Научная статья на тему 'Электронная торговля как инструмент повышения качества взаимодействия государства, бизнеса и общества'

Электронная торговля как инструмент повышения качества взаимодействия государства, бизнеса и общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
976
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / E-BUSINESS / E-COMMERCE / INFORMATION ECONOMY / INTERNET TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров Александр Алексеевич, Иванова Валентина Ивановна

В статье исследуются основные виды и модели электронного бизнеса в Российской Федерации. Определяются и анализируются основные факторы, влияющие на процессы по формированию современной экономики, в большей степени базирующейся на автоматизации основных рутинных операций по покупке, продаже и оказанию услуг таким агрегированным экономическим субъектам, как домашнее хозяйство, бизнес, банковская сфера и государство. Подробно анализируется модель B2B.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-COMMERCE AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF INTERACTION BETWEEN THE STATE, BUSINESS AND SOCIETY

The article examines the main types and models of e-business in the Russian Federation. It identifies and analyzes the main factors influencing the process for the formation of the modern economy which is largely based on basic automation of routine operations for purchasing, selling and providing services to such aggregated economic agents as households, business, banking and government. Detailed analysis of B2B model is given.

Текст научной работы на тему «Электронная торговля как инструмент повышения качества взаимодействия государства, бизнеса и общества»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.024.2 ББК 3.30.2

А.А. НАЗАРОВ, В.И. ИВАНОВА

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА*

Ключевые слова: электронный бизнес, электронная коммерция, информационная экономика, Интернет-технологии.

В статье исследуются основные виды и модели электронного бизнеса в Российской Федерации. Определяются и анализируются основные факторы, влияющие на процессы по формированию современной экономики, в большей степени базирующейся на автоматизации основных рутинных операций по покупке, продаже и оказанию услуг таким агрегированным экономическим субъектам, как домашнее хозяйство, бизнес, банковская сфера и государство. Подробно анализируется модель B2B.

A. NAZAROV, V. IVANOVA E-COMMERCE AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF INTERACTION

BETWEEN THE STATE, BUSINESS AND SOCIETY Key words: e-business, e-commerce, information economy, internet technology.

The article examines the main types and models of e-business in the Russian Federation. It identifies and analyzes the main factors influencing the process for the formation of the modern economy which is largely based on basic automation of routine operations for purchasing, selling and providing services to such aggregated economic agents as households, business, banking and government. Detailed analysis of B2B model is given.

В современном мире процессы интеграции стран происходят во всех областях человеческой деятельности, это касается и экономики, и политики, и развития культурных связей. Таким образом, можно утверждать, что данные процессы приводят к формированию новой парадигмы экономических взаимоотношений, так называемой «экономики знаний», и процесс перехода бизнеса в Интернет приобретает все более существенный характер. Современные электронные площадки, например торгующие товарами народного приобретения (aliexpress.com), показывают за последние годы увеличение в геометрической прогрессии объема торгового обращения. Необходимо отметить, что основное отличие «экономики знаний» на первом этапе развития - это качественно новые возможности электронизации бизнеса и появление новых возможностей в получении, обработке и передаче информации как внутри хозяйствующих субъектов мировой экономики, так и между ними. Информационные процессы становятся заменой реальной физической информации и выступают некими катализаторами в развитии экономических, политических и социокультурных отношений между хозяйствующими субъектами мировой экономики, способствуя ее глобализации.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (№ 16-02-00600_а).

Обзор литературы по данной тематике показал, что вопросам мировой глобализации Интернет-торговли посвящено много работ, которые подтверждают необратимость данных процессов и исследуют открывающиеся возможности развития электронного бизнеса: это и электронные фондовые рынки, и проекты, связанные с торговлей товарами народного и промышленного потребления, и новые современные электронные торговые площадки поиска поставщиков и подрядчиков для выполнения государственных и частных заказов. Однако необходимо отметить, что, несмотря на глубокий анализ в научной литературе роли электронного бизнеса в мировой экономике, факторы развития электронного бизнеса в России изучены недостаточно. Скорее всего, это связано с отсутствием какого-либо государственного регулирования области деятельности, связанной с Интернетом в целом и электронизацией бизнеса в частности. В настоящее время государственные структуры начинают понимать важность перехода основных финансовых операций в область Интернет-торговли, и поэтому данная область требует тщательного регулирования со стороны всех органов власти. Данные операции, конечно, связаны со следующими областями: проведение онлайн-платежей за услуги, банковские финансовые операции, покупка и продажа товаров потребления, организация частных и государственных закупок, оказание государственных он-лайн-услуг и др.

