Научная статья на тему 'Методологические подходы к изучению старообрядческого духовного стиха'

Методологические подходы к изучению старообрядческого духовного стиха Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
226
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ СТИХ / СТАРООБРЯДЦЫ / МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / SPIRITUAL VERSE / OLD BELIEVERS / METHODOLOGY OF STUDY / COMPREHENSIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мурашова Наталья Сергеевна

Выделение старообрядческого духовного стиха в качестве самостоятельного научного объекта актуализирует необходимость формирования методологической системы его изучения. Важно определить предпосылки перехода духовного стиха в старообрядческую среду и представить эволюцию внебогослужебного духовного пения на протяжении XVII-XXI вв. Для этого необходимо рассмотреть духовный стих в контексте исторической и социокультурной динамики старообрядчества, используя материалы различных региональных коллекций, включающих памятники устного и книжного происхождения. Комплексный подход к исследуемому материалу обусловливает выбор методов: 1) методы сбора информации (запись и атрибуция текстов, работа с коллекциями), 2) методы обработки и анализа информации (выявление старообрядческих по происхождению памятников; картографирование материала, позволяющее проследить особенности формирования репертуара и ареал распространения сюжетных мотивов и музыкально-поэтических признаков с учетом миграционных движений старообрядчества). Результатом изучения должно стать определение вклада староверов в сохранение и развитие жанровой системы духовного стиха и осмысление духовного стиха как средства отражения старообрядческой картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO STUDYING THE OLD BELIEVERS` SPIRITUAL VERSE

An assignment of spiritual verse as independent research object makes currently challenging the necessity of the formation of methodological system for its study. It is important to determine the background of spiritual verse crossing in the Old believers’ sphere and represent the development of out-liturgical spiritual singing during 17-21 centuries. To reach these goals, we will consider the spiritual verse in the context of historical and sociocultural dynamics of Old Belief by using the materials of different regional collections including monuments of oral and written origins. A comprehensive approach to materials under study determines a selection of methods: 1) methods of collecting the information (recording and attribution of the texts, work with collections), 2) methods of information processing and analyzing (identification of the monuments of Old believers` origin; mapping the material enabling the detecting distinctive features of repertoire`s development and field of distribution of plots and musical and poetic characteristics with regard to the Old Belief’s migration patterns). The study has evaluated contribution of Old believers in conservation and development of the genre system of spiritual verse and furthered the understanding of spiritual verse as a means of expression of the Old believers’ worldview.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к изучению старообрядческого духовного стиха»

УДК 008+398.88

ББК 71.4+82.3(2Рос=Рус)+ 86.372.8

Н. С. Мурашова,

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

ул. Вилюйская, д. 28, 630126 г. Новосибирск, Россия

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО

ДУХОВНОГО СТИХА

Работа выполнена при поддержке РГНФ проект № 15-04-00113 «Духовный стих в традиционной культуре старообрядцев»

Аннотация: Выделение старообрядческого духовного стиха в качестве самостоятельного научного объекта актуализирует необходимость формирования методологической системы его изучения. Важно определить предпосылки перехода духовного стиха в старообрядческую среду и представить эволюцию внебогос-лужебного духовного пения на протяжении XVII-XXI вв. Для этого необходимо рассмотреть духовный стих в контексте исторической и социокультурной динамики старообрядчества, используя материалы различных региональных коллекций, включающих памятники устного и книжного происхождения. Комплексный подход к исследуемому материалу обусловливает выбор методов: 1) методы сбора информации (запись и атрибуция текстов, работа с коллекциями), 2) методы обработки и анализа информации (выявление старообрядческих по происхождению памятников; картографирование материала, позволяющее проследить особенности формирования репертуара и ареал распространения сюжетных мотивов и музыкально-поэтических признаков с учетом миграционных движений старообрядчества). Результатом изучения должно стать определение вклада староверов в сохранение и развитие жанровой системы духовного стиха и осмысление духовного стиха как средства отражения старообрядческой картины мира. Ключевые слова: духовный стих, старообрядцы, методология изучения, комплексный подход.

Дата поступления статьи: 19.05.2016

Информация об авторе: Наталья Сергеевна Мурашова — кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». E-mail: 2107542@mail.ru

В последние годы заметно активизировался интерес к духовному стиху со стороны исследователей. К настоящему времени накоплены материалы, представляющие различные региональные коллекции памятников разновременного и разностилевого происхождения из репертуара старообрядцев, что обусловливает необходимость заняться целенаправленным изучением старообрядческого духовного песнетворчества как самодостаточного явления внутри жанровой системы внебогослужебного духовного пения.

© Мурашова Н. С., 2016

Выделение старообрядческого духовного стиха в качестве самостоятельного научного объекта актуализирует необходимость формирования методологической системы его изучения, поскольку внебогослужебное духовное пение староверов отличается, во-первых, своим содержательным наполнением; во-вторых, специфическими особенностями бытования как на уровне функционирования, так и на уровне стиля; в-третьих, остаётся современным явлением, отразив при этом сложные перипетии культурной динамики старообрядчества.

Для создания методологической базы необходимо осмыслить ключевые проблемы и сформулировать конкретные задачи, направленные на их решение в соответствии с возможностями текущего состояния дел в изучаемой области.

С одной стороны, они должны опираться на уже сложившиеся принципы, доказавшие свою эффективность, с другой стороны, необходимо их расширять и обогащать. Развитие возможно на основе адекватных концептуальных установок и соответствующего им методического инструментария. Именно с этих позиций и будет изложено авторское видение методологических подходов к изучению старообрядческого духовного стиха.

