Научная статья на тему 'ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ'

ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1044
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / КРАСНАЯ АРМИЯ / RED ARMY / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК / ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ / FINANCIAL ADMINISTRATION OF THE RED ARMY / ТАРИФНАЯ СЕТКА / TARIFF SCALE / ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ / CASH PAYMENTS / ДОЛЖНОСТНОЙ ОКЛАД / ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА / FATHERLAND DEFENDERS / MONEY ALLOWANCE OF SERVICEMEN / PAY SERVICE FOR TROOPS / OFFICIAL SALARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насонов Константин Александрович

В статье раскрывается деятельность органов государственной власти и военного управления по денежному обеспечению военнослужащих Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Рассмотрены основные направления совершенствования системы денежного довольствия разных категорий защитников Отечества в 1941-1945 гг.The article reveals the activities of state authorities and military control bodies on performing pay service for the Red Army military personnel during the Great Patriotic War. The main areas for improving the money allowance system for different categories of the Fatherland defenders in 1941-1945 are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Насонов Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ»

К.А. НАСОНОВ

K.A. NASONOV

ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941—1945 гг.

CASH ALLOWANCE OF RED ARMY SERVICEMEN DURING GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941—1945

Сведения об авторе. Насонов Константин Александрович — подполковник, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: 3275500@mail.ru).

Аннотация. В статье раскрывается деятельность органов государственной власти и военного управления по денежному обеспечению военнослужащих Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Рассмотрены основные направления совершенствования системы денежного довольствия разных категорий защитников Отечества в 1941—1945 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Красная армия; денежное довольствие военнослужащих; финансовое обеспечение войск; тарифная сетка; денежные выплаты; должностной оклад; Финансовое управление Красной армии; защитники Отечества.

Information about author. Konstantin Nasonov - Lieutenant Colonel, Cand. Sc. (Hist.) (Moscow, E-mail: 3275500@mail.ru). Summary. The article reveals the activities of state authorities and military control bodies on performing pay service for the Red Army military personnel during the Great Patriotic War. The main areas for improving the money allowance system for different categories of the Fatherland defenders in 1941-1945 are considered.

Keywords: Great Patriotic War; Red Army; money allowance of servicemen; pay service for troops; tariff scale; cash payments; official salary; Financial Administration of the Red Army; Fatherland defenders.

V_У

Денежное довольствие военнослужащих является составной частью финансового обеспечения войск (сил) для удовлетворения личных материальных потребностей военнослужащих. Осуществляется в виде регулярной выплаты им денег в размерах, установленных государством в соответствии с выполняемыми служебными обязанностями1.

ЙЕНЕЖНОЕ довольствие военнослужащих в годы Великой Отечественной войны состояло из оклада месячного денежного содержания и дополнительных выплат. В свою очередь оклад месячного денежного содержания формировался из штатно-должност-ного оклада военнослужащего и оклада по воинскому званию. Начальствующему составу с ноября 1938 года должностные оклады были установлены по тарифной сетке, состоявшей из 31 тарифного разряда (от 550 рублей по первому разряду и до 3200 рублей по 31 разряду)2. Оклады содержания по этой тарифной сетке дифференцировались по родам войск.

Военнослужащим сверхсрочной службы денежное содержание выплачивалось по 11-разрядной тарифной сетке. В зависимости от их служебного

опыта по каждому разряду устанавливались два оклада: для военнослужащих первого и второго года сверхсрочной службы и для военнослужащих третьего и последующих лет службы.

Военнослужащим срочной службы оклады денежного содержания определялись по 5-разрядной тарифной сетке от 8 рублей 50 копеек рядовому составу по первому году службы и до 150 рублей старшине роты по третьему году срочной службы. Размер месячного денежного содержания определялся по типовым воинским должностям соответствующего рода войск, штатному и персональному воинскому званию, присвоенному военнослужащему, а также по годам срочной службы. Сложность тарификации военнослужащих срочной службы являлась одной из причин недоплат и переплат размера денежного довольствия.

