^ J
LJ
С.А. ТАРАСОВ
S.A. TARASOV
«АВИАЦИЯ СПОСОБНА ОКАЗАТЬ РЕШАЮЩЕЕ
ВЛИЯНИЕ НА ХОД НАЗЕМНЫХ ОПЕРАЦИЙ, НО ПРИ УСЛОВИИ МАССИРОВАНИЯ ЕЁ УСИЛИЙ НА РЕШАЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЯХ»
Совершенствование организационной структуры
советских Военно-воздушных сил накануне и в ходе Великой Отечественной войны
«AIRCRAFT CAN MAKE A DECISIVE IMPACT ON GROUND OPERATIONS, BUT ONLY IF THEIR EFFORTS ARE CONCENTRATED IN CRUCIAL SECTORS»
Improving the organizational makeup of the Soviet Air Force on the eve and in the course
of the Great Patriotic War
Сведения об авторе. Тарасов Сергей Анатольевич — заместитель начальника научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, подполковник (Москва. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье рассматривается процесс совершенствования организационной структуры советских ВВС накануне и в ходе Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: СССР; Военно-воздушные силы Красной армии (ВВС КА); организационная структура; авиационная дивизия; авиационный корпус; воздушная армия.
Information about author. Sergei Tarasov — Deputy Head of Research Section at the Military History Research Institute of the RF AF General Staff Military^ Academy, Lieutenant-Colonel (Moscow. E-mail: [email protected]).
Summary. The paper examines the process of improving the organizational structure of the Soviet Air Force on the eve and in the course of the Great Patriotic War.
Keywords: USSR; Air Force of the Red Army (RA AF); organizational structure; air division; air corps; air army.
1930—1940-е годы характеризовались бурным развитием средств вооружённой борьбы, в первую очередь авиационной техники, и стремительной трансформацией способов их применения. Вторая мировая война значительно ускорила указанные процессы, порождая всё более новые виды вооружения и улучшая уже существовавшие. Особенно интенсивно развивалась военная авиация — новый и весьма перспективный вид вооружённых сил.
ЕЕСНОЙ взаимосвязи с развитием боевой эхники и совершенствованием способов её рименения шло изменение организационной структуры самих военно-воздушных сил. С принятием на вооружение всё более совершенных образцов авиационной техники и накоплением боевого опыта трансформировались и подходы к пониманию того, как должны быть организованы советские ВВС, из каких частей и соединений они должны состоять и какую иметь подчинённость, чтобы обеспечить их использование с максимальным эффектом.
Следует отметить, что процесс строительства ВВС КА характеризовался, с одной стороны, стремительным количественным ростом частей и соединений, с другой — неоднократными изменениями самой организационной структуры. Так, в соответствии с Планом развития ВВС РККА на 1935—1937 гг., утверждённым постановлением Совета Труда и Обороны 25 апреля 1935 года за № С-4/сс, было решено
довести боевой состав Военно-воздушных сил до 10 тыс. самолётов к 1 января 1938 года с формированием 23 новых авиабригад и одновременным увеличением количества эскадрилий в них — до четырёх. В связи с указанными оргмероприятиями общая численность ВС РККА должна была увеличиться на 69 тыс. человек, из них 25 тыс. лётного и технического состава1.
В начале 1936 года была сформирована первая авиационная армия особого назначения (АОН), созданная на базе бригад тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 и представлявшая собой мощную стратегическую единицу, насчитывавшую в своём составе несколько сот самолётов2. В дополнение к ней 27 мая 1938 года Комитетом обороны при Совете народных комиссаров Союза ССР (СНК СССР) было принято решение об организации ещё двух отдельных авиационных армий, предназначавшихся для выполнения особых задач. Указанные армии состояли из
4 полков по 62 самолёта в каждом и должны были комплектоваться только новыми бомбардировщиками ДБ-3 и ТБ-7. Этим же решением определялось, что 1 -я отдельная авиационная армия будет базироваться на аэродромах Монино, Иванов и Калинин; 2-я армия — Воронеж, Курск, Орёл; 3-я армия — Ростов, Новочеркасск, Запорожье, Полтава3. Однако в результате неверных выводов, сделанных из опыта использования советских ВВС в локальных войнах и вооружённых конфликтах в конце 1930-х годов, незадолго до начала Великой Отечественной войны эти армии были расформированы.
25 июля 1940 года Совет народных комиссаров Союза ССР принял постановление № 1344-524сс, утвердившее новую организационную структуру Военно-воздушных сил Красной армии. С этого момента определялось, что ВВС КА будут состоять из авиационных дивизий по 4—5 авиационных полков в каждой, отдельных авиационных бригад по 2—3 авиационных полка. В свою очередь авиационный полк в составе 4—5 авиационных эскадрилий; авиационная эскадрилья — 4—5 авиазвеньев; авиационное звено — 3 самолёта4.