Интерес к исследованию духовного стиха как общерусского явления зародился в середине XIX столетия и к рубежу Х1Х-ХХ вв. достиг своей кульминации. После периода научного забвения в советское время с 1990-х гг. началось возрождение исследовательского внимания к внебогослужебному духовному пению. Накопленные материалы позволяют рассматривать духовный стих в разных аспектах: как художественный компонент русской православной культуры; как одну из важнейших репрезентант религиозного фольклора наряду с другими явлениями периферии православной семиос-феры (термин Ю. М. Лотмана [13]); как явление музыкально-поэтического творчества, в том числе древнерусского певческого искусства, музыкального фольклора и духовной поэзии.

Вокруг духовного стиха сложился определённый круг исследовательских проблем: определение жанрового состава; взаимодействие с другими жанровыми системами, в частности, с похоронно-поминальной обрядностью; место в системе жанров религиозного фольклора; реконструкция мировоззренческих представлений носителей духовного песнетворчества, рассмотрение духовного стиха в контексте идей народного православия; особенности функционирования в народной культуре; современное состояние внебогослужебного духовного пения; взаимодействие устных и письменных традиций в духовном песнетворчестве; создатели и исполнители; сюжетные источники; стилевые особенности отдельных жанров (покаянной лирики, псальм, фольклорных эпических памятников, поздних романсовых образцов); сценическая интерпретация; использование мотивов духовных стихов в литературе и искусстве; историография изучения.

Таким образом, общерусский духовный стих получил многоаспектное рассмотрение в трудах довольно большого числа авторов, представляющих разные сферы научного знания: филологию, музыковедение, фольклористику, этнографию, культурологию и др.

Интерес исследователей к духовному стиху старообрядцев также формируется в середине XIX в. Вторую половину данного столетия можно определить как период собирания памятников духовного песнетворчества. Особое значение в систематизации старообрядческого репертуара имеют труды В. Г. Варенцова и С. В. Максимова.

Кульминационным этапом в истории изучения старообрядческих стихов стали 1900-1930-е гг., что нашло отражение в публикации текстов в сборниках В. Д. Бонч-Бруевича, Т. С. Рождественского, А. В. Маркова, И. Н. Заволоко, П. Ф. Фадеева; появлении краеведческих заметок И. Абрамова, А. Веселицкого, И. М. Крашенинникова, А. Ф. Можаровского, В. А. Мошкова, Н. П. Протасова; исследовательских работ Я. А. Богатенко, А. М. Селищева; издании каталога В. Г. Дружинина. На данном этапе осмысливается роль старообрядцев в сохранении и развитии традиций внебогослужеб-ного духовного пения.

С 1940-х гг. в связи с началом археографической деятельности В. И. Малышева собираются и описываются старообрядческие рукописи с духовными стихами. Несмотря на то что в советское время духовные стихи не могли стать привлекательным объектом изучения, была создана объёмная источниковая база, во многом составившая фундамент для исследований следующего, постсоветского, этапа.

Современный период изучения духовных стихов старообрядцев начинается с 1990-х гг. С этого времени опубликовано около 200 работ, представляющих широкую географию исследовательских школ. В них репрезентированы различные региональные и субконфессиональные традиции старообрядцев.

Выделим ключевые проблемы изысканий последнего времени в области старообрядческого духовного стиха.

1. Исследование региональных традиций внебогослужебного духовного пения староверов Верхокамья [27; 32]; Ветки [12]; Вятки [5; 6]; Карелии [11]; Коми [26; 37 39] Новгородчины [18]; Прибалтики [8; 20; 24; 39]; Приморья [36]; Русского Севера [39]; Урала [9; 31]; алтайских поляков и каменщиков [14; 19]; донских старообрядцев [29]; румынских и астраханских липован [7; 38]; семейских Забайкалья [3; 16]; филипповцев Удмуртии [22]; староверов Кемеровской [10; 35]; Нижегородской [4] областей.

2. Изучение выго-лексинских памятников [15; 25; 28].

3. Сравнение репертуара, особенностей бытования и стилистики образцов, распространённых в старообрядческой и православной среде [9].

4. Определение источников сюжетов старообрядческих стихов [1; 20; 21; 31; 34;

39].

5. Реконструкция старообрядческой картины мира по духовным стихам [6; 20; 23; 27; 31; 32].

6. Выявление состава старообрядческих стиховников в рукописях, гектографах, книжных изданиях [2; 10; 12; 15; 21; 25; 30; 33; 39].

7. Оценка вклада старообрядцев в развитие жанровой системы духовного стиха [17; 23].

В работах, посвящённых старообрядческому духовному стиху, как правило, освещаются отдельные конкретные проблемы. Однако назрела необходимость его осмысления как своеобразного феномена старообрядческой культуры на основе выявления специфических отличительных признаков на уровне сюжетов, особенностей бытования и исполнения, поэтической и музыкальной стилистики. При этом старообрядческие памятники невозможно рассматривать вне контекстного изучения духовного стиха как общерусского культурного явления. Важно найти типологические черты, присущие духовному стиху как жанровой системе и определить изменения, обусловленные его переходом в старообрядческую среду.

Духовный стих сохранился в активном бытовании до нашего времени во многом благодаря старообрядцам. В настоящее время староверы являются основными носи-

телями духовного стиха, который, наряду с богослужебным пением, относится к важным репрезентантам их певческой культуры, формируя интонационный тезаурус и отражая специфическую картину мира. Репертуар старообрядческих стихов отличается сюжетным разнообразием и жанрово-стилистическим богатством, включая образцы фольклорного происхождения, покаянные, псальмы, современные авторские сочинения. Среди староверов не только сохранились памятники внебогослужебного духовного пения дораскольного происхождения, но и появились новые произведения, зачастую выступающие средством выражения общественного мнения, сформировавшегося в старообрядческом социуме, что делает их незаменимым источником в исследовании мировоззрения представителей поповских и беспоповских толков.

