щих главах, и каждый из них снабжен небольшим предисловием, в котором, помимо всего, говорится о его значении в истории кардинальных добродетелей. Это приложение, на наш взгляд, значительно повышает ценность данного труда для проведения дальнейших исследований по теме.
Монография «Кардинальные добродетели в Средние века», таким образом, является добротным и, что немаловажно, интересным исследованием истории проблемы, среди достоинств которого особенно следует отметить: 1) широкие хронологические рамки, включающие целое тысячелетие; 2) объем проработанного материала, в том числе множество неизданных текстов; 3) публикацию наиболее важных текстов; 4) наличие определенного угла зрения, под которым рассматривается история четверичной схемы добродетелей. Однако достоинства оборачиваются и определенными недостатками. Анализ материала представляется недостаточно подробным, но в данном случае это вполне оправданно, поскольку постоянные экскурсы в сторону чрезмерно бы увеличили объем книги. Взгляд автора на секуляризацию остается, как кажется, не проясненным, а он важен, коль скоро сопоставляются «религиозная» и «секулярная» концепции добродетели, т. е. история кардинальных добродетелей рассматривается через призму христианизации / секуляризации.
На наш взгляд, достоинства с лихвой покрывают недостатки, и данный труд можно рекомендовать исследователям средневековой мысли, философам и богословам не только как достойную книгу по теме, но и как образец для подражания.
С. А. Воронцов (МГУ; ПСТГУ)
Schulz K., Hauschildt E., Kohler E. Milieus praktisch. Analyse- und Planungshilfen fur Kirche und Gemeinde. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht GmbH & Co. KG, 2010. 296 S.
В 2010 г. вышло в свет второе, переработанное издание коллективной монографии «Практическое использование теории мильё. Помощь в анализе и планировании для церкви и общины». Авторы книги — участники совместного проекта по исследованию мильё в приложении к анализу Церкви. Профессор Боннского университета Эберхардт Хаушильдт был первым, кто стал использовать теорию мильё в церковной работе, он инициировал в Бонне масштабный социологический опрос, результаты которого отражены в том числе и в рассматриваемой работе. Профессор Протестантской высшей школы Людвигсбурга Клаудия Шульц принимала участие в четвертом опросе, посвященном членству в Евангелической Церкви, а также в ряде других эмпирических исследований, посвященных Церкви и другим НКО. Айке Колер — ассистент профессора Э. Хаушильдта на факультете евангелической теологии Боннского университета.
В предисловии авторы пишут, что теория мильё — это своего рода «волшебные очки», позволяющие по-новому взглянуть на жизнь Церкви (с. 13). Цель книги — доступно объяснить, как можно использовать этот инструмент в работе с церковными общинами, в руководстве и планировании церковной жизни. Книга задумана как практическое пособие для работы в Евангелической Церкви, с этим связана и организация ее внутренней структуры. По мысли авторов, эту работу можно читать с любой главы, поскольку каждая из них может быть понята независимо от прочих.
Монография состоит из пяти глав.
В первой главе ставится вопрос о том, насколько теория мильё пригодна для анализа и планирования церковной работы. Отвечая на него, авторы формулируют четыре основных достоинства этой теории. Она позволяет: 1) устранить «белые пятна» в восприятии Церкви; 2) пересмотреть альтернативу местной общины и функциональных служб; 3) наладить контакты с людьми; 4) обогатить и изменить теологию.
Вторая глава посвящена прояснению понятия «мильё» и включает анализ современных социологических исследований в русле теории мильё, а также рассмотрение перспектив соответствующих исследований в Церкви.
Следует отметить, что в важном смысловом фрагменте о мильё как социологическом понятии авторы попросту опускают историю его возникновения и развития, оставляя за читателем право самостоятельно ознакомиться с приведенными в списке литературы работами М. Вебера, П. Бурдьё, С. Градиля и Г. Отте (с. 37—41). В то же время в данной главе приводится краткий обзор работ по социологии религии и церковной социологии, в которых используется теория мильё. Список этих работ отчасти характеризует и ориентиры самих авторов книги в использовании данной теории. Прежде всего, авторы ссылаются на одну из ключевых работ, ставшую важной вехой в использовании теории мильё в Германии, — книгу Г. Шульце «Переживание общества. Социология культуры современности»1. Г. Шульце разработал свой вопросник, оценивающий эстетические вкусы и образ жизни различных категорий граждан, и на основании проведенного исследования выделил пять типов мильё. В обзоре также упоминается работа одного из авторов книги, Э. Хаушильдта, представляющая собой анализ с точки зрения теории мильё данных третьего опроса по членству в Евангелической Церкви Германии2. Авторы также отмечают, что четвертый аналогичный опрос в Германии (в 2002 г.) уже включал вопросы по теории мильё. Полученные данные были обобщены в отчетах и статьях по итогам опроса3. Авторы моно-
1 Schulze G. Die Erlebnisgesellschaft. Kultursoziologie der Gegenwart. Frankfurt am Main,
1992.
2 Hauschildt E. Milieus in der Kirche. Erste Ansatze zu einer neuen Perspektive und ein Pladoyer fur vertiefte Studien // Pastoraltheologie. 1998. Bd. 87. S. 392-404.
3 В списке литературы приводятся следующие работы: Benthaus-ApelF. Lebensstilspezifische Zugange zur Kirchenmitgliederschaft // Kirche in der Vielfalt der LebensbezUge. Die vierte EKD-Er-hebung Uber Kirchenmitgliederschaft / W. Huber, J. Friedrich, P. Steinacker, Hrsg. GUtersloh, 2006. S. 205-236; Hermenlink J., Lukatis I., Wohlrab-SahrM. Kirche in der Vielfalt der LebensbezUge. Die vierte EKD-Erhebung Uber Kirchenmitgliederschaft. Analysen zu Gruppendiskussionen und Erzahl-interviews. GUtersloh, 2006.