Например, оклады по третьему году срочной службы были в несколько раз выше не только окладов по второму году службы для таких же должностей, но и для более высоких. Так, заместитель командира отделения (и ему равные) по третьему году службы получал оклад б5 рублей, а командир отделения, помощник командира взвода и старшина роты по второму году службы получали 17 рублей 50 копеек, 22 рубля 50 копеек и 32 рубля 50 копеек соответственно3. Таким образом, подчинённые порой получали значительно большие оклады, чем их начальники.

Лицам среднего и старшего начальствующего состава запаса, не получившим после мобилизации назначения на штатные должности, а также зачисленным на курсы переподготовки со дня призыва и до

назначения на штатные должности, выплачивались оклады: имевшим воинские звания до капитана и им соответствующие включительно — 550 рублей, имевшим воинские звания майора, подполковника и им соответствующие — 750 рублей, высшему начальствующему составу — 1000 рублей в месяц4.

Важное значение имело установление личному составу действующей армии выплаты единовременного пособия и полевых денег. Среднему, старшему и высшему начальствующему составу кадра и запаса, сверхсрочнослужащим, убывавшим в действующую армию или находившимся в частях, вошедших в состав действующей армии к началу военных действий, взамен подъёмного пособия выдавалось единовременное пособие в размере месячного основного оклада по занимаемой штатной должности5.

Полевые деньги выплачивались всему личному составу действующей армии (до армейского тыла включительно) в зависимости от основных окладов денежного содержания. Получавшим оклад содержания до 40 рублей, от 40 до 75 рублей и более 75 рублей полевые деньги выплачивались соответственно в размере 100, 50 и 25 проц. оклада содержания.

Для выплаты полевых денег устанавливались два условия: чтобы воинская часть входила в состав действующей армии и чтобы она дислоцировалась до армейского тыла включительно. Если одно из этих условий не выполнялось, полевые деньги не выплачивались. На основании этого при выплате полевых денег военнослужащим возникало много противоречий. На практике подавляющее большинство тыловых фронтовых частей в период военных действий базировались в пределах армейского тыла, однако некоторые части и учреждения (артиллерийские склады, разведывательный отдел штаба фронта и др.) по специфике своей работы или другим условиям (невозможность часто перевозить огромные запасы боеприпасов

для перемены пункта дислокации, значительная протяжённость трассы обслуживания и др.) иногда оставались за пределами армейского тыла, в связи с чем лишались возможности получения полевых денег6.

Например, за период военных действий часто бывали случаи, когда полевые аэродромы прикрывали части противовоздушной обороны (ПВО), входившие в дивизионные районы ПВО, и артиллерийские части зенитной артиллерии резерва Главного командования (РГК), входившие в состав фронта. Аэродром находился за пределами армейского тыла. Военнослужащим дивизиона ПВО, входившего в дивизионный район ПВО, полевые деньги выплачивались, а военнослужащим зенитного дивизиона РГК, нёсшим ту же службу, полевые не были положены и не выплачивались. Ходатайство финансового отдела армии о разрешении в данном случае выплаты полевых денег военнослужащим зенитного дивизиона РГК было отклонено Финансовым управлением Красной армии (ФУ КА), хотя и те, и другие военнослужащие несли ту же службу, находились в одинаковых условиях боевой обстановки и одинаково подвергали свою жизнь опасности при нападении противника с воздуха7.

Приказом Народного комиссариата обороны (НКО) СССР № 224 от 26 июня 1941 года вольнонаёмному составу частей и учреждений Красной армии за время фактического нахождения в действующей армии вне пункта их постоянного проживания выплачивались суточные деньги в размере 1,5 проц. оклада, а согласно директиве ФУ КА № 1/656 от 9 декабря 1944 года вольнонаёмному составу санитарных поездов суточные деньги не выплачивались. В состав войск фронтов входили фронтовые эвакопункты, в чьём подчинении имелись временные санитарные поезда, перевозившие раненых из госпиталей передовой линии фронта в эвакогоспитали фрон-

тового эвакопункта,которые никогда не выезжали за пределы фронтового тыла. Вольнонаёмному составу этих санитарных поездов, входивших в состав фронта, а следовательно, в состав действующей армии, на основании вышеуказанной директивы выплата полевых денег была прекращена. По мнению большинства вольнонаёмных, это решение было несправедливым8.

