Научная статья на тему 'СЕГМЕНТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ РОЛЬ В ТЕНЕВОМ СЕКТОРЕ'

СЕГМЕНТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ РОЛЬ В ТЕНЕВОМ СЕКТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ РОЛЬ В ТЕНЕВОМ СЕКТОРЕ / SEGMENTATION OF THE DIGITAL ECONOMY AND ITS ROLE IN THE SHADOW SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аманова Мафтуна Давлатбой Кизи

Цифровизация экономики серьёзный и широкомасштабный шаг на пути развития экономики. Не так давно под цифровизацией подразумевалось лишь доступ к интернету и наличие персональных компьютеров. На сегодняшний день обыденность вышеперечисленного рождает новый взгляд на цифровую экономику, который включает в себя Интернет вещей, дополненную и виртуальную реальность, облачные вычисления, блокчейн, роботизацию, автоматизированное производство, автономные транспортные средства и искусственный интеллект (АI).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEGMENTATION OF THE DIGITAL ECONOMY AND ITS ROLE IN THE SHADOW SECTOR

The digitalization of the economy is a serious and large-scale step towards the development of the economy. Not so long ago, digitalization meant only access to the Internet and the availability of personal computers. Today, the routine of the above is giving rise to a new look at the digital economy, which includes the Internet of things, augmented and virtual reality, cloud computing, blockchain, robotics, automated production, autonomous vehicles and artificial intelligence (AI).

Текст научной работы на тему «СЕГМЕНТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ РОЛЬ В ТЕНЕВОМ СЕКТОРЕ»

АМАНОВА Мафтуна Давлатбой кизи,

докторант Национального университета Узбекистана

СЕГМЕНТАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ РОЛЬ В ТЕНЕВОМ

СЕКТОРЕ

Цифровизация экономики серьёзный и широкомасштабный шаг на пути развития экономики. Не так давно под цифровизацией подразумевалось лишь доступ к интернету и наличие персональных компьютеров. На сегодняшний день обыденность вышеперечисленного рождает новый взгляд на цифровую экономику, который включает в себя Интернет вещей, дополненную и виртуальную реальность, облачные вычисления, блокчейн, роботизацию, автоматизированное производство, автономные транспортные средства и искусственный интеллект (AI). Инновационные и технологические изменения в сфере информационных технологий и компьютерной инженерии полностью вводит традиционное производство, рынок, бизнес и управление в цифровую среду. Неоспоримая динамика цифровой экономики, требующая не только финансов и времени, но и готовых к этому правительства, народа и соответственно специалистов.

Миша Кетчелл, редактор онлайн журнала The Conversation [1], утверждает, что существует три сегмента цифровой экономки: «цифровое ядро», «цифровые провайдеры» и «цифровые приложения». Поясняя примитивным экономическим языком, можно сказать, что «цифровое ядро» - это сырьё (физическая технология и инфраструктура), в то время как «цифровые провайдеры» и «цифровые приложения», производители цифрового «добра» и потребители цифрового рынка соответственно. В одном государстве иметь все три «элемента» цифрового рынка сложно, в особенности в развивающихся странах. Однако наличие их всех значительно сокращает траты на транспорт, рабочую силу и экономит время. К примеру, мобильный банкинг и цифровые финансовые услуги экономит время на сбор документов, оформление и транспорт, вместо физического посещения для осуществления тех или иных банковских трансакций и услуг. Автоматизация и роботизация производственного процесса так же позволяет минимизировать трату на работников на производстве, хоть это и требует большое вложение на старте применения роботизации/автоматизации и специалистов способных работать с передовыми технологиями и приложениями.

