Научная статья на тему '"АТТЕСТОВАНИЕ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КАДРА В ПРОШЛЫЕ ГОДЫ БЫЛО ЯВНО НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО". ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВОЕННЫМИ КАДРАМИ В КРАСНОЙ АРМИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

"АТТЕСТОВАНИЕ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КАДРА В ПРОШЛЫЕ ГОДЫ БЫЛО ЯВНО НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО". ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВОЕННЫМИ КАДРАМИ В КРАСНОЙ АРМИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ КРАСНАЯ АРМИЯ (РККА) / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ СССР (НКО СССР) / УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ / ВОЕННЫЕ КАДРЫ / КОМАНДНО-НАЧАЛЬСТВУЮЩИЙ СОСТАВ (КОМНАЧСОСТАВ) / USSR / RED ARMY OF WORKERS AND PEASANTS (RAWP) / USSR PEOPLE'S COMMISSARIAT FOR DEFENSE (USSR PCD) / PERSONNEL DIRECTORATE / MILITARY PERSONNEL / COMMANDERS AND CHIEFS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасов Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы организации работы с командно-начальствующим составом Красной армии и состояние кадровых органов Народного комиссариата обороны (НКО) накануне Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тарасов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CERTIFICATION OF COMMANDERS IN THE PREVIOUS YEARS WAS CLEARLY UNSATISFACTORY". ORGANIZING WORK WITH MILITARY PERSONNEL IN THE RED ARMY ON THE EVE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper examines issues of organizing work with Red Army commanders and the condition of personnel agencies of the People’s Commissariat for Defense (PCD) on the eve of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «"АТТЕСТОВАНИЕ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КАДРА В ПРОШЛЫЕ ГОДЫ БЫЛО ЯВНО НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО". ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВОЕННЫМИ КАДРАМИ В КРАСНОЙ АРМИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

сл. ТАРАСОВ S.A. TARASOV

«АТТЕСТОВАНИЕ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО

СОСТАВА КАДРА В ПРОШЛЫЕ ГОДЫ БЫЛО ЯВНО НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

Организация работы с военными кадрами в Красной армии накануне Великой Отечественной войны

«CERTIFICATION OF COMMANDERS IN THE PREVIOUS YEARS WAS CLEARLY UNSATISFACTORY»

Organizing work with military personnel in the Red Army on the eve of the Great Patriotic War

Сведения об авторе. Тарасов Сергей Анатольевич — заместитель начальника научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, подполковник (Москва. E-mail: satar79@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации работы с командно-начальствующим составом Красной армии и состояние кадровых органов Народного комиссариата обороны (НКО) накануне Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: СССР; Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА); Народный комиссариат обороны СССР (НКО СССР); Управление кадров; военные кадры; командно-начальствующий состав (комначсостав).

Information about author. Sergei Tarasov — Deputy Head of Research Section at the Military History Research Institute of the RFAF General Staff Military Academy, Lieutenant-Colonel ( Moscow. E-mail: satar79@mail.ru).

Summary. The paper examines issues of organizing work with Red Army commanders and the condition of personnel agencies of the People's Commissariat for Defense (PCD) on the eve of the Great Patriotic War.

Keywords: USSR; Red Army of Workers and Peasants (RAWP); USSR People's Commissariat for Defense (USSR PCD); Personnel Directorate; military personnel; commanders and chiefs.

ИССЛЕДУЯ работу с военными кадрами в годы Великой Отечественной войны, следует отметить, что она базировалась и осуществлялась на том опыте, который был накоплен в предвоенные годы. В указанный период деятельность кадровых органов находилась в тесной взаимосвязи с развитием самих Вооружённых сил Советского Союза, качественные и количественные изменения в которых влекли за собой необходимость в совершенствовании в т.ч. и кадровой работы с тем, чтобы она обеспечивала своевременное укомплектование всё возраставшей армии способными и грамотными командирами.

В предвоенные годы работа с кадрами — их учёт, изучение, подбор и расстановка — велась на различных уровнях: от командиров и командующих на местах до высшего партийно-политического руководства страны. В данный процесс были вовлечены и кадровые органы как структуры, непосредственно отвечавшие за эффективность и результаты указанной деятельности.

