Научная статья на тему 'Сбыт продукции крестьянских хозяйств: особенности и каналы реализации'

Сбыт продукции крестьянских хозяйств: особенности и каналы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
918
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сбыт продукции крестьянских хозяйств: особенности и каналы реализации»

Показатели Категории хозяйств Объем производства (фактический), млн т Объем производства в 2010 г. (прогноз), млн т Объем производства в 2015 г. (прогноз), млн т

1999 г. 2004 г. в целом по РФ как сумма по 19 прогнозным группам в целом по РФ как сумма по 19 прогнозным группам

Овощи ХВК 12,3 14,6 17,3 16,8 19,6 18,9

К(Ф)Х 0,26 0,71 1,3 1,1 1,7 1,5

Сахарная свекла (фабричная) ХВК 15,2 21,8 21,9 19,5 21,9 19,4

К(Ф)Х 0,83 2,3 3,7 3,3 5,1 4,3

Посевная площадь кормовых культур, тыс. га ХВК 30,0 25,7*** 23 26 23,6 26,4

К(Ф)Х 0,7 * * * ГЧ 1 2,1 1,3 2,7 1,5

*Средний показатель производства молока за 2002 - 2004 гг., так как за рассматриваемые 6 лет он был подвержен сильным колебаниям; **в 2005 г.; ***в 2003 г.

Динамика производства овощей в начале нашего столетия как в хозяйствах всех категорий, так и в фермерских хозяйствах имеет большие региональные различия, в некоторых регионах наблюдался

значительный рост этой отрасли, что свидетельствует о необходимости учета в прогнозах региональных факторов. Аналогичная ситуация складывается и в производстве сахарной свеклы (фабричной).

СБЫТ ПРОДУКЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ: ОСОБЕННОСТИ И КАНАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ

С.С. Кузьминская, к.э.н., ст. науч. сотр., А.В. Наумкин, к.э.н., докторант, М.В. Ивлев, асп. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве

В условиях рыночной экономики наиболее эффективно работают те хозяйства, которые грамотно и компетентно определяют требования рынка, организуют производство биологически полноценной, экологически чистой наиболее дешевой продукции, пользующейся широким спросом у покупателей. Следовательно, в современных условиях при планировании структуры производства необходимо изучать спрос, сложившийся и прогнозируемый уровень цен на рынке соответствующего вида продукции. В противном случае продукция может не найти сбыта либо будет реализована на невыгодных для хозяйства условиях. Уже сегодня многие фермеры отмечают огромные внутренние резервы роста производства сельскохозяйственной продукции в своих хозяйствах, но останавливают данный процесс трудности, возникающие с реализацией конечного продукта, такие, например, как недостаток грузового транспорта, монополизм заготовительных организаций, отсутствие широко развитой собственной перерабатывающей базы. Вместе с тем результат сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции как в чистом, так и в переработанном виде остается основным источником доходов крестьянских хозяйств. Подтверждением этого является удельный вес доходов, полученных от реализации продукции сельского хозяйства в структуре общей суммы выручки, уровень которого в К(Ф)Х, как правило, составляет от 60 до 100%. Товарность сельхозпродукции в крестьянских хозяйствах колеблется в зависимости от целого ряда как внутренних, так и внешних факторов и составляет по разным видам продукции от 40 до 85%.

Анализ направлений реализации фермерской продукции показал, что практически по всем ее видам сложились диверсифицированные каналы сбыта, т.е. один и тот же вид продукции продается фермерами нескольким покупателям. Причем значение отдельных каналов реализации для различных

крестьянских хозяйств не одинаково, и во многом зависит от специализации хозяйства, характера экономических интересов субъектов рыночного обмена данным видом продукции, конъюнктуры и степени открытости местных рынков сырья и продовольствия, наличия собственных мощностей по переработке продукции, складских помещений и т.д.

Готовую продукцию крестьянские хозяйства реализуют практически самостоятельно. Основными каналами сбыта для фермеров, как правило, являются перерабатывающие предприятия, коммерческие заготовительные организации, частные предприниматели, и небольшая часть сельхозпродукции реализуется на местном и региональном рынках. Одно время широкое распространение получили товарные биржи, но в последующем их количество и место на рынке резко упали, затем началось увлечение оптовыми продовольственными рынками, но их организация потребовала значительных финансовых ресурсов.

Реализация продукции крестьянских хозяйств продовольственной корпорации, оптовым покупателям и перерабатывающим предприятиям осуществляется строго в соответствии с государственным стандартом. Образцы продукции проходят лабораторную проверку на качество, по результатом которой определяется цена за единицу продукции.

Главными оптовиками, а также представителями продовольственной корпорации на рынке зерна выступают хлебоприемные предприятия, они осуществляют приемку и отгрузку продукции с целью ее дальнейшего экспорта. Причем анализ качества поставляемой продукции производится в их лабораториях, а значит, неизбежны различного рода неточности и ошибки не в пользу фермеров. Подобное явление можно наблюдать и на перерабатывающих предприятиях. Еще одним негативным аспектом в рассматриваемых отношениях является невыполнение со стороны покупателей условий до

говоров по сроку перечисления денежных средств за отгруженную продукцию на расчетные счета фермеров. В основном по этим двум причинам последние стараются использовать данные каналы сбыта своей продукции только в случае крайней необходимостью.