В староверческой среде внебогослужебное духовное пение осуществляет просветительскую, дидактическую, аксиологическую функции. Оно выступает средством культурной (в частности, религиозной) идентификации, эмоционального постижения веры, лирического художественного высказывания; является хранителем русской традиционной интонационности, а также способом адаптации христианских ценностей к меняющимся историческим и социально-культурным ситуациям. У староверов духовные стихи в условиях усечённого бытования некоторых светских жанров нередко выступали в их качестве.

Значимое место духовного стиха в современной старообрядческой культуре обусловливает необходимость дальнейшего собирания его образцов. Их изучение позволяет проследить развитие системы внебогослужебного духовного пения и раскрыть механизмы её эволюции.

Вокруг старообрядческого духовного стиха сложился определённый круг исследовательских задач, нуждающихся в решении. Одна из них — систематизация ис-точниковой базы. Результаты источниковедческих изысканий могут быть представлены в виде репертуарного свода, каталога мотивов и сюжетно-тематического указателя, представляющих различные региональные и субконфессиональные традиции. Отдельное внимание необходимо уделить стихам старообрядческого происхождения.

Работа с источниками поможет определить специфику старообрядческого духовного песнетворчества на уровне сюжетов, жанровых предпочтений, стилистических особенностей и специфики исполнения; представить целостную картину функционирования духовного стиха в традиционной культуре старообрядцев; наконец, определить место старообрядческого духовного стиха в развитии внебогослужебного духовного пения и обнаружить механизмы включения того или иного текста в исполнительскую практику староверов различных толков и согласий.

Имеет смысл рассмотреть способы хранения и распространения старообрядцами духовных стихов. Помимо традиционной устной передачи, стихи начинают записываться и функционировать как письменные памятники. Для записи мелодий старообрядцы используют пометную знаменную нотацию. Подобная практика консервации старинных образцов, их адаптации под меняющиеся формы музыкального мышления позволяет по-новому взглянуть на проблему взаимодействия устной и письменной традиций, которая получает своеобразное преломление в различных жанрах народного и профессионального творчества и является весьма востребованной в современной фольклористике и медиевистике.

Отдельного внимания заслуживает просветительская деятельность старообрядцев, нацеленная на распространение духовных стихов. Она связана с концертными выступлениями любительских хоров начала XX в., собирательской, издательской, иссле-

довательской деятельностью Я. Богатенко, В. Яксанова, И. Заволоко и др. Эти традиции продолжаются в наши дни. Следует уделить внимание современным старообрядческим исполнительским коллективам; издательской деятельности старообрядческих приходов.

Миграционный характер старообрядческого движения способствовал географическому распространению духовных стихов. Выявление отдельных региональных ре-пертуаров и ареала распространения стилистических особенностей поможет выяснить пути странствия сюжетов и установить характерные интонационные закономерности. Для этого следует создавать региональные музыкально-поэтические инципитарии и разрабатывать подходы к составлению сюжетно-тематического указателя духовного стиха, как наиболее действенных методов его типологии.

Накопленные к настоящему времени материалы, представляющие различные региональные и субконфессиональные традиции, позволяют рассмотреть духовный стих как общенациональное явление старообрядческой певческой культуры, затрагивая историко-культурные, фольклорно-этнографические, искусствоведческие, лингво-культурологические, археографические аспекты его бытования. Такой подход позволит комплексно исследовать духовный стих как музыкально-поэтическое явление и как важнейший компонент религиозной культуры, возникший в древнерусский период, а затем получивший у старообрядцев дальнейшее развитие, обусловленное изменившейся исторической и социокультурной ситуацией. Тем самым будут определены предпосылки перехода духовного стиха в старообрядческую среду и представлена эволюция внебогослужебного духовного пения староверов на протяжении XVII-XXI вв.

В основу исследования явлений старообрядческой культуры должно быть положено представление о том, что старообрядчество — это феномен религиозной культуры, относящийся к русской традиционной православной системе. Из этого вытекают такие его свойства, как догматизм, консерватизм, каноничность, ориентированность на Средневековье, стремление сохранить национальную самобытность. Для старообрядчества характерно широкое распространение книжности и профессиональных форм культуры. Данные особенности древлего православия необходимо учитывать при работе с образцами внебогослужебного духовного пения.

В свою очередь, духовные стихи дают полноценное представление о старообрядческой картине мира, которая базируется на развитых эсхатологических представлениях, учении о единственности русского православия, представлении о незыблемости обрядов и вере в то, что условием спасения души является пребывание в лоне старообрядчества.

При работе с духовными стихами непременно должна учитываться субконфессиональная дробность старообрядчества, так как идейные и догматические разногласия между поповцами и беспоповцами, а также между представителями отдельных толков внутри согласий (например, вопрос о браке) получили отражение в ряде текстов. Заслуживают внимания исторические факты, связанные с появлением общин в определённых местах, деятельностью выдающихся старообрядцев, гонениями на ревнителей древлего благочестия и пр., поскольку данные события, с одной стороны, получали отражение в духовных стихах, а с другой стороны, обусловливали распространение репертуара и оказывали влияние на особенности бытования и исполнения тех или иных произведений.

