Lindner H, Herpich R. Kirche am Ort und in der Region — Grundlagen, Instrumente und Beispiele...
Также нужно отметить, что в данном издании, как, впрочем, и в аналогичных, практически не предоставляется место германо-, франко-, итало-, испаноговорящим исследователям (а также представителям иных стран). Как следствие, наработки национальных европейских школ в социологии религии остаются непредставленными в изданиях, фактически определяющих, что попадает в поле зрения дисциплины, ее тематическое разнообразие и понятийный аппарат. Говоря об авторах сборника, нужно отметить, что большое число статей выполнены людьми, не являющимися «живыми классиками» дисциплины, из таковых среди авторов данного большого «хэндбука» присутствуют, пожалуй, только К. Доббелэр, Н. Аммерман, П. Хиилас, Ф. Хаммонд, Р. Вутноу, В. Бэйнбридж, Бр. Тернер (для сравнения — в меньшем по объему кембриджском издании количество патриархов дисциплины больше).
Таково содержание частей сборника. Говоря о книге в целом, нужно отметить, что, безусловно, данная «настольная книга» позволяет составить достаточно полное впечатление о представляемой в ней области знания (социологии религии). Сборник, безусловно, будет полезен как профессиональным исследователям, так и молодым ученым, только обращающимся к работе в представляемой «хэндбуком» области знания.
И. В. Забаев (ПСТГУ)
Lindner H., Herpich R. Kirche am Ort und in der Region — Grundlagen, Instrumente und Beispiele einer Kirchenkreisentwicklung, Stuttgart: Kohlham-mer, 2010. 286 S.
Книга Г. Линднера и Р. Херпиха «Церковь на местах и в регионах — основания, инструменты и примеры развития церкви» посвящена одной из наиболее обсуждаемых тем в современной Германии. Курс на реформирование Евангелической Церкви Германии, заданный еще в 60-е гг. XX в., был закреплен на конгрессе в Виттенберге в 2007 г. Вопрос о жизнеспособности протестантских церковных приходов, принадлежность к которым определяется по территориальному принципу, стоит в Германии достаточно остро. В ходе запланированных реформ в ЕЦГ предполагается укрупнение автономных региональных церквей, а вслед за тем и значительное переустройство на уровне отдельных приходов.
Совместный труд Г. Линднера, священника Евангелической Церкви земли Бавария, теолога, профессора Высшей школы Августана в Неуендеттелслау, и Р. Херпиха, руководителя миссионерской работы Протестантской Церкви в Бер-лине1, посвящен анализу положительных примеров развития местных Церквей. Рецензируемая монография продолжает серию работ Г. Линднера о местной общине. В 1994 г. им также была опубликована работа «Церковь на местах. Теория
1 До 2010 г. Р. Херпих возглавлял церковный округ Берлин-Вильмерсдорф.
153
общины», а в 2000 г. — работа «Церковь на местах. Программа развития местных общин».
На ключевой вопрос «Есть ли будущее у местных церковных общин» авторы отвечают положительно. Такой ответ дан с опорой на анализ ситуации в реальных общинах. Как подчеркивают сами авторы, книгу следует рассматривать скорее не как теоретическое исследование, но как практическое руководство для служителей церкви.
Книга состоит из четырех неравных частей. Первая часть знакомит читателя с предпосылками рассмотрения данной темы. Авторы предлагают теологическое обоснование укорененности идеи местной общины в христианстве. Далее в книге представлены теоретические основания предпринятой работы. В этом разделе, как и в прежних работах Г. Линднера, для изучения феномена протестантской церковной общины предлагается обратиться к наработкам социологии. Авторы отмечают важность знания теологами общества, одной из подсистем которого является Церковь. Особое внимание уделяется организационной теории. Авторы, в том числе со ссылкой на Н. Лумана (8. 22), описывают Церковь как духовную организацию. По мысли авторов, обобщенный образ Церкви воплощается в так называемом церковном круге2, представляющем собой совокупность нескольких общин, рабочих мест и общих направлений работы. Примером такого «церковного круга» для авторов является Вильмерсдорф.
