Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2014, № 1 (33), с. 91-98
УДК 316.1
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНОГО ИНСТИТУТА © 2014 г. И.Э. Петрова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
irinapetrova@mail. т
Поступила в редакцию 10.10.2013
Анализируются результаты исследования религиозного института в современной России и в мире. Представлены обобщенная схема анализа состояния и динамики религиозного института, взаимодействие религиозного и других институтов общества, функции и дисфункции религиозного института.
Ключевые слова: религия, религиозный институт, взаимодействие, функция, функциональный анализ, схема анализа.
Прежде всего, необходимо уточнить употребление понятия «социальный институт» в отношении религии. В работах зарубежных авторов принято говорить о религии как социальном институте [1], однако встречается и определение церкви как социального института [2].
В российской социологии религии до недавних пор категорию «социальный институт» неизменно использовали применительно к церкви, но с 1990-х гг. вместе с возрастанием объема переводной социологической литературы наметилась тенденция к смешению понятий. В одной работе религия может быть названа и социальным институтом, и сферой общества, и системой. Встречаются работы с обозначением социального института религии [3]; церкви как социального института [4]; есть труды, в которых отмечен институт религиозных конфессий и организаций [5]. Но нам более близка позиция ученых, применяющих категорию «религиозный институт» [6].
В. Лидц в главе «Функциональная теория религии» антологического издания по социологии религии представляет сравнительный анализ трех концепций классиков функционального анализа религии - Т. Парсонса, Н. Лумана, Р. Беллы. В качестве значимых В. Лидц отмечает следующие результаты функционального анализа религии в целом. Во-первых, более всех других эта концепция позволила выявить взаимодействие религиозного института с другими социальными институтами общества и, прежде всего, легитимацию их существования. Во-вторых, функциональная теория предоставила основания для анализа институционализации религиозных моделей различных цивилизаций. И
в-третьих, после исследования исторического процесса смены религиозных культур и цивилизаций Р. Белла поставил вопрос о религиозной легитимации современного миропорядка. В. Лидц считает, что следующей задачей для остающейся актуальной функциональной теории религии должен быть анализ религиозных оснований дифференциации современной культуры средствами социологии религии [7].
Интересную дискуссию об институциональных границах между религией и медициной, религией и образованием, религией и бизнесом, а также религией и государством представляют Ф.Е. Хаммонд и Д.В. Мачасек. Они подчеркивают, что границы эти очень условны и множество раз пересекаются; но государство с помощью закона и власти может управлять такими процессами [8, с. 395].
В российской социологии религии указанные подходы к изучению религиозного института долгое время были главенствующими. В настоящее время не прекращаются дебаты о том, что надо ввести в научный оборот и, шире, в преподавание социологии религии более адекватные современной ситуации концепции секуляризации, глобализации, религиозной экономики.
В.И. Гараджа в учебнике «Социология религии» и в хрестоматии «Религия и общество» дал анализ основных классических концепций макроуровня социологии религии, начиная от Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера и до исследователей приблизительно последней четверти прошлого века. Автор представил все грани функционального и институционального анализа религии в работах Т. Парсонса, Р. Мертона и Р. Беллы [9, с. 20-45].
Е.Д. Руткевич внесла огромный вклад в российскую социологию благодаря участию в переводе текстов зарубежных авторов на русский язык и введению их в научный оборот в России [10]. Ею проведен и опубликован тщательный анализ работ многих европейских и американских исследователей религии.
Охарактеризуем общую схему исследования религиозного института по нескольким основаниям. Е.А. Островская в диссертационном исследовании представляет глубокий анализ большинства известных теорий религиозных институтов и авторскую концепцию институци-онализации религиозной модели общества [11]. С.Д. Лебедев в фундаментальном труде «Две культуры: религия в Российском светском образовании на рубеже ХХ-ХХ1 веков» анализирует экспансию религиозной культуры в современной России [12].
Е.В. Шкурова в статье «Теоретико-методологические основания исследований религиозного поля» ориентирует читателей на использование теории социокультурной динамики П.А. Сорокина [13] в качестве интегративной парадигмы [14, с. 95-97].
Т.А. Чемикосова в диссертационной работе «Трансформация религии как социального института в постсоветской России» [15] опирается на структурно-функциональный подход к исследованию религии. Автор детально описывает функционирование религиозного института и процесс его трансформации.