Для получения разностороннего целостного представления о старообрядческом духовном стихе необходимо опираться на системный методологический принцип, предполагающий:

- всестороннее рассмотрение духовного стиха в контексте старообрядческой культуры, её исторической и социокультурной динамики;

- использование материалов разных региональных коллекций, включающих памятники устного и книжного происхождения для репрезентативости результатов исследования;

- применение разнообразных методик в целях достижения объективности выводов;

- сочетание собирания (запись и атрибуция текстов) и многоаспектного теоретического изучения образцов духовного песнетворчества (исследование сюжетных источников, особенностей поэтики и мелодики, специфики бытования и исполнения, отражения мировоззренческих представлений и др.).

В контекстных интерпретациях духовного стиха как феномена старообрядческой культуры целесообразно опираться на опыт целостного историко-культурологиче-ского описания. Комплексный характер исследуемого материала обусловливает выбор методов. Их можно объединить в две группы:

1. Методы сбора информации: экспедиционная фиксация текстов и расшифровка записей, работа с коллекциями, содержащими записи старообрядческих духовных стихов (архивными источниками и опубликованными материалами); выборка старообрядческих стихов из коллекций смешанного состава.

2. Методы обработки и анализа информации, включающие:

- систематизацию исследовательских представлений о происхождении и периодизации духовного стиха, об особенностях его бытования в разные исторические периоды среди различных групп носителей;

- выявление старообрядческих по происхождению памятников, в том числе с использованием приёмов лексического анализа, направленного на определение специфических для старообрядческого словаря лексем, а также лексем из общерусского репертуара, обогащённых дополнительной семантической нагрузкой (данная методика базируется на доказанном С. Е. Никитиной принципе лингвистического основания картины мира [23]);

- картографирование материала, позволяющее проследить формирование репертуара и ареал распространения сюжетных мотивов и музыкально-поэтических особенностей с учётом миграционных движений старообрядчества; в целях систематизации сюжетных мотивов необходимым инструментом выступает составление каталога мотивов, который может быть положен в основу сюжетно-тематического указателя старообрядческих духовных стихов;

- стилистический анализ поэтики (сюжетно-композиционное строение, языковые особенности, образная система) и мелодики (интонационно-семантическое, слого-ритмическое, ладовое строение), базирующийся на триединстве жанрового (фольклорный эпический и лирический стих, покаянный стих, псальма), исторического (стихи старшей и младшей традиции) и регионального подходов;

- текстологический и палеографический анализ памятников книжного происхождения.

В качестве методических приёмов и инструментов целесообразно использовать таблицы для сравнительного исследования репертуара разных региональных и субконфессиональных традиций; статистическую обработку полученных данных с целью их объективной интерпретации и обобщения; составление музыкально-поэтического инципитария как способа каталогизации образцов; создание электронной базы данных памятников внебогослужебного духовного пения.

В результате комплексного исследования можно дать объективную оценку вклада старообрядцев в сохранение жанровой системы духовного стиха до наших дней и её обогащения новыми памятниками, соединившими традиции древнерусского наследия и внебогослужебного духовного пения Нового времени; выявить способы адаптации старообрядческого духовного песнетворчества к изменившимся социокультурным условиям; осмыслить место старообрядческого духовного стиха в русской религиозной культуре и художественном творчестве в контексте их развития на протяжении XVII-XXI вв. Таким образом, определятся типологические закономерности в развитии духовного стиха как общерусского явления и жанрово-стилистические, региональные, субконфессиональные особенности его функционирования в старообрядческой среде.

Всестороннее рассмотрение духовного стиха как важнейшего компонента старообрядческой певческой культуры способствует:

1) осмыслению вклада старообрядцев в сохранение и развитие жанровой системы духовного стиха (внешний аспект, раскрывающий взаимодействие интровертной культуры старообрядчества с культурными формами, сложившимися за её пределами);

2) оценке духовного стиха как средства отражения старообрядческой картины мира (внутренний аспект, позволяющий раскрыть механизмы формирования и развития имманентных культурных ценностей).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 АнуфриеваН. В. «Дождались мы жесткой зимы»: к истории происхождения старообрядческого духовного стиха // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. Т. 136. № 1. С. 25-33.

2 Бубнов Н. Ю. Старообрядческие гектографированные издания библиотеки Российской академии наук: последняя четверть XIX - первая четверть XX вв. Каталог изданий и избранные тексты. СПб.: БАН, 2012. 460 с.

3 Бураева С. В. Духовные стихи старообрядцев Забайкалья: уходящая традиция уходящего века // История, культура и язык старообрядцев Забайкалья. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2000. С. 144-158.

4 Бучилина Е. А. Духовные стихи в современном репертуаре старообрядцев-федосеевцев Нижегородской области // Старообрядчество: История, культура, современность: Материалы IV науч.-практ. конф. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 1998. С. 217-220.

5 Валовая М. А., Поздеев В. А. Духовные стихи // Энциклопедия земли Вятской: Откуда мы родом? Киров: Обл. писательская организация, 1998. Т. 8. С. 476-497.

6 Воронцова Е. В. Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев (по материалам полевых исследований на Вятке): дис. ... канд. филос. наук. М., 2015. 184 с.

7 Гаврюшина Л. К. «Возмили душу, душу грешную.» (К истории изучения ли-пованских традиций духовного стиха) // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. М.: ГРЦРФ, 2012. Т. 4. С. 209-220.

8 Жилко А. Н. Духовные стихи в старообрядческой среде Латвии // Русские в Латвии: Из истории и культуры староверия. Рига: Веди, 2003. Вып. 3. С. 162-172.

9 Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Пермь, 1997. Т. II. С. 247-266.

