“■ и информационные
технологии
Интервью с профессионалом
САМОЕ СЛОЖНОЕ В АВТОМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ — УБРАТЬ ПРОПАСТЬ МЕЖДУ ТЕХНИЧЕСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И МЕДИКАМИ
Так определяет главную проблему информатизации отрасли Евгения Александровна Берсенева, д.м.н, заместитель главного врача ГКБ № 31 по медицинским информационным технологиям, профессор кафедры управления и социологии здравоохранения ФУВ РНИМУ им. Н.И. Пирогова, приглашенная Александром Гусевым в рубрику «Интервью с профессионалом»...
Корр.: Уважаемая Евгения Александровна! Вы практически всю свою профессиональную жизнь занимаетесь построением эффективного управления ЛПУ с использованием современных информационных технологий и комплексных АИС ЛПУ. Я знаю о Вашем непосредственном участии в создании 4 комплексных АИС ЛПУ на позициях руководителя, о внедрении комплексных АИС в 10 государственных и 5 частных ЛПУ (в большинстве в качестве руководителя проекта). При этом Вы имеете профессиональное медицинское образование и докторскую степень в области медицины. Получается, Вы сочетаете в себе и клинициста, и разработчика, и руководителя проекта автоматизации — опыт весьма и весьма уникальный для нашей отрасли. Скажите, пожалуйста, с учетом Вашего опыта, что самое сложное в автоматизации здравоохранения? Что первично: медицина или ИТ?
>Е.А. Берсенева: Вы сказали крайне важную, я считаю, ключевую, фразу, что я занимаюсь построением эффективного управления ЛПУ с использованием информационных технологий. Собственно отсюда все и вытекает. Разумеется, первична для меня медицина, а именно, построение эффективной модели организации работы и управления ЛПУ, сетью ЛПУ и т.д. вплоть до управления здравоохранением региона. Информационные технологии для решения этой задачи абсолютно необходимы. Крайне важно это понимать, но для того, чтобы информационные технологии действительно давали необходимую отдачу, надо разбираться в них, знать существующие возможности и обеспечивать их эффективное использование в ежедневной деятельности медицинского учреждения. И, наконец, что самое сложное в автоматизации здравоохранения: на мой взгляд, самое сложное — убрать пропасть между техническими специалистами и медиками. Собственно я — один из немногих специалистов, для которого этой пропасти не существует, я
70
Интервью с профессионалом
www.idmz.ru
РЧВВ
гол г, № л
0
полноценно ощущаю себя с любой из сторон. Ясно, что таких людей по определению не может быть много. А необходимо, чтобы не было самой пропасти — вот в чем задача. Есть, конечно, надежда, что пропасть все же уменьшается за счет в том числе и моей работы, но работа единичных специалистов — это не очень радикальный метод ликвидации пропасти.
Корр.: На сегодня понятие «медицинская информационная система» (МИС) достаточно размыто. Это и системы ведения электронной истории болезни, и региональные аналитические системы, и порталы мониторинга работы и ресурсного обеспечения здравоохранения, «Электронные регистратуры» и специализированные системы типа лабораторных и радиологических. Какова все же главная цель и задачи современной медицинской информационной системы?
Е.А. Берсенева: Современная медицинская информационная система не должна, на мой взгляд, решать частные задачи. Технологии уже достаточно давно позволяют создавать интегрированные решения. Если мы говорим про МИС уровня ЛПУ, то это должна быть интегрированная автоматизированная технология управления учреждением, если говорим про МИС уровня региона, то это также должна быть интегрированная технология управления здравоохранением уровня региона.
Для интегрированной МИС уровня ЛПУ, разумеется, ядром должна являться электронная медицинская карта (ЭМК), в которую в том числе вносятся первичные данные. Для интегрированной МИС уровня региона ядром должно являться хранилище данных на региональном уровне и сервисы получения on-line-отчетов по различным направлениям деятельности для принятия оперативных управленческих решений на уровне регионального здравоохранения. Здесь очень важно понимать, что МИС уровня региона должна взаимодействовать с МИС уровня ЛПУ. Если это решения от одного разработчика, то проблем в передаче данных возникать не должно. Если же это решения от разных, то должны быть однозначно объявлены форматы передачи данных и региональная МИС должна иметь возможность получать данные от МИС ЛПУ других производителей.
