Цифровая экономика Китая: возможности и риски1
Л. Джан, С. Чен
Джан Лунмэй — PhD, экономист Департамента стран Азиатско-Тихоокеанского региона Международного валютного фонда; U.S., N.W. Washington, D.C. 20431, 700 19th Str.; E-mail: [email protected]
Чен Салли — постоянный представитель Международного валютного фонда в САР Гонконг, Международный валютный фонд; U.S., N.W. Washington, D.C. 20431, 700 19th Str.; E-mail: [email protected]
В последние годы цифровая экономика Китая стремительно развивается. Средний уровень цифровизации экономики остается ниже, чем в развитых странах, но в отдельных регионах и секторах уровень цифровизации уже достиг высоких показателей, особенно в электронной торговле и финансовых технологиях, особенно в прибрежных регионах. Эти трансформации ускорили рост производительности, в различной степени повлияв на уровень занятости в разных секторах. В будущем цифровизация продолжит трансформировать экономику Китая, увеличивая эффективность и смягчая последствия замедления потенциального экономического роста, возникающего по мере достижения китайской экономикой состояния развитости. Правительство должно играть существенную роль в максимизации преимуществ, создаваемых цифровизацией, и минимизации рисков, таких как потенциальный рост безработицы, нарушение тайны частной жизни, возникновение олигополий и финансовые риски.
Ключевые слова: цифровая экономика; финансовые технологии (финтех); производительность; занятость; финансовая стабильность
Для цитирования: Джан Л., Чен С. (2019) Цифровая экономика Китая: возможности и риски // Вестник международных организаций. Т. 14. № 2. С. 275—303 (на русском языке). DOI: 10.17323/1996-78452019-02-11.
Текст «Цифровая экономика Китая: возможности и риски» Л. Джан, С. Чен2 переведен и опубликован с разрешения МВФ. © МВФ. МВФ не несет ответственности за качество перевода.
Определение и измерение цифровой экономики
Определение понятия «цифровая экономика» развивалось вместе с сопутствующими технологиями. В последние десятилетия сегмент информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) развивался быстрыми темпами, начиная от микроэлектрон-
1 Перевод выполнен A.A. Игнатовым, м.н.с. Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Авторы выражают благодарность Линде Цзин (Linde Jing) за помощь в проведении исследования, а также Китайскую академию информационно-коммуникационных технологий за предоставленную информацию. Отдельная благодарность Чан Ён Ри (Chang Yong Rhee), Маркусу Родлауэру (Markus Rodlauer), Джеймсу Дэниэлю (James Daniel), Сонали Чандра (Sonali Chandra) и Тао Сан (Tao Sun) за предоставленные комментарии к работе.
2 Zhang L., Chen S. (2019) China's Digital Economy: Opportunities and Risks. IMF Working Paper No. 19/16, International Monetary Fund. Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Is-sues/2019/01/17/Chinas-Digital-Economy-Opportunities-and-Risks-46459 (дата обращения: 01.07.2019).
ных компонентов в 1940-х годах, создания первого компьютера в 1960-е годы, запуска Интернета в 1990-е годы до недавних разработок в области блокчейн, искусственного интеллекта и робототехники. Благодаря этим технологическим новшествам возникли новые отрасли, такие как электронная коммерция, цифровые финансовые технологии (финтех) и беспилотные автомобили.
Цифровая экономика может рассматриваться в узком и широком понимании. Возникновение и быстрое распространение новых технологий в последние годы породили новую волну дискуссии о цифровой экономике. Узкое определение цифровой экономики относится только к связанным с ИКТ отраслям: телекоммуникации, Интернет, ИТ-услуги, производство комплектующих и программного обеспечения и т.п. Широкое определение включает и ИКТ-отрасли, и часть отраслей «традиционной» экономики, в которых внедряются цифровые технологии. «Группа двадцати» использует второй подход и рассматривает цифровую экономику как «широкий перечень видов экономической активности, которые подразумевают использование цифровых знаний и информации в качестве ключевого фактора производства, а также современных информационных сетей в качестве основной среды деятельности»3.
Существует множество подходов к измерению цифровой экономики. Индекс цифровой экономики ОЭСР основан на узком подходе к определению цифровой экономики. Согласно оценке ОЭСР, доля цифровой экономики в ВВП Китая составляет 6%. Китайская академия информационных и коммуникационных технологий (СА1СТ) задействует более широкий подход и оценивает размер цифровой экономики Китая в 30% ВВП — вдвое больше, чем в 2008 г. Китайские компании ТепееП и Са1х1п4 разработали методологию оценки цифровизации отраслей «традиционной» экономики, которая не основывается на системе национальных счетов. Кроме того, существует множество смешанных индексов, которые объединяют показатели готовности к внедрению цифровых технологий (например, развитость ИТ-инфраструктуры и уровень проникновения мобильной связи) и индикаторы развитости отдельных цифровых отраслей (например, объемы электронной торговли). К таким индексам относятся индекс внедрения цифровых технологий Всемирного банка, индекс цифровой эволюции Школы Флетчера, индекс сетевой готовности Всемирного экономического форума и индекс цифровой экономики Государственного статистического управления.
Цифровая экономика Китая в глобальном контексте
По общему уровню цифровизации экономики Китай занимает среднюю позицию. Согласно узкому определению цифровой экономики (по методологии ОЭСР), цифровая экономика Китая создает около 6% ВВП5. В Южной Корее и Японии этот показатель достигает 8—10%, так как в этих странах ИТ-сектор сильнее развит и является основой экономики. Более широкий подход к определению рассматриваемого понятия, предложенный Китайской академией информационных и телекоммуникационных технологий (СА1СТ)6, дает показатель в 30% ВВП. В случае США данный показатель до-
3 G20 Digital Economy Development and Cooperation Initiative.
4 Tencent — китайская IT-компания; Caixin — ведущее китайское информагентство.
5 Следует принять во внимание, что представленные показатели являются усредненными для всех провинций Китая, включая сельские регионы; уровень цифровизации выше в более развитых отраслях экономики.
6 Данная методология основана на раздельном подсчете объема цифрового (digital capital stock) и нецифрового капитала (non-digital capital stock); объем цифрового капитала добавляется к показателю размера цифровой экономики.
стигнет 59%, в Японии — 46% и около 20% в Бразилии, Индии и ЮАР. Несмотря на то что смешанные индексы не слишком подходят для измерения цифровой экономики, они могут быть полезны при проведении сравнения в глобальном масштабе с учетом большого масштаба оценки и сопоставимости результатов: согласно индексу внедрения цифровых технологий Всемирного банка, Китай занимает 50-е место из 131 страны; 59-е место в рейтинге Всемирного экономического форума; 36-е место из 62, согласно индексу цифровой эволюции Школы Флетчера. Следует отметить, что данные рейтинги представляют усредненный показатель в масштабе всей экономики и, следовательно, не отражают разницу в уровне цифровизации отдельных секторов экономики и регионов Китая. Некоторые из них более «цифровые», например, электронная коммерция и финтех, а среди регионов особенно выделяются прибрежные.
Рис. 1. Цифровая экономика/ВВП — узкий подход, % Источник: OECD, Natixis.
Тем не менее Китай стал мировым лидером в некоторых ключевых цифровых отраслях. По общему уровню развитости цифровой экономики Китай отстает от развитых экономик, но в некоторых отраслях он вышел на лидирующие позиции:
- Электронная коммерция. На долю Китая приходится более 40% всех транзакций в мире, а уровень внедрения электронной торговли (в процентах от общего объема розничных продаж) достигает 15%; в США этот показатель достигает 10%.
— Финтех. На долю китайских компаний приходится порядка 70% от общемировой оценки стоимости компаний. Объем потребительских мобильных платежей в 2016 г. достиг 790 млрд долл. США, что в 11 раз превосходит показатель США. Принимая во внимание рост рынка мобильных платежей, следует заметить, что процессинговая мощность одного из крупнейших китайских операторов мобильных платежей примерно в 3 раза выше, чем у партнеров в США.
