The Oxford Handbook of the sociology of religion. Oxford: Oxford University Press. 2011.
В 2011 г. выходит второе издание справочника1 по социологии религии, публикуемое в издательстве «Oxford University press». За последние 15 лет — это пятое большое руководство2, описывающее данную область исследований. До того подобные издания выпускали «Sage» («The Sage Handbook of the sociology of religion»3), «Cambridge University press» («Handbook of the sociology of religion»4) и «Blackwell Publishing Ltd» («The Blackwell Companion to Sociology of Religion»5 и «The New Blackwell Companion to Sociology of Religion»6). Рассмотрим основные отличия оксфордского тома.
Прежде всего оксфордский сборник в полтора-два раза больше всех своих предшественников. Если же говорить о содержании разделов, то нужно отметить, что в оксфордском сборнике появляются отдельные части (не присутствовавшие в предыдущих сборниках), касающиеся преподавания социологии религии, взаимодействию религии, государства и права. Остальные части в том или ином виде представлены в справочниках других издательств — таковы разделы, посвященные секуляризации, глобализации, изменениям религии, социологическим методам изучения религии. Обратимся непосредственно к содержанию глав книги. Каждое издание подобного рода, особенно такого объема, как представляемый в данной рецензии сборник, явно или неявно претендует на то, чтобы обеспечить полноту покрытия той области знания, с которой он работает. В этой связи важным оказывается вопрос — что попадает в поле зрения авторов и редактора издания, а что остается непокрытым.
На наш взгляд, плюсом издания является наличие в нем главы, посвященной определению религии (в других сборниках подобного рода данная глава отсутствует), что интересно, находится она в методической части. Ее автор анализирует три составляющих в определениях религии: онтологию определения
1 В русском языке, пожалуй, нет точного эквивалента английскому слову handbook. Точнее всего этот термин переводить как «настольная книга», «рабочая книга» или «справочник»; еще один возможный вариант — «руководство».
2 Говоря об изданиях подобных справочников, посвященных социологии религии, необходимо упомянуть работу еще одного крупного международного издательства — «Routledge». Оно за последние годы не выпускало подобного рода справочников, посвященных именно социологии религии. В 2005 г. им был издан большой том: The Routledge Companion to the Study of Religion / J. R. Hinnells, ed. N. Y.: Routledge. 2005. Мы не стали сопоставлять оксфордское издание с данной хрестоматией, поскольку цель последней — представление именно междисциплинарного подхода к изучению религии, что существенным образом сказалось на организации издания. Так, например, первая часть (главы с 3 по 11) посвящена представлению взглядов различных дисциплин — богословия, социологии, философии, антропологии и др. — на религию.
3 The Sage Handbook of the sociology of religion / J. A. Beckford, N. J. Demerath, eds. Sage,
2007.
4 Handbook of the sociology of religion / M. Dillon, ed. Cambridge, 2003.
5 The Blackwell Companion to Sociology of Religion / R. K. Fenn, ed. N. Y., 2003.
6 The New Blackwell Companion to Sociology of Religion / Br. Turner, ed. N. Y., 2010.
(«что может быть сказано о природе религии»), эпистемологию («каково отношение определяющего с религией как феноменом, нуждающимся в определении») и методологию («что должен делать определяющий, определяя религию»). Данный подход позволяет автору осуществить ряд интересных постановок вопроса, и, безусловно, наличие данной статьи является выигрышной стороной оксфордского сборника по отношению к другим. Вместе с тем нужно отметить, что попытки разобраться с теми многочисленными подходами к определению религии, которые существуют как в социологии, так и в смежных областях, в данном «хэндбуке» снова не предпринимаются. Между тем они были осуществлены в последнее время. В первую очередь здесь необходимо указать на ставшую современной классикой статью немецкого исследователя Д. Поллака «Что есть религия?», вошедшую впоследствии в его книгу «Секуляризация — современный миф?»7.
Если же говорить о части, посвященной теории в социологии религии, то здесь традиционно для подобного рода хрестоматий присутствуют главы, посвященные творчеству М. Вебера и Э. Дюркгейма, а также ставшей популярной некоторое время назад теории рационального выбора. Оксфордская хрестоматия, в отличие от всех других упомянутых изданий, включает материал, посвященный анализу религии в работах Ю. Хабермаса, П. Бурдье и М. Фуко (статья И. Фурсе-та). Вместе с тем в ней, например, отсутствует глава, которая бы анализировала творчество Т. Парсонса, несмотря на попытки реактуализировать эту линию социологического творчества великого американца, предпринятые Б. Тернером8 (идея «экспрессивной революции») и Х. Йоасом9 (социология религии позднего периода творчества американского мыслителя). Из других «неусомневаемых» классиков социологии, незатронутых в данной хрестоматии, нужно упомянуть Г. Зиммеля: глава, посвященная ему, есть в первой хрестоматии Блэквэла («The Blackwell Companion to Sociology of Religion»). Также в оксфордском издании отсутствует разбор феноменологической социологии религии (П. Бергер, Т. Лук-ман) и социологии религии Н. Лумана. Строго говоря, Н. Луман вообще не упоминается в оксфордском издании (есть только пара ссылок — в числе прочих в статье К. Доббелэра, посвященной секуляризации), а Т. Лукман — один раз в связи с теорией имплицитной религии Э. Бэйли.