В современной России в свете реинституци-онализации религии это направление анализа является достаточно продуктивным. Остановимся на ключевых элементах этой схемы анализа религиозного института и обозначим следующие категории: взаимодействие религиозного института с другими социальными институтами, функции религиозного института, религиозный фактор, религиозное общение, религиозные организации, религиозные профессионалы, религиозность.
Вместе с тем представляет интерес анализ теорий, ставящих под сомнение значимость институциональной религии, в том числе концепции приватизированной религии и диффузии религии (размывания ее институциональной формы) [16].
В современных зарубежных изданиях практически невозможно найти новые схемы анализа взаимодействия социальных институтов. Видимо, эта часть теории функционализма считается всем известной. Множество самых разнообразных научных работ российских исследователей посвящено взаимодействию религиозного
института с другими социальными институтами. Число этих работ в последнее время неизменно возрастает. И большинство из них обязательно фокусирует внимание читателей на взаимовлиянии церкви и государства.
Ф.Е. Хаммонд и Д.В. Мачасек представляют современные направления исследования взаимодействия религиозного и государственных институтов: религиозное влияние на политических акторов; дальнейшее развитие гражданской религии; государственное регулирование религиозного «рынка» [8, с. 396400]. Авторы коллективной монографии «Религия в российском обществе. Традиционные религиозные и либеральные взгляды» посвящают вторую часть своего труда анализу влияния религиозного института на институты государственные, в том числе на армию [17, с. 78-90]. М.И. Безбородов подчеркивает, что отношения государства и церкви динамично развиваются с начала 1990-х гг., в том числе происходит согласование целей различных направлений государственной и церковной политики [18].
Взаимодействию религиозного института и армии посвящено в настоящее время множество научных работ. Н.Ю. Григорьев представляет анализ взаимодействия двух этих важнейших институтов современного российского общества [19]. Ю.Р. Евдокимова изучает роль Русской православной церкви в системе воспитания в армии, возможности её сотрудничества с Вооруженными силами России на современном этапе [20].
Составители сборника материалов «Тюремное служение Русской Православной Церкви» формируют разделы, посвященные актуальным вопросам взаимодействия ФСИН России с Русской Православной Церковью, а также механизмам реализации такого сотрудничества (организация деятельности Сектора взаимодействия с УИС, оформление соглашений о сотрудничестве, подписание плана совместных действий) [21].
А.Б. Песси анализирует институциональные ответы религии на социальные вызовы в современном западном мире [22, с. 942-946]. М.М. Мчедлова представляет анализ влияния религиозной идентичности россиян на «традиционные и современные императивы социального и политического поведения в поликонфессиональных координатах российского общества» [23].
Одной из основных публикаций, посвященных анализу многих аспектов организованного социального служения Русской православной
церкви, является коллективная монография «Православная церковь при новом патриархе» [24]. Б. Кнорре в главе «Социальное служение современной Русской Православной Церкви как отражение поведенческих стереотипов церковного социума» очень подробно представляет процесс формирования системы социального служения РПЦ, выявляя как ее функции, так и дисфункции до настоящего времени.
Коллектив авторов монографии «Социальное партнерство государства и религиозных организаций» Центра научной политической мысли и идеологии уделяет большое внимание социальному служению религиозных организаций [25, с. 102-123].
Т.А. Костылева выявляет современные тенденции «смещения акцентов в деятельности религиозных организаций с непосредственного богослужения на диаконию - служение обществу и человеку», уточняя определение понятия «социальное служение» [26]. О.И. Антонова определяет, что религиозные институты являются «важным средством регламентации и регулирования социального служения» посредством формирования религиозных норм [27]. А.В. Ситников приводит результаты анализа различных видов социальной активности православной общественности [28].
Множество научных работ современных российских исследователей обращено к вопросу развития взаимоотношений религиозного института и здравоохранения в России. В. Кейдж в главе «Религия, духовность и здоровье: институциональный аспект» «Оксфордской антологии по социологии религии» резюмирует многочисленные исследования ученых Европы, Америки и Азии о взаимовлиянии религии и здоровья [29]. С.М. Хренникова указывает на множество форм проявления взаимодействия социальных институтов медицины и религии в настоящее время [30].
Взаимоотношения религиозного института и СМИ уже давно привлекают внимание научной общественности. С.М. Хувер показывает, как фокус исследований смещается от анализа инструментальных вопросов (как религия может воздействовать на СМИ) к исследованию роли медиа и «медиации» в конструировании и деконструкции институциональных, коллективных, индивидуальных практик, которые можно назвать «религией» [31]. Г.Р. Бант указывает на множество динамических и интерактивных элементов религии и Интернета, которые влияют на вариативность религиозных практик [32]. Н.Л. Иванов представляет исследование различных аспектов этого взаимодействия. На ос-
нове контент-анализа большого объема публикаций автор изучает политический и социокультурный аспекты представления информации о церкви и религии [33].
