ах вы сети, мои сети,
электронные мои...
электронные торговые площадки в России:
от первых шагов к реальному развитию
и международной интеграции
Анализ реальной российской хозяйственной практики показывает, что большинство электронных (виртуальных) торговых площадок, созданных отечественными инвесторами, пока не приносят больших доходов своим владельцам, поэтому в настоящее время их оператор ы ищут пути увеличения масштабов торговли и ее результативности. Многие отечественные эксперты отмечают, что в российской части сети Интернет используются две базовых стратегии развития электронных торговых площадок: диверсификация деятельности и расширение спектра предоставляемых услуг.
Окончание. Начало в № 6/2004
Кролли О.А.
докт экон. наук, профессор
иверсификация деятельности электронной торговой площадки (ЭТП) производится с целью увеличения количества ее потенциальных клиентов и, в конечном итоге, повышения прибыльности коммерческих процессов. Это может быть достигнуто путем укрупнения ЭТП, ее межотраслевой диверсификации (охвата различных отраслевых рынков традиционной экономики), интернационализации и изменения первоначальной бизнес-модели.
В настоящее время наблюдается процесс объединения действующих в одном сегменте электронного рынка торговых площадок, что приводит не только к укрупнению ЭТП, но и к увеличению объемов электронных торгов и росту клиентской базы. Так, например, в 2000 г. 50%
Парфенов А.В.
докт экон. наук,
профессор
Санкт-
Петербургский государственный университет экономики и финансов
Проценко О.Д.
докт экон. наук, профессор Академия народного хозяйства при Правительстве РФ
акций независимой металлотрейдинговой системы Rusmet.ru приобрели владельцы аналогичного интернет-ресурса Europe-Steel.com. Неизбежным результатом развития этого направления можно считать трансформацию заключаемых сделок в международную торговлю со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами и осложнениями, преодоление которых является предметом торговой, транспортной и таможенной логистики.
Еще одно направление диверсификации деятельности ЭТП - это изменение первоначальной бизнес-модели их функционирования на электронном рынке и выполнение функций, которые не были им свойственны раньше. В среднесрочной перспективе большинство из существующих в качестве «электронного каталога» Б2Б-площадок, как планируется, приступят к предоставлению клиентам возможности заключать биржевые и аукционные сделки в
_ «виртуальной» среде, что поможет им повысить
эффективность своей деятельности.
_ Другим источником увеличения прибыльности
_ ЭТП может стать предложение участникам тор_ гов дополнительных услуг, сопутствующих куп_ ле-продаже товарно-материальных ценностей:
_ предоставление информации о заказах; осуще-
_ ствление электронных расчетов; оказание логистических услуг; разрешение конфликтов; выполнение заказов в режиме реального времени и др.
_ Совершенствование механизма торговли рос_ сийские ЭТП предполагают осуществлять следу_ ющими способами: развивать стандартный и об_ ратный аукцион, согласовывать цены в режиме
_ on line, предоставлять собственный каталог про__дукции. При этом для
; электронных бирж наиболее электронных бирж наиболее важной проблемой в настоящее время считается формализация емя считается формализация и унификация биржевых
каталогов с целью прове_и унификация биржевых дения торгов по лотам в
строго упорядоченных категориях.
важной проблемой в настоящее
каталогов
Для увеличения степе- российские торговые площадки
ни доверия между уча- _
стниками электронных собираются страховать
торгов российские
торговые площадки со- сделки, производить оценку
бираются осуществ-
лять страхование сде- репутации клиентов, лок, производить оцен-
ку и устанавливать рей- проверять участников торгов
тинг репутации клиен-
тов, сертифицировать на этапе присоединения к ЭТП
качество товаров, проверять участников торгов на этапе присоединения к ЭТП. _
Предполагается, что расширение спектра сервисных услуг и улучшение механизмов торговли позволит отечественным электронным площадкам увеличить свои торговые обороты за счет осуществления большего количества рыночных трансакций, а укрепление механизма доверия осуществить за счет повышения стоимости средней трансакции.
Сравнительный анализ деятельности наиболее _
известных отечественных электронных торго- _
вых площадок позволил определить ряд специфических для нашей страны проблем и установить основные направления дальнейшего развития информационно-коммерческих систем
в корпоративном секторе. _
1. Большинство российских электронных тор- _
говых площадок учреждено производителями
и продавцами продукции и используется ими _
как дополнительный канал ее продвижения на _
внутреннем и внешнем рынках сбыта. При этом наблюдается недостаточное распространение Б2Б-проектов в сфере материально-тех- _
нического обеспечения крупных производственных структур. Отмечаемая большинством _
отечественных специалистов перспективность этих проектов позволяет утверждать о необходимости ускоренного развития в Рунете в сред- _
несрочной перспективе систем е-ргосигешеп^. _
2. В условиях усиления конкуренции на элек- _
тронном рынке лучшие шансы имеют те торговые площадки, которые организованы финансово устойчивыми субъектами традици-
онной экономики - достаточно известными производителями и продавцами различных товаров. Поскольку они могут обеспечить необходимый объем торговли в сети Интернет, и, следовательно, прибыльность и ликвидность собственных ЭТП. Однако при этом, существует опасность, что «электронный монополизм» будет сдерживать увеличение числа потенциальных участников подобных торговых площадок, имеющих одного крупного учредителя, заинтересованного, прежде всего, в продажах собственных товаров.
