Научная статья на тему '"Орлёнок" - пространство, свободное от агрессии, экстремизма и озлобленности'

"Орлёнок" - пространство, свободное от агрессии, экстремизма и озлобленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / MULTINATIONAL TEAM / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ / INTERNATIONAL TENSION / ДЕТИ-НОСИТЕЛИ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА / ОСОБЕННОСТИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА / CHILDREN-CARRIERS OF CULTURE IN REGION / FEATURES OF MULTINATIONAL CHILDREN COLLECTIVE / ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ / CONFLICT PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Инна Алексеевна, Федотова Юлия Александровна

Присутствие в детских лагерях детей из республик Северного Кавказа порой становится проблемой для их сверстников и для вожатых. Как решать подобные проблемы и не доводить ситуацию до конфликта?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Орлёнок" - пространство, свободное от агрессии, экстремизма и озлобленности»

«ОРЛЕ НОК» — ПРОСТРАНСТВО, свободное от агрессии, экстремизма и озлобленности

Инна Алексеевна Наумова,

методист управления образовательных программ ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» Юлия Александровна Федотова,

заместитель начальника управления образовательных программ по научно-методической работе ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», кандидат социологических наук

Присутствие детей из республик Северного Кавказа в детских лагерях зачастую связано со стрессовыми ситуациями как в среде их сверстников, так и во взаимодействии с вожатыми. Однако важно понимать, что эти дети — носители уникального культурного многообразия своего региона. Зачастую именно этот аспект находится вне компетенций современных педагогов и может стать предпосылкой для конфликтной ситуации.

• многонациональный коллектив • межэтническая напряжённость

• дети-носители культуры региона • особенности многонационального детского коллектива • профилактика конфликтов

«О

рлёнок» — Всероссийский детский центр, обеспечивающий летний отдых и специализированные молодёжные смены для подростков из всех регионов нашей страны. Поэтому толерантность рассматривается как норма отношения к человеку, как уважение к его труду, индивидуальному опыту — вне зависимости от возраста, пола, национальной, культурной и религиозной принадлежности. Такой смысловой подход заложен в историческом опыте «Орлёнка», является основой его культурно-образовательного пространства, свободного от агрессии, экстремизма, озлобленности и неуважения к человеку.

Безусловен позитивный эффект пребывания в детском объединении представителей различных этнических и религиозных культур. Между тем постоянно возникает потребность оптимизировать межличностные отношения детей разных национальностей. Особенно остро это ощущается в ситуации, когда в одном лагере, отряде взаимодействуют дети из регионов межэтнических конфликтов.

Как показывает практика, педагоги, впервые встречаясь с подростками той или иной национальности, в большинстве случаев оказываются неподготовленными к общению с ними. К сожалению, можно наблюдать и отрицательные реакции педагога: амбициозность, настороженность в общении, повышенная чувствительность, резкие эмоциональные взрывы. Подростки

предъявляют разные требования к нравственным качествам, профессиональным умениям воспитателя; у представителей Северного Кавказа ценятся, в первую очередь, уважительное отношение к представителю другой национальности и конфессии, способность воспитывать личным позитивным примером.

Особенности многонационального лагеря

Все важные события ребёнка происходят в отряде. Если же этот отряд многонациональный, то педагогу необходимы знание специфических особенностей такого объединения и умение эти знания «вплетать» в канву ежедневного общения с подростками так, чтобы это взаимодействие было интересным, ярким, запоминающимся.

Временное детское многонациональное объединение (ВДМО) — автономное, сборное объединение представителей различных национальностей, которое характеризуется насыщенностью и многообразием общения, высокой эмоциональной окрашенностью жизнедеятельности, принятием ценностно ориентированных норм поведения, отношений. К специфическим особенностям ВДМО можно отнести следующее:

• национальные особенности, традиции, нормы поведения детей и подростков;

• устойчивые связи между представителями одной национальности;

• формирование микрогрупп по этническому и территориальному признаку;

• проявление недовольства и негатива по отношению к сформировавшимся этническим микрогруппам;

• активизация связей, которая может стать предпосылкой к трениям между представителями различных этнических общностей.

Работая с детьми разных национальностей, нельзя ограничиваться только знанием возрастных и психологических особенностей, общих принципов и методики планирования жизнедеятельности отряда. Необходимо серьёзное осмысление и целенаправленный учёт религиозных, нравственных и воспитательных ценностей, свойственных представителям той или иной этнической общности и проявляющихся во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Обучение и воспитание должны быть сориентированы на подростка как носи-

теля определённой культуры, уникальных ценностей его народа.

