Научная статья на тему 'Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945): взгляд из XXI века. Институт славяноведения РАН, 2010'

Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945): взгляд из XXI века. Институт славяноведения РАН, 2010 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945): взгляд из XXI века. Институт славяноведения РАН, 2010»

ческой Церкви. Однако книга может быть интересна для социологов религии, практических теологов, историков Церкви и даже для православных церковнослужителей. Знакомство с новыми методами и опытом работы в протестантских общинах и функциональных службах, как нам кажется, может послужить отправной точкой для пересмотра роли социологических исследований в Русской Православной Церкви.

Е. В. Воронцова (ПСТГУ)

Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942—1945): Взгляд из XXI века. М.: Институт славяноведения РАН, 2012. 192 с.

Рецензируемое исследование известного специалиста по истории церковнополитических отношений на Балканах в Х1Х—ХХ вв., Виктора Ивановича Ко-сика, посвящено одной из самых сложных страниц истории балканского православия в XX в. После образования здесь Независимого Государства Хорватии (далее: НГХ) сербское православное население, оказавшееся на территории новообразованной страны, было подвергнуто жесточайшим гонениям вплоть до истребления. Для оставшихся в живых православных руководство НГХ в лице диктатора А. Павелича решило создать церковное образование, чтобы исключить возможные обвинения в геноциде со стороны мирового сообщества. Об истории этого образования от самого зарождения на идейном уровне до полного исчезновения и повествуется в работе В. И. Косика.

Монография состоит из трех частей: исследование, документы, справочная информация. Исследовательская часть книги содержит восемь глав, не считая раздела примечаний.

В первой главе читатель знакомится с проблематикой политических и националистических взаимоотношений хорватов и сербов накануне установления в НГХ усташеского режима. На основе официальных документов автор показывает начальные меры, предпринятые новым правительством для полного «охор-вачивания» сербского населения, которое составляло треть от общего числа жителей НГХ. Оно проходило в трех направлениях: выселение сербов, перекрещивание их в католичество и истребление. Выселение и истребление носило жесточайший характер, ярким подтверждением чему служит концентрационный лагерь Ясеновац. Перекрещивание же казалось более гуманным решением сербской проблемы, однако на деле стало очередным поводом к издевательствам над сербским населением: усташи не верили в искренность перехода сербов в католичество и устраивали жестокие проверки. Кроме того, перекрещенные сербы стали мишенью для сербских партизанских отрядов четников, мстивших за отпадение от веры отцов. В итоге каждое из направлений «охорвачивания» было так или иначе связано с истреблением сербов как нации — геноцидом, что вовсе

Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945)...

не входило в сферу интересов германского правительства. Поэтому последнее потребовало от А. Павелича более мирного способа превращения НГХ в исключительно хорватское государство.

Так появилась идея учреждения Хорватской Православной Церкви, согласно которой православные сербы получали возможность сохранить свою религиозную самоидентичность и не иметь в то же время ничего общего с сербским православием: всякий серб, признавший юрисдикцию Хорватской Церкви, становился хорватом. Предварительным переговорам в хорватских кругах и согласованию этой идеи с немецким руководством посвящена вторая глава.

Третья глава содержит, пожалуй, наиболее ценный и интересный материал и повествует о первом и единственном первоиерархе ХПЦ — митрополите Гермогене (в миру — Григорий Иванович Максимов). Его личность вызывает неподдельное любопытство и в то же время недоумение. Его пастырское служение в России было продолжительным и чрезвычайно насыщенным событиями и даже подвигами. Он начинал служить священником в Новочеркасске, работал директором мужской церковной гимназии в Усть-Медведицкой станице, с 1902 г. был настоятелем владикавказского кафедрального собора, с 1906 г. — ректором семинарии в Саратове. Принял постриг с именем Гермогена в 1910 г. и стал епископом Аксакайским, после чего был назначен викарием Донской епархии и архипастырем Всевеликого войска Донского. В 1917 г. владыку арестовали большевики, но через год отпустили, после чего последовали его скитания по югу России в качестве войскового священника. В 1920 г. началось долгое путешествие в Сербию вместе с беженцами из России: Константинополь — Фессалоники — Лемнос — Афон — Белград. В 1922 г. на заседании Синода РПЦЗ он получил сан архиепископа Екатеринославского и Новомосковского. Кроме того, владыка Гермоген регулярно с 1886 г. включался во всевозможные комиссии и комитеты по образованию и душепопечению.