Хотя ведущие отрасли экономики Китая находятся на ранней стадии цифрового развития, их деятельность уже характеризуется глобальным охватом, особенно в области финансовых технологий (финтех).
%
Рис. 2. Цифровая экономика/ВВП — широкий подход, %
Источник: China Academy of Information and Communication Technology.
Рис. 3. Внедрение электронной торговли (доля электронной торговли в общем объеме), % Источник: Aliresearch.
— Платежи. Китайские ИТ-гиганты быстро вышли на рынки зарубежных стран. Примечательно, что популярные в Китае платежные системы Alipay и WeChat Pay доступны для использования китайскими туристами в 28 странах и регионах за пределами Китая.
— Электронная коммерция. Компания Alibaba создала глобальную платформу, объединяющую продавцов и покупателей из более чем 200 стран, показатель роста общего объема выручки которой составляет более 200%. Китайские компании также содействуют развитию электронной коммерции и платежных систем в других странах через инвестиции в местные компании: Pay TM в Индии, Airwallex в Австралии, Lazada в странах Юго-Восточной Азии.
- Облачные вычисления. Alibaba создала международную сеть из 14 вычислительных центров, что обеспечило рост объема выручки в сегменте облачных вычислений на уровне 400%.
— Экспорт И^продукции. В целом доля Китая в мировом экспорте ИТ-продукции составляет 32%7 и 6% в экспорте ИТ-услуг. В 2017 г. 11% китайских прямых зарубежных инвестиций были направлены в ИТ-сектор. Компания Dajiang, ведущий производитель дронов в Китае, занимает 50% рынка данных устройств в Северной Америке.
Рис. 4. Обрабатывающая способность платежных систем
Китай — ведущий глобальный инвестор в ключевые цифровые технологии. Рынок венчурного капитала в Китае растет высокими темпами; сегмент цифровых технологий является особенно востребованным. Согласно расчетам МсЮшеу, рынок венчурного капитала в Китае вырос с 12 млрд долл. США в 2011—2013 гг. до 77 млрд долл. США в 2014—2016 гг. (с 6 до 19% от общемирового показателя), из которых 38 млрд долл. США приходятся на зарубежные инвестиции. Основными секторами — реципиентами венчурных инвестиций являются технологии больших данных, искусственный интеллект и финансовые технологии. Сейчас Китай входит в топ-3 крупнейших инвесторов в сфере ключевых цифровых технологий, к которым относятся технологии виртуальной реальности, беспилотные транспортные средства, трехмерная печать, робототехника, дроны и ИИ. Достижения Китая в области цифровых технологий обусловлены рядом факторов.
— Значительная часть населения не имеет доступа к финансовым услугам. В самом начале процесса цифрового развития уровень использования населением финансовых услуг в Китае оставался ограниченным по сравнению с развитыми экономиками. В 2011 г. счет в банке имели 64% взрослого населения Китая, тогда как в Японии, Южной Корее и Германии — 90%8. Малые и средние предприятия также сталкивались с ограниченностью доступа к кредитным средствам через обычные банковские каналы. В совокупности это привело к возникновению высокого спроса на финансовые услуги от небанковских поставщиков.
— Правительство создало условия для развития цифровой экономики. Инвестиции в цифровую инфраструктуру сыграли важную роль в содействии взрывному росту
7 С точки зрения добавленной стоимости этот показатель будет ниже и составляет около 11%. Экспорт ИКТ-продукции составляет 16% товарного экспорта Китая и около 40% экспорта услуг.
8 Показатели мирового развития.
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017E 2018E 2019E 2020E
Рис. 5. Рост показателя внедрения широкополосного соединения с Интернетом Источник: China Academy of Information and Communications Technology.
800
Китай Индия ЕС США
Рис. 6. Пользователи Интернета, млн человек Источник: МеЫшеу.
цифровых секторов. Благодаря государственным инвестициям развитие цифровой инфраструктуры в последние годы шло такими же темпами, как и в развитых экономиках9. Кроме того, правительство пошло по пути слабого регулирования для
9 Например, скорость соединения при стационарном подключении составляет 39 Мб/с, а скорость загрузки 12 Мб/с, что выше показателей развитых экономик, например Франции. Доля домохозяйств, подключенных к широкополосной связи, превысила 50% — ниже, чем в среднем по странам ОЭСР, однако доля подключений по оптоволоконной связи достигает 77%, что выводит Китай на первое место в мире. К началу 2016 г. в Китае было 700 млн пользователей 40-связи, что составляет около 58% от всех пользователей мобильной связи и превосходит средний показатель стран ОЭСР (СА1СТ).
содействия инновациям. В сумме эти меры привели к резкому росту новых секторов экономики. Некоторые опасения за сохранность личных данных со стороны населения Китая также способствовали быстрому цифровому развитию страны.
— Локомотивы развития — эффект масштаба и энтузиазм потребителей/пользователей. Сейчас в Китае проживает более 700 млн пользователей Интернета и 282 млн представителей «цифрового поколения» (пользователи Интернета моложе 25 лет), с готовностью принимающих технологические новшества. В Индии ситуация иная — при почти равном населении количество пользователей Интернета составляет около 60% от аналогичного показателя Китая по итогам 2016 г., в то время как в США, мировом лидере цифровых инноваций, менее 300 млн человек пользуются Интернетом при меньшей численности населения.
— Система, созданная крупными технологическими компаниями Baidu, Alibaba и Tencent (вместе также упоминаемые как «BAT»), использует многоотраслевую структуру этих компаний и возможности быстрого накопления потребительской информации для обеспечения легкого доступа миллионов потребителей к новым продуктам и услугам.
Эволюция цифровой экономики Китая
В последние годы в Китае наблюдается стремительная цифровизация. Масштаб цифровой экономики Китая вырос с 15% ВВП в 2008 г. до 33% в 2017 г., что обусловлено внедрением ИКТ в традиционные сектора. Несмотря на возникновение новых связанных с ИКТ секторов, их совокупный размер остается небольшим и колеблется в районе 7% ВВП. С другой стороны, размер цифровизированных традиционных секторов экономики (например, ИКТ все больше используются в финансовой и культурно-развлекательной сфере; робототехника активно внедряется в промышленное производство) увеличился с 10% ВВП в 2008 г. до 25% в 2017 г. Согласно индексу Школы Флетчера, скорость цифровизации экономики Китая — самая высокая в выборке из 62 стран.
% ВВП
35
2005 2008 2011 2014 2015 2016 2017 Годы Рис. 7. Цифровая экономика Китая, % ВВП
Источник: China Academy of Information and Communications Technology.
Шаньдун СычУань Чонгджин
♦ Ф
^ Хубэй
Цзянси ♦ Хэбэй ♦
Хэнань
Чжэцзян Гуандун
Цзянсу
Фуцзянь
♦
Ляонин
Шанхай
Пекин ♦
Тяньцзинь
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
20000 30000 40000 50000 60000 70000 80000 90000 100000 110000 120000
Рис. 8. Цифровизация провинций Китая: доля цифровой экономики в ВВП и ВВП на душу населения, юаней
Источник: China Academy of Information and Communications Technology, NBC. %
35 30 25 20 15 10 5 0
Услуги Промышленность Сельское хозяйство
Рис. 9. Цифровизация секторов экономики Китая, % от создаваемой сектором стоимости Источник: China Academy of Information and Communications Technology.
Размах цифровизации варьируется в зависимости от провинции. Поскольку провинции Китая имеют различный уровень экономической развитости, их показатели цифровизации также различаются, в основном согласно уровню дохода. Например, в Пекине и Шанхае цифровая экономика обеспечивает около 45% ВВП, что сопоставимо с уровнем Японии; в то же время в провинции Хэнань аналогичный показатель достигает лишь 15% ВВП.