Специфические ситуации и особенности взаимодействия

В лагерь дети приезжают на определённую смену. Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, на которой был ребёнок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, по-разному оценивали своё пребывание.

Смена — очень точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, ибо смена в лагере — это смена ребёнком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменения себя.

Мы предлагаем следующий алгоритм подготовки педагога к смене с временным детским многонациональным объединением.

1. Уточнить у административной группы детского лагеря, откуда прибыли дети.

2. Познакомиться с информацией о регионе, традициями, нравами, обычаями, нравственными и социальными ценностями представителей той или иной нацио-нальности1.

3. Изучить систему межличностных отношений, морально-психологическую атмосферу в многонациональном коллективе. Для этого необходимо обратиться

к специалистам социально-психологической службы, управления образовательных программ, способным показать общую

1 Например, можно прочитать информационно-методический сборник «Особенности работы с подростками из Северо-Кавказского региона в условиях детского лагеря». ВДЦ «Орлёнок», 2012, или обратиться к официальным интернет-источникам администраций регионов Северного Кавказа.

картину межнациональных отношений в лагере, их динамику.

4. Совместно с административной группой продумать и тщательно спланировать отрядную работу с учётом специфики заехавших детей.

5. Подготовить встречный отрядный уголок с учётом географии приезжающих детей.

6. При заезде делегаций из Северного Кавказа обязательно найти время и поговорить

с сопровождающими, узнать особенности конкретного ребёнка, по возможности определить старшего подростка, несущего ответственность за делегацию.

Знание специфики проявлений национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей в образовательном процессе помогает эффективно построить взаимодействие подростков. А главное, на основе национального своеобразия отношений и общения можно находить нетрадиционные подходы, устанавливать приоритетность тех шагов, которые следует предпринимать в интересах достижения целей деятельности педагога.

Рассмотрим специфические ситуации, с которыми может столкнуться педагог в течение всей смены.

Организационный период смены

Первая встреча с подростками. Ребята из республик Северного Кавказа ведут себя не так, как остальные дети: громко разговаривают между собой (в основном на родном языке), группируются, не снимают головные уборы в помещении, не реагируют на замечания, очень активно знакомятся с новой местностью. Важно помнить, что такое поведение, непривычное для педагога, для самих ребят естественно. Педагог, в свою очередь, не должен показывать ребятам своё удивление, нужно относиться к ним, как к остальным подро-

сткам. Если необходимо сделать замечания, то лучше выбрать спокойный, уверенный тон.

Нередко бывает так, что ребята к сверстникам из Северного Кавказа относятся иначе, чем к остальным: смеются над ними, отказываются общаться, боятся их, обращаются по национальности, а не по имени (иногда с недоброжелательным оттенком в прямом вопросе к незнакомому человеку, направленном на выявление его национальности). Причинами таких отрицательных проявлений подростков могут быть отсутствие позитивных представлений о людях другой национальности, детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт. И здесь педагог должен проявить максимум такта и дипломатичности, чтобы первое общение ребят в отряде было дружеским, заинтересованным и позитивным.

Оформление отрядного уголка. Наряду с основной информацией в отрядный уголок советуем включить краткую справку о регионах, из которых приезжают подростки, приветствие ребят на родных языках, интересные факты о субъектах РФ, их достопримечательностях, природе, известных людях. Также можно в первый день заезда предложить ребятам самостоятельно заполнить соответствующие рубрики отрядного уголка. Оформление отрядного уголка хорошо бы превратить в общее творческое дело, что поможет ребятам лучше узнать друг друга.

Индивидуальная беседа с подростками.

В такой беседе можно получить первые представления друг о друге. Задача педагога — узнать основные данные о ребёнке, а также корректно задать все интересующие вопросы, в том числе касающиеся вероисповедания. Ребята из республик Северного Кавказа охотно рассказывают о своей малой родине, её достопримечательностях. Задавая такие вопросы, педагог продемонстрирует ребёнку свою заинтересованность в нём. Конечно, здесь очень важно быть корректным и осведомлённым в теме беседы. Педагогу необходимо быть

предельно внимательным к своим словам и поступкам. А главное, помнить, что в беседе у подростка складывается первое впечатление о человеке.