10 Казанцева Т. Г. Духовные стихи в рукописных сборниках старообрядцев филип-повского согласия (по материалам Кемеровского территориального собрания ГПНТБ СО РАН). Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2014. 363 с.

11 Кузнецова В. П. Старообрядческие духовные стихи Карелии // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. C. 241-248.

12 Леонтьева С. И., Нечаева Г. Г. Книжная культура. Ветка. Минск: Беларуская эн-цыклапедыя iмя П. Броую, 2013. 528 с.

13 Лотман Ю. М. О семиосфере // Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. С. 11-25.

14 Маёрова К. В. Духовные стихи в современной культуре и картине мира алтайских старообрядцев // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы X Международной конференции. М.; Боровск, 2011. Т. 2 . С. 211-221.

15 Маркелов Г. В. Писания выговцев: Каталог-инципитарий. Тексты. По материалам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 420 с.

16 Матвеева Р. П. Традиции бытования духовных стихов в среде старообрядцев Бурятии (семейских) // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы IX Международной научной конференции. М.; Боровск, 2010. С. 255-265.

17 Мекш Э. Б. Духовные стихи как феномен старообрядческой культуры // Ста-роверие Латвии. Рига, 2005. URL: www.starover.religare.ru (дата обращения: 17.03.2016).

18 Мельников И. А. Ой вы, братья мои, сестры: Духовные стихи староверов Новгородской области. М.; Новгород: Археодоксия, 2011. 178 с.

19 Мурашова Н. С. Духовные стихи старообрядцев Рудного Алтая: жанрово-стили-стическая типология: дис. ... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2000. 407 с.

20 Мурашова Н. С. Обзор репертуара духовных стихов старообрядцев Прибалтики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62). Ч. IV. C. 134-140.

21 Мурашова Н. С. Типы сборников духовных стихов, распространенных в старообрядческой среде: по материалам экспедиционных исследований // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы VII Международной научной конференции. М.; Боровск, 2005. С. 241-248.

22 Мутина А. С. Духовные стихи в традиции старообрядцев-филипповцев Удмуртии // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. М.: ГРЦРФ, 2007. Т. 4. С.137-146.

23 Никитина С. Е. Духовные стихи в современной старообрядческой культуре: место, функции, семантика // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М.: Наука, 1993. С. 247-260.

24 Новиков Ю. А. Живое Слово: Фольклор русских старообрядцев Литвы. Вильнюс: Изд-во Вильнюсского педагогического ун-та, 1999. 146 с.

25 Панченко Ф. В. Рукописное наследие выговских мастеропевцев: История, традиция, творчество: дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2002. 310 с.

26 Петрова Л. А. Духовные стихи Усть-Цилемской рукописной традиции // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, 1989. C. 86-101.

27 ПоздееваИ. В. «Воспой гласом, воспой духом». Духовная лирика старообрядческих поморских общин Верхокамья // Acta Baltico-Slavica. Archaeologia, Historia, Rtnographia et Linguarum Scientia. 2013. Т. 37. С. 221-247.

28 Понырко Н. В. Выговское силлабическое стихотворство // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1974. Т. XXVIII. С. 274-290.

29 Рудиченко Т. С. Духовные стихи донских старообрядцев // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. Ростов-н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2000. С. 165-193.

30 Рукописи XVI-XX вв. и книги старой печати из собрания института истории СО РАН / сост. Н. Д. Зольникова, А. И. Мальцев, Т. В. Панич, Л. В. Титова. Новосибирск: Наука, 2010. 395 с.

31 Рычкова Е. В. Осмысление церковной реформы XVII века в духовных стихах зауральских старообрядцев // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 5-2 (23). С. 181-183.

32 Смилянская Е. Б. Книжная премудрость и избрание пути спасения старообрядцами Верхокамья на рубеже XX-XXI вв. // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 1 (21). С. 36-43.

33 СмилянскаяЕ. Б., ДенисовН. Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М.: Индрик, 2007. 432 с.

34 Соболева Л. С. Рукописная литература Урала: наследование традиций и обретение самобытности: наследование традиций и обретение самобытности: дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2006. 549 с.

35 Трубицына В. В. Духовные стихи Кемеровской области. Новокузнецк: Полиграфист, 2013. 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Федоровская Н. А. Традиции духовного стиха в культуре старообрядцев Приморья (на примере сборника духовных стихов Арины Иосифовны Кочевой) // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока. История и современность. Местные традиции. Русские и зарубежные связи. Владивосток: Краски, 2004. С. 208-214.

37 Чувьюров А. А. Духовные стихи в культуре современного старообрядческого населения Республики Коми // Христианство в регионах мира. СПб.: МАЭ РАН, 2002. С. 193-206.

38 Ярешко А. С. Песни астраханских «липован». М: Композиор, 2007. 60 с.

39 Filosofova T. Geistliche Lieder der Altgläubigen in Russland. Bestandaufnahme.

Edition. Kommentar. Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 2010. 544 s.