Сектора экономики различаются по уровню цифровизации. В целом самый высокий уровень цифровизации характерен для сектора услуг — в 2017 г. вклад ИКТ в совокупную добавленную стоимость сектора услуг составил 33%. Промышленность отстает от услуг — в этом секторе вклад ИКТ в произведенную добавленную стоимость составляет 17%. Самый низкий уровень цифровизации характерен для сельского хозяйства, где данный показатель составляет только 7%. Существенные различия наблюдаются и в подсекторах: в сфере услуг самым высоким уровнем цифровизации характеризуются финансовая и культурно-развлекательная сферы; в промышленности наиболее современные виды производств характеризуются более высоким показателем цифровизации.
Реальное воздействие цифровизации
Производительность
Теоретически цифровизация может способствовать росту производительности, который отразится в системе показателей учета. Данные в цифровую эпоху становятся одним из факторов производства, в то время как в период индустриализации таковыми считались только капитал и труд. Объем доступных данных удваивается примерно каждые два года, а каждые 18 месяцев происходит удвоение вычислительных мощностей, необходимых для их обработки. Кроме того, цифровые технологии все больше используются капиталом (K) и трудом (L) в процессе производства благ. Сегодня методология измерения доли данных в производственной функции еще не создана. Тем не менее путем манипуляций с существующей функцией вклад цифровизации может быть представлен в виде остатка Солоу, то есть в виде роста совокупной производительности факторов производства. Если мы представим размер цифровой экономики в виде совокупности данных, то появится возможность определить влияние цифровизации.
Y = F(A, K, L) ^ Y = F (A, D, K, L) ^ Y = F (A(D), K, L).
Эмпирические данные демонстрируют значительное влияние цифровизации на рост производительности. В последнее десятилетие рост цифровой экономики (согласно широкому определению CAICT) в значительной степени коррелировался с ростом совокупной производительности факторов производства с коэффициентом 0,5. Регрессия показывает, что рост общего показателя цифровизации экономики на 1 п.п. соотносится с ростом ВВП на 0,3 п.п. (приложение А) с задержкой в два года10. Это означает, что новая IT-продукция приводит к немедленному росту показателя цифровизации, однако ее воздействие на производительность становится ощутимым, когда данные технологии полностью внедрены в деловую активность. Согласно данным Tencent, то
10 Учитывая текущую неопределенность в отношении методологии измерения масштабов цифровой экономики, оценка воздействия цифровизации на экономический рост может быть неточной. Чистое воздействие может быть меньше, так как в условиях негативного воздействия цифровизации ресурсы постепенно выводятся из традиционных отраслей экономики.
же самое в отношении воздействия цифровизации на рост можно наблюдать на уровне отдельных провинций, при этом подобный эффект более ощутим в развитых регионах, что, скорее всего, обусловлено более развитой цифровой экономикой данных регионов, то есть выгоды, получаемые при аналогичном росте показателя цифровизации, в случае с этими регионами становятся выше (см. приложения).
Рис. 10. Цифровизация и рост общего коэффициента производительности, % по годам Источник: расчеты экспертов МВФ.
Цифровизация воздействует на рост продуктивности несколькими путями.
- Снижение транзакционных издержек. Это особенно характерно для сегмента финансовых технологий. Финансовые операции, которые раньше предполагали посещение банковских учреждений, теперь могут быть выполнены за секунды при помощи мобильного телефона.
- Снижение информационной асимметрии и оптимизация спроса/предложения. Созданная крупными китайскими IT-компаниями система позволяет мелким поставщикам получить доступ к огромной базе данных потребителей. Анализ больших данных также определяет предпочтения потребителей и содействует целевому предоставлению услуг.
- Увеличение производственной эффективности. Автоматизация производства позволяет сократить производственные циклы, улучшить качество и надежность продукции.
Занятость
Цифровизация привела к созданию миллионов рабочих мест в новых секторах. Стремительно растущий сегмент электронной торговли и экономики совместного потребления стали движущими силами в процессе создания новых рабочих мест в Китае. В течение последнего десятилетия 11 млн МСМП, работающих на платформе Alibaba,
создали более 30 млн рабочих мест в секторе электронной торговли. Китайский аналог Uber (Didi taxi) работает с 13 млн водителей. Занятость в сегменте ИКТ также увеличилась, пусть и с меньшими показателями: в течение последних пяти лет были созданы 1,4 млн рабочих мест для высококвалифицированных рабочих, а средний уровень заработной платы удвоился по сравнению с 2012 г.
Рис. 11. Занятость и заработная плата в секторе ИКТ, юаней
Источник: N38.
С другой стороны, миллионы рабочих мест исчезли как следствие цифровой революции. Негативное влияние цифровизации на занятость наиболее заметно в промышленности, в то время как воздействие на занятость в сфере услуг остается довольно ограниченным. С 2012 г. количество рабочих мест в промышленном секторе сократилось на 9 млн вследствие сокращения избыточных производственных мощностей и автоматизации производства. Например, Бохсош, ведущая ИТ-компания, заменила 60 тыс. рабочих на 40 тыс. роботов. В сегменте услуг наиболее чувствительным к изменениям вследствие цифровизации сегментом оказались розничные продажи. Тем не менее, несмотря на активное внедрение инструментов электронной торговли, рост численности работников в сфере розничных продаж в целом остается стабильным.
Совместив два противоположных тренда, мы придем к выводу, что нетто-воздей-ствие цифровизации на занятость является положительным. Несмотря на замедление темпов роста ВВП в течение последних лет, общий уровень занятости в Китае продолжает расти вследствие перехода на более трудоемкие модели производства услуг. Регрессия показывает, что рост цифровой экономики на 1 п.п. приводит к увеличению темпов роста занятости на 0,01 п.п. с задержкой в один год (см. приложения). Учитывая тот факт, что средний темп роста цифровой экономики достиг 10 п.п., получается, что темп роста уровня занятости вырос на 0,1 п.п. Принимая во внимание то, что в последние годы рост занятости составил 0,2—0,3 п.п., мы делаем вывод, что цифровизация обеспечила одну треть общего роста занятости.
5
3,6 3,6
3,3 3,3
3,5
1,6 1,6
1,3 1,3 1,3
15Q1 15Q2 15Q3 15Q4 16Q1 16Q2 16Q3 - Руководство по покупкам (офлайн)
_ _ Руководство по покупкам (онлайн)
4
3
2
1
1
Рис. 12. Онлайн- и офлайновые торговые ассистенты, показатель спроса Источник: Boston Consulting.
Структура рынка
Цифровизация оказывает значительное воздействие на структуру рынка. Она воздействует на рынок тремя путями:
- Избавление от посредников. Цифровизация уменьшила количество уровней распределения, позволив связать спрос и предложение напрямую при помощи цифровых платформ.
- Рост числа небольших фирм в традиционных секторах. Цифровизация значительно упростила процесс вхождения на рынок во многих секторах, особенно в производстве потребительских товаров и услугах. Малый бизнес получил доступ к обширной потребительской базе с минимальными издержками. Это привело к трансформации структуры рынка от доминирования крупных компаний к росту влияния малого бизнеса.
- Олигополии в сфере платформенного бизнеса. В то время как в традиционных секторах процесс вхождения на рынок упрощается, в сфере цифровых платформ он, напротив, усложняется — ведущими в данном сегменте являются несколько компаний. Например, Alibaba и Tencent уже стали крупнейшими компаниями в сфере мобильных платежей и постепенно завоевывают другие сегменты сферы финансовых услуг. Подобный тип рыночной структуры обладает преимуществами экономики масштаба или «экономики знаний», но в то же время создает предпосылки для ценовых диспропорций вследствие недостаточной конкуренции.
Изменение экономического баланса
Цифровизация также может содействовать установлению экономического равновесия. Быстрое внедрение мобильных приложений ускорило развитие сферы услуг, потому что приложения, разработанные крупными ИТ-компаниями, работают по принципу «единого окна», позволяя потребителю получать любые услуги в рамках одной платформы — от развлечений и питания до образования и медицинских услуг. Кроме того, цифровизация содействует внедрению «зеленых» моделей развития, упрощая процесс отслеживания выбросов парниковых газов. Например, компания Ant Financial представила приложение Ant Forest, которое определяет уровень выбросов парниковых газов в зависимости от повседневной потребительской активности пользователя. К концу 2017 г. у приложения было 288 млн пользователей, что позволило сократить общий уровень выбросов на 2,05 млн тонн, а также увеличило количество посаженных деревьев на 13,14 млн.
