Научная статья на тему '«СДЕЛАТЬ КАДРЫ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ ПОЛНОЦЕННЫМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ». КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 10-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

«СДЕЛАТЬ КАДРЫ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ ПОЛНОЦЕННЫМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ». КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 10-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС) / ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ (ВА) / КАДРОВЫЕ ОРГАНЫ / ОФИЦЕРСКИЙ СОСТАВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасов Сергей Анатольевич

В статье рассматривается состояние работы с командными кадрами 10-й воздушной армии (ВА) с момента её организации до окончания Второй мировой войны и перебазирования на новые места дислокации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тарасов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«MAN THE AIR ARMY WITH FULL-FLEDGED PERSONNEL, UP TO THE MODERN STANDARDS». MANNING OF THE 10TH AIR ARMY DURING WORLD WAR TWO

The paper looks at the work with commanders of the 10th Air Army (AA) from the moment it was set up and to the end of the Second World War when it was transferred to new disposition sites.

Текст научной работы на тему ««СДЕЛАТЬ КАДРЫ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ ПОЛНОЦЕННЫМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ». КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 10-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 ГГ.

С.А.Тарасов

«СДЕЛАТЬ КАДРЫ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ ПОЛНОЦЕННЫМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ»

Кадровое обеспечение 10-й воздушной армии в годы Второй мировой войны

Сведения об авторе. Тарасов Сергей Анатольевич — начальник научно-исследовательской лаборатории (исследования проблем нормативно-правового обеспечения государственного и военного управления) научно-исследовательского управления (исследования общих проблем управления обороной государства) научно-исследовательского центра (института управления национальной обороной) военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, подполковник (Москва. E-mail: satar79@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматривается состояние работы с командными кадрами 10-й воздушной армии (ВА) с момента её организации до окончания Второй мировой войны и перебазирования на новые места дислокации.

Ключевые слова: Вторая мировая война; военно-воздушные силы (ВВС); воздушная армия; кадровые органы; офицерский состав.

Входе Второй мировой войны военно-воздушные силы всех воевавших держав зарекомендовали себя в качестве одного из главных средств вооружённой борьбы. Возрастая качественно и количественно, авиация в течение нескольких лет совершила стремительный скачок в своём развитии, превратившись в многочисленный и важный род войск, способный выполнять задачи тактического, оперативного и стратегического порядка.

В редакционной статье от 7 января 1941 года, помещённой в газете «Красная звезда» — центральном печатном органе Народного комиссариата обороны СССР (НКО СССР), отмечалось: «Скорость, дальность и быстрота воздействия на противника — вот свойства, обладая которыми, авиация по праву считается самым подвижным родом войск. Опыт современных войн ещё раз показал, каким мощным и манёвренным средством борьбы является авиация, на какие ошеломляющие, неожиданные удары способна она. Во внезапности заключается одно из основных преимуществ авиации...»1.

Итоги активных боевых действий, происходивших в ходе Второй мировой войны на различных театрах военных действий (от Европы до Дальнего Востока), полностью подтвердили вышесказанное, продемонстрировав, что основным условием успешного применения ВВС являлось сосредоточение усилий на направлении главного удара и массирование всех сил на основных объектах атаки. Всё это в сочетании со способностью авиации быстро выполнять манёвр путём переноса действий на новые цели или новое направление позволяло добиваться решительных успехов и наносить врагу значительный урон2.

Исходя из анализа итогов первых месяцев противостояния нацистской агрессии и на основании изучения результатов применения авиации как нашими противниками, так и союзниками, командование Военно-воздушных сил Красной армии (ВВС КА) и военно-политическое руководство Советского Союза в первой половине 1942 года пришли к заключению о необходимости создания такой организационной формы объединения авиа-

ционных частей и соединений, как воздушная армия.

Исследование архивных документов позволяет отметить, что первые предложения по их формированию были разработаны в апреле 1942 года3. Спустя месяц, 5 мая, в соответствии с приказом народного комиссара обороны СССР № 0081 началась их практическая реализация путём постепенного сведения фронтовой авиации в такие объединения4. Всего за годы Великой Отечественной войны было создано 18 воздушных армий.