Во второй (методической) части интересным нововведением, традиционно не попадающим в поле зрения социологов религии, является критический анализ попыток когнитивистики (cognitive science) объяснить развитие религии (статья Х. Райха). Третья часть, посвященная сопоставлению религии и ряда смежных областей реальности по большому счету является новшеством данного сборника; частично некоторые сходные темы разбираются в старом томе издательства Блэквэл10, однако, если оксфордский том сопоставляет религию и ис-
7 Pollack D. Sakulariesirung — ein moderner Mythos. Tubingen, 2003.
8 Turner Br. Talcott Parsons’ Sociology of Religion and the Expressive Revolution. The Problem of Western Individualism // Journal of Classical Sociology. 2005. Vol. 5(3). P. 303-318.
9 Joas H. The Gift of Life: The Sociology of Religion in Talcott Parsons’ Late Work // Journal of Classical Sociology. 2001. № 1. P. 127-141.
10 The Blackwell Companion... P. 363-468.
кусство, транс, мораль, науку и некоторые другие сферы, то в блэквэловском руководстве речь идет скорее о том, как различные области реальности, близкие к религии, раскрываются в социальной антропологии, богословии и этнографии. Справедливости ради, нужно отметить, что в оксфордском издании практически не представлены смежные области — психология, история, экономика религии и др. Также нет специальных разделов, посвященных смежным областям богословия — таким как практическое или эмпирическое богословие. Между тем нужно сказать, что разбор других подходов (и использование их в совокупности с социологическим инструментарием для анализа религии) не является прерогативой только блэквэловской книги. В существенно меньшем, нежели оксфордский, по объему кэмбриджском справочнике присутствуют, например, главы, посвященные использованию демографических методов в социологии религии и анализу динамики религиозных экономик через призму теории рационального выбора11.
Части 4 и 5 посвящены анализу взаимосвязей религии и государства, религии и национализма, прав человека, закона. Разбираются такие явления, как религиозный фундаментализм, миграция и глобализация религии, политизированная гражданская религия. В целом можно повторить, что ряд глав этих частей появляются в изданиях подобного рода впервые.
Часть 6, посвященная анализу религиозных коллективов, скорее разочаровывает — в ней присутствуют традиционные для сборников подобного рода главы, касающиеся анализа типологий «церковь — секта — культ», а также анализа конгрегаций. Вместе с тем нужно отметить, что в данной рабочей книге не отводится места таким традициям, как социология прихода или общины. Также нужно сказать, что по большому счету религиозные объединения не категорируются ни как организации, ни как социальные сети. Эти подходы также не представлены в сборнике. Чем обусловлен здесь выбор редакторов сборника, не очень понятно, потому что, если допустить, что социология прихода к началу XXI в. постепенно «сходит на нет» (хотя и не иссякает полностью), то анализ религиозных организаций или социальных сетей конфессий и конгрегаций, наоборот, постепенно начинают развиваться12.
Часть 7 — «секуляризация и репродукция и трансмиссия религии», скорее, также является новшеством данного сборника по сравнению с остальными. Фактически традиционной для социологии религии теме секуляризации отводится одна глава, правда, написанная классиком секуляризационных исследований К. Доббелэром. Остальные главы посвящены механизмам распространения и передачи религии. Анализируются роль СМИ и Интернета, ритуала и семьи в этих процессах (важность семьи подчеркивается особо). Анализируется межпо-коленческая трансмиссия религии, вклад тех или иных поколений и когорт в ре-
11 См.: HoutM. Demographic methods for the sociology of religion // Handbook of the sociology... P. 79—84; Finke R., Stark R. The dynamics of religious economies // Ibid. P. 6—109.
12 См., например: Sacred Companies. Organizational Aspects of Religion and Religious Aspects of Organizations // N. J. Demerath, P. Dobkin Hall, T. Schmitt, R. H. Williams, eds. N. Y., 1998; Lim Ch., Putnam R. Religion, Social Networks, and Life Satisfaction // American Sociological Review. 2010. Vol. 75 (6). P. 914-993.
лигиозные изменения. Для анализа передачи религиозности используется специальный термин «духовный капитал» (являющийся попыткой распространить теорию капиталов П. Бурдье на область религии)13; фактически авторы рассматривают, как передается именно он. Отметим, что включение данного подхода в издание подобного рода также впервые делается в оксфордском сборнике.