13/
2011
1 I
2014
90
2017
Финансы 35
Транспорт 10
Социальная сфера 8
Социальные услуги
и общественные удобства 8
Розничная торговля 6
Связь 5
Развлечения 5
Образование 4
Питание 3
Благотворитель-ность 3
Здравоохранение 2
Медиа 1
Рис. 13. Система приложений Alibaba (количество приложений по каждой категории) Источник: Alibaba, McKinsey.
Неравенство
Влияние цифровизации на уровень неравенства доходов остается двояким. С одной стороны, цифровизация помогает снизить уровень бедности, в частности, путем установления связей между производителями в отдаленных районах с потребителями в крупных городах. Например, электронная торговая платформа Alibaba поспособствовала развитию более 1300 «деревень Taobao» в Китае. Цифровизация также помогает увеличить доступность финансовых услуг, обеспечивая легкий доступ к разнообразным финансовым услугам для жителей сельских районов при помощи мобильных устройств [World Bank, 2017]. С другой стороны, издержки цифровой трансформации экономики ложатся на плечи низкоквалифицированных работников, в то время как основные выгоды — растущий уровень занятости и более быстрый рост заработной платы — достаются высококвалифицированным трудящимся, что может потенциаль-
но углубить неравенство. После финансового кризиса 2008 г. уровень неравенства в Китае постепенно уменьшался (в последние годы этот тренд сошел на нет), несмотря на быструю цифровизацию, что обусловлено как особенностями структуры хозяйства, так и результатами дальновидной политики правительства, направленной на снижение неравенства.
Финансовые технологии и влияние на финансовую стабильность
Развитие финансовых технологий
Финансовые технологии (финтех) — понятие, которое означает применение ИКТ в сфере финансовых услуг. В последнее время сектор финансовых технологий растет быстрыми темпами, а Китай становится глобальным лидером в данной области. Огромная емкость китайского рынка и лояльная политика регулирующих и надзорных органов в последние годы создали условия для развития сегмента финансовых технологий в Китае. Финтех в Китае включает следующие сегменты: платежные операции, осуществляемые небанковскими учреждениями; предоставление займов; интернет-кредитование, включая микрокредитование; интернет-банкинг и страхование; цифровые услуги в сфере управления капиталом; оценка кредитно-платежной способности заемщиков. Следует отметить, что крупные китайские финтех-компании ведут деятельность не только в своей рыночной нише, но и за ее пределами, создавая тем самым систему финансовых сервисов, связывающих потребителей и бизнес.
Китайские финтех-компании достигли наиболее существенного прогресса в осуществлении платежей небанковскими акторами. Быстрое развитие небанковских платежных систем обусловлено развитием соответствующих технологий, распространением инструментов электронной торговли и социальных сетей, а также преимуществами «позднего старта» в сфере цифровизации денег. Система Alipay, запущенная Alibaba в 2004 г. на собственной электронной торговой платформе, стала одним из первых подобных примеров. С тех пор количество мобильных платежных систем выросло, как и количество их пользователей. Согласно некоторым оценкам, объем платежей, осуществляемых данными системами, по итогам 2016 г. превысил 18 трлн долл. США [World Bank, People's Bank of China, 2018]. Alipay и WeChat Pay (запущенная Tencent) занимают около 84% китайского рынка небанковских платежных систем. Средний объем осуществляемых мобильных транзакций не превышает 20 долларов, однако на их долю приходится почти 75% всех платежей (2016 г.). В США мобильные платежи занимают всего 20% [Goldman Sachs, 2017].
Сервисы, предоставляющие займы через интернет-платформы («P2P»), также демонстрируют существенный рост. Функционально P2P платформы отличаются от обычных кредитных учреждений — они выступают скорее в качестве информационных посредников. Их задачи включают сбор информации, рассмотрение кредитных заявок, обеспечение обмена информацией и подбор заявителей и кредиторов. Подобные платформы получают средства в основном от розничных инвесторов. Ограниченность доступа к заемным средствам и ограничения процентной ставки наряду с установкой банков кредитовать в первую очередь крупные корпорации и государственные компании создали благоприятные предпосылки для роста P2P платформ. К концу 2016 г. общий объем транзакций P2P платформ достиг 2,06 трлн юаней, что почти в 2 раза больше аналогичного показателя предыдущего года и примерно равно 12% от всего объема банковских кредитов, выданных в 2016 г. [World Bank, People's Bank of China, 2018].
Срок кредитования варьируется от 5 до 8 месяцев; средняя норма прибыли в 2016 г. составляла 10,5%, что несколько ниже показателя 2015 г., равного 13% [Ibid.]. Тем не менее в связи с ужесточением регулирования количество P2P существенно снизилось.
Сегмент микрокредитов от интернет-банков также процветает. Существуют три категории микрокредитов: кредитование операторов интернет-магазинов, например, займы, предоставляемые Ant Financial для владельцев онлайн-магазинов Taobao; потребительское кредитование для пользователей онлайн-магазинов, например, сервис Ant Credit Pay; а также небольшие по сумме займы для домохозяйств в трудном финансовом положении преимущественно из сельских регионов. Три оператора занимают ведущее положение в данном сегменте: WeBank, MyBank и XW Bank. Все они имеют банковскую лицензию. WeBank предоставляет необеспеченные микрозаймы (Weilidai), а также автоматические микрозаймы (Weichedai), сумма которых может доходить до 200 тыс. юаней без залога или финансового обеспечения. В отличие от традиционных банков интернет-банки в основном занимаются микрозаймами и обработкой больших данных, полученных от электронных торговых площадок для осуществления операций и оценки кредитных рисков. Соответственно, страховые услуги, предоставляемые интернет-банками, обычно краткосрочные, подразумевают небольшие суммы выплат и стандартные для всех условия.
Рис. 14. Рост Р2Р кредитования (количество заемщиков; в млрд юаней)
Источник: Wangai Zhijia; PBC, World Bank.
Появление в 2013 г. Yuerbao — онлайн-платформы для торговли валютой, разработанной Ant Financial, значительно расширило участие инвесторов в управлении фондами; в настоящий момент Yuerbao — крупнейшая в мире платформа подобного плана. Yuerbao запускает в оборот неиспользуемые средства на счетах Alipay и имеет низкий порог входа — всего 1 юань против обычной суммы в 1000 юаней. Средства пользователей Alipay инвестируются в фондовый рынок и банковские вклады. Система обеспечивает практически мгновенный вывод средств, ежедневное отслеживание
начисляемых процентов, а также позволяет использовать средства на счете для платежей посредством Alipay. Простота использования Alipay позволила платформе быстро расширить пользовательскую базу и портфель находящихся под управлением фондов. К концу 2017 г. количество пользователей преодолело отметку в 474 млн (около 30% населения страны), а стоимость располагаемых средств достигла 1,6 трлн юаней, что примерно равно 2,5% стоимости всех банковских вкладов в Китае.
Развитие финансовых технологий в Китае характеризуется высоким уровнем интеграции различных звеньев финансовых цепочек добавленной стоимости. Компании, которые ранее добились определенных успехов в области финансовых технологий, создали систему, включающую в работу всю цепочку добавленной стоимости, тем самым расширяя потребительскую базу своей основной продукции. Примерами могу служить крупные ИТ-компании, среди которых Alibaba, Tencent, JD.com, Baidu, а также финансовый конгломерат Ping An. Помимо Alipay, Ant Financial предоставляет кредиты для малых и средних предприятий через сервис Ant Credit Pay, а также микрозаймы; оказывает услуги по управлению фондами посредством Ant Fortune, проводит частную независимую оценку кредитного рейтинга. Американские компании (Visa, MasterCard, сервисы онлайн-платежей, такие как PayPal), напротив, охватывают одно или два направления и практически не ведут деятельность вне цифрового пространства.