Иная ситуация складывается при налаживании отношений фермеров с индивидуальными скупщиками. Анализ качества продукции производится на месте ее нахождения экспертным путем, транспортные издержки покупатель берет на себя, отгрузка осуществляется прямо в поле в процессе уборки, оплата производится на месте за наличный расчет. Конечно же, все это влияет на размер цены, изменяя ее в невыгодную для фермера сторону. Вместе с тем исключение негативных последствий реализации сельскохозяйственной продукции перерабатывающим предприятиям увеличивает заинтересованность фермеров в сотрудничестве с индивидуальными посредниками.

При выборе оптимальных каналов сбыта фермер сам решает, сколько и каких торговых предприятий нужно привлечь к сотрудничеству. Среди многих каналов реализации фермеры выделяют сбыт продукции индивидуальным скупщикам (в 2003 г. -30,3% опрошенных, в 2004 г. - 17,2%), перерабатывающим предприятиям (19,3% и 19,2%, соответственно). Лишь 4% владельцев крестьянских хозяйств отметили другие каналы сбыта своей продукции, в число которых отнесли население, а также и владельцев ЛПХ, воинские части, оптовые фирмы, ярмарки и т.п. Почти 8% фермеров - участников XV съезда АККОР осуществляли реализацию произведенной в их хозяйствах продукции через сельхозпредприятия (табл. 1).

1. Предпочтение фермеров в отношении каналов реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, %

(по результатам опроса фермеров-участников ________________съездов АККОР)_________________

Каналы реализации 2003 г. 2004 г.

Государственные структуры Собственные ларьки и магазины Рынок Перерабатывающие предприятия Индивидуальные скупщики Сельхозпредприятия Другие Итого 11,7 13,1 21,4 19.3 30.3 4,2 100,0 ,2 ,3 2, ,2 1 0 ,0 го ' со гС ^ §

Несмотря на увеличение каналов сбыта, устойчивых, стабильных хозяйственных связей, прочного партнерства между крестьянскими хозяйствами, торговлей и потребителями не существует. Деятельность посреднических структур в существующих условиях приводит к неоправданному замедлению товародвижения, удорожанию конечной продукции, присвоению ими части прибыли, созданной производителями. Анализ сложившейся системы реализации продукции в крестьянских хозяйствах показал, что фермеры постоянно сталкиваются с проблемой оптового сбыта. У многих фермеров нет крупных покупателей. Число потребителей в среднем на 1 хозяйство составляет не менее 10-15 в год, причем сильно ограничено количество постоянных потребителей, ре-

гулярно закупающих продукцию. Поэтому одна из главнейших задач фермера - это обеспечение стабильности и надежности рыночных связей.

Все более актуально для всех сельхозтоваропроизводителей стоит вопрос о конкурентных преимуществах производимой продукции. И в этом плане К(Ф)Х оказываются более чувствительными и мобильными.

Во многих областях и районах острой проблемой для крестьянских хозяйств является реализация произведенной скоропортящейся продукции в чистом виде, особенно это касается К(Ф)Х, удаленных от населенных пунктов, не имеющих подъездных путей. Поэтому несомненна целесообразность строительства для них хранилищ или перерабатывающих производств. Но, как показал опыт, фермерам на первых порах не под силу самостоятельное строительство овоще-, фрукто-, зернохранилищ, консервных, комбикормовых и других перерабатывающих цехов. К тому же мощности даже миницехов часто остаются недозагруженными. Поэтому строить их целесообразно на кооперативной основе. Тем более, что уже сегодня ряд ассоциаций крестьянских хозяйств приобретает и монтирует за счет фермеров убойные, мясоперерабатывающие и другие цеха.

Как показывает опыт переработки и сбыта фермерской продукции через потребительский кооператив, в некоторых регионах при его создании необходимо предусмотреть организацию маркетинговой службы, которая позволит рекомендовать фермерам эффективные формы производства продукции, ориентированной на рынок, и эффективнее осуществлять ее сбыт. Наличие же такой структуры в отдельных крестьянских хозяйствах не представляется эффективным, а порой и возможным.

Понимая, что недостаток развития инфраструктуры рынка препятствует получению адекватной цены за произведенную продукцию, фермеры самостоятельно решают возникающие здесь проблемы. Так, владельцы К(Ф)Х часто объединяются для сбыта своей продукции. Хозяйства «Русский мед» и «Пчелка» Истринского района Московской области производят и поставляют мед в Москву, который при этом фасуют в одинаковую тару с одинаковым логотипом.

