Научная статья на тему 'Помочь подросткам осмыслить информацию'

Помочь подросткам осмыслить информацию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМЫ АНАЛИЗА / ОЦЕНКА / EVALUATION / САМООЦЕНКА / SELF-EVALUATION / КОНВЕРТ ДОСТИЖЕНИЙ / ACHIEVEMENTS ENVELOP / ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ORGANIZATION OF ANALYTIC WORK / FORMS OF ANALYSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванченко Ирина Владимировна

Вожатым предлагается использовать такой вид работы, как организация работы подростка с индивидуальным дневничком, или конвертом, на страницах которых ему будут предложены разные способы сбора и обобщения информации, записи собственных мыслей и рассуждений, а также анализ того, что происходит с ним в смене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Помочь подросткам осмыслить информацию»

по

МОЧЬ ПОДРОСТКАМ осмыслить информацию

Ирина Владимировна Иванченко,

педагог дополнительного образования отдела детского творчества ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»

Попадая в новое для себя окружение, знакомясь с возможностями лагеря, принимая участие в совместной творческой деятельности, подросток получает много новой для себя информации, которую не всегда успевает до конца осмыслить. Чтобы помочь ему, отрядный вожатый может использовать такой вид работы, как организация работы подростка с индивидуальным дневничком, либо конвертом, на страницах которых ему будут предложены разные способы сбора и обобщения информации, записи собственных мыслей и рассуждений, а также анализ того, что происходит с ним в смене.

• формы анализа • оценка, самооценка • конверт достижений

• организация аналитической работы

Конверт открытий и достижений

Ребятам удобнее работать с конвертом или папкой — формой-«нако-пителем», объединяющей в себе идеи школьного портфолио и его личного дневничка. «Конверт» поможет подростку:

• точнее определить собственные цели на смену, продумать пути их достижения;

• проследить этапы своего «роста», обобщить и проанализировать полученный в лагере опыт, сделать выводы, наметить перспективы;

• наглядно подтвердить достижения, результаты своей деятельности в смене.

При этом развиваются такие важные для лидера качества, как самостоятельность и ответственность, появляется навык рефлексии, направленной на формирование и высказывание отношения к своим действиям и поступкам, к своему здо-

ровью, к происходящему вокруг, на оценку своих умений, достижений, поступков.

Педагогу при помощи «Конверта» легче увлечь подростка деятельностью, выяснить, понятны ли ему основные идеи смены, узнать, как он реагирует на события, участником которых является. Ещё «Конверт» поможет вожатому увидеть результаты участия каждого ребёнка в программе, заметить возникающие проблемы, а значит вовремя внести коррективы в программу отрядной деятельности, найти верный стиль в отношениях с ребятами и индивидуальный подход к каждому. Правильно выбранный педагогом «тон» работы с конвертом может внести в жизнь отряда романтический, таинственный или, наоборот, деловой оттенок, что ярче подчеркнёт идею смены и отрядной программы.

Содержание «Конверта

Материалы, которые подросток будет вкла дывать в «Конверт», можно объединить по тематике в несколько

разделов.

Листочки разных разделов могут отличаться друг от друга цветом, чтобы в конце смены их легко было собрать по темам, а некоторые (например, памятки, песни) скрепить в мини-блокнотики.

2. «Моя малая родина» — краткая информация о регионе, из которого приехал

Кои ребёнок, о его школе, детском

общественном объединении.

Первые впечат-

//////

Информация о тематике, особенностях смены, возможностях лагеря, о предстоящей

совместной деятельности, мнения о событиях смены

3.

////

О!

//ш////.

^ ления» — мнение \ подростка об

^ «Орлёнке», ожидания от смены,

л

представления о возможностях

<Это

Я! »

Размышлении о последействий: какой ОПЫТ получен, в чем его польза, где и как его можно использовать в дальнейшей жизни

Листочки, из которых составится этот раздел, сделают старт работы с «Конвертом» эмоционально значимым, интересным, помогут педагогу получить информацию о ребятах и их ожиданиях от смены, усилить мотивацию подростков к активному участию в деятельности.