Данная реорганизация затронула в том числе и части, расквартированные на Дальнем Востоке. Согласно приказу командующего войсками Дальневосточного фронта генерала армии И.Р. Апанасенко5 от 31 июля 1942 года № 00142 в составе фронта формировались три воздушные армии (9, 10 и 11-я) со сроком готовности к 15 августа указанного года. Базой для создания 10 ВА были определены военно-воздушные силы 25-й армии, а её командующим был назначен полковник В.А. Виноградов6. Местом дислокации штаба стал г. Хабаровск7.

Основными соединениями, вошедшими в состав 10 ВА, стали: 29-я истребительная авиационная дивизия (имела на своём вооружении 129 самолётов И-153 и И-16), 53-я бомбардировочная авиационная дивизия (119 самолётов ДБ-3), 83-я бомбардировочная авиационная дивизия (103 самолёта СБ и И-16), 253-я смешанная авиационная дивизия (103 самолёта Ил-2 и И-16), 254-я смешанная авиационная дивизия (116 самолётов И-16 и СБ), 7-й отдельный разведывательный авиационный полк (22 самолёта СБ)8. Одновременно создавалось большое количество различных вспомогательных и обслуживающих частей, необходимых для обеспечения деятельности столь значительных масс авиации. Приведённый состав воздушной армии не оставался неизменным и в последующие несколько лет войны претерпел ряд изменений, обусловливавшихся потребностями военного времени. С сентября 1944 года 10 ВА командовал полковник Д.Я. Слобожан9. С июня 1945 года армию возглавил генерал-полковник авиации П.Ф. Жига-рев10, который и руководил ею в ходе боевых действий против Японии.

Масштабные организационно-штатные мероприятия привели к снижению общей укомплектованности частей и соединений 10 ВА командно-начальствующим составом до 74 проц. к концу 1942 года. Особенно сильное падение наблюдалось по следующим категориям: руководящий командный состав — до 85,5 проц., лётный состав — до 85,4 проц., инженерно-технический — до 62,4 проц. Значительно лучше обстояло дело с укомплектованностью хозяйственно-административным составом — 98,7 проц.11 Всё это потребовало в последующие несколько лет напряжённой работы, направленной на повышение как общего, так и качественного уровня укомплектованности армии соответствующими категориями военнослужащих.

Для обеспечения работы с командно-начальствующим составом и руководства кадровыми органами частей и соединений в штате 10 ВА был предусмотрен отдел кадров, которым с августа 1942 до июля 1945 года руководил подполковник Кузьма Константинович Смирнов. Обладая большим опытом военной службы, этот офицер к исполнению своих должностных обязанностей подходил добросовестно. Имея в самом начале формирования 10 ВА в своём подчинении слабо подготовленный и недостаточно знакомый с лётной спецификой личный состав, он приложил много сил и энергии к его замене. В результате К.К. Смирнов сумел ко второй половине 1943 года подобрать на кадровую работу в полках, дивизиях и тыловых частях людей с лётно-техническим образованием и необходимыми знаниями в области применения военной авиации. Это позволило существенно повысить качество кадрового обеспечения всего объединения в целом. К недостаткам его руководства относилось слабое внимание к организации личных выездов в части и соединения армии для непосредственного знакомства с положением дел на местах. Подобный «кабинетный» стиль работы стал одной из причин перевода К.К. Смирнова в ходе организационных мероприятий, проводившихся в 10 ВА накануне войны с Японией, на нижестоящую должность начальника отдела кадров 18-го авиационного корпуса, входившего в её состав12.

Следует отметить, что за время, прошедшее с момента формирования воздушной армии и до завершения Второй мировой войны, сотрудники кадровых органов заметно повысили уровень своей профессиональной подготовки,в т. ч. в вопросах подбора и расстановки командных кадров, своевременного выдвижения способных кандидатов, замены не соответствовавших своему назначению офицеров. По со-

стоянию на начало 1944 года руководство кадровой работой в частях и соединениях 10 ВА осуществляло 61 должностное лицо, в т. ч.: 5 человек в отделе кадров воздушной армии, 5 человек в отделениях кадров авиационных дивизий, остальные в кадровых органах авиационных полков (17 человек), районов авиационного базирования (3 человека), батальонов аэродромного обслуживания (22 человека) и других наземных частях обеспечения полётов (9 человек)13.

