Научная статья на тему 'КАДРОВЫЕ ОРГАНЫ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)'

КАДРОВЫЕ ОРГАНЫ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ СССР (НКО СССР) / ВОЕННЫЕ КАДРЫ / КРАСНАЯ АРМИЯ / PERSONNEL DIRECTORATE / USSR PEOPLE'S COMMISSARIAT OF DEFENSE (USSR PCD) / MILITARY PERSONNEL / RED ARMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасов Сергей Анатольевич

В статье показаны развитие кадровых органов Красной армии и совершенствование работы с военными кадрами в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тарасов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL BODIES OF THE RED ARMY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945

The paper traces the development of personnel agencies in the Red Army and improvement of work with military personnel during the Great Patriotic War of 1941-1945.

Текст научной работы на тему «КАДРОВЫЕ ОРГАНЫ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг. •

I

С.А. ТАРАСОВ

S.A. TARASOV

КАДРОВЫЕ ОРГАНЫ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(1941—1945 гг.)

PERSONNEL BODIES OF THE RED ARMY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941—1945

Сведения об авторе. Тарасов Сергей Анатольевич — заместитель начальника научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, подполковник (Москва. E-mail: satar79@mail.ru).

Аннотация. В статье показаны развитие кадровых органов Красной армии и совершенствование работы с военными кадрами в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).

Ключевые слова: Управление кадров; Народный комиссариат обороны СССР ( H КО СССР); военные кадры; Красная армия.

Information about author. Sergei Tarasov — Deputy Head of Research Section at the Research Institute of Military History, the RFAF General Staff Military Academy, Lieutenant-Colonel (Moscow. E-mail: satar79@mail.ru).

Summary. The paper traces the development of personnel agencies in the Red Army and improvement of work with military personnel during the Great Patriotic War of 1941—1945.

Keywords: Personnel Directorate; USSR People's Commissariat of Defense (USSR PCD); military personnel; Red Army.

НАЧАЛОМ Великой Отечественной войны существовавшая структура кадровых органов Красной армии и порядок комплектования командных должностей потребовали изменения. В условиях активных боевых действий, когда резко возросла численность командно-начальствующего состава и стало осуществляться его массовое назначение (перемещение), назрела необходимость в упрощении процедуры решения вопросов кадрового обеспечения армии. Кадровые органы были вынуждены оперативно реагировать на изменявшуюся обстановку и адаптироваться к условиям военного времени.

Необходимые преобразования начались уже с первых месяцев Великой Отечественной войны. Так, приказом НКО СССР от 29 июля 1941 года № 245 Управление кадров Красной армии (УК КА) было реорганизовано в Главное управление кадров Народного комиссариата обороны (ГУК НКО) с возложением на него (помимо прежней задачи по изучению и подбору военных кадров на должности по всем родам войск и службам, назначение на которые осуществлялось приказами НКО) общего руководства делом учёта и расстановки командных кадров Красной армии1.

Приказом НКО СССР от 20 сентября 1941 года № 0356 «в целях улучшения подготовки, учёта, подбора и расстановки кадров начальствующего состава, а также повышения ответственности начальников главных управлений и управлений НКО за состояние кадров» на последних возлагалась вся ответственность за работу с военными кадрами соответствующих родов войск и служб с сохранением за ГУК НКО кадров начсостава пехоты, кавалерии и местных военных органов управления. Для осуществления работы с военными кадрами предписывалось иметь управления и отделы ка-

дров в соответствующих главных управлениях и управлениях НКО, начальникам которых предоставлялось право назначать своими приказами начальствующий состав до командира полка и им равных включительно с представлением копий приказов по личному составу в ГУК НКО. При этом назначение от командира дивизии (бригады), им равных и выше оставалось прерогативой наркома обороны. Кроме того, приказ возлагал на начальника ГУК НКО ответственность за разработку указаний по вопросам прохождения службы начальствующим составом Красной армии, присвоения воинских званий,награждений, пенсионного обеспечения и учёта начсостава кадра, запаса, а также мобилизации и планирования подготовки начсостава2.

Таким образом, основной объём работы по подготовке, учёту, подбору и расстановке кадров начальствующего состава Красной армии концентрировался в главных управлениях и управлениях НКО и осуществлялся кадровыми органами соответствующих структур. Указанные положения создавали условия для получения последними значительной самостоятельности в своей деятельности, что являлось характерной чертой кадровой работы с командным составом Красной армии на протяжении всей войны.