Содержание листочков:

1. «Здравствуй, Я!» — представление подростком самого себя: имя, фамилия, возраст, интересы, увлечения, успехи, достижения.

Знания, полученные в процессе деятельности: памятки, рекомендации. Фиксация, инструкции, подсказки, самооценка шпаргалки, правила, успехов и определения, у достижений: схемы, идеи, принял участие, сценарии с та л организатором, и др.

научился, достиг, получил сертификат, грамоту, зачет, ...

лагеря.

4. «Коротко о важном» — мнение подростка по вопросам, связанным с тематикой смены.

О.

Из «Книги для медленного чтения» (дневник слушателя Школы вожатых «Орлёнка»), 2005 год

5. «Мой маршрут на карте смены» — постановка ребёнком индивидуальной цели, задач на смену, планирование им своей деятельности, определение возможных результатов, путей и этапов их достижения.

«Мой «Орлёнок»

Листочки этого раздела помогут педагогу познакомить ребят с тематикой, особенностями, возможностями смены, с содержанием предстоящей совместной деятельности, позволят быстрее сориентироваться, соотнести свои ожидания с возможностями «Орлёнка» и стать активными участниками жизни отряда.

Содержание

листочков:

1. «Есть на свете такая сторонка» — постоянно пополняемая информация об «Орлёнке» и лагере: карты, схемы, правила, законы и традиции, легенды, песни, стихи.

2. «Знаю! Умею! Действую!» — информация о смене, её основной идее, содержании отдельных этапов, сферах и направлениях предстоящей деятельности; конкретные планы деятельности.

3. «Орлятский калейдоскоп» — словарик названий и аббревиатур, используемых в смене. Например: ОСУ, Содружество непохожих, клуб, ЗОЖик, КТД, Школа старого боцмана, Маршруты безопасности.

4. «Ключи к успеху» — анализ подростком возможностей смены для проявления своих способностей, качеств, активности, для получения новых знаний и умений.

5. «Я + Ты = Отряд!» — мнение ребёнка

о происходящих в смене событиях, размышления о своём участии в них, о жизни отряда, впечатления от общения со сверстниками и взрослыми.

6. «Мои географические открытия» — впечатления от знакомства с природой и достопримечательностями «Орлёнка» и Краснодарского края.

«Я и моё здоровье»

Листочки этого раздела посвящены здоровому образу жизни. Они помогут познакомить подростков с этим понятием, будут способствовать осознанию ими ценности собственного здоровья и принятию принципов здорового образа жизни. Сюда же могут войти формы, разработанные для оценки и анализа ребятами своего физического и эмоционального состояния, из которых педагог получит дополнительную информацию об их здоровье и отношении к правилам здорового образа жизни.

Содержание

листочков:

1. «Письмо Айболиту» — дневник настроения, впечатлений, эмоций, физического самочувствия подростка в разные дни, периоды смены.

2. «Мой выбор» — представления подростка о здоровом образе жизни, их изменение в течение смены.

3. «Секреты здоровья» — новые знания

о своём здоровье, способах его поддержания, которые подросток получает в течение смены.

4. «Здоровым быть модно» — идеи физкультурно-оздоровительных и познавательных дел; оценка дел, в которых подросток принял участие в лагере.

«Портфель лидера»

Листочки этого раздела дадут возможность фиксировать полученные в смене знания и умения, выражать отношение к тем или иным понятиям, правилам, событиям. Стоит включить сюда специально разработанные формы для анализа ребёнком полученного опыта, оценки своего участия в деятельности.

Содержание листочков:

1. «Портрет лидера» — начальные представления подростка о необходимых лидеру качествах, знаниях и умениях; изменение этих представлений в течение смены.

Из «Книги для медленного чтения» (дневник слушателя Школы вожатых «Орлёнка»), 2005 год

2. «Словарик лидера» — основные понятия организаторской и коллективной творческой деятельности, используемые в смене. Например: «лидер», «организатор», «команда», «инициатива».