Всю работу, выполненную личным составом отдела кадров воздушной армии и подчинённых ему нижестоящих кадровых органов за период Второй мировой войны и последующего перебазирования на новые места постоянной дислокации, руководство отдела отразило в своём отчёте от 31 декабря 1945 года, разделив её на три этапа.

Первый этап — с начала 1943 года (с момента завершения формирования армии и начала плановой кадровой работы) до мая 1945 года. В это время необходимо было сосредоточить усилия на решении следующих важных задач: 1) обеспечить высокую укомплектованность командным составом, избегая его бесцельного перемещения с одного места на другое, но при этом не допуская «застоя» офицеров, достойных продвижения по службе; 2) осуществлять регулярное изучение, правильный подбор и расстановку

командных кадров, оперативно подготавливая и реализуя материал к назначению, присвоению очередных воинских званий и награждению, создавая тем самым стимул для их эффективной работы; 3) наиболее широко охватить боевой стажировкой в действующей армии руководящий состав 10 ВА, в первую очередь от командира полка, начальника штаба полка и выше, более строго подходить к отбору офицеров для направления на учёбу и переподготовку; 4) повысить качество теоретической и практической подготовки кадровых работников, своевременно заменяя не справлявшихся, и одновременно улучшить состояние учёта. Выполнение этих задач преследовало «одну главную цель: сделать кадры воздушной армии полноценными, отвечающими современным требованиям, способными в любой момент встать на защиту Родины и нанести врагу сокрушающий удар»14.

Второй этап — с мая по август 1945 года. В указанное время к вышеперечисленным задачам добавились такие, как: 1) перевод всех частей и соединений воздушной армии на штаты военного времени и доукомплектование их офицерским составом с созданием его резерва (особенно лётно-технического) на случай убыли в ходе предстоявших военных действий; 2) подготовка сотрудников кадровых органов

к работе в условиях боевой об-становки15.

Третий этап — с момента начала войны против Японии и до завершения последовавшей после её окончания передислокации воздушной армии на остров Сахалин, полуостров Камчатка и Курильские острова (с августа по декабрь 1945 г.). От кадровых работников в указанное время требовалось: 1) оперативно производить перемещения и пополнения офицерских кадров, связанные с убылью личного состава в результате боевых потерь; 2) своевременно осуществлять награждение отличившихся в боях; 3) после окончания Второй мировой войны выполнить перевод 10 ВА на новые штаты с расформированием ряда её частей и подразделений, одновременно в связи с демобилизацией произвести увольнение части офицерского состава. Отличительной чертой данного этапа от двух предыдущих явилось то, что сотрудникам кадровых органов пришлось исполнять свои функциональные обязанности в полевых условиях, в ходе частых перебазирований,

«

отмечалось, в связи со значительным объёмом организационных мероприятий, связанных с формированием 10 ВА, к концу 1942 года наблюдался существенный некомплект командно-начальствующего состава. Определённые трудности с укомплектованностью имели место и в последующие годы войны. В первую очередь они были связаны с необходимостью периодической отправки в действующую армию большого числа офицеров, в т. ч. в составе целых частей и подразделений. Так, за первый год своего существования (с 1 августа 1942 г. по 1 августа 1943 г.) из состава воздушной армии на советско-германский фронт были отправлены 200 человек лётного состава. В течение 1944 года целиком переведены три авиационных полка (540-й ближнебомбарди-ровочный, 397-й штурмовой и 445-й дальнебомбардировоч-ный)17. Кроме того, значительное количество лиц офицерского состава убывало на учёбу в военные академии и на различные курсы усовершенствования. В подобных условиях итоговые

Кабинетный» стиль работы стал одной из причин перевода К.К. Смирнова в ходе организационных мероприятий, проводившихся в 10 ВА накануне войны с Японией, на нижестоящую должность

не снижая качества текущей кадровой работы16.

Объём работы по кадровому обеспечению 10 ВА, проделанной за период с момента её создания и до завершения Второй мировой войны с последовавшим затем перебазированием на новые места дислокации, был значительным и имел следующие результаты.