Уровень роботизации и автоматизации в мире не так глобальна, как интернет, учитывая нехватку специалистов и ресурсов, а также

прорастающий опыт использования технологических инноваций сложно прорисовывать картину распространённость цифровизации. Существует несколько подходов к оценке технологического прогресса. В отчете МакКинзи [2] «О переходах рабочей силы во время автоматизации» это явление оценивается в % от числа рабочих часов, которые будут автоматизированы. Однако, в частности технологическое развитие определяется как технологическая безработица, где берется разница между производительностью труда и производительностью в час. Мера в стиле Бартика [3] также является одним из известных способов расчета, где учитывается прогресс в роботах и базовых долях отрасли на местном рынке (по 19 отраслям), так называемая «подверженность роботам». Данные Международной федерации робототехники (1РР), используемые в Аджемоглу и Рестрепо [4], измеряют определенный класс роботов, определенный как определяющий «промышленных роботов» (автоматически управляемый, перепрограммируемый и многоцелевой [машина]) в соответствии с тысячей рабочих. Как бы печально не складывалась судьба людей входящих в ряд безработных из-за технологического прогресса, цифровизация во многих сферах привносит позитивные изменения.

В ближайшем будущем Берлин начинает использовать искусственный интеллект в государственном управлении для борьбы с коррупцией путем мониторинга платежей и транзакций, необычных заказов, которые было трудно распознать аудиторам коррупции [5]. Доцент Зегер ван дер Валь и кандидат наук Йифей Ян [6] из Национального университета Сингапура утверждают, что проблема принятия правительством решений на основе эмоций может быть решена с помощью «робогов» (роботизированное правительство) как способности «робогов» принимать рациональные решения и избежать коррупции является преимуществом перед многими нынешними правительственными лидерами. В целом, даже если эта идея, кажется, не завершает эффективное использование ИИ и технологий на «общественной арене принятия решений с высокими ставками», таких как спорт, уже доказало свою эффективность во время чемпионата мира 2018 года.

Важность использования цифровизации на пути сокращения теневой экономики определяется следующей статистикой. В мире доля «теневой» экономики к 2020 году составила 22,1% мирового ВВП [7], в частности в развитых странах удельный вес теневой экономики равен 7,5% ВВП [8]. Несмотря на различные целевые государственные программы и высокий уровень экономического развития, в отдельных странах с формирующихся (Россия, Украина) и развивающихся

«НОВАЯ АРХИТЕКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

(Бразилия, Пакистан) стран с рыночной экономикой доля теневого сектора в мировой экономике составляет 39-45%. Опубликованные в 2020 году данные Управления ООН по наркотикам и преступности показывают, что сумма «отмывания» денег в мире составляет от 2 до 5% от общего ВВП, а согласно отчету МВФ 5-7%. Вместе с тем, с увеличением в мире объемов «незаконных» денег усиливаются и меры противодействия с этим явлением.

Мировой опыт в достижении снижения уровня теневой экономики отражается в создании рабочих групп и стратегических планов международными финансовыми организациями, например стандарты ISO, отчёты и исследования ООН, МВФ, Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Группа государств Совета Европы против коррупции, Рабочая группа ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц, Сеть ОЭСР по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering) и План по противодействию коррупции на 2019-2021 годы принятый лидерами G20. В частности, Transparency International и неправительственные международные организации ведут систематизированный сбор данных, осуществляют интенсивные научные исследования и проводят мониторинг по приоритетным направлениям борьбы с теневой экономикой.

В условиях углубления экономических реформ в Узбекистане реализуется большая работа по борьбе с коррупцией и легализацией теневой экономики. Согласно результатам опроса домохозяйств Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан занятость в неформальном секторе на начало 2019 года составляет почти 8млн человек. [9] По данным Государственного Комитета Республики Узбекистан по Статистике удельный вес неформальной экономики в секторе домохозяйств страны колеблется от 30% до 35%. Вместе с тем размер теневой экономики в предпринимательской деятельности составил 16,7% ВВП страны. [10] По оценке Программы Развития ООН в 2019 году масштаб теневой экономики Узбекистана варьирует между 40%-50% по отношению к ВВП страны. Следует отметить, что для осуществления комплекса мер, направленных на пути снижения теневой экономики необходим поэтапный переход на легализацию неофициальной и незаконной деятельности предварительной апробацией в крупных городах. В данном случае, цифровизация может послужить преимуществом на пути борьбы с теневой экономикой и повышения эффективности государственных институтов [11].