Вторая глава посвящена обоснованию значимости миссионерской ориентации для современной ЕЦГ. Первая и вторая главы вместе занимают пятую часть всей работы. Основной и по объему и по содержанию является третья глава «Семь факторов успешной работы (церковных кругов)». Речь идет о необходимости формулировки целей, поиске ресурсов, выявлении успешных структур, роли участия сотрудников, культуре взаимоотношений. Авторы также предлагают план по улучшению выполнения заданий и формулируют предложения для отдельных людей и государства в целом.
Четвертая глава посвящена подведению итогов. Как подчеркивают авторы, церковные круги вполне могут прожить без планирования, о котором идет речь в этой книге. Однако планирование в церковной работе на местах позволяет сделать работу более эффективной, при этом можно снизить и финансовые, и трудовые затраты.
Книга занимает важное место в списке работ, рекомендованных к рассмотрению на информационном портале ЕЦГ «Церковная реформа». Как отмечается в одной из немецких рецензий на эту книгу, «тот, кто ищет пути развития церковных кругов, тому эта книга будет полезна в области оснований, инструментов и примеров развития отдельных церковных форм организации»3.
2 В данном случае «церковный круг» — это буквальный перевод немецкого слова «Kir-chenkreis». Несмотря на совпадение названия, это понятие не имеет отношения к православному церковному кругу богослужений.
3 Kleemann J. Rezension. Lindner, Herbert | Herpich, Roland: Kirche am Ort und in der Region. Grundlagen, Instrumente und Beispiele einer Kirchenkreisentwicklung. Stuttgart, 2010. 286 S. || ZMiR Newsletter. № 2-3. S. 18.
Filosofova T. Geistliche Lieder der Altglaubigen in Russland...
Для отечественного читателя данная работа будет интересна в первую очередь как пример реализации современной протестантской практической теологии. В самом общем виде данная работа может служить источником для понимания сути современного реформационного процесса в ЕЦГ. Издание заслуживает пристального внимания как со стороны православных богословов, так и политологов, социологов и религиоведов.
Е. В. Воронцова (ПСТГУ)
Filosofova T. Geistliche Lieder der Altglaubigen in Russland. Bestandaufnahme. Edition. Kommentar. Koln; Weimar; Wien: Bohlau Verlag, 2010. 544 S.
Среди работ последних лет по духовным стихам одним из наиболее значимых стал труд Т. Философовой «Духовные песни старообрядцев России». В данной работе делается попытка серьезного обобщения всех прежних изысканий в области духовного стиха.
Монография Т. Философовой была издана в 2010 г. в Германии. Опираясь на труды В. И. Малышева, С. Е. Никитиной, Л. А. Петровой, Е. А. Бучилиной, Т. Философова ставит целью «описание и анализ корпуса стихов духовного содержания региональных рукописных традиций» (с. 14). В работе предлагается детальный анализ письменного бытования духовных стихов у беспоповцев Русского Севера (усть-цилемской, северодвинской, мезенской, красноборской, пинежской, карельскиой, вологодской локальных традиции) и Прибалтики (латгальской и причудской локальной традиции). Выбор этих регионов обусловлен их малой изученностью, при значительной репрезентативности собраний. Основой для этой работы послужили материалы собраний Древлехранилища им. В. И. Малышева ИРЛИ (Пушкинский дом, Санкт-Петербург). На основе анализа рукописей автор пытается «проследить развитие локальных рукописных традиций, выявить характерные особенности распространения конкретных памятников и описать корпус поэтических текстов, бытовавших среди старообрядцев Русского Севера и Прибалтики в рукописной традиции» (с. 36).
В настоящее время Т. Философова работает в Университете Св. Андрея в Шотландии. Сама монография, несмотря на то что издана в Европе и проходит во всех каталогах под немецким заглавием, на 80% состоит из русскоязычного текста. На немецком языке дублируется только обширное введение и заключение. Книга издана при поддержке Фонда Карнеги.
Тема, к которой обращается автор, является более чем актуальной для русской науки. Духовные стихи, которые, как считал Г. Федотов, отражают суть русской религиозности, остаются все еще мало исследованными. Как подчеркивает сама Т. Философова, «трудно назвать другую группу фольклорных текстов, для которой все еще не найдено общепринятого определения, не установлены границы корпуса текстов, не выработаны единые критерии для их классификации» (с. 5).