Научная статья на тему 'Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945): взгляд из XXI века. Институт славяноведения РАН, 2010'

Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945): взгляд из XXI века. Институт славяноведения РАН, 2010 Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
66
24
Поделиться

Текст научной работы на тему «Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945): взгляд из XXI века. Институт славяноведения РАН, 2010»

ческой Церкви. Однако книга может быть интересна для социологов религии, практических теологов, историков Церкви и даже для православных церковнослужителей. Знакомство с новыми методами и опытом работы в протестантских общинах и функциональных службах, как нам кажется, может послужить отправной точкой для пересмотра роли социологических исследований в Русской Православной Церкви.

Е. В. Воронцова (ПСТГУ)

Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942—1945): Взгляд из XXI века. М.: Институт славяноведения РАН, 2012. 192 с.

Рецензируемое исследование известного специалиста по истории церковнополитических отношений на Балканах в Х1Х—ХХ вв., Виктора Ивановича Ко-сика, посвящено одной из самых сложных страниц истории балканского православия в XX в. После образования здесь Независимого Государства Хорватии (далее: НГХ) сербское православное население, оказавшееся на территории новообразованной страны, было подвергнуто жесточайшим гонениям вплоть до истребления. Для оставшихся в живых православных руководство НГХ в лице диктатора А. Павелича решило создать церковное образование, чтобы исключить возможные обвинения в геноциде со стороны мирового сообщества. Об истории этого образования от самого зарождения на идейном уровне до полного исчезновения и повествуется в работе В. И. Косика.

Монография состоит из трех частей: исследование, документы, справочная информация. Исследовательская часть книги содержит восемь глав, не считая раздела примечаний.

В первой главе читатель знакомится с проблематикой политических и националистических взаимоотношений хорватов и сербов накануне установления в НГХ усташеского режима. На основе официальных документов автор показывает начальные меры, предпринятые новым правительством для полного «охор-вачивания» сербского населения, которое составляло треть от общего числа жителей НГХ. Оно проходило в трех направлениях: выселение сербов, перекрещивание их в католичество и истребление. Выселение и истребление носило жесточайший характер, ярким подтверждением чему служит концентрационный лагерь Ясеновац. Перекрещивание же казалось более гуманным решением сербской проблемы, однако на деле стало очередным поводом к издевательствам над сербским населением: усташи не верили в искренность перехода сербов в католичество и устраивали жестокие проверки. Кроме того, перекрещенные сербы стали мишенью для сербских партизанских отрядов четников, мстивших за отпадение от веры отцов. В итоге каждое из направлений «охорвачивания» было так или иначе связано с истреблением сербов как нации — геноцидом, что вовсе

Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945)...

не входило в сферу интересов германского правительства. Поэтому последнее потребовало от А. Павелича более мирного способа превращения НГХ в исключительно хорватское государство.

Так появилась идея учреждения Хорватской Православной Церкви, согласно которой православные сербы получали возможность сохранить свою религиозную самоидентичность и не иметь в то же время ничего общего с сербским православием: всякий серб, признавший юрисдикцию Хорватской Церкви, становился хорватом. Предварительным переговорам в хорватских кругах и согласованию этой идеи с немецким руководством посвящена вторая глава.

Третья глава содержит, пожалуй, наиболее ценный и интересный материал и повествует о первом и единственном первоиерархе ХПЦ — митрополите Гермогене (в миру — Григорий Иванович Максимов). Его личность вызывает неподдельное любопытство и в то же время недоумение. Его пастырское служение в России было продолжительным и чрезвычайно насыщенным событиями и даже подвигами. Он начинал служить священником в Новочеркасске, работал директором мужской церковной гимназии в Усть-Медведицкой станице, с 1902 г. был настоятелем владикавказского кафедрального собора, с 1906 г. — ректором семинарии в Саратове. Принял постриг с именем Гермогена в 1910 г. и стал епископом Аксакайским, после чего был назначен викарием Донской епархии и архипастырем Всевеликого войска Донского. В 1917 г. владыку арестовали большевики, но через год отпустили, после чего последовали его скитания по югу России в качестве войскового священника. В 1920 г. началось долгое путешествие в Сербию вместе с беженцами из России: Константинополь — Фессалоники — Лемнос — Афон — Белград. В 1922 г. на заседании Синода РПЦЗ он получил сан архиепископа Екатеринославского и Новомосковского. Кроме того, владыка Гермоген регулярно с 1886 г. включался во всевозможные комиссии и комитеты по образованию и душепопечению.