К моменту образования НГХ он обитал в Хоповском женском монастыре, где его обнаружило руководство министерства правосудия и вероисповедания и сделало соответствующее предложение. Вызывает недоумение, чем руководствовался владыка Гермоген, соглашаясь возглавить ХПЦ, ведь сомнительность канонического статуса этой организации была очевидна всем: именно поэтому для поиска иерарха, согласного стать во главе ХПЦ, организовывались целые экспедиции, а в качестве кандидатур рассматривались абсолютно маргинальные лица. Автор справедливо предполагает, что в основе такого решения Гермогена лежала жертвенная любовь к православному народу: он был уже стар и не имел никаких амбиций, но больше заботился о судьбе православных сербов. Для него не имела значения реакция Сербской Церкви, юрисдикцию которой нарушал владыка, и священноначалие РПЦЗ, клириком которой он являлся и не ставил в известность о своей деятельности. Он прекрасно понимал, что для сохранения православия и сербов в НГХ необходимо принять самое деятельное участие в создании новой организации, а вопросы каноничности были второстепенными.

В четвертой главе повествуется о проблемах канонического устройства и признания, с которыми столкнулось руководство НГХ. Оно обращалось с прошением о признании в Константинополь, Москву, Белград, Бухарест и Софию, и

получило... лишь устное одобрение из Москвы через одного священника. Однако факт непризнания ХПЦ вселенским православием нисколько не смутил правительство, и в 1942 г. оно приняло устав ХПЦ, который слово в слово повторял устав Сербской Церкви с заменой прилагательных «сербский» на «хорватский». Гермоген стал именоваться патриархом. Здесь же автор приводит подробную структуру ХПЦ (весьма незначительную по объему), останавливаясь подробно на личностях всех ключевых функционеров. Среди них были и францисканец Р. Главаш, и сотрудник немецкой разведки А. Кунгель, что служит прекрасной иллюстрацией сути этой «церковной» организации.

Небезынтересной представляется пятая глава, посвященная биографии и деятельности второго епископа ХПЦ, Спиридона (Мифки), жизнь которого изобиловала яркими, но компрометирующими моментами. Только человек такой судьбы мог добровольно согласиться на епископскую кафедру в ХПЦ. Его хиротония, имевшая почти детективную предысторию, проходила с участием патриарха Гермогена и митрополита Виссариона (Пую), иерарха Румынской Церкви.

В следующей главе автор описывает состав духовенства ХПЦ и место в нем русского священства. Сербское духовенство влекло жалкое существование и зачастую вынуждено было уходить в партизанские отряды четников. Русское же духовенство сталкивалось с проблемами неприятия на местах: разрушенные храмы, запуганное население, озлобленные местные чиновники. Общее число священников в ХПЦ составляло всего не более сотни.

Седьмая глава посвящена проблеме управления ХПЦ патриархом Гермогеном. С самого начала своей организации ХПЦ была учреждаема светскими властями, и после поставления Гермогена власти продолжали руководить своим проектом. Владыка беспрекословно подчинялся решениям правительства, которое смело вмешивалось в дела Церкви, что происходило лишь в моменты крайней его заинтересованности в пропаганде НГХ. В остальных случаях, когда ситуация требовала реальной поддержки Церкви, правительство, как правило, оставалось в стороне. Патриарх Гермоген, несмотря на весь свой оптимизм и наивные надежды, без помощи руководства НГХ был не в силах заниматься сколь-либо серьезным управлением Церкви.