Возросшая популярность небанковских платежных систем оказала влияние на банковский сектор. Банки находятся в зависимости от небанковских платежных операторов в плане операционной поддержки финтех-услуг. В итоге данные услуги часто предоставляются без привязки к обычной деятельности того или иного банка. Например, обычные сберегательные банки могут быть подключены к небанковской платежной системе, которая позволяет вкладчикам оплачивать свои покупки; данный тип операций требует отслеживания оператором онлайн-транзакций. Банки используют услуги аутсорс-подрядчиков, стремясь снизить издержки и обеспечить большую гибкость всей операционной системы. Тем не менее, несмотря на то что подобные услуги можно передать на аутсорсинг, банки по-прежнему несут ответственность и риски, связанные с данными операциями. Величина и потенциальный ущерб этих рисков могут быть значительными, что выводит на передний план вопросы, связанные с управлением рисками, например, обеспечение должного уровня внутреннего контроля и экспертизы для их выявления и противодействия. Данные вопросы заставляют задуматься о необходимости установления внешнего контроля и подотчетности крупных ИТ-компаний перед органами финансового регулирования.
Влияние на финансовую стабильность
Финансовые технологии меняют механизмы оказания финансовых услуг и структуру рынка. Крупные компании на рынке финансовых техехнологий создали многоуровневую систему банковских и финансовых услуг на базе огромной аудитории потребителей коммерческих, игровых и сетевых услуг. Данные компании сулят своим клиентам ощутимые выгоды, включая снижение издержек при проведении онлайн-платежей и обеспечение доступа к финансовым услугам для ранее неохваченных слоев населения, а также значительно увеличивают объем кредитных операций. В то же время банки теряют свои преимущества на традиционном потребительском рынке и все чаще берут на себя роль операторов платежей, посредников или службы документооборота поставщиков онлайн-услуг.
Уникальное в своем роде сочетание ИТ- и финансового направлений в деятельности крупных компаний в сфере услуг может оказывать ощутимое сопутствующее влияние на всю финансовую систему.
— Операторы онлайн-платежей часто работают «всерую»: они принимают средства от банков, инвестируют их в виде межбанковских депозитных сертификатов или микрозаймов, и в итоге это приводит к трансформации кредита и сроков погашения. Реальное движение средств трудно отследить, так как компании-операторы работают вне поля деятельности надзорных органов.
— Большинство компаний финтех-сегмента, занимающихся потребительским кредитованием, строят свой бизнес на базе модели облегченных активов (a capital-light model); в итоге потребители могут понести значительные убытки в случае, если у данных компаний случится кризис ликвидности.
— Данные компании не всегда придерживаются стандартного правила «знай своего клиента», что создает простор для хищений и мошенничества. Отсутствие полных сведений о масштабе и природе финансовых операций вкупе с невозможностью достоверно установить личности большинства клиентов создают трудности в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
— Тесная интеграция между различными сегментами цепочки добавленной стоимости может способствовать распространению рисков по всей системе финансовых услуг, увеличивая потери в случае спада.
Возросли трудности, связанные с отслеживанием транзакций в интегрированных, замкнутых финансовых системах. Отличие подобных систем от открытых аналогов в случае, например, с платежами по кредитной карте, состоит в том, что они не связывают все платежи с личным аккаунтом владельца. Замкнутые интегрированные системы работают по принципу подарочных карт, позволяя пользователям управлять платежами напрямую с мобильных устройств, при этом ограничивая круг возможных поставщиков данных услуг. Крупная замкнутая система позволяет выдавать кредиты вне поля зрения центральных банков. Для ликвидации подобных «слепых зон» были приложены огромные усилия: например, фонд краткосрочных инвестиций Yuebao теперь включается в статистику денежной массы ЦБ Китая; денежные потоки в рамках платежных систем вскоре попадут в поле зрения Wanglian — новой центральной клиринговой системы. Тем не менее существующая система все еще неспособна обеспечить надлежащий контроль за владельцами данных или обменом данными между участниками рынка и надзорными органами.
На раннем этапе развития финансовых технологий власти Китая придерживались политики невмешательства. Влияние первых проектов в финтех-сфере на экономику в целом было незначительным, следовательно, не было потребности в наличии системы жесткого контроля. Более того, многие были убеждены, что именно такой уровень свободы необходим для развития новой отрасли. Например, до 2016 г. не существовало никаких официальных ограничений на объем онлайн-платежей — в течение 11 лет с момента создания Alipay; Taobao создали свою систему онлайн-платежей в 2003 г., однако государственная система лицензирования платежных систем появилась только в 2014 г.
На фоне роста финтех-сектора в последние годы органы финансового надзора предприняли несколько шагов по укреплению мер контроля. Более того, развитие финансовых технологий выводит на передний план, помимо обеспечения финансовой стабильности, другие вопросы: обеспечение безопасности данных, кибербезопас-ность, защита прав потребителя, развитие конкуренции и противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма становятся неотъемлемой частью процесса развития финансовых технологий и системы регуляторов.
— Юридические заключения, опубликованные Народным банком Китая и девятью министерствами в 2015 г., а также Временный регламент 2016 г., авторами которого стали Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая и три
центральных министерства, заложили правовую основу для деятельности финтех-кредитных платформ. Согласно указанным постановлениям, кредитные платформы выступают посредниками финансовой информации, то есть выступают в качестве финансовых посредников и несут ответственность за управление рисками [Financial Stability Board, Committee on the Global Financial System, 2017].
— Серией постановлений, принятых с июня 2015 г. по октябрь 2016 г., власти Китая создали полноценную всеобъемлющую систему правовых сдержек и противовесов, определяющую порядок регулирования всех видов деятельности в сфере интернет-финансов. Данные постановления в основном затрагивают вопросы подотчетности, схем финансирования и защиты прав потребителей.
— В мае 2017 г. был создан Комитет по надзору в финтех-сфере, который будет координировать связи между надзорными органами и представителями бизнеса.
— В Китае были закрыты биржи криптовалют, деятельность которых была расценена как спекулятивная и не приносящая реальной пользы в масштабах национального хозяйства. Народный банк Китая не признает в качестве финансовых инструментов ICO и другие виды криптотокенов. Торговые операции с биткоина-ми, совершаемые в юанях, строго запрещены, а в других валютах не поощряются.
— Wanglian, центральное клиринговое агентство, осуществляющее надзор над всеми платежными системами, было создано в марте 2017 г. для осуществления клиринга всех онлайн-транзакций. Wanglian будет препятствовать установлению непосредственных связей между платежными системами и банками, благодаря которой первые избегают контроля над назначением осуществляемых платежей и источниками средств со стороны надзорных органов. Кроме того, Народный банк Китая был уполномочен принимать на хранение средства всех клиентов онлайн-платежных платформ; в свою очередь, сдача клиентских средств на хранение в ЦБ стала обязанностью компаний — поставщиков данного вида финансовых услуг.
Прогнозы
Согласно прогнозам, цифровизация экономики Китая будет и далее идти высокими темпами. Ожидается, что цифровизация Китая продолжится благодаря его огромному сообществу пользователей Интернета, растущему качеству цифровой инфраструктуры и спросу на цифровую продукцию. Локомотивом следующего этапа цифровизации станет бизнес — ожидается более масштабное внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы. Правительство Китая поддерживает внедрение ИКТ в производство, на что прямо указывается в программе «Китайское производство 2025». Экстраполируя текущие темпы цифровизации в будущее, мы получим прогноз, согласно которому размер цифровой экономики Китая достигнет 50% ВВП к 2025 г., то есть достигнет нынешнего уровня Японии.