Боевая обстановка, особенно в период первых оборонительных операций, очень часто требовала назначения лиц начальствующего состава на должности, по которым оклад был ниже ранее получаемого. Учитывая это обстоятельство, Совет народных комиссаров (СНК) СССР разрешил военным советам фронтов и армий сохранять за лицами высшего, старшего и среднего начальствующего состава, назначенными на нижеоплачиваемые штатные должности в частях и учреждениях действующей армии, ранее получаемые более высокие оклады денежного содержания.

Согласно справке начальника ФУ КА генерал-майора Я.А. Хо-тенко № 870348с от 1 февраля 1942 года была установлена дополнительная надбавка от 20 до 30 проц. к окладу военнослужащим Военно-морского флота (ВМФ) за время фактического пребывания в действующих флотах и флотилиях (до тыловых органов флотов и

Мехлис Лев Захарович — генерал-полковник (1944). В 1941 — 1942 гг. — начальник ГПУ РККА, заместитель наркома обороны СССР

Таблица

Оклады денежного содержания начальствующего состава штурмовых батальонов, установленные с 30 сентября 1942 г.

Наименование должности Размер оклада (в руб.)

Командир батальона 1900

Зам. командира батальона по политчасти 1300

Зам. командира батальона по строевой части 1300

Начальник штаба батальона 1200

Помощник командира батальона по снабжению 1100

Командир роты 1000

Командир взвода связи 800

Командир взвода разведки 800

Составлена по: ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1311. Л. 59.

флотилий включительно). Вольнонаёмному составу вспомогательных судов ВМФ эта надбавка не выплачивалась, но тем командам, которые обеспечивали корабли действующего флота, бесплатно отпускался продовольственный паёк9.

Непосредственно во время ведения боевых действий возникала необходимость эвакуации раненых и обеспечения их денежными аттестатами. Там, где начальники финансовых служб в период интенсивных боёв находились на полковом пункте медпомощи, эвакуи-

Миловский Михаил Павлович — генерал-лейтенант (1943), начальник штаба Тыла Красной армии

рованные обеспечивались аттестатами на месте. Но такую возможность должностные лица финорганов не всегда имели, т.к. одновременно им зачастую приходилось выдавать денежное содержание личному составу или оформлять денежные документы в финансовом отделе армии, и по этой причине выполнять многие возложенные на них обязанности они были не в состоянии. По штату у них не было писарей, а все документы на убывавших в медицинские санитарные батальоны и госпитали раненых военнослужащих приходилось заполнять вручную лично.

Сведения о раненых и убывших лицах сержантского состава начальник финансовой службы получал от строевой части с большим опозданием, а иногда и вообще не получал, т.к. строевая часть полка, не имея донесений от командиров подразделений, только через 10—30 дней могла дать объективную информацию о боевых потерях и выбывших из строя военнослужащих. Начальник финансовой службы, получив выписку из приказа, оформлял аттестаты и направлял их в армию, оттуда они направлялись в 4-й отдел ФУ КА для рассылки по госпиталям.

Но практика показала, что военнослужащие, получившие ранения, продолжительное время в одном госпитале не лежали:

для дальнейшей реабилитации их переводили в другие лечебные учреждения. В то время когда денежный аттестат, высланный воинской частью, пересылался в один госпиталь, данный военнослужащий уже лечился в другом10.

Согласно директивным указаниям ФУ КА от 11 июля 1941 года, которые были разосланы всем начальникам финансовых отделов военных округов и фронтов, выплата денежного содержания больным и раненым военнослужащим, находившимся на излечении в лечебных заведениях, производилась по денежным аттестатам, выданным по месту постоянной службы. В тех случаях, когда военнослужащим по условиям обстановки денежный аттестат выдан не был, выплата денежного содержания производилась за текущий месяц без денежного аттестата, устанавливались все необходимые данные для выплаты по опросному листу в установленном порядке. Если к моменту получения основного аттестата военнослужащий ещё не убывал, ему производился перерасчёт, выдавался новый аттестат (взамен ранее выданного по опросному листу), а копия его хранилась вместе с опросным листом.

