Не менее важную находку обнаружил молочный метод в самом городе —в колонке тупика рабочего поселка ссСпичфабрики», где остаточный хлор постоянно отсутствовал. Пробы, взятые в разное время, с недельными приблизительно промежутками, с неизмененным m-стояьством давали по молочному методу пара-коли IV, агглютинируемую паратифозной сывороткой «Б» в разведении 1 : 400 и реже 1 : 800.
Скажем несколько слов о технике высева с молочной среды на агар Эндо, Высевы следует прюизводить как после суточного стояния в термостате (температура 37°, а еще лучше 46° для отличия кишечной палочки теплокровных), так и через 2 суток не в зависимости от того, наступила коагуляция или нет. Петлю при посеве для большего получения колоний пара-коли не стряхивать, набирая на конец петли и высевая нужный сегмент чашки. Коагулировавшую пробу перед посевом не взбалтывать, чтобы не набирать свертков молока;, некоагулировавшую необходимо взбалтывать для получения материала из разных мест среды. Ввиду малой улавливаемости кишечной палочки Эйкмана в хлорированной воде с отсутствием остаточного хлора особенно ценно проверить преимущество молочного метода для лабораторий, работающих на среде Эйкмана, засевая не менее 1,0—1,1 см3.
Сточные, а также колодезные воды, присланные из районов со случаями брюшного тифа, необходимо засевать также не менее 10—1,01 сма, руководствуясь указаниями по технике высевами на агар Э'ндо. Это позволит выделить как из хлорированной с отсутствием остаточного хлора, так и из колодезной воды не только кишечную палочку, но и пара-коли 111 и IV.
На основе полученных результатов хотелось бы высказать пожелание, чтобы на этот метод обратили самое серьезное внимание. Нам кажется1, что есть основания полагать, что после соответствующей проверки этот метод может завоевать такие же права гражданства, как: методы Эйкмана и Булира. Пока же он является ценным, дополняющим метод Эйкмана.
Д-р Л. А. СЫРКИН (Москва)
Сдвиги в физическом развитии советского
школьника1
Физическое развитие человека — сложное явление, определяемое-многообразным комплексом эндогенных и экзогенных факторов. Значимость итоговых показателей физического развития — роста, веса,, окружности: грудной клетки и их соотношений—в качестве показателей санитарного состояния данного коллектива доказана многочисленными исследованиями. Однако изучение влияния отдельных факторов на физическое развитие должно вестись своими специфическими методами. Так, влияние наследственности следует изучать по преимуществу на близнецах; влияние радиации или отдельных ингредиентов пищи — путем постановки соответствующих экспериментов над животными; роль внутрисекреторного аппарата — на патологических случаях или в тех же экспериментах и т. д.
Задача социально-гигиенического исследования и заключается в выявлении основных тенденций динамики санитарного состояния данного человеческого коллектива и его социальной обусловленности.
1 Автореферат работы, печатающейся в трудах 1 ММИ.
Настоящее исследование стремилось по возможности максимальна гарантировать научную сравнимость полученных результатов. Были избраны 3 точки Московской области — фабричный поселок при большой Глуховской текстильной фабрике, группа сельских школ
Волоколамского и Шаховского районов и рабочий район Тулы.
юкеп
В основном одними и МАЛЬЧИКА теми же руками, по совершенно единообразной мето- Ц___Л I I I________/
ДЕВОЧНИ
\138 134
«а
I
I
>6
ч
62 60
<4 40
36
ч=>
дике и технике собирания и обработки материала, и одни и те же месяцы года в каждой из этих точек было обследовано в 1926, 1927 и 19^:9 гг., а затем повторно в 1934, 1935 и 1936 гг. по 2 000 школьников не менее 100 человек на каждую возрастно-половую группу (одной национальности — русских). В Глухове. в селах Коло-коламского района обследование было сплошное; в Заречен-ском районе Тулы оно охватил > значительную часть школьников. Рабочая прослойка составляла в глуховском и материале подавляющее шинство (около 90%). Из ботки были исключены только несколько десятков карточек детей с явными физическими дефектами.
Табл. 1 и 2 и рис. 1 и 2 содержат результаты произведенных измерений (в их основвой части). Для сравнения с дореволюционным периодом взяты данные Ф. Ф. Эрисмана1 и д-ра Михайлова2.