С ростом численности армии и её техническим перевооружением реформированию подвергалось и законодательство, определявшее по-

рядок работы с военными кадрами. 22 сентября 1935 года Постановлением ЦИК и СНК СССР «О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА и об утверждении Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА» было провозглашено, что кадры начальствующего состава Красной армии «являются ценнейшим капиталом, выращенным и воспитанным партией», имеющим первостепенное значение «на современном этапе строительства вооружённых сил Советского Союза»1. С учётом их роли в бою и в деле обучения и воспитания красноармейских масс признавалось целесообразным установить для них воинские звания, которые могли бы отчётливо выражать военную и специальную квалификацию каждого командира и начальствующего лица, их служебный стаж и заслуги. Применительно к сухопутным и воздушным силам вводились звания от лейтенанта до командарма 1 ранга, а для военно-технического состава — от воентехника 2 ранга до арминженера2.

В соответствии с Положением о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА, утверждённым этим же постановлением

ЦИК и СНК СССР, определялось, что к командному составу относятся военнослужащие, командующие войсковыми подразделениями, частями, соединениями и занимающие в частях и учреждениях РККА должности, для исполнения которых необходимы обязательный командный стаж и наличие соответствующей военной подготовки. Весь остальной состав: военно-политический, военно-технический, военно-хозяйственный и административный, военно-медицинский, военно-ветеринарный и военно-юридический относится к начальствующему составу. При этом комплектование кадров командного и начальствующего состава РККА осуществлялось за счёт: военнослужащих, окончивших военные, военно-технические и специальные школы, курсы, военные академии и военные факультеты гражданских высших учебных заведений; лиц комначсостава запаса, привлекаемого на действительную военную службу; военнослужащих младшего командного и начальствующего состава сверхсрочной службы, сдавших испытания за курс военной школы3.

Положение также устанавливало порядок и сроки присвоения введённых воинских званий, становившихся пожизненными. Снижение в зва-

Народный комиссар по военным и морским делам СССР в 1925—1934 гг., народный комиссар обороны СССР в 1934—1940 гг. Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов

г

X

нии допускалось лишь в исключительных случаях по приговору суда, объявленному приказом НКО СССР, а в отношении лиц командного и начальствующего состава, имеющих военные звания комдива и выше (и им соответствующие), — по приговору суда, утверждённому Правительством СССР4.

Этим же положением определялся и порядок назначения на должности. В соответствии с его требованиями назначение на вышестоящие должности полагалось производить в аттестационном порядке на свободные вакансии, как правило, с получением очередного звания (при наличии соответствующей выслуги в предыдущем звании). Перемещение с высших должностей на низшие допускалось: в случае необходимости перевода по состоянию здоровья, при сокращении штатов или реорганизации, при переводе на менее ответственную работу в аттестационном порядке. Сами назначения осуществлялись: приказами командующих войсками округов — на должности до командиров отдельных рот включительно и им соответствующих, приказами наркома обороны — на все остальные должности. Все назначения комначсостава (независимо от категории должности), связанные с перемещением из одного военного округа в другой или в части и учреждения, непосредственно подчинённые начальникам центральных управлений НКО СССР, производились приказами наркома обороны. Временное отстранение командно-начальствующего состава от исполнения обязанностей по занимаемым должностям допускалось в исключительных случаях решением командующего войсками округа и только в отношении не выше командира отдельной роты (и ему соответствующих) с немедленным докладом народному комиссару обороны. Все остальные лица командного и начальствующего состава РККА могли быть отстранены от должности только приказом НКО СССР5.

Увольнение комначсостава могло производиться по следующим основаниям: по выслуге сроков действительной службы, по болезни, за невозможностью использования в связи с сокращением штатов или реорганизацией, в аттестационном порядке по служебному несоответствию, а в отдельных случаях по личному желанию, приговору суда, аресту судебными или следственными органами. Право издания приказов по увольнению лиц командно-начальствующего состава предоставлялось исключительно наркому обороны6. С определёнными изменениями и дополнениями данное положение применялось в кадровой работе вплоть до конца Великой Отечественной войны.

К сожалению, указанные нормы и правила не всегда строго и неукоснительно выполнялись на местах. В ходе начавшихся летом 1937 года массовых чисток армии многие представители командно-начальствующего состава (особенно низшего уровня) поспешно увольнялись командованием военных округов. Подобное положение вещей потребовало от наркома обороны Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова издания