С целью дальнейшего повышения оперативности в принятии кадровых решений приказом НКО СССР от 30 марта 1942 года № 0225 военным советам фронтов было разрешено осуществлять назначения до заместителя командира дивизии, начальника штаба дивизии, командира полка и им равных; военным советам армий — до заместителя командира полка, начальника штаба полка, командира батальона и им равных; командирам корпусов и дивизий — до командира роты и ему соответствующих; командирам полков — до командира взвода и ему

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.

соответствующих. Кроме того, военным советам предоставлялось право допускать командно-на-чальствующий состав к исполнению должностей номенклатуры народного комиссара обороны с последующим представлением на утверждение приказами НКО СССР3.

Одновременно с этим определённые преобразования затронули и вопросы награждения и присвоения очередных воинских званий. Огромные масштабы начавшейся войны заставили и здесь делегировать часть полномочий по принятию решений на места. Уже 18 августа 1941 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР военным советам фронтов, флотов и армий было разрешено вручать награждённым военнослужащим ордена и медали от имени Президиума ВС СССР, а также осуществлять присвоение воинских званий (военным советам фронтов — до майора и ему равных включительно, военным советам армий — до старшего лейтенанта и им равных включительно). В ходе последующих боевых действий происходило дальнейшее расширение прав военного командования в вопросах награждения отличившихся военнослужащих. Так, Указом Президиума ВС СССР от 10 ноября 1942 года право награждения орденами и медалями достойных бойцов и командиров было предоставлено командующим фронтами, флотами, армиями и флотилиями, командирам корпусов, дивизий, бригад и полков. В последующем права награждения были предоставлены командующим специальными родами войск и служб. Одновременно происходило приведение требований по присвоению воинских званий кусло-виям военного времени. Постановлениями Государственного комитета обороны (ГКО) от 20 ноября 1941 года, от 16 января и 7 февраля 1942 года для лиц комначсостава действующей армии были установлены сокращённые сроки выслуги в воинских званиях. Приказом НКО СССР от 20 сентября 1941 года № 0356 право присвоения воинских званий до майора и им равных включительно было предоставлено также начальникам главных управлений и управлений Наркомата обороны. 24 июля 1943 года был издан Указ Президиума ВС СССР, который устанавливал чёткое деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский состав и генералов, официально закрепив термин «офицер» и окончательно определив права командующих на местах по присвоению воинских званий4. Всё это привело к изменению целого ряда статей Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА 1935 года, что в итоге к концу войны поставило вопрос о необходимости его полной переработки с учётом полученного боевого опыта.

С учётом резко возросших объёмов работы кадровых органов, в первую очередь ГУК НКО, и их значимости в комплектовании армии командно-начальствующим составом 26 апреля 1942 года в соответствии с Постановлением СНК СССР № 588, объявленным приказом НКО от 4 мая 1942 года № 136, начальник Главного управления кадров НКО генерал-майор А.Д. Румянцев одновременно с занимаемой должностью стал заместителем народного комиссара обороны по кадрам5.

Таким образом, правовая база работы с военными кадрами была уточнена и приведена в соответствие

с потребностями военного времени, обеспечивая своевременность в принятии большинства кадровых решений. В связи с предоставлением начальникам главных управлений и управлений специальных родов войск и служб, командующим войсками фронтов, командующим армиями, командирам корпусов, дивизий и полков прав по назначению (перемещению) комначсостава, его награждению и присвоению воинских званий вся работа с соответствующими военными кадрами до командира полка включительно была возложена на указанных должностиыхлиц и их кадровые органы. Всё это повысило оперативность в работе с военными кадрами и повлекло за собой необходимость формирования ряда новых кадровых органов в дополнение ктем, которые уже существовали к началу войны. В период с июля 1941 по 1 января 1942 года были созданы отделы кадров в Главном управлении воздушно-десантных войск, в Главном гидрометеорологическом управлении, в Главном управлении Тыла Красной армии и в Автодорожном управлении НКО. В1942—1943 гг. — отделы кадров в Военно-топографическом управлении, в Управлении шифровально-штабной службы Генерального штаба, в Главном управлении истребительной авиации ПВО страны, в Управлении командующего кавалерией Красной армии, в Управлении железнодорожных войск, в Главном управлении автотранспортной и дорожной службы и в Главном управлении продовольственного снабжения. В период с января 1944 по май 1945 года свои кадровые органы были также созданы в Главном разведывательном управлении, в Управлении спецзаданий Генерального штаба, в Управлении делами НКО, в Управлении командующего авиацией дальнего действия, в Хозяйственном управлении НКО, в Главном управлении формирования и укомплектования войск Красной армии, в Главном автомобильном управлении, в Главном трофейном управлении и в Квартирно-эксплуатационном управлении Тыла Красной армии6. Всего за годы войны количество кадровых подразделений в центральных органах военного управления увеличилось вдвое — с 18 до 36, а их общая штатная численность составила 1020 военнослужащих и 973 служащих (увеличившись на 1289 человек)7.