Взаимодействие религиозного института и образовательного привлекает внимание как ученых (не только гуманитарного профиля), так и широкой общественности России в связи с нашумевшей темой клерикализации науки и школы.
А.Г. Нестерова описывает цели взаимодействия институтов государственного и религиозного образования в Российской Федерации и проводит четкое разделение функций государства и церкви в совместной деятельности [34]. И.В. Королькова анализирует сущность, выстраивает функциональную модель и определяет успешность «совместно-сопряженной и совместно-распределенной деятельности государственной системы образования и Русской Православной Церкви» [35].
Огромное количество публикаций посвящено взаимовлиянию религиозного института и института семьи.
П. Эджел указывает на взаимозависимость религиозного института и семьи, которая существовала «всегда». Религиозный институт определяет моральные рамки существования семьи, а также формирует имидж «хорошей семьи». Религиозное влияние на семью, как подчеркивает автор, ассоциируется со стабильностью брака, счастьем и удовлетворенностью семейной жизнью и родительством [36].
Коллектив авторов научной монографии «Семья и вера в социологическом измерении» (А.Б. Синельников, В.М. Медков, А.И. Антонов и др.) на основании данных социологического исследования «Религия, семья, дети» 2009 года анализирует влияние религиозного возрождения в на семейную жизнь и демографическое поведение населения современной России [37, с. 21-46]. Т.Ю. Рудницкая описывает активизацию деятельности РПЦ по решению проблем современной российской семьи: существенно усилена благотворительная и просветительская ее составляющие [38]. Т.В. Склярова проводит анализ соработничества государственных и религиозных институтов в сфере поддержки семьи в России в настоящее время [39]. А.С. Па-либина анализирует неоднозначное влияние ценностей православия на социальный институт российской семьи и приходит к выводу, что «современному российскому обществу присущи процессы интеграции и дезинтеграции между ценностями институтов семьи и православия» [40]. Коллектив авторов статьи «Влияние
религиозной социализации и принадлежности к общине на рождаемость» дают обзор результатов многих российских и зарубежных исследований по этой теме [41].
О влиянии религиозного института на трудовые и экономические отношения написано не так много. Прежде всего нужно вспомнить фундаментальный труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», в котором положено начало исследованию взаимовлияния религии и капитализма. Впоследствии трудовая этика практически всех наиболее распространенных религий была подвергнута схожему анализу.
Л.А. Хайлова описывает конфессиональные особенности православия, католицизма, протестантизма и ислама в отношении к труду, выделяет факторы взаимовлияния религии, экономики и других сфер общества [42]. В.А. Макаров подчеркивает значимость для экономики США пуританских устоев и выявляет новые влияния на нее посредством больших потоков миграции из Латинской Америки [43]. М.В. Ефремова проводит сравнительный анализ характеристик гражданской и религиозной идентичности личности и экономических установок представителей православия и ислама в России [44]. Н.Н. Поташинская посвятила свои работы исследованию католической социальной доктрины [45].
М.Е. Добрускин представляет трактовки социальных функций церкви и социальной роли религии на материалах РПЦ [46]. А.М. Капалин в диссертационном исследовании «Социальные функции института Русской Православной Церкви» уточняет понятие «социальные функции церкви», достаточно традиционно определяя их как «способы ее воздействия на общество в целом и его институты» [4]. Российские исследователи в последнее время расширяют состав функций социального института религии в обществе, указывая на ряд возможных дисфункций религиозного института [47].
Расширенный список функций, по нашему мнению, выглядел бы следующим образом: мировоззренческая, компенсаторная, интегра-тивная, функция социальной самоидентификации, социально-регламентирующая функция (функция социального контроля), адаптационная, охранительная (взаимно в отношении существующей власти, порядка), социально-критическая (критика современного миропорядка и власти). Дисфункции выделим следующие. Церкви, претендующие на государственную значимость, зачастую осуществляют в регионах частичное сращивание с государ-
ственным аппаратом, что негативно сказывается как на действиях государственных органов, так и на развитии религиозных организаций. Стремление РПЦ к достижению монопольного статуса препятствует реализации конституционного принципа свободы вероисповедания и ограничивает другие религиозные организации в их деятельности. Кроме того, в поликонфессиональных регионах религиозные организации могут играть значительную дезынтегра-тивную роль (явно или латентно). Латентно универсальные церкви, расширяя границы за счет снижения порога воцерковления, могут жертвовать в угоду этому результату «качеством» воцерковления верующих, засчитывая в свои ряды всех заявивших о своем членстве, без оценки их реальной религиозности.