***

Natalya S. Murashova,

FSBI HE "Novosibirsk State Pedagogical University, " Viluiskaya, 28, 630126 Novosibirsk, Russia

APPROACHES TO STUDYING THE OLD BELIEVERS" SPIRITUAL VERSE

Acknowledgements: Study was supported by Russian Foundation for Humanities, grant № 15-04-00113 "Spiritual verse in old believers' traditional culture." Abstract: An assignment of spiritual verse as independent research object makes currently challenging the necessity of the formation of methodological system for its

study. It is important to determine the background of spiritual verse crossing in the Old believers' sphere and represent the development of out-liturgical spiritual singing during 17-21 centuries. To reach these goals, we will consider the spiritual verse in the context of historical and sociocultural dynamics of Old Belief by using the materials of different regional collections including monuments of oral and written origins. A comprehensive approach to materials under study determines a selection of methods: 1) methods of collecting the information (recording and attribution of the texts, work with collections), 2) methods of information processing and analyzing (identification of the monuments of Old believers' origin; mapping the material enabling the detecting distinctive features of repertoire's development and field of distribution of plots and musical and poetic characteristics with regard to the Old Belief's migration patterns). The study has evaluated contribution of Old believers in conservation and development of the genre system of spiritual verse and furthered the understanding of spiritual verse as a means of expression of the Old believers' worldview.

Keywords: spiritual verse, Old Believers, methodology of study, comprehensive approach.

Received: May 19, 2016

Information about the author: Natalya Sergeyevna Murashova — PhD in History of Arts, Associate Professor, Department Chairman of Social-Cultural and Library Activity, FSBI HE "Novosibirsk State Pedagogical University." E-mail: 2107542@mail.ru

REFERENCES

1 Anufrieva N. V. «Dozhdalis' my zhestkoi zimy»: k istorii proiskhozhdeniia staroobriadcheskogo dukhovnogo stikha ["We finally saw the hard winter to come": to the history of origins of the old believers spiritual verse]. Izvestiia Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriia 2: Gumanitarnye nauki [Ural Federal University Izvestia. Series 2: arts and Humanities], 2015, vol. 136, no 1, pp. 25-33. (In Russ.)

2 Bubnov N. Iu. Staroobriadcheskie gektografirovannye izdaniia biblioteki Rossiiskoi akademii nauk: posledniaia chetvert' XIX-pervaia chetvert' XX vv. Katalog izdanii i izbrannye teksty [Old believers' hectographical editions of the library of the Russian Academy of Sciences, the last quarter of the XIX - first quarter of the XX centuries a Catalogue of publications and selected texts]. St. Petersburg, BAN Publ., 2012. 460 p. (In Russ.)

3 Buraeva S. V. Dukhovnye stikhi staroobriadtsev Zabaikal'ia: ukhodiashchaia traditsiia ukhodiashchego veka [Spiritual verses of the old believers of Transbaikal: passing tradition of the passing century]. Istoriia, kul'tura i iazyk staroobriadtsev Zabaikal'ia [History, culture and language of old believers of Transbaikal]. Ulan-Ude, Izd-vo Buriatskogo gos. un-ta Publ., 2000, pp. 144-158. (In Russ.)

4 Buchilina E. A. Dukhovnye stikhi v sovremennom repertuare staroobriadtsev-fedoseevtsev Nizhegorodskoi oblasti [Spiritual verses in modern repertoire of old believers, fedoseevtsy of Nizhny Novgorod region]. Staroobriadchestvo: Istoriia, kul'tura, sovremennost': Materialy IVnauch.-prakt. konf. [Old belief: History, culture, modernity: materials of the IV scientific-practical conference]. Moscow, Muzei istorii i kul'tury staroobriadchestva Publ., 1998, pp. 217-220. (In Russ.)

5 Valovaia M. A., Pozdeev V. A. Dukhovnye stikhi [Spiritual verses]. Entsiklopediia zemli Viatskoi: Otkuda my rodom? [Encyclopedy of Vyatka land: Where do we come from?] Kirov, Obl. pisatel'skaia organizatsiia Publ., 1998, pp. 476-497. (In Russ.)

6 Vorontsova E. V. Sovremennoe bytovanie dukhovnykh stikhov v srede staroobriadtsev (po materialam polevykh issledovanii na Viatke): dis. ... kand. filos. nauk. [Modern existence of spiritual verses among the believers (based on materials of field studies in Vyatka): Dissertation for the PhD in Philosophy]. Moscow, 2015. 184 p. (In Russ.)

7 Gavriushina L. K. "Vozmili dushu, dushu greshnuiu..." (K istorii izucheniia lipovanskikhtraditsiidukhovnogostikha) ["Have mercy on a soul, the soul of a sinner..." (to the history of the study of lipovans tradition of spiritual verse)]. Ot kongressa k kongressu. Materialy Vtorogo Vserossiiskogo kongressa fol'kloristov [From Congress to Congress. Materials of the Second all-Russian Congress of folklorists]. Moscow, GRCRF Publ., 2012, vol. 4, pp. 209-220. (In Russ.)

8 Zhilko A. N. Dukhovnye stikhi v staroobriadcheskoi srede Latvii [Spiritual verses in old believers ' environment of Latvia]. Russkie v Latvii: Iz istorii i kul'tury staroveriia [Russians in Latvia: on history and culture of the old believers]. Riga, Vedi Publ., 2003, part 3, pp. 162-172. (In Russ.)

9 Kazantseva M. G. Dukhovnye stikhi v staroobriadcheskoi i pravoslavnoi traditsii Urala [Spiritual verses in the old believers and Orthodox tradition of Ural] Khristianskoe missionerstvo kak fenomen istorii i kul'tury [Christian missionary activities as a phenomenon of history and culture]. Perm', 1997, vol. II, pp. 247-266. (In Russ.)

10 Kazantseva T. G. Dukhovnye stikhi v rukopisnykh sbornikakh staroobriadtsev filippovskogo soglasiia (po materialam Kemerovskogo territorial'nogo sobraniia GPNTB SO RAN) [Spiritual verses in manuscripts collection of the old believers of Filippovtsy consent (based on the materials of Kemerovo territorial Assembly of SPSTL SB RAS)]. Novosibirsk, GPNTB SO RAN Publ., 2014. 363 p. (In Russ.)

