Научная статья на тему 'Сбывшиеся и несбывшиеся ожидания: деятельность "Орлёнка" оценивают подростки'

Сбывшиеся и несбывшиеся ожидания: деятельность "Орлёнка" оценивают подростки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПОДРОСТКОВ / TEENAGERS' SATISFACTION / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ / КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / QUALITATIVE ANALYSES / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ / PROBLEM ZONES / RESEARCHING INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яблокова Анна Владимировна

Оценка качества деятельности отдыха детей и подростков проявляется в степени их удовлетворённости от пребывания в детских лагерях. Диагностика удовлетворённости. Инструменты диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сбывшиеся и несбывшиеся ожидания: деятельность "Орлёнка" оценивают подростки»

СБЫВ

ШИЕСЯ И НЕСБЫВШИЕСЯ ожидания: деятельность «Орлёнка» оценивают подростки

Анна Владимировна Яблокова,

директор учебно-методического центра ВДЦ «Орлёнок»

Удовлетворённость — это объективное подтверждение включённости подростков в систему взаимоотношений со сверстниками и в предлагаемую педагогами деятельность и субъективная оценка сбывшихся ожиданий подростков.

• удовлетворённость подростков • инструментарий исследования

• качественный анализ • проблемные зоны

Оценка качества деятельности Центра со стороны детей и подростков проявляется в степени их удовлетворённости от пребывания в детских лагерях. Диагностика удовлетворённости представляет собой модификацию1 методики «Диагностика отношения к школе» О.И. Кочётковой, В.А. Ясвина. С 2010 года методика используется в Центре ежесменно и позволяет получить отклик от отдыхающих подростков относительно их пребывания в детском лагере, а также оценить эффективность реализуемых авторских программ детских лагерей и тематических проектов Центра.

Основной инструментарий методики — анкета «Твой взгляд на детский лагерь. Анкета позволяет выявить удовлетворённость подростков пребыванием в детском лагере в целом и по наиболее значимым как для подростка, так и для педагогов Центра позициям:

1 Разработчики: кандидат социологических наук Ю.А. Федотова и кандидат психологических наук Е.М. Иванова.

• эмоциональная и познавательная удов летворённость;

• возможность развития и реализации активной социальной позиции;

• взаимодействие с подростками и педа гогами;

• образовательная и оздоровительная деятельность;

• правила лагеря;

• бытовые условия.

Анкетирование проводится анонимно, ежесменно в конце основного периода (15-й день смены) среди всех подростков, отдыхающих в Центре, а результат оценивается как общий балл по каждой представленной позиции по отряду, детскому лагерю, Центру в целом.

Анкета состоит из 52 закрытых утверждений и двух открытых вопросов. Утверждения предлагается оценить по следующей схеме:

1 — согласен;

2 — скорее согласен;

3 — скорее не согласен;

4 — не согласен.

Открытый вопрос «Больше всего в лагере мне понравилось» позволяет увидеть точку зрения ребёнка на самые удачные находки педагогического коллектива и значимые события. Открытый вопрос «Больше всего в лагере мне не понравилось» позволяет точечно выявить проблемные зоны и предпринять оперативные действия для оптимизации условий пребывания подростков в Центре.

Каждая шкала многогранна и позволяет проанализировать исследуемые параметры с нескольких позиций.

Эмоциональная удовлетворённость демонстрирует, насколько респондентам понравились предложенные к оценке параметры.

Познавательная удовлетворённость показывает, способствовали ли оцениваемые параметры получению новых умений, навыков и опыта.

Социальная позиция отражает, насколько исследуемые параметры способствовали проявлению и развитию общительности и коммуникабельности ребят.

Активная позиция позволяет оценить, в какой мере данные параметры содействовали реализации и развитию организаторских способностей подростков.