соответствующего приказа от 17 октября 1937 года № 0163, призванного навести необходимый порядок и наладить процесс работы с военными кадрами, в т.ч. и в деле их увольнения с военной службы. В его первом пункте говорилось: «Прекратить увольнение из кадров РККА командного, военно-политического, военно-технического, военно-хозяйственного и административного, военно-медицинского, военно-ветеринарного и военно-юридического состава, в том числе и исключённых из рядов ВКП(б), приказами военных советов округов. Увольнение из кадров РККА лиц командного и начальствующего состава впредь производить только по получении приказов НКО СССР по личному составу армии. В тех случаях, когда военный совет округа (армии, флота) по политическим соображениям считает необходимым немедленное отстранение от должности военнослужащего, он по телеграфу (телефону) испрашивает на это разрешение Народного комиссара обороны». Этим же приказом предписывалось для проверки и тщательного изучения материалов на командно-начальствующий состав, представляемый к увольнению, создавать комиссии, которым при принятии решений руководствоваться следующими принципами: а) выводам о необходимости увольнения лиц комначсостава должен предшествовать обязательный вызов их на комиссию для ознакомления с ними, проведения личной беседы и проверки всех имеющихся на них материалов; б) решения должны быть основаны на тщательно изученных и проверенных данных7.

Подобные «перегибы» в работе с военными кадрами можно отчасти объяснить слишком вольной трактовкой членами военных советов своих полномочий. Дело в том, что в соответствии с Положением о военном совете округа (армии, флота) они признавались высшими представителями военной власти в округах (армиях, флотах) и на них в т.ч. возлагались и такие задачи, как изучение, подбор и воспитание командных кадров частей и учреждений, входивших в состав округа (армии, флота). При этом все приказы по округу (флоту, армии) подписывались командующим войсками, начальником штаба и одним из членов военного совета8.

О возникшей нервозности и излишней осторожности в кадровой работе в конце 1930-х годов свидетельствует и распространение такого явления, как«вридство»9, с которым центральным органам военного управления также приходилось бороться. 17 июля 1938 года наркомом обороны был издан приказ № 0141, предписывавший «в целях немедленной ликвидации во всех округах и КДФронте10» подобного явления выполнение следующих мероприятий: 1) военным советам КДФронта и военных округов всех временно допущенных к исполнению должностей командиров взводов, рот и батальонов, а военным советам КДФронта и ЗабВО11 — командиров полков и им соответствующих, честно, умело проработавших не менее двух месяцев и не имеющих политиче-

ской компрометации, утвердить в занимаемых должностях своими приказами; 2) на всех допущенных к временному командованию полками, дивизиями, бригадами и им соответствующими, честно и умело проработавших не менее двух месяцев, военным советам округов и фронта представить в адрес наркома обороны список на утверждение; 3) впредь военным советам фронта и военных округов не допускать накопления большого числа «вридов», свидетельствующих о том, что в «округах не научились ещё подбирать подходящих людей и назначают наспех и случайно первых попавшихся». В очередной раз подтверждался запрет военным советам военных округов снимать и перемещать лиц от командира полка, а военным советам КДФронта и ЗабВО от командира бригады и выше без предварительного разрешения народного комиссара обороны12.

Данному приказу предшествовал другой приказ наркома обороны — от 14 июля 1938 года № 0137, предоставлявший право военным советам округов назначать и перемещать командный, политический и начальствующий состав от командира взвода до командира батальона (не отдельного) и им равных включительно. Военным советам Дальневосточного фронта и Забайкальского военного округа разрешалось в качестве временной меры производить перемещения до командира полка и военного комиссара полка и им соответствующих включительно13. Подобное предоставление прав на самостоятельную кадровую политику руководству военных округов объясняется начавшимся увеличением численности армии и как следствие — возросшим количеством назначений и перемещений лиц комначсостава. Стремясь добиться оперативности в кадровой работе и разгрузить центральные органы Наркомата обороны, часть полномочий по назначению (в первую очередь на низшие командные должности) была, таким образом, передана в округа.

В предвоенные годы одним из наиболее эффективных способов изучения и подбора перспективных командных кадров руководством Наркомата обороны вполне справедливо признавалась периодическая аттестация, которая при добросовестном её проведении позволяла выявлять военнослужащих, достойных дальнейшего продвижения по службе. В целях устранения имевшихся недочётов и упорядочивания вопросов аттестования 16 сентября 1938 года был издан соответствующий приказ НКО СССР № 0174. В качестве критики в нём отмечалось: «Аттестование начальствующего состава кадра в прошлые годы было явно неудовлетворительно. Политическое существо аттестования зачастую выхолащивалось. Во многих аттестациях не отображалось подлинное прохождение службы аттестуемых. Не давалась оценка их преданности партии Ленина — Сталина и нашей социалистической Родине. Характеристики в ряде случаев сводились по существу к оценке командиров только как узких военных специалистов-техников того или иного рода войск». Причинами этого называ-

лись плохое состояние личных дел и послужных списков, что «затрудняло работу по правильному аттестованию кадров армии и их нормальному и целесообразному продвижению по службе». «Между тем, — говорилось в приказе, — аттестование при правильном и ответственном к нему отношении со стороны каждого командира и политработника обеспечивает изучение деловых и политических качеств аттестуемых, правильную расстановку, политический рост и воспитание кадров, выявление преданных партии Ленина — Сталина, социалистической Родине, способных и талантливых командиров, политработников, инженеров и техников для продвижения их на более ответственную работу и недопущение засорения кадров РККА негодными, враждебными элементами»14.

