Научная статья на тему '«Щит-сердце» С. А. Клычкова: к вопросу о художественной целостности произведения'

«Щит-сердце» С. А. Клычкова: к вопросу о художественной целостности произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.А. КЛЫЧКОВ / ЦИКЛИЗАЦИЯ / ЦИКЛ / "ЩИТ-СЕРДЦЕ" / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / SERGEI KLYCHKOV / CYCLE-FORMATION / CYCLE / "SHIELD HEART" / WORK ARTISTIC ENTIRETY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Анастасия Андреевна

В статье рассматривается проблема художественной целостности произведения, названного С.А. Клычковым «Щит-сердце». Описывается структурная организация указанного поэтического творения. Доказывается, что «Щит-сердце» представляет собой циклическое образование, состоящее из стихотворений, обнаруживающих как относительную смысловую автономность, так и очевидную близость. В работе выявляются основные приёмы циклизации, использованные Клычковым. Выделяются «скрепы», объе диняющие отдельные стихотворения в художественное целое. Это, в частности, единый лирический герой, вы ражающий суть духовно-нравственных исканий автора; образно-мотивная система, обеспечивающая перекличку разных стихотворений цикла. В статье проясняется и циклоообразующая роль заглавия, подчёркивающего двупла новость общей тональности произведения. Отмечается, что уже в самом заглавии заложена семантика «закры тости» человека от окружающей реальности, его желание спрятаться от внешнего разрушительного воздействия мира, в котором ему приходится существовать. Делается вывод о том, что использование С.А. Клычковым сим вола щита рождает ассоциацию с блоковским стихотворением «О, весна! без конца и без краю…». Показывается, что целостность цикла «Щит-сердце» поддерживается частотностью лексем тематической группы «Смерть», а также сквозным использованием повторяющихся эпитетов, олицетворяющих метафор, аллегорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Shield Heart» by Sergei Klychkov: on the issue of the artistic entirety of the work

The problem of the artistic integrity of the work, called “Shield Heart” and written by Sergei Klychkov. What is described, is the structural organisation of this poetic creative work. It is proved that “Shield Heart” is a cyclic compilation consisting of poems, which reveal the semantic relative autonomy, as well as the obvious proximity. The work identifies the main cycle-formation techniques used by Sergei Klychkov. We emphasise “ties and clamps” combining individual poems in artistic entirety. This, in particular, is a single lyrical character that expresses the essence of the spiritual and moral quest of the author; figurative and motivic system providing consonances of different poems of the cycle. The work clarifies as well the cycle-formation role of the title, emphasises duality of the work’s general tone. It is noted, that semantics of “closed” people from the surrounding reality with their desire to hide from the damaging effects of the external world in which they have to exist, is laid in the title. What can be made, is a conclusion that the use of Sergei Klychkov’s shield symbol creates an association with Alexander Blok’s poem “Oh, spring, beyond end, beyond limits...”. It is shown that entirety the of the “Shield Heart” series in terms of frequency of lexemes supported by the thematic group “death”, as well as cross-cutting using repetitive epithets, embody metaphors, allegories.

Текст научной работы на тему ««Щит-сердце» С. А. Клычкова: к вопросу о художественной целостности произведения»

УДК 821.161.1.09"20"

Алексеева Анастасия Андреевна

Костромской государственный университет [email protected]

«ЩИТ-СЕРДЦЕ» С.А. КЛЫЧКОВА: К ВОПРОСУ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В статье рассматривается проблема художественной целостности произведения, названного С.А. Клычковым «Щит-сердце». Описывается структурная организация указанного поэтического творения. Доказывается, что «Щит-сердце» представляет собой циклическое образование, состоящее из стихотворений, обнаруживающих как относительную смысловую автономность, так и очевидную близость.

В работе выявляются основные приёмы циклизации, использованные Клычковым. Выделяются «скрепы», объединяющие отдельные стихотворения в художественное целое. Это, в частности, - единый лирический герой, выражающий суть духовно-нравственных исканий автора; образно-мотивная система, обеспечивающая перекличку разных стихотворений цикла. В статье проясняется и циклоообразующая роль заглавия, подчёркивающего двупла-новость общей тональности произведения. Отмечается, что уже в самом заглавии заложена семантика «закрытости» человека от окружающей реальности, его желание спрятаться от внешнего разрушительного воздействия мира, в котором ему приходится существовать. Делается вывод о том, что использование С.А. Клычковым символа щита рождает ассоциацию с блоковским стихотворением «О, весна! без конца и без краю...». Показывается, что целостность цикла «Щит-сердце» поддерживается частотностью лексем тематической группы «Смерть», а также сквозным использованием повторяющихся эпитетов, олицетворяющих метафор, аллегорий.