Этим же постановлением предполагалось иметь следующие типы авиационных дивизий. Смешанные дивизии, имевшие своим назначением непосредственное взаимодействие с войсками и поддержку механизированных, кавалерийских и общевойсковых соединений (2—3 полка бомбардировочных и 2—3 полка истребительных или 2 полка бомбардировочных, 1 полк истребительный и 1—2 полка штурмовых, всего — 250—312 самолётов). Дальнебомбардиро-вочные дивизии, вооружённые самолётами типа ДБ, имевшие своим назначением разрушение военных объектов и дезорганизацию тыла противника (4—5 полков бомбардировщиков типа ДБ, всего — 248—310 самолётов). Истребительные дивизии, имевшие своим назначением борьбу за господство в воздухе и прикрытие политических и экономических центров (4—5 истребительных полков, всего — 252—315 самолётов). В итоге планировалось сформировать 38 авиационных дивизий: 2б — смешанных, 7 — даль-небомбардировочных, 5 — истребительных5.
В дополнение к этому для образования резерва авиационных соединений создавалось ещё 12 новых дивизий в количестве 48 авиационных полков: смешанных дивизий — 5, дальнебомбардировочных
— 4, истребительных — 36.
Указанные организационные мероприятия планировалось провести в следующие сроки: формирование 38 авиадивизий из существовавших полков
— к 1 сентября 1940 года, формирование 12 новых авиадивизий — к 1 января 1941 года с увеличением штатной численности ВВС КА на 60 248 человек и общим ростом Красной армии до 3 521 448 человек7.
5 ноября 1940 года СНК СССР принимает постановление № 2265-977сс по дальнейшему наращиванию Военно-воздушных сил Красной армии. Согласно ему состав советских ВВС к концу 1941 года устанавливался в количестве 22 171 самолёта. Одновременно с этим определялось в целях объединения руководства дальнебомбардировочными авиадивизиями, дислоцированными в одном направлении, сформировать управления пяти авиационных корпусов8. В итоге три авиационные армии особого назначения, созданные в течение 1936—
1938 гг., были переформированы в авиакорпуса по две авиационные дивизии двухполкового состава в каждом и плюс три отдельные авиадивизии. Сама дальнебомбардировочная авиация как род авиации Военно-воздушных сил возглавлялась Управлением авиации Главного командования. Начальником управления до апреля 1941 года был участник боёв в Испании Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации И.И. Проскуров, а затем полковник Л.А. Горбацевич9.
В результате всех организационных мероприятий, предпринятых непосредственно накануне Великой Отечественной войны, советские ВВС делились на следующие составляющие: авиацию Главного командования (дальняя бомбардировочная авиация, в последующем авиация дальнего действия), авиацию сухопутных войск, куда входили фронтовая авиация (ВВС округов), армейская (ВВС общевойсковых армий), войсковая (корпусные эскадрильи), и авиацию Военно-морского флота. Соотношение между родами авиации было следующим: авиация Главного командования — 12 проц., авиация сухопутных войск — 75 проц. (в т.ч.: фронтовая — 35 проц., армейская — 38 проц., войсковая — 2 проц.), авиация ВМФ — 13 проц.10 При этом соотношение родов авиации в составе ВВС западных военных округов было следующим: истребители — 59 проц., бомбардировщики — 31 проц., штурмовики — 4,5 проц., разведчики — 5,5 проц.11
В августе 1940 года Генеральным штабом Красной армии были разработаны «Соображения об основах стратегического развёртывания Вооружённых Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 годы», которые в течение сентября—октября 1940 года рассматривались в Центральном комитете ВКП(б). В них в качестве выводов из оценки военно-политической обстановки признавалось, что СССР необходимо быть готовым к борьбе на два фронта: на западе — против Германии и её союзников, на востоке — против Японии как противника открытого или занимающего позиции вооружённого нейтралитета, могущего перейти к открытому столкновению. В связи с этим авиационные части и соединения планировалось распределить следующим образом: для западных округов — 60 проц., для Дальнего Востока и Забайкалья — 16 проц., для внутренних округов, включая Закавказье и Среднюю Азию, — 24 проц.12 Серьёзные изменения произошли и в организационной структуре авиационного тыла. В соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 апреля 1941 года он стал состоять из районов авиационного базирования (РАБ), на которые возлагались задачи как по освоению территории в аэродромном отношении, так и по материально-техническому обеспечению авиационных частей и соединений. Район авиационного базирования становился основным тыловым органом ВВС общевойсковой армии, военного округа или фронта. В указанные районы входили авиационные базы, предназначавшиеся для обслуживания одной авиационной дивизии. Авиационная база включала в себя три—четыре батальона аэродромного обслуживания (БАО) и батальон связи. Части и подразделения тыла изымались из состава авиационных соединений, что увеличивало манёвренность как лётных частей и
соединений, так и тыловых подразделений. Подобная организация авиационного тыла, как показал впоследствии опыт Великой Отечественной войны, в целом себя оправдала. В годы войны было ликвидировано только одно промежуточное звено
— авиационная база13.