Несмотря на рост производительности, связанный с цифровизацией, рост экономики Китая будет замедляться вместе с ее дальнейшим развитием. Вместе с ростом уровня доходов темп роста экономики Китая будет замедляться естественным образом по мере приближения к технологическому пределу. Ожидается, что начавшийся в 2012 г. процесс перестройки китайской экономики с индустриальной на постиндустриальную модель продолжится в течение нескольких следующих десятилетий [Zhang, 2016]. Так как производительность в сфере услуг Китая уступает аналогичному показателю промышленности, подобный сдвиг неизбежно окажет сдерживающее влияние на потенциал роста. Цифровизация может сдержать падение темпов роста в случае, если нынешние высокие показатели цифровизации сохранятся и впредь, однако даже циф-ровизация не в силах полностью обратить вспять описанную тенденцию.
% ВВП
Рис. 15. Перспективы цифровизации, % ВВП Источник: подсчеты экспертов МВФ.
Рис. 16. Цифровизация как средство замедления падения темпов роста, рост ВВП согласно различным сценариям, %
Источник: расчеты экспертов МВФ.
700 600 500 400 300 200 100 0
Средний показатель:74
Южная Сингапур Германия Япония Корея
США
Китай
Рис. 17. Роботы в ведущих экономиках мира. Количество работающих промроботов на 10 тыс. рабочих в производящих отраслях, 2016 г.
Источник: International Federation of Robotics.
450 400 350 300 250 200 150 100
Промышленность
---Услуги
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 20212022 2023 2024 2025
Рис. 18. Занятость по секторам, млн человек Источник: подсчеты экспертов МВФ.
Совокупные темпы годового роста занятости (2010-2016 гг.) Полиномиальный (совокупные темпы годового роста занятости 2010-2016 гг.)
.л
со
о ц
CÜ
га о.
х
Q. <
3"
га
к
CÜ
Q.
га
I
SÜ х х
X
ц
га s
о о
о ш
о
Q.
о
8
га
■&
О
SÜ х
X X
ц
га s
о о
2 С
£. з
(В 5
§ I
£ £
■= о
к ш
га 3
¡3 ю
<в О
ю о
ц ю
га о.
х о
ю
ц о
m о
i-
^
си £ ю о
СП
S3 ю о
СП
о
*
га Ч о
<в
ч о
(В
о §
Q.
о
о (В
3
ю о
Q.
с
о ч:
о ц
о ю
X О
0 ю га
о.
®
х
1 X
ц
о
о
Q.
О
5
2
1
0
Рис. 19. Совокупный ежегодный рост занятости по категориям работников, 2010—2016 гг., средний показатель по категориям работников, 2016 г., %
Источник: Brookings analysis of O*NET; данные OES.
Цифровизация с большой вероятностью приведет к дальнейшему сокращению рабочих мест в промышленном секторе экономики, однако влияние на рынок труда в целом останется сдержанным. Роботизация промышленности в Китае в настоящий момент достигла показателя 5%, что уступает показателю США (18%) и Республики Корея (60%). По мере внедрения технологий автоматизации производства востребованность низкоквалифицированного труда будет падать. Тем не менее экономика Китая хорошо подготовлена к подобным сдвигам: ожидается, что миллионы рабочих мест будут созданы в секторе услуг. Если бывшие работники промышленности смогут пройти переподготовку и найти работу в сфере услуг, общий рост занятости останется положительным, даже с учетом того, что в числовом выражении он упадет ниже 0,1%. Важно и то, что продолжающийся процесс уменьшения доли работоспособного населения будет в дальнейшем способствовать сужению емкости рынка труда.
Вероятно, цифровизация также приведет к большей поляризации рынка труда. Цифровизация создает неравноценные выгоды для участников рынка труда, что зависит от характера выполняемых задач. Наиболее уязвимы профессии со средними требованиями к квалификации, то есть когда рабочие обязанности состоят из выполнения задач, которые легко автоматизировать. Напротив, внедрение ИКТ комплементарно в случае с высококвалифицированным трудом; влияние ИКТ на занятость в отдельных видах низкоквалифицированного труда, например, в случае с сиделками, в основном нейтральное [Das, Hilgenstock, 2018]. Следовательно, цифровизация может привести к
поляризации рынка труда, углублению неравенства в доходах и более высокой занятости в сферах высококвалифицированного и низкоквалифицированного труда в сравнении с «проседающей серединой». Подобные процессы ранее повсеместно наблюдались в развитых экономиках (на графике ниже представлены результаты исследования рынка труда в США). По мере продолжения процесса цифровизации экономики Китая поляризация будет только усиливаться.
Масштабное внедрение искусственного интеллекта может усилить риски снижения уровня занятости. В настоящее время искусственный интеллект находит только ограниченное практическое применение, однако данный вид технологий быстро развивается. Технологии машинного обучения, подвид технологий искусственного интеллекта, уже внедряются в финансовой сфере. В 2016 г. Всемирный банк подсчитал, что 77% рабочих мест в Китае могут быть автоматизированы. Будущее технологий искусственного интеллекта все еще не определено в силу существующих технологических ограничений, необходимости разработки соответствующей правовой базы, а также восприятия искусственного интеллекта общественностью. Тем не менее успехи в разработке и дальнейшем внедрении информационных технологий могут привести к еще более значительным последствиям на рынке труда, чем предполагалось ранее.
Заключение и рекомендации
Цифровизация создает не только экономические выгоды, но и риски. С одной стороны, цифровизация может увеличить производительность труда, способствовать выравниванию баланса в экономике и способствовать созданию рабочих мест в новых секторах. С другой стороны, цифровизация может оказать негативное влияние на традиционные сектора экономики, выраженное в падении занятости, особенно среди работников производящей промышленности со средним уровнем квалификации. Внедрение ИКТ в финансовый сектор увеличивает эффективность предоставляемых финансовых услуг и способствует росту финансовой инклюзивности населения, но создает угрозы финансовой стабильности и усложняет работу органов финансового надзора и регулирования. В долгосрочной перспективе цифровизация будет создавать новые стимулы роста, однако их будет недостаточно для того, чтобы обратить процесс снижения темпов роста экономики Китая вспять.
Меры государственной политики могут сыграть ключевую роль в максимизации выгод цифровизации при минимизации возникающих рисков. Среди основных мер следует упомянуть:
— Активное развитие рынка труда. Один из основных рисков, связанных с цифро-визацией, — это влияние на отдельные сегменты рынка труда. Государство может сыграть конструктивную роль в профессиональной переподготовке трудящихся в процессе перехода из одной сферы труда в другую.
— Укрепление системы социальной поддержки. Сильная социальная поддержка необходима для поддержания минимального уровня жизни трудящихся предпенсионного возраста, которые могут потерять работу вследствие продолжения процесса цифровизации экономики.
— Развитие конкуренции. Олигополия является естественным состоянием новых отраслей китайской экономики. Следовательно, крайне важным направлением государственной политики становится поддержание конкуренции (включая доступ на рынок иностранных компаний) и обмена информацией между компаниями. В этой ситуации государство может вводить меры, направленные на развитие конкуренции и открытости. В настоящее время в Китае введены самые строгие тре-
% 80
76
40
20
60
70
50
30
10
0
Города 1-го и 2-го типов
Города 3-го и 4-го типов
Сельские районы
Рис. 20. Доступ в Интернет
Источники: China's iConsumer 2015, Mckinsey.
бования к хранению данных и их трансграничной передаче (см., например, исследование European Center for International Political Economy). Подобные требования могут стать препятствием для дальнейшей интеграции в глобальную систему инноваций.
— Внедрение всестороннего контроля за цифровыми финансовыми операциями для ликвидации «слепых зон». Финансовые технологии, как и цифровая экономика в целом, объединяют множество направлений деятельности. Органы надзора и представители делового сообщества должны активнее взаимодействовать друг с другом для обеспечения надлежащего уровня контроля. «Регуляторные песочницы» полезны в процессе введения экспериментальных правил и постановлений в области финансовых технологий. В то же время риски, связанные с деятельностью в области финансовых технологий, обуславливают необходимость введения требований к обеспечению ликвидности и достаточности капитала. Учитывая инновационную сущность финансовых технологий, органы финансового контроля и надзора должны оперативно реагировать на возникающие риски, например, путем усиления требований к организации сбора данных и идентификации клиентов платежными системами.
