Научная статья на тему '«Считаю, что у нас есть шанс сделать процесс информатизации здравоохранения России последовательным и необратимым»'

«Считаю, что у нас есть шанс сделать процесс информатизации здравоохранения России последовательным и необратимым» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы —

Интервью с зав. кафедрой медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова, президентом HL7-Russia Т.В. ЗарубинойI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nterview with Head outsource specialist for implementing modern informational systems in health care of Ministry of Russia T.V. Zarubina

Текст научной работы на тему ««Считаю, что у нас есть шанс сделать процесс информатизации здравоохранения России последовательным и необратимым»»

“■ и информационные

технологии

Интервью с профессионалом

«СЧИТАЮ, ЧТО У НАС ЕСТЬ ШАНС СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС

ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИИ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ И НЕОБРАТИМЫМ»

В конце октября Министерство здравоохранения своим приказом утвердило должность «Главного внештатного специалиста по внедрению современных информационных систем в здравоохранении», на которую была назначена Татьяна Васильевна Зарубина, зав. кафедрой медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. НИ. Пирогова, президент HL7-Russia, заместитель редактора журнала «Врач и информационные технологии». Событие это было долгожданным для отрасли информатизации здравоохранения: сбылось обещание Министерства улучшить взаимодействие с профессиональным сообществом, начать выстраивать продуктивные отношения и учитывать мнение экспертов при принятии решений.

Ответственный редактор журнала «Врач и информационные технологии», зам. директора компании «Комплексные медицинские информационные системы» Александр Гусев взял первое интервью у Т.В. Зарубиной в ее новом статусе.

Корр.: Уважаемая Татьяна Васильевна! Разрешите от имени журнала, наших читателей и авторов, от имени редколлегии журнала «Врач и информационные технологии» искренне поздравить Вас с этим назначением. Сейчас у очень многих специалистов в области автоматизации медицины в связи с этим назначением появилась робкая надежда, что благодаря Вашей работе и участию произойдут позитивные изменения, будет услышан и учтен голос «с мест». В связи с этим — первый вопрос, конечно же, о Вашем отношении к тому, как сейчас реализуется политика развития информационных технологий в медицине в нашей стране. Какую основную задачу Вы для себя видите на посту главного внештатного специалиста?

70

Интервью с профессионалом

www.idmz.ru

гол г, №6

■■■■

гш

Т.В. Зарубина: Большое спасибо. Пользуясь случаям, хочу поблагодарить всех, кто лично или опосредованно поздравил меня с назначением Главным внештатным специалистом Минздрава РФ по нашему профилю. Узнала я о свершившемся назначении от Р.М. Ивакина, который был искренне рад. Затем был поток звонков, SMS-сообщений, электронных писем с добрыми словами... Их оказалось неожиданно много. Настолько, что был момент, когда стало не по себе — очень уж велик уровень ожиданий. А потом стало понятно, что просто есть Команда — большая часть нашего Сообщества, которая готова объединить усилия для общего Дела.

Многие сайты, опубликовав информацию о назначении, употребили слово «впервые». Хочу внести ясность — впервые в новейшей истории. Ведь в 1974 г. при Ученом медицинском совете МЗ РФ был создан Совет по медицинской кибернетике и вычислительной технике, который реально выполнял координацию разработок в стране до начала 90-х годов. А возглавлял его мой Учитель — Сурен Ашотович Гаспарян... Хочется надеяться, что наша работа будет столь же продуктивной.

В Положении о Главном внештатном специалисте МЗ РФ (пункт 5) сказано, что его основными задачами являются: «участие в определении стратегии развития соответствующего медицинского направления и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи; изучение и распространение новых медицинских технологий». С точностью до того, что написано в этом пункте, собираюсь действовать, опираясь на мнение Сообщества, включая профильную комиссию, представляющую регионы РФ. Ее еще предстоит сформировать.

Корр.: Завершаются первые два года, выделенные на начальный этап создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Как Вы оцениваете результаты проделанной работы? Что получилось, а что нет?