Ключевые слова: С.А. Клычков, циклизация, цикл, «Щит-сердце», художественная целостность произведения.

«Щит-сердце» - раздел одного из поздних сборников С.А. Клычкова «Талисман», созданного автором в 1920-х гг. Данное произведение неоднократно становилось объектом исследования литературоведов. Е. Демиденко рассматривала его с точки зрения образа лирического героя [3]. И. Ростовцева обращалась к особенностям мотивно-об-разной системы [6]. С.И. Субботин в предисловии к сборнику стихотворений С.А. Клычкова осветил некоторые вопросы истории создания, а также раскрыл специфику структуры произведения [7] и др. Заметим, что в вышеупомянутых научных работах «Щит-сердце» определяется как раздел, сборник стихотворений. В самом определении «сборник» уже содержится значение объединения, некой целостности. Понимая лирический цикл как образование, в котором «порождаются новые смысловые комплексы, не выводимые из семантической структуры каждого отдельного текста» [1, с. 14], и в котором присутствуют «скрепляющие» элементы, мы придерживаемся мнения о том, что «Щит-сердце» может быть назван лирическим единством. Так, например, Г.С. Клычков называет рассматриваемое единство циклом [4]. Следует отметить, что в произведении С.А. Клычкова, названном «Щит-сердце», действительно присутствует «скрепляющее» начало, выделяются элементы интеграции отдельных стихотворений в одно лирическое пространство. Это позволяет говорить о художественной целостности текста.

«Щит-сердце» представляет собой достаточно объёмный поэтический текст, состоящий из 23 стихотворений, объединённых общим заглавием. Однако некоторые из произведений имеют собственные подзаголовки. О значении названия, являющегося одним из признаков цикла, следует сказать отдельно. Символ «щита-сердца», пред-

ставляющий собой метафору, рождает двоякое понимание авторского замысла. С одной стороны, двухкомпонентное слово, включающее образ щита как элемента защиты в сочетании с существительным «сердце», содержит внутреннее значение силы и храбрости человеческого сердца, способного противостоять внешним обременяющим условиям. С другой стороны (на это обращает внимание Е. Демиденко [3]), уже в самом заглавии заложена семантика «закрытости» человека от окружающей реальности, его желание спрятаться от внешнего разрушительного воздействия мира, в котором ему приходится существовать. Обратим внимание на то, что использование С.А. Клычковым образа щита в первом указанном нами значении рождает ассоциацию с блоковским стихотворением «О, весна! без конца и без краю...»: «О, весна! без конца и без краю - /Без конца и без краю мечта! / Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! /И приветствую звоном щита!» [3, с. 185]. В произведении поэта-символиста, на наш взгляд, щит символизирует готовность лирического героя к противостоянию трудностям жизни. Название же цикла С.А. Клычкова обнаруживает несколько толкований.

Второе значение заглавия поддерживается образом «бедной заячьей души», которой наделён лирический герой цикла:

Всю ночь я бродил всё и слушал. Ах, друг мой, откроюсь тебе: За бедную заячью душу Я так благодарен судьбе. («Весной на проталой полянке.») [5, с. 155] Примечательно, что эпитет «заячий» является в произведении повторяющимся. Как известно, упомянутое Клычковым животное в контексте русской фольклорно-мифологической традиции ассоциируется с трусостью и робостью. Таким образом, применяя к себе характеристику «заячья