При выдаче денежного содержания без аттестата производилась выплата лишь основного оклада по штатной должности, процентной надбавки за выслугу лет и полевых денег (кому было положено). Другие дополнительные виды денежного довольствия без основного аттестата не выплачивались11.

Органы государственной власти и военного управления проявляли заботу о достойном денежном содержании личного состава тех подразделений, которые больше других подвергали свою жизнь опасности. Так, на основании директивы ФУ КА № 1354615 от 30 сентября 1942 года по вопросу денежного довольствия личного состава отдельных штурмовых стрелковых батальонов за время нахождения в этих батальонах руководя-

щему составу оклады выплачивались в повышенных размерах (см. табл.).

Кроме того, каждый месяц службы в составе кадра отдельных штурмовых стрелковых батальонов на указанных выше должностях засчитывался при назначении пенсии за 6 месяцев12. В период наступательной операции Красной армии в битве за Москву немецко-фашистские войска при отступлении с целью сдерживания продвижения наших войск разрушали пути сообщения, особенно железные дороги, мосты, железнодорожные депо и т.д.

Восстановление путей подвоза в сложившихся условиях в минимальные сроки приобретало первостепенное значение. Чтобы стимулировать высокие темпы восстановления железных дорог и железнодорожных сооружений, с 1 января 1942 года были повышены оклады денежного содержания всему начальствующему и рядовому составу железнодорожных частей, занятых на восстановительных работах13.

Совершенствованию материального обеспечения военнослужащих Красной армии способствовала гибкая тарифная политика, проводившаяся в период войны органами государственной власти и военного управления. Она позволяла так формировать денежное содержание военнослужащих, чтобы оно максимально стимулировало повышение их воинского мастерства и тем содействовало разгрому противника. С развитием военных действий на фронтах, оснащением войск новой боевой техникой, совершенствованием тактического и оперативного искусства в значительной степени возрастали роль и значение отдельных родов войск и воинских специальностей. Наряду с установлением ряда преимуществ в прохождении службы личному составу этих родов войск и военнослужащим ведущих специальностей повышались оклады содержания.

Органами государственной власти и военного управления

в целях наиболее эффективного использования автоматического оружия, материальной части артиллерии и миномётов, противотанковых ружей, танков и самоходно-артиллерийских установок, повышения качества боевой работы и ответственности военнослужащих за использование и сохранение указанных видов оружия и техники во всех стрелковых, кавалерийских, артиллерийских, автобронетанковых и миномётных частях был установлен льготный порядок присвоения воинских званий рядовому, младшему и среднему начальствующему составу этих частей и подразделений и повышено денежное довольствие. Например, с октября 1941 года наводчикам орудий и миномётов выплачивалось 15 рублей, первым номерам расчётов пулемётов, противотанковых ружей, бойцам, вооружённым пистолетом-пулемётом, в стрелковых и кавалерийских полках — 12 рублей 50 копеек14. С 1 января 1943 года оклады содержания личному составу частей, подразделений и отдельным группам бойцов, вооружённых противотанковыми ружьями, были повышены: рядовому и младшему начсоставу — на 100 проц., среднему и старшему начальствующему составу — в среднем на 25 проц.15

Как известно, гитлеровское командование большие надежды возлагало на свои танковые войска — главную ударную силу. В целях мотивации высокой эффективности действий истребительно-противотанко-вых частей и подразделений начальствующему составу этих частей и подразделений были установлены полуторные, а рядовому и младшему начальствующему составу — двойные оклады денежного содержания. Одновременно была установлена выплата премий за каждый подбитый танк противника: командиру орудия и наводчику

— по 500 рублей, остальному составу орудийного расчёта

— по 200 рублей и утверждён специальный нарукавный знак, носившийся на левом рукаве шинели и гимнастёрки16.