— Защита данных и прав потребителей. Надзорные органы должны взаимодействовать и координировать свою деятельность с соответствующими инстанциями, осуществляющими надзор и защиту прав потребителей услуг финтех-компаний [Basel Committee on Banking Supervision, 2018]. Правительство может также принять законы, направленные на защиту данных потребителей и распространение своей юрисдикции на процесс обмена данными.
— Электронное правительство. Государство может повысить качество предоставляемых населению услуг путем внедрения цифровых технологий. В Индексе электронного правительства Организации Объединенных Наций Китай находится на 63-м месте из 193 стран по итогам 2016 г., то есть имеется значительный задел для роста.
— Дальнейшее развитие цифровой инфраструктуры. По мере быстрой эволюции цифровых технологий требуется постоянное обновление соответствующей цифровой инфраструктуры, то есть соответствующих вложений со стороны государства. Требуется больше усилий для обеспечения Интернетом сельских районов, где менее 19% населения имеют доступ в Сеть.
— Образовательная политика. Требуется внедрение ИКТ-образования в программы обучения в университетах и заведениях профессионального образования.
— Участие в выработке международных стандартов. Китай, будучи лидером в области электронной коммерции и финансовых технологий, может играть активную роль в выработке отраслевых стандартов, стандартов цифровой безопасности и электронного правительства в тесном сотрудничестве с другими странами.
Источники
AliResearch (2016) Three Future Trends in the E-commerce Logistics Industry. May. Режим доступа: http:// www.aliresearch.com/blog/article/detail/id/20931.html (дата обращения: 01.06.2019).
AliResearch (2017) Report on China's Taobao Village. December. Режим доступа: http://www.aliresearch. com/en/news/detail/id/21298.html (дата обращения: 01.06.2019).
Basel Committee on Banking Supervision (2018) Sound Practices - Implications of Fintech Development for Bank and Bank Supervisors. February. Режим доступа: https://www.bis.org/bcbs/publ/d431.htm (дата обращения: 01.06.2019).
Boston Consulting Group (2017a) Towards 2035: The Future with 400 billion Digital Employment. January. Режим доступа: http://image-src.bcg.com/Images/BCG_Year-2035_400-Million-Job-0pportunities-Digi-tal%20Age_ENG_Mar2017_tcm52-153963.pdf (дата обращения: 01.06.2019).
Boston Consulting Group (2017b) Towards 2035: The Battle on Human Capital for Digital Economy. January. Режим доступа: http://image-src.bcg.com/Images/BCG_Year-2035_Talent-War-Digital-Age_ENG_ Jan2017_tcm9-153967.pdf (дата обращения: 01.06.2019).
China Academy of Information and Communications Technology (2017а) White paper on digital economy development. July. Режим доступа: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-07/20/content_30179729. htm (дата обращения: 01.06.2019).
China Academy of Information and Communications Technology (2017b) White paper on digital economy development of G20 countries. December.
China Academy of Information and Communications Technology (2017c) Internet Development Trends Report. December.
China Development Forum (2017) The Future of Artificial Intelligence in China. March.
China Internet Information Center (2017) China Statistical Report on Internet Development. January. Режим доступа: https://cnnic.com.cn/IDR/ReportDownloads/201807/P020180711391069195909.pdf (дата обращения: 01.06.2019).
Das M., Hilgenstock B. (2018) The Exposure to Routinization: Labor Market Implications for Developed and Developing Economies. IMF Working Paper, 18/135. Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/ WP/Issues/2018/06/13/The-Exposure-to-Routinization-Labor-Market-Implications-for-Developed-and-Developing-45989 (дата обращения: 01.06.2019).
Didi Taxi (2017) The Big Data Report on Smart Travel. January.
Financial Stability Board and Committee on the Global Financial System (2017) FinTech Credit: Market Structure, Business Models and Financial Stability Implications. May. Режим доступа: https://www.bis.org/ publ/cgfs_fsb1.htm (дата обращения: 01.06.2019).
Goldman Sachs (2017) The Rise of China FinTech. August. Режим доступа: https://hybg.cebnet.com.cn/ upload/gaoshengfintech.pdf (дата обращения: 01.06.2019).
Guizhou Global Big Data Exchange (2016) White Paper on China Big Data Exchange. May.
Mckinsey (2016) Where Machines could Replace Humans And Where They Can't(yet). July. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/where-machines-could-re-place-humans-and-where-they-cant-yet (дата обращения: 01.06.2019).
Mckinsey (2017a) Digital China: Powering the Economy to Global Competitiveness. December. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/featured-insights/china/digital-china-powering-the-economy-to-glob-al-competitiveness (дата обращения: 01.06.2019).
Mckinsey (2017b) Artificial Intelligence: The Next Digital Frontier? June. Режим доступа: https://www.mck-insey.com/~/media/McKinsey/Industries/Advanced%20Electronics/0ur%20Insights/How%20artificial%20 intelligence%20can%20deliver%20real%20value%20to%20companies/MGI-Artificial-Intelligence-Discus-sion-paper.ashx (дата обращения: 01.06.2019).
Tencent Research Institution (2017) The 2017 China "Internet Plus" digital economy index. April.
U.S. Department of Commerce (1998) The Emerging Digital Economy. Режим доступа: http://govinfo.li-brary.unt.edu/ecommerce/EDEreprt.pdf (дата обращения: 01.06.2019).
World Bank (2016) World Development Report 2016: Digital Dividends. January. Режим доступа: https:// www.worldbank.org/en/publication/wdr2016 (дата обращения: 01.06.2019).
World Bank, the People's Bank of China (2018) Toward Universal Financial Inclusion in China. February. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/181081518452447434/Toward-Universal-Fi-nancial-Inclusion-in-China-Models-Challenges-and-Global-Lessons (дата обращения: 01.06.2019).
World Economic Forum (2016) The Global Information Technology Report 2016. July. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/GITR2016/WEF_GITR_Full_Report.pdf (дата обращения: 01.06.2019).
Zhang L. (2016) Rebalancing in China - Progress and Prospects. IMF Working Paper 16/183. Режим доступа: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2016/wp16183.pdf (дата обращения: 01.06.2019).
Приложение А.
Влияние цифровизации на производительность и занятость. Регрессия наименьших квадратов на национальном уровне
Данные: ежегодная статистика по развитию цифровой экономики от Китайской академии исследований ИКТ с поправками на квартальные данные (DEI). Ежеквартальные данные об уровне ВВП, инвестиций (INV) и занятости (EMP) предоставлены Национальной службой статистики. Все переменные выражены в терминах роста.
Регрессия: GDPt= а0 + х DEI t_ t + а2 INVt + а3 EMPt + е,EMPt = а0 + ai х DEIt у + + а2 GDP t + е.
Результат:
Воздействие на рост
Переменные Модель 1 Модель 2 Модель 3
Рост ВВП Рост ВВП Рост ВВП
Показатель цифровизации с лагом 0,34* (0,18) 0,47** (0,12) 0,29*** (0,26)
Инвестиции 0,68*** 0 71***
Труд 7,9 (8,1) 26,6*** (0,03)
Постоянная переменная -1,8 (1,98) -3,87 (2,01)
Количество наблюдений 44 44 44
Я-квадрат 0,56 0,55 0,31
Робастная стандартная ошибка в скобках *** p < 0,01, ** p < 0,05, * p < 0,1.
Воздействие на занятость
Переменные Рост занятости
Показатель цифровизации с лагом 0,013***
(0,002)
Рост ВВП 0,005***
(0,002)
Постоянная переменная 0,007
(0,04)
Количество наблюдений 49
Я-квадрат 0,57
Робастная стандартная ошибка в скобках *** p < 0,01, ** p < 0,05, * p < 0,1.