11 Kuznetsova V. P. Staroobriadcheskie dukhovnye stikhi Karelii [Old believers' spiritual verses of Karelia]. "Kalevala" v kontekste regional'noi i mirovoi kul'tury ["Kalevala" in the context of regional and world culture]. Petrozavodsk, Karel'skii nauchnyi tsentr RAN Publ., 2010, pp. 241-248. (In Russ.)

12 Leont'eva S. I., Nechaeva G. G. Knizhnaia kul'tura. Vetka [Book culture. Vetka]. Minsk, Belaruskaia entsyklapedyia imia P. Broyki Publ., 2013. 528 p. (In Russ.)

13 Lotman Iu. M. O semiosfere[On semiosphere]. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury [Articles on semiotics and typology of culture]. Tallinn, Aleksandra Publ., 1992, vol. 1, pp. 11-25. (In Russ.)

14 Maerova K. V. Dukhovnye stikhi v sovremennoi kul'ture i kartine mira altaiskikh staroobriadtsev [Spiritual verses in modern culture and worldview ofAltai old believers]. Staroobriadchestvo: istoriia, kul'tura, sovremennost'. Materialy X Mezhdunarodnoi konferentsii [Old belief: history, culture, modernity. Materials of the X International conference]. Moscow; Borovsk, 2011, vol. 2, pp. 211-221. (In Russ.)

15 Markelov G. V. Pisaniia vygovtsev: Katalog-intsipitarii. Teksty. Po materialam Drevlekhranilishcha Pushkinskogo Doma [The Scriptures of vygovtsy: Catalogues incipitaria. Texts. Based on materials of the Pushkin House' archive]. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2004. 420 p. (In Russ.)

16 Matveeva R. P. Traditsii bytovaniia dukhovnykh stikhov v srede staroobriadtsev Buriatii (semeiskih) [The tradition of the existence of spiritual verses in old believers' environment in Buryatia Republic (Semeyskye)]. Staroobriadchestvo: istoriia, kul'tura, sovremennost': Materialy IX Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Old belief: history, culture, modernity: Materials of IX International scientific conference]. Moscow; Borovsk, 2010, pp. 255-265. (In Russ.)

17 Meksh E. B. Dukhovnye stikhi kak fenomen staroobriadcheskoi kul'tury [Spiritual verses as a phenomenon of old believers' culture]. Staroverie Latvii [Old believers of Latvia]. Riga, 2005. Available at: www.starover.religare.ru (Accessed 17 March 2016). (In Russ.)

18 Mel'nikov I. A. Oi vy, brat'ia moi, sestry: Dukhovnye stikhi staroverov Novgorodskoi oblasti [Oh you, my brethren, sisters: Spiritual verses of the old believers of Novgorod region]. Moscow; Novgorod, Arkheodoksiia Publ., 2011. 178 p. (In Russ.)

19 Murashova N. S. Dukhovnye stikhi staroobriadtsev Rudnogo Altaia: zhanrovo-stilisticheskaia tipologiia: dis. ... kand. Iskusstvovedeniia [Spiritual verses of the old believers of Rudny Altai: genre and stylistic typology: Dissertation for the PhD in art history]. Novosibirsk, 2000. 407 p. (In Russ.)

20 Murashova N. S. Obzor repertuara dukhovnykh stikhov staroobriadtsev Pribaltiki [An overview of the repertoire of spiritual verses of old believers of Baltic States]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki [Historical, philosophical, political and law sciences, culture studies and history of art. Issues of theory and practice]. Tambov: Gramota Publ., 2015, no 12 (62), part IV, pp. 134-140. (In Russ.)

21 Murashova N. S. Tipy sbornikov dukhovnykh stikhov, rasprostranennykh v staroobriadcheskoi srede: po materialam ekspeditsionnykh issledovanii[The types of collections of spiritual verses, common in the old believers environment: based on materials of field studies]. Staroobriadchestvo: istoriia, kul'tura, sovremennost': Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Old belief: history, culture, modernity: Materials of VII International scientific conference]. Moscow; Borovsk, 2005, pp. 241-248. (In Russ.)

22 Mutina A. S. Dukhovnye stikhi v traditsii staroobriadtsev-filippovtsev Udmurtii [Spiritual verses in the tradition of old believers of Fillipovtsy of Udmurt Republic]. Pervyi Vserossiiskii kongress fol'kloristov: sb. dokl. [The First all-Russian Congress of folklorists: the collection of reports]. Moscow, GRCRF Publ., 2007, vol. 4, pp. 137146. (In Russ.)

23 Nikitina S. E. Dukhovnye stikhi v sovremennoi staroobriadcheskoi kul'ture: mesto, funktsii, semantika[Spiritual verses in the modern old believers' culture: place, function, semantics]. Istoriia, kul'tura, etnografiia i fol'klor slavianskikh narodov: XI Mezhdunarodnyi s"ezd slavistov [History, culture, Ethnography and folklore of the Slavic peoples]. Moscow, Nauka Publ., 1993, pp. 247-260. (In Russ.)

24 Novikov Iu. A. Zhivoe Slovo: Fol'klor russkikh staroobriadtsev Litvy [The living Word: the Folklore of Russian old believers of Lithuania]. Vil'nius, Vil'niusskyi pedagogicheskyi universitet Publ., 1999. 146 p. (In Russ.)