Для улучшения боевой работы лётного состава разведывательной авиации с 1 октября 1942 года оклады денежного содержания лётчиков были установлены на 40 проц. выше окладов в ближнебом-бардировочной авиации17, а для лётного состава авиации дальнего действия с 1 марта 1943 года оклады были увеличены на 30 проц. Инженерному и техническому составу частей и соединений авиации дальнего действия штатно-должностные оклады денежного содержания были увеличены на 15 проц.18

В действующей армии в системе денежного содержания большое значение имели добавочные виды денежных выплат. Характерной особенностью денежных выплат являлось то, что они непосредственно были связаны с боевой деятельностью военнослужащего и зависели от её результатов. Эти выплаты служили дополнительным стимулом и поощрением за максимально эффективное использование вооружения и боевой техники. Например, лётчику-истребителю за каждый сбитый самолёт противника выплачивалось 1000 рублей. За успешные штурмовые действия авиации по войскам противника выплачивалось: за 5 вылетов — 1500 рублей, за 15 вылетов — 2000, за 25 вылетов — 3000 рублей. За бомбарди-

Хрулёв Андрей Васильевич — генерал армии (1943), начальник Тыла Красной армии

Румянцев Александр Дмитриевич — генерал-лейтенант (1946). В 1942— 1943 гг. — заместитель наркома обороны СССР по кадрам

ровку промышленных и военных объектов противника: за каждую успешную бомбардировку — 500 рублей, при действиях по столице противника каждому члену экипажа выплачивалось 2000 рублей19.

Также использовалась система поощрения военнослужащих лучших сухопутных частей и соединений, отличившихся в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Четыре стрелковые дивизии (100, 127, 153 и 161-я) в период оборонительных боёв первых месяцев

Верёвкин-Рахальский Николай Андреевич — генерал-лейтенант. В 1941 — 1944 гг. — начальник Военной академии имени М.В. Фрунзе

войны получили звание гвардейских. Всему начсоставу этих дивизий была установлена выплата полуторных, а рядовому составу двойных окладов денежного содержания20.

Органы военно-политического управления различных уровней в своей деятельности также проявляли постоянную заботу о денежном стимулировании военнослужащих специальных подразделений. Так, например, начальник политотдела 34-й армии в политдонесении от 20 декабря 1941 года начальнику ГлавПУ РККА армейскому комиссару 1 ранга Л.З. Мехлису указывал на необходимость провести такие мероприятия, которые бы способствовали поднятию среди личного состава материальной заинтересованности в прохождении службы в разведывательных подразделениях. С этой целью он считал важным выдавать рядовому составу усиленный продовольственный паёк, приблизив его к пайку начальствующего состава, и установить повышенные оклады: оклад командира взвода поднять до оклада командира роты, а оклад командира роты — до оклада командира батальона21.

Начальник штаба Тыла Красной армии генерал-майор М.П. Миловский22 в своём письме № 3856 от 7 марта 1942 года начальнику ФУ КА генерал-лейтенанту Я.А. Хо-тенко23 и начальнику управления НКВД по делам военнопленных и интернированных П.К. Со-пруненко24 указывал на необходимость решения вопроса о денежном довольствии бывших военнослужащих, находившихся в плену и окружении противника, так как данный контингент из-за отсутствия денег не имел возможности приобрести махорки, спичек, зубного порошка и других предметов для личных нужд25, с последующим ходатайством по команде начальника Тыла Красной армии генерала армии А.В. Хрулёва перед председателем ГКО И.В. Сталиным. В этом письме говорилось о необходимости выплаты за время пребывания в лагерях

НКВД: рядовому составу — 5 рублей, младшему начсоставу — 10 рублей, среднему и выше начсоставу — 50 рублей в месяц. Архивные документы свидетельствуют о положительном решении этого вопроса26.

