Научная статья на тему 'Общая характеристика электронных торговых площадок'

Общая характеристика электронных торговых площадок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3287
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / СТОИМОСТЬ РАБОТЫ / УЧАСТНИКИ ЭТП / ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТП / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРОЦЕССА / ПОИСК И ПРИВЛЕЧЕНИЕ НОВЫХ ПАРТНЕРОВ / ДОСТИЖЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Н. М., Ефимов Е. Н.

Представлена характеристика электронных торговых площадок, подробно рассмотрен процесс организации и функционирования ЭТП в сети internet. Рассмотрены стратегические и финансовые преимущества электронной коммерции при использовании электронных торговых площадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика электронных торговых площадок»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК

Н.М. ФОМЕНКО,

к.э.н., доцент,

Волгодонский институт (филиал) Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасский политехнический институт),

e-mail: [email protected];

Е.Н. ЕФИМОВ,

д.э.н, профессор, завкафедрой «Информационные технологии, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»,

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 69

Представлена характеристика электронных торговых площадок, подробно рассмотрен процесс организации и функционирования ЭТП в сети internet. Рассмотрены стратегические и финансовые преимущества электронной коммерции при использовании электронных торговых площадок.

Ключевые слова: электронные торговые площадки; автоматизированное рабочее место; стоимость работы; участники ЭТП; преимущества использования ЭТП; эффективность торгового процесса; поиск и привлечение новых партнеров; достижения оптимальной цены

Коды классификатора JEL: M15, O14

Электронные торговые площадки (ЭТП) существуют как отдельные Internet-системы (сайты) и предназначены для непосредственной организации on-line деятельности специалистов служб снабжения и сбыта различных предприятий и организаций [1-9].

На ЭТП пользователей обеспечивают следующим сервисом: авторизация участников; создание и поддержка фирменных каталогов; поиск продавцов, покупателей, материальнотехнических ресурсов (МТР); проведение тендеров, аукционов и других видов конкурсов в режиме on-line; комплекс средств интерактивного on-line взаимодействия контрагентов; маркетинговый и конъюнктурный анализ; предконтрактная и контрактная подготовка; проведение оплат поставщикам и контроль поставок.

Торговая площадка фактически предоставляет все функции, необходимые для обеспечения сбыта и снабжения. Таким образом, место на торговой площадке представляет собой автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста по сбыту или снабжению (Примером ЭТП может служить Индустриальная МАРкетинговая СИСтема ИНМАРСИС.).

Торговая площадка представляет собой сложноорганизованную систему со своей инфраструктурой. Ее функционирование обеспечивает группа специалистов в данной предметной области, служба технической поддержки и другие сервисные службы. ЭТП, это хорошо организованный торговый центр, где разные продавцы арендуют торговые площади, а администрация этого торгового центра обеспечивает рекламу, приток покупателей, а также условия и сервис для заключения сделок (покупок-продаж). При этом администрация заинтересована в том, чтобы покупательский спрос был удовлетворен и по ассортименту, и по качеству. И чтобы продавцы не остались без покупателей.

Работа на торговой площадке является, как правило, платной. Причем на некоторых торговых площадках взимается комиссия от проводимых операций (транзакций). Около 70% ЭТП взимают оплату за предоставленные услуги в размере от 1 до 6 процентов от совершенной сделки, в остальных случаях абонентская плата составляет от 3 до 180 долл./мес [10].

На других площадках доступ оплачивается фиксированной суммой, не зависящей от проводимых операций (таблица 1) [11]. При этом стоимость работы на торговой площадке несопоставимо ниже стоимости создания своего Internet-магазина или своей электронной службы снабжения. Точно так же, как соотносится стоимость аренды торговой площади в

© Фоменко Н. М., 2009 © Ефимов Е. Н., 2009

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

торговом центре и стоимость строительства и поддержания своего собственного магазина. Кроме того, в ряде случаев продажа товаров в большом торговом центре может оказаться гораздо более эффективной, нежели через свой отдельно стоящий магазин.

Таблица 1

Расценки на пользование проектом «Инмарсис»

Услуга Период (мес.) Стоимость за 1 мес. (у.е.) Стоимость (итого) (у.е.)

Доступ к системе 24 часа - 14

(Все основные функции, доступ ко всей информационной 1 149 149

базе, участие в тендерах и электронных конференциях, 3 129 387

использование внутренней почты) 6 109 654

12 89 1068

Проведение тендеров 1 99 99

(Дополнительная услуга для подготовки, проведения и 3 89 267

анализа результатов тендеров) 6 79 474

12 69 828

Проведение аукционов 1 99 99

(Дополнительная услуга для подготовки, проведения и 3 89 267

анализа результатов аукционов) 6 79 474

12 69 828

Техническая поддержка 1 79 79

(Доступ к действующей службе техподдержки по телефо- 3 75 225

ну в «горячем» режиме; помощь при работе с системой, 6 69 414

при вводе данных в прайс-листы (каталоги) и перечни потребностей в материально-технических ресурсах (МТР), помощь в организации и проведении тендеров) 12 65 780