Количественное и качественное состояние командных кадров. Как уже

значения общей укомплектованности 10 ВА командным составом характеризовались следующими показателями: на 1 января 1943 года — 93,7 проц., на 1 января 1944 года — 95,3 проц.18

Сотрудникам кадровых органов в те годы пришлось приложить немало усилий, чтобы покрыть имевшийся некомплект, повысив тем самым уровень боевой готовности частей и соединений. Существенные улучшения произошли в течение первого

полугодия 1945 года в связи с капитуляцией Германии и завершением военных действий на Европейском ТВД. Это позволило перевести часть личного состава ВВС КА, имевшего боевой опыт, с советско-германского фронта на Дальний Восток.

К апрелю 1945 года 10 ВА была полностью обеспечена командными кадрами по всем видам специальностей. При этом в 47-м запасном авиационном полку был создан некоторый резерв лётно-технического состава. В течение июня, июля и августа 1945 года из европейской части страны продолжали поступать офицеры всех специальностей, как группами, так и в одиночку. В состав воздушной армии, кроме этого, были включены некоторые части и соединения, передислоцированные с Европейского ТВД. Это позволило создать условия для завоевания господства в воздухе и совместно с сухопутными войсками и силами Тихоокеанского флота победоносного завершения Второй мировой войны.

В связи с тем, что в период боевых действий против японских войск потери советской авиации были незначительными, к их окончанию в резерве 47-го запасного авиаполка числились 220 человек. После завершения войны с Японией 130 из них были возвращены в свои части. Оставшиеся офицеры были назначены в части 10 ВА, которая в тот момент осуществляла переход на послевоенную организационную структуру и перебазирование на новое место постоянной дислокации. Указанные мероприятия в сочетании с начавшейся демобилизацией из Красной армии снова привели к падению уровня укомплектованности командным составом до 96,1 проц. в конце 1945 года. Однако этот некомплект планировалось покрыть в январе—феврале 1946 года за счёт завершения перехода на сокращённые штаты мирного

времени19.

С момента формирования 10 ВА её руководство большое внимание уделяло подготовке

командных кадров. Для этого в частях и соединениях велись кандидатские списки офицеров, по своим морально-деловым и политическим качествам достойных продвижения по службе. Однако в данном вопросе зна-

мией было произведено 1988 кадровых перестановок и 734 — приказами командиров авиационных дивизий, входивших в состав 10 ВА. В 1944 году эти цифровые показатели составили соответственно 902 и 174, в 1945

До 18 проц. из числа назначенных офицеров впоследствии снимались с занимаемых должностей как не справлявшиеся со своими должностными обязанностями и назначались с понижением

чительные трудности создавала большая текучесть личного состава. Ежегодно из армии выбывало значительное количество военнослужащих. Вместо них прибывало новое пополнение, зачастую совсем недавно окончившее военные учебные заведения. Требовалось определённое время на его адаптацию и изучение. Выдвижение молодых кадров можно было осуществлять только через продолжительное время, после того как они приобретут необходимый опыт и знания, покажут свои способности на практической работе. Так, за 1943 год общая убыль офицеров составила 994 человека (из них 275 были направлены в действующую армию), за 1944 год

— 1799 человек (из них 758 — в действующую армию). Взамен убывших прибыли: в 1943 году

— 1172 человека, в 1944 году — 812 человек20.

Столь значительные цифры перемещаемых в сочетании с постоянными организационно-штатными изменениями и производившимся на рубеже 1944—1945 гг. массовым перевооружением частей и соединений 10 ВА на новую материальную часть предъявляли к работникам кадровых органов повышенные требования по изучению вновь прибывших офицеров и их распределению по соединениям и частям. В течение 1943 года приказами командующего ар-

году — 1126 и 360 перемещений. В подобных условиях интенсивной работы неизбежно допускались ошибки при выработке и принятии кадровых решений. Так, до 18 проц. из числа назначенных офицеров впоследствии снимались с занимаемых должностей как не справлявшиеся со своими должностными обязанностями и назначались с понижением21.

Значительные усилия направлялись на подготовку командного состава. Существенную роль в этом вопросе играли стажировки на советско-германском фронте (особенно руководящего состава от командира и начальника штаба авиационного полка и выше). Большинство офицеров-стажёров принимали непосредственное участие в боях. Часть из них за умелое руководство личным составом, мужество и отвагу, проявленные в ходе выполнения боевых заданий, были отмечены наградами. Так, командир 29-й истребительной авиационной дивизии полковник Н.Р. Горлов и командир 253-й штурмовой авиационной дивизии подполковник К.Т. Цедрик были награждены орденом Отечественной войны 1-й степени22.