Заботой о материальном обеспечении со стороны органов государственной власти и военного управления были охвачены и офицеры-фронтовики, обучавшиеся в высших военно-учебных заведениях страны. Так, начальник Военной Краснознамённой ордена Ленина академии Красной армии имени М.В. Фрунзе генерал-лейтенант Н.А. Верёвкин-Рахальский27 в письме № 1378 от 14 августа 1942 года заместителю НКО СССР по кадрам генерал-майору А.Д. Румянцеву28 указывал, что в соответствии с приказом НКО СССР № 263 от 9 апреля 1942 года «О подготовке общевойсковых командиров» комплектование академий слушательским составом проводилось из числа командиров — участников войны, проявивших себя в боях. Данная категория на фронте пользовалась соответствующим для действующей армии обеспечением — повышенные оклады, полевые деньги, освобождение от уплаты военного налога и др.

По прибытии в академию материальное положение для многих слушателей непреднамеренно изменялось в худшую сторону, т.к. с зачислением их слушателями прекращали своё действие все льготы и преимущества, которыми они пользовались, находясь на фронте. В результате часть слушателей оказалась в трудном материальном положении, не получая на руки денежных средств, а в ряде случаев за ними накапливались из месяца в месяц задолженности, т.к. получаемое ими содержание не покрывало вычеты за питание, по займу, военному налогу, за общежитие и по минимальному семейному аттестату. До 1 мая 1942 года слушателям академий выплачивался оклад командира батальона в размере 850 рублей.

С изданием приказа НКО СССР № 117 это положение было отменено.

Учитывая то обстоятельство, что все слушатели являлись участниками Великой Отечественной войны, отличившимися в боях, в т.ч. многие из них воевали в гвардейских частях, начальник Военной академии счёл необходимым предложить заместителю НКО СССР внести изменения в порядок денежного довольствия и установить для слушателей академий минимальный оклад в 900—1000 рублей с сохранением за слушателями, получавшими выше этой суммы, своих окладов согласно денежным аттестатам29. Это ходатайство нашло положительное решение в деятельности органов военного управления и способствовало установлению социальной стабильности среди офицеров-фронтовиков и членов их семей.

Существовавшая система денежного обеспечения рядового и сержантского состава по 1, 2 и 3-му годам службы имела ряд недочётов, особенно при переходе наших войск на территорию противника. Так, в воинских частях Красной армии, находившихся на территории Румынии, денежное содержание — оклад и полевые деньги — на руки рядовому составу выплачивалось в полном размере, а сержантский состав на руки получал не более 50 проц. оклада. Остальная часть оклада и полевые деньги перечислялись на вклад или пересылались семье (согласно постановлению ГКО от 10 апреля 1944 г. № 5594с «О поведении Красной армии на территории Румынии»30). Возникала ситуация, когда сержантскому составу 1-го и 2-го годов службы, получавшему оклады от 15 до 32 рублей 50 копеек в месяц, выплачивалось на руки меньше, чем подчинённым лицам рядового состава31.

С целью устранения этих противоречий начальник ФУ КА генерал-лейтенант Я.А. Хотенко в своём письме начальнику Тыла КА генералу армии А.В. Хрулёву

ходатайствовал о необходимости пересмотра данного вопроса и выплате сержантскому составу 1-го и 2-го годов службы, находившемуся в войсках действующей армии за пределами СССР, денежного содержания на руки в полном размере (оклад и полевые деньги) с последующим утверждением (письмо № 1358875 от 6 июня 1944 г.) у заместителя председателя СНК СССР А.И. Микояна, что в итоге и было сделано32.

Начальствующий состав действующей армии, получая денежное довольствие и все дополнительные выплаты, предусмотренные законодательством военного времени, при этом находясь на полном государственном обеспечении (продовольственное, вещевое, бытовое, медицинское), из месяца в месяц имел возможность накопления денежных средств и пересылки накопившихся денег своим близким. Тем самым офицеры и младшие командиры имели возможность прямой материальной поддержки своих семей, родных и близких, что положительно влияло на их морально-психологическое состояние.

В своих докладах по изучению опыта второго года Великой Отечественной войны начальнику ФУ КА финотделы 31, 33 и 49-й армий указывали, что установленный порядок выдачи аттестатов на семьи полностью себя оправдал. Единственным недостатком являлся малый размер суммы (65 проц.), разрешённой к выдаче. По мнению многих офицеров, имевших семьи, этот размер следовало бы увеличить до 80 проц. основного содержания33.