В современном российском обществе в сфере религии роисходят совершенно разнонаправленные процессы, в том числе реинституциона-лизация религии (возрождение институциональной религии, укрепление позиций различных конфессий и религиозных организаций), и вместе с тем (как и во всем европейском обществе) приватизация религии, формирование диффузионной религиозности (размывание границ институциональной религии). Именно сейчас, как никогда прежде, представляет интерес изучение столкновения позиций различных теорий религии в исследовании такого комплексного поля.
С точки зрения исследования институционального взаимодействия религиозного института и институционализованной уже в российском обществе социальной работы, считаем весьма плодотворным применение структурно-функционального подхода. Как было показано выше, большинство российских и множество зарубежных авторов использует конструкты этого подхода в своем анализе.
Ключевыми элементами нашего анализа являются взаимодействие религиозного института с другими социальными институтами, функции религиозного института, религиозный фактор, религиозное общение. Отдельно будут рассмотрены религиозные организации, религиозные профессионалы, религиозность, имеющие важное значение для освещения конфессионального (социальное учение и социальное служение), организационного (общность, приход, среда, коллективная религиозность, взаимодействие между организациями) и индивидуального (индивидуальная религиозность, религиозная идентичность) уровней анализа явления социальной работы религиозных организаций в современной России.
Список литературы
1. The new Blackwell companion to the sociology of religion / Ed. by B.S. Turner, 2010. 712 p. - URL: http//www.twirpx.com/file/603325/ (дата обращения 23.09.2013).
2. Bryan T. The Sociology of Religion // The sage handbook of sociology, 2006. - URL: www.sagepub. com/oswmedia3e/study/chapters/handbooks/handbook 12.1.pdf (дата обращения 15.10.2013).
3. Янакова Е.В. Реинституционализация Русской Православной Церкви в современном российском обществе: функционально-ролевой аспект: Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013. 31 с.
4. Капалин А.М. Социальные функции института Русской Православной Церкви: Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Тюмень: ТюмГУ, 2009. 43 с.
5. Елишев С.О. Институт религиозных конфессий и организаций с позиций русской политологической школы // Альманах Пространство и Время. 2012. Т. 1. Вып. 2. - URL: http://e-almanac.space-time.ru/ assets/files/Tom1Vip2/rubr3-teorii-koncepcii-paradig-my-st2-elishev-2012.pdf (дата обращения 23.09.2013).
6. Каргина И.Г. Новое христианство: качественные преобразования постмодернистского пейзажа // Материалы VI Всероссийского социологического конгресса. Секция 14. Социология религии. - URL: www.all-russia-sc.ru/netcat_files/File/Part14.pdf (дата обращения 25.10.2013).
7. Lidz V. The Functional Theory of Religion/ The new Blackwell companion to the sociology of religion / Ed. by Bryan S. Turner. - URL: www.twirpx.com/ file/603325/ (дата обращения 13.05.2013).
8. Hammond P.E., Machacek D.W. Religion and The State // Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 391-406.
9. Гараджа В.И. Социология религии: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. 348 с.
10. Руткевич Е.Д. Белла Роберт Нили; Бергер Питер Людвиг; Вах Иоахим; Глок Чарльз; Грили Эндрю Мэтью; Кокс Харви; Ле Бра Габриэль; Лукман Томас; Нисбет Роберт; Олпорт Гордон; Рисмен Дэвид; Токвиль о религии; Шлейермахер Фридрих // Культурология. Энциклопедия в 2-х т. Центр гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук. М.: РОССПЭН, 2007. -URL: www.isras.ru/files/File/Publication/Bella_Berger _...St_Rutkevich.pdf (дата обращения 15.07.2013).
11. Островская Е.А. Институционализация религиозной модели общества: Автореферат дисс. ... докт. соц. наук. СПб.: СПбГУ, 2003. 45 с.
12. Лебедев С.Д. Две культуры: религия в Российском светском образовании на рубеже XX-XXI веков: Монография. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 252 с. - URL: www.http://www.socionavtika.net/Staty/diegesis/ Lebedew/Twokult_Gl1.htm (дата обращения 05.04.2013).
13. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая
мысль. М.: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996. С. 372-392.
14. Шкурова Е.В. Теоретико-методологические основания исследований религиозного поля // Труд. Профсоюзы. Общество. 2007. № 4. С. 95-99.
15. Чемикосова Т.А. Трансформация религии как социального института в постсоветской России / Автореферат дисс. ... докт. соц. наук. Казань: КГУ, 2007. 29 с.
16. Cipriani R. Religion as Diffusion of Values. "Diffused Religion" in the Context of a Dominant Religious Institution: The Italian Case // The Blackwell companion to the sociology of religion / Edited by Richard K. Fenn, Blackwell Publishing Ltd, 2003. - URL: twirpx.com/file/ 1054614/ (дата обращения 27.07.2013).
17. Религия в российском обществе. Традиционные религиозные и либеральные взгляды / Под ред. М.В. Романова и В.В. Степанова. М.: Общественная палата РФ, 2012. 98 с. (на правах рукописи).
18. Безбородов М.И. Роль социально-политической доктрины Русской Православной Церкви в формировании ее отношений с государством в конце ХХ - начале XXI вв. (на примере Республики Карелия): Автореферат дисс. ... канд. полит. наук. СПб.: СПбГУ, 2011. 31 с.
19. Григорьев Н.Ю. Взаимодействие Вооруженных сил Российской Федерации и Русской Православной церкви в современных условиях: содержание, специфика и перспективы: Социально-философский аспект: Автореферат дисс. ... канд. филос. наук. М.: ВУ, 2003, 27 с.
20. Евдокимова Ю.Р. Русская Православная Церковь и армия // В мире научных открытий. 2010. № 6-2. С. 111-115.
21. Тюремное служение Русской Православной Церкви (Сборник материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы) / Сост. протоиерей О. Скоморох, Н.В. Пономарева. М.: Благотворительный фонд «Иваново дело». - URL: www.http: //www.twirpx.com/file/1012968/?rand=7602358 (дата обращения 15.08.2013).
22. Pessi A.B. Religion and social Problems: Individual and Institutional Responses // Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 942-965.
23. Мчедлова М.М. Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные тенденции: Автореферат дисс. ... докт. полит. наук. М.: ИС РАН, 2011. 53 с.
24. Православная церковь при новом патриархе / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. 418 с.
25. Социальное партнерство государства и религиозных организаций: Монография. М.: Научный эксперт, 2009. 232 с.
26. Костылева Т.А. Социальное служение религиозных организаций: Автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Омск: ОмскГУ, 2006. 20 с.
27. Антонова О.И. Социальное служение религиозных общностей в современной России: опыт социологического исследования: Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Екатеринбург: УрАГС, 2009. 25 с.
28. Ситников А.В. Церковь в структуре гражданского общества // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 11-18.
29. Cadge W. Religion, spirituality, and health: an institutional approach // Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press. 2011. P. 836-857.
30. Хренникова С.М. Особенности взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной Церкви (на примере Ивановской области) в современных условиях: Автореферат дисс. ... канд. мед. наук. М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2007. 26 с.
31. Hoover S.M. Religion and the Media // Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press. 2011. P. 688-705.
32. Bunt G.R. Religion and the Internet // Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 705-723.
33. Иванов Н.Л. Светская пресса как субъект взаимодействия государства и церкви в современной России: Автореферат дисс. ... канд. полит. наук. СПб.: СПбГУ, 2011. 24 с.
34. Нестерова А.Г. Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России: опыт социологического анализа: Автореферат дисс. . канд. социол. наук. Волгоград: ВолГУ, 2007. 25 с.
35. Королькова И.В. Взаимодействие государственной системы образования и Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. М.: ИПППД РАО, 2012. 24 с.
36. Edgell P. Religion and Family / Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 635-651.
37. Синельников А.Б., Медков В.М., Антонов А.И. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования). М.: КДУ, 2009. 288 с.
38. Рудницкая Т.Ю. Проблемы семьи в светском и религиозном концептах: Автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Пермь: ПермГУ, 2010. 32 с.
39. Склярова Т.В. Социально-педагогическая поддержка семьи: опыт взаимодействия Русской Православной Церкви и государства // Акмеология. 2007. № 1. С. 77-80. - URL: http://www.elibrary.ru/download/ 96624123.pdf (дата обращения 05.08.2013).
40. Палибина А.С. Социальная реконструкция взаимосвязи институтов православия и семьи в современной России (на примере Республики Мордовия): Автореферат дисс. ... канд. соц. наук. М.: РГУ-ТиС, 2012. 24 с.