Языковая компетентность. Нередко бывает так, что у ребят из северокавказских республик низкий уровень знания русского языка, это может осложнить индивидуальную беседу. Важно не торопить его во время разговора, внимательно слушать, а если он не знает русского языка, обратиться за помощью к ребятам этой делегации, которые владеют языком.

Знакомство с бытовыми условиями лагеря.

Знакомить подростков из Северного Кавказа с бытовыми условиями лагеря лучшее индивидуально. В первую очередь, нужно обязательно спросить у ребёнка, совершает ли он намаз. Если ответ положительный, уточнить, что ему для этого необходимо. Для намаза необходимы коврик, чистая комната, специально выделенное время. Если подросток исповедует ислам, то он наверняка соблюдает культуру посещения комнаты личной гигиены, что также необходимо учесть при оборудовании санитарных узлов.

Перед первым посещением столовой лагеря необходимо расспросить подростков о том, есть ли у них какие-либо ограничения в еде. В большинстве случаев звучит ответ: «Мне нельзя есть свинину, так как в исламе это запрещено». И даже если сотрудники столовой утверждают, что в блюде нет свинины, ребята всё равно могут отказаться его есть, потому что ислам предъявляет довольно строгие требования к мясной пище. Нужно отнестись к этому спокойно, не настаивать на приёме пищи. Если произошёл случай подачи детям блюда из свинины, то совместно с сотрудниками столовой необходимо найти ему альтернативу.

При рассадке за стол мальчики могут отказаться сидеть рядом с девочками, а девочки, в свою очередь, с мальчиками. Это не должно смущать, потому что так принято на Северном Кавказе.

Проведение игр на знакомство и взаимодействие. Во время игр на знакомство подростки называют своё имя, другие должны его запомнить. В этой ситуации может возникнуть проблема: многие северокавказские имена трудны

в восприятии на слух и произношении. Тогда можно предложить всем ребятам альтернативный вариант: назвать уменьшительно-ласкательную форму имени или прозвище, которое ему дали в семье, классе или в кругу друзей. Лучше отказаться от тех игр, где подросткам нужно будет делать какие-либо записи, так как ребята могут испытывать сложности с письменной речью.

Подростки из Северного Кавказа могут отказаться принимать участие в играх на взаимодействие, потому что зачастую эти игры предполагают телесный контакт участников. Причиной данной ситуации выступает соблюдение культуры тактильного взаимодействия: северокавказские народы крайне редко используют в общении прикосновения, похлопывания, поцелуи, объятия. Поэтому необходимо внимательно подбирать игры на знакомство и сплочение.

Предъявление единых педагогических требований. Этнические особенности могут способствовать либо препятствовать адаптации подростков к единым педагогическим требованиям. Поэтому необходимо создать условия для осознанного принятия подростками правил и требований жизнедеятельности в детском лагере. В первую очередь, важно делать акцент на уважении законов, традиций, правил, которые приняты в «Орлёнке». Например, на первых совместных сборах подростки из северокавказских республик могут общаться между собой на родном языке и не снимать головных уборов, что может раздражать остальных ребят. Поэтому необходимо сразу договориться, что на совместных встречах или делах общение принято только на русском языке и что в помещении головной убор необходимо снимать.

В большинстве случаев подростки с Северного Кавказа склонны сразу оказывать противодействие, если приёмы воспитательного воздействия им непривычны или непонятны. Например, мальчики

12—13 лет могут особенно агрессивно воспринимать нравоучения, нотации педагога. Важно учитывать, что в северокавказских семьях к мальчикам в этом возрасте уже относятся как к мужчинам. Подростки 14—16 лет тяжело воспринимают ограничения в свободе, им очень трудно соблюдать правила передвижения по территории лагеря и Центра. Это объясняется их стремлением утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе — для народов Северного Кавказа это норма. К подобному стремлению необходимо относиться уважительно и направить его в нужное русло, например, поручить выполнять ответственное задание. При этом не должно быть и бездумного потакания подросткам, здесь требуется вдумчивое прогнозирование их поведения.

И самое главное. Единые педагогические требования важно предъявлять последовательно, заранее обсудив их с напарником. Помните, что непоследовательные требования либо выполняются от случая к случаю, либо не выполняются вообще.

Знакомство с традициями «Орлёнка».