3. «Лидерская копилка» — полученные ребёнком на обучающих занятиях и в процессе практической деятельности памятки, схемы, инструкции, подсказки, рекомендации, шпаргалки на такие темы, как:

• о правилах эффективного взаимодействия в команде;

• способах подготовки и проведения дела;

• способах сбора и представления информации;

• способах подведения итогов дня, дела, оценки результатов деятельности;

• правилах подготовки публичного выступления, ведения диалога, дискуссии;

• обязанностях подростка при выполнении его поручения в органах самоуправления.

4. «Мир вокруг» — полезная информация образовательного характера, например:

• о правах и обязанностях подростков;

• символах России и региона, из которого приехал ребёнок;

• актуальных проблемах подростков и молодёжи России;

• детских общественных организациях региона.

Из детского конверта «Я расту!» — детский лагерь «Звёздный», 2007 год

5. «Есть идея!» — интересные идеи организации досуга, копилка форм, практические разработки и сценарии дел различной направленности.

«Мои достижения»

Здесь собираются листочки, отражающие результаты участия подростка в смене: те, что он видит, оценивая себя сам, и те, что отмечены другими людьми, сверстниками и взрослыми.

Содержание листочков:

1. «ДостижениЯ» — оценка подростком своих результатов:

• знаю, умею, узнал (что именно), научился (чему);

• принял участие в работе творческой группы, стал автором идеи, организатором дела, ведущим мастер-класса, разработчиком проекта (каких идей, дел, проектов).

2. «Звездопад» — наглядное подтверждение достижений:

• грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности;

• жетоны, марки, значки, медали и другие знаки отличия;

• зачётные листы или книжки;

• удостоверения, подтверждающие звания мастера, инструктора, организатора.

3. «ОТВЕТственность» — вопросы и задания, возвращающие подростка

к переживаниям, ощущениям, мыслям, возникшим в ходе деятельности, и направленные на:

• размышления о том, благодаря кому и чему удалось достичь успехов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• самооценку поступков;

• анализ полученных результатов;

• подведение личных итогов смены, выводы на будущее.

4. «Есть вопрос!» — личная переписка подростка с вожатым (вопросы — ответы, рассуждения на волнующие темы).

Из детского конверта «Я «Звёздный», 2007 год

расту!» — детский лагерь

<Я смогу»

В этот раздел листочки вкладываются в конце смены. Они помогут подростку систематизировать полученный в лагере опыт, задуматься о том, как применить его в школе, кружке, детском общественном объединении.

Содержание

листочков:

1. «Узелки на память» — размышления

о том, в чём польза полученного в смене опыта, где и как его можно использовать в дальнейшем; кому предложить свои идеи, где искать союзников и единомышленников, куда обратиться за помощью, советом.

2. «Продолжение следует» — конкретные идеи, планы, проекты, советы, задания, пожелания — что можно сделать дома, в школе,

компании друзей, общественной организации.

3. «Мой орлятский круг» — адреса, телефоны, пожелания, напутствия орлят.

4. «Обратный адрес детства» — вопросы, на которые предлагается ответить через некоторое время после возвращения домой (через месяц, полгода, год). Подростку предлагается, заполнив эту страничку, отправить её в «Орлёнок» своим вожатым.

Содержание всех листочков — идеи, смыслы, задания — должно быть понятным и доступным, отражать деятельность подростков не только в отряде, но и в микрогруппе, творческой группе, органе самоуправления, клубе, кружке, секции. Оно может изменяться в зависимости от особенностей конкретной смены и возраста ребят.

Работа с «Конвертом» в течение смены

Предварительная работа, или подготовка к «старту»

С первых дней смены, знакомясь с ребятами, предлагая им оценить их настроение или самочувствие, выполнить какие-либо творческие задания,

результаты которых можно зафиксировать на бумаге, отмечая их успехи и активное участие в делах оргпериода, вожатые подготавливают ребят к предстоящей работе с «Конвертом открытий и достижений». И на деле-«старте» ребята смогут положить в него свои первые «сокровища». Кроме того, на одном из «огоньков» или дел оргпериода вожатые могут образно, при помощи притчи, легенды или сказки, представить ребятам предстоящую работу с «Конвертом».

Старт

Активная работа с «Конвертом» начинается в конце оргпериода, когда ребята уже хорошо представляют себе программу смены, её особенности, знают, где и каким образом они могут себя проявить, чему научиться.