Ввиду вышеизложенного приказывалось впредь при проведении аттестования руководствоваться следующими принципами: 1) всесторонне изучать и тщательно проверять аттестуемых во всех отношениях (в т.ч. политическом, деловом, бытовом и т.п.); 2) в процессе аттестования решительно и смело выдвигать молодых, способных, честных и преданных командиров, политработников и начальников вне зависимости от их служебного положения и воинского звания; 3) не превращать аттестацию в секретный документ, а объявлять её аттестуемому под расписку, прежде чем она будет рассмотрена в комиссии, а рассмотрение отрицательных аттестаций производить, кроме того, и с личным вызовом аттестуемого; 4) оперативно расследовать жалобы на неправильное аттестование, а виновных в этом привлекать к ответственности; 5) строго соблюдать установленные для аттестования сроки15.

С целью формирования единого подхода к составлению и рассмотрению аттестаций, повышения качества этой работы и объективности данный приказ вводил в действие Положение о порядке аттестования начальствующего состава РККА (приложение № 1 к приказу) и Инструкцию по заведению новых личных дел и организации учёта командного, политического и начальствующего состава кадра РККА (приложение № 2 к приказу).

Согласно «Положению...» в основу аттестования каждого командира, комиссара, политработника и начальника ложилось правило подбора, во-первых, по политическому признаку (т.е. «заслуживают ли они политического доверия») и лишь во-вторых, по деловому признаку (т.е. «пригодны ли они для такой-то конкретной работы»). Аттестование начальствующего состава РККА планировалось проводить ежегодно после окончания учебного года. Положение определяло, что аттестация являлась одним из основных документов, наиболее полно характеризовавшим подлинное лицо командира. Она составлялась в произвольной форме, но должна была содержать следующие моменты: политическая характеристика аттестуемого (преданность партии и социалистической Родине, политическая выдержанность

и бдительность); личные качества аттестуемого (решительность, инициатива, требовательность к себе и подчинённым, личная дисциплинированность, организаторские способности, уровень подготовки); служебная работа аттестуемого по повышению боевой, специальной и политической подготовки подразделения, части, соединения (состояние подготовки, повседневной и караульной службы, уровень дисциплины во вверенном подразделении, части, соединении, развёртывание соцсоревнования и большевистской критики и самокритики)16.

Согласно «Положению...» вывод по аттестации должен был содержать следующие заключения: 1) на какие высшие должности может быть выдвинут аттестуемый; 2) может ли быть выдвинут кандидатом для поступления в военные академии; 3) нуждается ли в командировании на курсы усовершенствования; 4) присвоения какого военного звания достоин в очередном или внеочередном порядке; 5) соответствует ли занимаемой должности или должен быть предупреждён о неполном служебном соответствии; 6) если не соответствует занимаемой должности, то на какую низшую должность целесообразно назначить для приобретения практического опыта, или в какой другой род войск перевести, или уволить в запас РККА; 7) как наиболее целесообразно использовать в военное время; 8) требуется ли перевод по состоянию здоровья и другим уважительным причинам. В аттестациях командиров (начальников) и военных комиссаров авиационных и бронетанковых частей дополнительно требовалось подчёркивать личную работу аттестуемых в борьбе за безаварийность. В отрицательных аттестациях следовало обязательно указывать, какие меры принимались ранее для исправления недочётов аттестуемых и их результаты17.

Аттестации надлежало составлять непосредственным начальникам и военным комиссарам (политрукам) частей (подразделений). Заключение по аттестации давали вышестоящие командиры и военные комиссары, а также аттестационные комиссии. Типовыми комиссиями являлись полковая, дивизионная, корпусная и окружная. Составленные аттестации до их рассмотрения в комиссии надлежало объявлять аттестуемым под расписку, указывая, на что следует обратить внимание «для изжития отмеченных в аттестации недочётов». Рассмотрение отрицательных аттестаций следовало производить с личным вызовом аттестуемых. Аттестации на лиц, признанных подлежавшими увольнению из кадров РККА, представлялись на утверждение наркома обороны только военными советами округов или начальниками и военными комиссарами управлений НКО после личной беседы с аттестуемым, тщательного изучения и проверки всех материалов. При этом аттестации на увольнение из рядов РККА вступали в силу лишь после утверждения их народным комиссаром обороны СССР18.