Цифровизация феномен, который воспринимается как должное и необходимое для развития экономики. Границы между цифровым и традиционным стираются, поскольку технологические изменения пронизывают все аспекты современной жизни. Нам всем необходимо понять природу этого изменения, чтобы иметь возможность реагировать на всех уровнях: общественном, государственном и личном. Как и все явления имеют положительный, так и отрицательный окрас, и цифровая экономика здесь не исключение. Обилие технологий и цифровизации в общем, а также действий и махинаций в цифровом мире и стремительный рост их количества формирует определение цифровой теневой экономики [12]. Аспекты данного феномена имеют самый разнообразный характер. По определению многих учёных одну общую черту теневой экономики - любое не задокументированное действие. Именно этот вид действия может осуществляться в просторах цифрового мира без каких-либо доказательств и фиксирований ни на реальном, ни на виртуальном пространстве.

Исходя из выше указанного, можно сделать вывод, что цифровая экономика подпитывается объемным количеством информации и базы данных, который в свою очередь поднимает вопрос не только учет, запись и хранение данных личного потребления или финансовых транзакций, но и проблему их защиты от использования в корыстных целях и применения в теневом цифровом мире. Данный вопрос порождает изучение совсем нового сектора теневой экономики и создает четвёртый сегмент цифровой экономики, которая обеспечивала бы безопасность цифровой жизни.

Список использованной литературы:

1. Ketchell М. The digital economy is becoming ordinary. Best we understand it // The Conversation. 2020. [онлайн] Доступно по: https://theconversation.com/the-digital-economy-is-becoming-ordinary-best-we-understand-it-

130398#:~:text=The%20digital%20economy%20is%20a,the%20internet%2 0on%20the%20economy. [24 января, 2021].

2. McKinsey&Company. A future that works: automation, employment, and productivity. Executive summary // McKinsey Global Institution. 2017. 28p.

3. Bartik T. Who Benefits from State and Local Economic Development Policies? // W.E. Upjohn Institute.1991.

4. Acemoglu D. and Restrepo P. Low-Skill and High-Skill Automation // Journal of Human Capital. 2018. 12, no. 2 (Summer 2018): 204-232pp.

5. AI-Hub Europe. Berlin wants to use Artificial Intelligence to fight corruption. 2018. [онлайн] Доступно по: https://ai-europe.eu/berlin-wants-to-use-artificial-intelligence-to-fight-corruption/ [9 февраля, 2021].

6. Zeger V. and Yifei Y. Could robots do better than our current leaders? // World Economic Forum 2018. [онлайн] Доступно по: https://www.weforum.org/agenda/2018/10/could-robot-government-lead-better-current-politicians-ai/ [9 февраля, 2021].

7. По данным АССА (Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров) 2020.

8. Хамидов Б., Давлетов Ф. Вызовы теневой экономики // Экономическое обозрение. ЦЭИР. 2020. №2.

9. По данным МЗТО РУз, на конец 1 квартала 2019 года

10. Буров В.Ю., Худайназаров А.К., Маматкулов И.А. Теневая экономика в Узбекистане: оценка её размера и структуры на основе выборочного опроса предприятий // Теневая экономика. 2020. №1. c.23-46.

11. Muminov N.G., Zakhirova G.M. The role of public procurement in the digitalization of the economy and adoption of e-commerce. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics Vol. 13, No. 2, 2020. Р.30-39. DOI: 10.18721/JE.13203

12. Nozim Muminov, Shoira Olimjanova, Akmal Salimov, & Tatyana Kim. (2020). DIGITALIZATION AS AN IMPORTANT FACTOR OF LEGALIZATION OF THE SHADOW ECONOMY. International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development, 2(2), 16-19. Retrieved from http://journals.researchparks.org/index.php/IJEFSD/article/view/371

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.