25 февраля 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР специальным постановлением «О реорганизации авиационных сил Красной армии» утвердили план Народного комиссариата обороны по развитию ВВС. Согласно ему планировалось увеличить численность авиации приграничных округов, улучшить подготовку авиационных кадров, провести мероприятия по реконструкции и расширению аэродромной сети. К весне 1941 года численность самолётного парка Военно-воздушных сил по сравнению с началом 1939 года увеличилась более чем в 2 раза, а число авиационных полков возросло на 80 проц. С началом 1941 года в ВВС КА началось формирование 106 новых авиаполков, из которых, правда, к началу войны удалось сформировать только 19 (из них 13 дальнебомбардировочных)14.
Многое делалось и по подготовке кадров. В декабре 1940 года был установлен новый принцип набора курсантов в военные авиационные школы
— путём отбора кандидатов из очередных призывов молодёжи на военную службу. С февраля 1941 года устанавливалась новая система подготовки лётчиков, авиационных инженеров и техников. Было введено три типа военных авиационных школ с сокращёнными сроками обучения: школы первоначального обучения с продолжительностью учёбы в мирное время — четыре и в военное время — три месяца; школы военных пилотов со сроком обучения в мирное время — девять и в военное время — шесть месяцев; авиационные училища со сроком обучения в мирное время — два и в военное время — один год15. В это же время принимались меры по расширению подготовки руководящих авиационных кадров с высшим военным образованием. На протяжении длительного времени эта подготовка проводилась только в Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского и на авиационном отделении Военной академии имени М.В. Фрунзе. В марте 1940 года из состава ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского были выделены командный, оперативный, заочный командный, штурманский факультеты и курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС в самостоятельную Военную академию командного и штурманского состава ВВС Красной армии. Год спустя, в марте 1941 года, в Ленинграде была создана Военно-воздушная инженерная академия (впоследствии получила имя А.Ф. Можайского). В итоге к июню 1941 года действовали три военно-воздушные академии, готовившие руководящие кадры для ВВС КА16.
Накануне войны руководство отечественными Военно-воздушными силами осуществлялось Главным управлением ВВС КА (ГУ ВВС КА). Его начальником в начале 1941 года был генерал-лейтенант авиации П.В. Рычагов. 12 апреля 1941 года на этом посту его сменил генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев. Организационно Главное управление ВВС КА состояло из штаба ВВС (с мая 1941 г. начальник штаба генерал-майор П.С. Володин), управлений и отделов. У начальника ГУ ВВС КА было три заместителя
(первый заместитель, заместитель по вузам и третий заместитель — он же начальник научно-испытательного института ВВС КА), ему подчинялись управления: дальнебомбардировочной авиации, кадров, опытного строительства, заказов и вооружения, строительства аэродромов, снабжения и ремонта и несколько самостоятельных отделов (общий, финансовый), редакция журнала «Вестник Воздушного Флота». Через первого заместителя (генерал-майора авиации Ф.Я. Фалалеева) начальнику ГУ ВВС КА подчинялись управления: боевой подготовки, технической эксплуатации, инженерной службы и метеослужбы17.
Руководство Советского Союза, осознавая скорое начало широкомасштабной войны с Германией, стремилось подготовить к ней Вооружённые силы, в т.ч. ВВС. Осуществление широких организационных мероприятий в указанное время привело к тому, что авиационные дивизии стали одной из основных структурных единиц советских Военно-воздушных сил, а их командиры заняли важное место в иерархии авиационных начальников, принимавших важные решения, влиявшие на ход боевых действий. Утвердилась и такая форма объединения авиационных дивизий, как авиационный корпус, предназначавшийся для концентрации авиационных сил на основных направлениях и позволявший усилить авиационную составляющую на главных участках фронта.