Определённые изменения произошли и в организационной структуре войсковых кадровых органов. В соответствии с приказом НКО СССР от 20 сентября 1941 года № 0361 кадровые органы были созданы в составе управлений начальников артиллерии фронтов (округов) и армий8, а к концу года в автобронетанковых управлениях фронтов и автобронетанковых отделах округов и армий. Кроме того, в феврале 1944 года с учётом накопленного опыта войны с целью улучшения работы с военными кадрами на низовом уровне в штаты дивизий были включены отделения кадров, а в полках добавлена должность делопроизводителя по учёту офицерского состава9.

Таким образом, структура кадровых органов, сложившаяся в ходе войны, в целом соответствовала организационному построению Вооружённых сил СССР и обеспечивала решение стоявших перед ними задач. В то же время она имела и существенный недостаток, заключавшийся в чрезмерной децентрализации. Наличие многочисленных самосто-

С. А. ТАРАСОВ. Кадровые органы Красной армии... •

ГЦ ы

ятельныхуправлений, отделов и отделений кадров у всех командующих родами войск и начальников служб приводило к определённой несогласованности в работе и временами усложняло решение кадровых вопросов10.

Опыт войны показал, что в целях достижения наибольшего эффекта отделы и отделения кадров родов войск и служб, несмотря на то, что они организационно числились в штатах соответствующих командующих и начальников, должны были тесно взаимодействовать с общевойсковыми отделами кадров фронтов, позволяя им осуществлять общее руководство работой с командно-начальствую-щим составом. Нередко военные советы фронтов требовали их совместного размещения для более оперативного взаимодействия и сокращения сроков на согласование и принятие кадровых решений.

Преобразования, вызванные войной, происходили и в ГУК НКО. Передав с целью повышения оперативности в принятии кадровых решений значительную часть полномочий по работе с военными кадрами на места, в отделы кадров фронтов и округов, командованию главных управлений и управлений специальных родов войск и служб, ГУК НКО сосредоточил своё внимание на работе с командно-начальствующим составом пехоты и местных органов военного управления. Одновременно с этим за ГУК НКО сохранялась ответственность за выработку общих критериев кадровой работы, формирование единых подходов к решению вопросов прохождения службы офицерами Красной армии. За годы войны ГУК НКО пережил несколько реорганизаций, связанных с переходом на различные штаты. Во многом это обусловливалось поиском оптимальных форм организационной структуры управления, призванной наиболее полно соответствовать изменявшейся обстановке на фронте борьбы с нацистской Германией11.

В момент начала немецкой агрессии против СССР УК КА (затем ГУК НКО) возглавлял генерал-майор А.Д. Румянцев, которого в 1943 году сменил генерал-полковник Ф.И. Голиков, занимавший данный пост до конца войны.

Ближе к концу войны, когда кадровым органам удалось обеспечить действующую армию достаточным количеством офицерского состава, руководство ГУК НКО, исходя из полученного опыта, стало предпринимать вполне обоснованные шаги к централизации всей работы с военными кадрами и восстановлению единой системы кадрового обеспечения всех Вооружённых сил, существовавшей в предвоенные годы.