130

Вестник КГУ .J № 1. 2017

© Алексеева А.А., 2017

душа», как и её контекстный синоним «пугливый сурок», лирический субъект не относит себя к храбрецам. Он прямо сознаётся в том, что не способен противиться внешним гнетущим обстоятельствам жизни. Примечательно, что эпитетом «заячий» автор сопровождает также и образы природы. Природа находится в схожем с лирическим героем положении: вырубаются леса, индустриализация вытесняет из обжитых мест животных. Деревья, подобно русскому мужику, простому сельскому жителю, подвергаются жестокому гонению: Вёсну и лето, и в осень по лесу В прохолодь пела пила-верезга. Некуда деться полесному бесу, Некуда лосю укутать рога... («Пухлый снежок - словно заячьи лапки...») [5, с. 161] Так, мысль о беспощадном уничтожении традиционного уклада крестьянской жизни автор выражает через использование ёмкого природного символа - мотива варварского истребления русского леса. Природа чувствует на себе действие разрушающих сил, она сама, наряду с человеком, становится жертвой, способной страдать и выражать различные чувства. Процитированный отрывок стихотворения «Пухлый снежок - словно заячьи лапки.» демонстрирует тревожные чувства лирического героя, наблюдающего постепенное уничтожение лесов. Таким образом, в данном произведении Клычковым изображается не только социальный, но и природный апокалипсис. В художественном пространстве цикла природа играет роль активного лирического персонажа. Сквозными в исследуемом лирическом единстве становятся приёмы аллегории и олицетворения. Природа наделена божественными чертами, она символизирует собой Спасителя русской земли. Например, в названном стихотворении образ вербы органично соединён с христианскими мотивами: Выйдет на вырубку верба-старуха, Поросли крестит и шепчет под нос... («Пухлый снежок - словно заячьи лапки.») [5, с. 162] Использование повторяющегося образа вербы также создаёт в цикле художественную перекличку произведений. Так, в стихотворении «Иванушка» вербный прутик вновь сопряжён с духом православия: он связан с образом икон:

И не прогонишь злую сводню, И не отмашешь от окон Ни свечкой, ни крестом Господним, Ни чёрным словом преисподним, Ни вербным прутиком с икон.

(«Иванушка») [5, с. 168] Лирический герой заявляет, что в своих бедах виноват сам человек. Вмешиваясь в коренной уклад жизни, он причиняет боль природе, а следовательно, и самому себе. Показательным в этом плане является стихотворение «Грибы садятся у дороги.», где ягодный сок сравнивается с человеческой кровью: Да хуже он, чем зверь рыскучий: Раскрывши рот, нахмуря бровь,

Не видит, как с его онучей Стекает ягодная кровь...

(«Грибы садятся у дороги.») [5, с. 174] Таким образом, перед нами уже не человекоподобные животные, а звероподобные люди, которые, по мнению лирического героя, сами не замечают того, что вносят деструктивное начало в природную жизнь.

В представлении Клычкова природа становится одушевлённой, сопротивляющейся разрушительным преобразованиям нового времени, нарушившим органическое течение крестьянской жизни. Так рождается сквозной мотив цикла: борьба «живого» и «железного», поединок природы и цивилизации. Деструктивное воздействие новых явлений, привнесённых в деревенскую жизнь, неоднократно описывается в лирическом единстве. Процитируем, например, стихотворение «Медвежата»: И с той поры таёжную сторонку Сковали рельсы, словно кандалы!.. <...> Теперь столбы шагают из болота, Неся в руках стальные провода...

(«Медвежата») [5, с. 162] Губительные последствия социальных преобразований в деревне оборачиваются вселенским пожаром, катастрофой, которую Клычков мастерски передаёт, используя приёмы развёрнутой метафоры и аллегории:

Нахмурил бровь в сухмень сосновый яр, Когда от искр из паровозной топки С конца в конец прошёл большой пожар. ... Ушли медведи, и подались лоси, На гари леший обернулся в пень. ... И самому мне тоже довелося Перескочить за дедовский плетень...

(«Медвежата») [5, с. 162] Лирический герой предчувствует победу «железного» в схватке с «живым» и исконным, поэтому в его душе рождается глубокий психологический кризис, выражением которого становится нежелание жить в новой реальности. Цикл буквально пронизан мотивами странничества, бродяжничества. С одной стороны, эти мотивы выражают стремление лирического героя обрести свою подлинную сущность. С другой стороны, они говорят о желании лирического субъекта спрятаться от бушующей, неведомой, разрушающей силы. Показательным в этом плане является стихотворение «Я от окна бреду с клюкою.»:

Я от окна бреду с клюкою К запорошённому окну, Но злою участью такою Я никого не попрекну...

(«Я от окна бреду с клюкою.») [5, с. 156] Лирический герой говорит не о том, что ему тяжело нести крест нищего и бродяги. Наоборот, он видит в странничестве спасение собственной души. Находясь наедине с природой, лирический субъект обретает гармонию. Эту же мысль автор развивает в стихотворении «Куда ни глянь - везде ометы хлеба.»:

Ой, хорошо в привольи И безлюдьи, Без боли,

Мир оглянуть и вздохнуть, И без пути Уйти...