К моменту образования НГХ он обитал в Хоповском женском монастыре, где его обнаружило руководство министерства правосудия и вероисповедания и сделало соответствующее предложение. Вызывает недоумение, чем руководствовался владыка Гермоген, соглашаясь возглавить ХПЦ, ведь сомнительность канонического статуса этой организации была очевидна всем: именно поэтому для поиска иерарха, согласного стать во главе ХПЦ, организовывались целые экспедиции, а в качестве кандидатур рассматривались абсолютно маргинальные лица. Автор справедливо предполагает, что в основе такого решения Гермогена лежала жертвенная любовь к православному народу: он был уже стар и не имел никаких амбиций, но больше заботился о судьбе православных сербов. Для него не имела значения реакция Сербской Церкви, юрисдикцию которой нарушал владыка, и священноначалие РПЦЗ, клириком которой он являлся и не ставил в известность о своей деятельности. Он прекрасно понимал, что для сохранения православия и сербов в НГХ необходимо принять самое деятельное участие в создании новой организации, а вопросы каноничности были второстепенными.

В четвертой главе повествуется о проблемах канонического устройства и признания, с которыми столкнулось руководство НГХ. Оно обращалось с прошением о признании в Константинополь, Москву, Белград, Бухарест и Софию, и

получило... лишь устное одобрение из Москвы через одного священника. Однако факт непризнания ХПЦ вселенским православием нисколько не смутил правительство, и в 1942 г. оно приняло устав ХПЦ, который слово в слово повторял устав Сербской Церкви с заменой прилагательных «сербский» на «хорватский». Гермоген стал именоваться патриархом. Здесь же автор приводит подробную структуру ХПЦ (весьма незначительную по объему), останавливаясь подробно на личностях всех ключевых функционеров. Среди них были и францисканец Р. Главаш, и сотрудник немецкой разведки А. Кунгель, что служит прекрасной иллюстрацией сути этой «церковной» организации.

Небезынтересной представляется пятая глава, посвященная биографии и деятельности второго епископа ХПЦ, Спиридона (Мифки), жизнь которого изобиловала яркими, но компрометирующими моментами. Только человек такой судьбы мог добровольно согласиться на епископскую кафедру в ХПЦ. Его хиротония, имевшая почти детективную предысторию, проходила с участием патриарха Гермогена и митрополита Виссариона (Пую), иерарха Румынской Церкви.

В следующей главе автор описывает состав духовенства ХПЦ и место в нем русского священства. Сербское духовенство влекло жалкое существование и зачастую вынуждено было уходить в партизанские отряды четников. Русское же духовенство сталкивалось с проблемами неприятия на местах: разрушенные храмы, запуганное население, озлобленные местные чиновники. Общее число священников в ХПЦ составляло всего не более сотни.

Седьмая глава посвящена проблеме управления ХПЦ патриархом Гермогеном. С самого начала своей организации ХПЦ была учреждаема светскими властями, и после поставления Гермогена власти продолжали руководить своим проектом. Владыка беспрекословно подчинялся решениям правительства, которое смело вмешивалось в дела Церкви, что происходило лишь в моменты крайней его заинтересованности в пропаганде НГХ. В остальных случаях, когда ситуация требовала реальной поддержки Церкви, правительство, как правило, оставалось в стороне. Патриарх Гермоген, несмотря на весь свой оптимизм и наивные надежды, без помощи руководства НГХ был не в силах заниматься сколь-либо серьезным управлением Церкви.