Приложение Б.
Влияние цифровизации на производительность и занятость. Панельная регрессия на провинциальном уровне
Данные: данные ежегодного рейтинга цифровой экономики TenCent с поправками на квартальные данные (DEI). Данные об уровне провинциального ВВП и инвестиций (INV) предоставлены Национальной службой статистики. Все переменные представлены в виде логарифмических членов, за исключением ВВП на душу населения (уров-невый терм).
Регрессия: GDP.t = а0 + а х DEIt_ . t + а3 х GDP / Capitaи t- t + а2 INVt + n + xt + £. Результат:
Переменные Вся выборка Развитые регионы Менее развитые регионы
Рост ВВП Рост ВВП Рост ВВП
Показатель 0 27*** 0,35*** 0,27**
цифровизации с лагом (0,05) (0,04) (0,09)
Инвестиции -0,05 0,13 -0,05
(0,03) (0,1) -0,04
ВВП на душу населения -4,6 -4,25*** -6,5 ***
(1,14) (0,9) (2,94)
Постоянная переменная 12,5*** 12 8*** 12,7***
(1,00) (1,10) (2,14)
Количество наблюдений 146 68 78
Провинции 30 14 16
К-квадрат
Внутри 0,26 0,53 0,22
Между 0,12 0,01 0,03
Общий итог 0,11 0,01 0,03
Робастная стандартная ошибка в скобках *** p < 0,01, ** p < 0,05, * p < 0,1.
China's Digital Economy: Opportunities and Risks
L. Zhang, S. Chen
Longmei Zhang — PhD, Economist, IMF's Asia and Pacific Department, International Monetary Fund; 700 19th Street, N.W. Washington, D.C. 20431, U.S.; E-mail: [email protected]
Sally Chen — IMF's resident representative for Hong Kong SAR, International Monetary Fund; 700 19th Street, N.W. Washington, D.C. 20431, U.S.; E-mail: [email protected]
Abstract
China's digital economy has expanded rapidly in recent years. While average digitalization of the economy remains lower than in advanced economies, digitalization is already high in certain regions and sectors, in particular e-commerce and fintech, and costal regions. Such transformation has boosted productivity growth, with varying impact on employment across sectors. Going forward, digitalization will continue to reshape the Chinese economy by improving efficiency, softening though not reversing, the downward trend of potential growth as the economy matures. The government should play a vital role in maximizing the benefits of digitalization while minimizing related risks, such as potential labor disruption, privacy infringement, emerging oligopolies, and financial risks.
Keywords: Digital economy; Fintech; Productivity; Employment; Financial stability
For citation: Zhang L., Chen S. (2019) China's Digital Economy: Opportunities and Risks. International Organisations Research Journal, vol. 14, no 2, pp. 275-303 (in Russian). DOI: 10.17323/1996-7845-2019-02-11.
"China's Digital Economy: Opportunities and Risks" by L. Zhang, S. Chen, English text1 © International Monetary Fund. Translated and reproduced with permission. The International Monetary Fund is not responsible for the accuracy of this translation.
References
AliResearch (2016) Three Future Trends in the E-commerce Logistics Industry. May. Available at: http://www. aliresearch.com/blog/article/detail/id/20931.html (accessed 1 June 2019).
AliResearch (2017) Report on China's Taobao Village. December. Available at: http://www.aliresearch.com/ en/news/detail/id/21298.html (accessed 1 June 2019).
Basel Committee on Banking Supervision (2018) Sound Practices - Implications of Fintech Development for Bank and Bank Supervisors. February. Available at: https://www.bis.org/bcbs/publ/d431.htm (accessed 1 June 2019).
Boston Consulting Group (2017a) Towards 2035: The Future with 400 billion Digital Employment. January. Available at: http://image-src.bcg.com/Images/BCG_Year-2035_400-Million-Job-0pportunities-Digi-tal%20Age_ENG_Mar2017_tcm52-153963.pdf (accessed 1 June 2019).
Boston Consulting Group (2017b) Towards 2035: The Battle on Human Capital for Digital Economy. January. Available at: http ://image- src .bcg. com/Images/B CG_Year-2035_Talent-War- Digital-Age_ENG_Jan2 017_ tcm9-153967.pdf (accessed 1 June 2019).
1 Zhang L., Chen S. (2019) China's Digital Economy: Opportunities and Risks. IMF Working Paper No. 19/16, International Monetary Fund. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WP/ Issues/2019/01/17/Chinas-Digital-Economy-Opportunities-and-Risks-46459 (accessed 1 July 2019).
China Academy of Information and Communications Technology (2017a) White Paper on Digital Economy Development. July. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-07/20/content_30179729.htm (accessed 1 June 2019).
China Academy of Information and Communications Technology (2017b) White Paper on Digital Economy Development of G20 countries. December.
China Academy of Information and Communications Technology (2017c) Internet Development Trends Report. December.
China Development Forum (2017) The Future of Artificial Intelligence in China. March.
China Internet Information Center (2017) China Statistical Report on Internet Development. January. Available at: https://cnnic.com.cn/IDR/ReportDownloads/201807/P020180711391069195909.pdf (accessed 1 June 2019).
Das M., Hilgenstock B. (2018) The Exposure to Routinization: Labor Market Implications for Developed and Developing Economies. IMF Working Paper, 18/135. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WP/ Issues/2018/06/13/The-Exposure-to-Routinization-Labor-Market-Implications-for-Developed-and-Devel-oping-45989 (accessed 1 June 2019).
Didi Taxi (2017) The Big Data Report on Smart Travel. January.
Financial Stability Board and Committee on the Global Financial System (2017) FinTech credit: Market Structure, Business Models and Financial Stability Implications. May. Available at: https://www.bis.org/publ/ cgfs_fsb1.htm (accessed 1 June 2019).
Goldman Sachs (2017) The Rise of China FinTech. August. Available at: https://hybg.cebnet.com.cn/upload/ gaoshengfintech.pdf (accessed 1 June 2019).
Guizhou Global Big Data Exchange (2016) White paper on China Big Data Exchange. May.
Mckinsey (2016) Where Machines could Replace Humans and Where They Can't(yet). July. Available at: htt-ps://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/where-machines-could-replace-humans-and-where-they-cant-yet (accessed 1 June 2019).
Mckinsey (2017a) Digital China: Powering the Economy to Global Competitiveness. December. Available at: https://www.mckinsey.com/featured-insights/china/digital-china-powering-the-economy-to-global-com-petitiveness (accessed 1 June 2019).
Mckinsey (2017b) Artificial Intelligence: The Next Digital Frontier? June. Available at: https://www.mckinsey. com/~/media/McKinsey/Industries/Advanced%20Electronics/0ur%20Insights/How%20artificial%20intel-ligence%20can%20deliver%20real%20value%20to%20companies/MGI-Artificial-Intelligence-Discussion-paper.ashx (accessed 1 June 2019).
Tencent Research Institution (2017) The 2017 China "Internet Plus" Digital Economy Index. April.
U.S. Department of Commerce (1998) The Emerging Digital Economy. Available at: http://govinfo.library. unt.edu/ecommerce/EDEreprt.pdf (accessed 1 June 2019).
World Bank (2016) World Development Report 2016: Digital Dividends. January. Available at: https://www. worldbank.org/en/publication/wdr2016 (accessed 1 June 2019).
World Bank, the People's Bank of China (2018) Toward Universal Financial Inclusion in China. February. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/181081518452447434/Toward-Universal-Finan-cial-Inclusion-in-China-Models-Challenges-and-Global-Lessons (accessed 1 June 2019).
World Economic Forum (2016) The Global Information Technology Report 2016. July. Available at: http:// www3.weforum.org/docs/GITR2016/WEF_GITR_Full_Report.pdf (accessed 1 June 2019).
Zhang L. (2016) Rebalancing in China - Progress and Prospects. IMF Working Paper 16/183. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2016/wp16183.pdf (accessed 1 June 2019).