Однако начавшаяся Великая Отечественная война показала, что организационная структура Военно-воздушных сил Красной армии далека от совершенства. Крупные 4—5-эскадрильные полки и 4—5-полковые дивизии оказались весьма неповоротливыми, а командные кадры — недостаточно подготовленными для руководства ими в условиях широкомасштабного манёвренного боя. В директивном письме Ставки Верховного Командования № 01 от 15 июля 1941 года по этому поводу прямо говорилось, что «наши авиационные соединения, корпуса, многополковые дивизии, полки, состоящие из шестидесяти самолётов, очень тяжеловесны, громоздки и непригодны для манёвренных боёв, не говоря уже о том, что громоздкость этих соединений мешает рассредоточению самолётов на аэродромах и облегчает противнику их уничтожение на земле. Опыт Военно-воздушных сил за последние дни показал, что полк в тридцать самолётов и дивизия в два полка без корпусных соединений являются наи-
Военные самолёты на аэродроме перед воздушным парадом
1930-е гг.
Схема управления Военно-воздушными силами Красной армии на сентябрь 1941 г.
ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 15. Л. 2
лучшей формой организации авиации как в смысле лёгкости управления, так и в смысле маневрирования при нападении противника»18.
Ситуацию осложняло и то, что, как уже отмечалось выше, значительная часть авиации была равномерно распределена между округами (фронтами) и сухопутными армиями, что приводило к её распылению и не позволяло применять массированно. Свою негативную роль сыграл и тот факт, что в соответствии с существовавшей структурой советских ВВС к началу Великой Отечественной войны в командно-оперативные функции Главного управления ВВС КА входило руководство боевыми действиями только непосредственно подчинённой ему дальнебомбардировочной авиации. Фронтовая, армейская и войсковая авиация в этом отношении ему не подчинялась, поскольку находилась в составе ВВС округов (фронтов), общевойсковых армий и корпусов. Всё это отрицательно сказалось на эффективности её боевого применения. В результате того, что командующие ВВС приграничных военных округов подчинялись начальнику ГУ ВВС КА только в специальном отношении, т.е. по вопросам укомплектования, переучивания, боевой подготовки, материально-технического обеспечения, но не в отношении боевого применения авиации, командование советских ВВС могло влиять на боевую деятельность фронтовой авиации только через отдачу распоряжений командующим ВВС округов (фронтов) в области сосредоточения авиации и её усиления19.
В соответствии с Положением о командующем военно-воздушными силами фронта, введённым в действие приказом народного комиссара обороны СССР от 8 февраля 1942 года № 085, ему подчинялась вся боевая и разведывательная авиация, приданная фронту, а также наземные авиационные части (районы авиационного базирования). Сам командующий ВВС фронта подчинялся командующему фронтом во всех отношениях, одновременно являясь его заместителем по авиации и членом военного совета. Командующему Военно-воздушными силами Красной армии командующий ВВС фронта подчинялся, как указывалось выше, только в специальном отношении. Во многом аналогичный статус был определён соответствующим положением и в отношении командующего военно-воздушными
силами армии, который подчинялся командующему армией во всех отношениях и одновременно — командующему ВВС фронта в специальном отношении20.
Учитывая опыт первых месяцев войны, значительные потери материальной части, нехватку новых самолётов, неопытность кадров, Верховное Главнокомандование было вынуждено перейти к созданию более манёвренных и легкоуправляемых частей и соединений ВВС КА. 7 августа 1941 года Государственный комитет обороны принял постановление № ГКО-423сс, дополненное приказом командующего ВВС КА от 10 августа 1941 года № 057, определившие переход от полков 60-самолётного состава к полкам, имевшим на своём вооружении 32—33 самолёта со штатом авиационной дивизии в два полка21. В дальнебомбардировочной авиации ликвидировалась корпусная система22.
Командование ВВС КА и Ставка ВГК понимали, что расформирование корпусов дальнебомбардировочной, разукрупнение полков и дивизий фронтовой авиации затруднит её массированное использование, снизит боевую мощь частей и соединений Военно-воздушных сил. Однако они были вынуждены пойти на эти временные меры ввиду нехватки современной авиационной техники и подготовленного лётного состава.
В конце августа 1941 года в связи с ещё более усилившимся недостатком авиационной техники штатное количество самолётов в авиаполках было сокращено до двадцати23. В целях же объединения усилий ВВС на главных направлениях фронта стали создаваться различные авиационные группы, не имевшие твёрдо установленных штатов и различные по своему составу24.