Столь тщательное отношение к процедуре аттестования объясняется тем, что в соответствии

с главой 6 рассматриваемого «Положения...» полученные результаты ложились в основу составления кандидатских списков, особенностью которых было то, что они оформлялись не только на лиц, достойных выдвижения на вышестоящие должности, получения очередного звания или поступления в военные академии РККА, но и на комначсостав, подлежавший предупреждению о неполном служебном соответствии или увольнению из кадров РККА19.

Нормативная база, изложенная в данном «Положении...», к началу Великой Отечественной войны получила своё закрепление в практике работы кадровых органов по подбору и изучению перспективных командных кадров. В то же время анализ документов, изданных в последующие несколько предвоенных лет, говорит о том, что в этом вопросе всё равно сохранялись определённые недостатки. Так, в акте, составленном при приёме Маршалом Советского Союза С.К. Тимошенко Наркомата обороны у Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова (во исполнение Постановления СНК СССР от 8 мая 1940 г. № 690), указывалось на наличие ряда недочётов в вопросах присвоения воинских званий, что являлось прямым следствием упущений в вопросах аттестования начсостава. Многие командиры самоустранились от этого процесса, передоверяя его политорганам, что не позволяло объективно выявлять все деловые качества аттестуемых, особенно в вопросах боевой подготовки. Всё это в свою очередь негативно сказывалось на составлении кандидатских списков20.

О недостатках речь шла и в приказе НКО СССР от 1 ноября 1940 года № 388. В нём, в частности, говорилось: «Поступающие материалы по аттестованию начальствующего состава свидетельствуют о неправильном методе аттестования. Все аттестации, как правило, однообразны, неконкретны и не показывают истинных политических и деловых качеств аттестуемых. При составлении аттестации выработался шаблон, при котором трудно найти особенности и индивидуальные качества аттестуемого». Происходило это потому, что схему аттестации, изложенную в «Положении об аттестовании», принимали за обязательную форму, несмотря на требование составлять аттестации в произвольной форме. В результате аттестации имели вид ответов на поставленные в схеме вопросы. Другим слабым местом оказалось то, что некоторые командиры и начальники, обязанные ознакамливать своих подчинённых под расписку с составленными отзывами, стремясь избежать излишних с ними разговоров, пытались смягчить и даже скрыть отдельные недостатки, давая тем самым неверные характеристики21.

С целью исправления ситуации приказ предписывал: аттестации впредь составлять в произвольной форме, не допуская шаблона и схематизма, подробно отражая все качества аттестуемого, показывая, как он организует людей на выполнение поставленных задач, как руководит боевой и политической подготовкой подразделения, части

_I

Народный комиссар обороны СССР в 1940—1941 гг. Маршал Советского Союза

С.К. Тимошенко

или соединения и каковы последствия этого руководства. Как и в «Положении об аттестовании» 1938 года, итогом конкретной оценки результатов всей служебной деятельности аттестуемого должен был быть вывод: справляется ли он со своей задачей и соответствует ли занимаемой должности, подлежит ли продвижению по службе или требует замены, нуждается ли в дополнительной подготовке и достоин ли присвоения очередного звания22.

К сожалению, несмотря на все предпринимавшиеся усилия, определённые недостатки в оформлении характеризующего материала на командно-начальствующий состав сохранялись вплоть до Великой Отечественной войны. Такие изъяны, как бюрократизм, формализм, шаблонность и необъективность создавали трудности в подборе и правильной расстановке военных кадров и поэтому являлись объектом пристального внимания со стороны вышестоящих кадровых органов, стремившихся исправить ситуацию в лучшую сторону.

Отдельное внимание со стороны руководства Наркомата обороны в предвоенные годы уделялось повышению качества учёта комначсостава как одной из основ объективного изучения перспективных военнослужащих, достойных продвижения по службе. Наиболее важную роль в этом

вопросе играл персональный учёт, отражавший индивидуальные морально-деловые качества командира и содержавший необходимый биографический материал. Основу учёта составляло своевременное и правильное ведение личного дела. С целью «установления образцового порядка и единой системы ведения, подбора и хранения документов и сведений, наиболее полно и всесторонне характеризующих каждого командира (начальника) и политработника РККА» упоминавшийся приказ НКО СССР от 16 сентября 1938 года № 0174 вводил в действие «Инструкцию по заведению новых личных дел и организации учёта командного, политического и начальствующего состава кадра РККА».