Другим способом повышения квалификации лиц командного состава являлось направление их на обучение в военные учебные заведения (в первую очередь на различные курсы и в академии). Однако в данном вопросе имелся

ряд затруднений, связанных, с одной стороны, с нежеланием командиров отпускать опытные кадры из-за опасения снижения качества боевой готовности своих частей, с другой стороны — со сложностями подбора офицеров, которые по своим формальным признакам соответствовали бы требованиям, предъявлявшимся к кандидатам, поступавшим на обучение (уровню общего образования, возрасту, выслуге лет, отсутствию компрометирующей информации у органов НКВД и контрразведки). В ходе проводившегося отбора периодически допускались ошибки, приводившие к тому, что некоторые кандидаты отчислялись из военных учебных заведений ввиду неуспеваемости или низкой дисциплины. Однако данные упущения не носили массового характера (составляли от 3,3 до 4,7 проц. от общего числа направленных на обучение) и не оказывали существенного влияния на общий процесс подготовки командных кадров 10 ВА. Всего в течение 1943 года кадровыми работниками были отобраны и направлены на учёбу 286 офицеров, в 1944 году — 294, в 1945 году — 89 офицеров23.

В основу изучения командно-начальствующего состава были положены служебные характеристики и выводы аттестаций. На их базе составлялись кандидатские списки офицеров, достойных продвижения по службе, которые в отделе кадров армии велись на категорию руководящего состава от командира авиационной эскадрильи, ему равных и выше, в кадровых органах подчинённых соединений — на категорию командира звена и ему соответствовавших. Так, в порядке реализации указанных списков в 1943 году на вышестоящие должности от заместителя командира авиационной эскадрильи и выше были выдвинуты 272 человека, в т.ч.: заместителей командиров авиадивизий — 2 человека, начальников штабов авиадивизий — 2 человека, командиров авиаполков — 6 человек, командиров авиаэскадрилий — 98 человек24.

В процессе работы над кандидатскими списками имелся ряд упущений. Наиболее существенными являлись недостаточно настойчивая их реализация и отсутствие оперативности в обновлении. Всё это привело к возникновению в 1944 году определённых сложностей в ходе проводившихся значительных организационных мероприятий и отправки большого числа офицеров в действующую армию. В начале 1945 года ситуацию удалось выправить. Списки были обновлены и пополнены новыми кандидатами, что позволило на протяжении всего года иметь резерв офицеров, достойных продвижения по службе25.

Опыт кадрового обеспечения 10 ВА показал, что существенное влияние на качество работы оказывало состояние учёта. В исследуемый период его правильной организации уделялось значительное внимание. Руководство отдела кадров воз-

должностным перемещениям офицеров. Включение накануне и в ходе боевых действий против Японии в состав 10 ВА большого числа новых подразделений привело к снижению качества учёта, поскольку внесение сведений на значительную массу вновь прибывших офицеров являлось делом трудоёмким и требовало много времени26.

Во второй половине 1945 года появились дополнительные сложности, связанные со своевременностью получения отчётов от подчинённых частей и соединений, что обусловливалось их значительной географической удалённостью. Ввиду того, что основным средством общения с отдалёнными гарнизонами (в первую очередь на полуострове Камчатка и Курильских островах) являлись самолёты, отсутствие лётной погоды (особенно в осенне-зимний период) прерывало связь с ними на срок до нескольких месяцев.

Наиболее отличившимся офицерам звания присваивались досрочно, что являлось примером для их сослуживцев и способствовало дальнейшему совершенствованию боевого мастерства

душной армии отмечало, что к концу 1945 года в большинстве подчинённых частей и соединений он был вполне удовлетворительным. Отчасти этому способствовал переход в начале года на новый, более упрощённый вариант штатно-должностных книг, позволивший сократить трудозатраты сотрудников кадровых органов на их ведение, а высвободившееся время направить на повышение качества и своевременность заполнения.