Так, ещё в 1943 году для уточнения учёта руководящего состава центральных управлений НКО в связи с прошедшими в течение 1942 года ор-ганизационно-штатными изменениями ГУК НКО обязал начальников управлений и отделов кадров центральных управлений НКО представить обновлённый список начальников главных управлений и управлений и их заместителей, начальников штабов и их заместителей, начальников управлений и отделов кадров и их заместителей, начальников инспекций и генерал-инспекторов. Одновременно сообщал о необходимости впредь докладывать о всех перемещениях начсостава указанной номенклатуры в ГУК НКО12.

Генерал-лейтенант А.Д. Румянцев

Наиболее активно к реализации идеи восстановления своей руководящей роли ГУК НКО приступил с 1944 года. Так, часть совещаний, проведённых в этом году с кадровиками Военно-воздушных сил Красной армии (ВВС КА), проходила в присутствии представителей ГУК НКО13. В период с 21 декабря 1944 по 20 января 1945 года специальная комиссия ГУК во главе с генерал-майором Д.К. Ширяевым проверяла деятельность самого Управления кадров ВВС КА. По итогам её работы был сделан вывод, что управление с поставленными задачами в основном справляется, но в то же время в работе имеются и серьёзные недочёты: недостаточно активно ведётся изучение офицерских кадров, особенно различных тыловых служб; имеются упущения в организации учёта офицерского состава; не принято всех надлежащих мер к подготовке достаточного количества квалифицированных инженерно-технических кадров, в результате чего в них на протяжении всей войны ощущался определённый некомплект14. Следует отметить, что выявленные недостатки носили системный характер и были присущи кадровым органам других специальных родов войск и служб Наркомата обороны, а отчасти и самому ГУК НКО.

Помимо повышения активности в реализации контрольных полномочий ГУК НКО в конце войны приступил к разработке различных проектов, направленных на объединение всей кадровой работы в Красной армии под своим непосредственным руководством.

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.

11 мая 1944 года (исх. № 450259с) генерал-полковником Ф.И. Голиковым были подписаны и представлены в адрес наркома обороны Маршала Советского Союза И.В. Сталина соответствующие предложения. В них отмечалось, что, исходя из полученного опыта войны, в систему работы с кадрами Красной армии необходимо внести серьёзные изменения, направленные на уменьшение разобщённости кадровых органов родов войск и служб Наркомата обороны. При этом признавалось неправильным сложившееся положение, когда ГУК НКО занимался преимущественно лишь общевойсковыми и пехотными кадрами, предоставив начальникам родов войск и служб самостоятельно решать многие кадровые вопросы.

Ф.И. Голиков подчёркивал, что он не предлагает вернуться к прежней системе централизации (существовавшей в предвоенные годы), при которой командующие родами войск и начальники служб были фактически лишены «важнейшего средства в своём руководстве — подбора и назначения своих специальных офицерских кадров». По его мнению, пока достаточно ограничиться тем, чтобы ГУК НКО мог: держать в своих руках разработку всех законоположений и всех принципиальных директив по прохождению службы офицерским составом, званиям, награждениям, увольнению и пенсионному обеспечению; на основе директив Ставки и указаний Генерального штаба Красной армии определять потребности в офицерских кадрах на мирное и военное время и соответственно планировать обеспечение этой потребности; осуществлять контроль за постановкой работы с кадрами родов войск и служб; активнее участвовать в подборе и в представлениях к назначению высшего звена командиров всех специальных родов войск и служб, особенно командиров дивизий, корпусов, командармов, командующих родами войск армейского, фронтового и окружного аппарата, начальников училищ и академий; пристальнее следить за выполнением приказов НКО в отношении назначения и перемещения офицеров, не допуская самовольства, превышения власти, необоснованных смещений и репрессий; решительно централизовать в своих руках дело представления к генеральским званиям и к званию полковника, установив более высокие требования в отношении качества и жёсткие ограничения в отношении количества; разрабатывать мероприятия, осуществлять и контролировать выполнение решений Ставки и ГКО в отношении сокращения численности и демобилизации офицерского состава в связи с предстоявшим окончанием войны и реорганизацией армии; ведать пенсионным обеспечением офицерских кадров и их семей и следить за положением офицеров, находившихся в отставке и запасе; осуществлять подбор работников в отделы и управления кадров всех родов войск и служб и руководить их деятельностью, проводить мероприятия по их специальной подготовке, обобщая опыт кадровой работы. При этом Ф.И. Голиков допускал, что ГУК НКО по заданию Центрального комитета ВКП(б) и ГКО мог бы выполнять руководящую роль при разработке общих мероприятий по офицерским кадрам не только Красной армии, но и Военно-морского флота, пограничных и внутренних войск НКВД (например,

в отношении званий, награждений, прохождения службы, порядка увольнения в запас и отставку, пенсионного обеспечения, представления к генеральским званиям)15.