Наиболее подходящее, по нашему мнению, определение понятия «электронная торговля» звучит следующим образом: электронная торговля - это такой способ покупки и продажи товаров, оказания услуг на базе существующих взаимосвязей при помощи специальных инструментов информатизации бизнеса и информационных технологий, который связан с передачей и обработкой цифровой информации (текстовой, звуковой, а также визуальных данных) в глобальной сети Интернет.

Электронная торговля (электронная коммерция) на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий означает не только процесс покупки и продажи товаров и услуг через Интернет или автоматизацию некоторых бизнес-процессов через внедрение системы корпоративных порталов, но и оптимизацию различных операций на основе принципов самоорганизации, самоконтроля и управления в автоматическом режиме. Например, при осуществлении банковской операции, связанной с переводом или снятием денежных средств с расчетного счета при помощи онлайн-банкинга, или непосредственной операции с картой в банковском терминале, автоматическая система контроля и безопасности осуществляет постоянный мониторинг всех операций по заранее разработанному алгоритму и при выявлении подозрительных операций передает подробную информацию в Центр обработки информации. Далее, согласно инструкции, оператор связывается по телефону или с помощью какого-либо другого метода связи с владельцем расчетного счета для подтверждения и отмены подозрительных с точки зрения автоматизированных алгоритмов слежения операций. Построение тесных функциональных отношений с партнерами по бизнесу также является основ-

ным преимуществом использования возможностей электронной торговли. В данном случае можно привести пример построения отношений B2B в области рекламы в Интернете. Публичная транснациональная корпорация Google и компания Яндекс, преобладающие в сфере русскоязычного Интернета, получили быстрое развитие благодаря разработанным уникальным алгоритмам поиска контента в Интернете. Одним из основных источников их дохода является реклама в выдаче поискового индекса, запрошенного пользователем, Google Adwords и Яндекс.Директ. Как правило, существуют специальные области для закрепления данной рекламы в поисковой выдаче. Современные тенденции развития рекламной отрасли показывают, что «реклама» все больше уходит в сферу электронного бизнеса, в Интернете создано большое количество площадок и всевозможных форм и видов рекламы. Основной, конечно, является реклама, связанная с выдачей релевантной запросу пользователя информации в поисковых системах. Таким образом, сама реклама становится более таргетированной, предназначенной для конкретного конечного пользователя с его интересами и увлечениями. Телевизионная реклама, например, не обладает такими свойствами, охватывая, конечно же, более широкий круг потенциальных клиентов, но в большинстве своем бесполезный для повышения продаж того или иного товара или услуги.

Несмотря на огромные трудности, возникающие у компаний в самом начале использования инструментов электронной коммерции, больше связанные с трудностями технико-экономического плана (инфраструктура, обучение сотрудников, обучение руководящего звена), для многих компаний вопрос заключается не в том, стоит ли использовать инструменты электронной торговли, а в том - какой бюджет необходимо направить, чтобы занять свою долю на этом рынке.

Основными техническими предпосылками для электронизации бизнеса является постоянное совершенствование основных инфраструктурных элементов системы, в частности: вычислительная техника становится более совершенной, универсальной и производительной, возрастает скорость передачи данных на большие расстояния при использовании проводных, беспроводных и комбинированных технологий, резкий рост мобильного сегмента и выход на «проводные» скорости по технологиям 4G и 5G, а также на «нулевую» по издержкам по времени передачу научных знаний.

На сегодняшний момент в России можно выделить следующие разновидности электронного бизнеса (рис. 1):

1. Электронная торговля - связанная с торговлей товарами народного и промышленного потребления через интернет-магазины.

2. Интернет-банкинг - осуществление основных банковских операций в так называемых банковских онлайн-системах (открытие и закрытие счетов, размещение вкладов на депозит, перевод денежных средств, оплата квитанций и счетов и др.).