Корр.: В настоящее время существуют несколько явно выраженных ИТ-трен-дов, например — движение в «облака», требование работы МИС в браузере, поддержка СПО и т.д. Нередко создается ощущение, что при выборе МИС в первую очередь к ней предъявляются именно ИТ-требования. На это есть противоположная точка зрения, состоящая в том, что автоматизация ЛПУ — это весьма специфичная задача, где ИТ-требования не являются самым важным, а первое, на что нужно обратить внимание при выборе МИС, лежит в области медицины, а не ИТ. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Е.А. Берсенева: Собственно и в этом вопросе еще раз обращу внимание на то, что не должно быть пропасти между медициной и информационными технологиями. Важно все. Необходимо, чтобы решения для информатизации здравоохранения были на «острие» современных технологий, обязательно использовали все существующие возможности и при этом соответствовали по функционалу медицинским требованиям. В этом собственно задача и состоит. Нельзя объяснять технологическое отставание системы тем, что система широко функциональна с предметной медицинской точки зрения. Необходимы и важны обе составляющие.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 71 ■
“■ и информационные
технологии
Интервью с профессионалом
Корр.: С учетом Вашего опыта, что Вы порекомендовали бы главным врачам, которые задумываются об автоматизации? Какие потенциальные «подводные камни» их ждут и что самое важное в этом процессе?
>Е.А. Берсенева: Первое, что важно понимать, что это длительный и непростой путь (из моего опыта 1,5-2 года). Второе, во время этого пути будет много недовольных сотрудников учреждения (особенно вначале), и через это просто необходимо пройти. Третье, самое важное, на мой взгляд, не может быть такого, что организация будет существовать сама по себе, а информационная система — сама по себе. Этот путь представляет собой переход к новой модели управления учреждением, в которой неотъемлемым элементом является информационная система. И руководители всех рангов в ЛПУ должны использовать (именно должны, а не могут) этот инструмент в своей работе руководителя. Действительным событием является только то, которое получило отражение в информационной системе. Если, например, не написан дневник у пациента (нет его в информационной системе), не может оправданием быть «я его написал от руки и вложил в историю болезни». Если его нет в информационной системе, он не написан. Понятно, это частный пример, но он показателен. Если заведующий отделением будет выстраивать управление от таких определений, тогда мы можем говорить именно о новой модели управления с использованием информационных технологий и тогда будет обеспечен первичный ввод необходимых данных для дальнейшего выстраивания иерархии передачи информации и будет возможно, основываясь на имеющейся в системе (и представленной удобным образом) информации, принимать управленческие решения.
Корр.: Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в ГКБ № 31. Каких результатов удалось добиться, какова практическая эффективность и отдача от информационных технологий в Вашем учреждении?
Е.А. Берсенева: Информационная служба ГКБ 31 была создана в 2008 году в связи с решением главного врача о реализации проекта комплексной автоматизации больницы. Я была приглашена главным врачом возглавить службу. На настоящий день служба состоит из 5 отделов: отдел медицинских информационных систем (МИС), отдел АСУ, отдел защиты информации (ЗИ), кабинет статистики, медицинский архив. 1 января 2010 года комплексная автоматизированная информационная система больницы была сдана в промышленную эксплуатацию и функционирует до сих пор, претерпевая необходимые модификации. Реализована и функционирует ЭМК, с которой на сегодняшний день работают 976 пользователей. С 28 октября 2008 года система и ЭМК работают в режиме 24*7*365/366.
В ГКБ 31 в настоящее время используется комплексная автоматизированная информационная система лечебно-профилактического учреждения (АИС ЛПУ), реализованная с использованием технологии Workflow. Внедрение данной системы осуществлялось с применением технологии, отработанной мною ранее на «планарных» системах. Однако в случае с системой, использующей Workflow, уже на стадии внедрения возможен контроль завершенности процессов, для чего либо в самой комплексной АИС ЛПУ, либо во внешнем решении должны быть реализованы механизмы контроля выполнения процессов, предоставляющие интегрированные данные по завершению процесса или тому, на каком шаге находится тот или иной процесс, включая контроль времени прохождения шагов процессов там, где это необходимо. Учитывая это, а также то, что для эффек-
72
Интервью с профессионалом
www.idmz.ru
гол г, № л
■■■■
гш
тивного принятия управленческих решений в ЛПУ необходима аналитическая система отчетности on-line, информационной службой больницы было реализовано хранилище данных, содержащее 4 таблицы фактов и использующее для хранения данных три схемы «Снежинка» и 1 схему «Звезда». Обработку же данных и представление аналитических отчетов пользователям мы осуществляем в технологии OLAP с использованием OLAP-интерфейса. Разумеется, что ко всем сводкам создана гибкая система доступов представителями администрации больницы в зависимости от выполняемых ими функций, обеспечивая оперативное получение информации для принятия управленческих решений.
Таким образом, применение рассмотренных технологий в совокупности с использованием комплексной АИС ЛПУ, обеспечивающей сбор всех необходимых учетных данных, вносимых врачами и средним медицинским персоналом системы при выполнении своих работ в ходе лечебно-диагностического процесса, позволяет изменить организацию сбора, обработки и представления отчетности в ЛПУ, являясь при этом ключевым механизмом, обеспечивающим переход на качественно новый уровень управления.
Кроме того, в рамках комплексной АИС ЛПУ силами информационной службы больницы создан функционал для внутренней автоматизации службы, а также разработан внутрибольничный web-портал.