29 июня 1941 года в целях усиления руководящей роли командования ВВС КА приказом Ставки Главного командования была учреждена должность командующего Военно-воздушными силами Красной армии и создан Военный совет ВВС. Командующим ВВС КА был назначен генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев, в непосредственное подчинение которому было передано Главное управление ВВС КА вместе со штабом ВВС. Создание Военного совета и учреждение должности командующего значительно расширили командно-оперативные функции высших руководящих органов ВВС КА, что позволило улучшить управляемость советскими Военно-воздушными силами. На командующего и его штаб возлагались организация борьбы за завоевание господства в воздухе, осуществление взаимодействия между видами авиации, координация их усилий, разработка предложений по их оперативно-стратегическому применению. Кроме того, за командованием ВВС оставались функции по подготовке резервов, снабжению, разработке предложений по совершенствованию авиационной техники, руководство строительством аэродромов, обобщение и внедрение в лётные части и соединения боевого опыта, работа с командными кадрами. В состав Военного совета ВВС КА входили командующий и его заместители, заведующий авиационным отделом Управления кадров ЦК ВКП(б), нарком авиационной промышленности, начальники ряда управлений ВВС. Во главе совета стоял командующий, который и направлял его работу25.
19 августа 1941 года приказом НКО СССР была учреждена должность начальника тыла ВВС. Им был назначен генерал-майор авиации Н.А. Соколов-Соколёнок. В его ведении находились управления устройства тыла, аэродромного строительства, интендантское и отдел снабжения горючим. Создание центрального органа авиационного тыла имело положительное значение в дальнейшем укреплении и совершенствовании системы тылового обеспечения советской авиации26.
В середине октября 1941 года в связи с приближением противника к Москве Ставкой ВГК было принято решение: в целях обеспечения надёжного управления войсками личный состав Генерального штаба и штаба ВВС Красной армии разделить на два эшелона. Первый оставался в столице, а второй эвакуировался на восток. В состав первого эшелона вошли командующий ВВС КА генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев, начальник штаба генерал-майор авиации Г.А. Ворожейкин, член Военного совета корпусной комиссар П.С. Степанов и часть командного состава. Основная же часть личного состава штаба и управлений ВВС КА вошла во второй эшелон и 15 октября 1941 года была эвакуирована в Куйбышев (Самара)27. С ликвидацией угрозы захвата Москвы немецкими войсками в течение 1942 года управленцы были возвращены обратно.
Первый год войны и анализ действий противника показали, что централизация управления авиацией и её массирование на главных направлениях были насущной необходимостью для обеспечения максимальной эффективности её применения и последующего завоевания господства в воздухе. Со временем потребность в реорганизации советских ВВС стала вызываться также и планомерным ростом их технической оснащённости. Большое количество самолётов, непрерывно поступавших на вооружение, не могло не вызвать коренных изменений в организации и применении Военно-воздушных сил. В итоге с весны 1942 года начались существенные преобразования, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование организационной структуры отечественной авиации.
5 марта 1942 года постановлением Государственного комитета обороны № 1392сс части и соединения дальнебомбардировочной авиации были преобразованы в авиацию дальнего действия (АДД), подчинённую непосредственно Ставке ВГК. Вместе с авиачастями в состав АДД из ВВС КА передавались батальоны аэродромного обслуживания, стационарные и подвижные авиамастерские, а также соответствующие службы наземного обеспечения самолётовождения28. Командующим АДД был назначен генерал-майор авиации А.Е. Голованов, начальником штаба — полковник М.И. Шевелёв.
26 апреля 1942 года постановлением ГКО № 1657 Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) было полностью подчинено командующему ВВС КА. При этом начальник Главного управления ГВФ становился одним из заместителей командующего ВВС КА. Таким образом, был окончательно оформлен переход Гражданского воздушного флота в подчинение Военно-воздушных сил Красной армии, начатый ещё 23 июня 1941 года, когда в соответствии с постановлением СНК СССР авиация ГВФ передавалась в оперативное подчинение Наркомата обороны29.
12 апреля 1942 года произошла смена в руководстве ВВС КА. Постановлением ГКО № 1582сс новым командующим Военно-воздушными силами Красной армии был назначен генерал-лейтенант авиации А.А. Новиков. Бывший командующий генерал-полковник авиации П.Ф. Жигарев переведён на должность командующего ВВС Дальневосточного фронта30.
Одновременно с этим рассматривался и вопрос о новой организационной структуре фронтовой авиации. Командованием ВВС КА, исходя из накопленного опыта боёв, было признано целесообразным создание (вместо существовавших до этого ВВС фронтов и армий) воздушных армий (ВА) как крупных авиационных оперативных объединений, обеспечивавших массирование авиации на главных направлениях действий войск, централизацию управления и эффективность авиационных ударов.