3. Проведение электронных аукционов - данная сфера охватывает не только частный сектор, но и поиск оптимальных поставщиков и подрядчиков для вы-

полнения работ в сфере государственных и частных закупок. На сегодняшний момент официальных аккредитованных площадок для осуществления государственных закупок насчитывается пять: Sberbank AST, Roseltorg, ZakazRF, ММВБ «Госзакупки», OTS tender.

4. Автоматизация и оптимизация в сфере электронной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, например: электронные базы данных, содержащие сведения из различных областей деятельности, электронные базы патентов, авторских свидетельств и др.

5. Электронные библиографические указатели - в открытом доступе на официальных сайтах специализированных организаций размещаются материалы электронных библиотек.

6. Дистанционное и электронное обучение. Проведение дистанционного обучения (видеоконференций, размещение электронных учебников и пособий, проведение Интернет-тестирования и др.) при помощи инструментов удаленной связи через широкополосный доступ в Интернет.

7. Электронная почта. Проведение рекламных кампаний по привлечению дополнительных клиентов через инструменты по массовой рассылке писем (e-mail маркетинг).

8. Электронный маркетинг - всевозможные инструменты поиска и привлечения новых клиентов в заданном сегменте рынка (размещение рекламы на сторонних сайтах, в поисковой выдаче, социальных сетях и др.), основной целью является увеличение потока посетителей на определенный Интернет-ресурс, формирование воронки продаж, увеличение конверсии.

Государство (G) Бизнес (В) Домашние хозяйства (С)

Государство (G) G2G коордннаыпя G2B информирование и распродажа неликвидов G2C трансферты и прочие

Бизнес (В) B2G снабжение Б2В электронная коммерция В2С электронная торговля

Домашние хозяйства (С) C2G налоги С2В сравнение цен С2С аукционы

Рис. 1. Классификация моделей электронного бизнеса в России

Рассмотрим подробнее модели электронной торговли, наиболее часто встречающиеся на российском сегменте Интернет-бизнеса. Самая крупная по фактическому объёму финансовых операций - это модель «Бизнес для бизнеса» (Б2Б). Это такое информационно-коммуникационное и торговое взаимодействие между организациями и предприятиями в сфере электронной торговли,

которое осуществляется посредством специализированной инфраструктуры (внутренний корпоративный интранет, широкополосный Интернет, мобильный способ связи и др.) и при котором производится обмен данными между автоматизированными взаимодействующими корпоративными экономическими информационными системами (корпоративные порталы, CRM, MRP, MRP II, ERP, ERP II, MPC, CSRP, TQM -системы), установленными на обеих сторонах (рис. 2). Данные системы позволяют значительно снизить транзакционные издержки, оперативно реагировать на изменение в потребностях компании по ресурсам и материалам, эффективно планировать график поставок и способы доставки, выставлять в автоматическом режиме счета на оплату, т.е. решать задачи сбыта и материально-технического снабжения.

На сегодняшний момент на российском сегменте электронной торговли можно выделить следующие модели системы «Бизнес для бизнеса» (B2B) (рис. 2):

1. Модель агрегированных электронных торговых площадок - это специальное место, на котором в едином стиле представлены всевозможные электронные каталоги продукции поставщиков, классифицированные по группам. Данная модель служит для поиска поставщиков с целью материально-технического обеспечения предприятия ресурсами.

2. Модель торгового концентратора - специализированная площадка, в которой продавец имеет возможность размещения в электронном виде каталога своей продукции, а покупатель - получить полную информацию о продукте в текстовом или мультимедийном виде.

3. Модель доски объявлений. Основная цель данной модели взаимодействия бизнеса заключается в поиске спроса на определенный вид продукции или услуги, а дальнейшее взаимодействие происходит вне данной системы.

4. Модель электронных аукционов. Агенты, выступающие в качестве заказчиков, осуществляют поиск поставщиков и подрядчиков через специальную автоматизированную систему с возможностью задания условий по критерию стоимости и др.

5. Брокерский сайт - модель торгового посредника, специализирующегося на поиске и получении для компании заказа.

6. Корпоративный сайт компании - общая модель для всех компаний и предприятий, в основном предназначена для информирования потенциальных заказчиков о компании, каталогах продукции и услугах и др.