Главной целью новой инструкции было путём заведения личных дел нового образца на весь комначсостав выявить и устранить все неясности, ошибки, неточности и пропуски, имевшиеся в существовавших на тот момент документах. В ней говорилось: «В результате заполнения новых личных дел на каждого командира и политработника должны иметься полные и совершенно точные сведения, характеризующие весь его жизненный путь, всю его служебную, партийно-политическую и общественную деятельность и дающие вполне ясное представление о политических и деловых качествах каждого»23.

Ответственность за правильное, полное и «культурно-тщательное» заполнение личных дел нового образца возлагалась на командиров (начальников) и комиссаров тех частей, штабов, управлений и учреждений, на командный состав которых заводились указанные дела. Личные дела нового образца заводились в двух экземплярах, а на командный, начальствующий и политический состав, начиная от капитана (ему соответствующих) и от командира батальона (независимо от званий), в трёх экземплярах. Одновременно с личными делами оформлялись и служебные карты для заведения в вышестоящих штабах и округах соответствующих алфавитных картотек. Из старых личных дел в новые переносились все партийно-политические характеристики, прочие характеризующие документы, не утратившие своего значения. Взамен старых аттестаций вкладывались сжатые справки, в краткой форме излагавшие основные политические и деловые качества командира24. В итоге проделанной работы новое личное дело должно было содержать: лист званий и назначений; послужной список; подробную автобиографию, партийные и политические характеристики; новые аттестации; фотографию 9 х 12 см; прочие характеризующие документы, которые заносились в опись, подшитую в дело. Дополнительно к новому личному делу полагалось иметь соответствующую карточку-заместитель.

Этаже инструкция определяла, что основанием для внесения в личное дело каких-либо изменений и дополнений являлись: по прохождению службы — приказы НКО СССР, военного совета округа и соответствующих начальников главных

управлений и управлений специальных родов войск и служб; о наградах — указы Президиума Верховного Совета СССР, приказы НКО СССР и военных советов округов; о партийности и партвзысканиях—выписки из решений соответствующих партийных органов; о состоянии здоровья — свидетельства военно-врачебных комиссий; об изменении в семейном положении — нотариальные копии документов соответствующих органов; об образовании — нотариальные копии документов учебных заведений, приказы НКО СССР и начальника Управления по командному и начальствующему составу РККА25.

Таким образом, в результате введения в действие данной инструкции личные дела командно-начальствующего состава Красной армии приобретали вполне информативный характер, максимально характеризуя военнослужащего, и в значительной степени получили ту форму, которая, с некоторыми изменениями, используется до настоящего времени.

К особенностям личных дел, введённых в конце 1938 года, следует отнести то, что в целях всесторонней характеристики командного, начальствующего и политического состава к ним следовало систематически приобщать, кроме аттестаций и характеристик, акты инспектирований, служебные записки и заметки инспектировавших и лиц, работавших в области подбора и изучения кадров, а также поощрения и взыскания от вышестоящего командования26. Нашла своё отражение и чрезмерная политизация подхода к оформлению новых личных дел, вполне традиционная для того времени. Так, при написании автобиографии командир (начальник) обязан был тщательно и подробно описывать своё партийное положение, возможное участие в различных контрреволюционных организациях, наличие «отклонений от генеральной линии партии и колебания» (если колебался, то по каким вопросам и как долго), службу в белой армии, в антисоветских националистических армиях и армиях интервентов в годы Гражданской войны. Также при заполнении личного дела отдельно прописывались социальное происхождение, род занятий родителей до 1917 года и после, наличие родственников, лишённых избирательных прав и проживавших за границей, партийные взыскания, пребывание в составе других партий (даже кратковременное), нахождение на территории, занятой «белыми».

Несмотря на проделанную работу, значительные недочёты в деле организации персонального учёта всё же сохранялись. Так, в ранее упоминавшемся акте приёма Маршалом Советского Союза С.К. Тимошенко Наркомата обороны у Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова, составленном в мае 1940 года, отмечалось, что учёт начсостава всё ещё поставлен неудовлетворительно и не отражает, в частности, командного состава, имевшего боевой опыт27. Особенно остро имевшиеся недостатки вскрылись с началом войны, когда массовая мобилизация армии и потери первых месяцев настоятельно потребовали сроч-

ного подбора и назначения большого количества командиров, в т.ч. и высшего звена.

