Научная статья на тему 'Сегментация рынка геодезической продукции'

Сегментация рынка геодезической продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
762
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сегментация рынка геодезической продукции»

УДК 528.658

С.Н. Буровцева, Н.Б. Попова СГГ А, Новосибирск

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Рыночная сегментация позволяет выработать управленческий подход к процессу принятия решений на рынке и является основой для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Сегментация рынка топографогеодезических работ специального назначения может выполняться по трем критериям: по географическому положению объекта полевых работ; по отраслевой принадлежности заказчика работ; по весомости заказчика.

Успешная работа на рынке не возможна без применения рыночной сегментации. Рыночная сегментация с одной стороны используется для нахождения частей рынка и определения субъектов, на которые стоит направить маркетинговую деятельность предприятия, с другой стороны позволяет выработать управленческий подход к процессу принятия решений на рынке и является основой для выбора правильного сочетания элементов маркетинга. Сегментация позволяет максимально удовлетворять запросы потребителей и рационально использовать ресурсы предприятия на разработку программы производства и выполнение работ.

Объектами сегментации в топографо-геодезическом производстве могут быть потребители-заказчики топографо-геодезической продукции, которые обладают определенными общими признаками и одинаково реагируют на маркетинговые предложения. Для сегментации рынка топографо-геодезической продукции есть все необходимые условия: топографо-геодезическое

предприятие, обладая различными технологиями производства, может выполнять одни и те же виды работ для различных заказчиков по различным техническим условиям; используя проектно-сметный метод ценообразования, может создавать топографо-геодезическую продукцию в широком диапазоне цен, находя привлекательные цены для заказчиков.

Сегментация представляет собой базу для разработки маркетинговой программы для конкретного сегмента рынка. Процесс сегментации состоит из следующих этапов: 1) формирование критериев сегментации; 2) составление профилей сегментов; 3) выбор целевых рыночных сегментов.

При выборе критериев сегментации рынка топографо-геодезической продукции следует учитывать особенности организации и выполнения полевых топографо-геодезических работ.

Выбор оптимальной технологии производства работ зависит от характеристик местности, например: дешифрирование аэрофотоснимков в необжитой местности может выполняться маршрутное или аэровизуальное, а на обжитой территории - сплошное наземное.

При формировании портфеля заказов, рассматривая потенциальных заказчиков, предприятие всегда сопоставляет характеристики местности, на

которой предполагается вести работы, и свои технические, технологические и организационные возможности по выполнению работ. Зональное районирование затрат по каждому виду работ может служить одним из критериев сегментации рынка геодезических и картографических работ специального назначения. Сегментация по географическому положению объекта полевых работ найдет количественное отражение в себестоимости одной единицы продукции каждого вида работ.

В топографо-геодезическом производстве каждый вид работ имеет конечную продукцию. По работам федерального назначения конечная продукция определяется нормативными документами, то есть инструкциями по выполнению того или иного вида работ, техническими указаниями и др.

По работам специального назначения конечная продукция определяется заказчиками работ, и конечная продукция одного и того же вида работ для заказчиков различных отраслей хозяйства может иметь и особенности содержания и особенности оформления.

Один и тот же вид топографо-геодезических работ может иметь различное назначение и выполняться по различным нормативным требованиям, определяющим и плотность геодезического обоснования, и точность планового и высотного положения объектов местности на карте, и конечную продукцию. Это положение отражено и в нормативных документах. Для обоснования данного критерия сегментации рассмотрим технические требования нормативных документов к выполнению топографической съемки в масштабе 1:2000 по государственному заказу и для заказчиков, принадлежащих различным отраслям хозяйства страны: городские департаменты по архитектуре и строительству, организации Комитетов по землеустройству и земельным ресурсам, организации эксплуатации нефтегазовых месторождений (см. таблицу).