ЭТП — это автоматизированная информационная система, функционирующая в сети Internet и представляющая ее участникам возможности для совершения торговых операций с любого компьютера, подключенного к Internet. Участниками ЭТП могут быть государственные и коммерческие организации, а также физические лица. ЭТП объединяет всех заинтересованных участников торговой деятельности в едином информационном пространстве (так же как это происходит, например, на бирже). При этом возможности ЭТП выводят ее участников на принципиально новый уровень взаимодействия, позволяя осуществлять полный перечень процедур по поиску потенциальных партнеров, подготовке и заключению сделок с помощью функций программного обеспечения эТп. Необходимый уровень конфиденциальности информации при проведении торгов обеспечивается за счет шифрования пересылаемой информации и применения механизма электронно-цифровой подписи.

Использование ЭТП позволяет организации получить ощутимые стратегические и финансовые преимущества электронной коммерции:

— продвижение продукции через Internet;

— снижение закупочных цен на сырье, комплектующие и оборудование;

— привлечение новых партнеров;

—повышение оперативности, прозрачности и управляемости торгово-закупочных процессов.

Электронная торговая площадка создается в качестве механизма, способного повысить эффективность торгового процесса организации и принести ее владельцу и участникам экономическую выгоду. Это обеспечивается за счет достижения следующих трех основных целей:

— поиска и привлечения новых партнеров;

— достижения максимальной прибыли;

— снижение сопутствующих издержек.

Поиск и привлечение новых партнеров. Современная экономическая наука утверждает, что доходность торгово-закупочного процесса непосредственно зависит от количества партнеров: чем больше потенциальных партнеров участвуют в торгах, тем выше конкуренция среди них и, следовательно, тем лучшее предложение можно от них получить по каждой сделке.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК

57

Благодаря использованию Internet, ЭТП обладает беспрецедентными возможностями по объединению всех заинтересованных в сотрудничестве игроков рынка, нивелируя эффект территориальной и информационной разобщенности. Другими словами, для того, чтобы организации вступить в соответствующее торговое on-line сообщество, достаточно зайти на сайт торговой площадки в Internet и пройти несложную процедуру регистрации. При этом не имеет значения, где территориально работает организация и какие информационные технологии использует. С момента вступления на ЭТП новый участник получает полноценную информацию о ведении торгов и возможность принять в них участие. Кроме того, ЭТП выполняет информационно-рекламную функцию, позволяя опубликовывать каталоги товаров и иными способами продвигать свою продукцию на рынок. Все это способствует привлечению новых клиентов, бизнес-партнеров и поставщиков.

Достижение максимальной прибыли. Как и любое коммерческое мероприятие, электронная торговля направлена на извлечение максимальной прибыли, которая в свою очередь напрямую зависит от цен.

Для достижения оптимальной цены, то есть цены, обеспечивающей наибольшую прибыль от сделки в сложившейся рыночной ситуации, применяются различные способы торговли, такие как запрос котировок, аукцион, конкурс, прямые переговоры, биржевые торги и пр. ЭТП позволяет проводить все эти процедуры через Internet, не требуя личного присутствия представителей организаций-участников торгов. Пользуясь возможностями ЭТП, организация-участник может использовать такую торговую процедуру, которая обеспечит наилучшие предложения от участников торгов.

Например, проведение конкурсов и аукционов позволяют экономить до 20% на закупках, а продажа товара на электронной бирже может значительно увеличить доход, повысить ликвидность продукции и обеспечить развитие рынка соответствующих товаров на долговременную перспективу. Для нескольких участников торговли ощутимый эффект можно получить за счет консолидации заказов однотипных товаров и получения дополнительных скидок.

Снижение сопутствующих издержек. Автоматизация процессов с помощью ЭТП способна значительно снизить издержки и повысить эффективность торгово-закупочной работы в целом. Обычно на предприятии для проведения продаж и закупок существуют отделы (либо отдельные сотрудники — в малом бизнесе), работа которых заключается в контактах с клиентами и поставщиками, поиске выгодных предложений, сравнении уровня цен, оформлении и сопровождении сделок.

При использовании традиционных средств коммуникации, таких как телефон, электронная почта, личные встречи, выполнение рутинных операций занимает львиную долю рабочего времени и требует большого штата персонала. Однако, даже увеличивая количество таких специалистов, руководитель организации не может быть уверен в том, что им удастся найти лучшие предложения на рынке, ввиду ограниченности возможностей традиционных телекоммуникационных средств. Да и весь закупочный процесс в этом случае является непрозрачным, страдая от непрофессионализма отдельных сотрудников и создавая благодатную почву для злоупотреблений.