3 апреля 1942 года командование ВВС КА представило в ЦК ВКП(б) и И.В. Сталину свои соображения по тем изменениям, которые желательно внести в систему управления и организационную структуру советских ВВС с целью повышения эффективности их применения. В документе говорилось: «Боевая практика показывает, что современная авиация способна оказать решающее влияние на ход наземных операций, но при условии массирования её усилий на решающих направлениях. Если же авиация равномерно распылена по всему фронту, то эффективность её действий резко снижается. Поэтому управление всей авиацией страны надо сосредоточить в одних руках»31. Суть предложения состояла в том, чтобы управление всей авиацией страны передать командующему ВВС КА; большую часть авиации свести в несколько армий, оставив во фронтах и наземных армиях лишь разведывательную, корректировочную и связную авиацию; наиболее целесообразный состав полков — 32 самолёта; пополнение убыли авиаполков в самолётах и экипажах производить на фронте, без вывода в резерв, что должно содействовать поддержанию необходимого уровня боевой работы авиации. В ходе реализации предложенной реорганизации некоторые штабы ВВС фронтов следовало направить на укомплектование управлений создаваемых авиационных армий32.
Данные соображения основывались на выводах из опыта применения как отечественной авиации, так и люфтваффе и гармонично дополнялись докладом начальника авиационного отдела Оперативного управления Генштаба генерал-майора авиации И.А. Викуленкова, направленным на имя заместителя начальника Генерального штаба Красной армии генерал-лейтенанта А.М. Василевского и секретаря ЦК ВКП(б), члена Государственного комитета обороны Г.М. Маленкова 21 апреля 1942 года. В нём, в частности, отмечалось, что успехи противника объясняются следующим: немецкое командование сохраняет большие авиационные соединения (воздушные корпуса и флоты) в руках верховного командования, не распыляя их по армиям и группам; все авиационные средства и средства ПВО объединены в одних руках, что позволяет всегда иметь единый мощный резерв и бросать его в любом направлении без всяких проволочек и долгих межведомственных согласований; потери своих частей командование
Один из эпизодов боевой подготовки советских ВВС накануне Великой Отечественной войны
люфтваффе старается пополнять на фронте. Таким образом, успехов противник добивается «умелым маневрированием средствами для обеспечения превосходства на важнейшем направлении к определённому сроку»33. В целях практического применения полученного опыта также предлагалось объединить всю авиацию под одним командованием; свести все Военно-воздушные силы в 9 воздушных армий и несколько отдельных авиакорпусов; запретить всякие расформирования авиационных полков и дивизий, всемерно сколачивая их и создавая их боевую историю34.
Часть из указанных предложений военно-политическим руководством страны была признана целесообразной и получила практическое воплощение.
5 мая 1942 года в соответствии с приказом НКО СССР авиация Западного фронта была объединена в воздушную армию с присвоением ей наименования 1-я ВА. Постепенно к концу 1942 года остальная авиация также была изъята из подчинения сухопутных сил и включена в состав армий. Всего в 1942—1943 гг. были сформированы 17 ВА и в 1944 году — одна воздушная армия дальней авиации (18-я ВА)35. В своём составе они имели по 3—4 дивизии бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей и насчитывали от 800 до 3000 единиц авиационной техники. Наличие столь мощных оперативных объединений позволило командованию централизованно управлять авиацией и быстро концентрировать значительные воздушные силы на главных участках фронта36.
Трансформируя структуру ВВС, военное руководство страны осуществляло и поиски наиболее оптимальных форм организации крупных авиационных резервов. Летом 1942 года приказом НКО СССР для усиления действующих воздушных армий в качестве резерва были созданы 1-я бомбардировочная авиационная армия, 1-я и 2-я истребительные авиационные армии. Однако опыт их применения показал их громоздкость. Поэтому было принято решение на их базе приступить к формированию авиационных корпусов резерва Верховного Главного командования (РВГК). Они по своей организационной структуре должны были быть более мобильными и манёвренными и по прибытии на фронт входить в состав воздушной армии, а после выполнения задач выводиться из неё. Приказом НКО СССР от 26 августа 1942 года началось формирование пер-
вых авиационных корпусов РВГК. Всего до конца 1942 года были сформированы 13 авиакорпусов, из них истребительных — 4, штурмовых — 3, бомбардировочных — 3 и смешанных — 3. Данные корпуса состояли из двух и более дивизий и имели в своём составе от 120 до 270 самолётов. Вначале они были как смешанными, так и однородными (бомбардировочные, штурмовые, истребительные), но впоследствии смешанные авиакорпуса были постепенно заменены однородными. Одновременно происходил переход на однородную структуру ещё остававшихся смешанных авиаполков и авиадивизий. Помимо указанных авиакорпусов в составе резерва ВГК создавались также отдельные дивизии и полки. Всего за годы войны были созданы 30 авиакорпусов и 3037 отдельных авиадивизий РВГК38.