Приведенные таблицы и рисунки выявляют строго закономерный и притом равномерный для отдельных признаков и для их соотношений подъем физического развития контрольных групп детей школьного возраста из среды рабочих-текстиль-щиков, рабочих-металлистов и колхозников Московской области. Этот подъем заметен для периода, охватывающего
последние 7—9 лет, и еще рельефнее и резче при сопоставлении с имеющимися данными 80-х годов прошлого столетия.
Совершенно аналогичную картину обнаруживает заканчиваемый разработкой тульский материал.
9 Ш « и 14 и 3 Ш П 1С II и В и 3 А А С 1
Рис. 1. Сдвиги в физическом развитии школьников фабричного поселка пои Глуховской текстильной фабрике (1885 г.—Эрисман)
1 Рабочие,-текстилыцики б. Московской губернии.
2 Сельские школы б. Рузского уезда Московской губернии.
Одинаковый национальный состав, классовая однородность, малая текучесть населения (из обработки исключались недавно приехавшие), полная унификация методики и техники собирания и обработки материала исключают многочисленные гипотезы об эндогенных причинах сдвигов в росте. В основе исследования лежала та предпосылка, что в пределах потенции роста и развития человека имеется значительная амплитуда колебаний, зависящая от условий развития ребенка и подростка, определяемых в основном социальными факторами, что победоносный ход социалистического строительства и подъем уровня жизни широчайших трудящихся масс СССР не мог не вызвать улучшения физического развития советских детей и подростков. Эта предпосылка нашла четкое однозначное подтверждение яа приведенном выше материале.
ЧРПЬЧикн д(ЯОЧНИ
Данные относительно роста, веса и окружности грудной клетки призывников \ а также отдельные работы о харьковских, ленинградских, тагильских и других школьниках (при всем их методическом не-' •совершенстве), а также московских дошкольников и данные о новорожденных подтверждают тот же сдвиг.
Анализ материалов о физическом развитии школьников капиталистических стран показывает, что там у пролетарских детей и в особенности у детей безработных имеются явные признаки ухудшения физического развития. Более подробное изложение этих материалов должно быть дано в особой статье.
Рис. 2. Сдвиги в физическом развитии сельского школьника (Оста-шево-Шаховская)
1 Опубликованы в сб. «Молодежь СССР», изд. ЦУНХУ и ЦК ВЛКСМ, Москва, 1936 г.
г
Пол
к и
X
хг о со
а> «
Возраст
Лет
9
9 10 10 11 11 12 12 13
13 1*
14
15 15
9
9
10
10 11 11 12 12 13
13
14
14
15 15
Мес.
6 6 6 6 6 б 6
б 6 6 6 6 6 6
Сдвиги в росте, весе и окружности груди
(пос. Глухо во)
детей школьного возраста
Таблица 1
Рост
Эрисман 1885 г.
122,4
126.3 129,9
134.4 137,7 141,2 146,7
123,0
126.5 131,0 135,5 140,0 143,5 148,2
Вес
1927 г.
_Сь>ркин__| Эрисман
1934 г. | '885 г.
123,8
127.5
131.6
136.5 140,2
140.6
152.1
123.2 127,4
130.3
137.4
141.6
147.7 150,6
123,9
128.3
132.1
137.5
141.0
147.2
153.4
123.6
128.5
132.1
138.3 143,1 143,5 152,5
27.6
29.1 30,9
32.7
35.2
39.3
Сыркин
1927 г. 1 ¡934 г.
24,2 26,9
28.5
31.0
32.6
36.2 4^2
23,9 25,4
27.3
30.7
34.1 39,0
43.2
24,6 27^1
29.3 31,6
33.6
37.4 42>
21.5
26.4
28.5 32,3
35.7
40.6 45,5
1885 г.
Окружность груди Сыркин
61,9
63.1 64,5
66.2 67,4
69.2 71,9
59,9
бГ>
62,9 64,9
67.3 70,1 73,7
1927 г. 1934 г.
61,9 62,8 /
63,9 64,4
65,4 66,2
67,2 67,2
68,3 69,1
70,9 71,8
74,5 75,1
60,2 60,7
61,7 62,7
62,7 64,6
65,7 66,3
68,5 69,4
72,0 72,7
— 75,4
~
Таблица 2
Сдвиги в физическом развитии сельского школьника (Московская область, Волоколамский район)
Рост
Пол
Возраст
к
¡4 5
8 »
Г
О и <и
Лет
8
8 9 9 1) 10 11 11 12 12 13
13
14
14
15
8 8
9
9
10
10 11 11 12 12 13
13
14
Мес.