Отчасти существовавшие недостатки в кадровой работе можно объяснить нехваткой грамотных, хорошо подготовленных и имевших значительный опыт подобной работы специалистов28, с другой стороны — недостаточностью времени для внедрения в повседневную практику всех вышеописанных новшеств.

Помимо сбора качественного аттестационного материала и организации надлежащего персонального учёта определённую пользу в деле подбора перспективных командных кадров играл и такой способ работы кадровых органов, как выезд их сотрудников в действующие части для изучения работы предполагаемых кандидатов непосредственно на местах. Данный метод в некоторых случаях играл важную роль, позволяя получать необходимую информацию на того или иного конкретного командира. При подборе и изучении руководящих командных кадров учитывались и результаты различных инспекторских проверок. Подобные материалы дополняли имевшиеся в личном деле командира сведения, которые позволяли полнее характеризовать предполагаемого кандидата на вышестоящую должность. С другой стороны, выявленные недостатки могли послужить поводом для снятия с командной должности и снижения в воинском звании с последующими негативными выводами о дальнейшем служебном предназначении указанных командиров.

Говоря о работе с командно-начальствующим составом накануне Великой Отечественной войны, следует осветить состояние самих кадровых органов, которые в соответствии с руководящими документами предвоенных лет непосредственно за неё отвечали. Согласно Положению о Народном комиссариате обороны СССР, введённому в действие приказом НКО СССР от 22 ноября 1934 года № 067, для этих целей при наркоме обороны состояло Управление по начальствующему составу РККА, которое было непосредственно ему подчинено и являлось его центральным органом по подбору и назначению кадров начальствующего состава. Во главе управления стоял начальник, в круг обязанностей которого входили: организация персонального учёта и изучение военных кадров; подготовка для наркома обороны материалов по отбору кадров начсостава, связанных с назначением, перемещением и увольнением; разработка вопросов аттестования и прохождения службы, награждений и пенсионного обеспечения, а также ведение личных дел и кандидатских списков начальствующего состава; оформление приказов наркома обороны по личному составу29.

О важности кадровых органов в структуре военного управления свидетельствуют целый ряд и других документов. На основании приказа НКО СССР от 29 декабря 1938 года № 270, распределившего обязанности между народным комиссаром обороны, его заместителями и начальником Генерального штаба Красной армии, Управление

по командному и начальствующему составу РККА находилось в личном ведении наркома обороны30. В ходе аналогичного перераспределения полномочий в соответствии с приказом НКО СССР от 15 марта 1941 года № 0113 Управление кадров Красной армии31 также состояло в непосредственном подчинении главы военного ведомства32. Собственные кадровые органы имелись в составе военных округов и управлений НКО СССР.

В итоге всех преобразований и поиска наиболее оптимальных форм к началу Великой Отечественной войны структура кадровых органов Красной армии выглядела следующим образом. В центральном аппарате НКО, кроме Управления кадров Красной армии, подчинённого непосредственно наркому обороны и занимавшего главенствующее положение, существовали кадровые органы в главных управлениях и управлениях специальных родов войск и служб: в Главном управлении Военно-воздушных сил, Главном управлении политической пропаганды и Главном артиллерийском управлении были управления кадров; Генеральном штабе, Главном автобронетанковом управлении, Главном военно-инженерном управлении, Главном управлении ПВО, Главном интендантском управлении, Управлении начальника связи, Санитарном управлении, Ветеринарном управлении, Главной военной прокуратуре и Управлении военных трибуналов — отделы кадров; Управлении военно-химической защиты, Управлении военных сообще-

Начальник Управления по командно-начальствующему составу РККА (с 26 июля 1940 г. — Управления кадров Красной армии) в 1937—1940 гг. армейский комиссар 1 ранга (с 1942 г. генерал-полковник) Е.А. Щаденко

ний, Финансовом управлении при НКО СССР и Управлении снабжения горючим — отделения кадров. В военных округах работа с командным составом велась общевойсковым отделом кадров, отделами кадров управления политической пропаганды, управления ВВС и артиллерийского управления, а также отделениями кадров интендантского управления, инженерного управления и санитарного отдела военного округа. В армиях работу с военными кадрами всех родов войск, кроме кадров политического состава и служб тыла, осуществлял отдел кадров армии. Для работы же с кадрами политсостава в отделе политической пропаганды армии были соответственно старший инструктор и инструктор по кадрам. Работу с кадрами служб тыла армии вели специально выделенные офицеры управления начальника тыла армии. В корпусах, дивизиях и бригадах всех родов войск работу с военными кадрами осуществляли четвёртые (строевые) отделения штабов33.