Последняя глава представляет собой размышления автора о современных настроениях в хорватской среде, где теплится надежда о возрождении ХПЦ.

В последнее время все чаще приходится слышать о проектах возрождения ХПЦ, что приводит в некоторое уныние, поскольку агрессивная национальная подоплека (в случае с ХПЦ всегда именно так) подобных движений всегда приводит к плачевным результатам. Исторические исследования имеют своей стратегической целью связь изучаемых событий с современностью, поэтому в заключении книги В. И. Косик как бы оставляет место читателю самому решить для себя, как относиться к происходящему на Балканах сегодня.

В разделе документов размещены все ключевые источники по истории ХПЦ: постановления правительства об учреждении ХПЦ, о назначении владыки Гермогена ее главой и даже об организации банкета в честь Гемрогена. Даны протоколы допросов патриарха коммунистами, допросов других лиц, имеющих

Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942-1945)...

отношение к ХПЦ. Автор приводит донесения начальника службы безопасности штурмбанфюрера СС Х. Хелма, донесения на его имя, письма министров о деятельности ХПЦ и, наконец, выписки из заседаний Синода РИПЦ о приостановлении Акта о причислении к Собору Новомучеников и Исповедников Российских архиепископа Гермогена.

Третий — справочный — раздел состоит из кратких биографических сведений о некоторых священнослужителях ХПЦ из России и именной указатель.

Работа В. И. Косика совсем не нова с точки зрения степени изученности вопроса и продолжает труды балканских исследователей П. Пожара1, М. Обер-кнежевича2, В. Джурича3 и В. Джурича Мишины4, а также начинаний самого автора и М. В. Шкаровского5. Однако данную монографию отличает прежде всего умение автора выделить и показать характер взаимоотношений между ХПЦ и остальным православным миром с одной стороны и между ХПЦ и Католической Церковью — с другой. То есть кроме исключительно исторической подоплеки вопроса в работе заметны и проблемы канонического и межхристианского характера. Совершенно по-новому здесь прослеживается отдельная сюжетная линия всевозрастающей роли Католической Церкви на Балканах: легкое соучастие в беде православия и в то же время циничное переманивание в свое лоно и вовлеченность в процесс угнетения.

Среди недостатков работы стоит отметить лишь формальную, но немаловажную особенность публикации, которая, к сожалению, все чаще в последнее время встречается в издательствах даже такого высокого уровня, становясь неприятной тенденцией: неудовлетворительная работа технических и научных редакторов, если таковые вообще участвовали в создании книги. Складывается ощущение, что рукопись после написания автором напрямую попала в типографию, минуя все формы редакторской работы.

Тем не менее данное досадное недоразумение не умаляет очевидных достоинств монографии: скрупулезная подборка источников, взвешенный анализ материалов и четкая последовательная структура исследования, не лишенная живого, легкого стиля изложения. Работа В. И. Косик, безусловно, окажется полезной церковным историкам, специалистам по каноническому праву и богословам, а также студентам в качестве исчерпывающего справочника по истории Хорватской Православной Церкви.

С. В. Заплатников (ПСТГУ)

1 PozarP. Hrvatska pravoslavna crkva u proslosti I buducnosti. Zagreb, 1996.

2 Oberknezevic M. Razvoj pravoslavlja u Hrvatskoj I Hrvatska pravoslavna crkva. Barcelona,

1979.

3ДжуриЬ В. Усташе и православлье Хрватска православна црква. Белград, 1989.

4 ЪуриЬ Мишина В. Српска православна црква у Независноj држави Хрватсиу 1941— 1945 године. Ветерник, 2002.

5 Шкаровский М. В. Создание и деятельность Хорватской Православной Церкви в годы Второй мировой войны // Вестник церковной истории. 2007. № 3. С. 221—262.