Эти резервы широко применялись для усиления действующей авиации. После выполнения поставленных задач, ремонта техники и пополнения людских и материальных ресурсов они перебрасывались на другие стратегические направления.
Организационное совершенствование ВВС шло и в другом аспекте. Наметившийся к середине войны значительный рост самолётного парка позволил осуществить переход авиационных полков на новые штаты. С октября 1942 года полки бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации стали переводиться с 20-самолётного состава на штат в 32 самолёта, а с октября 1943 года истребительные и штурмовые полки — на штат в 40 самолётов. Подобное укрупнение авиаполков позволило им в течение более продолжительного времени находиться в действующей армии, что сокращало частые и продолжительные отправки их с фронта в тыл для доукомплектования, уменьшало количество перевозок и перебазирований39.
7 мая 1943 года было принято постановление ГКО № 3307сс, согласно которому с 8 мая 1943 года прекращалось формирование новых авиаполков, дивизий и корпусов. Впредь пополнение авиационных частей на фронте предполагалось производить маршевыми звеньями и эскадрильями. Тем самым отвод авиационных частей с фронта в запасные полки и авиационные бригады для доукомплектования был прекращён40.
К этому времени количественно выросла и авиация дальнего действия, что позволило Государственному комитету обороны 30 апреля 1943 года принять постановление № 3275сс об организации 8 авиационных корпусов взамен 11 отдельных дивизий. Таким образом, в течение мая—июня 1943 года корпусное звено управления АДД было восстановлено. Общее число самолётов в составе авиации дальнего действия было доведено до 700 машин41.
Важным нововведением в истребительной авиации стал переход от звена 3-самолётного состава к звену из двух пар боевых машин, что обуславливалось новыми требованиями тактики воздушного боя и обеспечивало большую свободу манёвра и взаимное прикрытие как внутри пары, так и в звене в целом.
6 декабря 1944 года в соответствии с постановлением ГКО авиация дальнего действия была переформирована в 18-ю ВА в составе пяти бомбардировочных авиационных корпусов и четырёх авиационных дивизий и подчинена командующе-
му ВВС КА. Эта реорганизация обуславливалась необходимостью более широкого использования дальних бомбардировщиков для содействия наземным войскам в ходе развернувшегося мощного наступления Красной армии на всём советско-германском фронте42.
Как справедливо отмечали некоторые отечественные исследователи, в результате всех этих преобразований организационно-штатная структура советских ВВС была приведена в соответствие с их техническим оснащением, подготовкой кадров и условиями вооружённой борьбы.
Таким образом, в организационном строительстве Военно-воздушных сил в годы Великой Отечественной войны выделяются два этапа. Первый этап, продолжавшийся до середины 1942 года, характеризовался рассредоточением авиационных сил и децентрализованным управлением, что было обусловлено большими потерями авиационной техники,трудностями с её воспроизводством ввиду эвакуации многих авиационных предприятий в тыл, отсутствием у многих командиров необходимого опыта управления крупными авиационными соединениями и объединениями. В результате командование было вынуждено пойти на разукрупнение и упрощение организационной структуры ВВС. Со второй половины 1942 года, когда поступление материальной части стало увеличиваться и со временем превысило боевые потери, а командные навыки руководящего состава возросли, начался второй этап — укрупнения частей и соединений ВВС.
Совершенствование организационных форм ВВС, создание воздушных армий, корпусов резерва ВГК, преобразование смешанных авиационных частей и соединений в однородные имело серьёзное оперативное и стратегическое значение. Это позволило оптимизировать процесс управления ВВС, улучшить взаимодействие между родами авиации и наземными войсками, усилить массирование авиации на важнейших направлениях, что в конечном итоге повысило роль отечественных ВВС в достижении победы над врагом43.
Столь существенные преобразования в организационно-штатной структуре вели к тому, что роль авиационных соединений уровня дивизия — корпус в системе управления Военно-воздушными силами стала весьма существенной и во многом определявшей общий успех при их умелом применении в бою. От профессиональных и личных качеств командиров авиадивизий и авиакорпусов, их квалифицированного и своевременного руководства зависело качество выполнения поставленных задач. Грамотные действия данной категории командиров обеспечивали энергичное и решительное использование авиации в различных условиях фронтовой обстановки. Многие из них являлись личным примером для лётного состава, участвуя в боевых вылетах частей и подразделений, входивших в состав их соединений.