(«Куда ни глянь - везде ометы хлеба.») [5, с. 157]. Лирический герой заявляет о том, что мир изменился под влиянием человека. Он стремится найти тот уголок земли, где будет безлюдно, а значит, нет места разрушениям («...Прильнуть / На грудь земли усталой грудью.») [5, с. 157]. Клычков с пронзительным лиризмом, используя яркую образность, описывает атрибутику странника: сума для бродяги явилась чем-то сродни душе, куда он складывает и в то же время прячет от людских глаз всё самое светлое: «.И в узелочке за плечами /Такой неизъяснимый свет... » [5, с. 163]. Таким образом, мотив души является повторяющимся в цикле. Внутренний мир лирического субъекта представляется закрытым и замкнутым. Он характеризуется метафорами «пугливый сурок», «сума нищего», «заячья душа». Герой стремится оградиться от внешнего воздействия, защититься от нарастания власти «железной» силы. В связи с этим в лирическом единстве обнаруживается тенденция к сужению жизненного пространства. Не случайно в стихотворении «Стала жизнь человечья бедна и убога.» присутствуют такие строки: Стала жизнь человечья бедна и убога, Зла судьба, и душа холодна. Каждый в тайне грустит: как уютна берлога, Где ютились один и одна... («Стала жизнь человечья бедна и убога.») [5, с. 166] Мотив сужения жизненного пространства также звучит в стихотворении «Пухлый снежок -словно заячьи лапки.», где повествуется о страхе маленького барсука перед пугающим вторжением чужой грубой силы в его жилище. Образы природы и цивилизации в цикле Клычкова антропоморфны. Под обликом испуганного барсука скрывается образ деревенского человека, который под напором агрессии городской цивилизации стремится оградиться от окружающего мира, чтобы спасти себя: Рельсу попробовал на зуб барсук: Эх, и в каком это вырос урочьи Этот без листьев и веточек сук... («Пухлый снежок - словно заячьи лапки.») [5, с. 161] Вестниками враждебного «железного мира» лирическому герою кажутся технические достижения нового времени: железная дорога, паровоз, рельсы, телеграфные столбы. Об этом говорят экспрессивные сравнения и метафоры, использованные автором для их характеристики («рельсы, словно кандалы», «шальной паровоз заорёт» и т. п.).

Произошедшие изменения в дотоле родном и привычном мире и заставляют душу спрятаться в укромное место. Однако даже это не дарит надежду на спасение, так как в ограниченном пространстве всё же присутствует ощущение опасности:

В норке тепло, как в избе, и уютно, Пахнет сосновой смолою песок. Только беда вот: всё ждёшь поминутно, Кто бы с обоих крылец не поджёг... («Пухлый снежок - словно заячьи лапки.») [5, с. 161] Следует отметить, что мотив желанного сужения жизненного пространства характерен не только для данного произведения. Он присутствует и в других поздних циклах С.А. Клычкова (например, в «Заклятии смерти»), то есть выполняет интегрирующую функцию.

Кроме того, мотив замкнутого пространства демонстрирует апокалиптические настроения лирического героя, передаёт состояние его глубокого психологического кризиса. Прошлое становится для лирического героя чем-то недостижимым, но близким и родным. В цикле часто повторяются лексемы тематической группы «Смерть»: могила, могильщик, могильные плиты, кладбище, погост, погибель, крест и т. п. Однако, именно образ кладбища, деревенского погоста становится в лирическом единстве символом встречи с прошлым. Так, тоскуя по ушедшим годам, лирический герой в стихотворении «У моего окна такая высь и ширь.» восклицает:

О, тих ты и прозрачен, синий полог звёзд, И я живу, живу, - не ожидая срока. И лишь, как памятка о родине далёкой, Вдали с крестами деревянными погост... («У моего окна такая высь и ширь.») [5, с. 165] Созерцая настоящее, лирический субъект приходит к ощущению того, что «за окном» не его страна. Русь как будто бы находится в глубоком сне. Всё, что происходит вокруг него, кажется чуждым. Лирический герой не узнаёт родного края. Он тревожится за его судьбу, молится за него: За чудесною рекою Вижу: словно дремлет Русь, И разбитою рукою Якрещусь, крещусь...

(«Монастырскими крестами.») [5, с. 164] Истребление русской деревни и крестьянства Клычков связывает не только с послереволюционными преобразованиями, но и с напрасными жертвами Первой мировой войны (стихотворение «У моего окна такая высь и ширь.»):

Лежат там пахари, степные косари, Переодетые в солдатские шинели, -И запеклись уста, и щёки посинели... («У моего окна такая высь и ширь.») [5, с. 165] В стихотворении «Монастырскими крестами.» места погребения солдат, бывших крестьян, названы «лишними могилами»:

Край родной мой (всё, как было!) Так же ясен, дик и прост, -Только лишние могилы Сгорбили погост...