Анализ архивных и литературных источников показал, что во время войны наблюдалась большая текучесть кадров финансовых органов. Часто на эти должности назначались военнослужащие, слабо знакомые с бухгалтерской и счётной работой, из числа рядового, сержантского или офицерского состава, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными

Хотенко Яков Алексеевич — генерал-лейтенант интендантской службы (1943), начальник Финансового управления Красной армии

к военной службе. В связи с этим на практике работниками финансовых органов часто допускались переплаты или недоплаты денежного довольствия. По этой причине финансовыми органами Брянского, 2-го Прибалтийского и Ленинградского фронтов34 применялись следующие меры: осуществлялся контроль с привлечением высококвалифицированных финансовых работников фронтов, ежеквартально проводились 2—3-дневные сборы офицеров финансовой службы, консультации, была организована система инструктажа и устных проверок знаний руководящих документов должностными лицами, ознакомление финансовых работников с приказами по вопросам денежного довольствия. В качестве дополнительных мер воспитательного порядка по результатам ревизий и проверок военными советами, начальниками тыла фронтов, армий и командованием соединений издавались приказы и постановления, к виновным в нарушениях применялись строгие меры воздействия. Например, таких приказов только за 1944 год было издано: на уровне командования фронтов — 9; армий — 71; управлений и служб — 31; командования соединений — 68; всего — 17935.

Таким образом, в исследуемый период деятельность органов государственной власти

и военного управления была направлена на развитие системы денежного обеспечения защитников Отечества, в которой просматривались тенденции увеличения должностных окладов военнослужащим некоторых родов войск и специальностей действующей армии; установления новых видов денежного довольствия; упрощения и совершенствования порядка удовлетворения денежным довольствием раненых и больных. Важной особенностью этой системы было установление дополнительных выплат за уничтоженные вооружение и боевую технику противника. Принимавшиеся меры позволили существенно улучшить систему финансового обеспечения личного состава Красной армии, что во многом способствовало повышению боеспособности войск.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военный энциклопедический словарь. М.: Оникс 21 век, 2002. С. 432.

2 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1326. Л. 13.

3 Финансовая служба Вооружённых сил СССР в период войны. М.: Во-ениздат МО СССР, 1967. С. 203.

4 Там же. С. 195.

5 Об установлении порядка выдачи пособий и полевых денег военнослужащим действующей армии: приказ НКО СССР № 224 от 26 июня 1941 г. См.: ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2511. Д. 5. Л. 21—23.

6 Там же. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1761. Л. 11.

7 Об окладах содержания и других видах денежного довольствия военнослужащих: приказ НКО СССР № 380 от 13 мая 1942 г. См.: там же. Л. 12.

8 Там же. Л. 12, 13.

9 Там же. Д. 21. Л. 15.

10 Там же. Д. 1766. Л. 36—41.

11 Там же. Ф. 32. Оп. 11302. Д. 60. Л. 167.

12 Там же. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1311. Л. 59, 60.

13 Там же. Д. 1326. Л. 19.

14 О мерах по повышению эффективности использования автоматического оружия, материальной части артиллерии и миномётов: приказ НКО СССР № 374 от 27 сентября 1941 г. См.: Русский архив: Великая Отечественная:

приказы Народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. — 1942 г. М.: Терра, 1997. Т 13 (2—2). С. 107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Об усилении огневой мощи танковых и механизированных частей и соединений Красной армии: приказ НКО СССР № 20 от 10 января 1943 г. См.: там же. Приказы Народного комиссара обороны СССР 1943—1945 гг. Т 13 (2—3). С. 23, 24.

16 О переименовании противотанковых артиллерийских частей и подразделений в истребительно-проти-вотанковые артиллерийские части и установлении преимуществ начальствующему и рядовому составу этих частей: приказ НКО СССР № 528 от 1 июля 1942 г. См.: там же. Приказы Народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. — 1942 г. Т 13 (2—2). С. 264.