Т.В. Зарубина: Цитируя известную сказку, скажу: «я еще не волшебник, я только учусь». Чтобы полноценно ответить на Ваш вопрос, надо владеть информацией. Начала входить в курс дела. И, надо заметить, мне в этом способствуют и сотрудники МЗ РФ (в первую очередь, профильного Департамента), и представители фирм — авторов разработок: и показывают, и на вопросы отвечают, в том числе, не удобные. Но прошло слишком мало времени для даже более-менее системного взгляда. Думаю, нужно хотя бы месяца два. Поэтому на Ваш вопрос могу ответить только на уровне собственного впечатления. Процесс информатизации здравоохранения России был запущен давно. Но был фрагментарным. Сейчас складывается ощущение, что он пошел по всей стране. Трудно, со скрипом, но пошел. Правда, считаю, что точку «невозврата», когда основная масса работающих в здравоохранении без элементов информатизации не будет представлять своей деятельности, мы еще не прошли.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 71 ■

“■ и информационные

технологии

Интервью с профессионалом

Корр.: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы дальнейшего развития ЕГИСЗ? Что нас ждет в ближайшей перспективе?

Т.В. Зарубина: Надеюсь, что ЕГИСЗ будет поступательно развиваться, что начатые разработки будут продолжены и успешно внедрены в промышленную эксплуатацию. В ближайшей перспективе нас ждет создание основной части Интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК), создание протоколов интеграции систем, начало разработки и применения стандартизованных медицинских классификаторов и кодификаторов. Без этого на федеральном уровне, на мой взгляд, дальше не пройдем.

Корр.: В настоящее время во многих регионах уже имеются отдельные внедрения МИС в отдельных ЛПУ. При этом нередко на уровне региона выбрано другие решение, которое будет использоваться для создания регионального фрагмента ЕГИСЗ. Какова, на Ваш взгляд, должна быть судьба таких отдельных внедрений? Их следует сохранять и интегрировать в региональный фрагмент или их следует заменять на то решение, которое выбрано централизовано на уровне региона?

Т.В. Зарубина: МИС отдельной ЛПУ (или, что более правильно терминологически, АИС ЛПУ) и АИС территориального уровня — разные системы — по задачам, которые решают, по пользователям, по технологиям, которые в них используются. Меня расстроили Коллеги, которые на прошедшей в октябре профильной конференции и выставке позиционировали свою систему как территориальную, а при внимательном рассмотрении оказывалось, что это учрежденческая система с объединением в одной базе данных информации по нескольким внедрениям одной АИС ЛПУ с несколькими дополнительными функциями. Это грустно потому, что просто не правильно. Это не интеграция данных из разных систем, а все та же учрежденческая система, и на уровне территории она практически обречена на неуспех по многим причинам.

При этом учрежденческие системы, решая один и тот же перечень задач, бывают очень разные — ну зачем, например, для учреждения на 100 коек технические и программные возможности, которые просто необходимы для многопрофильного 1200 коечного госпиталя?

Мое мнение совершенно однозначно — следует сохранять внедрения разных МИС учрежденческого уровня. Другое дело, что требования по интеграции должны предъявляться ко всем и одинаковые. Но если разработчики системы их выполняют, если система устраивает сотрудников ЛПУ, никаких причин для замены системы, нет. В регионе обязательно должны быть внедрены разные решения на учрежденческом уровне. Наверное, их не должно быть слишком много, но единственное — это тоже плохо. Там, где нет никакой конкуренции, нет и развития. Это ведь еще и дорого — неоправданно менять АИС ЛПУ.

72

Интервью с профессионалом

www.idmz.ru

гол г, №6

■■■■

гш

Корр.: Первым сервисом, который начали активно продвигать и развивать по линии федерального Минздрава, является «Запись к врачу через Интернет». Как Вы можете охарактеризовать достигнутые результаты в этом направлении? Уже работающие во многих регионах и создаваемые в настоящее время региональные порталы записи к врачу через Интернет (так называемые «Электронные регистратуры») будут сохранены или все мы постепенно должны будем перейти на работу в одной федеральной системе?

Корр.: Следующим, и, пожалуй, самым сложным компонентом ЕГИСЗ является сервис «Интегрированной электронной медицинской карты» (ИЭМК). Как идут работы по его созданию? Какие основные задачи ИЭМК Вы видите? Не является ли создание сервиса ИЭМК попыткой разработки и принудительного внедрения некой единой медицинской информационной системы для всех ЛПУ и добровольно-принудительной заменой существующих МИС на этот сервис (чего, не скрою, опасаются многие разработчики и пользователи МИС)?