23 ноября 1944 года генерал-полковник Ф.И. Голиков представил очередной проект расширения руководящих функций ГУК НКО. Указанный документ, в частности, предполагал «в целях усиления общего руководства в работе с офицерскими кадрами Красной армии» в дополнение к задачам, решавшимся в соответствии с приказом НКО СССР от 20 сентября 1941 года N9 0356, возложить на ГУК НКО: контроль за постановкой работы управлений и отделов кадров всех родов войск и служб как в центральном аппарате НКО, так и на местах; персональный учёт и согласование с командующими и начальниками родов войск назначение руководящего состава управлений и отделов кадров специальных родов войск и служб; представление народному комиссару обороны и СНК СССР офицерского состава к генеральским званиям и к званию полковника за все рода войск и служб; проведение предварительной проверки до доклада наркому обороны представлений к награждениям по всем родам войск и службам Красной армии; ведение персонального учёта и изучение высшего командного состава специальных родов войск и служб от командира дивизии и выше; разработку руководящих указаний по работе и подготовке кадровых работников, а также по общим вопросам организации обучения курсантов, слушателей и преподавательского состава военно-учебных заведений; руководство военной подготовкой студентов гражданских высших учебных заведений; решение вопросов об использовании или переводе в запас ограниченно годных к военной службе офицеров всех родов войск и служб до подполковника включительно; принятие решений об откомандировании офицерского состава всех родов войск и служб в гражданские наркоматы как с оставлением на действительной военной службе, так и с переводом в запас. Одновременно предлагалось переименовать ГУК НКО в Главное управление офицерских кадров Красной армии с внесением в его организационно-штатную структуру изменений, соответствовавших новому статусу16.

В конце 1944 — начале 1945 года по плану, утверждённому заместителем наркома обороны генералом армии H.A. Булганиным, ГУК НКО с участием сотрудников Управления кадров ЦК ВКП(б) провёл проверку результатов работы управлений и отделов кадров специальных родов войск и служб Наркомата обороны. 15 февраля 1945 года по итогам проделанной работы с учётом выявления ряда существенных недостатков в кадровой работе генерал-полковник Ф.И. Голиков снова поднял вопрос о необходимости вынесения на решение И.В. Сталина следующих предложений по повышению руководящей роли ГУК НКО: 1) подчинить работу всех главных управлений НКО в области кадров контролю ГУК НКО, предоставив последнему право повседневного инспектирования и контроля управлений и отделов кадров всех специальных родов войск и служб как в центре, так и на местах; 2) предоставить ГУК НКО право давать руководящие указания по постановке работы с кадрами, вытекающие как из результатов проведённой проверки,

С. А. ТАРАСОВ. Кадровые органы Красной армии... •

ГЦ

*i

LJ

так и из очередных задач работы с кадрами Красной армии, в соответствии с директивами и приказами наркома обороны и решениями ЦК ВКП(б); 3) ГУК НКО взять на персональный учёт руководящий состав работников кадров специальных родов войск и служб, а именно начальников отделов и отделений кадров армий, округов, фронтов и центрального аппарата, контролируя его подбор и прохождение службы, установив, что назначение этих категорий кадровиков командующими родами войск и начальниками главных управлений должно производиться при наличии согласия ГУК НКО; 4) Главному управлению кадров НКО взять на персональный учёт высший командный состав специальных родов войск и служб от командира дивизии (отдельной бригады) и выше, обеспечив его надлежащее изучение и наблюдение за прохождением службы;

5) установить, что представление к воинским званиям полковника и генерала по всем родам войск и служб рассматривается в ГУК НКО и им же представляется через заместителя народного комиссара обороны СССР генерала армии H.A. Булганина;

6) аналогичный порядок с присвоением воинских званий установить в отношении представления к правительственным наградам; 7) в связи с новыми задачами, возлагаемыми на ГУК НКО, переработать и рассмотреть его новые штаты17.

Многие из указанных обширных предложений из-за сложных условий военного времени получили свою практическую реализацию уже после окончания боевых действий.