графии опираются на разработанное одним из участников четвертого опроса, Ф. Бунтхауз-Апель, разделение на шесть типов мильё среди членов Евангелической Церкви: мильё высокой культуры, «коренных», мобильных, критически настроенных, общительных и вновь прибывших членов. В этой главе авторы составляют собирательный портрет по каждому типу мильё, включающий указание возраста, пола, образования, ценностной ориентации, значимых жизненных установок и культурных предпочтений.
Третья глава представляет собой анализ различных эпизодов церковной жизни в контексте теории мильё. Речь идет о богослужении и праздниках, проповеди и молитве, священнослужителях и других сотрудниках церкви, СМИ, искусстве и т. п.
В четвертой главе авторы переходят к более специальным рассуждениям о том, как улучшить работу общин, регионов и функциональных служб при помощи теории мильё. Анализ существующих в Церкви целевых групп позволяет, как указывают авторы (с. 222-223), реализовывать соответствующие формы работы и использовать дифференцированные коммуникативные модели. Эта часть книги включает и конкретные указания по реализации на практике теории мильё; в том числе речь идет о необходимости сбора локальных статистических данных (так называемых карточек членов церкви (Mitgliederkartei)).
В пятой части работы предпринимается попытка вписать теорию мильё в общий контекст практической теологии и церковной теории.
Авторы монографии еще в предисловии указывают, что для сокращения объема книги вместо общего списка литературы будут названы лишь основные тексты в конце каждого крупного параграфа. Сноски в обычном их понимании отсутствуют. Такое построение книги, ориентированной в первую очередь на практическое использование, а вместе с тем и сам стиль повествования придают этой работе публицистический характер. Текст включает графики с данными опросов, выдержки из интервью и сравнительные таблицы по шести типам ми-льё в Евангелической Церкви.
Данная монография является важным источником для анализа актуальных проблем современной протестантской теологии. Эта работа, как уже было отмечено выше, создана в контексте тех исследований, которые проводит Евангелическая Церковь в последние десятилетия. Теория мильё — одна из самых востребованных тем в современной немецкой теологии4. Попытка ее приложения в анализе Церкви — это частный случай более общей тенденции последних десятилетий по применению и приспособлению социологического инструментария к нуждам Евангелической Церкви. Книга задумана в первую очередь как практическое пособие для тех, кто так или иначе вовлечен в работу Евангели-
4 Об этом свидетельствует как уже упомянутое выше использование теории мильё в масштабном четвертом опросе по членству в Евангелической Церкви ^м., например: Strack H. Lebensstile / Milieus in der Kirche: Erwartungen, Beteiligung, Ansprechbarkeit // Kirche empirisch. Ein Werkbuch zur vierten EKD-Erhebung Uber Kirchenmitgliedschaft und zu anderen empirischen Studien / J. Hermelink, T. Latzel, Hrsg. MUnchen, 2008), так и целый ряд работ представителей практической теологии, обращающихся к этой теории. Среди них можно назвать, в частности, работу Г. Линднера (Lindner H. Kirche am Ort. Ein Entwicklungsprogramm fUr Ortsgemein-den. Stuttgart, 2000).
ческой Церкви. Однако книга может быть интересна для социологов религии, практических теологов, историков Церкви и даже для православных церковнослужителей. Знакомство с новыми методами и опытом работы в протестантских общинах и функциональных службах, как нам кажется, может послужить отправной точкой для пересмотра роли социологических исследований в Русской Православной Церкви.
Е. В. Воронцова (ПСТГУ)
Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942—1945): Взгляд из XXI века. М.: Институт славяноведения РАН, 2012. 192 с.
Рецензируемое исследование известного специалиста по истории церковнополитических отношений на Балканах в Х1Х—ХХ вв., Виктора Ивановича Ко-сика, посвящено одной из самых сложных страниц истории балканского православия в XX в. После образования здесь Независимого Государства Хорватии (далее: НГХ) сербское православное население, оказавшееся на территории новообразованной страны, было подвергнуто жесточайшим гонениям вплоть до истребления. Для оставшихся в живых православных руководство НГХ в лице диктатора А. Павелича решило создать церковное образование, чтобы исключить возможные обвинения в геноциде со стороны мирового сообщества. Об истории этого образования от самого зарождения на идейном уровне до полного исчезновения и повествуется в работе В. И. Косика.
Монография состоит из трех частей: исследование, документы, справочная информация. Исследовательская часть книги содержит восемь глав, не считая раздела примечаний.
В первой главе читатель знакомится с проблематикой политических и националистических взаимоотношений хорватов и сербов накануне установления в НГХ усташеского режима. На основе официальных документов автор показывает начальные меры, предпринятые новым правительством для полного «охор-вачивания» сербского населения, которое составляло треть от общего числа жителей НГХ. Оно проходило в трех направлениях: выселение сербов, перекрещивание их в католичество и истребление. Выселение и истребление носило жесточайший характер, ярким подтверждением чему служит концентрационный лагерь Ясеновац. Перекрещивание же казалось более гуманным решением сербской проблемы, однако на деле стало очередным поводом к издевательствам над сербским населением: усташи не верили в искренность перехода сербов в католичество и устраивали жестокие проверки. Кроме того, перекрещенные сербы стали мишенью для сербских партизанских отрядов четников, мстивших за отпадение от веры отцов. В итоге каждое из направлений «охорвачивания» было так или иначе связано с истреблением сербов как нации — геноцидом, что вовсе