(«Монастырскими крестами.») [5, с. 165] В определении «лишний» выражено отрицательное отношение Клычкова к тому, что «пахари» и «косари» в начале ХХ века были оторваны

132

Вестник КГУ ^ № 1. 2017

от труда на собственной земле и вынуждены были взять в руки оружие. Своё глубокое сожаление об уходящем деревенском укладе жизни лирический герой эмоционально выражает в стихотворении «Дрожит, трясется и боится.»:

Пройдёшь по гарям и по сечам, И пнём прикинется глухарь... Да, похвалиться больше нечем, Как раньше похвалялись, встарь!

(«Дрожит, трясется и боится.») [5, с. 172] Однако, несмотря на общее минорное настроение цикла, автор всё-таки оставляет надежду на возвращение света, исцеление души. Клычков видит выход в христианском смирении и духовной стойкости, идущей от веры предков, - русского православия. В финальном произведении цикла «Была душа моя светла.» читаем: Тяжка людская коловерть! И всё ж, смирясь душою сирой, В ней надо встретить даже смерть Как нежное лобзанье миру!

(«Была душа моя светла.») [5, с. 175] Подобная же мысль встречается в стихотворении «Куда ни глянь - везде ометы хлеба.». Рассуждая об обретении гармонии наедине с природой, лирический герой восклицает: «Есть в мире радость, есть.» [6, с. 158]. Подобно С.А. Есенину, воплотившему мысль о конце жизненного пути в метафорическом мотиве осеннего увядания природы, Клычков также предлагает смиренно, мудро и с любовью принять все тяготы и невзгоды земного мира, сравнивая смерть с доцветанием заката: И, словно облаку закатному, доцвесть, Стряхнув с крыла последний луч с любовью!.. («Куда ни глянь - везде ометы хлеба.») [5, с. 158] Таким образом, «Щит-сердце» С.А. Клычкова представляет собой художественное единство, лирический цикл. В качестве интегрирующего начала в цикле выступает, во-первых, мотивно-образная система (образ лирического героя, образы природы; мотив сожаления об ушедших годах, мотив бродяжничества, мотив борьбы «живого» и «железного» и др.). Образы природы в лирическом цикле Клычкова «Щит-сердце» выполняют не только экспозиционную функцию, но и передают настроения и переживания лирического героя. Они играют

роль своеобразной художественной «скрепы», обеспечивающей смысловую перекличку разных стихотворений, оказываются основой художественной целостности цикла.

Во-вторых, циклообразующую роль играет единое заглавие, которое подчёркивает двуплановость общей тональности произведения. В-третьих, фактором циклообразования стало словесное наполнение «Щита-сердца»: Клычковым активно задействованы лексемы тематической группы «Смерть». В-четвёртых, целостность произведения поддерживается сквозным использованием определённых средств образной выразительности (повторяющихся эпитетов, олицетворяющих метафор, аллегорий).

Библиографический список

1. Акопян Л.Г. Лирический цикл как тип текста // Семантические и коммуникативные категории текста (типология и функционирование): тезисы докладов всесоюзной научной конференции. - Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 1990. - С. 14.

2. Блок А.А. Стихотворения // Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. / под ред. М.Л. Гаспарова, Ю.К. Герасимова, А.Л. Гришунина и др. - М.: Наука, 1997. - Т. 2., кн. 2. - 895 с.

3. Демиденко Е.А. Лирический герой в поэзии С.А. Клычкова: эволюция, художественная специфика: дис. . канд. филол. наук. - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. - 404 с.

4. Клычков Г.С. Медвяный источник // Наше наследие. - 1989. - № 5 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://az.lib.rU/k/klychkow_s_a/ text_0010.shtml (дата обращения: 14.03.2016).

5. Клычков С.А. Стихотворения. Сахарный немец: роман // Собр. соч.: в 2 т. / предисл. Н.М. Солнцевой; сост. М. Нике, Н.М. Солнцевой, С.И. Субботина. - М.: Эллис Лак, 2000. - Т. 1. - 542 с.

6. Ростовцева И. Лирическое, слишком лирическое. // Сергей Антонович Клычков. Исследования и материалы: сб. статей. - М.: Изд-во Литературного ин-та им. А.М. Горького, 2011. -С. 234-248.

7. Субботин С.И. Свет неизъяснимый // Клычков С. Стихотворения. - М.: Советская Россия, 1991. - 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.