В годы войны повышенное внимание стало уделяться подготовке кадровых работников, которые в силу своих должностных обязанностей должны были «уметь правильно оценивать офицерские кадры, уметь разбираться в их ошибках, знать и понимать работу и жизнь офицеров», правильно намечать их использование, правильно осуществлять их распределение. А для этого им желательно было иметь соответствующий уровень образования, в первую очередь военного, и боевой опыт18. Особенно активно такая подготовка стала осуществляться начиная с 1944 года.

К сожалению, в работе кадровых органов на протяжении всей войны отмечались определённые недостатки. Это касалось прежде всего организации и ведения учёта. Кадровые органы, особенно полевых управлений фронтов и армий, длительное время не могли наладить чёткого учёта, и поэтому многие командиры, в первую очередь призванные в армию по мобилизации, достаточно долго оставались неучтёнными. Некоторого улучшения в данном вопросе удалось добиться в 1944 году путём обмена всему офицерскому составу удостоверений личности на бланки нового образца19. В ходе их замены осуществлялось заполнение контрольных листков, которые сверялись с учётными данными, имевшимися в распоряжении кадровых органов20.

Другим недостатком в работе с военными кадрами являлось наличие среди руководящего состава Красной армии большого количества командиров, не утверждённых в должностях, по которым они на протяжении продолжительного времени исполняли обязанности в качестве «вридов».

Переломным в деятельности кадровых органов стал 1943 год. С одной стороны — это год реши-

тельных побед Красной армии, окончательно повернувших ход войны в пользу СССР и его союзников, с другой — результатом большой организаторской работы по укомплектованию армии офицерским составом стало впервые с начала войны создание резерва военных кадров. С этого года и до самой Победы действующая армия больше не испытывала недостатка в комначсоставе21. Так, несмотря на активные боевые действия, советское командование в октябре 1943 года имело в резерве свыше 92 тыс. офицеров всех родов войск и служб22.

Всего за годы Великой Отечественной войны на развёртывание армии и флота, покрытие некомплекта и восполнение боевых и санитарных потерь кадровыми органами были отобраны и направлены 3 229 295 офицеров. При этом руководящий состав подбирался и назначался в персональном порядке. За время войны в порядке персонального отбора только ГУК НКО направил в действующую армию 59 569 офицеров и генералов23.

Опыт войны показал, что, несмотря на все сложности и имевшиеся недочёты, кадровым органам Красной армии удалось адаптироваться кусловиям военного времени и справиться с задачей по своевременному комплектованию армии необходимыми командными кадрами в количестве, достаточном для достижения Победы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР (22 июня 1941 г. — 1942 г.). Т. 13 (2-2). М„ 1997. С. 40,41.

2 Там же. С. 90, 91.

3 Там же. С. 189.

4 «Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: справочно-статистические материалы» / Под общ. ред. А.П. Белобородова. М., 1963. С. 363-365, 410-414.

5 Русский архив: Великая Отечественная... С. 223,224.

6 По состоянию на май 1945 г. в список адресов рассылки указаний ГУК НКО входили 49 управлений и отделов кадров фронтов, отдельных армий, внутренних округов и различных центральных органов военного управления. См.: Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 11454. Д. 379. Л. 4.

7 Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг... С. 296,297.

8 Русский архив: Великая Отечественная... С. 94,95.

9 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 86. Л. 49.

10 Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг... С. 297.

11 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 6а. Л. 2-24.

12 Там же. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 614. Л. 11,26-30, 35,39-40,179, 179 об; Д. 615. Л. 3.

13 Там же. Ф. 33. Оп. 11454. Д. 336. Л. 64.

14 Там же. Л. 155-156.

15 Там же. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 86. Л. 83-86.

16 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 127. Д. 503. Л. 124—127.

17 Там же. Д. 770. Л. 133-134.

18 Там же. Д. 503. Л. 47.

19 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11454. Д. 191. Л. 77.

20 Там же. Оп. 11456. Д. 686. Л. 1-15.

21 Улучшение состояния с командными кадрами за указанный период, рост их численности и боевого мастерства признавал и сам Верховный главнокомандующий И.В. Сталин. См.: ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11484. Д. 275. Л. 1-2.

22 Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг... С. 117.

23 Там же. С. 130,134. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.