Образовательная ЮЛИТИКА
МЫ — КРУГЛЫЕ ОТЛИЧНИКИ, НАМ 55!
Александр Васильевич Джеус,
генеральный директор Всероссийского детского центра «Орлёнок», кандидат психологических наук
«Орлёнок» — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Сюда приезжают подростки из всех регионов России. Здесь реализуются педагогические программы федерального, международного, регионального уровней, поэтому ребятам предлагается активный отдых, во время которого можно приобрести новый опыт — образовательный, интеллектуальный, лидерский, творческий, который пригодится в жизни.
• Всероссийский детский центр «Орлёнок» • социальное воспитание
• активный отдых • программа лидерского образования • совместная деятельность детей и взрослых
ц
ентр принимает детей из всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, детей из разных социальных слоёв. В «Орлёнке» одновременно могут отдыхать три с половиной тысячи ребят летом и 1200 — зимой.
С 2001 года на базе семи детских лагерей реализовано более 1000
программ федерального и регионального уровня различной направленности, в них приняли участие около трёхсот тысяч российских детей и их сверстников из ближнего и дальнего зарубежья. Независимо от статуса и уровня смен в каждой из них обеспечивается
программа лидерского образования, направленная на приобретение подростками лидерского опыта — в этом историческая миссия Центра, существующего 55 лет, которую мы бережно поддерживаем и развиваем.
В основу программирования и стратегического развития центра «Орлёнок» заложен принцип опережения. Поскольку центр имеет многоуровневые систему социального заказа и организационную структуру, иерархию целей и задач можно построить по следующей цепочке: общегосударственный уровень — уровень учреждения — уровень структурного подразделения центра — уровень постоянных и временных рабочих групп — уровень образовательного объединения (конкретного педагога).
В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности — это процесс решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата. Социализация как результат социального воспитания — одна из целей деятельности педагогов центра. Мы поставили перед собой чёткую задачу: сформировать такую культурно-историческую, культурно-образовательную среду, в которой ребёнок будет ощущать себя гражданином великой страны с её богатой историей, культурным наследием, многонациональным колоритом и стремлением к мирному сосуществованию в многополярном мире.
В «Орлёнке» всегда сочетались мудрость и молодость. Это позволяет сохранить особую духовную среду, в которой уверенно чувствуют себя подростки, вожатые, маститые учёные и руководители. Опыт всегда собирается по крупицам, и нынешние «орлята» держат в руках бесценные крупицы того, ради чего в далёкие 1960-е создавался «Орлёнок», где главным хозяином всегда является ребёнок, где его понимают и принимают таким, каков он есть, и откуда он начинает дорогу к профессиональному становлению и мастерству.
Вся инфраструктура центра направлена на гражданское образование, воспитание
и оздоровление детей, подростков и молодёжи, подготовку лидерского звена детского общественного и молодёжного движения России. Это способствует развитию социальных качеств подростков — личного достоинства, внутренней свободы, самоуважения через признание людьми и создаёт условия для накопления подростками социального опыта, в том числе по обеспечению гражданской самореализации и самоутверждения.
Мне приходится слышать лестные слова об «Орлёнке» и в России, и далеко за её пределами. Это, безусловно, приятно. Но соответствовать высокому статусу федерального центра образования и развития — трудная задача, требующая ежедневных усилий всех сотрудников, кропотливой работы с каждым ребёнком.
Дети «Орлёнка» — особый народ. Рядом с ними нет мам, пап, старших и младших братишек и сестрёнок, бабушек, нет сложившейся школьной компании, нет ничего, что соответствовало бы сложившимся у них жизненным стереотипам. Ответы на вопросы надо искать самому, принимать решения, демонстрировать себя, прилично выглядеть, правильно вести себя — всё нужно делать самому. Для многих «Орлёнок» становится площадкой проверки себя и своих возможностей, тем жизненным «полигоном», где происходит закаливание личности.
Мы должны готовить подрастающее поколение к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплении ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Всё вместе это и есть в нашем понимании результат воспитания.
Главный носитель этих высоких идеалов человеческой жизни — вожатый. Пока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
у молодого человека или девушки нет своей семьи, своих детей, они в полной мере могут ощутить прелесть вожатства, ибо ещё не появился стереотип «квочки», которая оберегает своих «цыплят» и не реагирует на индивидуальность каждого, ей все дети кажутся одинаковыми, все должны одинаково поступать.
Для вожатого каждый ребёнок — чудо, с ним интересно общаться, помогать разбираться в сложной жизненной ситуации, находить для него дело по душе и умению. В этом смысле вожатый и ребёнок производят социальные пробы. Для одного это важно — формируется педагог-профессионал, другой (ребёнок) осваивает новый опыт, который в будущем позволит ему стать личностью. Ребята могут понырять с маской, походить на сёрфингах и яхтах, поработать на станках на судоверфи, сходить в горы, преодолеть скальный участок на альпинистской подвеске, покататься на горках в ак-вапарке, поучаствовать в соревнованиях европейского уровня по мотокроссу, испытать будоражащее чувство восторга от преодоления страха, напряжения мышц, которое так необходимо современному человеку.
В основу идеологии «Орлёнка» изначально легла ценность отдельной личности. Я объездил много стран, но ничего подобно «Орлёнку» не видел. И вовсе не потому, что это «мой» лагерь. Нигде так серьёзно не относятся к общению с ребёнком, не ценят так высоко его мнение, как у нас. В начале каждой смены мы с детьми обсуждаем их предстоящую жизнь в «Орлёнке», и каждый может высказаться, предложить что-то своё.
