Научная статья на тему 'FILOSOFOVA T GEISTLICHE LIEDER DER ALTGLäUBIGEN IN RUSSLAND. BESTANDAUFNAHME. EDITION. KOMMENTAR. BöHLAU VERLAG, 2010'

FILOSOFOVA T GEISTLICHE LIEDER DER ALTGLäUBIGEN IN RUSSLAND. BESTANDAUFNAHME. EDITION. KOMMENTAR. BöHLAU VERLAG, 2010 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
195
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «FILOSOFOVA T GEISTLICHE LIEDER DER ALTGLäUBIGEN IN RUSSLAND. BESTANDAUFNAHME. EDITION. KOMMENTAR. BöHLAU VERLAG, 2010»

¥Позо/о\а Т. Geistliche Liedeг ёег Altglaubigen т Russland...

Для отечественного читателя данная работа будет интересна в первую очередь как пример реализации современной протестантской практической теологии. В самом общем виде данная работа может служить источником для понимания сути современного реформационного процесса в ЕЦГ. Издание заслуживает пристального внимания как со стороны православных богословов, так и политологов, социологов и религиоведов.

Е. В. Воронцова (ПСТГУ)

Filosofova T. Geistliche Lieder der Altglaubigen in Russland. Bestandaufnahme. Edition. Kommentar. Koln; Weimar; Wien: Bohlau Verlag, 2010. 544 S.

Среди работ последних лет по духовным стихам одним из наиболее значимых стал труд Т. Философовой «Духовные песни старообрядцев России». В данной работе делается попытка серьезного обобщения всех прежних изысканий в области духовного стиха.

Монография Т. Философовой была издана в 2010 г. в Германии. Опираясь на труды В. И. Малышева, С. Е. Никитиной, Л. А. Петровой, Е. А. Бучилиной, Т. Философова ставит целью «описание и анализ корпуса стихов духовного содержания региональных рукописных традиций» (с. 14). В работе предлагается детальный анализ письменного бытования духовных стихов у беспоповцев Русского Севера (усть-цилемской, северодвинской, мезенской, красноборской, пинежской, карельскиой, вологодской локальных традиции) и Прибалтики (латгальской и причудской локальной традиции). Выбор этих регионов обусловлен их малой изученностью, при значительной репрезентативности собраний. Основой для этой работы послужили материалы собраний Древлехранилища им. В. И. Малышева ИРЛИ (Пушкинский дом, Санкт-Петербург). На основе анализа рукописей автор пытается «проследить развитие локальных рукописных традиций, выявить характерные особенности распространения конкретных памятников и описать корпус поэтических текстов, бытовавших среди старообрядцев Русского Севера и Прибалтики в рукописной традиции» (с. 36).

В настоящее время Т. Философова работает в Университете Св. Андрея в Шотландии. Сама монография, несмотря на то что издана в Европе и проходит во всех каталогах под немецким заглавием, на 80% состоит из русскоязычного текста. На немецком языке дублируется только обширное введение и заключение. Книга издана при поддержке Фонда Карнеги.

Тема, к которой обращается автор, является более чем актуальной для русской науки. Духовные стихи, которые, как считал Г. Федотов, отражают суть русской религиозности, остаются все еще мало исследованными. Как подчеркивает сама Т. Философова, «трудно назвать другую группу фольклорных текстов, для которой все еще не найдено общепринятого определения, не установлены границы корпуса текстов, не выработаны единые критерии для их классификации» (с. 5).

Книга состоит из введения, четырех частей, иниципитария текстов исследуемых традиций, обширного приложения с текстами духовных песен, а также подробного списка литературы.

Во введении автор указывает на важность разведения устной общерусской и письменной старообрядческой традиции фиксации духовного стиха (с. 3). По мнению Философовой, «весь корпус поэтических текстов христианской тематики, составивших репертуар старообрядцев, намного разнообразнее общерусского корпуса народных духовных стихов, хотя последние и являются его неотъемлемой частью» (с. 4). Отсутствие общепринятого определения того, что же является духовным стихом, приводит автора к мысли о необходимости именовать исследуемые ей тексты как «стихи духовного содержания» (с. 4). Во введении также подчеркивается отсутствие общепринятой классификации для стихов духовного содержания. Однако для анализа и сравнения региональных традиций такая классификация необходима. Автор предлагает оригинальную классификацию по идейно-тематическому принципу.

Философова предлагает двухступенчатую классификацию духовных стихов. На первом этапе выделяются: музыкально-поэтические тексты, предназначенные для пения, и тексты литературной традиции, изначально предназначенные для чтения (с. 41). Внутри первой группы автор предлагает выделить следующие подгруппы: эпические (или сюжетно-повествовательные) стихи духовного содержания на сюжеты христианской истории (к этой группе относятся стихи о реальных исторических событиях, а также стихи на библейские и евангельские сюжеты; сюда же автор относит космогонический народный духовный стих «Голубиная книга»); лирические стихи (в том числе стихи покаянные, молитвенные, назидательные, стихи на праздники, духовные гимны, стихи-славы); лироэпические стихи (к ним отнесены стихи Богородичного цикла и эсхатологические). Ко второй группе автор относит следующие тексты: повествовательные поэтические сочинения о реальных исторических событиях; старообрядческая сатира; старообрядческие стихи догматической и полемической направленности; толковые стихи; стихи на случаи, акростихи, панегирики, поздравления, стихотворные предисловия и пр.; назидательные стихи.

На основании разработанной классификации в основной части работы анализируется состав 94 рукописных сборников по собраниям Прибалтики и 205 рукописей по Северному собранию. Автор приходит к выводу, что духовные стихи выполняли важную функцию по обслуживанию бытового благочестия старообрядцев, а также являлись областью выражения глубоких религиозных переживаний в рамках устоявшейся общепринятой традиции, кроме того, выполняли заместительную функцию — заполняли лакуны отдельных жанров светского фольклора (с. 218).

В приложении дается подробный инципитарий использованных текстов.

В качестве недостатков данной работы можно отметить игнорирование устной традиции бытования духовных стихов в исследуемых регионах. Автор анализирует в основном сборники первой половины XIX — начала XX в. Поэтому современное состояние традиции остается не затронутым в работе. Кроме того, решение автором спорного вопроса о критерии включения тех или иных текстов

Filosofova T. Geistliche Lieder der Altglaubigen in Russland...

в старообрядческие сборники по принципу «душеполезности» (с. 18) требует дальнейшего прояснения и доработки, что позволит плотнее подойти к проблеме определения самого понятия «духовных стихов» у старообрядцев.

Тем не менее данная работа заслуживает самого пристального внимания со стороны филологов, религиоведов, историков, этнографов, фольклористов. Предложенная автором классификация текстов, а также составленный инципитарий обладают большой самостоятельной ценностью и могут послужить значительным подспорьем для исследователей других региональных старообрядческих традиций.

Е. В. Воронцова (ПСТГУ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.