Объём работы, выполнявшейся кадровыми органами различного уровня накануне войны, можно характеризовать следующими цифрами. За 1940 год количество перемещений начсостава Красной армии только на основании приказов НКО и военных округов составило 315 471. Из них: приказами наркома обороны — 41 506, приказами округов — 273 96534.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в СССР была выстроена определённая система работы с военными кадрами, предусматривавшая распределение между органами военного управления полномочий по комплектованию командных должностей Красной армии с сохранением за народным комиссаром обороны СССР преимущественных прав по изданию приказов по личному составу. Был накоплен определённый опыт в деле подбора и расстановки командных кадров. Основу изучения их морально-деловых качеств составляли аттестационные отзывы непосредственных командиров и начальников, материалы личного дела, дополненные знакомством кадровыми работниками с деятельностью отбиравшихся военнослужащих по месту их службы и результатами различных инспекторских проверок. Полученные материалы позволяли обратить внимание на перспективные командные кадры, что являлось основой для составления кандидатских списков на выдвижение.

К недостаткам кадровой работы накануне войны следует отнести: чрезмерную политизацию, когда в ущерб деловым качествам рассматривавшихся к назначению кандидатов приоритет отдавался их политической благонадёжности; упущения, несмотря на предпринимавшиеся меры, в организации учёта и ведении учётной документации, что впоследствии, входе войны, будет создавать определённые трудности для качественного изучения военных кадров и оперативного выявления наиболее подготовленных военнослужащих для последующего назначения на вышестоящие должности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Постановление ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 г. «О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА и об утверждении Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА». М., 1935. С. 3.

2 Там же. С. 4.

3 Там же. С. 7.

4 Там же. С. 10-12.

5 Там же. С. 17, 18.

6 Там же. С. 19, 20.

7 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР (1937 — 21 июня 1941 г.). Т. 13 (2-1). М., 1994. С. 31, 32.

8 Законодательство об обороне СССР: систематический сборник законов, постановлений и инструкций / Под ред. Н. Дунаева. М., 1939. С. 13,14.

9 Широкое распространение временного исполнения должностей комначсостава являлось следствием значительного роста армии и массовых чисток в РККА в 1937—1938 гг.

10 Краснознамённый Дальневосточный фронт впоследствии был переименован в Дальневосточный Краснознамённый фронт (ДКФронт). См.: Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 15. Д. 19. Л. 336.

11 ЗабВО — Забайкальский военный округ.

12 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР... Т. 13 (2-1). С. 53, 54.

13 РГВА. Ф. 4. Оп. 15. Д. 19. Л. 298.

14 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР... Т. 13 (2-1). С. 62, 63.

15 Там же. С. 63.

16 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 487760с. Д. 2. Л. 1-3.

17 Там же. Л. 3-4.

18 Там же. Л. 4, 6.

19 Там же. Л. 9.

20 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР... Т. 13 (2-1). С. 301.

21 РГВА. Ф. 4. Оп. 15. Д. 31. Л. 178.

22 Там же. Л. 178, 178 об.

23 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 487760с. Д. 1. Л. 1.

24 Там же. Л. 2-5.

25 Там же. Л. 6-7.

26 Так, в соответствии с приказом НКО СССР от 2 октября 1939 г. № 181 в личные дела военнослужащих, принимавших участие во всесоюзной переписи населения 1939 г., надлежало внести благодарности, объявленные Советом народных комиссаров за участие в данном мероприятии. См.: РГВА. Ф. 4. Оп. 15. Д. 25. Л. 594.

27 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР... Т. 13 (2-1). С. 301.

28 Значительная текучесть работников кадровых органов Красной армии различного уровня была одной из проблем не только в предвоенные годы, но и в ходе самой Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.), а также в первые послевоенные годы.

29 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР... Т. 13 (2-1). С. 296.

30 Там же. С. 86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Приказом НКО от 26 июля 1940 г. № 0037 Управление по комначсоставу РККА переименовано в Управление кадров Красной армии (УК КА).

32 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР... Т. 13 (2-1). С. 256, 257.

33 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11456. Д. 70. Л. 108-113; Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: справочно-статистические материалы / Под общ. ред. А.П. Белобородова. М., 1963. С. 293, 294.

34 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11456. Д. 22. Л. 1. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.