41. Забаев И.В., Мелкумян Е.Б., Орешина Д.А., Павлюткин И.В., Пруцкова Е.В. Влияние религиозной социализации и принадлежности к общине на рождаемость. Постановка проблемы. - URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2013/0553/analit03.php (дата обращения 05.08.2013).
42. Хайлова Л.А. Конфессиональное отношение к труду: социально-философский анализ): Автореферат дисс. ... канд. филос. наук. М.: РГСУ, 2008. 26 с.
43. Макаров В.А. Трудовая этика протестантизма и современное предпринимательство в США): Автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Чита: ЗабГУ, 2013. 24 с.
44. Ефремова М.В. Взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями: Автореферат дисс. . канд. филос. наук. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 30 с.
45. Поташинская Н.Н. Католическая церковь об этике в экономике. - URL: http://www.isras.ru/files/ File/publ/Potashinskaya_bereginya_2011_4.pdf (дата обращения 05.08.2013).
46. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви экономике. - URL: http://www.ecsocman.hse. ru/data/035/788/1219/009.D0BRUSKIN.pdf (дата обращения 05.08.2013).
47. Акулич М.М., Капалин А.М. Религия как социальный институт // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 8-15.
FUNCTIONAL ANALYSIS OF RELIGIOUS INSTITUTIONS
I.E. Petrova
The results of the study of the religious institution in modern Russia and the world. A generalized framework for analyzing the status and dynamics of a religious institute, the interaction of religious and other social institutions, functions and dysfunctions of the religious institute.
Keywords: religion, religious institution, interaction, function, functional analysis, circuit analysis.
References
1. The new Blackwell companion to the sociology of religion / Ed. by B.S. Turner, 2010. 712 p. - URL: http//www.twirpx.com/file/603325/ (data obrascheniya 23.09.2013).
2. Bryan T. The Sociology of Religion // The sage handbook of sociology, 2006. - URL: www.sagepub. com/oswmedia3e/study/chapters/handbooks/handbook 12.1.pdf (data obrascheniya 15.10.2013).
3. Yanakova E.V. Reinstitucionalizaciya Russkoi Pravoslavnoi Cerkvi v sovremennom rossiiskom obsch-
estve: funkcional'no-rolevoi aspekt: Avtoreferat diss. ... kand. soc. nauk. Rostov-na-Donu: YuFU, 2013. 31 s.
4. Kapalin A.M. Social'nye funkcii instituta Russkoi Pravoslavnoi Cerkvi: Avtoreferat diss. ... kand. soc. nauk. Tyumen': TyumGU, 2009. 43 s.
5. Elishev S.O. Institut religioznyh konfessii i organ-izacii s pozicii russkoi politologicheskoi shkoly // Al'manah Prostranstvo i Vremya. 2012. T. 1. Vyp. 2. -URL: http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom1 Vip2/rubr3-teorii-koncepcii-paradig-my-st2-elishev-2012.pdf (data obrascheniya 23.09.2013).
6. Kargina I.G. Novoe hristianstvo: kachestvennye preobrazovaniya postmodernistskogo peizaja // Materi-aly VI Vserossiiskogo sociologicheskogo kongressa. Sekciya 14. Sociologiya religii. - URL: www.all-russia-sc.ru/netcat_files/File/Part14.pdf (data obrascheniya 25.10.2013).
7. Lidz V. The Functional Theory of Religion/ The new Blackwell companion to the sociology of religion / Ed. by Bryan S. Turner. - URL: www.twirpx.com/ file/603325/ (data obrascheniya 13.05.2013).
8. Hammond P.E., Machacek D.W. Religion and The State // Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 391-406.
9. Garadja V.I. Sociologiya religii: Uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2005. 348 s.
10. Rutkevich E.D. Bella Robert Nili; Berger Piter Lyudvig; Vah Ioahim; Glok Charl'z; Grili Endryu Met'yu; Koks Harvi; Le Bra Gabriel'; Lukman Tomas; Nisbet Robert; Olport Gordon; Rismen Devid; Tokvil' o religii; Shleiermaher Fridrih // Kul'turologiya. Enci-klopediya v 2-h t. Centr gumanitarnyh nauchno-informacionnyh issledovanii Instituta nauchnoi infor-macii po obschestvennym naukam Rossiiskoi akademii nauk. M.: ROSSPEN, 2007. - URL: www.isras.ru/files/File/Publication/Bella_Berger _...St_Rutkevich.pdf (data obrascheniya 15.07.2013).