Старт работы — это отдельное отрядное дело по вводу в тематику смены, сбора-планирования. Вожатые заранее продумывают, каким образом они преподнесут идею работы с «Конвертом». Главное, в чём нужно разобраться — для чего ребятам в смене пригодится этот «Конверт», в чём его польза. Затем нужно договориться о правилах работы с «Конвертом», придумать какой-то свой «секрет», свою отрядную традицию. Что-то можно сделать вместе с детьми, а какие-то моменты дела, подготовленные самими вожатыми, могут стать для ребят сюрпризами. Если «Конверты» будут самодельными, надо продумать, когда и каким образом ребята будут их оформлять.

У каждого «Конверта» может быть своё особое прозвище либо свой личный «хранитель», от имени которого составляются все вопросы и задания. Знакомство с «Конвертом» может начаться с «обращения» к его обладателю, с советов, подсказок, как им пользоваться.

Первые задания «Конверта открытий и достижений» должны быть простыми, но интересными, чтобы у ребят появилось жела-

ние продолжить работу. Они могут «познакомиться» с «Конвертом»: представить ему себя, выразить в творческой форме (рисунок, стихотворение, песенный коллаж) свои ожидания от смены. В ходе дела-«старта» ребятам можно объяснить основные понятия смены и предложить подумать над тем, что каждый сможет сделать, в чём проявить себя, чему научиться. Или вместе поразмышлять над тем, что может измениться в смене от того, что именно они стали её участниками. Всё это ребятам предлагается отметить на отдельных страничках и вложить их в свои «Конверты».

Работа с «Конвертом» в основной период смены

После дела-«старта» «Конверт» сопровождает ребят в ходе всего их «путешествия» по смене. Подросток не просто вкладывает в него свои «награды», он самостоятельно или вместе с вожатым пробует оценить своё настроение, самочувствие, полученные знания и умения, свою позицию по отношению к происходящему, чтобы задуматься над тем, какими способностями он обладает, что ему в себе следует развивать, чему ещё научиться, где применить полученный опыт. Содержание страничек «Конверта» должно отражать ту деятельность, которой будут заниматься ребята, а потому часть из них разрабатывается заново для каждой конкретной смены.

Ребята могут работать с материалами «Конверта» и на сборе совета лагеря, на занятиях в школе и кружках, в творческой группе, в другом внеот-рядном объединении. Но обобщение всего, что произошло за день, происходит в отряде, поэтому роль вожатого в этой работе очень важна. С использованием страничек «Конверта» он может проводить вечерний анализ дня, «огонёк», анализ отрядного дела. В отряде может быть установлен особый «Час работы с Конвертом» (интересное

название этому делу ребята могут придумать самостоятельно).

Каждый раз работа может быть организована по-разному. Например, с выполнения одного из заданий «Конверта» можно начать какое-то отрядное дело. Тогда при его анализе можно будет вернуться к высказанным вначале суждениям — оценить их верность, чтобы в итоге каждый смог сделать для себя конкретные выводы, наметить ближайшие перспективы.

Кроме интересных содержательных заданий педагог может вкладывать в «Конверты» ребят какие-либо «сюрпризки» (приветствия, обращения, письма, поздравления с успешным завершением похода или соревнований, фотографии, стихи, календарики и прочее). «Конверт» приобретает большую значимость для подростков, если в нём появляются особые личные послания. Ребята начинают готовить подобные «сюрпризки» и поздравления друг для друга, что помогает созданию особой доверительной атмосферы в отношениях между ними, в совместной деятельности и в работе с самим «Конвертом открытий и достижений».

Завершение работы с «Конвертом» может стать одним из этапов итогового сбора отряда либо отдельным делом со своей идеей, интригой, сюрпризами. Содержание дела продумы-вается таким образом, чтобы, заполняя послед ние странички «Конверта», ребята могли подвести итоги своего участия в смене, оценить достижения, результаты собственной деятельности и деятельности отряда. Происходит обобщение и систематизация полученного ребя тами в «Орлёнке» опыта, и теперь задача педагога — помочь ребятам разобраться в том, где этот опыт может им пригодиться, как они его могут использовать, что следует предпринять для достижения своих маленьких и боль ших целей, чему учиться, какие качества и способности в себе развивать.