Сравнивая технические требования к этому масштабу съемки, выполняемой по заказу организаций Роскомзема и по заказу организаций, занимающихся обустройством населенных пунктов, мы видим, что кадастровые планы могут создаваться без изображения рельефа, в качестве геодезического обоснования могут использоваться опорные межевые сети (ОМС). Аналогичные таблицы можно составить и по другим видам работ.

Данные таблицы показывают, что одним из критериев сегментации рынка топографо-геодезической продукции может быть принадлежность пользователя к той или иной отрасли хозяйства.

Еще одним критерием для сегментации рынка топографо-геодезической продукции является весомость заказчика. Топографо-геодезическое предприятие обладает большими производственными мощностями для выполнения полевых и камеральных топографо-геодезических работ, поэтому ему наиболее интересы «крупные» заказы. Для деления заказчиков на «крупных» и «мелких» необходимы дополнительные маркетинговые исследования, как в микросреде предприятия, так и в макросреде.

Потенциальны й заказчик Назначение продукции Плотность геодезического обоснования для съемки Точность определения пунктов геодезических сетей сгущения Точность изображения объектов местности Вид конечной продукции

в плане по высоте в плане по высоте в плане по высоте

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Городской департамент по архитектуре и строительству Для разработки генеральных планов малых городов, поселков и сельских населенных пунктов (Нормативный документ [1]) 4-8 пунктов на 1 кв. км (застроенная); 1 пункт на 1 кв. км (незастроенная) 1 репер на 5-7 кв. км 4 кл. 1:25 000 1 разряд 1:10 000 IV кл - 20VL техническое 30VL - 50VL (в зависимости от объекта съемки) 0,4 мм -контура здания, 0,5 мм -открытая местность, 0,7 мм -закрытая местность 1/4, 1/3 высоты сечения рельефа (в зависимост и от уклона местности) Графические планы, цифровые модели, копии фотоплана на жесткой основе

Комитеты по землеустройст ву и земельным ресурсам Для государственного земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства (Нормативный документ [2]) 4 пункта ОМС на 1 кв. км (застроенная); 1 пункт ОМС на 1 кв. км (незастроенная) 1 репер на 5-7 кв. км ОМС - 5 ОМС - 10 Зависит от площади участка: 0,25 га -1 кв. м; до 1 га - 2 кв.м и т.д. Кадастровые планы (без изображения рельефа)

Организации эксплуатации нефтегазовых месторождени й Составление планов отдельных участков месторождения при проектировании обустройства (Нормативный документ [3, 4]) 1 пункт на 47 кв. км 1 репер на 1-3 кв. км I разряд 1:10 000 IV класс, техническое 1,0 м 0,2 м Жесткая основа, условные знаки, принятые в нефтегазовой промышленно сти

Пример графического представления сегментации рынка показан на рис.

Рис. 1. Графическое представление сегментации рынка

Таким образом, сегментация рынка топографо-геодезических работ специального назначения может выполняться по трем критериям:

1. По географическому положению объекта полевых работ;

2. По отраслевой принадлежности заказчика работ;

3. По весомости заказчика.

Все эти критерии поддаются измерению, отражают дифференциацию пользователей, способствуют росту понимания рынка.

Сегментацию рынка работ специального назначения можно представить графически, если всю зону деятельности предприятия разделить на участки работ с разным уровнем себестоимости, показать территориальное расположение потенциальных заказчиков и их весомость по величине заказа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 / ГУГК при СМ СССР. - М.: Недра, 1982.

2. Основные положения по созданию опорной межевой сети. Утв. приказом Росземкадастра № П/261 от 15.04.2002 г.

3. Техническая инструкция по маркшейдерско-геодезическим работам при поисках, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений. Утв. Госгортехнадзором СССР 22.11.1972 г.

4. Технические условия на топографо-маркшейдерскую съемку действующих магистральных нефтепроводов. Утв. Миннефтепромом 31.08.1981 г.

© С.Н. Буровцева, Н.Б. Попова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.