Проводя знакомство с традициями «Орлёнка», можно обратить внимание на схожесть народных и семейных традиций жителей нашей страны. Каждый этнос, народ, нация бережно хранит и уважает свои традиции, потому что это дань предкам, это народная мудрость. Так и в «Орлёнке» мы бережно храним традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Выборы детских органов самоуправления

(ОСУ). Для выборов ОСУ и передачи некоторых полномочий подросткам в «Орлёнке» проводится организационный сбор отряда. Важно, чтобы в состав ОСУ вошли представители всех национальностей. Это повысит их активность в жизнедеятельности отряда и в случае возникновения конфликтной ситуации поможет её разрешить.

Очень важный нюанс: ребята из Северного Кавказа могут негативно воспринять девочку-

командира, и это надо обязательно учитывать при выборе ОСУ. Поэтому педагогу важно проявить тактичную настойчивость и предложить кандидатуру мальчика. Если же весь отряд настроен выбрать командира-девочку, педагогу нужно быть готовым отстаивать мнение большинства ребят и авторитет выбранного командира.

Конфликтная ситуация в отряде. Конфликт на этапе зарождения не всегда заметен. Существуют некоторые признаки, которые могут «просигналить» педагогу о зарождающейся конфликтной ситуации:

• Деление подростков внутри отряда на микрогруппы.

• Высмеивание идей, предложений, поведения подростка или группы подростков,

в том числе и в процессе организованных видов деятельности по скрытым национальному, региональному, возрастному, гендер-ному признакам. Появление «изгоев».

• Игнорирование подростка или группы подростков, и, как следствие, появление аутсайдера (группы аутсайдеров).

• Нежелание встать в пару, выполнения совместной деятельности с кем-то конкретным или группой подростков.

• Умышленное создание ситуации неуспеха подростку или группе (подложить кнопку, испачкать кровать и вещи пастой), то есть наличие «козла отпущения», «вечно виноватого».

Своевременное «считывание» этих признаков поможет «погасить» конфликт на стадии его зарождения.

Типичные конфликты в оргпериоде — борьба за лидерство и территорию. В случае борьбы за лидерство педагогу необходимо выявить и отметить для себя потенциал каждого ребёнка (умение располагать к себе, доброжелательное отношение к товарищам, творческие способности, инициативность, умение брать ответственность на себя, умение идти на компромисс, умение владеть своими эмоциями в «острой» и конфликтной ситуации). Затем, исходя из выявленного потенциала, нужно подобрать каждому подростку соответствующие

поручения и/или задание, выполнение которых было бы для него значимым. В случае же борьбы за территорию требуется объяснение: в связи с чем тот или иной подросток занимает данное место в комнате, и рассмотреть плюсы и минусы сложившейся ситуации.

Основной период смены

Авторитет воспитателя. Он строится на доверии и уважении. Дети уважают педагога за справедливость, положительные качества. Дети доверяют вожатому как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Когда у вожатого есть авторитет, нет причин для нарушения детьми дисциплины. И слушаться они будут не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал. Известно, что в республиках Северного Кавказа беспрекословным уважением пользуются люди старшего возраста. Но здесь есть нюанс: уважают, как известно, не только за преклонный возраст, но и за авторитет, положительные качества. Поэтому если педагог не завоевал доверие и уважение подростков, не следует ожидать, что они будут придерживаться этой традиции, и тем более нельзя требовать этого. Авторитет педагога в детском лагере, как правило, складывается из ряда важных действий:

• Необходимо постоянно поддерживать авторитет своего напарника (не говорить о нём плохо, не критиковать, не обсуждать правильность принимаемых им решений и действий в присутствии детей, придерживаться единых педагогических требований, предварительно договорившись о них с напарником).

• Анализировать проблемные ситуации как

с подростком, так и с напарником следует индивидуально. Критикуя, обязательно уделять внимание положительным моментам и характеристикам.

• Постоянно контролировать свою речь, её тон, свой внешний вид.

• В ходе взаимодействия подростков друг

с другом необходимо соблюдать нейтральную позицию, не защищая и не обвиняя никого. Важно своевременно разбираться в проблемной ситуации, не оставляя её «на потом».

Уделять внимание детям, как в процессе организованных мероприятий, так и в неформальном общении (интересоваться самочувствием, эмоциональным состоянием, интересами и предпочтениями подростка, его внешним видом), однако не допускать панибратства.

• Проявлять свою осведомлённость в вопросах, интересных и актуальных для подростков (увлечения, межличностное общение, подготовка дела). Если степень осведомлённости педагога в конкретной области невелика, важно совершенствоваться «здесь и сейчас». Вожатому не следует использовать в своей лексике фраз «не знаю», «первый раз об этом слышу», «понятия не имею». Казалось бы, в них нет ничего особенного, но для подростков они зачастую «сигнализируют» о некомпетентности педагога.