В то же время определённые трудности стали возникать с алфавитными книгами, в которые заносились анкетные данные на весь командный состав. Вначале их ведение осуществлялось своевременно и соответствовало

По итогам работы за 1945 год в лучшую сторону в вопросах организации и ведения учёта отмечались сотрудники отделения кадров 54-й бомбардировочной авиационной дивизии (передана в состав 10-й воздушной армии из 12 ВА сразу же после завершения Второй мировой войны) и отделения строевого и кадров 411-го корректировочно-разведывательного авиационного полка27.

Значительный объём работы был проделан в области присвоения очередных воинских званий лицам командного состава 10 ВА. Решение данных вопросов являлось существенным стимулом к более ответственному исполнению ими своих должностных обязанностей. В ряде

случаев наиболее отличившимся офицерам звания присваивались досрочно, что являлось примером для их сослуживцев и способствовало дальнейшему совершенствованию боевого мастерства.

Ряд трудностей возникали с инженерно-техническим составом, особенно отвечавшим за обслуживание техники в авиационных звеньях и эскадрильях. Большинство из военнослужащих данной категории носили звание «старший техник-лейтенант»28, и занимавшиеся ими должности не позволяли рассчитывать на повышение, что негативно сказывалось на их моральном состоянии.

Основанием для присвоения очередных воинских званий являлся аттестационный материал, представлявшийся в отдел кадров воздушной армии. Первоначально он был низкого качества как по оформлению, так и по содержанию. Но постепенно, с накоплением опыта и повышением ответственности и профессиональной подготовленности кадровых работников на местах, качество представлявшихся документов повышалось, что позитивно сказывалось на своевременности издания приказов по личному составу29.

Большая работа в данной сфере кадрового обеспечения была проделана в 1943 году, когда всем сержантам, являвшимся лётчиками боевой авиации, были присвоены первые офицерские звания. В то же время часть лётчиков из вспомогательных авиационных подразделений (в первую очередь авиаэскадрилий связи) такой возможности не получили, поскольку занимавшиеся ими должности сохранили прежние штатные категории. Всего за отчётный период приказами командующего 10 ВА было присвоено 3085 офицерских званий от младшего лейтенанта и ему равного до старшего лейтенанта и ему равного. Из них: за 1942 год (с 1 августа)30 — 162, за 1943 год — 1408, за 1944 год — 414, за 1945 год — 1101. За это же время приказами

командующего Дальневосточным фронтом, командующего ВВС КА и народного комиссара обороны было присвоено 787 офицерских званий от капитана и ему равного до генеральских. Из них: за 1942 год (с 1 августа) — 71, за 1943 год — 165, за 1944 год — 131, за 1945 год — 42031.

Другим важным стимулом добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей, проявления стойкости и мужества на полях сражений являлись награды. Поскольку 10 ВА до августа 1945 года к ведению боевых действий не привлекалась, количество командиров, которым были вручены правительственные награды, было незначительным. Исключение составляли ряд офицеров, поощрённых за непосредственное участие в боях в ходе стажировки на советско-германском фронте. В то же время сотрудниками кадровых органов всех уровней была проделана большая работа по представлению лиц командно-начальствующего состава к награждению за выслугу лет. Так, медалью «За боевые заслуги» были награждены 1399 человек, орденом Красной Звезды — 429, орденом Красного Знамени — 88, орденом Ленина — 23 человека. Ситуация серьёзно изменилась со вступлением СССР в войну с Японией. В ходе развернувшихся боевых действий части и соединения 10 ВА произвели 3297 самолётовылетов на воздушную разведку и снабжение наступавших наземных войск, для нанесения бомбоштурмо-вых ударов по опорным пунктам противника, его аэродромам, береговым укреплениям, кораблям и колоннам войск32.

По итогам боевых действий на Дальнем Востоке, приведшим к победоносному завершению Второй мировой войны, общее количество награждённых составило 5777 человек33. Ряд дивизий получили почётные наименования: 29-я и 254-я истребительные, 96-я и 253-я штурмовые авиационные дивизии — «Амурская»; 296-я истребительная — «Хинганская»;

255-я смешанная — «Сахалинская»; 128-я смешанная — «Ку-рильская»34.