25 Panchenko F. V. Rukopisnoe nasledie vygovskikh masteropevtsev: Istoriia, traditsiia, tvorchestvo: diss. ... kand. Iskusstvovedeniia [The manuscript heritage of Vygovsky masters of singing: History, tradition, creativity: Dissertation for the PhD in art history]. St. Petersburg, 2002. 310 p. (In Russ.)

26 Petrova L. A. Dukhovnye stikhi Ust'-Tsilemskoi rukopisnoi traditsii [Spiritual verses of Ust'-Tsilma manuscript traditions]. Ustnye i pis'mennye traditsii v dukhovnoi kul'ture Severa [Oral and written traditions in spiritual culture of the North]. Syktyvkar, Syktyvkarskii gos. un-t Publ., 1989, pp. 86-101. (In Russ.)

27 Pozdeeva I. V. "Vospoi glasom, vospoi dukhom." Dukhovnaia lirika staroobriadcheskikh pomorskikh obshchin Verkhokam'ia ["Sing with a voice, sing with a spirit".

Spiritual lyrics of old believer Pomors communities of Verkhokamye]. Acta Baltico-Slavica. Archaeologia, Historia, Etnographia et Linguarum Scientia, 2013, vol. 37, pp. 221-247. (In Russ.)

28 Ponyrko N. V. Vygovskoe sillabicheskoe stikhotvorstvo [Syllabic prosody of Vyg]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury [The works of the Department of Old Russian literature]. Leningrad, Nauka Publ., 1974, vol. XXVIII, pp. 274-290. (In Russ.)

29 Rudichenko T. S. Dukhovnye stikhi donskikh staroobriadtsev [Spiritual verses of the old believers of the Don region]. Khristianstvo i khristianskaia kul'tura v stepnom Predkavkaz'e i na Severnom Kavkaze [Christianity and Christian culture in the steppe Ciscaucasia and the North Caucasus]. Rostov-na-Donu, RGK im. S. V. Rakhmaninova Publ., 2000, pp. 165-193. (In Russ.)

30 Rukopisi XVI-XX vv. i knigi staroi pechati iz sobraniia instituta istorii SO RAN [Manuscripts XVI-XX centuries, and early printed books from the collection of Institute of history SB RAS], comp. N. D. Zol'nikova, A. I. Mal'tsev, T. V. Panich, L. V. Titova. Novosibirsk, Nauka Publ., 2010. 395 p. (In Russ.)

31 Rychkova E. V. Osmyslenie tserkovnoi reformy XVII veka v dukhovnykh stikhakh zaural'skikh staroobriadtsev [The understanding of Church reform of the seventeenth-century in spiritual verses of the trans-Ural old believers]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philological Sciences. Issues of theory and practice], 2013, no 5-2 (23), pp. 181-183. (In Russ.)

32 Smilianskaia E. B. Knizhnaia premudrost' i izbranie puti spaseniia staroobriadtsami Verkhokam'ia na rubezhe XX-XXI vv. [Book wisdom and the choosing of salvation's way by old believers of Verkhokamyie at the turn of XX-XXI centuries]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriia [Bulletin of the Tomsk state University. History], 2013, no 1 (21), pp. 36-43. (In Russ.)

33 Smilianskaia E. B., Denisov N. G. Staroobriadchestvo Bessarabii: knizhnost' i pevcheskaia kul'tura [The old believers of Bessarabia: book culture and song culture]. Moscow, Indrik Publ., 2007. 432 p. (In Russ.)

34 Soboleva L. S. Rukopisnaia literatura Urala: nasledovanie traditsii i obretenie samobytnosti: nasledovanie traditsii i obretenie samobytnosti: dis. ... d-rafilol. Nauk [Hand-written literature of Ural: the inheritance of traditions and finding identity: an inheritance of traditions and finding identity: Dissertation for the PhD in Philology]. Ekaterinburg, 2006. 549 p. (In Russ.)

35 Trubitsyna V. V. Dukhovnye stikhi Kemerovskoi oblasti [Spiritual verses of the Kemerovo region]. Novokuznetsk, Poligrafist Publ., 2013. 112 p. (In Russ.)

36 Fedorovskaia N. A. Traditsii dukhovnogo stikha v kul'ture staroobriadtsev Primor'ia (na primere sbornika dukhovnykh stikhov Ariny Iosifovny Kochevoi) [Tradition of spiritual verse in the culture of old believers of the Primorye region (as exemplified in the collection of spiritual verses by Arina Iosifovna Kocheva)]. Staroobriadchestvo Sibiri i Dal'nego Vostoka. Istoriia i sovremennost'. Mestnye traditsii. Russkie i zarubezhnye sviazi [Old believers of Siberia and the Far East. History and the present. Local tradition. Russian and foreign connections]. Vladivostok, Kraski Publ., 2004, pp. 208-214. (In Russ.)

37 Chuv'iurov A. A. Dukhovnye stikhi v kul'ture sovremennogo staroobriadcheskogo naseleniia Respubliki Komi [Spiritual verses in the culture of modern old believers population of the Komi Republic]. Khristianstvo v regionakh mira [Christianity in regions of the world]. St. Petersburg, MAE RAN Publ., 2002, pp. 193-206. (In Russ.)

38 Iareshko A. S. Pesni astrakhanskikh "lipovan" [Songs of Astrakhan "Lipovans"]. Moscow, Kompozior Publ., 2007. 60 p. (In Russ.)

39 Filosofova T. Geistliche Lieder der Altgläubigen in Russland. Bestandaufnahme. Edition. Kommentar [Spiritual songs of old believers in Russia. Inventory. Edition. Comment]. Cologne; Weimar; Vienna, Böhlau Verlag Publ., 2010. 544 p. (In German)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.