Корр.: Не могу не спросить Вашу оценку реализуемой в настоящее время концепции создания «Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».
Е.А. Берсенева: Когда я начинала работать в профессии, а это было в 90-х годах прошлого века, существовала огромная проблема в том, что информационные технологии развивались в здравоохранении, по сути, сами по себе. Поэтому разумеется, я крайне позитивно оцениваю внимание к нашей проблематике со стороны Президента, Правительства РФ, Минздравсоцразвития. Дело в том, что само по себе такое внимание уже заставляет тех сотрудников системы здравоохранения, которые крайне негативно относились к информатизации, пересмотреть свои взгляды и как минимум отнестись к этому как к неизбежной директиве, которую следует выполнить. Здесь важно именно слово «неизбежной» — даже такое изменение отношения уже имеет огромное значение.
Корр.: Что, на Ваш взгляд, в первую очередь препятствует развитию отрасли медицинских ИТ? Каковы наши главные проблемы на данном этапе?
Е.А. Берсенева: Из основных я бы назвала следующие: малое количество национальных стандартов в области медицинской информатики; отсутствие полного единого портфеля классификаторов для МИС на федеральном уровне; недостаточное количество специалистов в области медицинской информатики; малое количество на рынке медицинских информационных систем, сертифицированных по 152 ФЗ; ряд существующих на рынке МИС не удовлетворяют ни современным требованиям к технологичности, ни реальным требованиям врачей при работе с ними.
Но, думаю, что благодаря вниманию, которое оказывается в настоящее время отрасли, эти проблемы будут преодолены, и наша отрасль, которой мы служим, перейдет на новый уровень организации деятельности и соответственно востребованности системой здравоохранения.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 73 ■
“■ и информационные
технологии
Интервью с профессионалом
Корр.: Я знаю о том, что Ваше учреждение — одно из немногих, где к вопросу соблюдения требований ФЗ 152 подошли на самом серьезном уровне, был выполнен серьезный объем работы. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
>Е.А. Берсенева: Да, в связи с требованиями 152 ФЗ информационной службой в нашей больнице были проведены соответствующие необходимые работы: разработаны с участием юриста информированные согласия пациентов на обработку персональных данных, на передачу персональных данных третьим лицам; реализована в комплексной АИС ЛПУ обязательная печать этих согласий вместе с титульным листом медицинской карты стационарного больного, медицинской карты амбулаторного больного, медицинской карты прерывания беременности; разработан и утвержден полный комплект организационно-распорядительной документации; закуплены, благодаря помощи Департамента здравоохранения г. Москвы, наложенные средства защиты для всех рабочих мест в больнице.
Корр.: Спасибо за беседу!
Беседу провел А. Гусев, ответственный редактор журнала «ВиИТ»
выставка н конференция «Медицинские информационные технологии»
8-й Международный форум
MedSoft-2012
Генеральный спонсор
ImSratffi
Генеральным партнер
Я мшияпог
*** .. ._______
Спонсоры FUJEFILM
ТЕМАТИКА ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ:
■ Ннфй(И1Лошм«тн_мв системы
мйдучрфждаммн и орт оме» управления ос хра минам,
региональны* системы
■ Эамгдомны* (нигиетротуры ЛПУ
■ йемпьдочрнмч смсчнымр нс£двдр*рнмй м диагностики
* СНётеммкммшетерннзши массовых нССлвдпвопин и Андгнс^тцни
■ Лабораторные нчфермоинемы* системы
■ Системы овфабогтжн идевражэннн
■ Элоктронрричнймаднрсдар1
■ К£|НиЛ»рГгМП1мЯ СмОтемы 4 -фйрмОцин
■ Всмпыаторнм* системы я СТамОтОАргим
■ Т*ММ1ЖИЦИНСКИ*СНеТ№Ш.
МСДИЦИН С ЛИЙ кнт(фи^т
■ НнТвлляктуаАъны* МНДНЦИНСКНВ
смстдаш
+ Обучающие с нЁПиь.
^ п ггтрпрпн in СХТЛ*РСЫ-МультимрАийныв системы и много-» друге*
17-19
апреля
Москва,
ЭКСПОЦЕНТР
ВХОД НА ВЫСТАВКУ
свободный.
УЧАСТИЕ г МЕГОПГНИТИИХ ДЕЛОВОЙ ПРОГРАММЫ БЕСПЛАТНОЕ
НнфСрилСОчЯ по Т#л,:
Ал рос:
ЦВК иЭКСПОЦЕ^ПЧ,
Htl ЮЛ Ht5
Крас непр*г тунская ноС,,М Провод:
CTja. uBbfCtOKnHcmii
Прогркжмга конференции и список у^асшигсм ОПуЕлИРМЁЙ!(1,1 НО СРнТ* wwrw wmli.ru
74