7. Интернет-магазины, встроенные в официальный корпоративный сайт компании.

Системы «Бизнес для домашних хозяйств» (B2C) - это специализированные электронные торговые площадки, на которых представлены товары и услуги, предназначенные конечному потребителю. Развитие данной модели электронного бизнеса в России связано с уровнем благосостояния населения, ростом уровня официального и теневого дохода населения и общим развитием экономики страны. Основными составляющими успеха развития данной модели в условиях России являются следующие инфраструктурные элементы: точечная доступность

пунктов приема и выдачи товаров; транспортная инфраструктура (степень развития дорожной инфраструктуры, железнодорожного транспорта, авиасообщения); работа почтовых служб и служб доставки «до получателя»; электронные деньги и платежные системы.

КОРПОРАТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОРТАЛЫ

ХОСТ-ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИ И И

КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУ М ЕНТООЕО РОТА

С КМ СИСТЕМЫ

MFP СИСТЕМЫ

МНР II СИСТЕМЫ

ЕИР СИСТЕМЫ

ЕЯР II СИСТЕМЫ

ЛОКАЛЬНЫЕ

Н1

ФИНАНСОВО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

МЕ1С СИСТЕМЫ

С5ПР СИСТЕМЫ

ТОМ СИСТЕМЫ

""I

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ

У

Рис. 2. Система В2В - корпоративные экономические информационные системы

Благодаря низким затратам на введение в эксплуатацию электронной витрины в Интернет-магазине электронная коммерция пользуется большим спросом среди продавцов, работающих с конечным потребителем, позволяя организовать персонализированные отношения с покупателем через личный кабинет, систему обратной связи и персональную техническую поддержку, который, в свою очередь, получает возможность оперативного поиска необходимой продукции через встроенную в сайт систему настраиваемых фильтров.

Определённо, возможности развития электронной торговли в России далеко не исчерпаны. На сегодняшний день компании не смогут полноценно конкурировать, если не будут использовать Интернет в своей деятельности и инструменты электронной коммерции. Большинство российских компаний это понимают и активно осваивают данный сегмент, несмотря на то, что в России не так высоко развита инфраструктурная составляющая электронной торговли (в основном из-за неравномерности заселения, неразвитости дорожной инфраструктуры, климатической составляющей и больших расстояний). Но в последнее время ощущается положительный тренд в решении данного вопроса благодаря успешному опыту и тесному взаимодействию с такой страной, как Китай.

Литература

1. Беспалов А.А. История развития электронного бизнеса в России // Финансы и бизнес. 2011. № 2. С. 150-162.

2. Данилов И.П., Назаров А.А., Никитин В.В. Информационно-аналитическое сопровождение в управлении региональными социально-экономическими системами // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. С. 217-225.

3. Константинов И.С., Иващук О.А., Волков В.Н. Подходы к созданию и инструментальному сопровождению бизнеса предоставления электронных услуг населению в современной России // Информатизация образования и науки. 2012. № 13. С. 161-175.

4. Кублин И.М., Махметова А.Ж. Особенности инвестирования в проекты по управлению информационными бизнес-процессами на предприятиях электронной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 269-271.

5. Лукинский В.С., Парфенов А.В., Плетнева Н.Г. Электронный бизнес в России: состояние и перспективы развития // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2012. № 3. С. 223-227.

6. Назаров А.А., Никитин В.В. Имитационная модель для оценки модернизационной политики социально-экономического развития региона // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 457-462.

7. Назаров А.А., Никитин В.В. Система поддержки принятия научно обоснованных решений при анализе социально-экономической деятельности региональных объектов // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. С. 287-292.

8. Строганов В.В., Юревич М.А. Электронный бизнес: использование предприятиями компьютерных сетей в бизнес-процессах // Информационное общество. 2006. № 2/3. C. 92-102.

9. Трифонов П.В. Анализ влияния факторов окружающей среды на развитие электронного бизнеса в России // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). C. 413-421.

10. Черноиванов А.П. Электронный бизнес и перспективы его развития в России // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8 (30). С. 155-161.