6
6 6 б 6 6 6
6 6
6 б б 6
Михайлов 1886 г
117,5 121 126,5 130,5 133,0 133,">
113,5 119
123 126 128 136
Сыркин
1926 г.
119,2
123.8 128,1
132.1
134.7
139.2 143,2 148,6
118.9 12.2,7 127,0
131.6 134,2
140.8
145.7
1935 г.
120,9 124,7 128,9 133,1
136.4
140.7 145,1 152,0 120,6
124.0
128.5
132.8 136,8 142,3
148.1
Вес
Михайлов 1886 г.
22,6
24.4 26,2
28.5 30,0 31,4
26,6 24,5 26,0
28.3 29,7
37.4
Сыркин
1926 г.
23,0
24.0
27.1 28,8 30,3 32,7
35.5
39.6
22.2 23,9 26,0
28.3
29.7 34,2
37.4
1935 г.
23,4
25.8 28,2 30,3
32.2
34.7 38,1 43,0
22.8 24,6
27.3
29.4
32.9 36,4 4!,0
Окружность груди
Михайлов 1886 г.
61,1
62,8 64,8 66,7 68,7 69,5
58,3 50,1
ео.о
61,3 63,7 65,0
Сыркин
1926 г.
61,2
62,6
64.3 65,9 67,0 68,5 70,5
73.5
59.0
60.4
62.1 63,8 65,0
68.6 71,3
1935 г.
61,9
63,0
64.0 66,8 67,9 69,8
72.5
76.1 60,0 61,0
62.7 С4,5
65.8
69.6 73.0
Выводы
1. Одним из основных показателей санитарного состояния населения является уровень физического развития. В условиях быстрых темпов изменения экономики, условий труда и быта широких масс Советского союза приобретает сугубую значимость наблюдение за динамикой физического развития отдельных групп населения.
2. Физическое развитие населения зависит от ряда эндогенных и экзогенных условий. Настоящая работа исходила из основной предпосылки, что в пределах некоторой «генетически ¡и физиологически обусловленной нормы» существует заметная амплитуда колебаний размеров отдельных признаков физического развития (и их совокупности), зависящая от условий жизни.
3. Многочисленные работы по исследованию физического развития населения не отвечают требованиям строжайшего соблюдения методических приемов, обеспечивающих максимальную однородность собирания и обработки материала, однородность состава отдельных групп и либо совершенно неудовлетворительны, либо допускают возможность различных толкований смысла полученных результатов.
4. Настоящая работа, проведенная в основном в 1926—1927 и 1934—1935 гг., ставила своей задачей выявить динамику физического развития советского школьника путем повторного исследования детей школьного возраста рабочих-текстильщиков и колхозников Московской области в пунктах с малым притоком пришлого населения (к тому же исключавшегося из обработки) при тщательнейшем соблюдении однородности методики исследования, производившегося в основном одними и теми же руками.
5. Обследование детей глухоеоких текстильщиков и волоколамских колхозников в 1926—1927 и 1934—1935 гг. (по 2000 в каждой группе) выявило ясные положительные сдвиги в физическом развитии советского школьника этих групп населения — в увеличении роста, веса, окружности грудной клетки и в соотношении этих признаков. Эти сдвиги равномерны и закономерны.
Еще резче выявляются эти сдвиги при сопоставлении с данными 80-х годов прошлого столетия (это сопоставление не является методически безупречным).
6. Материалы настоящей работы отводят эндогенные объяснения сдвигов в физическом развитии на задний план и заставляют признать основными факторами наблюдаемых изменений экзогенные причины.
7. Анализ материалов о физическом развитии школьников капиталистических стран показывает, что по отношению к детям пролетариата — в особенности безработных — имеются признаки ухудшения их физического развития.
8. Настоящая работа оправдывает требования систематического тщательного контроля над физическим развитием отдельных групп населения при условии рационального выбора контрольных групп и тщательного соблюдения методических предпосылок, обеспечивающих научную сравнимость полученных материалов.
з*
35