В отличие от ручной работы, ЭТП берет на себя большую часть типовых операций по информированию участников торгов, сбору и агрегированию получаемой информации, регистрации новых участников. Участники сами поддерживают в системе актуальную информацию о себе, публикуя также каталоги продукции с текущими ценами. Для закупки определенной продукции достаточно найти ее в каталоге, либо отправить заинтересованным участникам запрос котировок. ЭТП имеет для этого развитые интерфейсы, такие как поиск продукции в каталоге, адресная рассылка, автоматическое сравнение и анализ предложений и пр. Аналогичным образом автоматизированы типовые процессы при проведении конкурсов и аукционов: информирование участников, рассылка и разъяснение конкурсной документации, прием и автоматизированный анализ предложений, уведомление о результатах, заключение и сопровождение сделки. Легко заметить, что в этом случае прозрачность и управляемость торгового процесса значительно повышается, что способствует оперативности его проведения, снижению трудозатрат и упорядочиванию процедур. Повышается открытость торгов, ликвидируются возможности для злоупотреблений. При работе с партнерами и потребителями ЭТП позволяет осуществлять персонифицированное взаимодействие, обеспечивая индивидуальный подход к каждому клиенту. Ведь в современных условиях жесткой конкуренции очень важно, чтобы каждый клиент получил наиболее интересное для него предложение.

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

Для создания торгового сайта компании всегда имеются следующие пути: самостоятельная разработка сайта, создание и внедрение сайта разработчиком, приобретение и внедрение типового программного обеспечения, аренда программ у специализированной фирмы, обеспечивающей работу и сопровождение системы.

Теперь появляется возможность управлять деятельностью производителей извне, так как Internet обеспечивает полный цикл контроля — от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.

Вынося основные бизнес-процессы на ЭТП, предприятиям становится невыгодно внедрять собственные дорогие ИС. Появляется альтернатива — поручить обеспечение автоматизации бизнеса специальному сервис-провайдеру приложений (ASP), которым чаще всего является владелец вертикального портала.

К такому решению, чаще всего, приводит то, что стоимость услуг ASP-провайдера не идет ни в какое сравнение с затратами на покупку новой ИС. Например, стоимость клиентского места отечественной торговой системы ГИАТС составляет около 1 тыс. долл., а абонентская плата — 40 долл. в месяц (Глобальная Информационно-Аналитическая Торговая Система (ГИАТС) [12]. Решающее значение для компаний приобретает вопрос, строить ли собственную инфраструктуру B2B или вручить судьбу предприятия в руки внешних специалистов.

Последний вариант можно счесть привлекательным, но он связан с риском в области безопасности, надежности и контроля. Ведь могут быть сомнения в том, что поставщик продуктов или ASP-провайдер выживет в перспективе. Пока для российских предприятий наиболее приемлем сбалансированный подход, потому что успешно работающую систему B2B нельзя построить в вакууме. Ни одно предприятие не сделает все необходимое самостоятельно, но ни один поставщик услуг этого также не сможет. Построение систем B2B должно вестись на основе кооперации деловых партнеров: клиентов и поставщиков, с одной стороны, и производителей ПО и сервис-провайдеров — с другой.

На отечественном рынке ASP-провайдерами выступают ведущие операторы связи в кооперации с поставщиками ПО. В качестве примера можно указать совместный проект компаний «МирТелеКом» и Platinum Software в Москве. «МирТелеКом» обеспечивает удаленным пользователям хостинг и доступ к системе Platinum SQL, а компания Platinum Software настраивает и сопровождает работу финансовой системы предприятий — клиентов.

Суть услуги состоит в том, что клиент не будет тратить время и деньги на закупку и внедрение своей ИС, после чего арендовать каналы для ее эксплуатации, а обратится в «МирТелеКом» и купит комплексный продукт, включающий услуги бухгалтерских систем и каналы доступа к ним, и сразу начнет работать. При этом минимизируются затраты на софт, хард и телекоммуникационные сервисы. Клиент экономит деньги для создания корпоративной сети. Особенно актуальна такая услуга при организации информационной инфраструктуры компаний с использованием вертикальных Internet-порталов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьева Т.Н., Ткалич А.И. Информационный консалтинг. Учебное пособие. Экономика, 2006.

2. Груздев А.В. Сетевая экономика. Создание Internet-магазина. — М.: Изд-во «Приор», 2006.

3. Кобыльский А.А. Разработка автоматизированной информационной системы Интернет-Магазин. — М.: Изд-во «Дело», 2006.

4. Костяев Р. Бизнес в Интернете. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

5. Павлов А.С. Сравнительный анализ потребительского качества программных продуктов для электронной торговли. Автореф. дисс. ... к.э.н.: 08.00.13 — Ростов-на-Дону, 2005.

6. Сергеев А.П. Раскрутка сайтов и основы электронной коммерции. Краткое руководство. Москва: Издательский дом «Вильямс», 2005.

7. Самойленко В.П. Онлайновые маркетинговые каналы. Создание электронного магазина. М.: Инфра-М, 2006.

8. Смирнов С.Н. Электронный бизнес. — М.: ДМК Пресс; Компания АйТи, 2003.

9. Успенский И. Энциклопедия интернет-бизнеса. — СПб.: Питер, 2001

10. http://b2bloaaer.com/articles/review/print/98.html

11. http://www.inmarsys.ru/

12. http://www.aiats.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.