3. Низкий уровень доверия отечественных партнеров по электронному бизнесу друг к другу. Многие из опрошенных руководителей российских компаний различных отраслей промышленности (например, нефтегазовой, химической и др.) выделяют в качестве сдерживающего фактора развития Б2Б-проектов в России наличие коммерческой тайны на информацию по сбыту продукции, что не позволяет операторам ЭТП формировать полные базы данных по ценам и деловым партнерам. Подобные «информационные ограничения» не только сдерживают применение технологий Ьштебв^о-ЬштезБ в нашей стране, но и противоречат практике функционирования электронных торговых площадок в индустриальных странах. Как известно, западные Б2Б-сис-темы используют модели, основанные на информационной открытости участников торгов, что позволяет им значительно повысить эффективность своих бизнес-процессов. Российские же ЭТП создаются чаще всего для реализации корпоративных интересов их учредителей.
4. Слабая техническая и технологическая подготовленность как самих электронных торговых площадок, так и их основных участников. Значительное число отечественных пред-
большинство российских ЭТП учреждено производителями и продавцами продукции как дополнительный канал
на внутреннем и внешнем рынках сбыта
приятий используют ус- отечественные электронные
таревшие информаци-
онные системы управ- торговые площадки пока
ления и не имеют ско-
ростного доступа в сеть находятся на начальной стадии
Интернет. Это не только _
затрудняет их участие в формирования своих бизнес-
электронной торговле,
но и предоставляет воз- процессов
можность конкурентам,
обладающим комплексными информационными системами мирового класса, обрести дополнительные конкурентные преимущества в случае интеграции их информационных потоков с соответствующими потоками электрон- _
ной торговой площадки.
5. Большинство российских предприятий, как _
правило, не располагают технологически отработанной стратегией и тактикой ведения электронного бизнеса, что, в свою очередь, сдерживает формализацию их деловых процессов, затрудняет подготовку необходимого информационного, правового, программного
и кадрового обеспечения и не способствует _
принятию эффективных решений. Таким образом, отечественные электронные торговые площадки пока находятся на начальной стадии формирования своих бизнес-процессов, и несмотря на разнообразные попы повышения их доходности, лишь немногие из них могут рассматриваться в качестве эффективных организаторов торговли в сети Интернет.
Серьезный блок проблем правового характера, тормозящих развитие в России электронной
коммерции в секторе Ьштезз^о-ЬштезБ, пред- _
стоит решить в самое ближайшее время депутатам Государственной думы РФ. Судя по тому, как _
тяжело и долго законодатели обсуждали и принимали правовые акты, легитимизирующие относительно простой (и решенный во многих странах) вопрос о признании электронной подписи, можно ожидать серьезных трудностей в процессе подготовки и корпоративного закрепления процедуры государственного регулирования этой части рыночных связей.
основные направления эволюции
В2В-проектов в нашей стране
соответствуют общемировым
тенденциям
1 Особое значение биржевые торговые площадки имеют для материально-технического обеспечения т.н. интегральных потребителей, к числу которых относятся учреждения, финансируемые из госбюджета (МО, МВД, ФСБ, Минюст, Минздрав и др.). Текущие потребности интегральных потребителей в продовольствии, отдельных видах материалов, равно как и закупки для пополнения государственных резервов, для продовольственных целей унитарных предприятий могут быть с успехом удовлетворены с помощью прокьюре-мента, базирующегося на аукционных технологиях (на биржевых площадках, открытых и закрытых конкурсах).
В целом же можно констатировать, что основные направления эволюции Б2Б-проектов в нашей стране соответствуют общемировым тенденциям: наряду с межотраслевой диверсификацией торговой деятельности и укрупнением интернет-площадок происходит расширение перечня сопутствующих (в том числе и логистических) услуг, реализуемых на электронном рынке. При этом менее чем за год число информационно-торговых Б2Б-систем в Рунете удвоилось и достигло 111. Руководители крупных российских компаний ожидают, что объем электронных сделок в секторе business-to-business будет увеличиваться более чем на 100% в год и уже в текущем 2004 году достигнет 22,3 млрд. евро, что будет соответствовать 12% от общего числа сделок между компаниями. И хотя перспективы биржевой и аукционной торговли в Рунете по ряду объективных и субъективных причин пока еще значительно уступают уровню и возможностям использования интернет-технологий в корпоративном секторе США, Японии и стран Западной Европы, уже в самое ближайшее время можно ожидать, что исключительные исторические условия, в которых оказалась экономика России, политические, социальные и ресурсные особенности ее функционирования превратят электронную торговлю из механизма индикативного и желательного в серьезный и необходимый катализатор развития, соответствующий интересам национальной экономической безопасности.