Вместе с этим при разработке анкеты был применён метод перекрёстной оценки,

Таблица 1

Содержательная интерпретация шкал анкеты

Эмоциональная удовлетворённость Познавательная удовлетворённость Социальная позиция Активная позиция

Взаимодействие со сверстниками Понравились ли ребята в отряде Научился ли ты чему-либо при общении с ребятами в отряде Способствовало ли общение с ребятами в отряде развитию общительности Наличие активной позиции по отношению к общению с ребятами в отряде

Взаимодействие с педагогами Понравились ли вожатые отряда Научился ли ты чему-либо при общении с вожатыми Способствовало ли общение с вожатыми развитию коммуникабельности Наличие активной позиции по отношению к общению с вожатыми

Образовательная деятельность Понравилась ли образовательная программа лагеря Научился ли ты чему-либо в процессе участия в делах по образовательной программе Способствовала ли образовательная программа развитию общительности Наличие активной позиции по отношению к образовательной деятельности в лагере

Оздоровительная деятельность Понравились ли оздоровительные мероприятия Научился ли ты чему-либо в области ведения здорового образа жизни Способствовали ли оздоровительные мероприятия лагеря развитию коммуникабельности Наличие активной позиции по отношению к оздоровительным мероприятиям в лагере

Единые педагогические требования Понравились ли правила лагеря Понял ли ты значимость и необходимость наличия правил лагеря Способствовало ли наличие правил лагеря развитию общительности Наличие активной позиции по отношению к соблюдению правил лагеря

Бытовые условия Понравились ли бытовые условия лагеря Научился ли ты чему-либо новому, находясь в бытовых условиях лагеря (без родителей, в условиях общежития) Способствовали ли бытовые условия лагеря развитию коммуникабельности Наличие активной позиции по отношению к бытовым условиям лагеря (желание найти позитивные стороны бытовых неудобств)

то есть каждый из указанных факторов оценивался через призму позиций, которые выбирал подросток.

В анкете предусмотрены четыре утверждения, позволяющие оценить общую удовлетворённость пребыванием подростков в лагере: понравилось ли в лагере в целом, есть ли желание приехать ещё и посоветовать лагерь друзьям.

Каждая позиция, параметр и общая удовлетворённость могут получить низкую, среднюю или высокую оценку в зависимости от количества набранных баллов. Высокие баллы будут свидетельствовать о благоприятной оценке и о высокой удовлетворённости подростков, низкие — о неблагоприятной оценке, связанной с наличием трудностей.

Результаты исследования удовлетворённости подростков отдыхом используются для решения задач разного уровня. Опираясь на полученные результаты, можно анализировать с педагогами качество отрядной деятельности в их отряде, выявляя так называемые западающие зоны с их последующей корректировкой; определять подростков, к которым необходим индивидуальный подход. Административной группой результаты анкетирования используются при анализе качества реализации авторской программы, для оценки и корректировки качества взаимодействия отделов и служб Центра при решении общих педагогических задач. Общий показатель удовлетворённости подростков отдыхом может использоваться для подтверждения результативности деятельности «Орлёнка» как Всероссийского детского центра при выполнении коллективом государственного задания.

Так, на педагогическом совете были подробно рассмотрены результаты удовлетворённости подростков от пребывания во всех детских лагерях Центра.

В исследовании приняли участие 15331 подросток (87% от общего количества).

Для обеспечения более качественного анализа уровня удовлетворённости пребыванием подростков в Центре мы считаем необходимым отдельно рассмотреть результаты удовлетворённости в зимний и летний период.

Общий балл по итогам года у всех подростков также соответствует высокому уровню удовлетворённости и говорит о позитивном отношении подростков к отдыху в детских лагерях Центра. По мнению подавляющего большинства подростков, пребывание в детских лагерях, участие в предлагаемой деятельности, взаимодействие со сверстниками и педагогами способствовало развитию их коммуникативных умений, приобретению новой полезной информации и получению позитивного социального опыта

В соответствии с полученными баллами все позиции оценены подростками высоко. Но, как правило, произвести на подростка позитивное впечатление (больше выражается в эмоциональной и познавательной позициях) легче, чем оказать на него реальное развивающее действие (больше выражается в социальной и активной позициях).