11. Ostrovskaya E.A. Institucionalizaciya religioznoi modeli obschestva: Avtoreferat diss. . dokt. soc. nauk. SPb.: SPbGU, 2003. 45 s.
12. Lebedev S.D. Dve kul'tury: religiya v Rossiiskom svetskom obrazovanii na rubeje XX-XXI vekov: Mono-grafiya. Belgorod: Izd-vo BelGU, 2005. 252 s. - URL: www.http://www.socionavtika.net/Staty/diegesis/Lebedew/ Twokult_Gl1.htm (data obrascheniya 05.04.2013).
13. Sorokin P.A. Sociokul'turnaya dinamika i evoly-ucionizm // Amerikanskaya sociologicheskaya mysl'. M.: Izdanie Mejdunarodnogo universiteta biznesa i uprav-leniya, 1996. S. 372-392.
14. Shkurova E.V. Teoretiko-metodologicheskie os-novaniya issledovanii religioznogo polya // Trud. Profsoyuzy. Obschestvo. 2007. № 4. S. 95-99.
15. Chemikosova T.A. Transformaciya religii kak social'nogo instituta v postsovetskoi Rossii / Avtoreferat diss. . dokt. soc. nauk. Ka-zan': KGU, 2007. 29 s.
16. Cipriani R. Religion as Diffusion of Values. "Diffused Religion" in the Context of a Dominant Religious Institution: The Italian Case // The Blackwell companion to the sociology of religion / Edited by Richard K. Fenn, Blackwell Publishing Ltd, 2003. - URL: twirpx.com/file/ 1054614/ (data obrascheniya 27.07.2013).
17. Religiya v rossiiskom obschestve. Tradicionnye religioznye i liberal'nye vzglyady / Pod red. M.V. Romanova i V.V. Stepanova. M.: Obschestvennaya palata RF, 2012. 98 s. (na pravah rukopisi).
18. Bezborodov M.I. Rol' social'no-politi-cheskoi doktriny Russkoi Pravoslavnoi Cerkvi v formirovanii ee otnoshenii s gosudarstvom v konce HH - nachale XXI vv. (na primere Respubliki Kareliya): Avtoreferat diss. ... kand. polit. nauk. SPb.: SPbGU, 2011. 31 s.
19. Grigor'ev N.Yu. Vzaimodeistvie Voorujennyh sil Rossiiskoi Federacii i Russkoi Pravoslavnoi cerkvi v sovremennyh usloviyah: soderjanie, specifika i perspek-tivy: Social'no-filo-sofskii aspekt: Avtoreferat diss. ... kand. filos. nauk. M.: VU, 2003, 27 s.
20. Evdokimova Yu.R. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' i armiya // V mire nauchnyh otkrytii. 2010. № 6-2. S. 111-115.
21. Tyuremnoe slujenie Russkoi Pravoslavnoi Cerkvi (Sbornik materialov v pomosch' organi-zacii slujeniya v mestah lisheniya svobody) / Sost. protoierei O. Skomo-roh, N.V. Ponomareva. M.: Blagotvoritel'nyi fond «Ivanovo delo». - URL: www.http: //www.twirpx.com/file/1012968/? rand=7602358 (data ob-rascheniya 15.08.2013).
22. Pessi A.B. Religion and social Problems: Individual and Institutional Responses // Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 942-965.
23. Mchedlova M.M. Mesto religii v social'no-politicheskom processe: civilizacionnye osnovaniya i sovremennye tendencii: Avtoreferat diss. ... dokt. polit. nauk. M.: IS RAN, 2011. 53 s.
24. Pravoslavnaya cerkov' pri novom patriarhe / Pod red. A. Malashenko i S. Filatova. M.: Rossiiskaya politicheskaya enciklopediya, 2012. 418 s.
25. Social'noe partnerstvo gosudarstva i religioznyh organizacii: Monografiya. M.: Nauchnyi ekspert, 2009. 232 s.
26. Kostyleva T.A. Social'noe slujenie religioznyh organizacii: Avtoreferat diss. ... kand. filos. nauk. Omsk: OmskGU, 2006. 20 s.
27. Antonova O.I. Social'noe slujenie religioznyh ob-schnostei v sovremennoi Rossii: opyt sociologicheskogo issledovaniya: Avtore-ferat diss. ... kand. soc. nauk. Ekaterinburg: UrAGS, 2009. 25 s.