Здесь же ребятам представляются странички «обратной связи» («отрывные талоны», «задания на дом»). «Конверты» пополняются страничками с информацией о детских обще-

ственных объединениях тех регионов, откуда ребята приехали, о домах детского творчества и клубах по месту жительства: кому можно предложить свои идеи, где реализовать собственные проекты, куда и к кому обратиться дома за помощью, за советом.

Правила организации работы ребят с «Конвертом

«Конверт» должен иметь каждый ребёнок в отряде. Но если ребёнок категорически отказывается работать с «Конвертом», не стоит его принуждать. Подберите к нему особый «ключик», найдите нужные слова, и, возможно, он присоединится к работе чуть позже.

Обращения к ребёнку со страниц «Конверта» лучше формулировать следующим образом: «ты, у тебя, попробуй, представь, подумай, запиши, отметь, укажи», то есть в личных формах второго лица единственного числа. Такие обращения конкретны, адресованы лично читающему, поэтому вызывают больше доверия.

Ребята должны знать, что вожатые будут знакомиться с записями в их «Конвертах», чтобы помочь в чём-то разобраться, ответить на вопросы, но не будут публично обсуждать, оценивать содержание этих записей.

Работа ребёнка с «Конвертом» должна выстраиваться от простого к сложному. Если на первых страничках ему предлагается просто высказать своё мнение, то в дальнейшем задания должны заставлять его думать, рассуждать, анализировать свои поступки, позицию, успехи, промахи, достижения, делать выводы; задания должны быть интересными и даже неожиданными для ребят.

Задания на разных листочках не должны быть однотипными: нужно предлагать ребятам различные способы и приёмы записи информации и её анализа:

Подведение итогов, мотивация к последействию

цветопись, рисунок или аппликация, мини-эссе, анкета, таблица, диаграмма, карта или схема.

С использованием страничек «Конверта» можно проводить коллективные дела, направленные на анализ деятельности, обобщение опыта подростков. Ребята могут сравнивать, сопоставлять, анализировать содержание нескольких страничек, заполненных ранее, или сами разрабатывать содержание и оформление новых — для анализа предстоящего дела или пройденного этапа смены.

Чтобы формировать «Конверт» с каждой сменой было легче, стоит создать в детском лагере свою электронную базу с «заготовками» отдельных страничек «Конверта» для каждого раздела, куда в конкретной смене нужно будет просто внести необходимые дополнения и изменения. Таким образом эта копилка образцов будет постоянно пополняться.

Наиболее удобный для работы размер «Конверта» — с ученическую тетрадь, тогда на его страничках будет достаточно места, чтобы оптимально поместить нужный материал.

«Конверт» должен быть ярко, красочно оформлен, чтобы привлекать к себе внимание не только интересным содержанием, но

и внешним видом. На лицевой стороне может находиться эмблема или логотип «Орлёнка», символ, название и адрес детского лагеря, название «Конверта открытий и достижений».

Каждый листок тоже может иметь своё название, эпиграф или слоган, связанные с содержанием странички; эту же роль может выполнять эмблема, логотип или рисунок — по этим «знакам» ребята будут ориентироваться в направлении предстоящей работы с «Конвертом», настраиваться на определённую «волну».

В документе обязательно должны быть указаны реквизиты «Орлёнка» и детского лагеря: адрес интернет-сайта, электронный и почтовый адрес (на самом «Конверте», на листках с установочной информацией или на листках «последействия»).

Вдумчивая работа ребёнка с «Конвертом открытий и достижений» требует времени. Воспитатель, планируя день, должен помнить об этом.

Дома ребёнок, опираясь на содержание материалов «Конверта», сможет продемонстрировать родным и близким свои достижения, подробнее рассказать о смене. Некоторые материалы помогут ему в осуществлении привезённых из лагеря идей и проектов, в проведении интересных и полезных дел в классе, школе, кружке или клубе, в детской общественной организации или во дворе. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.