б2Б-сис-темы используют модели, основанные на информационной открытости участников торгов, что позволяет им значительно повысить эффективность своих бизнес-процессов. Российские же ЭТП создаются чаще всего для реализации корпоративных интересов их учредителей.

4. Слабая техническая и технологическая подготовленность как самих электронных торговых площадок, так и их основных участников. Значительное число отечественных пред-

большинство российских ЭТП учреждено производителями и продавцами продукции как дополнительный канал

на внутреннем и внешнем рынках сбыта

приятий используют ус- отечественные электронные

таревшие информаци-

онные системы управ- торговые площадки пока

ления и не имеют ско-

ростного доступа в сеть находятся на начальной стадии

Интернет. Это не только _

затрудняет их участие в формирования своих бизнес-

электронной торговле,

но и предоставляет воз- процессов

можность конкурентам,

обладающим комплексными информационными системами мирового класса, обрести дополнительные конкурентные преимущества в случае интеграции их информационных потоков с соответствующими потоками электрон- _

ной торговой площадки.

5. Большинство российских предприятий, как _

правило, не располагают технологически отработанной стратегией и тактикой ведения электронного бизнеса, что, в свою очередь, сдерживает формализацию их деловых процессов, затрудняет подготовку необходимого информационного, правового, программного

и кадрового обеспечения и не способствует _

принятию эффективных решений. Таким образом, отечественные электронные торговые площадки пока находятся на начальной стадии формирования своих бизнес-процессов, и несмотря на разнообразные попы повышения их доходности, лишь немногие из них могут рассматриваться в качестве эффективных организаторов торговли в сети Интернет.

Серьезный блок проблем правового характера, тормозящих развитие в России электронной

коммерции в секторе Ьштезз^о-ЬштезБ, пред- _

стоит решить в самое ближайшее время депутатам Государственной думы РФ. Судя по тому, как _

тяжело и долго законодатели обсуждали и принимали правовые акты, легитимизирующие относительно простой (и решенный во многих странах) вопрос о признании электронной подписи, можно ожидать серьезных трудностей в процессе подготовки и корпоративного закрепления процедуры государственного регулирования этой части рыночных связей.

основные направления эволюции

В2В-проектов в нашей стране

соответствуют общемировым

тенденциям

1 Особое значение биржевые торговые площадки имеют для материально-технического обеспечения т.н. интегральных потребителей, к числу которых относятся учреждения, финансируемые из госбюджета (МО, МВД, ФСБ, Минюст, Минздрав и др.). Текущие потребности интегральных потребителей в продовольствии, отдельных видах материалов, равно как и закупки для пополнения государственных резервов, для продовольственных целей унитарных предприятий могут быть с успехом удовлетворены с помощью прокьюре-мента, базирующегося на аукционных технологиях (на биржевых площадках, открытых и закрытых конкурсах).

В целом же можно констатировать, что основные направления эволюции Б2Б-проектов в нашей стране соответствуют общемировым тенденциям: наряду с межотраслевой диверсификацией торговой деятельности и укрупнением интернет-площадок происходит расширение перечня сопутствующих (в том числе и логистических) услуг, реализуемых на электронном рынке. При этом менее чем за год число информационно-торговых Б2Б-систем в Рунете удвоилось и достигло 111. Руководители крупных российских компаний ожидают, что объем электронных сделок в секторе business-to-business будет увеличиваться более чем на 100% в год и уже в текущем 2004 году достигнет 22,3 млрд. евро, что будет соответствовать 12% от общего числа сделок между компаниями. И хотя перспективы биржевой и аукционной торговли в Рунете по ряду объективных и субъективных причин пока еще значительно уступают уровню и возможностям использования интернет-технологий в корпоративном секторе США, Японии и стран Западной Европы, уже в самое ближайшее время можно ожидать, что исключительные исторические условия, в которых оказалась экономика России, политические, социальные и ресурсные особенности ее функционирования превратят электронную торговлю из механизма индикативного и желательного в серьезный и необходимый катализатор развития, соответствующий интересам национальной экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.