Подводя итог рассмотрению кадрового обеспечения 10 ВА в годы Второй мировой войны, следует отметить, что оно было направлено в первую очередь на: поддержание высокого уровня укомплектованности частей и соединений, входивших в её состав; повышение качества изучения и подбора командного состава, своевременность его назначения; повышение уровня теоретической и практической подготовки офицеров.

Анализ работы сотрудников кадровых органов 10-й воздушной армии показывает, что с каждым годом качество и результативность их деятельности повышались, чему способствовал приобретавшийся ими опыт. Они научились квалифицированно оценивать офицеров, планировавшихся к выдвижению на вышестоящие должности, стали больше вникать в повседневную практическую работу военнослужащих. Своей настойчивой работой с командованием частей и соединений им удалось добиться изменения их отношения к решению кадровых вопросов в сторону более вдумчивого, взвешенного подхода к оценке морально-деловых качеств того или иного офицера, его способности исполнять обязанности по вышестоящей должности с тем, чтобы сократить число случаев ошибочных назначений. Заметно повысился их авторитет в среде руководящего состава 10 ВА. Им постепенно удалось добиться такого положения, при котором вышестоящий командир стал считаться с мнением кадрового работника и ценить его как «своего надёжного помощника»35.

На основе исследования полученного опыта в качестве рекомендаций для повышения уровня кадрового обеспечения отмечались: необходимость как можно чаще практиковать выезды представителей руководства кадровых органов непосредственно в части и соединения для непосредственного

знакомства с офицерами на их практической работе; целесообразность поддержания тесной связи с начальниками служб, отделов, органами политической и воспитательной работы воздушной армии в целях более глубокого изучения состояния командных кадров.

Следует подчеркнуть, что в целом деятельность всех кад-

||\

П

ровых органов 10 ВА имела положительный результат, что позволило обеспечить полную укомплектованность её частей и соединений к началу боевых действий с Японией необходимым количеством подготовленных офицеров по всем специальностям и создать их резерв для оперативного восполнения потерь. Данное обстоятельство

содействовало выполнению всех поставленных перед воздушной армией задач, достижению решительной победы над японскими вооружёнными силами, своевременному и организованному перебазированию на новые места постоянной дислокации на острове Сахалин, полуострове Камчатка и Курильских островах.

РИМЕЧАНИЯ

1 За высокую боевую готовность лётного состава // Красная звезда. 1941. 7 января.

2 Свешников Б. Основные черты оперативного искусства советской авиации // Вестник воздушного флота. 1945. № 18. С. 18.

3 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 83. Оп. 1. Д. 24. Л. 12-15, 26-33.

4 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР (22 июня 1941 г. - 1942 г.). Т. 13 (2-2). М., 1997. С. 224, 225.

5 Апанасенко Иосиф Родионович (1890—1943) — генерал армии (1941). В Русской императорской армии с 1911 г. Участник Первой мировой войны. В ходе Гражданской войны сражался на стороне большевиков. После её завершения продолжил службу в Красной армии. В 1941—1943 гг.

— командующий войсками Дальневосточного фронта. Погиб летом 1943 г. в ходе боёв на Курской дуге.

6 Виноградов Василий Александрович (1905—1962)

— генерал-лейтенант авиации (1953). В Красной армии с 1920 г. С октября 1941 г. исполнял должность командующего ВВС 25-й армии Дальневосточного фронта. В августе 1942 г. назначен командующим 10 ВА. С 23 июля по 11 августа проходил стажировку в составе 6 ВА 1-го Белорусского фронта. В сентябре 1944 г. переведён на должность командующего 9 ВА Дальневосточного фронта.

После окончания Второй мировой войны занимал ряд руководящих должностей. В 1958 г. уволен в запас.

7 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 478. Оп. 5910. Д. 2. Л. 12—15.

8 Там же. Л. 22, 24, 25.

9 Слобожан Давид Яковлевич (1904—1973) — генерал-лейтенант авиации (1953). В Красной армии с 1927 г. В сентябре 1942 г. назначен на должность заместителя командующего 10 ВА. С сентября 1944 по май 1945 г. — командующий 10 ВА. Затем снова переведён на должность заместителя командующего. После окончания Второй мировой войны занимал ряд руководящих должностей. В 1961 г. уволен в запас.