Часть 8 посвящена традиционно рассматриваемым в современной социологии религии внеинституциональным формам религии — в первую очередь спи-ритуальности. Вся новизна этой части заключается в том, что появляется глава, посвященная имплицитной религии, написанная автором термина Е. Бэйли. Чем обусловлен здесь выбор редактора, сказать сложно. Большое количество современных категоризаций религии (например, диффузная, жидкая, невидимая, дикая, пародийная, популярная... религия, сотовая церковь), как имеющих более давнюю, нежели вариант Бэйли, традицию, так и совсем недавно введенные в научный оборот, в данной части не рассматриваются. По какому принципу собрана часть 9 («Религия и экология, здоровье, социальные проблемы и насилие»), сказать сложно: никакого единого основания для компоновки не просматривается. Вместе с тем в части есть ряд интересных глав — таковы, например, работа М. Юргенсмайера, посвященная религиозному насилию, и текст М. Кирвана, анализирующая проблемы современного мученичества (новомученники) через призму концепции Р. Жирара. Заключительная часть «преподавание социологии религии» содержит всего две главы, в которых опыт преподавателя религии анализируется с позиции этнографии.
Говоря в заключение о тех областях, которые не вошли в сборник (и которые еще не были упомянуты при обращении к конкретным частям издания), нужно отметить, что в книге нет ни разделов, посвященных отдельным конфессиям, даже крупным, ни разделов, посвященных конфессиональной социологии религии (хотя бы на уровне того, чтобы дать слово авторам, представляющим католические, протестантские или какие-то другие университеты или научные центры14). Не уделяется внимание внутриконфессиональным исследованиям — например исследованиям членства в церквях, причин выхода из конфессий, состоянию клира. (В этом смысле статья Дина Ходжа «Социология клира» в оксфордском томе является шагом вперед по сравнению с другими подобными книгами, вышедшими за последние полтора десятка лет.) Между тем темы эти активно исследуются церквями. Например, Евангелическая Церковь Германии регулярно собирает ряд крупных социологов и богословов для проведения исследований членов этой организации15.
13 Исследования духовного капитала стали появляться в связи с анализом внеинституцио-нальных форм религии, однако впоследствии это понятие стало использоваться и по отношению к традиционным конфессиям (Davies D., Guest M. Bishops, Wives and Children: Spiritual Capital Across the Generations. Aldershot, 2007).
14 Пожалуй, только К. Добберллэр представляет конфессиональное учебное заведение — католический университет Леувена.
15 См., например: Kirche empirisch. Ein Werkbuch zur vierten EKD-Erhebung fiber Kirchen-mitgliedschaft und zu anderen empirischen Studien / J. Hermelink, T. Latzel, Hrsg. Mfinchen, 2008.
Lindner H, Herpich R. Kirche am Ort und in der Region — Grundlagen, Instrumente und Beispiele...
Также нужно отметить, что в данном издании, как, впрочем, и в аналогичных, практически не предоставляется место германо-, франко-, итало-, испаноговорящим исследователям (а также представителям иных стран). Как следствие, наработки национальных европейских школ в социологии религии остаются непредставленными в изданиях, фактически определяющих, что попадает в поле зрения дисциплины, ее тематическое разнообразие и понятийный аппарат. Говоря об авторах сборника, нужно отметить, что большое число статей выполнены людьми, не являющимися «живыми классиками» дисциплины, из таковых среди авторов данного большого «хэндбука» присутствуют, пожалуй, только К. Доббелэр, Н. Аммерман, П. Хиилас, Ф. Хаммонд, Р. Вутноу, В. Бэйнбридж, Бр. Тернер (для сравнения — в меньшем по объему кембриджском издании количество патриархов дисциплины больше).
Таково содержание частей сборника. Говоря о книге в целом, нужно отметить, что, безусловно, данная «настольная книга» позволяет составить достаточно полное впечатление о представляемой в ней области знания (социологии религии). Сборник, безусловно, будет полезен как профессиональным исследователям, так и молодым ученым, только обращающимся к работе в представляемой «хэндбуком» области знания.
И. В. Забаев (ПСТГУ)
Lindner H., Herpich R. Kirche am Ort und in der Region — Grundlagen, Instrumente und Beispiele einer Kirchenkreisentwicklung, Stuttgart: Kohlham-mer, 2010. 286 S.
Книга Г. Линднера и Р. Херпиха «Церковь на местах и в регионах — основания, инструменты и примеры развития церкви» посвящена одной из наиболее обсуждаемых тем в современной Германии. Курс на реформирование Евангелической Церкви Германии, заданный еще в 60-е гг. XX в., был закреплен на конгрессе в Виттенберге в 2007 г. Вопрос о жизнеспособности протестантских церковных приходов, принадлежность к которым определяется по территориальному принципу, стоит в Германии достаточно остро. В ходе запланированных реформ в ЕЦГ предполагается укрупнение автономных региональных церквей, а вслед за тем и значительное переустройство на уровне отдельных приходов.
Совместный труд Г. Линднера, священника Евангелической Церкви земли Бавария, теолога, профессора Высшей школы Августана в Неуендеттелслау, и Р. Херпиха, руководителя миссионерской работы Протестантской Церкви в Берлине1, посвящен анализу положительных примеров развития местных Церквей. Рецензируемая монография продолжает серию работ Г. Линднера о местной общине. В 1994 г. им также была опубликована работа «Церковь на местах. Теория
1 До 2010 г. Р. Херпих возглавлял церковный округ Берлин-Вильмерсдорф.
153