Таблица 2

Общий уровень удовлетворённости подростков пребыванием в Центре

Результаты Зимний период 1-5-я и 1-я смены Летний период 6-10-я смены По итогам года

Общий балл 173,7 163 168,4

Уровень Высокий Высокий Высокий

Диаграмма 1

Оценка подростками основных факторов удовлетворённости

28 27 26 25 24 23 22 21

2 3 4 5 6

1 — взаимодействие со сверстниками;

2 — взаимодействие с педагогами;

3 — образовательная деятельность;

4 — оздоровительная деятельность;

5 — правила лагеря;

6 — бытовые условия.

Хотелось бы остановиться на качественном анализе удовлетворённости подростков по тем факторам, которые в большей степени отража ют индивидуальность Центра и традиционно

характеризуют самобытность культурно-образовательной среды «Орлёнка»: взаимодействие со сверстниками, взаимодействие с педагогами и образовательная деятельность.

Таблица 3

Уровень удовлетворённости подростков по основным факторам, в %

Уровень удовлетворённости Факторы удовлетворённости

взаимодействие со сверстниками взаимодействие с педагогами образовательная деятельность

Зимний период

Высокий 86% 81% 81,9%

Средний 12,6% 16,3% 16,6%

Низкий 1,4% 2,7% 1,5%

Летний период

Выысокий 77,1% 81,9% 66,9%

Средний 21% 16,6% 29,7%

Низкий 1,9% 1,5% 3,5%

Оценка взаимодействия со сверстниками в летний период ниже, чем в зимний. Это может свидетельствовать о трудностях в обеспечении конструктивных способов разрешения сложных, напряжённых ситуаций взаимодействия между детьми и о недостаточном уровне развития коммуникативных умений и культуры речи у подростков.

Взаимодействие с педагогами имеет обратную тенденцию: в летний период уровень взаимодействия повышается, поскольку дети гораздо больше времени проводят непосредственно с отрядными педагогами.

Удовлетворённость образовательной деятельностью закономерно снижается в летний период, ведь лето ассоциируется у детей с отдыхом и свободным временем.

Ответы детей на вопросы анкеты «Твой взгляд на детский лагерь»свидетельствуют о возникающих противоречиях между потребностями подростков и реальной ситуацией организации их жизнедеятельности.

Недостаточное время, выделяемое на организацию аналитической работы с детьми, и непонимание важности процесса осмысления и переживания детьми событий, происходящих с ними в «Орлёнке», порождают поверхностное отношение подростков ко всему содержанию предлагаемой в Центре деятельности на уровне эмоций и вопросов «Нравится — не нравится».

Большинство сложностей, связанных с пребыванием детей в «Орлёнке», усугубляется тем, что воспитатели загружены обеспечением организационных моментов, ограничено пространство неформального общения подростков друг с другом, а также недостатком в арсенале педагогов (с небольшим опытом работы) технологий по разрешению трудных педагогических ситуаций.

Родители подростков — третья неотъемлемая сторона образовательного процесса. Находясь в постоянной связи с родителями, подросток все свои ситуативные положительные и отрицательные эмоции и переживания выплёскивает им. А родители, на основании разговора с ребёнком, формируют не всегда объективное мнение о Центре. Следовательно, необходимо обратить внимание педагогов и специалистов социально-психологической службы на взаимодействие с родителями подростков и оценку степени их удовлетворённости от отдыха детей в «Орлёнке».

Выстраивание доверительных отношений подростков с педагогами осложняется конфликтами, возникающими, как правило, на почве предъявления требований и правил лагеря. И это тема серьёзного обсуждения: как обеспечить безопасное пребывание детей в Центре, избегая превращения правил лагеря в систему жёстких запретов?

Вот почему важно социально-психологической службе уделять внимание объединению всех наших усилий в профилактике дезадаптации подростков и повышению базовой психологической компетентности педагогов. Воспитатели должны устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения и обратную связь с участниками образовательного процесса, принимать грамотные решения в выборе методов и средств педагогической деятельности на основе знаний о психологическом развитии и возрастных особенностях различных категорий детей. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.