Т.В. Зарубина: Да, ИЭМК — это сложный компонент, однако, на мой взгляд, важнейший и, мне представляется, наименее спорный. От того, насколько грамотно он будет разработан, зависит успешность информатизации здравоохранения на ближайшие несколько десятков лет. Пока осуществлен «нулевой цикл». Считаю важнейшим вопрос постановки задачи. Фирм, которые могут воплотить нечто хорошо «прописанное», уже достаточно, а вот специалистов, способных прописать, мало. Самое плохое, если пропишут не специалисты из общих соображений, а реализуют «с точностью до технического задания». Мы будем отброшены назад надолго. При создании ИЭМК очень важны используемые словари, то есть применяемые системы кодирования информации.

Создание ИЭМК не является попыткой разработки и принудительного внедрения некой единой медицинской информационной системы учрежденческого уровня. С точностью до наоборот — создание первого действующего фрагмента ИЭМК подстегнет процесс интеграции МИС учреждений (АИС ЛПУ) с ИЭМК. Учрежденческим системам реально будет с чем интегрироваться! И информация по пациентам начнет накапливаться.

Уж если говорить о не очевидных разработках, то таковыми мне представляются ЭМК с применением облачных технологий. Здесь есть о чем подумать...

Корр.: В планах по дальнейшей работе, озвученных директором Департамента информационных технологий и связи Романом Михайловичем Ивакиным на прошедшей конференции «Информационные технологии в медицине 2012», было сказано о создании в ближайшее время Экспертном совете, состоящем из различных представителей профсообщества. Раскройте тайну — как идет работа по этому направлению?

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 73 ■

“■ и информационные

технологии

Интервью с профессионалом

>

Т.В. Зарубина: Никакой тайны нет. Работа идет полным ходом. Руководство упомянутого Вами Департамента обратилось к общественным организациям с просьбой порекомендовать специалистов в создаваемый при М3 РФ Экспертный совет по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения. Знаю, что несколько организаций собирали заседания Президиумов организаций для обсуждения кандидатур. Предварительный список уже составлен. Консультации продолжаются. Всем хочется, чтобы такой совет был «репрезентативным» — включал в себя представителей всех «слоев» нашего сообщества — разработчиков, пользователей, ученых... Думаю, в ближайшее время он будет создан. Надеюсь, что его работа начнется еще до Нового года.

Корр.: Вы уже много лет усиленно занимаетесь развитием и продвижением стандарта HL7 в России, возглавляете наше региональное представительство HL7. Каких результатов удалось достичь? Будет ли расширяться применение HL7 при дальнейшей реализации ЕГИСЗ? Какие рекомендации в связи с этим Вы можете дать разработчикам и пользователям отечественных медицинских информационных систем?

Т.В. Зарубина: Самый большой опыт по использованию HL7 в России бесспорно — у Ивана Владимировича Емелина. Он когда-то и нам помог начать работать со стандартом, и при создании упомянутого Вами филиала HL7-Russia поддержал. Чего удалось достичь? Критическая масса вступивших в филиал людей и фирм позволяет считать, что вопрос «быть или не быть» уже не стоит. Нас радушно приняли коллеги из других стран. Сделаны первые переводы, осуществлены проекты, в том числе с использованием CDA, SNOMEDCT, LOINC. Мы уже не сомневаемся, что можем создавать словари, принимаемые на международном уровне. Создается такой же филиал на Украине. Но это все только начало. Ведь работаем мы в медицине, где количество информации, подлежащей кодированию, огромно. Зато и перспективы открываются захватывающие. Представьте себе возможность выбора по запросу, например, больных с одним диагнозом (синдромом, осложнением и т.д.) из нескольких однопрофильных учреждений (или из всех по стране) — какие возможности для анализа и поддержки принятия решений по назревшим медицинским и управленческим задачам! Но проблем гораздо больше, чем достижений. И, как воздух, необходима государственная поддержка разработки стандартов.

Корр.: Спасибо огромное за ответы. Желаем Вам стойкости духа, удачи и понимания в новом нелегком бремени!

Т.В. Зарубина: Со своей стороны, надеюсь на понимание и поддержку Сообщества. Трезво оценивая уровень проблем, считаю, что у нас есть Шанс сделать процесс информатизации здравоохранения России последовательным и необратимым.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.