Таким образом, сочетание оптимальной формы организации советских ВВС с подбором грамотных и опытных командных кадров для их руководства обеспечило отечественной авиации необходимые условия для завоевания господства в небе и содействовало достижению решительной победы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Военно-воздушные силы России: неизвестные документы (1931—1967 гг.). М., 2003. С. 33, 34.
2 Шумихин В.С., Медведев А.В., Нессен Г.Д. Деятельность Коммунистической партии по укреплению Военно-воздушных сил в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 28.
3 Военно-воздушные силы России... С. 50, 51.
4 Там же. С. 96.
5 Там же. С. 96—98.
6 Там же. С. 100.
7 Там же. С. 101, 102.
8 Там же. С. 119—123.
9 Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской армии в Великой Отечественной войне 1941—1945. М., 1985. С. 23, 24.
10 Шумихин В.С., Медведев А.В., Нессен Г.Д. Указ. соч. С. 29.
11 Кожевников М.Н. Указ. соч. С. 22.
12 УсиковА.В., Яковлев В.Н. Стратегическое руководство страной и Вооружёнными силами СССР в Великой Отечественной войне: механизм принятия управленческих решений. М., 2013. С. 45, 46.
13 Шумихин В.С., Медведев А.В., Нессен Г.Д. Указ. соч. С. 29, 30.
14 Кожевников М.Н. Указ. соч. С. 16—18.
15 Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13(2-1). М., 1994. С. 243—246.
16 КожевниковМ.Н. Указ. соч. С. 18, 19.
17 Там же. С. 24, 25.
18 Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: Сборник документов. Вып 1. М, 1957. С. 207.
19 Кожевников М.Н. Указ. соч. С. 39.
20 Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне. Вып. 1. С. 210—213.
21 Там же. С. 207, 208; Первые попытки комплектования полков 32-самолётного состава были предприняты уже в середине июля 1941 г. Согласно докладу командующего ВВС КА генерал-лейтенанта авиации П.Ф. Жигарева от 16 июля 1941 г. на имя И.В. Сталина к началу августа 1941 г. планировалось сформировать 23 подобных полка: на самолётах Пе-2 — 4 полка, на Ил-2
— 7, на Су-2 — 3 и на самолётах МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, И-16, И-153
— 9 полков. См.: Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 35. Оп. 11250. Д. 23. Л. 98—99.
22 Первые предложения от командования ВВС КА о сведении оставшихся (после больших потерь первого месяца войны) самолётов авиакорпусов в три отдельные дивизии 2-полкового состава поступили в адрес ЦК ВКП(б) (тов. И.В. Сталину и тов. Г.М. Маленкову) 28 июля 1941 г. См.: ЦАМО РФ. Ф. 35. Оп. 11250. Д. 23. Л. 102—103.
23 Приказ народного комиссара обороны СССР № 0305 от 20 августа 1941 г. См.: Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне. Вып. 1. С. 208.
24 Шулика В.Н. Воспитательная работа в воздушных армиях фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны: опыт и уроки. Дисс. ... канд. ист. наук. Монино, 2006. С. 22; Шумихин B.C., Медведев А..В, Нессен Г.Д. Указ. соч. С. 199, 200.
25 Кожевников М.Н. Указ. соч. С. 46, 47.
26 Там же. С. 54, 55.
27 Там же. С. 60.
28 Великая Отечественная. Государственный Комитет Обороны: постановления и распоряжения. Т. 2. Кн. 1 (январь—июнь
1942 г.). М., 2017. С. 154—156.
29 Там же. С. 276, 277.
30 Там же. С. 242, 243.
31 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 83. Оп. 1. Д. 24. Л. 12.
32 Там же. Л. 13—15.
33 Там же. Л. 27—29.
34 Там же. Л. 29—33.
35 КожевниковМ.Н. Указ. соч. С. 80, 81; Шулика В.Н. Указ. соч. С. 25.
36 Шумихин ВС, МедведевА.В., Нессен Г.Д. Указ. соч. С. 201, 202.
37 По данным М.Н. Кожевникова, отдельных авиационных дивизий РВГК было создано 27. См.: Кожевников М.Н. Указ. соч. С. 255.
38 Там же. С. 82, 83; Шулика В.Н. Указ. соч. С. 26.
39 Шумихин ВС, Медведев А.В., Нессен Г.Д. Указ. соч. С. 210.
40 Великая Отечественная. Государственный Комитет Обороны: постановления и распоряжения. Т. 3. Кн 1. (январь—июнь
1943 г.). М. 2017. С. 278.
41 Там же. С. 258, 259.
42 Кожевников М.Н. Указ. соч. С. 190, 191.
43 Шумихин В.С., Медведев А.В., Нессен Г.Д. Указ. соч. С. 211, 212. ■