За последние несколько лет глава крестьянского хозяйства «Алакюль-3» Ленинградской области Н.Н. Воробьев построил хранилище для капусты, в котором разместил оборудование для обработки и расфасовки моркови и капусты. Специфика заключается в том, что при этом крестьянском хозяйстве существует дочерняя организация, которая занимается обработкой, фасовкой и реализацией как своей продукции, так и выращенной близлежащими фермерами и сельхозпредприятиями. Такая доработка продукции способствует реализации ее в крупные торгующие сети, поставка производится в фирменной упаковке, ежегодный объем поставок составляет несколько тысяч тонн. Глава данного К(Ф)Х в качестве приоритетной задачи развития своего хозяйства выделяет создание центра по переработке сельхозпродукции и увеличение объемов ее поставок в удобной для розничной продажи упаковке.

К(Ф)Х К.А. Пака (Ленинградская область) было образовано в октябре 2003 г. как гусеводческая ферма. К октябрю 2004 г. было выращено около 10 тыс. гол. Гусей, готовых для реализации, т.е. закономерно возник вопрос сбыта мяса птицы. В связи с совместно с крестьянским хозяйством «Русь» было образовано некоммерческое партнерство, ориентированное на доставку, переработку, упаковку и централизованный сбыт выращенной сельхозпродукции. После создания такого логистического центра в течение двух месяцев вся выращенная продукция была через него реализована. Более того, главы указанных крестьянских хозяйств начали закупать мясо птицы для его доработки и сбыта через центр не только у фермеров и личных подсобных

хозяйств Ленинградской области, но и в хозяйствах других регионов России (Вологодская, Ивановская, Нижегородская и другие области). Это объясняется тем, что в Санкт-Петербурге есть постоянный спрос на охлажденное мясо индейки и гуся, а отдельные фермеры и личные подсобные хозяйства не имеют возможности организовать полный цикл производства, от инкубации до забоя, переработки и продажи сельхозпродукции. В результате им выгодно обратиться к таким логистическим центрам, которые, получив забитые тушки птиц, имеют возможность их обработать, упаковать и доставить покупателю в необходимом ему виде (охлажденное и упакованное мясо, готовое к приготовлению).

ИНВЕСТИЦИОННО-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ФЕРМЕРСКОГО ТИПА

Л.Ф.Арсенькина, к.э.н., ст. науч. сотр., Ф.А.Гальминас, ст. науч. сотр., Р.А. Рыбакова, вед. инженер-программист Всероссийского института аграрных

проблем и информатики им. А.А.Никонова

Экономико-математические модели, разрабатываемые в последние годы, касались в иерархическом плане производства продукции АПК во всех категориях хозяйств на уровне стран СНГ, экономических районов и федеральных округов, а в содержательном - уровня отдельных продуктовых подкомплексов АПК. Все эти модели позволяли формализовать рыночные взаимосвязи между объектами исследований.

В настоящее время все более увеличивается объем продукции сельского хозяйства, производимой в малых предприятиях фермерского типа. Это заставило повернуть исследования в сторону разработки экономико-математических моделей для предприятий малых форм. Поэтому разработка таких моделей актуальна. Для руководства ферм важно решить такие вопросы, как размеры посевной площади и поголовья коров, количество необходимой техники и число привлекаемых работников, а также размеры требуемых денежных средств на создание хозяйства с целью получения достаточной прибыли как для погашения кредитов, так и для дальнейшего развития фермы.

В связи с этим перед значительным количеством производителей продукции АПК стоит проблема определения объемов инвестиций и возможности их возмещения в обозримые сроки при создании новых предприятий или обновлении существующих, но обанкротившихся.

При нынешнем диспаритете цен, фактическом соотношении себестоимости продукции и цены реализации, даже если отечественное производство продукции отдельных видов оказывается менее эффективным, чем завоз импортной продукции, или на внутреннем рынке один продукт эффективнее производства другого, проблема продовольственной безопасности не может не оказывать влияния на решение подобных вопросов. Это вызывает настоятельную необходимость обоснования создания малых форм.

В связи с тем, что нет четкой регламентации относительно размеров ферм различной специализации, для апробации выбраны предприятия зерновой и молочной специализации, различающиеся размерами и геоморфологическим размещением.

Апробация моделей проводилась на условных данных, сориентированных на средние показатели хозяйств, существующих в определенных природно-климатических зонах. Для определения размеров предприятия фермерского типа по производству зерновых культур рассмотрены основные показатели, близкие для хозяйств Южного федерального округа, а для модели молочного типа хозяйств -Северо-западного и Центрального округов.

На основании этой статистики и разработаны экономико-математические модели. В первом случае предполагается, что земельный участок для организации хозяйства не покупается, а используются имеющиеся угодья. Инвестиции в данном случае направляются на обновление техники, покупку минеральных удобрений, необходимых для повышения продуктивности полей, а также комбикормов для повышения продуктивности животноводства. Вторая модель разрабатывается для такого случая, когда земля покупается, заново приобретаются техника, минеральные удобрения и комбикорм, нанимаются работники, обслуживающие ферму.

Хозяйства зернового направления достаточно крупного размера (10-20 тыс. га) в основном создавались в Южном, Приволжском и в западной части Сибирского федерального округа, где конфигурация полей исторически подходила для возделывания зерновых культур с точки зрения использования крупной техники и способов обработки. Для организации предприятий молочного типа лучше подходят Центральный и Северо-западный округа с их значительными естественными угодьями и более раздробленными полями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.