17 Об отнесении должностей лётного состава разведывательной авиации ВВС Красной армии к командным должностям и об установлении лётному составу повышенных окладов содержания: приказ НКО СССР № 760 от 28 сентября 1942 г. См.: там же. С. 311.

18 О порядке выплаты денежных наград и повышении окладов содержания лётно-подъёмному и инженерно-техническому составу авиации дальнего действия: приказ НКО СССР № 208 от 26 марта 1943 г. См.: там же. Приказы Народного комиссара обороны СССР 1943—1945 гг. Т. 13 (2—3). С. 95, 96.

19 О порядке награждения лётного состава Военно-Воздушных сил Красной армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков: приказ НКО СССР № 299 от 19 августа 1941 г. См.: там же. Приказы Народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. — 1942 г. С. 66—69.

20 О переименовании 100, 127, 153 и 161-й стрелковых дивизий в 1, 2, 3 и 4-ю гвардейские дивизии: приказ НКО СССР № 308 от 18 сентября 1941 г. См.: там же. С. 85. 86.

21 ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп. 11289. Д. 192. Л. 542, 547.

22 Миловский Михаил Павлович (1899—1966 гг.) — профессор, генерал-полковник. В Красной армии с 1919 г. На должности начальника штаба Тыла Красной армии М.П. Миловский прослужил почти до конца войны. В послевоенные годы возглавлял Военную академию тыла и снабжения, Военно-транспортную академию, а после их объединения в 1956 г. — Военную академию тыла и транспорта.

23 Хотенко Яков Алексеевич (1900— 1976 гг.) — генерал-лейтенант интендантской службы (1943 г.). В межвоенный период на партийной работе:

заместитель начальника политотдела 51-й Перекопской стрелковой дивизии (с марта 1931 г.); начальник финансового отдела Киевского особого военного округа (с сентября 1938 г.); начальник Финансового управления при НКО СССР (с июля 1940 г.). С начала и до конца Великой Отечественной войны — в той же должности.

24 Сопруненко Пётр Карпович (1908— 1992 гг.) — генерал-майор НКВД. Во время Великой Отечественной войны

— начальник управления НКВД по делам военнопленных и интернированных. После войны продолжил службу в лагерях ГУЛАГа официально как офицер по строительству

25 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 21. Л. 22.

26 Там же. Л. 2.

27 Верёвкин-Рахальский Николай Андреевич (1893—1984 гг.) — генерал-лейтенант. Участник Первой мировой войны, капитан Русской императорской армии. С июля 1918 г. — в Красной армии. С 1922 г. — заместитель военного комиссара Бухарской республики, затем на командных должностях и преподавательской работе. В 1932—1939 гг. работал преподавателем, потом начальником кафедры, курса и заместителем начальника Военной академии имени М.В. Фрунзе; в 1941—1944 гг. — её начальник.

28 Румянцев Александр Дмитриевич

(1899—1981 гг.) — государственный, военный и политический деятель. Генерал-лейтенант. С 1938 г. — начальник отдела управления по командному и начсоставу, в 1940—1943 гг. — начальник Управления кадров РККА. Одновременно в 1942—1943 гг. — заместитель наркома обороны СССР С 1943 г. — командир воздушно-десантной дивизии, с 1944 г. — командир стрелкового корпуса. В 1950—1953 гг.

— военный советник в Китае. С 1953 г.

— заместитель командующего армией. В 1958—1959 гг. — заместитель командующего войсками Прибалтийского военного округа по военно-учебным заведениям.

29 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1326. Л. 162.

30 См.: Комарова Н.Я. Государственный Комитет Обороны постановляет. М.: Воениздат, 1990. С. 308, 340.

31 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 43. Л. 68.

32 Там же. Л. 74.

33 Там же. Д. 1766. Л. 36—41.

34 Брянский фронт — 15 августа 1941 г. — октябрь 1943 г.; 2-й Прибалтийский фронт — октябрь 1943 г. — апрель 1945 г.; Ленинградский фронт (курляндское направление) — апрель—июль 1945 г. См.: там же. Д. 1761. Л. 2.

35 Там же. Л. 15. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.