Профилактика конфликтов. Изменение в настроениях, переживания представителей какой-либо национальности — своего рода барометр, по которому можно судить о промежуточных результатах, определять перспективы дальнейшей работы с многонациональным объединением.

Формирование коллектива зачастую происходит через трения, выяснение отношений, конфликтов. Как правило, эта стадия «выпадает» на основной период лагерной смены. Поэтому педагогу следует быть предельно внимательным, уметь «читать» отношения, складывающиеся в отряде, вовремя принимать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций. Необходимо работать не только с коллективом, но и с каждым подростком в отдельности. Следует пресекать факты притеснения по национальному признаку. Незнание национальных особенностей приводит не только к появлению межнациональных трений, но и к взаимному отчуждению.

Основное требование в профилактической работе — найти подход к каждому подростку той или иной национальности.

Педагог должен иметь чёткое представление о мнении и позиции подростка по поводу национально окрашенных проблем, возникших в отряде. Особую роль в сплочении отряда играет принцип «делай акцент на сходство, а не различия» и знакомство с культурой представителей той или иной национальности. В многонациональном коллективе необходимо делать всё возможное для изменения отрицательных представлений о той или иной национальности.

Итоговый период смены

Анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений. Итоговый период — это время обзора и оценки индивидуальных и коллективных достижений подростков. Подростки из Северного Кавказа не особенно активны в смене. Поэтому при подведении итогов и награждении участников эти ребята могут остаться без наград и почувствовать себя ущемлёнными по национальному признаку. Чтобы не возникло такой ситуации, важно в течение всей смены внимательно наблюдать за этими ребятами. Наблюдения помогут в итоговый период определить, во-первых, за что можно наградить ребёнка, во-вторых, придумать возможные формы поощрения. Это могут быть дипломы: «Самому спортивному», «Самому доброму», «Самому весёлому», «Самому трудолюбивому участнику смены», сюрпризки, сувениры. Главное, чтобы каждый ребёнок был отмечен.

Позиция воспитателя. В итоговый период происходит «расслабление», расшатывание норм, нечёткое выполнение требований, для ребят характерна излишняя самоуверенность, и педагогу важно регулировать эти процессы. Важно снова вернуться к тому, о чём договаривались в начале смены, «освежить память» с тем, чтобы конец смены не был омрачён конфликтами, непониманием, разочарованием во всём и всех.

Конфликтные ситуации. В итоговый период могут возникнуть конфликтные ситуации, когда подростки не согласны с результатами мероприятий (спортивные состязания, конкурсы, соревновательные моменты в детском лагере),

оспариваются достижения подростков в органах самоуправления, занимаемая позиция среди сверстников. Это конфликты, связанные с итогами конкуренции в течение смены. В подобных ситуациях необходимо осуществлять эмоциональную поддержку подростков, внимательно выслушивать их. Для каждого подростка значимы его переживания, насколько бы несущественными они не казались на первый взгляд. Совместно с подростком необходимо проанализировать проблемные и позитивные моменты его деятельности в смене, мотивировать его на личностный рост и самосовершенствование по приезде домой.

Разъезд. Последние дни смены — возможность и для вожатых, и для детей сказать друг другу всё то хорошее, что не успели или не отважились сказать раньше. Часто для ребят разъезд становится первым опытом расставания с новыми друзьями, поэтому задача педагога — сделать этот процесс как можно менее болезненным, «вывести» ребят на позитивный тон расставания. Ребятам из республик Северного Кавказа наряду с традиционными песнями, прощальным орлятским кругом, кричалками можно предложить (или они сами могут выступить инициаторами) станцевать лезгинку. Многим вожатым запомнилась прощальная лезгинка отъезжающих северокавказских делегаций, этот чудесный танец — важная эмоциональная точка смены.

Невозможно учесть всё многообразие ситуаций общения и отношений временной детской полиэтничной среды, в которую попадают дети и педагоги. Здесь многое зависит от взрослого, от его настроя на позитивное взаимодействие, желания узнать как можно больше о ребёнке и регионе, из которого тот приехал, от стремления педагога к собственному личностному росту и созданию условий для развития личностного потенциала ребёнка, расширения его социального опыта.

Когда ребёнок чувствует, что его любят, им интересуются, что он — личность, мнение которой важно в конкретном коллективе, для конкретного человека, тогда этот ребёнок одарит педагога благодарностью и доверием. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.