10 Жигарев Павел Фёдорович (1900—1963) — главный маршал авиации (1955). В Красной армии с 1919 г. С апреля 1941 по апрель 1942 г. — начальник Главного управления ВВС КА, командующий ВВС КА. С апреля 1942 по июнь 1945 г. — командующий ВВС Дальневосточного фронта. С июня 1945 по март 1946 г. — командующий 10 ВА. Впоследствии занимал ряд руководящих должностей, в т.ч. главнокомандующего Военно-воздушными силами (1949—1957). Скончался 2 октября 1963 г.

11 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 752б. Л. 116.

12 Там же. Л. 171, 172.

13 Там же. Л. 168, 169.

14 Там же. Л. 116, 117.

15 Там же. Л. 117, 118.

16 Там же. Л. 116, 118.

17 Там же. Ф. 478. Оп. 5910. Д. 2. Л. 27, 28, 32.

18 Там же. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 752б. Л. 116, 122.

19 Там же. Л. 124, 125.

20 Там же. Л. 126, 127.

21 Там же. Л. 121, 127, 153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Полковник Горлов Никита Романович (1909—1965) в период с 3 июля по 24 сентября 1944 г. проходил стажировку на 3-м Белорусском фронте в составе 265-й истребительной авиадивизии, осуществляя организацию взаимодействия с 5-й танковой армией. За указанный период имел 13 боевых вылетов. Подполковник Цедрик Константин Терентьевич (1909—1994) в период с 17 июля по 5 октября 1944 г. также проходил стажировку на 3-м Белорусском фронте в должности командира 265-й истребительной авиадивизии. За указанный период имел 17 боевых вылетов. См.: Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. Т. 2: Командиры авиационных дивизий ВВС и ВМФ, командующие дивизионными районами ПВО, командиры дивизий ПВО, зенитных артиллерийских дивизий РГК, истребительных авиадивизий ПВО, дивизий ВНОС, аэростатов заграждений, прожекторных дивизий и авиационных дивизий ВВС. М., 2014. С. 493, 494, 908—910.

23 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 752б. Л. 129—132.

24 Там же. Л. 180, 181.

25 Там же. Л. 181—183.

26 К началу боевых действий против Японии 10 ВА входила в состав 2-го Дальневосточного фронта и состояла из 18-го авиационного корпуса (96-я штурмовая и 296-я истребительная авиационные дивизии), шести отдельных авиационных дивизий (29-я и 254-я истребительные, 83-я бомбардировочная, 253-я штурмовая, 128-я и 255-я смешанные), одного разведывательного и одного транспортного авиационных полков, большого числа частей и подразделений тылового обеспечения и наземного обеспечения полётов, располагая 1104 готовыми экипажами. См.: ЦАМО РФ. Ф. 478. Оп. 5910. Д. 2. Л. 62—68.

27 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 752б. Л. 188.

28 Введено в соответствии с постановлением ГКО СССР от 22 января 1942 г. № 1180сс. См.: Великая Отечественная. Государственный комитет обороны. Постановления и распоряжения. Т. 2. Кн. 1 (январь—июнь 1942 г.). М., 2017. С. 74 —77.

29 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 752б. Л. 189.

30 С момента начала формирования 10-й воздушной армии.

31 ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 752б. Л. 190, 191.

32 Там же. Ф. 478. Оп. 5910. Д. 2. Л. 155—159, 165.

33 Там же. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 752б. Л. 191—193, 199.

34 Там же. Ф. 478. Оп. 5910. Д. 2. Л. 163.

35 Там же. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 752б. Л. 155.

S.A. Tarasov

«MAN THE AIR ARMY WITH FULL-FLEDGED PERSONNEL, UP TO THE MODERN STANDARDS»

Manning of the 10th Air Army during World War Two

Information about author. Sergei Tarasov — head of the Research Laboratory (research of Problems of regulatory support of state and military administration) of the Research Department (Research of General problems of state defense Management) of the Research Center (Institute of National Defense Management) of the Military Institute (National Defense Management) of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Lieutenant Colonel (Moscow. E-mail: satar79@mail.ru).

Summary. The paper looks at the work with commanders of the 10th Air Army (AA) from the moment it was set up and to the end of the Second World War when it was transferred to new disposition sites.

Keywords: Second World War; Air Force (AF); Air Army (AA) personnel agencies; officers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.