Между тем наше глубокое убеждение состоит в том, что надо уважать мнение ребёнка, но нельзя идти у него на поводу. Демократия должна быть дисциплинированной. Мы стараемся помочь каждому ребёнку самореализоваться, обнаружить его таланты, но не потакаем лености и праздности. Человек должен быть всё время занят, ему должно быть интересно жить. Скука — страшная беда сегодняшней молодёжи. Не стану утомлять читателей перечислением всех наших конкурсов, семинаров и мастер-классов. Скажу лишь, что каждый находит себе занятие по душе. Дети по своей природе добрые и мирные существа, агрессию им навязываем мы, взрослые, своим неразум-
ным поведением, неумением прощать и проявлять терпимость.
Всех, кто был в «Орлёнок», объединяет глубокое чувство гражданственности, которое демонстрируют ребята по отношению к понятиям: Родина, мой народ, Государственный Гимн и Флаг моей страны. Когда две с половиной тысячи детей исполняют Гимн России, прижав руку к груди, наши гости не могут сдержать слёз. А представьте восторг ребёнка, который, положив руки на плечи известного олимпийского чемпиона, талантливого актёра или телеведущего, поёт с ним в орлятском кругу. Для него это станет жизненным ориентиром на долгие годы. «Орлёнок» предоставляет детям такую возможность.
У нас в течение года отдыхают, обмениваются опытом, общаются более 20 тысяч российских подростков. Большинство из этих ребят в будущем составят интеллектуальную, творческую и политическую элиту России. С января 2005 года осуществляется программа комплексного развития Всероссийского детского центра «Орлёнок».
Особый вклад центр внёс в развитие и совершенствование дополнительного образования детей. Научно-техническое, музыкальное, художественное творчество детей ежегодно получает государственную поддержку в период проведения специализированных смен. «Орлёнок» — стимул для ребят в достижении успеха в выбранном виде деятельности, а, следовательно, стимул в развитии. Актив крупнейших детских и молодёжных организаций России проводит у нас свои общественные акции.
Мы считаем, что за смену в «Орлёнке» ребёнок не только многому должен научиться, но и приехать домой отдохнувшим. Лучший отдых — это смена деятельности, возможность хоть на двадцать дней вдруг стать отважным мореплавателем, покорителем горных вершин,
исследователем морских глубин, участником научных экспедиций, режиссёром фильма, видеоролика, создателем компьютерной программы. На стадионе, на десятках спортивных площадках заняться любимым спортом, погонять мяч или посоревноваться в быстроте и выносливости, поплавать в бассейне.
Каждый из них должен уехать из «Орлёнка» чуть-чуть другим — понимающим свои возможности, поверившим в то, что доброе отношение к человеку возможно, и оно создаёт защиту для каждого.
Дети и молодёжь в настоящее время усваивают идеи, взгляды рыночной экономики, имеют дело с опытом их внедрения в жизнь, порой неоднозначного и противоречивого по результатам. Всесторонняя интеграция в процесс социально-экономического развития породила проблемы, которые молодому поколению теперь предстоит осмысливать и учитывать в определении перспектив общественного и государственного развития, в своём личном становлении. Без нашей помощи они не обойдутся.
Сегодня в центре работают четыре музея культурно-исторической и военно-исторической направленности. С помощью программы «Уроки техносферы» подростки осваивают информацию о технологических подходах к обеспечению жизнедеятельности такого гиганта, как «Орлёнок», знакомятся с самыми современными технологиями производства на предприятиях, в лабораториях институтов и университетов Краснодарского края. Мы запускаем проект, который позволит ребятам ознакомиться с рабочими профессиями, а кружок «Робототехники» — самый востребованный среди старших подростков. Огромное внимание в деятельности нашего Дома авиации и космонавтики занимает историческое и культурное наследие технических достижений в области космонавтики и авиации, военной истории.
Оздоровление подростков — приоритетное направление нашей работы. Рекреативно-оздоровительная функция детского лагеря имеет педагогическую направленность, она осуще-
ствляется воспитателями, педагогами в тесном единстве с воспитательной функцией, так как все виды и формы деятельности детского коллектива направлены на укрепление здоровья ребёнка.
Сегодня невозможно работать с подростками без привлечения всего педагогического потенциала центра. Мы многое сделали, чтобы прийти к единому пониманию необходимости отбора того или иного содержания педагогической деятельности, в центре которой должен быть ребёнок с его мироощущением и индивидуальностью. «Орлёнок» — это не просто отряд и детский лагерь, это огромный коллектив, в котором много замечательных профессионалов, готовых прийти на помощь, передать свой опыт, поддержать в трудную минуту. Таким образом подчёркивается основополагающий, системный принцип функционирования воспитательной системы «Орлёнка» — Уважение, Добро, Забота, Творчество, Культура, Сотрудничество и Сотворчество детей и взрослых.
Пребывание в лагере даёт возможность подростку расширить своё представление об окружающем мире, реализовать собственный потенциал в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также апробировать собственные модели поведения и открыть для себя иные модели, которые обогатят его социальный опыт.
Российское общество переживает непростое время. Возвращение в состав Российской Федерации Республики Крым и Города-Героя Севастополя должно стать для детей, которые в дни 70-летия Великой Победы приедут для участия в программах детских лагерей, тем эталоном уважительного отношения к истории и культуре своего народа, который формирует чувство сопричастности, патриотизма и гражданственности, гордости за своё Отечество. Мы присутствуем и участвуем в написании новой страницы в истории России и должны учить этому наших юных граждан. НО