Последняя глава представляет собой размышления автора о современных настроениях в хорватской среде, где теплится надежда о возрождении ХПЦ.

В последнее время все чаще приходится слышать о проектах возрождения ХПЦ, что приводит в некоторое уныние, поскольку агрессивная национальная подоплека (в случае с ХПЦ всегда именно так) подобных движений всегда приводит к плачевным результатам. Исторические исследования имеют своей стратегической целью связь изучаемых событий с современностью, поэтому в заключении книги В. И. Косик как бы оставляет место читателю самому решить для себя, как относиться к происходящему на Балканах сегодня.

В разделе документов размещены все ключевые источники по истории ХПЦ: постановления правительства об учреждении ХПЦ, о назначении владыки Гермогена ее главой и даже об организации банкета в честь Гемрогена. Даны протоколы допросов патриарха коммунистами, допросов других лиц, имеющих

Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945)...

отношение к ХПЦ. Автор приводит донесения начальника службы безопасности штурмбанфюрера СС Х. Хелма, донесения на его имя, письма министров о деятельности ХПЦ и, наконец, выписки из заседаний Синода РИПЦ о приостановлении Акта о причислении к Собору Новомучеников и Исповедников Российских архиепископа Гермогена.

Третий — справочный — раздел состоит из кратких биографических сведений о некоторых священнослужителях ХПЦ из России и именной указатель.

Работа В. И. Косика совсем не нова с точки зрения степени изученности вопроса и продолжает труды балканских исследователей П. Пожара1, М. Обер-кнежевича2, В. Джурича3 и В. Джурича Мишины4, а также начинаний самого автора и М. В. Шкаровского5. Однако данную монографию отличает прежде всего умение автора выделить и показать характер взаимоотношений между ХПЦ и остальным православным миром с одной стороны и между ХПЦ и Католической Церковью — с другой. То есть кроме исключительно исторической подоплеки вопроса в работе заметны и проблемы канонического и межхристианского характера. Совершенно по-новому здесь прослеживается отдельная сюжетная линия всевозрастающей роли Католической Церкви на Балканах: легкое соучастие в беде православия и в то же время циничное переманивание в свое лоно и вовлеченность в процесс угнетения.

Среди недостатков работы стоит отметить лишь формальную, но немаловажную особенность публикации, которая, к сожалению, все чаще в последнее время встречается в издательствах даже такого высокого уровня, становясь неприятной тенденцией: неудовлетворительная работа технических и научных редакторов, если таковые вообще участвовали в создании книги. Складывается ощущение, что рукопись после написания автором напрямую попала в типографию, минуя все формы редакторской работы.

Тем не менее данное досадное недоразумение не умаляет очевидных достоинств монографии: скрупулезная подборка источников, взвешенный анализ материалов и четкая последовательная структура исследования, не лишенная живого, легкого стиля изложения. Работа В. И. Косик, безусловно, окажется полезной церковным историкам, специалистам по каноническому праву и богословам, а также студентам в качестве исчерпывающего справочника по истории Хорватской Православной Церкви.

С. В. Заплатников (ПСТГУ)

1 PozarP. Hrvatska pravoslavna crkva u proslosti I buducnosti. Zagreb, 1996.

2 Oberknezevic M. Razvoj pravoslavlja u Hrvatskoj I Hrvatska pravoslavna crkva. Barcelona,

1979.

3ДжуриЬ В. Усташе и православлье Хрватска православна црква. Белград, 1989.

4 ЪуриЬ Мишина В. Српска православна црква у Независноj држави Хрватсиу 1941— 1945 године. Ветерник, 2002.

5 Шкаровский М. В. Создание и деятельность Хорватской Православной Церкви в годы Второй мировой войны // Вестник церковной истории. 2007. № 3. С. 221—262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.