28. Sitnikov A.V. Cerkov' v strukture grajdanskogo obschestva // Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubejom. 2011. № 1. S. 11-18.
29. Cadge W. Religion, spirituality, and health: an institutional approach // Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press. 2011. P. 836-857.
30. Hrennikova S.M. Osobennosti vzaimodei-stviya sistemy zdravoohraneniya i Russkoi Pravo-slavnoi Cerkvi (na primere Ivanovskoi oblasti) v sovremennyh usloviyah: Avtoreferat diss. . kand. med. nauk. M.: MMA im. I.M. Sechenova, 2007. 26 s.
31. Hoover S.M. Religion and the Media // Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press. 2011. P. 688 -705.
32. Bunt G.R. Religion and the Internet // Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Reli-gion. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 705-723.
33. Ivanov N.L. Svetskaya pressa kak sub'ekt vzai-modeistviya gosudarstva i cerkvi v sovremennoi Rossii: Avtoreferat diss. ... kand. polit. nauk. SPb.: SPbGU, 2011. 24 s.
34. Nesterova A.G. Vzaimodeistvie institutov svetskogo i religioznogo obrazovaniya v sovremen-noi Rossii: opyt sociologicheskogo analiza: Avtoreferat diss. ... kand. sociol. nauk. Volgograd: VolGU, 2007. 25 s.
35. Korol'kova I.V. Vzaimodeistvie gosudar-stvennoi sistemy obrazovaniya i Russkoi Pravoslavnoi Cerkvi v sfere duhovno-nravstvennogo vospitaniya podrastay-uschego pokoleniya: Avtoreferat diss. ... kand. ped. nauk. M.: IPPPD RAO, 2012. 24 s.
36. Edgell P. Religion and Family / Clarke P. The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 635-651.
37. Sinel'nikov A.B., Medkov V.M., Antonov A.I. Sem'ya i vera v sociologicheskom izmerenii (rezul'taty mejregional'nogo i mejkonfessio-nal'nogo issledovani-ya). M.: KDU, 2009. 288 s.
38. Rudnickaya T.Yu. Problemy sem'i v svetskom i religioznom konceptah: Avtoreferat diss. . kand. filos. nauk. Perm': PermGU, 2010. 32 s.
39. Sklyarova T.V. Social'no-pedagogicheskaya pod-derjka sem'i: opyt vzaimodeistviya Russkoi Pravoslavnoi Cerkvi i gosudarstva // Akmeologiya. 2007. № 1. S. 7780. - URL: http://www.elibrary.ru/download/ 96624123.pdf (data obrascheniya 05.08.2013).
40. Palibina A.S. Social'naya rekonstrukciya vzai-mosvyazi institutov pravoslaviya i sem'i v sovremennoi Rossii (na primere Respubliki Mordoviya): Avtoreferat diss. ... kand. soc. nauk. M.: RGUTiS, 2012. 24 s.
41. Zabaev I.V., Melkumyan E.B., Oreshina D.A., Pavlyutkin I.V., Pruckova E.V. Vliyanie religioz-noi socializacii i prinadlejnosti k obschine na rojdaemost'. Postanovka problemy. - URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2013/0553/analit03 .php (data obrascheniya 05.08.2013).
42. Hailova L.A. Konfessional'noe otnoshenie k tru-du: cocial'no-filosofskii analiz): Avtoreferat diss. ... kand. filos. nauk. M.: RGSU, 2008. 26 s.
43. Makarov V.A. Trudovaya etika protestantizma i sovremennoe predprinimatel'stvo v SShA): Avtoreferat diss. ... kand. filos. nauk. Chita: ZabGU, 2013. 24 s.
44. Efremova M.V. Vzaimosvyaz' grajdanskoi i religioznoi identichnosti s ekonomicheskimi ustanov-kami i predstavleniyami: Avtoreferat diss. ... kand. filos. nauk. M.: GU VShE, 2010. 30 s.
45. Potashinskaya N.N. Katolicheskaya cerkov' ob etike v ekonomike. - URL: http://www.isras.ru/files/ File/publ/Potashinskaya_bereginya_2011_4.pdf (data obrascheniya 05.08.2013).
46. Dobruskin M.E. O social'nyh funkciyah cerkvi ekonomike. - URL: http://www.ecsocman.hse. ru/data/035/788/1219/009.D0BRU SKIN.pdf (data obrascheniya 05.08.2013).
47. Akulich M.M., Kapalin A.M. Religiya kak so-cial'nyi institut // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2008. № 32. S. 8-15.