11. Шакиров Р.Р. Место и роль электронного бизнеса в развитии структуры российской экономики // Сегодня и завтра российской экономики. 2011. № 42. С. 36-38.

References

1. Bespalov A.A. Istoriya razvitiya elektronnogo biznesa v Rossii [History of e-business development in Russia]. Finansy i biznes [Finance & Business], 2011, no 2, pp. 150-162.

2. Danilov I.P., Nazarov A.A., Nikitin V.V. Informatsionno-analiticheskoe soprovozh-denie v upravlenii regional'nymi sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami [Information and analytical support in the management of regional socio-economic systems]. Problemy i perspektivy razvitiya sotsial'no-ekonomicheskogopotentsiala rossiiskikh regionov: materialy 2-i Vseros. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Rus. Conf. «Problems and prospects of development of socio-economic potential of Russian regions»]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2013, pp. 217-225.

3. Konstantinov I.S., Ivashhuk O.A., Volkov V.N. Podkhody k sozdaniyu i instrumental'-nomu soprovozhdeniyu biznesa predostavleniya elektronnykh uslug naseleniyu v sovremennoi Rossii [Approaches to the development of business and the instrumental accompaniment of electronic services to the population in modern Russia]. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki [Informatization of Education and Science], 2012, no. 13, pp. 161-175.

4. Kublin I.M., Mahmetova A.Zh. Osobennosti investirovaniya vproekty po upravleniyu infor-matsionnymi biznes-protsessami na predpriyatiyakh elektronnoi promyshlennosti [Features of investment in projects on management of information business processes to the electronic industry enterprises]. Audit ifinansovyi analiz [Audit and Financial Analysis], 2014, no. 1, pp. 269-271.

5. Lukinskij V.S., Parfenov A.V., Pletneva N.G. Elektronnyi biznes v Rossii: sostoya-nie i perspektivy razvitiya [Electronic business in Russia: state and development prospects]. Vestnik INZhJeKONa. Ser. Ekonomika, 2012, no. 3, pp. 223-227.

6. Nazarov A.A., Nikitin V.V. Imitatsionnaya model' dlya otsenki modernizatsionnoi politiki sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [A simulation model to assess the modernization policy

of socio-economic development of the region], Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2011, no. 4, pp. 457-462.

7. Nazarov A.A., Nikitin V.V. Sistema podderzhki prinyatiya nauchno obosnovannykh re-shenii pri analize sotsial'no-ekonomicheskoi deyatel'nosti regional'nykh ob"ektov [The system of support of acceptance of evidence-based decisions in the analysis of socio-economic activities of the regional facilities]. Problemy i perspektivy razvitiya sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala ros-siiskikh regionov: materialy 4-i Vseros. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Rus. Conf. «Problems and prospects of development of socio-economic potential of Russian regions»]. Cheboksary, Chuvash University Publ., 2015, pp. 287-292.

8. Stroganov V.V., Jurevich M.A. Elektronnyi biznes: ispol'zovanie predpriyatiyami komp'yu-ternykh setei v biznes-protsessakh [E-business: the use of computer networks by enterprises in business processes]. Informacionnoe obshhestvo [Information society], 2006, no. 2-3, pp. 92-102.

9. Trifonov P.V. Analiz vliyaniya faktorov okruzhayushchei sredy na razvitie elektronnogo biz-nesa v Rossii [Analysis of factors of influence of the environment on e-business development in Russia]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economy and business], 2014, no. 11-3 (52-3), pp. 413-421.

10. Chernoivanov A.P. Elektronnyi biznes i perspektivy ego razvitiya v Rossii [E-business and prospects of its development in Russia]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Socioeconomic phenomena and processes], 2011, no. 8 (30), pp. 155-161.

11. Shakirov R.R. Mesto i rol' elektronnogo biznesa v razvitii struktury rossiiskoi ekonomiki [Location and e-business role in the development of the Russian economy structure]. Segodnya i zav-tra rossiiskoi ekonomiki [Today and tomorrow, the Russian economy], 2011, no. 42, pp. 36-38.

НАЗАРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ - старший преподаватель кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

NAZAROV ALEXANDER - Senior Teacher of the Information Systems Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ИВАНОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА - доцент кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

IVANOVA VALENTINA - Associate Professor of Information Systems Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.